Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность будущего педагога: понятие, сущность и структура'

Коммуникативная компетентность будущего педагога: понятие, сущность и структура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6002
651
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE QUALITY APPROACH / COMMUNICATIVE COMPETENCIES / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова Вера Степановна, Игнатенко Анастасия Александровна

В статье осуществлен компетентностный подход применительно к коммуникативной компетентности выпускника вуза. Раскрыто содержание коммуникативной компетентности педагога как уровень владения совокупностью коммуникативных компетенций, отражающий степень готовности выпускника к применению знаний, умений, навыков и сформированных на их основе компетенций для успешной коммуникативной деятельности в педагогической области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future Teachers’ Communicative Competence: Notion, Essence and Structure

Тhis article is devoted to the problems of a professional pedagogical staff’s training quality from the position of the federal state educational standards of new generation. The expert knowledge consists of communicative competence, i.e. minimal skills. It defines the level of professional training efficiency. Communicative competence and the essence of expert knowledge are described in the article in detail.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность будущего педагога: понятие, сущность и структура»

УДК 378.015.324 ББК Ю 940

Третьякова Вера Степановна

доктор филологических наук, профессор

кафедра социальной педагогики и психологии Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Игнатенко Анастасия Александровна аспирант

кафедра социальной педагогики и психологии Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Tretyakova Vera Stepanovna Doctor of Philology,

Professor

Chair of Social Pedagogy and Psychology Russian State Professional-Pedagogical University Yekaterinburg Ignatenko Anastasia Alexandrovna Applicant for a Degree Chair of Social Pedagogy and Psychology Russian State Professional-Pedagogical University Yekaterinburg

Коммуникативная компетентность будущего педагога: понятие, сущность и структура Future Teachers’ Communicative Competence: Notion, Essence and

Structure

В статье осуществлен компетентностный подход применительно к коммуникативной компетентности выпускника вуза. Раскрыто содержание коммуникативной компетентности педагога как уровень владения совокупностью коммуникативных компетенций, отражающий степень готовности выпускника к применению знаний, умений, навыков и сформированных на их основе компетенций для успешной коммуникативной деятельности в педагогической области.

This article is devoted to the problems of a professional pedagogical staff’s training quality from the position of the federal state educational standards of new generation. The expert knowledge consists of communicative competence, i.e. minimal skills. It defines the level of professional training efficiency. Communicative competence and the essence of expert knowledge are described in the article in detail.

Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникативные

компетенции, коммуникативная компетентность.

Key words: competence quality approach, communicative competencies, communicative competence.

Коммуникативная компетентность как научное понятие в психологопедагогической литературе до сих пор не осмысленно с точки зрения его значимости для профессиональной педагогики. Причины этого видятся в отсутствии однозначного понимания данной категории, в ее интегративности и специфичности по отношению к определенным профессиям, особенно к профессиям, которые принадлежат к сфере повышенной речевой ответственности. В то же время, несомненно, имеются научные предпосылки для его точного определения и включения в систему категорий профессиональной педагогики.

Коммуникативная компетентность является одним из базовых компонентов культуры современного человека, в качестве структурных элементов которой выступают: ценностное отношение к языку, потребность осознавать и понимать социальную и психологическую сторону коммуникативных событий, готовность организовывать свое речевое поведение в этих событиях в соответствии с нормами и закономерностями общественной жизни.

В настоящее время исследование коммуникативной компетентности идет в нескольких направлениях. Три из них представляются нам наиболее плодотворными: социально-психологическое (А.А. Бодалев, Ю.М. Жуков, Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская, П.В. Растянников и др.), предполагающее влияние личностных качеств и свойств индивида, его потребностей, ценностей на процесс общения; лингвистическое (Е.В.Клюев, Т.А. Ладыженская, Т.В. Матвеева и др.), которое акцентирует внимание на речевой деятельности человека; компетентностное (В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.), где коммуникативная компетентность определяется в качестве цели и результата обучения, как общего, так и профессионального образования и входит в состав ключевых компетенций. Каждое из указанных направлений самостоятельно и вполне обоснованно наделяет коммуникативную компетентность своим специфическим смыслом.

