Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №1, Том 6 / 2018, No 1, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-1-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN118.pdf
Статья поступила в редакцию 26.01.2018; опубликована 16.03.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Качимская А.Ю. Коммуникативная компетентность старшеклассников в поликультурной образовательной среде // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №1, https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kachimskaya A.Yu. (2018). Communicative competence of high school students in a multicultural educational environment. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN118.pdf (in Russian)
УДК 37.031.1
Качимская Анна Юрьевна
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=340400
Коммуникативная компетентность старшеклассников в поликультурной
среде
Аннотация. В статье раскрывается понятие «коммуникативная компетентность» с точки зрения психологического и социального подходов. Дается обзор исследований, посвященных коммуникации и межкультурным коммуникативным навыкам, совершенствованию коммуникативной компетентности. При описании организации образовательного процесса, обосновывается необходимость и востребованность формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в условиях нового образовательного стандарта. Дается характеристика тех возрастных особенностей старшеклассников, наличие которых обуславливает, с одной стороны, необходимость, а с другой - возможность, развития коммуникативной умелости учащихся. Аргументируется, почему в современном образовательном пространстве старшеклассники все чаще оказываются вовлеченными в поликультурные коммуникативные ситуации. Раскрываются слагаемые межкультурной коммуникативной компетентности. Предлагается определение межкультурной компетентности как совокупности ряда навыков. Описываются результаты исследования и алгоритм проектирования работы со старшеклассниками, нацеленной на развитие коммуникативной умелости в условиях межкультурного взаимодействия.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность; межкультурная компетентность; коммуникативное пространство; поликультурная образовательная среда; старшеклассники; коммуникативная умелость; компоненты межкультурной компетентности; коммуникативный тренинг
Понятие «коммуникативная компетентность» в современных исследованиях может рассматриваться в психологическом и/или социальном контекстах. С точки зрения психологического подхода коммуникативная компетентность является предметом рассмотрения психологии общения, а социальный подход раскрывает социально-
образовательной
психологические механизмы поведения людей и, следовательно, позволяет ответить на вопрос о том, что именно следует человеку развивать, чтобы эффективно и бесконфликтно взаимодействовать в поликультурном сообществе. Такой подход становится все более востребованным в связи с теми социальными процессами, которые в последние десятилетия наблюдаются в российском обществе: увеличение миграционных потоков, популяризация межкультурного образования и проч.
В рамках возрастной психологии постулируется идея о интимно-личностном общении как ведущей деятельности в подростковом возрасте. Следовательно, развитие личности старшеклассников, в числе прочих факторов, зависит от их успешности в коммуникативном пространстве, в которое они вовлечены. А потому, коммуникативная умелость (компетентность) будет иметь решающее значение для их развития.
Социальный подход к рассмотрению обсуждаемой проблемы приводит нас к пониманию необходимости рассматривать компетентность социального уровня -коммуникативную. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает не только три вида образовательных результатов: предметные, метапредметные и личностные. Акцент в метапредметных и личностных образовательных результатах ставится на развитие у школьников навыков межличностного взаимодействия в ситуациях сотрудничества и коммуникативной компетентности. Образовательная организация (школа) обеспечивает вовлечение учащихся в различного рода социальные связи, иными словами, именно образовательное пространство школы является той средой, в которой происходит становление личности школьника.
Коммуникативная компетентность является, безусловно, базовой, поскольку она крайне востребована во многих видах деятельности и, одновременно, является профессионально-важным качеством целого ряда профессий. Это обуславливает ее рассмотрение в ряде исследований как важной задачи современного образования.
Период старшего подростничества (старшеклассники) характеризуется как этап закладывания устойчивой системы ценностных ориентаций, становления самосознания и развития социально-ролевого поведения личности. Сознание старшеклассника характеризуется специфической, уникальной для данного возраста чувствительностью, способностью обрабатывать и анализировать большие массивы информации. В этот период развиваются критическое мышление, стремление сформулировать собственную оценку происходящим в собственной жизни и мире событиям и явлениям, уникальность (непохожесть) мышления. Вместе с тем, период деятельностной и интеллектуальной активности сталкивается у старшеклассника с ограничениями в прикладной, созидательной деятельности, частичной вовлеченностью старшего подростка в систему социальных отношений. А следовательно, в поведении старшеклассников наблюдается противоречивое сочетание разнонаправленных качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешенность от внешнего взаимодействия. Неустойчивость и противоречивость сознания старшеклассников оказывает влияние на многие формы поведения и деятельность личности. И в первую очередь, это просматривается в ведущей деятельности - межличностном общении со сверстниками.
