УДК 378
Д. Г. Седов
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПОРТСМЕНОВ
Аннотация. Рассмотрены проблемы развития коммуникативной компетентности тренера в условиях учебно-тренировочной работы с юными спортсменами. Обозначены основные особенности коммуникации тренера в воспитательном процессе.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, особенности коммуникации.
Abstract. The article considers the problems of coach’s communicative competence development in conditions of educational and training work with young sportsmen.
The author lists the main features of coach’s communicative competence in the educational process.
Key words: communicative competence, features of communication.
В современной системе образования происходят значительные изменения, связанные с процессом вхождения Российской Федерации в европейское открытое образовательное пространство. В контексте происходящего перехода меняются требования к уровню подготовки выпускников общеобразовательных и высших учебных заведений.
В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов каждый выпускник школы и вуза должен быть подготовлен к информационно-коммуникативной деятельности и обладать набором ключевых компетентностей. В их состав входит коммуникативная компетентность, которая, по мнению ряда авторов (И. А. Зимняя, В. А. Кальней, А. В. Хуторской и др.), является основополагающей для развития ряда других ключевых компетентностей. Школа и вуз должны обеспечивать развитие коммуникативных и творческих способностей обучаемых, умений свободно ориентироваться в нарастающем потоке информации, эффективно овладевать современными технологиями, принимать решения, адекватные быстро изменяющимся социально-экономическим условиям.
В связи с этим развитие коммуникативной компетентности обучаемых является одной из главных на сегодняшний день целей образования [1, с. 124].
В психолого-педагогическом знании проблема коммуникативной компетентности изучена недостаточно: не полностью раскрыто содержание данного понятия, не определены его структурные составляющие, недостаточно выявлены основные условия ее развития у людей различных возрастов и других сфер деятельности. Как показывает практика, многие учителя испытывают значительные трудности в процессе коммуникации, следствием которых является низкая эффективность учебно-воспитательной работы в школе. Во многом это объясняется тем, что возникают противоречия между необходимым и реально достигаемым уровнями коммуникативной компетентности выпускника педагогического вуза. Следовательно, важно в процессе профес-
сиональной подготовки способствовать развитию этого важного свойства личности [2, с. 121].
Оно основывается прежде всего на выявлении содержания ключевых понятий рассматриваемой проблемы. Многообразие подходов к содержательной характеристике коммуникативной компетентности дает основание предложить свое понимание сути анализируемого понятия и сформулировать определение данного феномена. Под коммуникативной компетентностью педагога понимаем свойство личности, выражающее готовность и возможность субъекта общения оснащать профессиональную деятельность средствами передачи и приема информации.
Ведущим коммуникативным умением тренера является умение следить за ясностью и доступностью своей речи, которое тесно связано с умением предвидеть и предотвращать конфликты с воспитанниками. Менее прочна связь этого умения с умениями быстро устанавливать контакты с подростками, использовать подходящий тон, поведение, внушать к себе уважение, которые между собой имеют прочную связь.
Коммуникативная способность тренера проявляется в общении с воспитанниками на разных этапах их развития. Обучение также может быть различным, так как тренер должен учитывать возраст занимающихся, их характер, психологические особенности, отношения внутри коллектива и вне его. При учете возраста занимающихся тренер должен грамотно построить общение с ними. Например, педагогу необходимо знать увлечения детей, их интересы. Тренер должен не только интересно строить тренировочный процесс, но и общаться с воспитанниками, обсуждая разные темы, важные для ребенка в этом возрасте, касающиеся не только тренировочных занятий, но и вопросов личного характера. При обсуждении различных проблем с детьми тренер помогает им решить их и выступает здесь как психолог и наставник по жизни, дополняя роль родителя. Ребенок может узнать от тренера больше полезной информации как в вопросах тренировочного процесса, так и для решения жизненных проблем. Важно найти общие интересы с воспитанником, чтобы каждая тренировка была полезна для него не только в физическом, но и в душевном - эмоциональном, эстетическом - плане. Общаясь с детьми, тренер должен вести интересную беседу, задавая какие-либо вопросы на различные темы, в том числе режима дня воспитанника, его материального и морального состояния в семье, режима и качества питания, режима сна и отдыха, успеваемости в школе. В связи с этим педагог может не только грамотно строить тренировочный процесс, но и корректировать его по ходу занятия, учитывая особенности занимающихся. В этом и проявляется коммуникативная компетентность тренера - одна из важнейших в тренерской деятельности. Педагог, обладающий хорошей коммуникацией, добьется гораздо лучших успехов в своей работе. К такому тренеру дети будут «тянуться» в большей степени, проявлять большее трудолюбие и упорство при выполнении поставленных задач [3, с. 191].
Важно отметить, что коммуникация играет ведущую роль в психологической подготовке спортсмена. От того, обладает ли тренер коммуникативной компетентностью, во многом зависит и конечный результат. Педагог должен знать, как общаться с конкретным спортсменом, найти нужный подход для лучшего настроя воспитанника. Коммуникативные способности тре-
нера используются в различных методах психологической подготовки, к которым можно отнести следующие.
