Научная статья на тему 'Базы данных метаданных по музыке: проблемы создания и использования в учебном процессе'

Базы данных метаданных по музыке: проблемы создания и использования в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТАДАННЫЕ / БАЗЫ ДАННЫХ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашнина Ирина Ивановна, Полюшкин Владимир Георгиевич

Подчеркивая, насколько важно студентам необходимо уметь ориентироваться в информационном потоке, авторы статьи оценивают роль баз данных метаданных по музыке в учебном процессе, рассматривают проблемы их создания и использования в СУБД MicrosoftOfficeAccess.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базы данных метаданных по музыке: проблемы создания и использования в учебном процессе»

"Культурная жизнь Юга России" № 1 (5б), 2015

26 ^

посещать методические занятия, активное участие в них, появление потребности к самообразованию, к педагогически целесообразному общению с родителями.

Основные изменения в процессе реализации технологии происходят в содержательном и про-фессионально-деятельностном структурных компонентах профессиональной компетентности. Они проявляются в расширении знаний педагогов о специфике семейного воспитания, стремлении организовывать компетентное общение, поиске индивидуального подхода, внедрении нетрадиционных форм и методов организации общения.

Результаты исследования позволяют высказать рекомендации, связанные с необходимостью целенаправленной, системной поддержки педагога. Важными перспективными направлениями дальнейших исследований может считаться определение педагогических технологий по обеспечению развития социально-коммуникативных качеств педагогов дошкольного образования.

Литература

1. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 2005.

2. Вербова К. В., Парамей Г. В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности // Вестник Московского университета. 1990. № 2. С. 66-70.

3. Григорьев А. А., Мастеров Б. М., Пахомов Ю. В. Опыт организации учебной программы для подготовки студентов педвуза к профессиональному общению // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М., 2002.

4. Климов Е. А. О предполагаемых путях развития психологического образования в России //

Вестник Московского университета. 199S. № З. С. З-15.

5. Ковалев Г. А. Об активном обучении педагогическому общению // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М., 1999.

6. Страхов И. В. Психология педагогического общения. Саратов, 2001.

7. Альманах психологических тестов. М., 2007.

References

1. Bodalev A. A. Lichnost i obchenie [Identity and communication]. M., 2005.

2. Verbova K. V., Paramej G. V. Psihodiagnostika sklon-nostei i sposobnostei k pedagogiheskoi deyatelnosti [Psychodiagnostics inclinations and abilities to the pedagogical activities] // Vestnik Moskovskogo universiteta. 1990. №. 2. S. 66-70.

3. Grigorev A. A., Masterov B. M., Pakhomov J. V. Opyt organizatsiy uchebnoy programmy dlya podgotovky stu-dentov pedvuza k professional'nomu obscheniyu [Experience of organization of the curriculum to prepare students for professional communication] // Activnye methody obu-cheniya pedagogicheskomu obscheniyu b yego optimi-zatsiy. M., 2002.

4. Klimov E. A. O predpolagaemih putyah razvitiya psi-hologicheskogo obrazovaniya v Rossiy [About alleged development of psychological education in Russia] // Vestnik Moskovskogo universiteta. 199S. № 3. S. 3-15.

5. Kovalev G. A. Ob aktivnom obyheniy pedagogihes-komy obcheniyu [On active learning pedagogical communication] // Activnye methody obucheniya pedagogiches-komu obscheniyu b yego optimizatsiy. M., 1999.

6. Strahov I. V. Psichologiya pedagogicheskogo ob-cheniya [Psychology of pedagogical communication]. Saratov, 2001.

7. Almanah psichologiheskich testov [The Almanac of psychological tests]. M., 2007.

УДК 004.65

И. И. ПАШНИНА,

кандидат педагогических наук, доцент Краснодарского государственного университета культуры и искусств

В. Г. ПОЛЮШКИН,

доцент Краснодарского государственного университета культуры и искусств

БАЗЫ ДАННЫХ МЕТАДАННЫХ ПО МУЗЫКЕ: ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Подчеркивая, насколько важно студентам уметь ориентироваться в информационном потоке, авторы статьи оценивают роль баз данных метаданных по музыке в учебном процессе, рассматривают проблемы их создания и использования в СУБД MicюsofЮfficeAccess.

