2006
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность высшей школы
№ 102
УДК 378.1:341.95
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
ОН. САРАТЦЕВА
Статья представлена доктором филологических наук, профессором Поповой Т.В.
В статье анализируется роль преподавателя-педагога в адаптационном процессе иностранных студентов на разных этапах обучения; обобщается опыт Уральского государственного технического университета - УПИ по эффективной организации коммуникативной деятельности педагога в новых социально-экономических условиях России рубеже столетий.
Начавшаяся в конце 80-х годов либерализация общества на пространстве бывшего Советского Союза инициировала процесс вхождения Российской Федерации в мировое экономическое, политическое и культурное пространство и поставила многие российские научные и образовательные центры перед необходимостью переоценки своей деятельности в области международного сотрудничества. Отсутствие у большинства российских университетов, особенно расположенных за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, практического опыта работы в мировом научно-образовательном пространстве, завышенные ожидания к тем результатам, которые может принести международная деятельность университета, недостаток опыта работы в условиях жесткой конкуренции с иностранными научными и образовательными центрами уже через несколько лет снизили активность российских университетов на мировом рынке. В значительной мере Уральский государственный технический университет - УПИ испытал на себе все проблемы, с которыми сталкивалось большинство российских вузов при вхождении в мировое образовательное пространство. Расположенный в закрытом до 1991 года городе Свердловске, УГТУ-УПИ был вынужден практически с нулевой отметки строить свою международную деятельность.
Профессорско-преподавательский состав университета насчитывает более двух с половиной тысяч человек. Именно их отношение к работе, к окружающим, высокий профессионализм, эрудиция, самодисциплина, стремление к творчеству способствуют формированию подобных качеств и в студенческой среде. Именно интеллигентность, коммуникабельность, тактичность создают такую атмосферу между преподавателями и студентами.
Система подготовки иностранных граждан начала формироваться в середине XX века. Ее появлению предшествовало обучение иностранных граждан в России, которое было признано целесообразным Советом при Министре народного образования еще в 1865 году и осуществлялось бесплатно Петербургским, Московским, Новороссийским и другими учебными учреждениями. Но ни в дореволюционной России, ни после революции обучение иностранных граждан не получило широкого распространения и вплоть до середины XX века было редким явлением [1, с.28; 2, с.10]. Развитию системы до ее современного состояния способствовала совместная с русскими учащимися и представителями других национальностей учеба иностранных граждан в Коммунистических университетах трудящихся Востока (комвузах), где решались политические и образовательные задачи. В начале 20-х годов в них обучались граждане Турции, Персии, Афганистана, Монголии, к концу 1921 года насчитывалось до 44 национальностей. В 1925 году в стране работало 11 комвузов. Во время второй мировой войны в России продолжали учебу в основном только граждане Монголии и Польши. После окончания войны в высшие учебные заведения Советского Союза начали приезжать граждане из стран Европы и Азии, с середины 50-х годов - из Африки, несколько позже - из Латинской Америки [3, с.4].
Важное место в условиях педагогической системы обучения иностранных учащихся занимает педагогическое общение, которое имеет свои специфические особенности. Иностранные студенты, приезжающие в Россию для обучения, уже имеют определенный уровень воспитуемости и обучаемости, который сложился в результате влияния самых разных факторов: от личных морально-волевых и наследственных до сформированных под воздействием семьи, социальной среды, национальных и религиозных традиций и прочее. Успех здесь возможен, если сам преподаватель любит свою профес-
сию, убежден в правоте своего профессионального дела и добивается совершенно определенных успехов в своей специальности, и не только как преподаватель данной дисциплины.
Статистика свидетельствует, что иностранцы обычно старше российских студентов - учатся и 17-19 летние, и 20-23 летние учащиеся [4, с.89]. Большинство из них имеет конкретные жизненные установки и ценности и уже вполне зрелое мировоззрение, которое сложилось в результате освоения культурного наследия родной страны, ее истории и традиций. И этого нельзя не учитывать в процессе работы с иностранными учащимися.
Исходим из того, что в педагогическом общении особое значение имеют взаимоотношения воспитателя и воспитуемого. Поэтому преподавателям, работающим с данным контингентом, важно помнить, что педагогическое общение должно быть направлено на обеспечение условий для саморазвития, самовоспитания личности. При этом самовоспитание следует рассматривать как одно из средств и целей воспитания. Необходимость саморазвития в одинаковой степени касается российских и иностранных студентов. Единым должен быть также подход к решению конкретных задач воспитательного характера: развитие творческого потенциала личности и ее интеллектуального уровня; формирование и/или корректировка эстетических вкусов студента; влияние на его коммуникативные способности, а также развитие организаторских способностей; помощь при индивидуальнопсихологических затруднениях и многое другое. При этом преподаватель не должен ставить перед собой глобальную цель изменить личность: его задача, помочь в создании условий для саморазвития личности.