Социально-психологический взгляд на проблему коммуникативной компетентности выдвигает на первый план персональные характеристики индивида, те качества личности, приписываемые субъекту общения, от которых зависит эффективность взаимодействия с другими людьми. Качества личности -сложные социально и биологически обусловленные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния, и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде [7, с. 119]. Сформированность определенных личностных ресурсов: качеств и свойств, установок, потребностей, ценностей, эмоций, чувств - все то, что включается в категорию личность, обусловливает в значительной мере ее эффективность. Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые крайне необходимы и важны для эффективного общения людей. К ним относятся: доброжелательность, открытость, общительность, искренность, эмпатия, толерантность и другие.

В теории современного русского языка (лингвистическое направление) традиционно выделяют следующие предметные компетенции: коммуникативную, языковую и лингвистическую. Такую точку зрения декларирует образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку. В данном нормативном документе коммуникативная компетенция (понятия «компетентность» и «компетенция» не разграничиваются

- прим. авторов) предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для определенного возраста сферах и ситуациях общения [9, с. 71]. Коммуникативная компетенция, по определению лингвистов, - это сформированная личностью на основе знания языка и культуры речи система речевого поведения в различных коммуникативных событиях и ситуациях. В состав этой системы входит владение коммуникативными ролями (ролями говорящего и слушающего), а также социальными ролями, речевыми стратегиями и тактиками, этическими и этикетными нормами, в которых выражаются принятые в данной культуре

219

способы общения личности с представителями различных социальных групп по разным поводам и в разных ситуациях общения [14, с. 414]. Ученые подчеркивают, что коммуникативная компетенция предстает сложным образованием, включающим следующие компоненты: предметный (неречевая компетенция), языковой (речевая компетенция), социально-культурный (включающий в себя знание и опыт в области социальных отношений, психологии общения), прагматический (непосредственно связанный с общением адресанта и адресата речи в определенной ситуации - мотивами, установками и целями общения) [14, с. 106].

Компетентностное направление отражает современные тенденции в понимании качества результатов образовательного процесса. На компетентностный подход ориентирован Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения [11], а также официальные российские документы [8; 13]. Он определяет качественный уровень подготовки выпускников учебных заведений через совокупность компетенций, овладение которыми обеспечивает условия для удовлетворения потребностей общества и рынка труда. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность обучающихся, а их умения разрешать проблемы в различных сферах и видах деятельности. Реализация компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании, понимаемой как реализацию цели и планируемого (ожидаемого) результата обучения, предполагает определение теоретико-методологических оснований и содержания образования; проектирование эффективных технологий обучения, воспитания и развития обучаемых; разработку методик оценки сформированности компетентностей.

Через понятие «компетенция», раскрывается понятие «коммуникативная компетентность», ее специфика и значимость в подготовке обучаемых высшего профессионального образования. «Компетенция» и «компетентность» выступают смыслообразующими понятиями компетентностного подхода.

Разработчики компетентностного подхода в российском образовании рассматривают коммуникативные компетенции в качестве неотъемлемой части

220

базовых, ключевых компетенций и включают их как самостоятельные в состав компетенций наряду с такими, как социально-политические, информационные, социокультурные и др. [6]; интеллектуальные, исследовательские, рефлексивные, предпринимательские и др. [5], общекультурные, учебнопознавательные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования, информационные, ценностно-смысловые [15]. Другие исследователи «растворяют» коммуникативные компетенции в составе следующих основных групп компетенций: инструментальных, межличностных и системных

компетенций [10]; универсальных (социально-личностные, общекультурные, общенаучные, инструментальные) и профессиональных

(общепрофессиональные и специально-профессиональные) [11].

Важно, рассматривая сущность и структуру коммуникативной компетентности, учитывать результаты исследований всех трёх направлений, понять их единство и неразрывность. С одной стороны (социальнопсихологический аспект) мы рассматриваем индивида с его персональными характеристиками, условия социальной среды, определяющие характер межличностного взаимодействия; с другой стороны (лингвистический аспект) мы рассматриваем текст как продукт деятельности индивида, анализ которого позволит нам выявить его персональные характеристики, определяющие как самого индивида, так и качество (эффективность/неэффективность) процесса коммуникации. Компетентностный же подход включает комплекс социально и профессионально значимых личностных качеств, общекультурных и духовнонравственных, которые регулируют всю систему отношений выпускника с профессиональным сообществом и самим собой; обеспечивают компетентностную деятельность специалиста. Он позволит через понятия «компетентность» и компетенция» определить содержание и структуру коммуникативной компетентности обучаемых с учетом качества результатов образовательного процесса и требований к профессиональной деятельности. И язык компетенций является наиболее адекватным для решения этой задачи.