Ключевые слова: учебный процесс, метаданные, базы данных, информационные интернет-ресурсы, музыкальное искусство.

№ 1 (56), 2015 "Культура и образование"

UDK 004.65

I. I. PASHNINA,

candidate of Pedagogical science, associate professor of Krasnodar State University of Culture and Arts

V. G. POLYUSHKIN,

associate professor of Krasnodar State University of Culture and Arts

DATABASE OF METADATA ON MUSIC: PROBLEMS OF DEVELOPMENT AND USING IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Stressing the importance of students need to be able to navigate in the information flow, the authors estimate the role of music metadata database in the educational process, consider the problem of their creation and use in SUBD MicrosoftOfficeAccess. Key words: learning, metadata, databases, information, Internet resources, music art.

Современное состояние информационных массивов и потоков в любой предметной области требует от пользователя не только глубоких знаний самого предмета поиска информации, но и умения ориентироваться в поистине бесконечной и все расширяющейся вселенной информационных ресурсов и коммуникаций. Это в полной мере касается музыкального искусства, которое имеет сложную структуру, что обусловлено спецификой музыкального творчества, проходящего в форме композиторского, исполнительского и синкретического творчества авторов-исполнителей. Далеко не всегда потребитель информации (тем более студент) способен грамотно и четко составлять поисковый запрос, задавать алгоритм поиска, владеть методикой разыскания сведений в традиционных информационно-поисковых системах, в электронных базах данных, в глобальной сети. Преподавателю музыкальных дисциплин такие знания и навыки необходимы в силу специфики его работы с учетом ограничения времени на поиск нужных текстовых, нотных, аудиоматериалов. Он должен уметь пользоваться не только массивами региональных баз данных, но и удаленными терминалами.

С развитием Рунета сетевые образовательные ресурсы в сфере обучения постепенно, но неуклонно вытесняют ресурсы на традиционных бумажных носителях. Наиболее оптимальным в процессе подготовки к занятиям может стать обращение к авторитетным сетевым базам данных, поскольку преимуществом подхода, основанного на использовании баз данных, является контролируемая избыточность данных, непротиворечивость данных, совместное использование данных, повышенная безопасность и целостность.

Между тем доступ к весьма немногочисленным базам данных по музыкальной культуре либо платный, либо не дает желаемого эффекта, т. к. они не ориентированы на сферу образования: в основном это коллекции МРЗ-файлов или товары музыкальных магазинов. Но если с аудиальными сетевыми базами данных ситуация более менее оптимальная, то образовательные базы данных по музыкальной культуре найти в свободном доступе в Интернете практически невозможно.

На государственном уровне в рамках ГСНТИ еще с начала 70-х годов ХХ века была создана

отраслевая система научно-технической информации по культуре и искусству (ОСНТИ КИ), основной целью которой было создание информационной базы для научных исследований в области культуры, информационная поддержка разработки и реализации культурной политики и культурной деятельности в широком смысле, повышение профессионального уровня работников культуры. В начале 80-х годов на основе массива ее ресурсов стали создавать автоматизированный банк данных по культуре и искусству «Союзкуль-тура». В настоящее время вся эта претерпевшая различные трансформации система именуется Российской системой научно-информационного обеспечения культурной деятельности (Росин-формкультура) и по-прежнему является частью государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) в качестве отраслевой подсистемы.

Одной из основных и старейших баз данных была и остается регулярно пополняемая база данных «Музыка», актуализацией которой занимается НИЦ Информкультура в партнерстве с Научной музыкальной библиотекой им. С.И. Тане -ева Московской государственной консерватории. Но рекомендовать обращение к этой базе данных студентам было бы некорректно. Это скорее объект для изучения преподавателями, которые на основе ресурсов этой базы могут создавать образовательные базы данных по своему предмету, используя доступную всем СУБД [1].

Выбор музыки в музыкальном сервере существенно отличается от традиционного. Как правило, музыкальные серверы не могут удовлетворить требования серьезных слушателей классической музыки, джаза и сборных альбомов, кроме того, скопированные диски классифицируются по нескольким категориям. Еще одну проблему для классификации представляют виртуальные музыкальные коллекции, для которых не предусмотрены физические носители.