Методы гетерорегуляции. Вербальные методы внушения подразделяются на беседу, убеждение, приказ и рациональное внушение (в обычном состоянии).
Беседа предусматривает общение со спортсменом с целью снятия нервного напряжения или предстартовой апатии (обычно применяется тот или иной способ отвлечения).
Убеждение преследует более четкие целевые задачи: настроить спортсмена на конкретную деятельность; убедить в нерациональности того или иного поведения, состояния.
Приказ - наиболее императивная форма внушения в бодрствующем состоянии. Он должен быть конкретным, четким и кратким.
Рациональное внушение - это более сложный метод вербальной гетерорегуляции. Он включает в себя следующие задачи:
- логично убедить спортсмена в необходимости выполнить какой-то комплекс мероприятий, настроиться на ту или иную деятельность;
- устранить ненужное эмоциональное напряжение или, наоборот, поднять нервно-психическую активность;
- выстроить благоприятную перспективу, которая могла бы быть у спортсмена, если бы он следовал предлагаемым психогигиеническим советам.
Среди вербальных методов гетерорегуляции, требующихся для реализации особых психических состояний, следует выделить различные варианты гипносуггестии (внушение во сне):
1) фракционный гипноз (частичный) заключается в том, что процесс внушения как бы разбивается на части. После каждого сеанса погружения в состояния сна и внушения (в течение нескольких минут) спортсмена будят и уточняют, не было ли... внушения. Затем его вновь погружают в гипнотическое состояние. Так организуется следующая часть сеанса частичного гипноза;
2) гипносуггестия (метод максимального включения в реальную спортивную ситуацию, «репортаж») заключается в том, что после погружения в «сон» специалист, ведущий сеанс, начинает как бы вести репортаж о матче или поединке с участием спортсмена, который находится под гипнозом.
Среди невербальных методов гетерорегуляции выделяют аппаратурные и безаппаратурные. В аппаратурных методах для формирования сноподобного состояния используют аппараты типа «Электросон».
Кроме того, необходимо выделить стили руководства, где преобладает коммуникативная способность тренера.
Исследования показывают, что стиль руководства накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношений тренера с юными спортсменами: на то, как воспринимает педагог своих учеников, как часты его конфликты с подростками, на психологический климат в спортивной команде и т.д. Особенно сильно влияет стиль руководства на интенсивность общения тренера с юными спортсменами. Условно можно выделить четыре группы тренеров с точки зрения интенсивности их общения с подростками.
Первую группу составляют тренеры демократического стиля руководства. Их общение с юными спортсменами выходит далеко за рамки повседневных тренерских обязанностей и отличается большей степенью интенсивности и доверительности. Такие тренеры встречаются наиболее часто.
Вторую группу составляют тренеры, которые с уважением относятся к подросткам, пользуются их доверием и симпатией, однако по разным причинам их общение с юными спортсменами не имеет регулярного характера вне учебно-тренировочного процесса. В этой группе преобладают тренеры также демократического стиля руководства, но есть небольшое число тренеров и авторитарного стиля.
К третьей группе можно отнести тех тренеров, которые, явно стремясь к близкому общению с подростками, не имеют его. Здесь преобладает авторитарный стиль руководства, хотя встречается непоследовательный и демократический стили.
В четвертую группу можно включить тренеров, которые общение с подростками ограничивают узкими рамками спортивных вопросов. Это преимущественно тренеры автократического и игнорирующего стилей руководства [4, с. 219].
Взаимоотношения тренера с юными спортсменами зависят также от того, насколько учитываются возрастные и индивидуальные особенности подростков и их интересы, какова их спортивная квалификация, состояние физической подготовки, их взаимоотношения со сверстниками, родителями, учителями.
По мнению юных спортсменов, отношение с тренером портят недоверие, непонимание, несправедливость, раздражительность, малая или излишняя требовательность, педантизм, навязывание своего мнения, бестактность, противоречие между словом и делом, нечестность, недостатки в передаче спортивных знаний и умений.
Конфликты с юными спортсменами бывают у тренеров автократического, авторитарного или непоследовательного стилей руководства. Естественно, что они отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии юных спортсменов, а в конечном счете - на всем процессе формирования их личности. Эмоциональное самочувствие подростков, как показали исследования А. А. Бодалева и его сотрудников, вообще во многом зависит от стиля руководства педагога. Это связано в первую очередь с установкой воспитателя по отношению к ученикам. Наши исследования подтверждают выводы А. А. Бодалева. Тренеры авторитарного стиля, характеризуя своих воспитанников, явно недооценивают развитие у них коллективизма, инициативности, самостоятельности в приобретении конкретных спортивных умений, роли подростков в организации и проведении спортивно-массовой работы по месту жительства. Тренеры демократического стиля дают более разнообразные и индивидуальные характеристики. Состояние спокойного удовлетворения и радости чаще возникает в командах, где трудятся тренеры демократического стиля. И наоборот, тренеры авторитарного стиля часто действуют на юных спортсменов подавляюще, а переживание гнева и злости чаще наблюдается у подростков, которыми руководят тренеры непоследовательного стиля. Эти данные говорят о том, что, создавая неодинаковый опыт эмоциональных переживаний у юных спортсменов, тренеры различных стилей руководства по-разному действуют на формирование характерологических качеств подростков.
