Научная статья на тему '«Коммуникативистика в современном мире: регулятивная природа коммуникации» : II международная научно-практическая конференция (Барнаул, Алтайский государственный университет, 14-18 апреля 2009 года)'

«Коммуникативистика в современном мире: регулятивная природа коммуникации» : II международная научно-практическая конференция (Барнаул, Алтайский государственный университет, 14-18 апреля 2009 года) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чернышова Татьяна Владимировна, Чувакин Алексей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Коммуникативистика в современном мире: регулятивная природа коммуникации» : II международная научно-практическая конференция (Барнаул, Алтайский государственный университет, 14-18 апреля 2009 года)»

«Коммуникативистика в современном мире:

регулятивная природа коммуникации» :

II международная научно-практическая конференция (Барнаул, Алтайский государственный университет,

14-18 апреля 2009 года)

Организаторами конференции выступили Алтайский государственный университет (лаборатории коммуникативистики и риторики; юрислингвистики и развития речи; кафедры теории коммуникации, риторики и русского языка филологического факультета и теории и практики журналистики факультета журналистики), Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, Международная академия наук педагогического образования при участии научного журнала «Филология и человек». Конференция проходила в рамках научного проекта «Университетская филология - образованию».

Конференция посвящена 80-летию со дня рождения В.МШукшина.

В конференции (в очной и заочной формах) приняли участие более 150 человек, в том числе более 120 ученых-филологов, специалистов-практиков, докторантов, аспирантов и студентов, представлявших высшие учебные заведения, научно-исследовательские организации, органы государственной власти, СМИ, коммерческие структуры России (Барнаул, Москва, Белгород, Бийск, Волгоград, Воронеж, Горно-Алтайск, Екатеринбург, Кемерово, Красноярск, Курск, Новосибирск, Омск, Санкт-Петербург, Сургут, Челябинск, Якутск и др.), Республики Беларусь и Республики Казахстан, и около 30 преподавателей и учителей учреждений общего среднего и среднего специального образования.

Конференция рассмотрела вопросы, связанные с дальнейшим осмыслением проблем коммуникативно-речевой практики в межличностной, публичной, образовательной и других сферах; обратила особое внимание на проблематику предупреждения кризиса и конфликта в речевой коммуникации, на вопросы внедрения в практику методов и приемов лингвистического анализа в рамках лингвистической экспертизы спорных текстов, попавших в сферу судебного разбирательства; важное место уделено совершенствованию обучения в средней и высшей школе.

В ходе конференции прошли два пленарных и пять секционных заседаний, на которых заслушано и обсуждено около 70 докладов и сообщений; работали три круглых стола, в которых участвовало около 60 человек.

В докладах, прозвучавших на первом пленарном заседании, были рассмотрены проблемы творчества В.М. Шукшина в диалоге с классиками и современниками (доктор филологических наук, профессор А.И. Куляпин, Барнаул. Алтайский государственный университет); выдвинуты и обоснованы эмпирические и теоретические предпосылки построения филологической теории коммуникации (доктор филологических наук, профессор

A.А. Чувакин, Барнаул, Алтайский государственный университет); проанализирован один из парадоксов массовой коммуникации: «катастрофа» утраты смысла при явном избытке информации (д.философских наук, профессор

B.Д. Мансурова, Барнаул, Алтайский государственный университет); выявлены характерологические черты лингвистического либерализма России XXI века в соотнесении с либеральными языковыми тенденциями XIX века (доктор филологических наук, профессор Н.В. Халина, Барнаул. Алтайский государственный университет); описаны национально-культурные особенности оценки интеллекта человека в русской речевой практике (доктор филологических наук, профессор Л.Б. Никитина, Омск, Омский государственный педагогический университет); представлены результаты исследования функционирования бранного слова в русской речевой коммуникации (доктор филологических наук, профессор Т.М. Григорьева, Красноярск, Сибирский Федеральный университет).