Понятие «компетентность» рассматривается как единство теоретической и практической готовности человека к осуществлению определенной

221

деятельности; компетентность характеризует не только деятельность, но и самого человека как субъекта в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром.

Анализ существующих трактовок коммуникативной компетентности показал, что она представляет собой междисциплинарную область знания. Компонентный состав коммуникативной компетентности чрезвычайно широк, он включает «набор составляющих от языковой, лингвистической, организационной, прагматической, социолингвистической, дискурсивной, стратегической, учебной, тематической, речевой, компенсаторной до социокультурной и социальной» [1, с. 89].

Учитывая характерные черты, отмеченные в определениях ученых, а также обобщая собственные изыскания и наблюдения, сформулируем содержательные компоненты коммуникативной компетентности как педагогической категории.

Коммуникативная компетентность - это 1) совокупность знаний, умений, навыков индивида в области коммуникации, необходимых для выполнения определенной деятельности; 2) часть межличностного жизненного опыта самостоятельной деятельности индивида, добытого и присвоенного им в процессе взаимодействия, актуализирующегося в различных, в том числе и новых для него ситуациях; 3) социально-личностные качества индивида, регулирующие всю систему его взаимодействия с миром и отношений с самим собой; 4) способность как свойства человека, определяющие его возможности в различных видах деятельности и его соответствие данному виду деятельности; 5) готовность организовать свое речевое поведение в реальных жизненных обстоятельствах в соответствии с 1), 2), 3) и 4). Наличие данных компонентов является условием успешного выполнения продуктивной деятельности в определенной области.

Определения коммуникативной компетентности включают в себя ссылки на ряд психологических и педагогических понятий, прежде всего, на понятия «способность» и «готовность».

Понятие способность включает следующие характеристики:

222

• это индивидуально-психологические (личностные) свойства человека (анатомо-физиологические, регуляционные, физические, психофизиологические и пр.), которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности [12, с. 434];

• данные свойства в некоторой степени определяются имеющимися у индивида знаниями, умениями и навыками, но не сводятся к ним; они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности [7, с. 321];

• данные свойства определяют возможности человека, являются условием успешного выполнения им той или иной продуктивной деятельности [7, с. 321];

Готовность к действию - стартовая мобилизация психофизиологических функциональных систем для предстоящего совершения определенного действия, операциональная установка, афферентный синтез условий эффективного совершения предстоящего действия, повышение чувствительности к условиям деятельности [12, с. 74]. Готовность к деятельности - сложная динамическая система, включающая интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые стороны психики [12, с. 55].

Как видим, способность и готовность неразрывно связаны, выступают как интегральные качества компетентности. В то же время, быть способным и быть готовым к какой-либо деятельности - не одно и то же. Понятие готовность (к освоению и осуществлению деятельности) ограничивает круг индивидуальнопсихологических свойств личности, оставляя за его пределами знания, умения, навыки. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности [2, с. 247]. Анализ данных понятий также позволяет сделать вывод о том, что человек готов к выполнению определенной деятельности, но для этого ему необходимо мобилизовать свои личностные свойства и психические возможности для успешного выполнения этой деятельности.

Итак, в структуру коммуникативной компетентности входят компоненты:

• совокупность знаний, умений и навыков, которые определяют способность обучаемого и которые проявляются в скорости и прочности овладения способами продуктивной речевой (поведенческой) деятельности;

• опыт как структурная целостность, представляющая собой совокупность накопленных человеком знаний, представлений, умений и навыков, приобретаемых им в процессе жизни и хранящихся в его памяти;

• личностные качества (характеристики), которые регулируют ценностно-смысловое отношение к продуктивной речевой (поведенческой) деятельности и проявляются в этой деятельности;

• способность как возможности человека, его соответствие к продуктивной речевой (поведенческой) деятельности в определенной области;

• готовность как стартовая мобилизация человека своих личностных свойств и психических возможностей для успешного выполнения продуктивной речевой (поведенческой) деятельности в определенной области.

В совокупности все данные компоненты представляют собой содержание коммуникативной компетентности, формируя сложную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных качеств личности.

