Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность как механизм профессионального саморазвития будущего педагога'

Коммуникативная компетентность как механизм профессионального саморазвития будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибраимов Холбой Ибрагимович

Коммуникативная компетентность одна из важнейших качественных характеристик личности, позволяющая реализовать ее потребности в социальном признании, уважении, само актуализации и помогающая успешному процессу социализации. Однако однозначного понимания и четкой структуры коммуникативной компетентности, ее особенностей у будущих педагогов в научных источниках не выявлено, что позволяет вести дальнейшие научные поиски. В статье дается характеристика понятию «Коммуникативная компетентность будущего педагога», описываются сущностные характеристики и особенности педагогического общения. Определяются компоненты структуры коммуникативной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибраимов Холбой Ибрагимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность как механизм профессионального саморазвития будущего педагога»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Ибраимов Х.И.

Ибраимов Холбой Ибрагимович - доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: коммуникативная компетентность - одна из важнейших качественных характеристик личности, позволяющая реализовать ее потребности в социальном признании, уважении, само актуализации и помогающая успешному процессу социализации. Однако однозначного понимания и четкой структуры коммуникативной компетентности, ее особенностей у будущих педагогов в научных источниках не выявлено, что позволяет вести дальнейшие научные поиски. В статье дается характеристика понятию «Коммуникативная компетентность будущего педагога», описываются сущностные характеристики и особенности педагогического общения. Определяются компоненты структуры коммуникативной компетентности. Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетентность, способность, готовность.

Положение о важной, определяющей роли учителя в педагогическом процессе является общепризнанным во всех психо лого-педагогических науках. Профессия педагога принадлежит к числу так называемых коммуникативных профессий. Общение для учителя является целью, содержанием и способом деятельности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. При этом далеко не всегда ставится вопрос о подготовке педагога к общению, о его профессиональных коммуникативных компетенциях, о его коммуникативной культуре.

Одно из значений многозначного слова компетенция, зафиксированное в словарях, - это область вопросов, в которых кто-л. хорошо осведомлен, обладает познаниями, опытом, по которым кто-л. имеет хорошие знания. В современной методической науке под компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков по языку. Наряду с термином компетенция, используется термин компетентность. Данные понятия дифференцируют таким образом: компетенция - это «комплекс знаний, навыков, умений, приобретенный в ходе занятий и составляющий содержательный компонент обучения», компетентность - это «свойства личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции» [1, с. 142]. В методической литературе описываются различные виды компетенций, по-разному взаимодействующие друг с другом. Ведущей для современной методики преподавания является коммуникативная компетенция.

Анализ научно-теоретической литературы по проблемам, связанным с коммуникацией, общением, коммуникативной компетентностью личности, позволяет судить о том, что структура, функции, генезис общения и отношения межличностного взаимодействия достаточно хорошо изучены и детально освещены в прошлые десятилетия в теоретических трудах философов (Л.П. Буева, М.С. Каган, Б.Д. Парыгин, В.М. Соковнин и др.), психологов (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, В.Н. Куницына, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.В. Рыжов,

С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, И.М. Юсупов, В.А. Якунин и др.), социальных психологов (Е.С. Кузьмин, Ю.Н. Емельянов), педагогов (В.И. Гинецинский, Н.В. Кузьмина, М.И. Лисина, Г.И. Михалевская, А.В. Мудрик и др.), социальных педагогов (Б.З. Вульфов, Г.А. Кудрявцева, Ф.А. Мустаева, В.А. Фокин и др.).

В различных источниках коммуникативная компетентность рассматривается как:

- способность выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты, справляться с разнообразием мнений и конфликтов, вести переговоры, сотрудничать и работать в команде (Суханова);

- компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента (Зимняя);

- умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться (Селевко);

- способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов (Головко);

- владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности (Маркова).

