ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1 "2 Атауллаев Ф.Ф. , Ибраимов Х.И.
о й!
1 Атауллаев Фазлиддин Фахриддин угли — студент, факультет романо-германской филологии; Ибраимов Холбой Ибрагимович - доктор педагогических
наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена проблеме профессионально-коммуникативной компетентности будущих учителей. В работе представлены мнение ведущих учёных в области компетенции.
Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетентность, профессиональная компетентность, способность, готовность.
Возрастающая актуальность проблемы совершенствования профессиональной компетентности педагогов обусловлена изменениями социально-экономической, политической и культурной жизни общества. Переоцениваются, наполняются новым содержанием показатели профессионального мастерства педагога. Один из них — уровень
70
коммуникативной компетентности - приобретает новое значение в рамках новой культурной ситуации, характеризуемой необходимостью умения общаться, сотрудничать, понимать себя и других.
Для воспитания личности, способной эффективно взаимодействовать с окружающими, необходимы учителя, воспитатели, обладающие достаточной коммуникативной компетентностью. Значимость этого профессионального качества повышается и в связи с переходом от воздействия к взаимодействию, от объяснения к пониманию и взаимопониманию, от монолога к диалогу. Современное образование основано на компетентностном подходе. Перед студентами — будущими педагогами стоит задача стать компетентными специалистами. Компетентность
представляет собой многоаспектное явление. Об этом свидетельствуют определения компетентности учителя в понимании ряда авторов. Л.М. Митина под компетентностью понимает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности [1]. А.К. Маркова считает компетентным такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяется также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств, — с другой стороны [2]. И.А. Зимняя, под компетентностью понимает интегрированную характеристику качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). Компетентность, как и компетенция, включает в себя когнитивный (познавательный), мотивационно ценностный и эмоционально-волевой компоненты. Компетентность - это ситуативная категория, поскольку выражается в готовности к осуществлению какой
либо деятельности в конкретных профессиональных ситуациях [3].
Таким образом, в наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией. Компетентность связывают с квалификацией специалиста, с его профессиональным мастерством.
«Коммуникативная компетенция» - это умение спрогнозировать сценарий и составить план речевых действий с учетом индивидуальных особенностей собеседников, которые реализуются в их поведении через беглость речи, стиль, речетворчество, т. е. через всё то, что отличает носителя языка от иностранца, говорящего на чужом языке [4]. Коммуникативная компетенция в технологическом аспекте включает в себя следующие компоненты:
• грамматическая компетенция;
• социолингвистическая компетенция;
• компетенция высказывания;
• компетенция речевой стратегии.
Грамматическая компетенция - это владение лингвистическим кодом, т. е. способность узнавать лексические, морфологические, синтаксические особенности языка и манипулировать на уровне слов и предложений.
Социолингвистическая компетенция - социальные правила использования языка; понимание участников общения информации, которой они обмениваются.
Компетенция высказывания связана со способностью воспринимать или продуцировать не отдельное предложение, а сверхфразовое единство.
Компетенция речевой стратегии используется для компенсации несовершенного знания правил, несовершенного владения чем-либо, когда не можешь
вспомнить слово и хочешь дать знать собеседнику, что намерен продолжить общение, не понял какого-либо слова
[5, с. 8].
В результате анализа работ различных авторов, изучающих коммуникативную компетентность, И.Н. Зотова делает вывод, что в структуру включаются достаточно разноплановые элементы. Вместе с тем среди этого многообразия четко выделяются следующие составляющие коммуникативной компетентности: коммуникативные знания; коммуникативные умения; коммуникативные способности [6].
Коммуникативные знания — это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие неэффективны.
Традиционно коммуникативные умения - это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать ин — это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик.
Коммуникативные способности - индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Коммуникативные способности
позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми,
осуществлять коммуникативную, организаторскую,
педагогическую и другие виды деятельности.
Список литературы
1. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. М.: Академия, 2004.
2. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя /А.К. Маркова. М.: Просвещение, 1993.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология /И. А. Зимняя. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
4. Education Committee Language Learning For European Citizenship [Text]. Strasbourg, 13-14 October, 1994. 49 p.
5. Ананьев Б.Г. Проблема способностей [Текст] / Б.Г. Ананьев. М.: Просвещение, 1962. 320 с.
6. Зотова И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации подростков в условиях информатизации общества // Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХ1 века». Кисловодск, 2006. 109 с.