Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность в системе подготовки студенческой молодежи в образовательном пространстве'

Коммуникативная компетентность в системе подготовки студенческой молодежи в образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMPONENTS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE / STUDENTS / CONFLICT COMPETENCE / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карапетян Елена Аветиковна, Прохоренко Ольга Николаевна, Петров Андрей Александрович

В настоящий момент, обучение умению достигать соглашения в условиях совместной деятельности является чрезвычайно значимой областью современного образовательного пространства. В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности в системе подготовки студенческой молодежи в образовательном пространстве высшей школы. В рамках компетентностного подхода проводится анализ компонентов коммуникативной компетентности, выделяются проблемы в области развития коммуникативной компетентности у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карапетян Елена Аветиковна, Прохоренко Ольга Николаевна, Петров Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE SYSTEM OF PREPARATION OF STUDENT YOUTH IN EDUCATIONAL SPACE

At the moment, learning how to reach an agreement in a collaborative environment is an extremely important area of modern educational space. The article considers the problem of the formation of communicative competence in the system of training student youth in the educational space of higher education. Within the framework of the competency-based approach, an analysis of the components of communicative competence is carried out; problems in the field of development of communicative competence in students are highlighted.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность в системе подготовки студенческой молодежи в образовательном пространстве»

УДК 316

DOI 10.23672/SAE.2019.2019.44458

Карапетян Елена Аветиковна

кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Армавирский

механи ко-технологически й институт, (филиал) Кубанского государственного технологического университета [email protected]

Прохоренко Ольга Николаевна

преподаватель,

Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва [email protected]

Петров Андрей Александрович

магистрант кафедры психологии и педагогики, Южный федеральный университет azov61 [email protected]

Elena A. Karapetyan

Candidate of Philology, Associate Professor Humanitarian Disciplines, Armavir

Mekhaniko-Institute of Technology, (branch) of the Kuban State Technological University [email protected]

Olga N. Prokhorenko

Teacher,

Rostov Regional School (college) Olympic reserve [email protected]

Andrey A. Petrov

Undergraduate of Department Psychology and Pedagogics, Southern Federal University azov61 [email protected]

Коммуникативная

компетентность в системе подготовки студенческой молодежи в образовательном пространстве

Communicative

competence in the system of preparation of student youth in educational space

Аннотация. В настоящий момент, обучение умению достигать соглашения в условиях совместной деятельности является чрезвычайно значимой областью современного образовательного пространства. В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности в системе подготовки студенческой молодежи в образовательном пространстве высшей школы. В рамках компетентностного подхода проводится анализ компонентов коммуникативной компетентности, выделяются проблемы в области развития коммуникативной компетентности у студентов.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, компоненты коммуникативной компетентности, студенческая молодежь, конфликтная компетентность, образовательное пространство.

Annotation. At the moment, learning how to reach an agreement in a collaborative environment is an extremely important area of modern educational space. The article considers the problem of the formation of communicative competence in the system of training student youth in the educational space of higher education. Within the framework of the competency-based approach, an analysis of the components of communicative competence is carried out; problems in the field of development of communicative competence in students are highlighted.

Keywords: communicative competence, components of communicative competence, students, conflict competence, educational space.

В нынешних стремительно изменяющихся общественных реалиях недостаточно, чтобы специалист той или иной сферы деятельности обладал только одной профессиональной компетентностью. Для эффективной профессиональной и личностной самореализации, а также -деловой и межличностной коммуникации, необходима также компетентность коммуникативная [1]. В настоящий момент, обучение умению достигать соглашения в условиях совместной дея-

тельности является чрезвычайно значимой областью современного образовательного пространства [2]. Особую актуальность данный вопрос приобретает в условиях многоуровневого образования, развивающегося после вступлении России в Болонский процесс и наметившегося к реализации компетентностного подхода в обучении, в рамках которого принято выявлять разного рода компетентности, т.е. требования к знаниям и умениям профессионала.

