Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность педагога: сущность и структура'

Коммуникативная компетентность педагога: сущность и структура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11696
1376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / COMPETENCE / PEDAGOGICAL COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / THE COMPONENTS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Елена Викторовна

В статье представлен опыт осмысления коммуникативной компетентности как категории современной педагогической науки и практики. Анализ подходов к пониманию её сущности позволил подойти к вопросу о выделении трех взаимосвязанных структурных компонентов коммуникативной компетентности: мотивационно-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность педагога: сущность и структура»

вузам решить проблемы трудоустройства студентов и выпускников педагогических специальностей, а будущим и настоящим педагогам успешно реализоваться в профессии, осуществляя вертикальную и горизонтальную мобильность. Ряд вузов России, ведущих подготовку будущих педагогических кадров для «новой» школы, уже имеют богатый и успешный опыт в этой области, однако это тема отдельного исследования.

Библиографический список

1. Григорьева, И. В. Путь к технологиям поколения web 2.0: web-

портфолио в медиаобразовательном пространстве вуза (из опыта работы кафедры педагогики ГОУ ВПО ИГЛУ) [Электронный ресурс] // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири : сетевой журн. / И. В. Григорьева. - 2011. - №1. - URL :

http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya grigoreva 0.pdf (дата обращения: 21.10.2011).

2. Иванова, Л. А. Аутентичное оценивание с помощью web-портфолио будущих педагогов в контексте перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения [Текст] / Л. А. Иванова // В мире научных открытий. - 2011. - №5. - С. 399 - 410.

3. Могилевкин, Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов [Электронный ресурс] // Ubo.ru: федеральный экспертный канал / Е. Могилевкин. -2010. - URL : http://www.ubo.ru/ (дата обращения: 25.10.2011).

4. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? [Текст] / Обществ. Палата РФ. М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ. - 2007. - С. 5102.

5. Пискунова, Е. В. Профессиональный паспорт педагога [Текст] / Е. В. Пискунова // Гуманитарный вектор. - 2008. - №1. - С.21 - 27.

Филатова Елена Викторовна

Директор МОУ «СОШ № 9», г. Ангарск, Россия

УДК 37.035.44 ББК 74.00

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

В статье представлен опыт осмысления коммуникативной компетентности как категории современной педагогической науки и практики. Анализ подходов к пониманию её сущности позволил подойти к вопросу о выделении трех взаимосвязанных структурных компонентов коммуникативной компетентности: мотивационно-ценностного, когнитивного, операционнодеятельностного.

Ключевые слова: компетентность; педагогическая компетентность; коммуникативная компетентность; компоненты коммуникативной компетентности.

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEACHER:

ESSENCE AND STRUCTURE

The article deals with learning of communicative competence as a category of the modern pedagogical science and practice. The analysis of the approaches to understand its essence let the author find three interconnected structural components of communicative competence: motivational - valuable, cognitive, operational- activity.

Key words: competence; pedagogical competence; communicative competence; the components of communicative competence.

Эффективность профессиональной деятельности педагогов зависит от многих факторов. Среди них особое место занимает профессиональная компетентность. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность не предопределена на весь период профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения профессиональной компетентности.

По мнению Л.Я. Шамес, под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [Шамес, 2006].

Профессиональная компетентность, по убеждению Л.И. Луценко, представляет собой системное, интегративное единство. Это синтез интеллектуальных и навыковых составляющих (когнитивного и деятельностного, включая и обобщенные знания, умения, навыки), личностных характеристик (ценностные ориентации, способности, черты характера, готовность к осуществлению деятельности и т.д.) и опыта, позволяющих человеку использовать свой потенциал, осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности, оперативно и успешно адаптироваться в постоянно изменяющемся обществе и профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность не сводится к отдельным качествам личности, их сумме, или к определенным знаниям, умениям, навыкам. Она отражает не только имеющийся у человека потенциал и способность его использовать, но и порождает новые явления, качества жизни и деятельности, позволяющие человеку быть успешным [Луценко, 2005].

Профессиональная компетентность педагога неразрывно связана с его коммуникативной компетентностью.