Знания, умения и навыки как структурный компонент коммуникативной компетентности имеет определяющее значение в структуре коммуникативной компетентности человека, хотя некоторые исследователи в свете компетентностного подхода стремятся отойти от этих понятий, раскрывая сущность компетенций. Знания, умения и навыки являются основой

приобретения опыта, как единое целое они определяют возможности человека в успешном овладении и выполнении той или иной продуктивной деятельности, в нашем случае это речевой деятельностью, они выступают в качестве регулятора речевого поведения человека через усвоение ритуалов и традиций, норм и правил, а национальных закономерностей и специфики построения общения, закономерностей взаимодействия языковых, речевых, психологических, невербальных механизмов речевой деятельности коммуникантов.

Знание норм русского языка и культуры речи, правил и традиций национального общения - путь к согласованию поведения конкретной личности с законами поведения всего народа. Это важное условие осуществления речевой деятельности и достижения успешности выполняемых речевых действий. Изучая язык, овладевая его нормами и правилами пользования, обучаемый овладевает культурой русского народа, развивает свое мышление (мы мыслим с помощью языка). «Коммуникативное поведение народа есть совокупность норм и традиций общения народа... это совокупность коммуникативных ритуалов общества в данный период его развития» [11, с. 12]. Приобретение поведенческих навыков базируется на знании теории языка и коммуникации, которое должно стать активным знанием, определяющим социальнопсихологические и коммуникативные установки на продуктивную речевую деятельность. Данное знание не является эмпирическим, а воспринятое и осмысленное, становится убеждением, влияет на личностные установки обучаемого (внутренние способы восприятия и реагирования на жизненные ситуации), его мотивы, цели общения; на основе знаний формируется опыт общения.

Опыт общения приобретается в непосредственном взаимодействии человека с внешним миром; участие в различных коммуникативных событиях с момента рождения и на протяжении всего жизненного пути является источником и основой всех наших знаний о материальном мире. Поскольку человек - явление общественное, то его коммуникативный опыт постоянно соприкасается с общественным опытом, обогащается в контактах с окружающими. Личный (субъективный) опыт общения имеет свой механизм формирования. Человек, попадая в ту или иную жизненную (коммуникативную) ситуацию, интуитивно ищет способ поведения в ней. Он находит модель речевого поведения в ней в зависимости от того, какими приемами и средствами общения он владеет применительно к данной ситуации общения. Выбранная модель может быть правильной или неправильной, адекватной или неадекватной. Позже он анализирует ситуацию, оценивает свое поведение в ней, результат собственной коммуникативной деятельности, конструирует

225

возможные (иные) варианты поведения, прогнозирует, в результате чего у него происходит накопление информации о данной ситуации, создается «база данных», которая используется затем во вновь встречающихся подобных и новых ситуациях. Так у человека накапливается опыт поведения в различных жизненных ситуациях, которым он пользуется и который значим для него.

Третий компонент в структуре коммуникативной компетентности не является третьим по значимости по отношению к первым двум. Личностные качества индивида, его социальный интеллект (его способности мыслить, реагировать, понимать, прогнозировать, чувствовать) и его духовнонравственная зрелость (принимаемые ценности и идеалы, межличностные отношения) являются важными факторами в осуществлении деятельности во всем многообразии общественных отношений. В основе коммуникативной компетентности, по замечанию Ю.Н. Емельянова, лежит «не простое владение языком и другими кодами общения, а особенности личности индивида в целом, в триединстве его чувств, мыслей и действий, развертывающихся в конкретном социальном контексте» [3, с. 8]. Безусловно, хорошая манера общения - знание этикета, следование норме языка, соблюдение правил речевого поведения и т.п.

- не выглядит как достаточная культура педагога, если не несет в себе прямой моральной нагрузки: стремления понять другого человека, искренности, доброжелательности, мягкости и т.д. Именно эти личностные качества ориентируют педагога на выбор оптимальных средств языка и способов их комбинаций в своем высказывании, которые, в свою очередь, позволяют ему быть гибким в управлении учебным процессом, мягко воздействовать на воспитанника, не причиняя ему вред или зло. Эти качества проявляется в способности владеть собой, в умении не раздражаться, например, на ошибку ученика, не придираться, а быть снисходительным к тому, что кажется ошибочным, и т.п., что, в свою очередь, проявляется в умении корректно сделать замечание, поправить, правильно оценить, в желании и умении понять ученика. Все это основывается на профессиональной морали педагога и реализуется в конкретных речевых поступках, центрированных на ученика. Такая двусторонняя связь между качествами педагога как личности и способами

226

их представления в доступной для наблюдения форме ставит речь в позицию явления, необходимого при оценке каждого из качеств личности учителя. Поэтому основной педагогический принцип профессионального взаимодействия учителя с учеником - центрированность на ученике - и основной коммуникативно-прагматический принцип - ориентация на собеседника, оправдание его ожиданий в общении - составляют основу профессионального общения педагога.

