Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения'

Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТИЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусарова Елена Николаевна, Воробьева Ольга Леонидовна

Исследуется одна из основных составляющих профессионального общения педагога при работе с дошкольниками коммуникативная компетентность, которая играет главную роль в процессе воспитания и обучения детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения»

"Культурная жизнь Юга России"

№ 1 (56), 2015

Культура и образование

УДК 373.66

Е. Н. ГУСАРОВА,

кандидат педагогических наук, доцент Краснодарского государственного университета культуры и искусств

О.Л.ВОРОБЬЕВА,

педагог-психолог МБДОУ

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Исследуется одна из основных составляющих профессионального общения педагога при работе с дошкольниками - коммуникативная компетентность, которая играет главную роль в процессе воспитания и обучения детей.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, стили взаимодействия, направленность личности.

UDK 373.66

E. N. GUSAROVA, O. L. VOROBIEVA,

candidate of Pedagogical sciences, educational-psychologist MBDOU

associate professor of Krasnodar State University of Culture and Arts

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS TEACHER

Explores the one of the main components of professional communication the teacher when working with preschool children -communicative competence, which plays a major role in the upbringing and education of children. Key words: communicative competence, interaction styles, the focus of identity.

В настоящее время в силу своей актуальности получили развитие исследования, нацеленные на выявление и сознательное формирование у педагога структуры личности, которая включает характеристики, позволяющие ему быть знатоком других людей и одновременно являющиеся важнейшим условием успешного решения стоящих перед ним профессиональных задач. Особую значимость этот вопрос имеет для педагогов дошкольного образования, которым необходимо уметь строить общение с детьми, родителями, коллегами.

В каждом типе профессионального сообщества четко просматривается преобладающий вид межличностного общения, обеспечивающий рабочий процесс, а также определяющий типичные трудности коммуникации [1].

К. В. Вербова [2], А. А. Григорьев [3], Е. А. Климов [4], Г. А. Ковалев [5], И. В. Страхов [6] и другие исследователи представляют коммуникативный компонент как доминантное звено в структуре педагогической деятельности. Данный компонент, по их мнению, является интегральным, поскольку обеспечивает эффективность взаимодействия учителя с другими участниками педагогического процесса.

Направленность деятельности педагога дошкольного образования - обеспечение условий

для полноценного развития индивидуальности ребенка, оптимальной реализации его возможностей, способности к саморазвитию. Для педагогов профессиональное развитие связано с личностным ростом, повышением квалификации, получением возможности дополнительной работы и обусловлено не внешними обстоятельствами, а их внутренней позицией. Эмпирическое исследование особенностей становления педагогической профессиональной деятельности позволяет выявить те трудности и проблемы, которые связаны с изменением целей, функций и содержания профессионального контекста.

Для выявления уровня сформированности социально-коммуникативных качеств педагога дошкольного образования было проведено тестирование на основе теста-опросника оценки «Социально-коммуникативной компетентности» (СКК), ориентационной анкеты Б. Басса, опросника Т. Лири [7] среди работников детского дошкольного учреждения (ДОУ) «Детский сад комбинированного вида № 2» г. Краснодар (средний возраст - 34 года).

В целом для выборки педагогов дошкольного образования оказались характерными высокие показатели социально-коммуникативной

№ 1 (56), 2015 "Культура и образование"

компетентности (тест СКК). Их интраперсональ-ные стили межличностных отношений могут быть охарактеризованы как адаптивные, с сочетанием актуальной уравновешенности тенденций доминирования и подчинения со стремлением увеличить степень доминантности. Отличительной особенностью опрошенных является стрем ле-ние к установлению доверительных взаимоотношений с окружающими, принятие ответственной позиции по отношению к ним (табл. 1).

Таблица 1. Динамическое соотношение сти-леобразующих тенденций «Я - реального» и «Я -идеального» (%)

Стили взаимодействия = > <

Властный - лидирующий 37 13 49

Независимый -доминирующий 51 21 28

Прямолинейный -агрессивный 39 28 33

Недоверчиво-скептический 31 79 3

Покорно-застенчивый 39 55 7

Зависимый - послушный 49 40 11

Сотрудничающий -конвенциальный 45 12 43

Ответственно-великодушный 32 21 47

= - значения «Реального» и «Идеального» тестов отличаются не более чем на 1

> - значения «Реального» теста больше «Идеального» более чем на 1

<- значения «Реального» теста меньше «Идеального» более чем на 1

Для обследованной выборки педагогов является характерной тенденция доминирования (1, 2 октанты). Преподаватели ориентированы на понижение агрессии (3, 4 октанты). Часть опрошенных (1/3) занимает позицию безответственности, причем отмечена тенденция к усилению этого качества, а среди характерных личностных черт можно назвать скромность, застенчивость, потребность в доверии со стороны окружающих, охотное выполнение чужих обязанностей (5, 6 октанты). Педагоги ориентированы на работу в команде, но видна тенденция на понижение. Для выборки характерен высокий уровень альтруизма (7, 8 октанты).

При определении количественных значений направленности обращает на себя внимание превалирование деловых компонентов, направленность на общение в группе выражена в значительно меньшей степени. Эгоцентрические компоненты фактически занимают субдоминантное

положение (табл. 2), 75% испытуемых относятся к двум типам: «ДОС» и «ДСО».

Таблица 2. Представленность различных типов направленности личности (по Бассу) в выборке (%).

