Научная статья на тему 'Тенденции современной электронной музыки в контексте постмодернизма'

Тенденции современной электронной музыки в контексте постмодернизма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1246
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА / ЭЛЕКТРОНИКА / ЭЛЕКТРОАКУСТИКА / СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА / ДИГИТАЛИЗАЦИЯ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ELECTRONIC MUSIC / ELECTRONICA / ELECTROACOUSTIC / CONTEMPORARY MUSIC / DIGITALIZATION / POSTMODERNISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Феоктистов Ф.П.

В статье рассматриваются особенности широкого пласта современной музыки, востребованной в самых разных кругах. Делается попытка выявить сущность современной электронной музыки и на основе анализа технических достижений и общих процессов в искусстве и культуре обозначить особенность современного этапа её развития. Отмечается, что обсуждение электронной музыки как некоего обособленного объекта исследования вводит в некоторое заблуждение, потому что не существует единого сообщества электронных музыкантов и слушателей, но есть различные, порой непересекающиеся аудитории по всему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TENDENCIES OF CONTEMPORARY ELECTRONIC MUSIC IN THE CONTEXT OF POSTMODERNISM

This article attempts to identify the specific features and highlights the aesthetic features of a very wide stratum of the contemporary music, which is popular in a various circles. It is an attempt to reveal the essence of electronic music, to show different interpretations of this concept by different musical communities, and to designate a feature of the present stage of its development, analyzing technical advances and general processes in art and culture. Discussion of electronic music as a kind of separated object leads us into a confusion because there is no single community of electronic musicians and the audience but other non-overlapping auditions take place all over the world.

Текст научной работы на тему «Тенденции современной электронной музыки в контексте постмодернизма»

house of North Ossetian university: North Ossetian joint museum of history, architecture and literature, 1991. 1014 p.

4. Karaulov M. A. Terskoe kazachestvo [Terek Cossacks]. Moscow, Publishing house "Veche", 2007. 318 p.

5. Kiyashko I. I. Voiskovye pevcheskii i muzykantskii hory Kubanskogo kazach'ego vojska (1811-1911 gody). Istoricheskii ocherk stoletiia ikh sushchestvovaniia [Military singing and musicians choirs of the Kuban Cossack army (1811-1911). Historical sketch of the century of their existence]. Zakharchenko V. G. Iz istorii Kubanskogo kazach'ego khora : materialy i ocherki [From history of the Kuban Cossack chorus: materials and issues]. Krasnodar, Publishing house "Diapazon-B", 2006.

6. Korsakova N. Mikhail Petrovich Kolotilin - terskii kazak i kompozitor. K voprosu ob avtorstve muzyki kubanskogo gimna [Mikhail Petrovich Kolotilin - Terek Cossacks and composer. On the question of authorship of the Cuban national hymn music]. Zakharchenko V. G. Iz istorii Kubanskogo kazach'ego khora : materialy i ocherki [From history of the Kuban Cossack chorus: materials and issues]. Krasnodar, Publishing house "Diapazon-B", 2006.

7. Mezentsev A., Kireev F. Russkie Gosudari vo Vladikavkaze [Russian Rulers in Vladikavkaz]. Available at: http://monarhist.info/history-glimpse/russkie-gosudari-vo-vladikavkaze (accessed: 25.05.2016).

8. Rimsky Korsakov N. Letopis' moei muzykal'noi zhizni [Chronicle of my musical life]. Moscow, Publishing house "Music", 1980. 454 p.

9. Seliverstova S. N. Mezhetnicheskaia tolerantnost' kak fenomen kul'tury [Interethnic tolerance as culture phenomenon]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2010, no. 2, pp. 78-81.

10. Terskie vedomosti. 1870. August, 9.

11. Terskie vedomosti. 1876. № 52.

12. Terskie vedomosti. 1879. № 45.

13. Tikhonovskaya G. S. Artistic and pedagogical foundations of technologies of creation of cultural and leisure programs. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 6 (68), pp. 185-189. (In Russian)

14. Tutunov V. Istoriia voennoi muzyki Rossii [History of military music of Russia]. Moscow, Publishing house "Music", 2005. 490 p.

15. Tsvetkova S. G. Tsennostnaia osnova ideologii evraziistva [Valuable fundamentals of ideology of eurasianism].

Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 3 (53), pp. 59-62.

Московский государственный институт культуры

В статье рассматриваются особенности широкого пласта современной музыки, востребованной в самых разных кругах. Делается попытка выявить сущность современной электронной музыки и на основе анализа технических достижений и общих процессов в искусстве и культуре обозначить особенность современного этапа её развития. Отмечается, что обсуждение электронной музыки как некоего обособленного объекта исследования вводит в некоторое заблуждение, потому что не существует единого сообщества электронных музыкантов и слушателей, но есть различные, порой непересекающиеся аудитории по всему миру.

