ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Ибраимов Х.И.
Ибраимов Холбой Ибрагимович - доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: коммуникативная компетентность - одна из важнейших качественных характеристик личности, позволяющая реализовать ее потребности в социальном признании, уважении, само актуализации и помогающая успешному процессу социализации. Однако однозначного понимания и четкой структуры коммуникативной компетентности, ее особенностей у будущих педагогов в научных источниках не выявлено, что позволяет вести дальнейшие научные поиски. В статье дается характеристика понятию «Коммуникативная компетентность будущего педагога», описываются сущностные характеристики и особенности педагогического общения. Определяются компоненты структуры коммуникативной компетентности. Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетентность, способность, готовность.
Положение о важной, определяющей роли учителя в педагогическом процессе является общепризнанным во всех психо лого-педагогических науках. Профессия педагога принадлежит к числу так называемых коммуникативных профессий. Общение для учителя является целью, содержанием и способом деятельности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. При этом далеко не всегда ставится вопрос о подготовке педагога к общению, о его профессиональных коммуникативных компетенциях, о его коммуникативной культуре.
Одно из значений многозначного слова компетенция, зафиксированное в словарях, - это область вопросов, в которых кто-л. хорошо осведомлен, обладает познаниями, опытом, по которым кто-л. имеет хорошие знания. В современной методической науке под компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков по языку. Наряду с термином компетенция, используется термин компетентность. Данные понятия дифференцируют таким образом: компетенция - это «комплекс знаний, навыков, умений, приобретенный в ходе занятий и составляющий содержательный компонент обучения», компетентность - это «свойства личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции» [1, с. 142]. В методической литературе описываются различные виды компетенций, по-разному взаимодействующие друг с другом. Ведущей для современной методики преподавания является коммуникативная компетенция.
Анализ научно-теоретической литературы по проблемам, связанным с коммуникацией, общением, коммуникативной компетентностью личности, позволяет судить о том, что структура, функции, генезис общения и отношения межличностного взаимодействия достаточно хорошо изучены и детально освещены в прошлые десятилетия в теоретических трудах философов (Л.П. Буева, М.С. Каган, Б.Д. Парыгин, В.М. Соковнин и др.), психологов (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, В.Н. Куницына, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.В. Рыжов,
С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, И.М. Юсупов, В.А. Якунин и др.), социальных психологов (Е.С. Кузьмин, Ю.Н. Емельянов), педагогов (В.И. Гинецинский, Н.В. Кузьмина, М.И. Лисина, Г.И. Михалевская, А.В. Мудрик и др.), социальных педагогов (Б.З. Вульфов, Г.А. Кудрявцева, Ф.А. Мустаева, В.А. Фокин и др.).
В различных источниках коммуникативная компетентность рассматривается как:
- способность выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты, справляться с разнообразием мнений и конфликтов, вести переговоры, сотрудничать и работать в команде (Суханова);
- компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента (Зимняя);
- умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться (Селевко);
- способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов (Головко);
- владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности (Маркова).
Коммуникативная компетентность рассматривается в связи с характеристикой взаимодействия педагога и ученика; знаниями и умениями в области межличностных отношений и как личностное качество, проявляющиеся в отношении с ними: и как коммуникативные и организаторские умения (связанные с взаимным обменом информации и познанием педагогом и учеником друг друга: с формированием межперсональных взаимоотношений: с управлением собственным поведением учителем и поведением учеников, организацией совместной деятельности).
Определения коммуникативной компетентности включают в себя ссылки на ряд психологических и педагогических понятий, прежде всего, на понятия «способность» и «готовность». Понятие «способность» включает следующие характеристики:
- это индивидуально-психологические (личностные) свойства человека (анатомо-физиологические, регуляционные, физические, психофизиологические и пр.), которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности [2, с. 434];
- данные свойства в некоторой степени определяются имеющимися у индивида знаниями, умениями и навыками, но не сводятся к ним; они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности [3, с. 321];
- данные свойства определяют возможности человека, являются условием успешного выполнения им той или иной продуктивной деятельности [3, с. 321];
Готовность к действию - стартовая мобилизация психофизиологических функциональных систем для предстоящего совершения определенного действия, операциональная установка, афферентный синтез условий эффективного совершения предстоящего действия, повышение чувствительности к условиям деятельности [2, с. 74]. Готовность к деятельности - сложная динамическая система, включающая интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые стороны психики [2, с. 55]. Итак, в структуру коммуникативной компетентности входят компоненты:
- совокупность знаний, умений и навыков, которые определяют способность обучаемого и которые проявляются в скорости и прочности овладения способами продуктивной речевой (поведенческой) деятельности;
- опыт как структурная целостность, представляющая собой совокупность накопленных человеком знаний, представлений, умений и навыков, приобретаемых им в процессе жизни и хранящихся в его памяти;
- личностные качества (характеристики), которые регулируют ценностно-смысловое отношение к продуктивной речевой (поведенческой) деятельности и проявляются в этой деятельности;
- способность как возможности человека, его соответствие к продуктивной речевой (поведенческой) деятельности в определенной области;
- готовность как стартовая мобилизация человека своих личностных свойств и психических возможностей для успешного выполнения продуктивной речевой (поведенческой) деятельности в определенной области [4].
