Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ НА ОСНОВЕ ЯЗЫКОВЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ОТЛИЧИЙ'

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ НА ОСНОВЕ ЯЗЫКОВЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ОТЛИЧИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТУДЕНТЫ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА / КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арашин С.Н., Арашина А.С.

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных компетенций у студентов неязыковых специальностей вузов как средства профилактики и предотвращения конфликтов на основе языковых и культурных отличий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ НА ОСНОВЕ ЯЗЫКОВЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ОТЛИЧИЙ»

Использованные источники:

1. Cooke Ph. Regional Innovation Systems: Institutional and Organizational Dimnesions / Ph. Cooke, G.M. Uranga, G. Etxebarria // Research Policy. - 1997. -№ 26 (4-5). - p. 560

2.Инновационная деятельность промышленных предприятий / Экономический доклад // ГУ статистики в АР Крым.- Отдел статистики науки, инноваций и обследовании предприятий сферы услуг.- Симферополь, 2010.

3.Егорова, М.В. Инновационная система региона: базовые модели анализа и направления развития / М.В. Егорова // Вестник Казан. технол. унта. - 2009. - № 1. - с. 459.

4.Инновационное развитие Республики Крым / Инвестиционный портал Крыма. [Электронный ресурс].- Режим доступа: [http://invest-in-crimea.ru/show_content.php?alias=innovations&mid=1&m2=38]

5.Федеральная служба государственной статистики. Статистика инноваций в России. Официальный сайт. [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.gks.ru

Арашин С.Н. старший преподаватель кафедра гуманитарных и естественных дисциплин

ПГНИУ

филиал в г. Березники Пермского края

Арашина А. С. студент

институт философии СПбГУ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ НА ОСНОВЕ ЯЗЫКОВЫХ И

КУЛЬТУРНЫХ ОТЛИЧИЙ

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных компетенций у студентов неязыковых специальностей вузов как средства профилактики и предотвращения конфликтов на основе языковых и культурных отличий.

Ключевые слова: компетентность, коммуникативность, коммуникативная компетенция, студенты неязыковых специальностей, языковая среда, конфликты.

Современному специалисту необходимо обладать умением решать разнообразные проблемы как практического, так и теоретического характера. Таковы требования работодателя и в целом общества. Работник -профессионал помимо видения профессиональной и экономической перспективы, конкурентоспособности должен иметь представление о национально-этнических культурных традициях и общечеловеческих ценностях. Это касается как профессионалов, работающих среди носителей

родного языка, так и тех кто, в силу необходимости, вынужден жить и работать в чужой языковой среде. Эти требования обусловлены глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни и необходимостью, свести к минимуму возможность возникновения конфликтов на основе языковых и культурных отличий. Глобальные социальные трансформации вызвали необходимость интеграции национальных организаций и учреждений в международное образовательно-профессиональное пространство. Подобные изменения стали катализатором процесса более тесного взаимодействия представителей разнообразных культур. Появилась потребность корректировки процесса подготовки будущих профессионалов. Корректировки, которая позволила бы изменить взгляды на цель и качество образования. Возросла роль научно-исследовательской деятельности в учебном процессе, что в свою очередь привело к осознанию того, что «современное исследование невозможно без обращения к научной, научно-популярной и иной литературе по изучаемой проблеме. Оно немыслимо без анализа данных, сведений из различных источников...» [1]. То есть «важнейшим критерием эффективности педагогического мастерства преподавателя вуза является способность вовлечь обучающихся в научно-исследовательскую деятельность, которая является важным фактором формирования у студентов исследовательских компетенций»[1]. Изменившиеся требования к образовательному процессу, его качественным результатами предопределили обращение к понятиям «компетентность» и компетентностный подход. Компетентностный подход стал одним из ключевых в практической педагогике. В соответствии с ним главной целью системы образования должно стать развитие и воспитание компетентной личности. Под компетентностью необходимо понимать «общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность» [8, с. 59]. Но воплощать требования, предъявляемые к образованию, весьма сложно при опоре лишь на инструментарий специальных предметов, поскольку они, не способны в полном объёме обеспечить формирование и развитие целой группы компетентностей. Речь идёт о таких компетентностях как межкультурная, информационная, коммуникативная, и др. Становится актуальной задача активизации применения средств и педагогического потенциала дисциплин гуманитарного и социального цикла, в целях формирования компетентностей у студентов вузов неязыковых направлений. Иностранный язык вполне способен сыграть ведущую роль в развитии компетентностей коммутативного характера у будущих специалистов. Особенно учитывая тот факт, что коммуникативная компетентность выступает в качестве ключевого компонента выстраивания траектории профессионального роста и самосовершенствования личности. Вследствие этого возникла потребность в