Исследования показывают, что стиль руководства тренера формируется под влиянием различных субъективных и объективных факторов.
Большое влияние на стиль руководства тренера оказывает как его педагогический опыт, так и спортивное мастерство. Тренер достигает высоких ре-
зультатов в работе, когда он умеет не только рассказать об упражнениях и технико-тактических приемах, но и квалифицированно их показать, когда умеет обеспечить более полное соответствие методов обучения содержанию занятий, более гибко регулировать нагрузку и отдых и таким образом более целесообразно управлять развитием необходимых качеств и навыков [5, с. 467].
Приведенная типология стилей отнюдь не исчерпывает многообразия форм взаимодействия тренеров с юными спортсменами, которая существует в реальной жизни. Надо отметить, что понятие «индивидуальный стиль» включает не только внешние практические способы действия. К индивидуальному стилю относятся также способы и приемы организации психической деятельности, например способы умственных действий, организации внимания.
При помощи коммуникативных способностей решаются различные задачи в учебно-тренировочном процессе.
Коммуникативные задачи. Решение коммуникативных задач способствует установлению таких взаимоотношений тренера с юными спортсменами, которые будут содействовать наиболее эффективному решению педагогической задачи, создавать благоприятные условия для достижения поставленных целей в обучении и воспитании. Установление правильных взаимоотношений между тренером и детским спортивным коллективом - одно из непременных условий успешной педагогической деятельности. При правильных взаимоотношениях между тренером и юными спортсменами достигается взаимопонимание, слаженность в учебно-воспитательной работе, растет не только способность тренера предугадывать поведение подростков и верно его истолковывать, но и способность самих юных спортсменов правильно оценивать требования тренера.
Некоторые начинающие тренеры благодаря своим знаниям и эмоциональному и убедительному показу спортивных действий и приемов весьма быстро овладевают вниманием юных спортсменов. У таких педагогов с первых тренировок отмечается хорошая дисциплина, и они относительно быстро приобретают и другие умения, характерные для тренеров-мастеров. Однако, если новички теряют чувство меры в требовательности, между ними и подростками быстро возникает барьер. Тогда успех в учебной и воспитательной деятельности никогда не будет достигнут [4, с. 226].
Коммуникативная деятельность тренеров-мастеров характеризуется продуманной стратегией завоевания коллектива. Но их стратегия может быть и стереотипной (консервативной); поскольку у них всегда складывались положительные взаимоотношения с командой, они перестают переосмысливать систему собственной деятельности и в результате не замечают собственных промахов и неудач, наступает спад в их педагогической деятельности. Поэтому тренеру весьма важно постоянно анализировать результаты своего труда. Большую часть тренеров-мастеров отличает доброжелательность, умение вызвать у ребят отношение к себе как к близкому человеку - отцу, брату, другу; высокий авторитет среди воспитанников. Осознавая социальную значимость своей общественной деятельности, они оперативно ставят задачи по улучшению работы с подростками во внешкольное время в соответствующих организациях.
К сожалению, иногда организаторами детского спорта становятся люди, которые в нравственном отношении отрицательно влияют на подростков.
В погоне за высокими спортивными результатами они приучают подростков к обману, что пагубно сказывается на нравственном становлении личности юных спортсменов.
Важными критериями педагогического мастерства тренера в решении коммуникативных задач в работе с юными спортсменами являются: умение быть требовательным, но справедливым; учет детской восприимчивости, умение находить общий язык с детьми любого возраста; возбуждение у воспитанников стремления добиться высоких результатов в спорте; формирование правильного их отношения к жизни и труду; умение следить во время общения с детьми за своей речью, движениями, жестами, костюмом; воспитание у юных спортсменов чувства уверенности в своих спортивных способностях; проявление педагогического такта, убежденности, большой заинтересованности в воспитании каждого юного спортсмена.
Список литературы
1. Психология и педагогика современного образования в России : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза : Приволжский дом знаний, 2008. - 238 с.
2. Профессиональное образование в России: Состояние и перспективы развития : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза : Приволжский дом знаний, 2007. -174 с.
3. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций : учеб. пособие для студентов ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. - М. : Прометей, 1998. - 528 с.
4. Деркач, А. А. Педагогическое мастерство тренера / А. А. Деркач. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 375 с.
5. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Сластенин. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 576 с.
Седов Дмитрий Германович Sedov Dmitriy Germanovich
преподаватель, кафедра физического Lecturer, sub-department of physical
воспитания и спорта, Пензенский training, Penza State University
государственный университет
E-mail: [email protected]
УДК 378 Седов, Д. Г.
Коммуникативная компетентность будущего тренера как фактор успешности профессиональной подготовки будущих спортсменов /
Д. Г. Седов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 4 (24). - С. 154-159.