Эффективность формирования коммуникативной компетенции будущего учителя обеспечивается комплексом педагогических условий, одним из которых является организация диалогического взаимодействия. Диалог - особая форма устной речи, представляющая собой разговор двух или нескольких лиц. Для диалога характерно более или менее быстрое чередование реплик и определенное их строение, отличное от строения монологической речи; ему свойственны не только лаконичность реплик, что является признаком критического мышления, но и специфическая особенность -взаимообусловленность синтаксической структуры реплик собеседников, объединяющих диалог в единое целое. Понятием «диалог» объединены идеи М. Бахтина, М. Бубера, В. Библера, В. Лефевра. Для нас значение диалога заключается в том, что у студента диалог представляет собой сначала структурно-генетически исходную, а затем - универсальную составляющую речевого общения. Каждая реплика диалога (высказывание) - единица речи индивида - имеет предметную отнесенность (реплику о чем-то) и социальный характер (обращение к партнеру, регулируется микросоциальными отношениями между партнерами). Диалог онтогенетически предшествует внутренней речи, накладывается отпечаток на ее структуру и функционирование. В формировании коммуникативной компетенции будущего учителя - это диалог студента и преподавателя, диалог социальный, политический, психологический и т.п. Посредством диалога образуется взаимодействие между субъектами «Студент-Студент», «Студент- Преподаватель», «Студент-Творческая группа», т.е. диалогическое взаимодействие. Диалогическое взаимодействие - это система формирования и развития практических навыков сотворчества и общения студентов на основе открытости и духовного взаимообогащения.
Монолог - логически завершенный блок информации, сопровождаемый постановкой проблемных вопросов, анализом творческих задач, сопоставлением обыденных представлений с подлинно научными. Монолог, как правило, заканчивался заданиями:
1. Проведите самостоятельно разбор противоположных точек зрения.
2. Выскажите сомнения по поводу полученной информации; подберите опровержение в педагогической литературе, опыте; выделите то, с чем вы согласны полностью, частично, не согласны совсем, почему?
3. Сопоставьте, вдумавшись в смысл.
Таким образом, содержание монолога и последующие задания побуждают будущего учителя к внешнему и внутреннему диалогу. Внешний диалог рассматривается как разговор между двумя и несколькими лицами. Внутренний диалог (осмысление его сущности потребовало обращения к трудам М.М. Бахтина) -это основа самоосознания - вопросительно-ответный смысл. Сознание предполагает по своему смыслу невозможное и насущное несовпадение «моего» Я с самим собой, беседу, общение «меня» незавершенного, мгновенного, открытого со «мной» завешенным, замкнутым на себе, состоявшимся, отрешенным от всех изменений, но могущим быть перерешенным. Анализ результативности лекций-полилогов показал, что лекция-полилог - это один из эффективных методов, способствующих формированию коммуникативной компетенции будущего учителя. Именно лекция-полилог побуждает к активности и самостоятельности, способствует самореализации будущего учителя. Это требует особого внимания к отбору содержания для монолога, тезисов и посылок для диалога; к расширению круга и обогащению ситуаций
9
личностно -значимого круга общения; к активизации и развитию умения вживаться в мир другого человека, взаимопониманию, самораскрытию и откровенности в общении с коллегами. Лекция-полилог создает условия для обратной связи между лектором и слушателями, ориентирует на совместный поиск истины.
Список литературы
1. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов / А.Н. Щукин. М.: Высш. шк., 2003. 332 с.
2. Психологический энциклопедический словарь / Под ред. М.И. Еникеева. М.: Изд-во Проспект, 2006. 560 с.
3. Коджаспирова Г.М., Кождаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Кождаспиров. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2005. 176 с
4. Третьякова В.С., Игнатенко А.А. Коммуникативная компетентность будущего педагога: понятие, сущность и структура // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2012. № 1.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА - ОБНОВЛЕНИЕ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Нгуен Т.Х.Ф.1, Нгуен Т.Х.2
1Нгуен Тхи Ха Фыонг - магистр, кафедра управления образованием, Ханойский государственный университет, г. Ханой;
2Нгуен Тхи Хыонг - доктор наук, доцент, кафедра управления образованием, Университет Винь, г. Винь, Социалистическая Республика Вьетнам
Аннотация: оценка успеваемости - это процесс записи, хранения и предоставления информации о прогрессе студента за все время обучения. Оценка должна следовать принципам точности, объективности и дифференциации, постоянности и периодичности. Проверка и оценка успеваемости проводятся в разных формах, в этой статье мы сосредоточимся на оценке результативности. Оценка результативности является одной из форм проверки и оценки, которая имеет определенную значимость при обновлении проверки экзаменов учебного процесса, помогая учащимся развивать свои способности, знания и навыки в процессе усваивания и применения, творения. Ключевые слова: оценка успеваемости, студенты педагогического университета, действительная оценка, результат.
1. Обоснование проблемы
Оценка успеваемости является последним и важным этапом процесса обучения. Это также важный этап в процессе повышения качества обучения. Объективная, серьезная, правильная, в правильном направлении оценка станет сильной мотивацией учебной деятельности студентов, способствуя их постоянным творчествам и исследованиям. С другой стороны, объективная, точная оценка поможет руководству педагогического университета отрегулировать обучение для повышения качества обучения, помогает учителям корректировать свою педагогическую деятельность.
На практике, оценка успеваемости студентов в педагогических университетах на данный момент все еще имеет много недостатков. Методы проверки, экзаменов по-прежнему тяжелы и неправильны, такие как: Цель экзамена, оценки преподавания в