В связи с тем, что в рамках непрерывного образования иностранный студент проходит через подсистемы предвузовского, вузовского и послевузовского этапа, чрезвычайно важно, чтобы в первый год обучения в России студент определился в выборе дальнейшего пути. Между тем, далеко не всегда иностранцы имеют твердое представление о том, чем они хотят заниматься в будущем. К концу первого семестра двадцать пять процентов учащихся не уверены в правильности своего выбора, а десять-двенадцать процентов обращаются с просьбой изменить им специальность (среди китайских студентов эти цифры еще больше). Именно преподаватель (воспитатель), в чьи руки студент попадает еще на подготовительном факультете, может помочь ему разобраться в самом себе, осмыслить свои возможности, способности и качества характера, представить последствия неверного решения, а затем самостоятельно сделать окончательный выбор. В результате систематической индивидуальной и профориентационной работы многие иностранные учащиеся к первому курсу вполне осмысленно выбирают свою будущую специальность [5, с.91-94]. Преподаватель вуза всегда был воспитателем, но сегодня воспитание может и должно быть понято не как единовременная передача знаний и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество в сфере их совместного бытия. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. “Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем” [6, с.40].
Авторитет преподавателя складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Если еще несколько лет тому назад главным был авторитет роли, то сейчас основное - это личность преподавателя, его яркая, неповторимая индивидуальность, которая оказывает воспитывающее (педагогическое) и психотерапевтическое воздействие на учеников и студентов. Авторитет преподавателя формируется при достаточно высоком уровне развития трех типов педагогических умений: "предметных" (научные знания); "коммуникативных" (знания о своих учениках и коллегах); "гностических" (знание самого себя и умение корректировать свое поведение). По словам древнекитайского мыслителя Конфуция «... Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. ».[7, с.37].
В рамках педагогической системы подготовительного факультета процесс обучения и воспитания иностранных студентов должен не столько представлять собой процесс передачи разного рода информации от преподавателя к ученику, сколько создавать условия, в которых человек сможет непрерывно развиваться, самостоятельно добывать знания, осознавать жизненные ценности, ставить перед собой и решать разного рода задачи, совершенствовать себя.
Традиционно педагогика высшей школы развивается в направлении совершенствования средств и методов обучения. В основе успехов, достигнутых в последние годы, лежит научно-технический прогресс, но при этом остается без достаточного внимания психологическое и физическое состояние
самого обучаемого, состояние его здоровья и обусловленная этим возможность в конкретный период обучения с успехом воспринимать предлагаемый учебный материал. Интенсивная современная технология обучения фундаментальным дисциплинам носит в значительной мере шоковый характер, когда строгость изложения материала сочетается со строгостью требований, предъявляемых преподавателями студенту. Для иностранцев трудности адаптации зачастую приобретают катастрофический характер, делая невозможным дальнейшее обучение. Исследование причин отчисления студентов, приведенное во многих вузах, свидетельствует о том, что семьдесят - восемьдесят процентов всего контингента отчисляемых приходится на первый и второй курсы и в основе большинства случаев лежат причины, прямо или косвенно связанные с состоянием здоровья и проблемой адаптации студентов.
Иностранные студенты с различными возрастными психофизиологическими данными вливаются в один коллектив (группа, комната, поток, землячество), который дает определенные права и требует исполнения определенных обязанностей. Судьба студента во многом определяется уровнем его адаптивности - врожденной и приобретенной способности к адаптации. То есть способности приспособления ко всему многообразию жизни при любых условиях. Преподавателю необходимо учитывать врожденные основы адаптивности - инстинкты, темперамент, конституцию, эмоции, уровень врожденных сторон интеллекта, специальные способности, внешние данные и физическое состояние организма.
Большой объем информации при отсутствии порой языка посредника вызывает у некоторых студентов стрессовые ситуации, что приводит, если не противопоставить защиту, к различным учебным, личностным и психофизическим срывам. Анализ ситуаций показывает, что там, где преподаватель в группе создает студентам возможности для успешного решения жизненных вопросов (особенно в свободное время), студенты легче проходят ранний период адаптации. Этому способствует как поддержка со стороны отдельного индивида (студент, лидеры землячества и особенно работники деканата), так и со стороны преподавателя. В ходе анализа результатов промежуточной аттестации студентов за I семестр выявлено, что около 70% отличников и успевающих на 4 и 5 - это студенты, вовлеченные в мероприятия по внеучебной работе.
