Научная статья на тему 'Обсуждение проблем трансформации и функционирования культурных моделей в русской литературе в Томске'

Обсуждение проблем трансформации и функционирования культурных моделей в русской литературе в Томске Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
116
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / PROBLEM / TRANSFORMATION / FUNCTIONING / MODEL / RUSSIAN LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Головчинер Валентина Егоровна

В статье обсуждаются проблемы трансформации и функционирования культурных моделей в русской литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Головчинер Валентина Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discusses the problems of the transformation and functioning of cultural models in Russian literature in Tomsk

The paper discusses the problems of the transformation and functioning of cultural models in the Russian literature.

Текст научной работы на тему «Обсуждение проблем трансформации и функционирования культурных моделей в русской литературе в Томске»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Обсуждение проблем трансформации и функционирования культурных моделей в русской литературе в Томске

Кафедра литературы ХХ века и мировой художественной культуры 25-26 января 2005 г. провела очередную (на этот раз международную) научную конференцию - круглый стол «Проблемы трансформации и функционирования культурных моделей в русской литературе». Первый раз, в декабре 2001 г., аналогичное мероприятие, обозначившее научное направление кафедры, прошло довольно скромно, собрало коллег-филологов из близлежащих городов: Кемерова, Новосибирска [Трансформация..., 2002]. Но проблема вызвала интерес, и в рамках II Всероссийской научной конференции «Русская литература в современном культурном пространстве», проходившей в Томском государственном университете в ноябре 2002 года, была организована большая секция «Трансформации и функционирование культурных моделей в русской литературе» (материалы этой секции вышли отдельным изданием [Русская литература., 2003]). Третья встреча в январе 2005 г., совершенно естественно, стала международной [Трансформация., 2005]. Ее проблематика привлекла не только отечественных ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Твери, Самары, Челябинска, Кемерова, Новосибирска, Барнаула, но и коллег-филологов из стран ближнего и дальнего зарубежья -из Белоруссии, Польши.

Формат прошедших встреч в чем-то сохраняется, в чем-то меняется. Изменился статус конференции, состав и количество участников, раздвинулись хронологические рамки рассматриваемых явлений: если в начале нас интересовали процессы трансформации и функционирования культурных моделей в русской литературе ХХ века, то полем для размышлений участникам последней встречи стала вся русская литература Нового и Новейшего времени. Но при этом организаторам была изначально дорога идея Круглого стола как формы общения, они сохраняли и сохраняют ее. В 2002 г. удалось выдержать ее и в организации рабочего пространства - в малом зале Томского Дома ученых, где проходила секция, все участники сидели за, действительно, круглым стола. На последней встрече идея реализовалась в том, что секции, разводящие участников по разным помещениям, не планировались - все слушали всех по кругу, получая материал для совместного свободного обсуждения не только разных аспектов проблемы, но и подходов к главному рабочему понятию - культурной модели.

Последний момент следует отметить особо. На первой встрече постановке проблемы культурной модели в самом общем виде было посвящено выступление доцента ТГПУ - Л.К. Антощук, оно привлекло внимание, вызвало дискуссию. Но практически всеми сразу была отмечена привлекательность «открытой позиции», стремление двигаться к осмыслению явления посредством индукции - накапливать материала, разрабатывать широкое поле фактов в интересующем направлении и постепенно систематизировать, «генерализировать», формализовать материал и только тогда теоретически «формулировать». Этот принцип оказался выдержан на следующих встречах. Хотя среди направлений, предлагаемых к обсуждению предлагались и теоретические:

• проблема теоретического обоснования понятия «культурная модель»,

• возможности и основания возникновения культурных моделей, определяющих национальную специфику русской литературы,

• номенклатура, репертуар культурных моделей русской литературы ХХ века,

• культурная модель как элемент литературной традиции,

• пути трансформации культурных моделей в русской литературе Нового и Новейшего времени,

• функционирование различных культурных моделей в индивидуальных художественных системах.

В присланных и прозвучавших материалах, как бы ни был широк в историческом отношении спектр избранных для анализа явлений, реально, в самом общем виде отчетливо просматривались два основных направления.

Одних авторов интересовало, как трансформируются «старые» и возникают «новые» формы (и их составляющие): жанры, способы, принципы организации материала. Для этих авторов важно было прояснить генезис и природу «магического реализма» (Б. Оляшек); осмыслить художественный потенциал «предисловия» в драме (О.Г.Лазареску); заново прочитать произведения Горького разных лет, обнаружить в прозаических текстах стихотворные включения и по-новому оценить искания писателя в культурном контексте рубежа 19-20 веков (Ю.Б. Ор-лицкий); в размышлениях участников круглого стола обретали художественную самостоятельность «незаконченный текст» (Е.В. Абрамовских) и «филологический роман» (И.М. Степанова); становилась очевидной актуализация идиллии, обогащенной в современной поэзии новыми и старыми возможностями (Н.В. Бар-ковская и Т.А. Ложкова, Екатеринбург ) и т.д.