Коммуникативная компетентность реализуется во всех сферах деятельности: каждодневной, бытовой и профессиональной, деловой, - и представляет собой синтез универсальных, общепрофессиональных и специальных (специально-профессиональных) коммуникативных компетенций. В ее формировании прослеживаются этапы и содержательные составляющие с описанием динамики. Первый этап - формирование универсальной компетентности - включает коммуникативные компетенции по признаку всеобщности, этими компетенциями должен владеть каждый человек, независимо от его социального статуса, профессии, интересов. Универсальные коммуникативные компетенции формируются с детства, в семье, в период обучения в школе, в вузе, совершенствуются на протяжении всей жизни. Второй этап - на базе усвоенных универсальных компетенций формируются общепрофессиональные коммуникативные компетенции, владение которыми необходимо любому специалисту для успешного осуществления деятельности в определенной области, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки. Компетенции этого уровня главным образом формируются в период обучения в вузе и совершенствуются в практической профессиональной деятельности. Третий этап - формирование специально-профессиональных компетенций, необходимых для целенаправленного взаимодействия в конкретной деятельностной среде. Специально-профессиональная

коммуникативная компетентность на данном этапе представляет собой единство теоретической и практической готовности и способности человека (обучаемого) применять коммуникативные знания, умения и навыки, способы действий, а также опыт общения и личностные качества для успешной деятельности в

227

определенной профессиональной области. Успешной (качественной, продуктивной) профессиональная деятельность может быть признана в случае, если она соответствует профессиональным и социальным требованиям, а также личностным ожиданиям. Специально-профессиональная коммуникативная компетентность педагога формируется в вузе при изучении специальных культурно-речевых, педагогических и психологических дисциплин, как гуманитарных, так и естественнонаучных. Совершенствуется она в практике педагогического взаимодействия с субъектами образовательного процесса: на этапе обучения в вузе во взаимодействии с педагогами, на этапе практической профессиональной деятельности - в общении с обучаемыми.

Формирование специально-профессиональной коммуникативной компетентности подразумевают активное, деятельностное участие студентов в процессе обучения, ведь, как подчеркивает Э.Ф. Зеер, компетенции - это знания в действии, включенные в реальную ситуацию [4, с. 6]. Деятельностный подход реализуется, во-первых, через актуализацию личностного коммуникативного опыта обучаемых, во-вторых, корректировку его и, в-третьих, обогащение новыми продуктивными моделями в процессе упражнений и непосредственного общения. В период обучения в вузе наилучшим путем в решении этой задачи представляется путь реализации методик погружения в ситуацию общения: ситуативные упражнения, конструирование и трансформация коммуникативных ситуаций. Основываясь на положении о том, что поведение человека в той или иной степени типологизировано, сценарно мы считаем, что обучение должно заключаться в выявлении разнообразных жизненных (профессиональных) ситуаций общения и построении сценариев и моделей поведения, отражающих особенности ситуации и тип речевого поведения в ней. Выбор ситуаций зависит от их востребованности в профессиональной деятельности обучаемых, степенью сформированности у них речевых умений, их коммуникативного опыта.

Широкое представление для обучаемых возможных вариантов речевых действий, сценариев и моделей речевого поведения, а также способов их использования создает базу данных для коммуникантов, которой надо мотивированно и целесообразно оперировать. Чем шире представлен репертуар

228

конструктивных способов общения, тем богаче будет база данных обучаемого и тем больше возможностей будет у него для эффективного достижения коммуникативных целей и замыслов средствами языка и речи. Вариативные способы поведения в той или иной ситуации общения - это инструментарий человека для организации своей речевой деятельности.

Коммуникативная компетентность педагога обеспечивает его универсальность, многофункциональность, определяет его социальнопрофессиональную мобильность. Она регулирует всю систему отношений выпускника с профессиональным сообществом и самим собой и обеспечивает теоретическую и практическую готовность к осуществлению компетентностной деятельности специалиста.

Библиографический список

1. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению (общепедагогический подход): дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / Л.К. Гейхман. - Екатеринбург, 2003.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо, 1996. - 336 с.

3. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. ... д-ра псих. наук [Текст] / Ю.Н. Емельянов. - Л., 1991. - 38 с.

4. Зеер Э.Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых [Текст] / Э.Ф. Зеер // Психологическая наука и образование. 2004. № 3. - С. 5-11.

5. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Д.А. Иванов - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». - Вып. 6 (12).

6. Ключевые компетенции 2000. Программа. OCR, RECOGNIZING ACHIEVEMENT. Oxford Cambridge and RSA Examinations.

7. Коджаспирова Г.М., Кождаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Кождаспиров. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. -176 с.

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Приложение к приказу Минобразования России № 393 от 11.02.2002. - М., 2002. - 29 с.

9. Образовательный стандарт основного (общего) образования по русскому языку

- М.: Просвещение, 2006. - 112 с.

10. Программа «Настройка образовательных структур в Европе» (Проект TUNING) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iori.hse.ru/tuning/.

11. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / Науч. ред. д-р техн. наук, профессор Н.А. Селезнева. - М.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. - С.13.

12. Психологический энциклопедический словарь / Под ред. М.И. Еникеева - М.: Изд-во Проспект, 2006. - 560 с.

13. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для

разработки документов по обновлению общего образования. - М.: ООО «Мир книги», 2001. -101 с.

14. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т.В. Матвеева. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 432 с.

15. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов [Текст] / А.В. Хуторской - М.: Институт новых образовательных технологий, 2002. - 19 с.

Bibliography

1. Design of Basic Educational Programs That Implement the Federal State Educational Standards of Higher Education: Guidelines for Managers and Teaching Associations of Universities / Sci. Ed. by Dr. of Tech., Professor N.A. Seleznev. - M.: Research Center of the Training Quality, the Coordinating Council of Educational Associations and Scientific-Methodical Councils of Higher Education, 2009. - P.13.

2. Dictionary: The Russian Language, Culture, Language, Style, Rhetoric / T.V. Matveeva. - M.: Flint: Science, 2003. - 432 p.

3. Educational Standard of the Main (General) Education in the Russian Language. -M.: Education, 2006. - 112 p.

4. Emelyanov, Yu.N. The Theory of Formation and Practice of Communicative Competence Improving: Synopsis of Dis. ... Dr of Psychol. [Text] / Yu.N. Emelyanov. - L., 1991. -38 p.

5. Geykhman, L.K. Interactive Training to Communicate (General Education Approach): Dis. ... Dr. of Ped. [Text] / L.K. Geykhman. - Yekaterinburg, 2003.

6. Gippenreiter, Yu.B. Introduction to General Psychology [Text] / Yu.B. Gippenreiter.

- M.: CheRo, 1996. - 336 p.

7. Ivanov, D. A. Competence and Competence-Based Approach in Modern Education

[Text] / D.A. Ivanov. - M.: Pure Ponds, 2007. - 32 p. - (Bibliotechka "First September", series of

"Education. Education. Pedagogy." - Vol. 6 (12).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Key Competencies 2000. The program. OCR, RECOGNIZING ACHIEVEMENT. -Oxford Cambridge and RSA Examinations.

9. Khutorskoy, A.V. General Subject Support of Educational Standards [Text] / A.V. Khutorskoy. - M.: Institute of New Educational Technologies, 2002. - 19 p.

10. Kodzhaspirova, G.M., Kozhdaspirov, A. Yu. Teaching Vocabulary: For Stud. of High and Higher Pedagogical Schools [Text] / G.M. Kodzhaspirova, A. Yu. Kozhdaspirov. - 2nd Ed.

- M.: The Academy, 2005. -176 p.

11. Psychological Encyclopedia / Ed. by M.I. Enikeev. - M.: Publishing House of the Prospectus, 2006. - 560 p.

12. The Concept of the Russian Education Modernization up to 2010 / Appendix to the Order № 393 of the Russian Ministry of 11.02.2002. - M., 2002. - 29 p.

13. The Program "Educational Structures Adjustment in Europe" (TUNING Project) [Electronic Resource] - Access Mode: http://www.iori.hse.ru/tuning/.

14. The Modernization Strategy of General Education: Contributions to the Development of Documents to General Education Update. - M.: "Book World", 2001. - 101 p.

15. Zeer, E. F. Self-Regulated Teaching As a Didactic Psycho-Technology of the Students’ Competence [Text] / E.F. Zeer // Psychological Science and Education. - 2004. N 3. - P. 5-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.