По мнению автора, коммуникативная компетентность это ядро профессионализма учителя, а сущность педагогической деятельности составляет взаимодействие с обучающимися.

В различных источниках коммуникативная компетентность рассматривается как:

- способность выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты, справляться с разнообразием мнений и конфликтов, вести переговоры, сотрудничать и работать в команде [Суханова, 2003];

- компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента [Зимняя, 2004, с. 24];

- умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться [Селевко, 2004, с. 138];

- способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов [Головко, 2004];

- владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности [Маркова, 1995].

Согласно обозначенным подходам исследователей, сущность коммуникативной компетентности можно представить как способность и готовность вступать в различного рода (невербальные и вербальные, устные и письменные) контакты для решения коммуникативных задач (передачи информации, ведение переговоров, установление и поддерживание контактов и т.п.).

А.А. Ярулов включает в состав компетентности рациональный, волевой, эмоциональный компоненты, а Е.В. Руденский диагностическую, программирующую, организационную составляющие. И.А. Зимняя представляет следующий компонентный состав компетентности:

1) мотивационный аспект компетентности (готовность к проявлению компетентности);

2) когнитивный аспект компетентности (владение знанием содержания компетентности);

3) поведенческий аспект компетентности (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях);

4) ценностно-смысловой аспект компетентности (отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения);

5) эмоционально-волевой аспект компетентности (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности) [Зимняя, 2004, с. 25-26].

Реализация современных личностно ориентированных образовательных технологий не возможна, если педагог не обладает достаточным уровнем коммуникативной компетентности, не готов гибко управлять процессом взаимодействия в ходе обучения и воспитания, применять коммуникативные технологии, содействовать взаимопониманию и т.д. От коммуникативной компетентности педагога зависит благоприятный морально-психологический климат, гуманизм и демократизм общения, результативность установления

контактов, эффективность общения с точки зрения решения проблем, удовлетворенность учителя и учащихся своим трудом.

Развитие коммуникативной компетентности педагога можно рассматривать и как один из способов развития и самореализации участников образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования,.

Необходимость развития коммуникативной компетентности педагогов становится очевидной.

Опираясь на основные компоненты структуры, представленной И.А. Зимней, нами разработана следующая модель коммуникативной компетентности:

- мотивационно-ценностный компонент заключает в себе готовность педагога к профессиональному совершенствованию, отражает устойчивый интерес к инновационной деятельности, потребность в профессиональном росте, стремление к саморазвитию и самореализации;

- когнитивный компонент содержит знание сути содержания коммуникативной компетентности, отражает знание сущности и роли коммуникативной компетентности, связан с познанием другого человека, включает способность эффективно решать различные проблемы, возникающие в общении;

- операционно-деятельностный компонент содержит опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, способность педагога к личностно-ориентированному взаимодействию в ходе образовательного процесса, умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом, владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором оптимальных форм и методов самопрезентации, в умение выработать стратегию, тактику и технику активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определённых социально значимых целей, умение объективно оценить ситуации взаимодействия субъектов образовательного процесса, умение прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.

Все три составляющих коммуникативной компетентности взаимосвязаны. Высокий уровень коммуникативной компетентности педагога предполагает всестороннее развитие всех ее компонентов, виртуозное владение и применение коммуникационных техник.

Для исследования уровня коммуникативной компетентности по заданным моделью компонентам можно использовать психологические методики, рекомендованные государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Педагогической академии последипломного образования», допущены и рекомендованы Министерством образования РФ в г. Москве, 2008 г.

Таблица 1

Модель коммуникативной компетентности педагога____________

Ком- по- ненты Показатели Индикаторы Используемые методики оценки уровня развития

1 о к о зК к ^ & я § 8 ь 1 он е 2 а Г отовность педагога к профессиональному со- 1. Устойчивый интерес к инновационной деятельности. Методика «Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива»

вершенство- ванию. 2. Потребность в профессиональном росте. Анкета «Самодиагностика способности к саморазви-

3. Стремление к саморазвитию и самореализации. тию».

« ы н « к к я о Знание сути содержания коммуникативной компетентности. Знание сущности и роли коммуникативной компетентности. Тесты «Проверьте, какой Вы преподаватель», «Оценка профессиональной направленности учителя».