Другой ряд размышлений существенно расширял наблюдаемый в отечественной литературе репертуар мотивов и выступающих в их функциях формул, мифологем, отдельных устойчивых образов. В материалах этого ряда открывались новые пласты содержания произведений, существенно уточнялись смыслы последних. В теоретическом аспекте поставила проблему мотивного комплекса в драме О.Н. Русанова (Томск); истоки мотива «родного края» и модели формирования образа декабриста на архивных материалах представили соответственно Э.М. Жилякова и И.А. Айзикова (Томск); в контексте мотивов «великих грешников» предложила свое толкование финала блоковской поэмы «Двенадцать» М.Н. Климова и т.д.

Программа конференции была составлена на основании «демократического» для истории литературы принципа - место доклада определялось хронологией исследуемого явления.

О.Г. Лазареску (Москва) представила анализ редкого и весьма специфического в драме явления - предисловия, описала его формы и функции на разных этапах исторического развития русской литературы (от XVIII до XX в.) как способ эстетического моделирования.

Феномен незаконченного текста с точки зрения креативной рецепции заинтересовал Е.В. Абрамовских (Самара). Исследование механизмов и закономерностей внутрицеховой рецепции незаконченных набросков А.С. Пушкина позволило ей раскрыть как творческий потенциал самого незаконченного текста, провоциру -ющего творческого читателя на бесчисленное число «дописываний», так и худо -жественные доминанты стиля каждого из реципиентов.

На материале, извлеченном Э.М. Жиляковой (Томск) из архивов России, впервые представлен в докладе мотив «родного края» в письмах А.П. Елагиной к В.А. Жуковскому, поставлен вопрос о значении переписки этих адресатов для осмысления закономерностей развития отечественной нравственно-философской и эстетической мысли первой половины XIX века, особенностей романтизма Жу-

ковского, а также о пространственной концепции Елагиной, отчетливо выраженной в мотиве родного края.

Текст личного обращения к царю В.А. Жуковского в защиту декабриста Н.И. Тургенева («Записка» 1826 г.) дал И.А. Айзиковой (Томск) основание для размышлений о становлении «политической прозы», образа декабриста как особой модели личности в русской литературе, а также модели взаимоотношений поэта и власти, многое определившей в отечественной культуре.

Е.Ю. Сафронова (Барнаул) посвятила свой доклад трансформации правового аспекта литературной «формулы» «гений и злодейство» в повести «Неточка Незванова». Она показала, как пушкинское сюжетообразующее событие - дружба двух музыкантов, приводящая одного к убийству другого из зависти, наполняется у Ф.М. Достоевского нравственно-философским и религиозным содержанием, позволяющим увидеть проблему преступления и наказания как поле битвы боже -ственных и инфернальных сил в душе человека.

В.И. Габдуллина (Барнаул) представила мотив искушения женщиной, восходящий к древнейшим сюжетам мировой литературы, как сквозной в повествовательной структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Анализ особенностей его трансформации во взаимоотношениях князя Мышкина с Мари, Настасьей Филипповной и Аглаей позволил прийти к выводу о том, что ситуация искушения высвечивает в каждом из героев приверженность их к «идеалу Мадонны» или «идеалу содомскому», что в конечном счете ведет к признанию или отрицанию идеи Бога.

Специфику новой драмы и драмы А.П. Чехова, как и в античной ее модели, Н.И. Ищук-Фадеева (Тверь) увидела в преобладании размышления над действием, созерцания - над поступком, иначе говоря, аполлонического - над дионисийским. Сознательно или бессознательно, но чеховская драма была, по мысли автора ориентирована на греческую модель: сфера существовавшего некогда табу на показ кровавых сцен в новой драме расширяется, в нее попадают не только кровавые, но и остро драматические в традиционном понимании сцены.

Отметив специфическое отношение А.П. Чехова к «общим местам культуры», порождающее трудности для мифопоэтических интерпретаций его творчества, Н.Е. Разумова (Томск), показала на материале пьесы «Три сестры», что писатель отнюдь не игнорирует опыт человечества, сконцентрированный в культурных моделях, но особо внимателен к их исторической динамике. В смерти отца как событии сюжета «Трех сестер», она уловила внутреннюю связь с эпо -хальным афоризмом Ницше «Бог умер» и, шире, - с ситуацией в культуре «рубежа веков», пересмотром прежней системы ценностей, поиском новой онтологической модели - поиском, который сопровождался утратой привлекательности антропоцентрической картины мира, традиционной «вертикали» духовно-нравственного авторитета.