Принадлежность к профессиям типа «человек-человек», бесспорно, выдвигает на передний план среди ряда других компетенций будущего специалиста коммуникативную компетентность. Как справедливо подчеркивает Е.А. Попович, отсутствие или «невысокий уровень развития коммуникативной компетентности приводит к умножению ситуаций неудач, разрушает профессиональную мотивацию», снижает уровень удовлетворенности профессией [3]. Исходя из этого, коммуникативная компетентность (КК), будучи необходимым профессиональным качеством, формируемым системой подготовки студенческой молодежи в современном образовательном пространстве, имеет множество трактовок.

На наш взгляд, прежде всего, стоит развести понятия компетентности и компетенции, лежащие в основе всякой профессиональной деятельности: компетентность - личностная характеристика, а «компетенция» обозначает должностные (функциональные) полномочия личности. Компетенции - это характеристики, необходимые для удовлетворительного выполнения задач, а компетентности представляют собой характеристики, отличающие наилучших работников от средних [4].

Сегодня понятие «коммуникативная компетентности рассматривается многими исследователями из гуманитарных и общественных областей знания. Так, под коммуникативной компетентностью одни авторы понимают способность разбираться в разнообразных обстоятельствах деловой и межличностной коммуникации (Л .Д. Столя-ренко, С.И. Самыгин) [5]; другие - как умение решать социально-коммуникативные задачи (Н.В. Казаринова, В.Н. Куницына) [6]; третьи -как систему коммуникативных знаний, социально-психологических умений, навыков и способностей, соответствующих коммуникативным запросам (Е.В. Сидоренко, Т.Н. Щербакова) [7].

В рамках последнего подхода Т.Н. Щербакова рассматривает КК в качестве сложной личностной характеристики, включающей: коммуникативные способности и умения, психологические знания в области общения, социально-психологические свойства личности и знания в сфере профессионального и межличностного общения, психосоциальное самочувствие, сопровождающее процесс коммуникации [8, с. 16]. В данном контексте, с целью наиболее адекватной характеристики специфики коммуникативной компетентности, формируемой в рамках системы подготовки студенческой молодежи, целесообразно выделить ее различные компоненты. Так, коммуникативная компетентность в системе подготовки студенческой молодежи в образовательном пространстве включает ряд важных компонентов:

- мотивационный компонент (образуемый потребностями в общении, положительных контактах (аффилиацией), мотивами развития компетентности, семантическими установками «быть успешным» партнером взаимодействия);

- когнитивный компонент (включающий знания студенческой молодежи из сферы деловых и межличностных коммуникаций, знание языка, а также рефлексивные, оценочные и аналитические способности, демонстрирующие уровень развития социального интеллекта молодежи);

- личностный компонент (формируемый смыслами, образом личности другого индивида как партнера социально-психологического взаимодействия, а также включающий социально-перцептивные способности молодых людей, их индивидуально-личностные характеристики, образующие коммуникативный потенциал личности);

- поведенческий компонент (образуемый индивидуальной системой оптимальных моделей межличностного взаимодействия, а также субъективного контроля коммуникативного поведения) [8, с. 25].

По мнению, О.Ю. Шубкиной, помимо мотиваци-онного и когнитивного компонентов, выделены деятельностный и рефлексивно-оценочный компонент коммуникации. Так, деятельностный компонент коммуникации предполагает анализ и оценку молодежью профессиональной коммуникативной ситуации, осуществление постановки цели общения, выбор коммуникативных стратегий и выстраивание коммуникативных тактик, включение в коммуникативную деятельность в качестве субъекта, стремящегося к реализации коммуникативного плана. Рефлексивно-оценочный компонент коммуникации проявляется в осуществлении анализа оценки эффективности собственного профессионального коммуникативного акта на основе рефлексии достигнутых коммуникативных целей, осмыслением путей своего совершенствования в профессиональной коммуникации [9]. Кроме того, формирование КК в процессе подготовки студенческой молодежи, по мнению Е.А. Смирновой и О.С. Ушаковой, предполагает и другие компетенции: языковую (обучение нормам языка и умение ими пользоваться адекватно коммуникативной ситуации), лингвистическую (знание о языке и речи, владение метаязыком лингвистики), культуроведче-скую (знание о языке и культуре народа) [10, с. 110]. Важно также подчеркнуть, что все компоненты коммуникативной компетентности предполагают в своей основе парадигму личностно-развивающего обучения студенческой молодежи в рамках образовательного пространства [11].