Классификации коммерческих баз данных про-мышленно производимых CD-дисков изначально предполагает схему, ориентированную на альбом, содержащую разделы: artist (исполнитель, только один на альбом), album (альбом), genre (жанр), song

"Культурная жизнь Юга России" № 1 (56), 2015

(трек, конкретное произведение). С небольшими дополнениями эта классификация применяется бесплатными и платными музыкальными базами данных много лет. По мнению специалистов, такая схема работает только для простых альбомов с однозначным названием, с одним и тем же исполнителем для всех треков, но дает сбои с альбомами, в которых у разных произведений разные исполнители, с разными версиями одного и того же альбома, разным составом или разным порядком, другой длительностью треков и т. п. Поэтому специалисты разработали требования к надежной базе данных для идентификации дисков CD:

- корректная идентификация и возможность беспрепятственного поиска по исполнителям, альбомам, жанрам и трекам. Это вполне адекватно обеспечивается доступными коммерческими базами данных с одним очень существенным недостатком. Пока данные не отредактированы или не проверены, могут отображаться некорректные метаданные, что может разочаровать конечного пользователя;

- корректная идентификация и беспрепятственный поиск по сборным CD. Есть несколько типов сборных альбомов, которые присутствуют в типичных музыкальных коллекциях:

• классика. Один композитор, разные работы, разные исполнители;

• классика. Один оркестр или исполнитель, разные композиторы, разные типы музыки;

• классика. Один тип музыки, разные композиторы, разные исполнители;

• сэмплеры. Разные разнородные треки, разные исполнители;

• сэмплеры. Один исполнитель, треки из разных релизов;

• сэмплеры. Одна звукозаписывающая компания, но разные исполнители и треки;

- Корректная идентификация и беспрепятственный поиск по набору дисков. Должна обеспечиваться перекрестная проверка и построение многодисковых альбомов, как в ситуации, описанной выше. Сервер позволяет объединить несколько дисков в одну последовательность воспроизведения при помощи функции создания плейлистов [2].

Разрозненные усилия по организации баз данных музыкальных произведений не решают проблемы создания репрезентативного сетевого массива. Международные организации по стандартизации, звукозаписывающие компании, обладатели авторских прав на музыкальные произведения и даже меломаны-пользователи с 2011 года дискутируют по поводу создания всемирной базы данных музыкальных произведений в Интернете. Над разработкой новой базы данных трудятся эксперты ведущей консалтинговой компании Deloitte совместно с всемирно известными издательствами Universal Music Publishing и EMI Publishing. В перспективе с помощью такой базы данных можно идентифицировать правообладателя

каждого музыкального произведения и выявить ограничения на его использование. Планируемый каталог музыки всех времен и народов позволит применять множество инновационных Интернет-сервисов для скачивания музыкальных произведений в сети с помощью различных аппаратных платформ; упростить заключение лицензионных соглашений между музыкальными лейблами и обладателями авторских прав на музыкальные произведения; значительно сократить нелегальное использование музыкальных произведений в сети и гарантировать выплату гонораров их авторам.

Классификация объектов авторского права будет основываться на Международном стандарте кода музыкальных произведений (ISWC). ISWC был утвержден Международной Организацией по стандартизации (ISO) 22 октября 2001 года и нашел реальную практическую помощь у Международной конфедерации союзов авторов и композиторов (CISAC). CISAC активно расширяла сеть регистрирующих ISWC агентств и содействовала организации базы данных уже зарегистрированных произведений. Международный стандартный код ISWC идентифицирует каждое музыкальное произведение как уникальное и неповторимое и может присваиваться музыкальному произведению вне зависимости от формы его представления. В том случае, когда музыкальному произведению присвоен код ISWC, он должен присутствовать на всех электронных документах, сопровождающих данное произведение. Код указывается наряду с уведомлением об авторском праве [3].