Предметом исследования Ю.Б. Орлицкого (Москва) стали тексты горь-ковских произведений с точки зрения современной теории взаимодействия стиха и прозы. Эти тексты предстали в докладе как результат структурного влияния на прозу стиховой культуры эпохи; обнаружены и проанализированы такие формы этого воздействия, как метр, строфа, малый размер текста, а также свободный стих в прозе Горького. В связи с этим поднята проблема реального места творчества писателя в истории новой русской литературы.

Барбара Оляшек (Лодзь, Польша) предложила внимательнее присмотреться к трансформации культурных моделей - к взаимодействию разных типов реализма; в качестве одного из них она представила на материале анализа романа А. Амфитеатрова «Жар-цвет» магический реализм. Коллега из Польши показала его проявления в своеобразии мироощущения героев и способов их художественного

выражения, т.е. в организации времени и пространства, повествования, в соотношении элементов обыденного и фантастического.

Различные антропологические концепции, определяющие философское и эстетическое своеобразие литературных течений Серебряного века в России оказались в центре внимания С.В. Федотовой (Тамбов) в связи с анализом трех поэм с одинаковым названием - «Человек». На основе анализа произведений, написанных известными поэтами - М. Горьким (Горький снова попадает в число «поэтов»), Вяч. Ивановым и В. Маяковским, выясняется общее и различное в их антропологических моделях.

Сознательно уходя от социологических, политических оснований, преобладающих сегодня в интерпретациях пьесы Н.Р. Эрдмана «Мандат», В.Е. Головчи-нер (Томск) предложила свой взгляд на нее как на художественное исследование социальной психологии человека: в качестве определяющих действие были проанализированы сцены, отмеченные знаками функционирования мотива договора человека с дьяволом.

Воплощение модели игры в связи с темой творчества на разных этапах творчества Г.В. Иванова - от традиционной театральности (петербургский период) к абсурдной (<Rayon de rayonne>) и детской игре (<Портрет без сходства>) - показала Ю.В. Несынова (Нижний Тагил).

М.Н. Климова (Томск) в докладе «Между Власом и Кудеяром или еще раз о финале поэмы А. Блока "Двенадцать"» предложила свой вариант толкования «загадочного» финала поэмы А.А. Блока «Двенадцать» в контексте народной духовной культуры: завершающий поэму и неожиданный даже для ее автора образ Христа интерпретировался с учетом материалов по народному православию, его отражений в русской художественной литературе, а также фрагментов из дневника и записных книжек А.А. Блока.

А.С. Сваровская (Томск) в докладе «Миф о герое-революционере в романной дилогии М. Осоргина» подняла проблему героя, сформированного событиями первой русской революции. Воссоздавая прототипическую основу, фактографич-ность фабулы, она акцентировала внимание на образе женщины-революционерки, чья судьба располагается на пересечении природного бытия, социальных деяний и мифов о герое-революционере, сложившихся в мемуарах и беллетристике конца XIX - начала XX века.

С другой стороны подошла к проблеме героя романа Н. Островского «Как закалялась сталь» С.Г. Комагина. Решение вопроса о традициях, на которые мог опираться его автор, приводит докладчика к мысли о трансформации в романе архаического мотива змееборца. Анализ основных эпизодов романа позволил ей говорить о том, что деятельность главного героя направлена на спасение самых слабых, социально незащищенных или на внутреннюю подготовку к этому; знаки змея обнаруживаются в портретах и поведении всех враждебных Корчагину лиц и явлений.

Т.Ф. Семьян (Челябинск) предложила размышления о визуальной модели прозы Б. Пильняка, восходящей к поискам А. Белого, А. Ремизова, В. Xлебникова, которые создавали сложные многоступенчатые системы визуально-графических приёмов (шрифтового варьирования, графических рисунков, таблиц, композиционных средств набора - пробелов, отступов и т.д.).

Анализ мистериальной модели в книге «Русские боги» Д. Андреева позволил О.А. Дашевской (Томск) выявить семантику и функции мифологемы воды, мотивов ритуального танца, трапезы, праздника.