В структуре КК в системе подготовки студенческой молодежи в образовательном пространстве сегодня актуализировался компонент конфликтной компетентности, являющийся одной из важнейших общих характеристик профессионализма. Конфликтная компетентность нацелена на формирование способности личности, обеспечивающей эффективность ее коммуникации в разрешении различных конфликтных ситуаций. Б. И. Хасан характеризует ее как одну из ведущих характеристик личности и часть общей коммуникативной компетентности, определяя ее как уровень развития осведомленности будущих специалистов о возможном диапазоне стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти

стратегии в конкретной жизненной ситуации на практике. На основании проведенных исследований Б.И. Хасаном установлено, что ядро образовательного процесса - учебность - представляет собой конфликтную ситуацию, в которой конфликтная компетентность преподавателя -ученика воплощается в выборе адекватной образовательным целям стратегии и тем самым предопределяет эффективность самого образовательного процесса [12]. При этом важно отметить, что конфликтная компетентность может рассматриваться как вид коммуникативной компетентности, обладающий ее существенными качественными признаками: «сложность структурной организации, имеющей интегральный характер, связанность со структурой процесса коммуникации и его эффективностью, динамичность компонентов, возможность их совершенствования» в учебно-образовательном процессе [13, с. 16].

В соответствии с этим, исходя из практического опыта работы в образовательном пространстве высшей школы, можно выделить следующие основные проблемы в области развития коммуникативной компетентности у студентов:

- недостаточно развитая потребность в межличностном общении. По данным опросника аффи-лиации, 36 % студентов, обучающихся по специальности «педагог-психолог» в ФГОУ ВПО «ЮФУ» имеют низкий уровень развития мотива «стремление к людям», 64 % - средний; при этом по шкале «боязнь быть отвергнутым» высокий результат показали 9 % опрошенных студентов, 55 % - средний, и только 36 % - низкий [14];

- большинство студенческой молодежи даже к концу обучения в высшей школе не способны

Литература:

1. Гафиатулина Н.Х. Социально-психологические технологии деловых и межличностных коммуникаций / Н.Х. Гафиатулина, Я.В. Артамонова. Ростов-н/Д.; Таганрог, 2019.

2. Shakhbanova M.M. The role of trust in the formation of ethnic tolerance and social health in the modern Russian society / M.M. Shakhbanova, V.V. Kasyanov, et al. // Revista Inclusiones. 2019. Т. 6. № 2. С. 296-305.

3. Попович Е.А. Коммуникативная компетентность педагогов-психологов // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 1.

4. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М. : Академия, 2005. 368 с.

5. Столяренко Л.Д. Социальная психология / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. М., 2016. 332 с.

6. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. СПб., 2001. 544 с.

аргументированно, разносторонне, с привлечением научных знаний и жизненного опыта излагать собственную точку зрения;

- студенты не достаточно владеют навыками слушания, испытывают трудности в тех случаях, когда требуется пояснить или продолжить высказанную сокурсником мысль, сформулировать и задать вопросы по излагаемому материалу в процессе специально организованного академического взаимодействия (беседы);

- студенческая молодежь, даже обладая достаточными теоретическими навыками по психологии общения, зачастую демонстрирует недоразвитие умений и навыков деловой коммуникации, проявляющейся в неспособности организовать сотрудничество с малоизвестными людьми, в неумении эффективно взаимодействовать при работе в группах, находить выход из конфликтных ситуаций [14].