В Уральском государственном техническом университете - УПИ на протяжении многих лет складывалась система организации и управления внеучебной воспитательной работой со студентами, в основу которой легли ответственность администрации вуза, традиции и опыт работы органов студенческого самоуправления, а также постоянный поиск новых эффективных форм учебновоспитательного процесса. Для реализации программы внеучебной работы в вузе в работу активно вовлекаются различные вузовские структурные подразделения: учебно-методическое управление, факультет гуманитарного образования, институт физической культуры, социального сервиса и туризма, институт военно-технического образования и безопасности, библиотека, музей университета и другие.
В университете ежегодно утверждается координационный план мероприятий по внеучебной работе со студентами и комплексные целевые программы:
• первичной профилактики наркомании и других видов зависимостей среди студентов и учащихся подшефных школ;
• адаптации студентов первого курса;
• гражданско-патриотического воспитания студентов;
• нравственно-эстетического воспитания студентов;
• укрепления физического здоровья студентов.
В течение учебного года в университете проводится более 60 студенческих научных мероприятий, более 80 культурно-массовых студенческих мероприятий и порядка 50 спортивно-массовых студенческих мероприятий.
УГТУ-УПИ является одним из лидеров среди вузов страны в сфере эффективной воспитательной работы со студентами. В 2001 и 2003 годах университет становился лауреатом Всероссийского конкурса моделей воспитательной работы. В 2005 году Правительством Российской Федерации авторскому коллективу вуза присуждена премия в области образования за цикл трудов и научнопрактических исследований «Формирование системы воспитательной работы и развития здорового образа жизни студентов высших учебных заведений».
С 2005 года в качестве эксперимента на кафедре социологии и социальных технологий управления факультета гуманитарного образования открыта новая специальность «Организация работы с молодежью», которая позволит готовить специалистов для работы в органах по делам молодежи, организаторов внеучебной воспитательной работы в вузах и ссузах, а также активно вовлекать студентов в развитие и совершенствование на научной основе системы организации и управления вне-учебной воспитательной работы [8, с.71-74].
В национальной доктрине образования Российской Федерации сформулирован заказ на качество выпускника. Современному обществу, работодателям сегодня нужны специалисты, обладающие не только определенными знаниями, умениями и навыками, но и ведущие здоровый образ жизни, нравственные, предприимчивые молодые люди, имеющие активную жизненную позицию, умеющие применить лидерские качества, обладающие гибким мышлением, готовые к международному сотрудничеству. Многие руководители при подборе персонала стали обращать внимание на личностные качества человека (пунктуальность, ответственность, инициативность, коммуникабельность, творческий подход к делу).
И в заключение хотелось бы привести слова ректора УГТУ-УПИ С.С. Набойченко: «. Провозглашенная миссия УГТУ-УПИ заключается в удовлетворении потребностей личности в высшем образовании, в обеспечении общества, научной среды и мировых организаций компетентными, отвечающими высоким профессиональным и этическим требованиям специалиста.. .[9, с.17]
ЛИТЕРАТУРА
1. Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития/ Материалы к IV заседанию Межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования. Ч. I. - М., 1999.
2. Шереги Ф.Э, Дмитриев Н.М, Арефьев А. Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ).-М.: Центр социального прогнозирования, 2002.
3. Мушенков В.М. О подготовке иностранных специалистов в российских учебных заведениях в современных условиях // Образовательные услуги российской высшей школы. Маркетинг. Новые формы: Тезисы докладов и выступлений. -М.: РУДН, 1995.
4. Гаранина О. Д., Прохоров А.В. Социологические особенности учебной деятельности иностранных учащихся./ Научный Вестник МГТУ ГА, серия «Общество, экономика, образование», № 47, 2002.
5. Филимонова Н.Ю., Годенко А.Е. Проблемы воспитания иностранных студентов./ Научный Вестник МГТУ ГА, серия «Международная деятельность вузов», № 94, 2005.
6. Акаева М.Д. Звезды науки. - М.: Собеседник, 2001.
7. Акаева М.Д. Звезды науки. - М.: Собеседник, 2001.
8. Пономарев А.В. Внеучебная воспитательная работа в вузе // Университетское управление: практика и анализ. № 6(39). 2005.
9. Набойченко С.С. Уверенность в успехе // Университетское управление: практика и анализ. № 6(39). 2005.
LECTURER'S COMMUNICATIVE ACTIVITY IN THE ADAPTATION PERIOD
OF FOREIGN STUDENTS
Saratseva O.N.
In the article, written by O.N. Saratseva, there is an analysis of the role of lecturer in adaptation process of foreign students on different education stages; the experience of Ural State Technical University-UPI in effective organization of lecturer’s communication activity in modern socio-economic condition of Russia in the border of millennium is integrated.
Сведения об авторе
Саратцева Ольга Николаевна, окончила Уральский государственный технический университет - УПИ (1994), декан по работе с иностранными учащимися УГТУ-УПИ, автор 13 научных работ, область научных интересов - коммуникативная деятельность.