Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

в России незарегистрированных браков. Целесообразность такого решения представляется бесспорной, так как игнорировать обширный спектр вопросов, возникающих в связи с отсутствием правового признания фактических семейных союзов миллионов граждан - значит пренебрегать конституционным положением о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции России) [2].

Подытоживая сказанное, отметим, что волеизъявление двух людей жить совместно без записи в органах ЗАГС имеет место быть в нашем обществе и число таких союзов неумолимо растет. Чем же поможет закон в таком случае? Гражданским супругам положены большинство выплат, связанных с рождением ребенка, которые получают и официальные супруги, поскольку данные выплаты предназначены именно родителям ребенка. Также следует отметить, что закон, хотя и не одобряет «фактический брак», однако содержит определенные механизмы, позволяющие защитить права граждан, вступающих в подобного рода семейные отношения, а также права внебрачных детей [1].

Использованные источники:

1. Балабанова, О.Н. Быть ли гражданскому браку? [Текст] / О.Н. Балабанова // Проблемы современной науки и образования. - 2014. - №6 (24). - С. 32-34.

2. Михайлова, И.А. Гражданские браки: правовая неопределенность и практические проблемы [Текст] / И.А. Михайлова // Юридическая наука. Серия, Государство и право. Юридические науки. - 2011. - №2. - С.40.

3. Попова, И.В. Гражданский брак как социальная проблема [Текст] / И.В. Попова, А.А. Касаткин // Социология. Серия, Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2013. - №1. - С.207-209.

4. Разумова, И.А. Способы интерпретации фактического брака [Текст] / И.А. Разумова, Т.С. Левенец // Труды Кольского научного центра РАН. Серия, Государство и право. Юридические науки. - 2010. - №2. - С. 24-39.

5. Смирнова, Т.Е. Исследование отношения молодежи к гражданскому браку [Текст] / Т.Е. Смирнова, М.В. Данилова // Молодой ученый. - 2014. - №3. -С. 1021-1024.

6. Юридический словарь [Текст] / под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики. - 2013. - 1152 с.

Арабаджиева С. У. студент 4 курса

ГБОУВО РК Крымский инженерно-педагогический университет

Республика Крым, г. Симферополь РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Особенностью современного этапа глобализации мировой экономики является рост уровня интернационализации инновационных процессов и углубление международного научно-технического сотрудничества. Данные

тенденции влияют на стратегии инновационного развития отдельных стран и регионов мира, вынуждают государства двигаться по инновационному пути развития. При этом следует учитывать, что национальная инновационная система формируется из инновационных систем регионов, что особенно важно для больших стран, таких, как Российская Федерация. Уровень и темпы инновационного развития регионов вносят свой вклад в инновационного развитие страны в целом, подчиняясь закону синергии. В связи с тем, что научно-технический прогресс стремительно движется вперед, а уровень инновационности экономики определяет конкурентоспособность страны в средне- и долгосрочной перспективе, важным приоритетом социально-экономического развития является усовершенствование региональной инновационной системы как компонента национальной инновационной системы.

Вопросы обеспечения развития как национальной, так и региональной инновационной систем находятся в фокусе внимания ряда ученых, среди которых следует выделить З.О. Адаманову, В.С. Белозубенко, Л.А. Горюнову, В.Б. Дзобелову, Н.М. Дегтяреву, С.П. Лапаева, Д.Г. Лукьяненко, А.В. Олисаеву, Н.Я. Петракова. Вклад в изучение особенностей и перспектив инновационного развития Крыма и его влияния на социально-экономические показатели региона внесли А.Р. Ваниева, В.В. Верна, З.А. Мухамедова, Э.А. Хаирова.

Вместе с тем, в условиях ужесточенния конкуренции на мировом рынке и дальнейшего развития НТП актуальной остается задача разработки комплекса мер по ускорению инновационного развития на уровне регионов, в частности, в Республики Крым.

Целью исследования является разработка научно-практических рекомендаций по развитию региональной инновационной системы Республики Крым с учетом условий глобализации.

Особое значение региональные инновационные системы приобретают в условиях глобализации. В современной экономике регионы приобретают большую административную и хозяйственную самостоятельность, становятся актором международной экономической деятельности. Главным предназначением любых инновационных систем является обеспечение взаимодействия субъектов инновационной деятельности. При этом региональная инновационная система должна создавать условия как для запланированных, так и для незапланированных взаимодействий, которые должны перерастать в постоянную и глубокую кооперацию.

В глобальном экономическом пространстве и его инновационной системе в настоящее время происходят кардинальные изменения, сущность которых заключается в том, что ускоряющимися темпами растет интенсивность инновационных процессов, сокращаются сроки создания инноваций, разработчиками и потребителями становятся новые участники инновационной деятельности и экономического пространства, меняются их отношения и, соответственно, содержание функций управления. В качестве

субъектов инноваций выступают субъекты хозяйствования на макро-, мезо-и микроуровнях. Осознание необходимости выбора инновационного пути развития все больше актуализируется и приводит к выбору адекватных методов управления данным процессом, как в стратегическом, так и оперативном аспекте [1, с. 491].

