Научная статья на тему 'Коммуникативно-компетентностный подход в образовательном пространстве высшей школы'

Коммуникативно-компетентностный подход в образовательном пространстве высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВЫСШАЯ ШКОЛА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ И ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE APPROACH / EDUCATIONAL SPACE / HIGHER SCHOOL / EDUCATION SYSTEM / STUDENT YOUTH / INTERPERSONAL AND BUSINESS COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снеговая Ольга Алексеевна, Карапетян Елена Аветиковна, Власова Виктория Николаевна

Данная статья посвящена осмыслению коммуникативно-компетентностного подхода в образовательном пространстве высшей школы. В статье описаны компоненты коммуникативной компетентности, в числе которыхкогнитивный, ценностный, поведенческий компоненты. Проведен также функциональный анализ коммуникативной компетентности профессиональной деятельности специалистов высшей школы. Авторами сделан вывод о том, что развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательного пространства должно строиться на основе личностно-развивающего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE- COMPETENCE APPROACH IN THE EDUCATIONAL SPACE OF HIGHER SCHOOL

This article is devoted to the understanding of communicative-competence approachin higher school educational space. The article describes the components of communicative competence, which include cognitive, value, behavioral components. The functional analysis of communicative competence of professional activity of specialists of higher school is also carried out. The authors conclude that the development of communicative competence of the subjects of the educational space should be based on personal and developmental education.

Текст научной работы на тему «Коммуникативно-компетентностный подход в образовательном пространстве высшей школы»

УДК 316.034

DOI 10.23672/SAE.2019.10.38994

Снеговая Ольга Алексеевна

кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры английского языка гуманитарных факультетов, Южный федеральный университет snegowaya.olga@yandex.ru

Карапетян Елена Аветиковна

кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Армавирский

механико-технологический институт, Кубанский государственный технологический университет (филиал) karapetyan7@yandex.ru

Власова Виктория Николаевна

доктор философских наук, заведующая кафедрой педагогики, Ростовский государственный медицинский университет oip08@mail.ru

Olga А. Snegovaya

Candidate of Philosophical Sciences, Senior Lecturer Departments of English Humanitarian faculties, Southern Federal University snegowaya.olga@yandex.ru

Elena A. Karapetyan

Candidate of Philology,

Associate Professor of the Department

Humanitarian disciplines,

Armavir Mechanical

and Technological Institute,

Cuban State

University of Technology (branch) karapetyan7@yandex.ru

Victoria N. Vlasova

Doctor of Philosophy,

Head of the Department of Pedagogy

Rostov State Medical University

oip08@mail.ru

Коммуникативно-

компетентностный подход в образовательном пространстве высшей школы

Communicative-competence approach in the educational space of higher school

Аннотация. Данная статья посвящена осмыслению коммуникативно-компетентностного подхода в образовательном пространстве высшей школы. В статье описаны компоненты коммуникативной компетентности, в числе которых- когнитивный, ценностный, поведенческий компоненты. Проведен также функциональный анализ коммуникативной компетентности профессиональной деятельности специалистов высшей школы. Авторами сделан вывод о том, что развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательного пространства должно строиться на основе личностно-развивающего обучения.

Ключевые слова: коммуникативно-компетент-ностный подход, образовательное пространство, высшая школа, система образования, студенческая молодежь, межличностная и деловая коммуникация.

Annotation. This article is devoted to the understanding of communicative-competence approa-chin higher school educational space. The article describes the components of communicative competence, which include cognitive, value, behavioral components. The functional analysis of communicative competence of professional activity of specialists of higher school is also carried out. The authors conclude that the development of communicative competence of the subjects of the educational space should be based on personal and developmental education.

Keywords: communicative competence approach, educational space, higher school, education system, student youth, interpersonal and business communication.

Происходящие радикальные социальные, политические, социально-экономическиеи социокультурные изменения в России затраги-

вают и усложняют условия общественной жизнедеятельности абсолютно каждого человека, изменяют социокультурную и социально-образо-

вательную ситуацию, влияющую на становление, развитие и социализацию личности в образовательном пространстве [1].

