"Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (56), 2015
Культура и образование
УДК 373.66
Е. Н. ГУСАРОВА,
кандидат педагогических наук, доцент Краснодарского государственного университета культуры и искусств
О.Л.ВОРОБЬЕВА,
педагог-психолог МБДОУ
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Исследуется одна из основных составляющих профессионального общения педагога при работе с дошкольниками - коммуникативная компетентность, которая играет главную роль в процессе воспитания и обучения детей.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, стили взаимодействия, направленность личности.
UDK 373.66
E. N. GUSAROVA, O. L. VOROBIEVA,
candidate of Pedagogical sciences, educational-psychologist MBDOU
associate professor of Krasnodar State University of Culture and Arts
COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS TEACHER
Explores the one of the main components of professional communication the teacher when working with preschool children -communicative competence, which plays a major role in the upbringing and education of children. Key words: communicative competence, interaction styles, the focus of identity.
В настоящее время в силу своей актуальности получили развитие исследования, нацеленные на выявление и сознательное формирование у педагога структуры личности, которая включает характеристики, позволяющие ему быть знатоком других людей и одновременно являющиеся важнейшим условием успешного решения стоящих перед ним профессиональных задач. Особую значимость этот вопрос имеет для педагогов дошкольного образования, которым необходимо уметь строить общение с детьми, родителями, коллегами.
В каждом типе профессионального сообщества четко просматривается преобладающий вид межличностного общения, обеспечивающий рабочий процесс, а также определяющий типичные трудности коммуникации [1].
К. В. Вербова [2], А. А. Григорьев [3], Е. А. Климов [4], Г. А. Ковалев [5], И. В. Страхов [6] и другие исследователи представляют коммуникативный компонент как доминантное звено в структуре педагогической деятельности. Данный компонент, по их мнению, является интегральным, поскольку обеспечивает эффективность взаимодействия учителя с другими участниками педагогического процесса.
Направленность деятельности педагога дошкольного образования - обеспечение условий
для полноценного развития индивидуальности ребенка, оптимальной реализации его возможностей, способности к саморазвитию. Для педагогов профессиональное развитие связано с личностным ростом, повышением квалификации, получением возможности дополнительной работы и обусловлено не внешними обстоятельствами, а их внутренней позицией. Эмпирическое исследование особенностей становления педагогической профессиональной деятельности позволяет выявить те трудности и проблемы, которые связаны с изменением целей, функций и содержания профессионального контекста.
Для выявления уровня сформированности социально-коммуникативных качеств педагога дошкольного образования было проведено тестирование на основе теста-опросника оценки «Социально-коммуникативной компетентности» (СКК), ориентационной анкеты Б. Басса, опросника Т. Лири [7] среди работников детского дошкольного учреждения (ДОУ) «Детский сад комбинированного вида № 2» г. Краснодар (средний возраст - 34 года).
В целом для выборки педагогов дошкольного образования оказались характерными высокие показатели социально-коммуникативной
№ 1 (56), 2015 "Культура и образование"
компетентности (тест СКК). Их интраперсональ-ные стили межличностных отношений могут быть охарактеризованы как адаптивные, с сочетанием актуальной уравновешенности тенденций доминирования и подчинения со стремлением увеличить степень доминантности. Отличительной особенностью опрошенных является стрем ле-ние к установлению доверительных взаимоотношений с окружающими, принятие ответственной позиции по отношению к ним (табл. 1).
Таблица 1. Динамическое соотношение сти-леобразующих тенденций «Я - реального» и «Я -идеального» (%)
Стили взаимодействия = > <
Властный - лидирующий 37 13 49
Независимый -доминирующий 51 21 28
Прямолинейный -агрессивный 39 28 33
Недоверчиво-скептический 31 79 3
Покорно-застенчивый 39 55 7
Зависимый - послушный 49 40 11
Сотрудничающий -конвенциальный 45 12 43
Ответственно-великодушный 32 21 47
= - значения «Реального» и «Идеального» тестов отличаются не более чем на 1
> - значения «Реального» теста больше «Идеального» более чем на 1
<- значения «Реального» теста меньше «Идеального» более чем на 1
Для обследованной выборки педагогов является характерной тенденция доминирования (1, 2 октанты). Преподаватели ориентированы на понижение агрессии (3, 4 октанты). Часть опрошенных (1/3) занимает позицию безответственности, причем отмечена тенденция к усилению этого качества, а среди характерных личностных черт можно назвать скромность, застенчивость, потребность в доверии со стороны окружающих, охотное выполнение чужих обязанностей (5, 6 октанты). Педагоги ориентированы на работу в команде, но видна тенденция на понижение. Для выборки характерен высокий уровень альтруизма (7, 8 октанты).
При определении количественных значений направленности обращает на себя внимание превалирование деловых компонентов, направленность на общение в группе выражена в значительно меньшей степени. Эгоцентрические компоненты фактически занимают субдоминантное
положение (табл. 2), 75% испытуемых относятся к двум типам: «ДОС» и «ДСО».
Таблица 2. Представленность различных типов направленности личности (по Бассу) в выборке (%).