Но если с аудиальными сетевыми базами данных музыкальных произведений ситуация более или менее оптимальная, то образовательные базы данных по музыкальной культуре найти в свободном доступе в Интернете достаточно сложно, во всяком случае на русском языке. Единственный сайт, который удалось разыскать, гласил, что в декабре 2013 года О. В. Гриб-кова, Е. В. Аликина, О. Б. Ушакова, В. В. Афанасьев проанонсировали в сети свою базу данных «Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта». Как заявляют ее создатели, эта база данных предлагает читателю материалы, посвященные актуальным проблемам музыкального образования; материалы ведущих практикующих преподавателей (лауреатов международных конкурсов); творческие и педагогические достижения музыкально-педагогического факультета в социально-культурной практике и педагогическом образовательном пространстве. В центре внимания: актуальные вопросы подготовки специалистов высшей квалификации в сфере вокально-хоровой культуры, социально-просветительской деятельности, воспитание личности на основе высокой духовности и традиций истории и культуры России, процессы формирования ценностных ориентаций молодежи в новых социальных условиях. Значительная часть трудов и монографий, представленных в базе данных, посвящена специфике воздействия музыкального и хорового воспитания как фактора развития личности, духовного

№ 1 (56), 2015 "Культура и образование"

^ш 29

совершенствования, творческих поисков, мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, анализу вопросов методологии исследования отечественного музыкально-педагогического образования, создания эффективной модели формирования профессиональной культуры педагога-музыканта. Все права принадлежат ГБОУ ВПО МГПУ Готовятся документы для подачи на получение свидетельства о государственной регистрации базы данных. База данных платная, но информации о ее готовности больше не публиковалось. Из лаконичной аннотации неясно, в какой СУБД создана база данных, первичные или вторичные документы в ней отражены и т. п. [4].

Между тем очень важно, в какой СУБД создана база данных, т. к. в целом назначением СУБД является предоставление пользовательского интерфейса. Системы управления базами данных отвечают за: физическое размещение данных и их описаний; поиск данных; поддержание баз данных в актуальном состоянии; защиту данных от некорректных обновлений и несанкционированного доступа; обслуживание одновременных запросов к данным от нескольких пользователей (прикладных программ). Наиболее доступная каждому пользователю в настоящее время СУБД -это входящая в стандартный пакет Microsoft Office СУБД Microsoft Office Access. Практически каждый работающий с Windows, имеет доступ к этой СУБД, поэтому использование ее для разработки и создания образовательных баз данных как по музыкальной культуре, так и по всем гуманитарным направлениям в настоящее время, на наш взгляд, наиболее целесообразно.

Одним из средств повышения эффективности процесса обучения может стать разработка и внедрение в учебный процесс метаданных, позволяющих в полной мере использовать эвристический потенциал мировых информационных ресурсов [5]. Следовательно, первым этапом в создании преподавателем учебной базы данных может стать анализ и отбор наиболее авторитетных веб-сайтов, т. е. создание метаданных (данных о данных) по музыкальной культуре, которые станут основой базы данных. Тем более что уровень использования метаданных по музыкальной культуре в масштабах Интернета оставляет желать лучшего, прежде всего из-за их слабой разработанности и рассеянности. В то же время роль метаданных для учебных материалов, а также метаданных для документов, которые могут быть интегрированы в образовательный процесс, будет постоянно возрастать. Именно обращение к образовательным метаданным как первый этап работы с информационными ресурсами поможет и преподавателям, и студентам найти релевантную информацию. Несмотря на то, что существуют международные стандарты метаданных, позволяющие автоматизировать процесс их создания, особую ценность имеют метаданные, созданные человеком, специалистом в своей области, т. к. этот подход обеспечивает осмысленность их разработки [6].

Смеем утверждать, что в настоящее время в подобных базах данных нуждаются практически все учебные дисциплины по музыкальной культуре в частности и по гуманитарным дисциплинам в целом. Разработать и внедрить в учебный процесс такие базы данных по всем преподаваемым дисциплинам под силу любому профессионалу в сфере музыкальной культуры совместно со специалистом в области прикладной информатики. В то же время это чрезвычайно трудоемкий процесс (особенно этапы отбора и анализа информационных ресурсов), требующий понимания, адекватной оценки и стимуляции со стороны руководства вузов. К тому же необходима постоянная актуализация представленных данных, дополнение полей новыми авторитетными сайтами и отдельными публикациями, выделение новых полей по мере углубления и расширения базы данных.

Литература

1. Информкультура. Ресурсы, партнеры, сервис. URL: http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/_ sitenav/root_frm .html

2. Музыкальный Сервер NaimNet и база данных Музыкального Сервера. URL: http://arch.ksys. ru/naimnet.html

3. Copyright. Авторское право. URL: www. copyright.ru/news/main/2011/01/ISWC_CISAC

4. База данных «Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта». URL: http://www.mgpu.ru/article. php?article=633

5. Пашнина И. И. Использование эвристического потенциала метаданных музеев в учебном процессе // Культурное наследие: путь к единству. Краснодар, 2010. С. 40-43.