Сегодня основной целью инновационной стратегии организации учебно-образовательного процесса в образовательном пространстве высшей школы является достижение его наибольшей эффективности [2]. Как показывает практика, на сегодняшний день особую ценность имеет не только и не столько уровень полученных академических знаний, сколько способность активно приложить эти знания и приобретенные умения в современных нестабильных и динамичных социально-экономических условиях, а также умение адаптироваться к различным ситуациям социокультурной жизнедеятельности [3].

С учетом всех этих факторов в современном образовательном пространстве высшей школы коммуникативно-компетентностный подход становится все более актуальным в образовательной системе, что обусловлено целым рядом причин.

Во-первых, в современных социально-экономических условиях, связанных с формированием новых рыночных отношений, необходимы специалисты, свободно ориентирующиеся в собственной профессиональной деятельности, способные к эффективной работе, компетентные и мобильные.

Во-вторых, благодаря использованию этого подхода, повышается эффективность образовательных стандартов, образовательных программ и подготовки новых молодых специалистов.

В-третьих, применение коммуникативно-компе-тентностного подхода позволяет установить цели подготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда, повысить качество и эффективность процессов современного образовательного пространства высшей школы.

Компетентностный подход, в целом, и коммуни-кативно-компетентностный в частности, актуализировался в отечественном образовательном пространстве в связи с включением системы российского образования в Болонский процесс, в рамках которого актуальным становится набор компетенций, формирующихся у выпускников высшей школы.

В этом отношении Болонский процесс послужил своеобразным катализатором, хотя стоит заметить, что компетентностный подход, при котором уровень знаний рассматривается не как некая редукция «на всякий случай», а как непосредственный ресурс для решения возникающих проблем, как «средство для преобразования ситуаций действия», применялся еще в прошлом столетии Д.Б. Элькониным. В коммуникативно-компетентностном подходе, предложенном упомянутым автором,отражен такой вид содержания образовательной деятельности, который предполагает «целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящих-

ся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций» [4, с. 10].

Оценка профессиональной педагогической деятельности, качества образования в русле комму-никативно-компетентностного подхода получает сегодня все более широкое распространение. Среди исследователей, работающих в рамках данного подхода, известность получили труды: В.А. Болотова, О.Я. Гойхман, И.А. Зимней, М.И. Корчагиной,Т.М. Надеиной, И.В. Новгород-цевой, Е.К. Овсянниковой,Т.А. Печеневой и др.

Так, И.В. Новгородцева, резюмируя точки зрения многих упомянутых выше исследователей, определяет коммуникативную компетентность как «интегральную характеристику личности, представленную комплексом знаний и умений в конкретной ситуации, демонстрируемую в поведении и позволяющую ей эффективно выполнять задачи; готовность личности к жизнедеятельности во многих контекстах ее социального коммуникативного взаимодействия, достижения согласия с другими» [5, с. 23-24].

Как показал анализ психолого-педагогической литературы, коммуникативная компетентность является важным составляющим профессиональной компетентности специалиста высшей школы в рамках современного личностно-развивающего обучения.

Этимологически термин «компетенция» имеет латинские корни происхождения и означает «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен» и обладает знаниями, осведомленностью, опытом и авторитетностью в определенной области [6, с. 202], в нашем случае - в образовательном пространстве высшей школы.

Если при традиционном подходе цели образования показывают, что же именно нового узнал студент, то с точки зрения компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на базе имеющихся знаний и приобретенных умений, в том числе и коммуникативных. Но в то же время компетентностный подход никак не отрицает значения академических фундаментальных знаний, однако акцентирует внимание на способности оптимально применять приобретенные знания. При таком подходе цели высшего профессионального образования отражают новые возможности студенческой молодежи, рост ее личностного потенциала в процессе социальной и профессиональной коммуникации [7].

Коммуникативная природа образовательного пространства(в рамках коммуникации преподаватель-студент) актуализирует способность педагога к эмпатии, умению постигнуть и осознать субъективный мир личности каждого молодого индивида. Другими словами, благодаря эффективной коммуникации с педагогом студенческая молодежь становится более открытой социальному и культурному опыту.