В современном образовательном пространстве старшеклассники все чаще оказываются вовлеченными в поликультурные коммуникативные ситуации. Этому способствуют увеличение доли инокультурных (иноязычных) школьников в российских школах. Уже около тридцати лет назад были опубликованы исследования, описывающие структуру межкультурной компетентности личности (Д. Мацумото, А.Д. Карнышев и др.). Ее основу составляют способности, качества, требования, необходимые для эффективного общения на разных уровнях:
способность приспосабливаться к разным культурам; способность действовать в различных общественных системах; осознание значимости культурных различий; культурная эмпатия; отсутствие этноцентризма;
способность завязывать межличностные отношения; межличностная гибкость; социальная приспособленность.
Данное обстоятельство, на наш взгляд, закономерно подчеркивает тот факт, что межкультурная компетентность «вызревает» из многих других разнообразных особенностей человека и самым теснейшим образом с ними взаимосвязана. В рамках обсуждаемой темы, это означает, что, чем более коммуникабелен и контактен старшеклассник в своей ближайшей мононациональной среде, тем больше у него шансов в дальнейшем быстрее и эффективнее развить специфические качества, необходимые для межкультурного взаимодействия.
И еще один значимый момент состоит в том, что даже нерегулярные, но все же в течение длительного времени встречи с людьми других национальностей и спонтанная оценка их готовности взаимодействовать с представителями «нашего народа», будут впоследствии положительно влиять на формирование межкультурной компетентности конкретного человека. Одним словом, межкультурную компетентность можно и нужно рассматривать, как интегральное качество личности (см. рис. 1).
I |ии —Ч1 I - ^ 1Л 1ГииЦГ|П VI/
Рисунок 1. Основные параметры личности (по А.Д. Карнышеву)
Нередко понятия межкультурная компетентность личности и толерантность личности рассматривают как синонимичные. Это категорически неверно и такая позиция доказана многочисленными социально-психологическими исследованиями.
Еще в последней четверти двадцатого века европейская кросс-культурная психология эмпирически обосновала неэффективность формирования толерантности для решения вопроса
Страница 3 из 8
5. КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА
20PSMN118
о профилактике социально неодобряемых, крайних форм поведения. Было доказано, что толерантность, понимаемая как терпимость к личностным проявлениям других людей, «не работает» как механизм предупреждения таких социальных проявлений как экстремизм и терроризм. Личностное содержание терпимости противоречит механизму конструктивного взаимодействия с ценностями и идеалами другой личности. А следовательно, формирование толерантности как способа предупреждения социально негативных поведенческих моделей -тупиковый вариант. Известно, что толерантность обратно пропорциональна критичности мышления человека и значит, чем выше развита терпимость, тем ниже критичность мышления и, как следствие, скуднее мировоззрение личности.
В нашем исследовании, проведенном в 2016 г., мы предложили 900-м респондентам из Иркутской области (в основном, старшеклассники 16-18 лет) выделить из 12 коммуникативных способностей и умений по три наиболее значимых, которые в первую очередь характеризуют межкультурную компетентность. Обработка данных принесла следующие результаты (см. таблицу 1).
Таблица 1
Оценка респондентами слагаемых межкультурной компетентности
Слагаемые межкультурной компетентности Оценка, % Ранг
Способность легко и быстро устанавливать отношения с людьми 40,5 1
Уважение к личности 35,2 2
Терпимость к противоположным взглядам и мнениям 32,0 3
Способность избегать конфликтных ситуаций 30,8 4
Понимание своеобразия разных народов 30,1 5
Умение сопереживать любому человеку 25,9 6
Понимание традиций и обычаев других народов 21,8 7
Уважение к религиозным ценностям и ритуалам других народов 17,7 8
Умение найти подход к представителям других национальностей 17,6 9
Осмотрительность и осторожность 12,2 10
Умение быстро ориентироваться в особенностях других народов 9,3 11
Способность хорошо чувствовать себя в любой стране 6,9 12
По А.Д. Карнышеву, А.Ю. Качимской, 2016
Рассмотрение табличных данных позволяет нам говорить о том, что верхние ранги составляют общие компоненты успешности любых межличностных контактов (с 1 по 4 ранг). Специфические для межкультурной компетентности особенности по рангу ниже: понимание своеобразия разных народов - на пятом месте и вслед за ним - уважение к ритуалам и религиозным ценностям других народов, умение найти подход к представителям других национальностей и проч.