В этой связи, высшее учебное заведение, ставя перед собой задачу развития КК у студенческой молодежи, может использовать с этой целью не только учебные программы, но и технологию активного обучения (проблемная лекция, различные виды дискуссий, работа в малых группах, деловые игры, тренинги активного слушания и пр.).

Таким образом, поскольку коммуникативная компетентность сопровождает любой вид профессиональных обязанностей, умений и навыков специалистов, формирование КК в системе подготовки студенческой молодежи в образовательном пространстве является необходимым условием успешной адаптации и будущей эффективной профессиональной деятельности молодежи.

Literature:

1. Gafiatulina N.Kh. Socio-psychological technology of business and interpersonal communications / N.Kh. Gafiatulina, Ya.V. Artamonova. Rostov-on/D.; Taganrog, 2019.

2. Shakhbanova M.M. The role of trust in the formation of ethnic tolerance and social health in the modern Russian society / M.M. Shakhbanova, V.V. Kasyanov, et al. // Revista Inclusiones. 2019. Т. 6. № 2. С. 296-305.

3. Popovich E.A. Communicative competence of educational psychologists // St. Petersburg Educational Bulletin. 2018. № 1.

4. Mitina L.M. Professional activities and the health of the teacher. M. : Academy, 2005. 368 р.

5. Stolyarenko L.D. Social Psychology / L.D. Stoly-arenko, S.I. Samygin. M., 2016.332 р.

6. Kunitsyna V.N. Interpersonal communication / V.N. Kunitsyna, N.V. Kazarinova, V.M. Pogolsha. SPb., 2001. 554 р.

7. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб., 2004. С. 73.

8. Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. Ростов-н/Д., 2005.

9. Шубкина О.Ю. Формирование коммуникативной компетентности студентов технических направлений подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2016. 24 с.

10. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности студентов как условие их профессиональной деятельности / Е.А. Смирнова, О.С. Ушакова // Коммуникология. 2014. № 6. С. 109-121.

11. Снеговая О.А. Коммуникативно-компетент-ностный подход в образовательном пространстве высшей школы / О.А. Снеговая, Е.А. Кара-петян, В.Н. Власова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 10.

12. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск, 2004. 157 с.

13. Башкин М.В. Конфликтная компетентность. Ярославль : Ярославский государственный университет, 2014. 72 с.

14. Рощевская Е.В. Коммуникативная компетентность в системе подготовки педагогов-психологов / Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования: материалы Международной научно-практ. конф. Ростов-н/Д., 2010.

7. Sidorenko E.V. Communication skills training in business interaction. SPb., 2004. Р. 73.

8. Shcherbakova T.N. The psychological competence of the teacher: content, mechanisms and development conditions. Rostov-on/d., 2005.

9. Shubkina O.Yu. Formation of the communicative competence of students in technical areas of training : author. diss. Cand. ped sciences. Krasnoyarsk, 2016. 24 р.

10. Smirnova E.A. The formation of communicative competence of students as a condition of their professional activity / E.A. Smirnova, O.S. Ushakova // Communicology. 2014. № 6. Р. 109-121.

11. Snegovaya OA. The communicative-competency approach in the educational space of higher education / O.A. Snegovaya, E.A. Karapetyan, V.N Vlasova // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2019. № 10.

12. Hasan B.I. Psychotechnics of conflict and conflict competence. Krasnoyarsk, 2004. 157 р.

13. Bashkin M.V. Conflict competency. Yaroslavl : Yaroslavl State University, 2014. 72 p.

14. Roshchevskaya E.V. Communicative competence in the system of training teachers-psychologists / Innovative potential of the subjects of the educational space in the context of modernization of education: materials of the First International scientific and practical. conf. Rostov-on/D., 2010. Р. 287-291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.