На втором пленарном заседании были обсуждены проблемы формирования общественного сознания в различных системах коммуникации (кандидат философских наук, доцент Л.А. Кощей, Барнаул, Алтайский государственный университет); дана характеристика обыденного метаязыкового сознания как связующего узла ментально-языковой ситуации в современной России (доктор филологических наук, профессор Н.Д. Голев, Кемеровский государственный университет); представлены особенности метаязыковой рефлексии участников массовой коммуникации (доктор филологических наук, профессор Т.В. Чернышова, Барнаул, Алтайский государственный университет); описано личностное начало школьных учебников русского языка (доктор филологических наук, профессор Л.Б. Парубченко, Барнаул, Алтайский государственный университет); охарактеризован субстратный компонент естественной письменной речи в аспекте речевой коммуникации (доктор филологических наук, профессор Н.Б. Лебедева, Кемеровский государственный университет).

В центре внимания участников круглого стола «Кризис речевой коммуникации в современной России: истоки -состояние - перспективы» (ведущий доктор филологических наук, профессор А.А. Чувакин) оказались вопросы, связанные с рече-коммуникативной ситуацией в современной России. В выступлениях были предложены некоторые пути выхода из кризиса, отмечена необходимость развития критического мышления, умения ориентироваться в информационных потоках и др.; особое внимание обращено на вопросы коммуникативной и речевой грамотности населения, подчеркнута роль высшей и средней школы в решении вопросов развития соответствующих компетенций у обучаемых, в исследовании проблемы рече-коммуникативного развития человека. Предметом рассмотрения участников круглого стола «Юрислингвистика: итоги и перспективы развития» (ведущий доктор филологических наук, профессор Н.Д. Голев) стал круг вопросов, связанных с развитием в рамках современной прикладной лингвистики нового направления - юрислингвистики, функционирующей на стыке языка и права. Круглый стол «Газета в образовательной деятельности» обратился к опыту использования содержания газеты «Свободный курс» в преподавании различных предметов школьной программы. Как расширить рамки этой методики, можно ли применить «газетные» коммуникативно-образовательные технологии в высшем учебном заведении? Этот вопрос стал предметом заинтересованного обсуждения и анализа участниками круглого стола.

Участники конференции с удовлетворением отметили, что в Алтайском государственном университете сложился ведущий научно-педагогический коллектив в области филологических наук, разрабатывающий тему «Филологическое исследование коммуникации», успешно функционируют лаборатории коммуникативистики и риторики; юрислингвистики и развития речи, факультетом журналистики совместно с Издательским Домом «Алтапресс» реализуется инновационная программа «Газета в образовании». Все это способствует разработке филологической проблематики теории коммуникации, развитию коммуникационных технологий в образовательной деятельности.

Участники конференции выразили обеспокоенность состоянием гуманитарной подготовки в вузах России, фактическим снижением доли коммуникативных технологий в образовательной деятельности в высшей школе, снижением уровня и качества гуманитарной, в частности филологической, подготовки в учреждениях общего среднего и среднего специального образования. Уменьшение объема учебных дисциплин по русскому языку и литературе в средней школе, внедрение тестовых методик контроля знаний фактически подрывает основы формирования национального самосознания и культуры. Зафиксированная ситуация тормозит развитие человека как субъекта коммуникации, не способствует укреплению социальных отношений и связей в стране, противоречит тенденциям развития образования в мире.

Высоко оценивая значимость специализации «Филологическое обеспечение современной коммуникации» для подготовки филологов, востребованных на рынке труда, конференция рекомендует филологическим факультетам высших учебных заведений шире внедрять названную специализацию в практику образовательной деятельности. Конференция отметила положительное значение факта подготовки Алтайского государственного университета к открытию магистерской программы «Теория и практика речевой коммуникации» в рамках направления «Филология». (В настоящее время программа открыта.)

Конференция приняла решение об издании сборника материалов и обратилась к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи и Алтайскому государственному университету принять на себя обязанности по изданию сборника.

Решено провести Третью международную научно-практическую конференцию «Коммуникативистика в современном мире» в апреле 2011 года и вынести на ее обсуждение проблемы оптимизации речевой коммуникации как стратегии предупреждения кризисного развития социума. Одно из пленарных заседаний конференции посвятить вопросу «Коммуникативистика и филологическое образование».

Конференция выразила благодарность ее организаторам за проделанную работу.

Т.В. Чернышова, А.А. Чувакин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.