Отсюда следует, что межкультурная компетентность формируется как совокупность следующих навыков:
1) различать особенности самосознания народов, с которыми приходится взаимодействовать чаще всего;
2) видеть своеобразие и самобытность культуры, традиции и т. п. других этносов;
3) иметь навыки общения с представителями разных этносов, уметь слушать и слышать людей при наличии языковых барьеров;
4) стремиться не допускать проявлений агрессивности, ксенофобии, предвзятости;
5) развивать навыки рационального поведения в конфликте, навыки переговоров с партнерами в сложных ситуациях.
6) обладать способностью приспосабливаться к разным культурам и действовать в различных общественных системах.
Очевидно, что для формирования указанных навыков необходимо обеспечить старшеклассников соответствующими знаниями и умениями, т. е. необходимыми учебными и тренинговыми материалами. Иначе говоря, помочь в первоначальном овладении межкультурной компетентностью. Но мы знаем, что во многих образовательных организациях, даже подготавливающих специалистов, которым нужен определенный уровень межкультурной компетентности, ограничиваются лишь обзорным курсом «культурология», а детали выстраивания межкультурных коммуникаций зачастую игнорируются.
С целью проверки сформулированных положений нами в течение 2015-2017 гг. была реализована программа социально-психологического тренинга в школах Иркутска и Иркутского района. В тренингах принимали участие старшеклассники (учащиеся 9-11 классов) общеобразовательных школ: русские, буряты, тофалары, эвенки и якуты.
Программа тренинга разрабатывалась нами с учетом развития именно межкультурной коммуникации как способности личности, представленной не только знаниями (грамотность), но и умениями (компетентность) эти знания использовать. Данная программа рассчитана на реализацию в течение одного года из расчета одно двухчасовое занятие в неделю. Результативность программы оценивалась, как и положено, отсрочено, спустя три месяца после ее окончания. Эмпирический материал, собранный в течение двух лет, и его статистическая обработка, подтверждают эффективность развития межкультурной компетентности юношей и девушек как метода профилактики социально опасных явлений в молодежной среде.
В заключение отметим, что формирование межкультурной компетентности предполагает готовность человека к реализации способности распознавать, уважать и продуктивно использовать различия в восприятии, мышлении и поведении своей и чужой культуры. Понимание не врожденности этого навыка, а его социальной обусловленности, приводит нас к необходимости целенаправленного формирования межкультурной компетентности у старшеклассников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении: из опыта работы // Образование и наука. [Электронный ресурс] 2013; 1(3):26-36. DOI:10.17853/1994-5639-2013-3-26-36.
2. Виниченко В.А. Методы медиаобразования в формировании межкультурной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 [Электронный ресурс] https://mir-nauki.com/PDF/66PDMN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
3. Галич Г.О. Обучение в школе как фактор развития коммуникативной компетентности детей и подростков // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2008. №11. [Электронный ресурс] URL: http://cyberieninka.m/artide/n/obuchenie-v-shkole-kak-faktor-razvitiya-kommunikativnoy-kompetentnosti-detey-i-podrostkov (дата обращения: 27.01.2018).
4. Есипов М.А. Содержание и структура феномена коммуникативной толерантности в отечественных психолого-педагогических исследованиях // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 [Электронный ресурс]
https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
5. Захарченко Н.В. Формирование коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза // Интернет- журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 [Электронный ресурс] https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
6. Качимская А.Ю. Отношение старшеклассников и студентов к представителям разных национальностей [Текст] // Вестн. КемГУ. - 2015. Т. 3, № 3 (63). - С. 8-14.
7. Качимская А.Ю. Роль телевидения в формировании экономической культуры школьников [Текст] // Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития: мат-лы XV междунар. науч.-практ. юбил. конф. 24-27 нояб. 2015 г. СПб.: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2015. - С. 127-133.
8. Кашекова И.Э. Подготовка педагогического коллектива школы к созданию культуротворческого образовательного пространства на основе использования кросс-культурной технологии «АРТ+» // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 [Электронный ресурс] https://mir-nauki.com/PDF/38PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
9. Лидерам молодежи о патриотизме и межнациональном согласии: монография [Текст] / А.Д. Карнышев, Е.А. Иванова, А.Ю. Качимская, О.А. Карнышева, Е.П. Володина, Е.Л. Аршинская, М.М. Цыганова. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2016. -319 с.
10. Мосина Алла Николаевна, Худякова Татьяна Леонидовна Психолого-педагогические аспекты формирования коммуникативной компетентности старшеклассников // Педагогическое образование в России. 2013. №1. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo -pedagogicheskie-aspekty-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentnosti-starsheklassnikov (дата обращения: 27.01.2018).