Ключевые слова: электронная музыка, электроника, электроакустика, современная музыка, дигитализация, постмодернизм.

ФЕОКТИСТОВ ФЁДОР ПЕТРОВИЧ — аспирант кафедры теории культуры, этики и эстетики социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры

FEOKTISTOV FEDOR PETROVICH - doctoral student of the Department of the theory of culture, ethics and aesthetics, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: helloitsmeff@gmail.com © Феоктистов Ф. П., 2016

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 5 (73) сентябрь - октябрь =

F. P. Feoktistov

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE TENDENCIES OF CONTEMPORARY ELECTRONIC MUSIC IN THE CONTEXT OF POSTMODERNISM

This article attempts to identify the specific features and highlights the aesthetic features of a very wide stratum of the contemporary music, which is popular in a various circles. It is an attempt to reveal the essence of electronic music, to show different interpretations of this concept by different musical communities, and to designate a feature of the present stage of its development, analyzing technical advances and general processes in art and culture. Discussion of electronic music as a kind of separated object leads us into a confusion because there is no single community of electronic musicians and the audience but other non-overlapping auditions take place all over the world.

Keywords: electronic music, electronica, electroacoustic, contemporary music, digitalization, postmodernism.

XX век подарил музыке возможность измениться самым значительным образом по сравнению со всеми предыдущими этапами её истории.

Развитее электронных технологий позволило передавать мысли, идеи и звуки быстро и на огромные расстояния, послужило почвой для музыкального экспериментирования - никогда раньше в истории за такой короткий период не появлялось столько много новых стилей и жанров.

Однако некоторые стилистические преобразования, которые произошли в академической музыке в результате внедрения модернистских тенденций - использования необычных техник композиции, таких как атональность1, микрохроматика2 и других - новых, нетрадиционных принципов музыкального построения, окажутся деструктивными для традиционного музыкального дискурса.

Далее, с развитием музыкальной техники, появляется возможность производить звуковую запись, а это, в свою очередь, порождает такие технологии, как

1 Атональность, атональная музыка (нем. atonale Musik, англ. atonality, фр. musique atonale) — принцип звуковысотной организации, выражающийся в отказе (иногда демонстративном) композитора от логики гармонической тональности.

2 Микрохроматика (др.-греч. (iiKpoç — 'маленький' и

Хршца — 'цвет, краска') — род интервальной системы (по Ю. Н.

Холопову), содержащий микроинтервалы — четвертитоны,

трететоны, шестинатоны и др.

микширование3 и сэмплирование4, которые часто используются для создания и исполнения электронной музыки и интерпретируются нами в качестве «постмодернистских», поскольку они позволяют композиторам выстраивать собственное повествование новым способом - вырезая, смешивая и сопоставляя записанные ранее музыкальные фрагменты из разных эпох, жанров и географических регионов. Кроме устройств, производящих запись и воспроизведение звукового материала, появляются и электронные инструменты, имитирующие звучание традиционных или производящие новые - электронно генерированные - тембры.

Электронная музыка - это любой тип музыки, в котором электронные инструменты и оборудование играют главную или же единственную роль.

3 Микширование (англ. mixing — 'смешение') — стадия создания из отдельных записанных треков конечной записи, следующий после звукозаписи этап создания фонограммы, заключающийся в отборе и редактировании (иногда реставрации) исходных записанных треков, в объединении их в единый проект и обработке эффектами.

4 Сэмплирование — процесс записи и обработки сэмплов — относительно небольших записанных звуковых фрагментов. История термина восходит к 1970-м годам, когда был создан цифровой музыкальный инструмент, в котором был реализован принципиально новый подход к созданию музыки, получивший название sampling, что в дословном переводе означает 'отбор образцов'. Устройства, в которых воплощён такой принцип, называются сэмплерами, а образцы звучания — сэмплами. С сэмплами можно производить различные изменения или же оставить их такими, как есть, и сэмплер будет воспроизводить звук, почти неотличимый от звучания первоисточника.

Она охватывает, по утверждению кандидата музыковедения Принстонского университета Джоанны Деммерс, как электроакустическую музыку, которая зачастую использует акустические инструменты наравне с электронными, так и чисто электронное звучание [10].

Том Холмс, автор нескольких трудов по истории музыки, пишет, что электронная музыка - это «та музыка, звуки которой производятся электронным образом или подвергаются электронной обработке» [13]. Эта музыка включает в себя большое пространство жанров, стилей и практик.