изменении подходов к изучению иностранных языков. Данная потребность подталкивает к активному внедрению в образовательный процесс компонентов педагогики сотрудничества [4], личностно [5] и профессионально ориентированных технологий и методик. Для стимулирования и создания мотивации студентов нужно нацеливаться на профессиональную сферу деятельности будущего работника. В этом случае важен учёт тенденций связанных с профессиональной глобализацией, что обуславливает необходимость качественного овладения иностранными языками, как для получения специализированных знаний, так и для поддержания конкурентоспособности игроков глобального трудового рынка. Таким образом, наблюдается тенденция актуализации процесса освоения иностранных языков в контексте формирования коммуникативной компетенции, которая представляет собой, прежде всего, способность брать в расчёт в процессе вербального взаимодействия контекстовое соответствие языковых единиц для реализации гносеологической и коммуникативной функций. Коммуникативность есть методологический принцип, подчиняющий себе базовые аспекты процесса обучения на основе личностно-ориентированного подхода, актуальной совокупности способов и приёмов обучения, ответственной селекции содержания для подготовки обучающих заданий, соотнесения знаний с умениями и метапредметности. В этом случае процесс обучения приближается к реально существующей в жизни и самоорганизующейся коммуникации. А это подразумевает обращение к наиболее эффективным средствам развития коммуникативной компетентности. Среди них можно выделить следующие:1) селекция информации и терминов в направлении отбора профессионализмов (понятий и слов на иностранном языке) для их использования в процессе обучения;

2)опора на научно-исследовательские методы в образовательном процессе;

3) применение разнообразных, ориентированных профессионально деловых и ролевых игр в целях совершенствования коммуникативных умений; 4) подготовка занятий и заданий, в которых были-бы задействованы все имеющиеся возможности русского языка и реального вербального опыта для развития коммуникативных навыков общения на иностранном языке, сведение к минимуму возможного недопонимания между субъектами общения и минимизации базы для возникновения конфликтных ситуаций связанных с непониманием смыслового контекста; 5)широкое внедрение максимальное использование возможностей специальных обучающих программ и онлайн технологий сети интернет; 6) создание в группах обучающихся творческой атмосферы и положительного психологического настроя, предполагающего формирование взаимного уважения студентов и преподавателя[6]. Вышеуказанные средства позволяют добиться существенного роста численности студентов с необходимым уровнем коммуникативной компетентности. При этом коммуникативная компетентность студентов это не только залог профессионального роста, но и серьёзный фактор, позволяющий свести к минимуму опасность

возникновения конфликтов на основе языковых и культурных отличий.

Использованные источники:

1. Арашин С.Н. Правовые аспекты процесса формирования научно-исследовательских компетенций у студентов//Познавательный. РФ [электронный ресурс]. - Ц^:Ы1р://познавательный.рф

2. Арашин С.Н. Специфика преподавания гуманитарных и социальных дисциплин студентам бакалавриата//Познавательный. РФ [электронный ресурс]. - URL: httpV/познавательный.рф

3. Арашин С.Н., Мазанова Л.С., Слащёва Я.С., Матыс С.В. Система подготовки квалифицированных кадров и региональное развитие туристического бизнеса//Миссия образования в формирующейся новой экономике: Матер. Межд. науч.-практ. конф.Ч. 2. - Екатеринбург, 2009.

4. Арашин С.Н., Мазанова Л.С. Педагогика сотрудничества //«Взгляд в будущее: наука, образование и карьера в Верхнекамском регионе»: Матер. регион. науч.-практ. конф. - Березники, 2006.

5.Арашин С.Н., Мазанова Л.С. Личностно-ориентированное образование как основа конкурентоспособности//Конкурентоспособность территорий и предприятий во взаимозависимом мире. Матер. Всерос. форума молодых учёных и студентов. - Екатеринбург, 2006.

6. Арашина А.С., Слащёва Я.С. Принцип коммуникативности как инструмент формирования коммуникативной компетенции// Теория и практика современной науки.2015. №4(4).

7. Арашин С.Н., Тимохин А.Б. Юридические аспекты организации НИРС в Российских вузах// Образование: традиции и инновации: Матер. УМежд. науч.-практ. конф. (22.04. 2014 г.). - Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2014.

8. Шишов C.E., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. С.58-62.

Арсланова З.А. соискатель кафедра социологии

ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

Россия, г. Ставрополь ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Статья посвящена отражению результатов социологического исследования, посвященного выявлению особенностей социально-профессиональной идентификации работников социальных учреждений с различными типами организационной культуры в республике Дагестан. Приводится характеристика основных типов организационных культур учреждений социальной защиты населения в Дагестане. Соотносятся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.