Коммуникативная компетентность будущего специалиста того или иного направления - это сложное интегративное качество личности, синтезирующее в себе знания социокультурных норм и правил коммуникации , умения быстро адаптироваться в новых деловых и межличностных кругах общения, адекватно реагировать на социальные структуры, ориентированные на национальные традиции [8], владение этикетом в сфере деловой и межличностной коммуникации.

Российский исследователь Н.С. Кошевая выделяет следующие аспекты коммуникативной компетентности:

- прогнозирование коммуникативной ситуации общения и проектирование собственного поведения присущей данной ситуации;

- дипломатическое управление процессом деловой и межличностной коммуникации и сглаживание острых ситуаций;

- реализация своевременной аргументированной политики в коммуникативном взаимодействии для достижения поставленной цели;

- владение в равной степени устной, научно-публицистической и эпистолярной формами речевой коммуникации на разных языках для эффективного решения межличностных и межкультурных задач взаимодействия [9, с. 56].

Как подчеркивает в своем диссертационном исследовании М.И. Корчагина, компетентность представляет собой «целостное социально-профессиональное качество, позволяющее специалисту быть успешным и в процессе профессиональной деятельности», а также в процессе коммуникативного взаимодействия с другими людьми. «Компетентный педагог обладает готовностью (мотивированной способностью) успешно выполнять функциональные обязанности, для него характерны такие личностные свойства, как ответственность, организованность, целеустремленность, адекватность взаимодействия с учебной группой, педагогическим коллективом, социумом в целом» [10, с. 2].

М.И. Корчагиной также предложена структура коммуникативной компетентности педагога, включающая следующие компоненты: «природные компетенции», «приобретенные компетенции», «компетенции самообразования», «прогностические компетенции», «исполнительские компетенции» [10].

Кроме того, в структуре коммуникативной компетентности педагога, по мнению названного выше автора, можно выделить следующие компоненты, характеризующие коммуникативную компетентность как последовательный педагогический процесс взаимодействия субъектов образовательного пространства:

- взаимоинформация (предусматривает прямую и обратную связь);специфика складывающихся взаимоотношений (положительные и отрицательные);

- уровень взаимопонимания (сближение целевых установок);

- особенности взаимодействия (деятельность по достижению общих целей);

- взаимокоррекция субъектов образовательного пространства (как позитивный результат коммуникации) [10].

Опираясь на классическую формулу, включающую такие компоненты общения, как когнитивный, аксиологический, поведенческий, можно, на наш взгляд, выделить следующие компоненты коммуникативной компетентности:

- когнитивный компонент (включает в себя владение фундаментальными коммуникативными компетенциями и постоянное их совершенствование в межличностной и деловой коммуникации);

- ценностный компонент (восприятие коммуникативной компетентности в качестве главной ценности профессиональной культуры специалиста, осознание потенциала общения как средства решения тех или иных профессиональных задач);

- поведенческий (функциональный) компонент (проявляется в знаниях способов применения коммуникативных компетенций для разрешения профессиональных задач, а также методах и практических способах проектирования и прогнозирования для определенных форм общения).

При этом все представленные компоненты коммуникативной компетентности необходимо рефлексировать на личностном уровне с той целью, чтобы контролировать результаты деловой и межличностной коммуникации, давать им адекватную оценку и анализировать уровень своего профессионального развития и личных достижений.

Кроме того, в профессиональной деятельности специалистов высшей школы коммуникативная компетентность должна выполнять как минимум-три функции:

- социально-коммуникативную функцию (направленную на обеспечение обмена информацией в процессе коммуникации между преподавателями и студенческой молодежью);

- социально-перцептивную функцию (отражающую процесс межличностного восприятия субъектов образовательного пространства);

- интерактивно-диалоговую функцию (устанавливающую контакты на уровне организации межличностного взаимодействия).