Коммуникативная компетентность рассматривается в связи с характеристикой взаимодействия педагога и ученика; знаниями и умениями в области межличностных отношений и как личностное качество, проявляющиеся в отношении с ними: и как коммуникативные и организаторские умения (связанные с взаимным обменом информации и познанием педагогом и учеником друг друга: с формированием межперсональных взаимоотношений: с управлением собственным поведением учителем и поведением учеников, организацией совместной деятельности).

Определения коммуникативной компетентности включают в себя ссылки на ряд психологических и педагогических понятий, прежде всего, на понятия «способность» и «готовность». Понятие «способность» включает следующие характеристики:

- это индивидуально-психологические (личностные) свойства человека (анатомо-физиологические, регуляционные, физические, психофизиологические и пр.), которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности [2, с. 434];

- данные свойства в некоторой степени определяются имеющимися у индивида знаниями, умениями и навыками, но не сводятся к ним; они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности [3, с. 321];

- данные свойства определяют возможности человека, являются условием успешного выполнения им той или иной продуктивной деятельности [3, с. 321];

Готовность к действию - стартовая мобилизация психофизиологических функциональных систем для предстоящего совершения определенного действия, операциональная установка, афферентный синтез условий эффективного совершения предстоящего действия, повышение чувствительности к условиям деятельности [2, с. 74]. Готовность к деятельности - сложная динамическая система, включающая интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые стороны психики [2, с. 55]. Итак, в структуру коммуникативной компетентности входят компоненты:

- совокупность знаний, умений и навыков, которые определяют способность обучаемого и которые проявляются в скорости и прочности овладения способами продуктивной речевой (поведенческой) деятельности;

- опыт как структурная целостность, представляющая собой совокупность накопленных человеком знаний, представлений, умений и навыков, приобретаемых им в процессе жизни и хранящихся в его памяти;

- личностные качества (характеристики), которые регулируют ценностно-смысловое отношение к продуктивной речевой (поведенческой) деятельности и проявляются в этой деятельности;

- способность как возможности человека, его соответствие к продуктивной речевой (поведенческой) деятельности в определенной области;

- готовность как стартовая мобилизация человека своих личностных свойств и психических возможностей для успешного выполнения продуктивной речевой (поведенческой) деятельности в определенной области [4].

Эффективность формирования коммуникативной компетенции будущего учителя обеспечивается комплексом педагогических условий, одним из которых является организация диалогического взаимодействия. Диалог - особая форма устной речи, представляющая собой разговор двух или нескольких лиц. Для диалога характерно более или менее быстрое чередование реплик и определенное их строение, отличное от строения монологической речи; ему свойственны не только лаконичность реплик, что является признаком критического мышления, но и специфическая особенность -взаимообусловленность синтаксической структуры реплик собеседников, объединяющих диалог в единое целое. Понятием «диалог» объединены идеи М. Бахтина, М. Бубера, В. Библера, В. Лефевра. Для нас значение диалога заключается в том, что у студента диалог представляет собой сначала структурно-генетически исходную, а затем - универсальную составляющую речевого общения. Каждая реплика диалога (высказывание) - единица речи индивида - имеет предметную отнесенность (реплику о чем-то) и социальный характер (обращение к партнеру, регулируется микросоциальными отношениями между партнерами). Диалог онтогенетически предшествует внутренней речи, накладывается отпечаток на ее структуру и функционирование. В формировании коммуникативной компетенции будущего учителя - это диалог студента и преподавателя, диалог социальный, политический, психологический и т.п. Посредством диалога образуется взаимодействие между субъектами «Студент-Студент», «Студент- Преподаватель», «Студент-Творческая группа», т.е. диалогическое взаимодействие. Диалогическое взаимодействие - это система формирования и развития практических навыков сотворчества и общения студентов на основе открытости и духовного взаимообогащения.

