Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность будущего педагога'

Коммуникативная компетентность будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / FUTURE TEACHER / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PEDAGOGICAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомова Ирина Юрьевна

В статье дается характеристика понятия «Коммуникативная компетентность будущего педагога», описываются сущностные характеристики и особенности педагогического общения. Цель: определение понятия «Коммуникативная компетентность будущего педагога» Методология работы: компетентностный подход. Область применения результатов: подготовка будущих учителей в педагогическом вузе. Результаты: в статье дается характеристика понятия «Коммуникативная компетентность будущего педагога», описываются сущностные характеристики и особенности педагогического общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

This article describes the concept of "communicative competence of future teachers," describes the essential characteristics and features of pedagogical communication. Objective: To define the notion of "communicative competence of future teachers' Methodology of work: competence approach. Scope of the results: the preparation of future teachers at the Pedagogical University. Results: This article describes the concept of "communicative competence of future teachers," describes the essential characteristics and features of pedagogical communication.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность будущего педагога»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-4-6 УДК 378

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Пахомова И.Ю.

В статье дается характеристика понятия «Коммуникативная компетентность будущего педагога», описываются сущностные характеристики и особенности педагогического общения.

Цель: определение понятия «Коммуникативная компетентность будущего педагога»

Методология работы: компетентностный подход.

Область применения результатов: подготовка будущих учителей в педагогическом вузе.

Результаты: в статье дается характеристика понятия «Коммуникативная компетентность будущего педагога», описываются сущностные характеристики и особенности педагогического общения.

Ключевые слова: будущий педагог, коммуникативная компетентность, педагогическое общение.

THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

Pakhomova I.Yu.

This article describes the concept of "communicative competence of future teachers," describes the essential characteristics and features of pedagogical communication.

Objective: To define the notion of "communicative competence of future teachers'

Methodology of work: competence approach.

Scope of the results: the preparation of future teachers at the Pedagogical University.

Results: This article describes the concept of "communicative competence of future teachers," describes the essential characteristics and features of pedagogical communication.

Keywords: future teacher, communicative competence, pedagogical communication.

Проблема формирования коммуникативной компетентности будущего педагога является важной частью широкой и сложной проблемы формирования его профессионально значимых качеств в связи с модернизацией образования России.

Ученые считают, что коммуникативная компетентность предполагает определенный уровень развития социальной активности, социальной наблюдательности, памяти и мышления (понимания), воображения, проявляющихся наиболее полно в рефлексивности, эмоциональной отзывчивости (эмпатии) и т.д. и представляет собой определенный уровень знаний в области коммуникативных дисциплин и практических умений, обеспечивающих успешность коммуникаций (владеть социальной перцепцией, понимать, а не только видеть, т.е. адекватно моделировать личность студента, его психическое состояние по внешним признакам: «подавать себя» в общении с учащимися.

Проблему коммуникативной компетентности в деятельности педагога выделяют Н.В. Бордовская, Л.М. Митина, А.К. Михальская, Н.Н. Обозов, А.А. Реан, Л.А. Шипилина, Е.А. Юнина, В.А. Якунин. Эти и другие авторы оперируют при характеристике профессиональной деятельности педагога

такими понятиями, как коммуникативное взаимодействие, коммуникативные умения, коммуникативность, коммуникативные качества, свойства личности, коммуникативные процессы. Анализ исследований показал, что большинство ученых коммуникативную компетентность рассматривают в связи с характеристикой взаимодействия людей: знаниями и умениями, как личностное качество и поведение, проявляющееся в отношении с людьми; в связи со способностями в общении. Особенность коммуникативной компетентности личности педагога составляют его теоретическая подготовка в области межличностного познания, межличностных отношений; законов логики и аргументации: профессионального, в том числе речевого этикета: коммуникативных технологий.

Коммуникативная компетентность рассматривается в связи с характеристикой взаимодействия педагога и ученика; знаниями и умениями в области межличностных отношений и как личностное качество, проявляющиеся в отношении с ними: и как коммуникативные и организаторские умения (связанные с взаимным обменом информации и познанием педагогом и учеником друг друга: с формированием межперсональных взаимоотношений: с управлением собственным поведением учителем и поведением учеников, организацией совместной деятельности).