На протяжении ХХ века электронная музыка получала различные дефиниции. В научных кругах так называют произведения, созданные в университетах или в связанных с ними средах (например, Центр компьютерных исследований в музыке и акустике (Center for the Computer Research in Music and Acoustics [CCRMA], в Стэнфорде) или правительственные учреждения (государственные радиостанции в Германии и Франции или научно-исследовательские центры, такие как Институт акустических и музыкальных исследований (Institute de Recheche er Coordination Acoustique/Musique) и Группа музыкальных исследований [GRM]).

Партиципанты этих общин, как правило, тяготеют к тому, чтобы рассматривать свою музыку как элитарную и интеллектуальную, а не популярную или доступную.

Понятием «электронная музыка» традиционно обозначалось нечто иное в области популярной музыки, которая сама по себе, разумеется, не является однородным объектом, а, скорее, свободным образом составленной конгломерацией жанров рока, эмбиента5, психоделической

5 Эмбиент (англ. ambient — 'окружающий') — стиль электронной музыки, основанный на модуляциях звукового тембра. Эмбиент часто характеризуют атмосферным, обволакивающим, ненавязчивым, фоновым звучанием.

музыки и EDM6, наряду с киномузыкой. Анализу этой музыки посвящены многие труды, изучающие её различные стороны. Например, Марк Батлер, доцент музыковедения в Северо-Западном университете Чикаго, исследует электронную танцевальную музыку одновременно с позиций эстетики и музыковедения [8], а Дэвид Хэсмондхал, директор американского научно-исследовательского центра медиаиндустрии, в своей работе, посвя-щённой приёмам, используемым в популярной музыке, совмещает эстетический подход с социологическим (то есть с рассказами опрошенных) [12]. В отличие от академической электроакустической музыки, популярная электроника больше рассуждает именно о материале звука, чем о музыкальных формах или восприятии. Под «материалом» мы подразумеваем здесь объективированный, аудиальный феномен в электронной музыке: от отдельных нот и составляющих ритма до мельчайших звуковых частиц, щелчков и даже тишины. Этот звуковой материал обязательно отсылает нас к вопросу о том, как он создавался, и поэтому любые дискуссии о современной электронной музыке напрямую связаны с развитием техники, вовлечённой в её создание.

1980-й год можно считать этапным для всей электронной музыки. В предыдущие десятилетия синтезаторы были дорогими и громоздкими,а те немногие артисты, имевшие к ним доступ, были либо состоявшимися, коммерчески успешными исполнителями либо академическими композиторами в научно-исследовательских университетах. К 1980-му году дигитали-зация вызвала резкое падение цен на синтезаторы, что сделало их доступными для более широкого круга исполнителей (в том

6 EDM (Electronic Dance Music) — это общее обозначение электронной музыки, объединяющее большое количество музыкальных жанров и стилей, функционирующих в первую очередь в развлекательной индустрии.

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 5 (73) сентябрь - октябрь ^

числе и для любителей и даже для детей). Об этом пишет преподаватель истории музыки Сиракузского университета Тео Кейтфорис [9]. А композитор и музыкальный исследователь Поль Теберг замечает, что, в отличие от предыдущих аналоговых синтезаторов, недорогие модели Korg и Casio, наводнившие рынок, были «пропат-чены», то есть имели предустановленный набор звуков. Это означало, что пользователи этой музыкальной техники больше не обязаны были знать, как программировать свои инструменты [14]. В начале 1980-х годов синтезаторы стали, кроме того, меньше и легче и, следовательно, более портативными. Качество электронных инструментов и технологий редактирования с тех пор стремительно возрастало, в то время как цены оставались на низком уровне, что также способствовало их популяризации.

1980-й год является переломным и с других позиций. Несмотря на то, что есть веские доводы к тому, чтобы принимать во внимание отделение элитарной электронной музыки от массовой, созданной ранее в этом столетии, после 1980-го года наблюдается ускоряющееся взаимопроникновение этих двух сфер.

Однако это мнение не единственное; Саймон Эммерсон пишет, что как композиторы, сочиняющие популярную элек-

тронную музыку, так и те, кто работает в области академической электроакустики, «могут что-то брать друг у друга, однако эти метажанры всё равно остаются обособленными друг от друга» [11]. Но в свете философии постмодерна правомерность и приемлемость такого обособления кажется обманчивой. Тенденция к нему глубоко укоренилась во всех формах электронной музыки - это то, что, как ни парадоксально, объединяет и электронику, и академическую электроакустику. Несмотря на их кажущуюся обособленность, различные направления электронной музыки объединяет особенное отношение к звуку как таковому. В электронной музыке эстетизируются звуки, которые раньше не могли считаться музыкальными: они могут быть как предзаписаны, так и сгенерированы электронным способом. Новые музыкальные технологии позволяют композитору работать непосредственно со звуком, который в записанной форме теперь может храниться как медиаобъект.