6. Пашнина И. И., Полюшкин В. Г. Проблемы создания и использования сайтов метаданных по музыкальной культуре в учебном процессе // Музыкальная педагогика, делающая мир лучше: международн. науч. конф. Нью-Йорк; Краснодар, 2014. С. 89-94.

References

1. Informcul'tura. Resursy, partner, servis [Informkul'tura. Resources, partners, service]. URL: http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/_sitenav/ root_frm.html

2. Muzykal'niy server NaimNet i baza dannh muzykal'nogo servera [Music Server NaimNet and a database of music server]. URL: http://arch.ksys.ru/ naimnet.html

3. Copyright. Avtorskoye pravo [Copyright]. URL: www.copyright.ru/news/main/2011/01/ISWC_CISAC

4. Baza dannyh «Theoriya i practika formirovaniya professional'noy cul'tury pedagoga-muzykanta» [Database «Theory and practice of teacher's-musician professional culture formation»]. URL: http://www. mgpu.ru/article.php?article=633

5. Pashnina I. I. Ispol'zovaniye evristicheskogo potentsiala metadannyh muzeev v uchebnom protsesse

"Культурная жизнь Юга России" № 1 (56), 2015

[Using heuristic potential of metadata in the learning process] // Cul'turnoye naslediye: put' k yedinstvu. Krasnodar, 2010. S. 40-43.

6. Pashnina I. I., Polyushkin V. G. Problemy sozdaniya i ispol'zovaniya sajtov metadannyh po

muzykal'noiy cul'turye v uchebnom protsesse [The problem of creating and using metadata on musical culture sites in the learning process] // Muzykal'naya pedagogika, delayucshaya mir luchshe: mezhnarodn. nauch. konf. New York; Krasnodar, 2014. S. 89-94.

УДК 007

В. С. СИДОРЕНКО,

кандидат педагогических наук, профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств

А. В. ГАЛЕТА,

кандидат филологических наук, доцент Краснодарского филиала Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СЕТИ КАК МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Сущность информационно-библиотечных процессов, их экономичности, определение методов и средств реализации представляется в виде аналитической модели с использованием теории массового обслуживания. Определены критерии эффективности функционирования модели информационно-библиотечной сети образовательного учреждения.

Ключевые слова: информационно-библиотечные сети, информационная среда, образовательное учреждение, критерии эффективности.

UDK007

V. S. SIDORENKO,

candidate of Pedagogical science, professor of Krasnodar State University of Culture and Arts

A. V. GALETA,

candidate of Philological sciences, associate professor of Krasnodar branch of Soviet Union Marshal S. M. Budyonny Military Academy

INFORMATION AND LIBRARY NETWORK INFORMATION ENVIRONMENT AS A MODEL EDUCATIONAL INSTITUTION

The essence of library processes, their profitability, determining the methods and means of implementation are presented in terms of analytical model using queueing theory. Performance criteria defined model information and library network of educational institutions.

Key words: library and information network, information environment, an educational institution performance criteria.

Внешние перемены в обществе: общегосударственные требования к информатизации образовательных учреждений и библиотек; изменение информационных потребностей педагогов и обучаемых; появление новых носителей информации, создание локальных, региональных и международных информационно-образовательных систем и сетей; изменение системы книгораспро-странения и удорожание изданий стимулировали потребность разработки информационной модели образовательного учреждения с учетом особенностей информационно-библиотечных структур образовательных учреждений [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сущность информационно-библиотечных процессов, их закономерности, определение методов и

средств их реализации нельзя изучить, не используя методов моделирования. Моделирование как методология осуществляется в несколько обобщенных этапов: формализация проблемы и создание адекватной модели, экспериментирование с моделью и анализ полученных результатов. В моделировании к исходным данным предъявляются самые жесткие требования по точности, надежности, своевременности, оперативности, полноте [2]. Опыт показывает, что самые удачные модели создаются специалистами в данной области практики, получившими в дополнение к основной математическую подготовку, или же коллективами, объединяющими практиков специалистов и математиков. При построении математической модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.