На материале творчества Т. Кибирова, С. Гандлевского, В. Кучерявкина и др. в докладе Н.В. Барковской и Т.А. Ложковой (Екатеринбург) представлена трансформация культурной модели идиллии в современном «критическом сентиментализме», игровой или пародийный ее характер, использование в ней возможностей

элегического модуса, широко представленной интертекстуальности, травестии и самоиронии лирического героя.

Внимание И.М. Степановой (Улан-Уде) привлек феномен распространенного в современной русской литературе жанра филологического романа, выяснялись его истоки, анализировались авторские модели на материале произведений А. Би-това, Вл. Новикова и др.

Литература

Трансформация и функционирование культурных моделей в русской литературе ХХ века (архетип, мифологема, мотив). Томск, 2002.

Русская литература в современном культурном пространстве. Материалы II Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию Томского государственного педагогического университета (2-3 ноября 2002 г.). Часть 2. Томск, 2003.

Трансформация и функционирование культурных моделей в русской литературе (архетип, мифологема, мотив): Материалы II Международной научной конференции (25-26 января 2005 г.) / Под ред. В.Е. Головчинер. Томск, 2005.

В.Е.Головчинер

Томский государственный педагогический университет * * *

Всероссийская научная конференция «Интерпретация художественного произведения: сюжет и мотив» Новосибирск, Институт филологии СО РАН, 8-9 февраля 2005 г.

В Институте филологии СО РАН г. Новосибирска 8-9 февраля 2005 г. состоялась ежегодная Всероссийская конференция «Интерпретация художественного произведения: сюжет и мотив», проведенная Сектором литературоведения.

Со вступительным словом к участникам конференции обратилась чл.-кор. РАН, директор Института филологии СО РАН Е.К. Ромодановская. Утреннее заседание открыл Б.Ф. Егоров (Санкт-Петербург) докладом «Евреи в русских утопиях XIX в.». Б.Ф. Егоров рассматривает еврейскую тему в произведениях авторов XIX в.: Пестеля, Г. Данилевского, М. Салтыкова-Щедрина, В. Соловьева, выявляя особенности восприятия этой проблемы каждым автором. Следующим был доклад М.В. Пименовой (Кемерово) «Образы души в произведениях А.П. Чехова». По мысли докладчика, каждый творец слова пользуется языковым инвентарем, вкладывая свое видение и свое восприятие в ключевые концепты культуры. Авторское мировидение отображает целостные установки писателя, его ориентацию на определение стороны внешних и внутренних качеств человека. Приоритеты в выборе тех или иных признаков того или иного концепта позволяют делать выводы об особенностях индивидуально-авторской картины мира. В чеховском восприятии важны материальная и идеальная составляющие человека, а гармония «внутреннего человека» на шкале ценностей располагается выше, чем гармония «внешнего человека». Продолжил утреннее заседание Э.А. Бальбуров (ИФл СО РАН) докладом «Спонтаность как принцип поэтики (И. Бунин и М. Пруст)», в котором была поставлена проблема спонтанной природы творчества как важного ресурса его подлинности и достоверности. Анализируя поэтику романов М. Пруста «В поисках утраченного времени» и И. Бунина «Жизнь Арсеньева», автор делает выводы о критике нормативности в свете новой риторики и актуальной эстетики

платонизма. М.П. Абашева (Пермь) выступила с докладом «Мотив несостоявшейся дуэли в современной русской прозе». В нем представлен анализ семантики дуэльных мотивов в метапрозе ХХ-ХХ1 вв., который показывает: мотивема дуэли реализуется в произведениях А. Битова, В. Маканина, С. Гандлевского и др. как поединок литераторов. Утрачивая фабульное значение, интертекстуально и пародийно осмысленная дуэль оказывается мотивом сюжетогенным, т.к. фундирует характерный для отечественного постмодернизма сюжет - борьбы писателя с русской литературой как «Великим каноном». Утреннее заседание завершилось выступлением Л.П. Якимовой (ИФл СО РАН) «Повести Леонида Леонова 20-х годов о революции и гражданской войне как жанровый и семантико-эстетический цикл». Кучно возникшие на протяжении времени, едва превышающего пятилетие, с 1922 по 1928 год, и ознаменовавшие крутой разворот всего творческого пути писателя от формально-стилистических исканий к живой современности, повести «Петушихинский пролом», «Конец мелкого человека», «Записи Ковякина», «Про -винциальная история» и «Белая ночь» никогда не были объектом цельного, совокупного рассмотрения. Осмысленные сегодня по законам рецептивной эстетики и рекурсивного чтения, т.е. в свете «последней книги» писателя - романа «Пирами -да», они выявляют скрытую доселе возможность представить их как единый цикл и в этом смысле как важный момент жанровых исканий литературы 20-х годов на пути к романному эпосу. Внимание докладчика акцентировано на том, что при всей значимости традиционных способов и средств циклообразования -проблемно-тематической цельности, характерологической общности героев, наличии доминирующей манеры повествования в виде сказа и т.д., - цементирующим и структурирующим началом леоновских повестей как цикла является единый смысловой подтекст, возникающий вследствие склонности писателя к мифо-поэтическому и неомифологическому письму и обнаруживающий всю глубину авторского неприятия мира, построенного на безбожии, насилии, волюнтаризме.