Проведенный нами анализ интерпретации основных показателей коммуникативной компетентности позволяет обозначить такие показатели, как:

- компетентность в лингвистической теории, понимание ее как системы общих правил и предписаний, позволяющих регулировать употребление средств языка и речи [11];

- знание теоретических основ речевой коммуникации, свободное владение основными видами речевой деятельности (к коим, как известно, относятся: чтение, письмо, говорение, слушание [12];

- способность осуществлять анализ речевой ситуации общения и в соответствии с ней выбирать программу речевого поведения с учетом разнообразных сфер и ситуаций коммуникативного взаимодействия, а также применительно к адресату и цели общения [13; 14].

Причем, весь набор показателей коммуникативной компетентности предполагает в своей основе парадигму личностно-развивающего обучения.

Бесспорный интерес представляет коммуника-тивно-компетентностный подход, предложенный И.А. Зимней и М.Е. Дашкиным и описанный в статье И.В. Новгородцевой. Так, с опорой на теорию вербальной и невербальной коммуникации, а также речевых видов деятельности обозначены следующие коммуникативные умения: вербальные и невербальные; продуктивные и рецептивные коммуникативные умения [5, с. 29].

Если обратиться к работе О.Я. Гойхман О.Я. и Т.М. Надеиной, то здесь необходимо пояснить, что к продуктивным видам относятся письмо и говорение (т.к. результатом является письменная и речевая продукция), в то время, как рецептивными видами являются чтение и слушание (что обусловлено работой зрительных и ауди-альных рецепторов).

Литература:

1. Гафиатулина Н.Х. Здоровьесберегающие модели профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности // «Инженерный вестник Дона». 2013. № 3. URL : http://www.ivdon.ru/ magazine/archive/n3y2013/1824 (доступ свободный).

2. Овсянникова Е.К. Коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы как фактор эффективности учебно-воспитательного процесса / Е.К. Овсянникова, В.М. Марухно // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 4. С. 186-187.

3. Гафиатулина Н.Х. Социологический анализ социального здоровья студенческой молодежи Юга России в рамках теории структурной марги-нальности // Инженерный вестник Дона. 2015. № 1 Ч. 2. URL : ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_ 93_Gafiatulina. pdf_54f1289609. pdf

4. Цит. по Болотову В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

Коммуникативная компетентность определяется исследователем М.Н. Вятютневым в качестве выбора и реализации программ речевого поведения в зависимости от способности специалиста ориентироваться в той или иной обстановке коммуникативного взаимодействия; умение классифицировать речевые ситуации в зависимости от тематической направленности, коммуникативных установок, возникающих у субъектов образовательного пространства высшей школы до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации [15, с. 38].

Все сказанное выше делает насущным и необходимым выработку инновационной парадигмы образования высшей школы, позволяющей от процесса наполнения обучающегося определенным минимальным уровнем знаний, освоения образовательного стандарта в рамках его будущей профессиональной деятельностиперейти к погружению в проблемы взаимоотношения отдельного индивида с обществом. Средством этого является развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательного пространства на основе личностно-развивающего обучения.

Таким образом, успешность организации учебно-образовательного процесса в образовательном пространстве высшей школы, основанного на коммуникативно-компетентностном подходе, можно проверить, ориентируясь не на имеющуюся сумму знаний студенческой молодежи, а проанализировав компетенции, которыми она обладает на момент выпуска. Подобного рода анализ становится весьма востребованным и актуальным, поскольку современные работодатели реализуют подбор персонала также на базе коммуникативно-компетентностного подхода.

Literature:

1. Gafiatulina N.H. Healthy models of professional socialization of student youth in conditions of social uncertainty // «Don Engineering Gazette». 2013. № 3. URL : http://www.ivdon.ru/magazine/archive/ n3y2013/1824 (free access).

2. Ovsyannikova E.K. Communicative Competence of the Teacher of Higher School as a Factor of Efficiency of Educational and Educational Process / E.K. Ovsyannikova, V.M. Marukhno // International Journal of Experimental Education. 2015. № 4. P. 186-187.