Все эти тенденции существенным образом повлияли на формирование современной электронной музыки, а описанные в этой статье постмодернистские технологии её создания лежат в основе большинства актуальных электронных музыкальных практик.

Примечания

1. Артемьев Эдуард. Возможности музыки безграничны. [Электронный ресурс] // СМИ о культуре и духе времени : [веб-сайт]. Электрон. дан. 19.12.2015. URL: http://www.colta.ru/articles/music_modern/5966

2. Архипова М. В. Музыкальный жест как проблема современного музыкознания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 80-85.

3. Воеводина Л. Н. Философия культуры в эпоху постсовременности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 29-35.

4. Лопатина Н. В., Чазова С. А. Художественное развитие личности в информационном обществе: реабилитация библиографического знания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 144-149.

5. Мигунов А. Палитра современного искусства // Философия. Культура. Гуманизм: история и современность : материалы международной научно-практической конференции (9-10 ноября 2006 года, Оренбург). Оренбург, 2006.

6. Романова Н. В. «Эстетический текст культуры» как теоретико-методологический концепт и проблемы

его актуализации в современности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 2 (40). С. 71-75.

7. Суминова Т. Н. Текст и контекст художественного произведения: философско-культурологический анализ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 39-43.

8. Butler M. Unlocking the Groove: Rhythm, Meter, and Musical Design in Electronic Dance Music. Bloomington: Indiana University Press, 2006. 346 p.

9. Cateforis T. Are We Not New Wave?: Modern Pop at the Turn of the 1980s. Ann Arbor: the University of Michigan Press, 2011. 252 p.

10. Demers J. Listening Through the Noise. The Aesthetics of Experimental Electronic Music. New York : Oxford University Press, 2010. 181 p.

11. Emmerson S. Music, Electronic Media and Culture. Aldershot: Ashgate Publishing Company, 2000. 262 p.

12. Hesmondhalgh D. Popular Music Studies. London: Bloomsbury Publishing, 2002. 272 p.

13. Holmes T. Electronic and Experimental Music. Pioneers in Technology and Composition. Second Edition. New York: Routledge, 2002. 319 p.

14. Theberge P. Any Sound You Can Imagine. London: Wesleyan University Press, 1997. 293 p.

References

1. Artemyev Eduard. Vozmozhnosti muzyki bezgranichny [The possibilities of music are unlimited]. Available at: http://www.colta.ru/articles/music_modern/5966

2. Arkhipova M. V. Musical gesture as a problem of modern musicology. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 80-85. (In Russian)

3. Voevodina L. N. Philosophy of culture in post-modernity. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 3 (59), pp. 29-35. (In Russian)

4. Lopatina N. V., Chazova S. A. Artistic personality development in the digital society: the bibliographic knowledge's reinvention. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 3 (59), pp. 144-149. (In Russian)

5. Migunov A. Palitra sovremennogo iskusstva [Palette of contemporary art]. Filosofiya. Kultura. Gumanizm: istoriya i sovremennost [Philosophy. Culture. Humanism: History and the Present]. Orenburg, 2006.

6. Romanova N. V. "Esteticheskii tekst kul'tury" kak teoretiko-metodologicheskii kontsept i problemy ego aktualizatsii v sovremennosti ["The esthetic text of culture" as a teoretiko-methodological concept and problems of his updating in the present]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, no. 2 (40), pp. 71-75.

7. Suminova T. N. Text and context of the work of art: philosophical and cultural analysis. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 5 (61), pp. 39-43. (In Russian)

8. Butler M. Unlocking the Groove: Rhythm, Meter, and Musical Design in Electronic Dance Music. Bloomington: Indiana University Press, 2006. 346 p.

9. Cateforis T. Are We Not New Wave?: Modern Pop at the Turn of the 1980s. Ann Arbor: the University of Michigan Press, 2011. 252 p.

10. Demers J. Listening Through the Noise. The Aesthetics of Experimental Electronic Music. New York : Oxford University Press, 2010. 181 p.

11. Emmerson S. Music, Electronic Media and Culture. Aldershot: Ashgate Publishing Company, 2000. 262 p.

12. Hesmondhalgh D. Popular Music Studies. London: Bloomsbury Publishing, 2002. 272 p.

13. Holmes T. Electronic and Experimental Music. Pioneers in Technology and Composition. Second Edition. New York: Routledge, 2002. 319 p.

14. Theberge P. Any Sound You Can Imagine. London: Wesleyan University Press, 1997. 293 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.