11. Панкратова И.А. Особенности взаимосвязи коммуникативных способностей и мотивации достижения у подростков // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 [Электронный ресурс] https://mir-nauki.com/PDF/58PSMN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
12. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход [Текст]. - М.: МГППУ, 2008.
Kachimskaya Anna Yuryevna
Irkutsk state university, Irkutsk, Russia E-mail: [email protected]
Communicative competence of high school students in a multicultural educational environment
Abstract. The article reveals the concept of «communicative competence» from the point of view of psychological and social approaches. A survey of studies on communication and intercultural communicative skills, improving communicative competence is given. In describing the organization of the educational process, the necessity and demand for the formation and development of communicative competence of schoolchildren in the conditions of a new educational standard are substantiated. Characteristics of those age characteristics of high school students are given, which, on the one hand, necessitates, on the other hand, the opportunity, the development of communicative skill of students. It is argued why in the modern educational space, high school students are increasingly involved in multicultural communicative situations. The terms of intercultural communicative competence are revealed. The definition of intercultural competence as a set of a number of skills is proposed. The results of the research and the algorithm for designing work with high school students aimed at developing communicative skill in the context of intercultural interaction are described.
Keywords: communicative competence; intercultural competence; communicative space; multicultural educational environment; high school students; communicative skill; components of intercultural competence; communicative training
REFERENCES
1. Bulygina L.N. On the formation of communicative competence of adolescents in school education: from work experience // Education and Science. 2013; 1(3):26-36. DOI: 10.17853 / 1994-5639-2013-3-26-36.
2. Vinichenko V.A. Methods of media education in the formation of intercultural competence of bachelors of advertising and public relations // Internet-journal "The World of Science" 2017, Volume 5, Number 5 https://mir-nauki.com/PDF/66PDMN517.pdf (free access). Ver. from the screen. Yaz. rus., Eng.
3. Galich G.O. Training in school as a factor in the development of communicative competence of children and adolescents // Izvestiya PGU im. V.G. Belinsky. 2008. № 11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-v-shkole-kak-faktor-razvitiya-kommunikativnoy-kompetentnosti-detey-i-podrostkov (application date: January 27, 2013).
4. Esipov M.A. The content and structure of the phenomenon of communicative tolerance in the domestic psychological and pedagogical studies // Internet-journal "The World of Science" 2017, Volume 5, Number 6 https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN617.pdf (access is free). Ver. from the screen. Yaz. rus., Eng.
5. Zakharchenko N.V. Formation of the communicative competence of the students of the pedagogical university // Internet-journal "The World of Science" 2017, Volume 5, Number 5 https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN517.pdf (access is free). Ver. from the screen. Yaz. rus., Eng.
https://mir-nauki.com
6.
7.
8.
9.
10.
11. 12.
Kachimskaya A.Yu. The attitude of senior pupils and students to representatives of different nationalities // Vestn. KemSU. - 2015. T. 3, No. 3 (63). - P. 8-14.
Kachimskaya A.Yu. The role of television in the formation of the economic culture of schoolchildren // Economic psychology: modern problems and development prospects: materials XV International. scientific-practical. Yubil. Conf. 24-27 Nov. 2015, St. Petersburg: Publishing house of the Scientific and Technical Center "NVSh-SPb", 2015. - P. 127-133.
Kashekova I.E. Preparation of the pedagogical collective of the school for the creation of a cultural educational space based on the use of the cross-cultural technology "ART +" // Internet-journal "The World of Science" 2017, Volume 5, Number 6 https://mir-nauki.com/PDF/38PDMN617.pdf (access is free). Ver. from the screen. Yaz. rus., Eng.
Leaders of youth about patriotism and interethnic harmony: monografia / A.D. Karnyshev, E.A. Ivanova, A.Yu. Kachimskaya, O.A. Karnysheva, E.P. Volodina, E.L. Arshinskaya, M M. Tsyganov. - Irkutsk: Izd-vo IGU, 2016. - 319 with.
Mosina Alla Nikolaevna, Khudyakova Tatyana Leonidovna Psychological and pedagogical aspects of formation of communicative competence of senior pupils // Pedagogical education in Russia. 2013. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentnosti-starsheklassnikov (application date: January 27, 2013).
Pankratova I.A. Features of the relationship between communicative abilities and motivation of achievement in adolescents // Internet-journal "The World of Science" 2017, Volume 5, Number 5 https://mir-nauki.com/PDF/58PSMN517.pdf (access is free). Ver. from the screen. Yaz. rus., Eng.
Rubtsov V.V. Socio-genetic psychology of developing education: the activity approach. - Moscow: MGPPU, 2008.