Тип направленности Представленность типа в выборке, %

дос 47

дсо 28

ОДС 14

ОСД 0

СДО 7

СОД 4

Д - направленность личности на дело

О - направленность личности на общение

С - направленность личности на себя

На основании результатов тестов мы выяснили, что коммуникативная компетентность педагогов и ряд личностных особенностей помогает их дальнейшему профессиональному развитию и профессиональной адаптации, это: высокий уровень коммуникативной ловкости; терпимость к неопределенности; отсутствие избыточной конформности; низкая ориентация на избегание неудач; устойчивость к действию фрустрации; адаптивные стили межличностных отношений; направленность на дело.

Также существуют личностные особенности, затрудняющие профессиональное становление педагогов: высокие значения статусного роста; низкие показатели гибкости поведения; низкое самоуважение; высокая толерантность к фрустрации; направленность на себя.

В методологическом плане это закономерно приводит к стремлению искать ответы на социальные вызовы в самом человеке. Речь идет о двух формах развития профессионала: обучении и консультационном сопровождении. Решается совершенно определенная задача - помочь специалисту использовать свои индивидуальные возможности для эффективного применения профессиональных знаний в типичной или особой профессиональной ситуации.

В реальной практике характерно наличие трудностей по отбору содержания, форм и методов методической работы по повышению коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования. Нами разработана технология развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования, которая включает исследования особенностей общения с семьей в целом, анализ конкретных ситуаций общения, тренинг общения, направленный на освоение техник формулирования вопросов, техник «малого разговора» и др.

В ходе внедрения технологии произошел ряд изменений, затрагивающих личностный компонент. К ним относятся: желание педагогов регулярно

"Культурная жизнь Юга России" № 1 (5б), 2015

26 ^

посещать методические занятия, активное участие в них, появление потребности к самообразованию, к педагогически целесообразному общению с родителями.

Основные изменения в процессе реализации технологии происходят в содержательном и про-фессионально-деятельностном структурных компонентах профессиональной компетентности. Они проявляются в расширении знаний педагогов о специфике семейного воспитания, стремлении организовывать компетентное общение, поиске индивидуального подхода, внедрении нетрадиционных форм и методов организации общения.

Результаты исследования позволяют высказать рекомендации, связанные с необходимостью целенаправленной, системной поддержки педагога. Важными перспективными направлениями дальнейших исследований может считаться определение педагогических технологий по обеспечению развития социально-коммуникативных качеств педагогов дошкольного образования.

Литература

1. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 2005.

2. Вербова К. В., Парамей Г. В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности // Вестник Московского университета. 1990. № 2. С. 66-70.

3. Григорьев А. А., Мастеров Б. М., Пахомов Ю. В. Опыт организации учебной программы для подготовки студентов педвуза к профессиональному общению // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М., 2002.

4. Климов Е. А. О предполагаемых путях развития психологического образования в России //

Вестник Московского университета. 199s. № з. С. з-15.

5. Ковалев Г. А. Об активном обучении педагогическому общению // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М., 1999.

6. Страхов И. В. Психология педагогического общения. Саратов, 2001.

7. Альманах психологических тестов. М., 2007.

References

1. Bodalev A. A. Lichnost i obchenie [Identity and communication]. M., 2005.

2. Verbova K. V., Paramej G. V. Psihodiagnostika sklon-nostei i sposobnostei k pedagogiheskoi deyatelnosti [Psychodiagnostics inclinations and abilities to the pedagogical activities] // Vestnik Moskovskogo universiteta. 1990. №. 2. S. бб-70.

3. Grigorev A. A., Masterov B. M., Pakhomov J. V. Opyt organizatsiy uchebnoy programmy dlya podgotovky stu-dentov pedvuza k professional'nomu obscheniyu [Experience of organization of the curriculum to prepare students for professional communication] // Activnye methody obu-cheniya pedagogicheskomu obscheniyu b yego optimi-zatsiy. M., 2002.

4. Klimov E. A. O predpolagaemih putyah razvitiya psi-hologicheskogo obrazovaniya v Rossiy [About alleged development of psychological education in Russia] // Vestnik Moskovskogo universiteta. 199S. № З. S. З-15.

5. Kovalev G. A. Ob aktivnom obyheniy pedagogihes-komy obcheniyu [On active learning pedagogical communication] // Activnye methody obucheniya pedagogiches-komu obscheniyu b yego optimizatsiy. M., 1999.

6. Strahov I. V. Psichologiya pedagogicheskogo ob-cheniya [Psychology of pedagogical communication]. Saratov, 2001.

7. Almanah psichologiheskich testov [The Almanac of psychological tests]. M., 2007.

УДК 004.65

И. И. ПАШНИНА,

кандидат педагогических наук, доцент Краснодарского государственного университета культуры и искусств

В. Г. ПОЛЮШКИН,

доцент Краснодарского государственного университета культуры и искусств

БАЗЫ ДАННЫХ МЕТАДАННЫХ ПО МУЗЫКЕ: ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Подчеркивая, насколько важно студентам уметь ориентироваться в информационном потоке, авторы статьи оценивают роль баз данных метаданных по музыке в учебном процессе, рассматривают проблемы их создания и использования в СУБД М1сго5о/Ю//1сеЛссе55.

Ключевые слова: учебный процесс, метаданные, базы данных, информационные интернет-ресурсы, музыкальное искусство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.