Анализу развития отдельных коммуникативных способностей (компетентностей), коммуникативных качеств личности педагога, коммуникативных умений посвятили свои работы многие отечественные и зарубежные исследователи. В плане методологической основы для нас представляли интерес научные труды личностно-ориентированной парадигмы образования, исследования в области социальной перцепции, межличностных отношений, концептуальные положения о сущности педагогических коммуникаций и педагогического общения.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод:

- коммуникативная компетентность является неотъемлемой частью профессионально-педагогической компетентности будущего педагога;

- педагогическое общение является средством формирования коммуникативной компетентности будущего педагога;

- общение как средство формирования коммуникативной компетентности педагога может реализовать свою функцию, если будет осуществляться на деятельностной, мотивационной, ситуативно-обусловленной основе;

- под коммуникативной компетентностью будущего педагога следует понимать комплекс определенных личностных и профессиональных коммуникативных качеств и коммуникативных умений.

Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества педагогов и учащихся. Это личностно и социально ориентированное взаимодействие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.

Функционально - это контактное (дистантное), информационное, побудительное, координационное взаимодействие, устанавливающее отношения всех субъектов образовательного процесса. Оно характеризуется полиобъектной направленностью, полиинформативностью, высокой степенью репрезентативности. Образующийся в нем специфический синтез всех его основных характеристик выражается в новом качественном содержании взаимодействия субъектов образовательного процесса, определяемого особенностями той педагогической системы, в которой они находятся.

Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его полиобъектной направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и, что

является основным для самой педагогической системы, на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется, по меньшей мере, тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения.

В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной. Преподаватель, работая с одним учащимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех присутствующих в группе и, наоборот, работая с группой, т.е. фронтально, воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь всей совокупностью названных характеристик, выражается в органическом сочетании элементов личностно-ориентированного, социально ориентированного и предметно-ориентированного общения. При этом педагогическое общение, включающее все перечисленные элементы, не является аддитивным образованием - оно имеет принципиально новое качество.

Второе качество педагогического общения обусловлено, прежде всего, его обучающей функцией, которая включает в себя воспитывающую функцию, поскольку образовательный процесс, как уже отмечалось, имеет воспитывающий и развивающий характер. Обучающая функция общения, по А.А. Брудному, может быть соотнесена в общем плане с трансляционной. Обучающая функция как проявление трансляционной, которая присуща всем формам обучения учащегося (в игре, в повседневном бытовом взаимодействии с другими людьми), реализуется в специально организованном процессе любого уровня образовательной система - дошкольном, школьном, вузовском. Хотя обучающая функция педагогического общения является ведущей, она не

самодовлеющая: это органичная часть многостороннего взаимодействия учителя - ученика, учеников между собой.

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием учащихся и педагогов, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить деятельность, организовать ее.

Для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе учащимся необходимо обмениваться и информацией, и самими действиями.

Список литературы

1. Брудный А.А. Наука понимать. Бишкек, 1996. 367 с.

2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002. 432 с.

3. Юнина Е.А. Аксиология высшего образования // Философия образования. 2005. N 3 (14). С. 151-157.

References

1. Brudnyj A.A. Naukaponimat [Science understood]. Bishkek, 1996. 367 p.

2. Rean A.A., Bordovskaja N.V., Rozum S.I. Psihologija i pedagogika [Psychology and Pedagogy]. SPb.: Piter, 2002. 432 p.

3. Junina E.A. Aksiologija vysshego obrazovanija [Axiology the higher education]. Filosofija obrazovanija, no. 3 (2005): 151-157.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Пахомова Ирина Юрьевна, аспирант

Шуйский государственный педагогический университет ул. Кооперативная, 24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: innovacia-sgpu@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Pakhomova Irina Yurevna, post-graduate student

Shuya State Pedagogical University

Kooperativnaya street, 24, Shuya, Ivanovo area, 155908, Russia e-mail: innovacia-sgpu@mail. ru

Рецензент:

Червова А.А., проректор по инновационному развитию и международной деятельности, д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.