3. Gafiatulina N.H. Sociological Analysis of Social Health of Student Youth of Southern Russia within the Framework of Structural Marginalization Theory // Don Engineering Gazette. 2015. № 1. Part 2. URL : ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_93_Gafiatulina.pdf_ 54f1289609.pdf

4. Tsit. on Bolotov V.A. Competence model: from idea to educational program / V.A. Bolotov, V.V. Serikov // Pedagogy. 2003. № 10. P. 8-14.

5. Новгородцева И.В. Компетентностный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов технических специальностей // Сибирский педагогический журнал. 2007. С. 17-35.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; Под ред. Л. И. Скворцова. М., 2008. 640 с.

7. Гафиатулина Н.Х. Влияние корпоративной культура вуза на социальное здоровье студенческой молодежи // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2012. № 6(26). С. 113119.

8. Снеговая О.А. Влияние глобализации на ценностно-нормативные основы национальных культур // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2007. № Э. С. 35-38.

9. Кошевая Н.С. Коммуникативная компетентность академического бакалавра как регулятор профессиональной компетентности // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: сб. статей Междунар. научно-практич. конф. Уфа, 2016. С. 56-59.

10. Корчагина М.И. Развитие коммуникативной компетентности педагога профессионального колледжа : автореф. ... канд. пед. наук. М., 2008.

11. Печенева Т.А. Коммуникативная стратегия обучения русскому языку // Педагогика. 2003. № 4. С. 26-31.

12. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. М., 2008. 207 с.

13. Карапетян Е.А. Актуальные проблемы речевой культуры в современном обществе / В сборнике: Инновационные процессы в Высшей школе: Материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар : КубГТУ, 2013. С. 128-129.

14. Кукуяшная Ю.В. Диалогическое взаимодействие языка и объективной картины мира в сознании языковой личности / Ю.В. Кукуяшная, Е.А. Карапетян; Отв. ред.: Ю.П. Ветров // В сборнике: Диалогическая этика: Материалы международной научно-практической конференции. Армавир : АГПУ, 2016. С. 159-161.

15. Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. 1997. № 6. С. 38-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Novgorod I. V. Competent approach to formation of communicative competence of students of technical specialties // Siberian pedagogical journal. 2007. C. 17-35.

6. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian Language / S.I. Ozhegov; under the ed. L.I. Skvort-sov. M., 2008. 640 p.

7. Gafiatulina N.H. Impact of corporate culture of the university on social health of student youth // Education. Science. Innovation: Southern dimension. 2012. № 6(26). P. 113-119.

8. Snow O.A. Impact of globalization on the value and regulatory foundations of national cultures // News of higher education institutions. North Caucasus region. Series: Social Sciences. 2007. № S. P. 35-38.

9. Cachevaya N.S. Communication Competence Academic Bachelor as Regulator of Professional Competence // Intellectual and Scientific Potential of the XXI Century: International articles. scientific практич. конф. Ufa, 2016. P. 56-59.

10. Korchagina M.I. Development of communicative competence of teacher of professional college: autoref. ... edging. pedagogical sciences. M, 2008.

11. Pecheneva T.A. Communication Strategy of Russian Language Education // Pedagogy. 2003. № 4. P. 26-31.

12. Goichman O.J. Speech Communication: Textbook. 2nd ed., re-work and additional / O.J. Goichman, T.M. Goryina. M., 2008. 207 p.

13. Karapetyan E.A. Topical problems of speech culture in modern society // In the collection: Innovative processes in the Higher School: Materials of the XIX All-Russian Scientific and Practical Conference. Krasnoda r: KubGTU, 2013. P. 128-129.

14. Kukuyashna Yu.V. Dialogue Interaction of Language and Objective Picture of the World in the Consciousness of Language Personality / Yu.V. Kukuyashna, E.A. Karapetyan // In the Collection: Dialogue Ethics: Materials of the International Scientific and Practical Conference. Отв. Editor: Yu.P. Vetrov. Armavir : AGPU, 2016. P. 159-161.

15. Viatyutnev M.N. Communicative orientation of Russian language instruction in foreign schools // Russian language abroad. 1997. № 6. P. 38-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.