Основным регулятором инновационного развития выступает совокупность экономических методов управления с приоритетом планирования. Являясь исходной функцией процесса управления и экономическим методом управления, планирование, в данном контексте, предполагает разработку целевой подсистемы, включая цель, «дерево целей», стратегию, политику, программы и тактику инновационного развития на уровне стратегического управления. Ее главной задачей является реальное превращение инновационного потенциала и его составной части интеллектуального капитала в основной фактор, обеспечивающий переход экономической системы мезоуровня на инновационный путь развития [2, с.96].

Управление инновационной деятельностью должно реализовываться через современные, адекватные и рациональные методы управления, которые позволят оптимизировать разделение и кооперацию управленческих функций, достичь целей инновационного развития региона, согласовать интересы всех участников инновационной системы и территории.

Республика Крым является регионом со значительным инвестиционным и инновационным потенциалом, что подтверждается высокими значениями таких показателей: количество образовательных и исследовательских учреждений, численность научных и научно-педагогических кадров, уровень образованности населения. Учебные заведения обеспечивают профессиональными кадрами практически все отрасли экономики. Система образования на полуострове представлена развитой сетью учреждений: 10 образовательных организаций высшего образования, 27 профессионально- технических и около 586 общеобразовательных школ. Научно-техническую деятельность осуществляют более 112,4 тыс. человек в 33 научных, научно-исследовательских, проектных и конструкторских институтах и бюро, исследовательских экспериментальных станциях [4].

Однако, несмотря на это, уровень инновационной активности остается на низком уровне. По данным статистики по итогам 2013 года предприятия, занимающиеся инновациями, составляли 15,2% от общего числа предприятий материальной сферы экономики Крыма. Внедряли инновации 27 промышленных предприятий (8,2% общего количества обследуемых) пищевой промышленности, машиностроения и химической промышленности. Большая часть данных предприятий расположена в таких городах, как Симферополь, Феодосия и Красноперекопск [4].

На общенациональном уровне удельный вес предприятий внедряющих инновации в целом по Крымскому федеральному округу составил 9,6%. По

республике Крым этот показатель составил 11,5%, а в городе Севастополь -4,8% [5].

Для обеспечения развития Республики Крым необходим переход на инновационный путь развития, выведение региона в число ведущих отечественных экономик с высоким уровнем благосостояния, развитой инфраструктурой, существенной долей высокотехнологичного сектора. Необходимыми условиями реализации данных задач являются масштабные инвестиции в производства, в новые технологии, в обучение.

В Республике Крым необходимо стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании, финансовая поддержка в реализации программ развития, включая создание инновационной инфраструктуры и развитие исследовательской деятельности. Для эффективной исследовательской деятельности в области инновационного развития региона необходимо привлечении к работе в крымских вузах ученых с мировым именем, а так поддержка кооперации вузов с предприятиями и дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры [2, с.10].

Реализация инновационного потенциала Республики Крым является основой для ускорения экономического развития региона и требует решения ряда задач (рис. 1.).

Рис. 1. Комплекс задач по реализации инновационного потенциала

Республики Крым

Таким образом, в рамках усовершенствования модели инновационного развития необходимо повышать конкурентоспособности экономики РК на основе инновационно-инвестиционной модели экономики, социально сбалансированной и экологически-ориентированной политики опережающего развития, создание на территории РК благоприятной среды для развития бизнеса и инвестиционного климата. Также необходимо достижение нового качества экономического роста за счет перехода к инновационно-инвестиционной модели, внедрения наукоемких технологий, инноваций, других составляющих «экономики знаний». Еще одним важным компонентом является эффективное использование всех видов имеющегося местного территориального потенциала и повышение инновационной активности региона.

Использованные источники:

1. Cooke Ph. Regional Innovation Systems: Institutional and Organizational Dimnesions / Ph. Cooke, G.M. Uranga, G. Etxebarria // Research Policy. - 1997. -№ 26 (4-5). - p. 560

2.Инновационная деятельность промышленных предприятий / Экономический доклад // ГУ статистики в АР Крым.- Отдел статистики науки, инноваций и обследовании предприятий сферы услуг.- Симферополь, 2010.

3.Егорова, М.В. Инновационная система региона: базовые модели анализа и направления развития / М.В. Егорова // Вестник Казан. технол. унта. - 2009. - № 1. - с. 459.

4.Инновационное развитие Республики Крым / Инвестиционный портал Крыма. [Электронный ресурс].- Режим доступа: [http://invest-in-crimea.ru/show_content.php?alias=innovations&mid=1&m2=38]

5.Федеральная служба государственной статистики. Статистика инноваций в России. Официальный сайт. [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.gks.ru

Арашин С.Н. старший преподаватель кафедра гуманитарных и естественных дисциплин

ПГНИУ

филиал в г. Березники Пермского края

Арашина А. С. студент

институт философии СПбГУ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ НА ОСНОВЕ ЯЗЫКОВЫХ И

КУЛЬТУРНЫХ ОТЛИЧИЙ

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных компетенций у студентов неязыковых специальностей вузов как средства профилактики и предотвращения конфликтов на основе языковых и культурных отличий.

Ключевые слова: компетентность, коммуникативность, коммуникативная компетенция, студенты неязыковых специальностей, языковая среда, конфликты.

Современному специалисту необходимо обладать умением решать разнообразные проблемы как практического, так и теоретического характера. Таковы требования работодателя и в целом общества. Работник -профессионал помимо видения профессиональной и экономической перспективы, конкурентоспособности должен иметь представление о национально-этнических культурных традициях и общечеловеческих ценностях. Это касается как профессионалов, работающих среди носителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.