Опыт проявления компетентности в разнообразных стан- 1 .Способность педагога к личностно - ориентированному взаимодействию в ходе образовательного процесса. Методика «Индивидуальный стиль педагогического общения» (И.М. Юсупов)

дартных и нестандартных ситуациях. 2. Умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом. Наблюдение. Методика «Оценка способов реагирования в конфликте» (К.Н. Томас) Многофакторный личностный опросник (И.Фрайберг)

« ы н т 0 о н Л ч е т ьч е 1 о н н о к £ ср <и п О 3. Владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором оптимальных форм и методов самопрезентации. Наблюдение. Тест «Оценка уровня коммуникативных особенностей педагога» (В.Ф. Ряховский)

4. Умение выработать стратегию, тактику и технику активного вза- Наблюдение. Тест «Самоконтроль в общении» (А. Снайдер)

имодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определённых социально значимых целей.

5. Умение объективно оценить ситуации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Умение прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия. Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС -2)

Данная модель коммуникативной компетентности была взята за основу для партнёрского исследовательского проекта «Развитие коммуникативной компетентности педагога в процессе профессионального становления». В рамках этого проекта проведено изучение коммуникативной компетентности педагогов и определены пути ее повышения через программу индивидуального позитивного развития личностных качеств. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты

Коммуникативная компетентность Повышение в результате апробации

Мотивационно-ценностный аспект 22%

Когнитивный аспект 14%

Операционно-деятельностный аспект 27%

Коммуникативная компетентность учителя (общий уровень по аспектам) 20%

Указанные методики помогли объективно определить показатели по всем компонентам профессионального совершенствования коммуникативной компетентности учителя. Программа дала возможность построить грамотное управление развитием коммуникативной компетентности педагога.

Таким образом, коммуникативная компетентность относятся к компетентностям в сфере социального взаимодействия, включает в своё понятийное содержание знание средств и способов взаимодействия, коммуникативная компетентность может иметь такой компонентный состав, который включает мотивационно-ценностную, когнитивную, операционно-деятельностную составляющие.

Библиографический список

1. Головко, Е. А. Технология формирования коммуникативной компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. А. Головко.

- Ставрополь, 2004. - 20 с.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -40 с.

3. Луценко, Л. И. Компетентностная модель повышения квалификации директора школы [Текст] / Л. И. Луценко // Педагогика. - 2005.- № 3. - С. 61.

4. Маркова, А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя [Текст] / А. К. Маркова // Педагогика. - 1995. - № 36. - С. 55 - 63.

5. Петровская, Л.А. Компетентность в общении [Текст] / Л. А. Петровская.

- М. : Изд-во МГУ,1989.- 216 с.

6. Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация [Текст] / Г. К. Се-левко // Народное образование. - 2004.- № 4 (№ 1337). - С. 138-142.

7. Суханова, К. Ю. Работа с подростками, имеющими трудности социальной адаптации [Текст] / К. Ю. Суханова // Коррекционная педагогика. - 2003.

- № 1. - С. 51-58.

8. Шамес, Л. Я. Культурно-педагогические поля и пространства в современном образовании [Текст] / Л. Я. Шамес. - СПб. : Астерион, 2006. - 528 с.

Дуисеева Алина Романовна

Ассистент на кафедре «Иностранные языки» ФГБОУ ВПО «ИрГУПС», г. Иркутск, Россия

УДК 37.013 ББК 740

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ГОТОВНОСТЬ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ФАНДРАЙЗИНГА»

В данной статье делается попытка определения сущности понятия «готовность к фандрайзингу» как значимого качества современного специалиста в условиях профессиональной подготовки; выявляется характер взаимосвязи таких явлений, как «фандрайзинг» и «готовность к его осуществлению».

Ключевые слова: фандрайзинг; готовность; профессиональная готовность; осуществление фандрайзинга.

INTERPRETATION OF THE CONCEPT «READINESS TO IMPLEMENT OF FUNDRAISING»

The article attempts to define the essence of “readiness to fundraising” concept as one of the most important modern specialist quality in the context of professional training; it also reveals interrelation of such concepts as “fundraising” and “wil l-ingness to its implementation”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.