Монолог - логически завершенный блок информации, сопровождаемый постановкой проблемных вопросов, анализом творческих задач, сопоставлением обыденных представлений с подлинно научными. Монолог, как правило, заканчивался заданиями:

1. Проведите самостоятельно разбор противоположных точек зрения.

2. Выскажите сомнения по поводу полученной информации; подберите опровержение в педагогической литературе, опыте; выделите то, с чем вы согласны полностью, частично, не согласны совсем, почему?

3. Сопоставьте, вдумавшись в смысл.

Таким образом, содержание монолога и последующие задания побуждают будущего учителя к внешнему и внутреннему диалогу. Внешний диалог рассматривается как разговор между двумя и несколькими лицами. Внутренний диалог (осмысление его сущности потребовало обращения к трудам М.М. Бахтина) -это основа самоосознания - вопросительно-ответный смысл. Сознание предполагает по своему смыслу невозможное и насущное несовпадение «моего» Я с самим собой, беседу, общение «меня» незавершенного, мгновенного, открытого со «мной» завешенным, замкнутым на себе, состоявшимся, отрешенным от всех изменений, но могущим быть перерешенным. Анализ результативности лекций-полилогов показал, что лекция-полилог - это один из эффективных методов, способствующих формированию коммуникативной компетенции будущего учителя. Именно лекция-полилог побуждает к активности и самостоятельности, способствует самореализации будущего учителя. Это требует особого внимания к отбору содержания для монолога, тезисов и посылок для диалога; к расширению круга и обогащению ситуаций

9

личностно -значимого круга общения; к активизации и развитию умения вживаться в мир другого человека, взаимопониманию, самораскрытию и откровенности в общении с коллегами. Лекция-полилог создает условия для обратной связи между лектором и слушателями, ориентирует на совместный поиск истины.

Список литературы

1. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов / А.Н. Щукин. М.: Высш. шк., 2003. 332 с.

2. Психологический энциклопедический словарь / Под ред. М.И. Еникеева. М.: Изд-во Проспект, 2006. 560 с.

3. Коджаспирова Г.М., Кождаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Кождаспиров. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2005. 176 с

4. Третьякова В.С., Игнатенко А.А. Коммуникативная компетентность будущего педагога: понятие, сущность и структура // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2012. № 1.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА - ОБНОВЛЕНИЕ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Нгуен Т.Х.Ф.1, Нгуен Т.Х.2

1Нгуен Тхи Ха Фыонг - магистр, кафедра управления образованием, Ханойский государственный университет, г. Ханой;

2Нгуен Тхи Хыонг - доктор наук, доцент, кафедра управления образованием, Университет Винь, г. Винь, Социалистическая Республика Вьетнам

Аннотация: оценка успеваемости - это процесс записи, хранения и предоставления информации о прогрессе студента за все время обучения. Оценка должна следовать принципам точности, объективности и дифференциации, постоянности и периодичности. Проверка и оценка успеваемости проводятся в разных формах, в этой статье мы сосредоточимся на оценке результативности. Оценка результативности является одной из форм проверки и оценки, которая имеет определенную значимость при обновлении проверки экзаменов учебного процесса, помогая учащимся развивать свои способности, знания и навыки в процессе усваивания и применения, творения. Ключевые слова: оценка успеваемости, студенты педагогического университета, действительная оценка, результат.

1. Обоснование проблемы

Оценка успеваемости является последним и важным этапом процесса обучения. Это также важный этап в процессе повышения качества обучения. Объективная, серьезная, правильная, в правильном направлении оценка станет сильной мотивацией учебной деятельности студентов, способствуя их постоянным творчествам и исследованиям. С другой стороны, объективная, точная оценка поможет руководству педагогического университета отрегулировать обучение для повышения качества обучения, помогает учителям корректировать свою педагогическую деятельность.

На практике, оценка успеваемости студентов в педагогических университетах на данный момент все еще имеет много недостатков. Методы проверки, экзаменов по-прежнему тяжелы и неправильны, такие как: Цель экзамена, оценки преподавания в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.