Тип направленности Представленность типа в выборке, %
дос 47
дсо 28
ОДС 14
ОСД 0
СДО 7
СОД 4
Д - направленность личности на дело
О - направленность личности на общение
С - направленность личности на себя
На основании результатов тестов мы выяснили, что коммуникативная компетентность педагогов и ряд личностных особенностей помогает их дальнейшему профессиональному развитию и профессиональной адаптации, это: высокий уровень коммуникативной ловкости; терпимость к неопределенности; отсутствие избыточной конформности; низкая ориентация на избегание неудач; устойчивость к действию фрустрации; адаптивные стили межличностных отношений; направленность на дело.
Также существуют личностные особенности, затрудняющие профессиональное становление педагогов: высокие значения статусного роста; низкие показатели гибкости поведения; низкое самоуважение; высокая толерантность к фрустрации; направленность на себя.
В методологическом плане это закономерно приводит к стремлению искать ответы на социальные вызовы в самом человеке. Речь идет о двух формах развития профессионала: обучении и консультационном сопровождении. Решается совершенно определенная задача - помочь специалисту использовать свои индивидуальные возможности для эффективного применения профессиональных знаний в типичной или особой профессиональной ситуации.
В реальной практике характерно наличие трудностей по отбору содержания, форм и методов методической работы по повышению коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования. Нами разработана технология развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования, которая включает исследования особенностей общения с семьей в целом, анализ конкретных ситуаций общения, тренинг общения, направленный на освоение техник формулирования вопросов, техник «малого разговора» и др.
В ходе внедрения технологии произошел ряд изменений, затрагивающих личностный компонент. К ним относятся: желание педагогов регулярно
"Культурная жизнь Юга России" № 1 (5б), 2015
26 ^
посещать методические занятия, активное участие в них, появление потребности к самообразованию, к педагогически целесообразному общению с родителями.
Основные изменения в процессе реализации технологии происходят в содержательном и про-фессионально-деятельностном структурных компонентах профессиональной компетентности. Они проявляются в расширении знаний педагогов о специфике семейного воспитания, стремлении организовывать компетентное общение, поиске индивидуального подхода, внедрении нетрадиционных форм и методов организации общения.
Результаты исследования позволяют высказать рекомендации, связанные с необходимостью целенаправленной, системной поддержки педагога. Важными перспективными направлениями дальнейших исследований может считаться определение педагогических технологий по обеспечению развития социально-коммуникативных качеств педагогов дошкольного образования.
Литература
1. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 2005.
2. Вербова К. В., Парамей Г. В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности // Вестник Московского университета. 1990. № 2. С. 66-70.
3. Григорьев А. А., Мастеров Б. М., Пахомов Ю. В. Опыт организации учебной программы для подготовки студентов педвуза к профессиональному общению // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М., 2002.
4. Климов Е. А. О предполагаемых путях развития психологического образования в России //
Вестник Московского университета. 199s. № з. С. з-15.
5. Ковалев Г. А. Об активном обучении педагогическому общению // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М., 1999.
6. Страхов И. В. Психология педагогического общения. Саратов, 2001.
7. Альманах психологических тестов. М., 2007.
References
1. Bodalev A. A. Lichnost i obchenie [Identity and communication]. M., 2005.
2. Verbova K. V., Paramej G. V. Psihodiagnostika sklon-nostei i sposobnostei k pedagogiheskoi deyatelnosti [Psychodiagnostics inclinations and abilities to the pedagogical activities] // Vestnik Moskovskogo universiteta. 1990. №. 2. S. бб-70.
3. Grigorev A. A., Masterov B. M., Pakhomov J. V. Opyt organizatsiy uchebnoy programmy dlya podgotovky stu-dentov pedvuza k professional'nomu obscheniyu [Experience of organization of the curriculum to prepare students for professional communication] // Activnye methody obu-cheniya pedagogicheskomu obscheniyu b yego optimi-zatsiy. M., 2002.
4. Klimov E. A. O predpolagaemih putyah razvitiya psi-hologicheskogo obrazovaniya v Rossiy [About alleged development of psychological education in Russia] // Vestnik Moskovskogo universiteta. 199S. № З. S. З-15.
5. Kovalev G. A. Ob aktivnom obyheniy pedagogihes-komy obcheniyu [On active learning pedagogical communication] // Activnye methody obucheniya pedagogiches-komu obscheniyu b yego optimizatsiy. M., 1999.
6. Strahov I. V. Psichologiya pedagogicheskogo ob-cheniya [Psychology of pedagogical communication]. Saratov, 2001.
7. Almanah psichologiheskich testov [The Almanac of psychological tests]. M., 2007.
УДК 004.65
И. И. ПАШНИНА,
кандидат педагогических наук, доцент Краснодарского государственного университета культуры и искусств
В. Г. ПОЛЮШКИН,
доцент Краснодарского государственного университета культуры и искусств
БАЗЫ ДАННЫХ МЕТАДАННЫХ ПО МУЗЫКЕ: ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Подчеркивая, насколько важно студентам уметь ориентироваться в информационном потоке, авторы статьи оценивают роль баз данных метаданных по музыке в учебном процессе, рассматривают проблемы их создания и использования в СУБД М1сго5о/Ю//1сеЛссе55.
Ключевые слова: учебный процесс, метаданные, базы данных, информационные интернет-ресурсы, музыкальное искусство.