Вечернее заседание открыла Ф.З. Канунова (Томск) докладом «Сюжет Христа в русской литературе и живописи XIX в. (О некоторых важнейших этапах бытования сюжета)». Исследовательница на материале картин Крамского «Христос в пустыне», Иванова «Явление Христа народу» и картины «Увещевание Пилатом» художника Михайлова из романа Толстого «Анна Каренина» показывает определяющую роль сюжета Христа в эстетике и поэтике творчества Толстого, Гаршина, Гоголя. Далее выступила В.И. Габдуллина (Барнаул) с докладом «Мотив блудного сына в публицистическом дискурсе Петербургского текста Ф.М. Достоевского». В.И. Габдуллина рассматривает трансформацию мотива блудного сына в публицистическом дискурсе Петербургского текста Достоевского в контексте биографии и идейно-художественных исканий писателя. На разных этапах развития этико-философской системы Достоевского в связи с интерпретацией Петербурга актуализируются различные фазы евангельского мотива: в раннем творчестве «отпадение» Петербурга от патриархальных форм жизни трактуется как иллюстрация прогрессивистской идеи; в зрелый период почвенническая идея воссо -единения распавшихся частей русского общества воплощается в формуле «смирения» Петербурга перед народной Рссией как возвращения оторвавшегося от корней «цивилизованного слоя» к «почве». И.А. Айзикова (Томск) продолжила заседание выступлением «Мотив привидения в русской литературе XIX века: К вопросу об эволюции мотива (В.А. Жуковский, А.П. Чехов)», посвященном проблеме эволюции мотива привидения в русской классической литературе. Мотив рассматривается в крайних точках его бытования в литературном процессе XIX в: Жуковский - Чехов, что позволяет проследить движение отечественной словесно -сти к эпосу, к прозе с ее принципиальным интересом к психологии и философии, прежде всего к онтологии, гносеологии, этике. Доклад А.П. Крахмальникова (ИИ СО РАН) «"Вавилонский" сюжет в поздней старообрядческой литературе» был

посвящен возникновению и бытованию «вавилонского» сюжета в поздней старообрядческой литературе. «Вавилонский» сюжет является одним из немногих экзегетических опытов, предпринятых апологетами новой старообрядческой иерархии. Данный сюжет послужил предметом тяжелых споров ее сторонников и противников во второй половине XIX в.

Работа первого дня конференции завершилась выступлением М.Ф. Климен-тьевой (Томск) «Арзамасский субстрат текста писем А.С. Пушкина». По мысли автора, понимание писем Пушкина как «текста» дает основание для постановки проблемы: этическая система, стиль, язык, адресаты, литературные темы, полемический пафос, критический настрой, словесная игра и т.д. могут быть интерпретированы через арзамасские приоритеты Пушкина, ориентированные на реалии сме-ховой культуры «Арзамаса» и определяемые «хоровой идеологией». Письма как «текст» отражают наиболее очевидно личность Пушкина, в таком случае арзамасский субстрат становится функциональным в мирозиждительном и жанропо-рождающем смысле.

Утреннее заседание второго дня было открыто докладом И.В. Силантьева (ИФл СО РАН) «Поэтика газетных нарративов». Газета как сложное коммуникативное целое предполагает смешение и совмещение дискурсов, что определяет полидискурсивную природу газетного текста и приводит к преодолению и расширению жанровых форм. В числе реализуемых журналистским дискурсом стратегий находится, во-первых, интрига неудовлетворения для нарратива с противоречивым типом сюжета, где газетный текст последовательно разрушает представление об обязательности развязки всякой интриги, во-вторых, коммуникативная стратегия частных мнений, создаваемая анекдотическим нарративом, который, в свою очередь, получает распространения и пояснения, в том числе благодаря со -поставлению с другими текстами на газетной полосе, вследствие чего текст выводится из жанрового поля анекдота как такового. Продолжила заседание Е.А. Макарова (Томск) докладом «Мотив русского чуда в "рождественском тексте" Н.С. Лескова», который был посвящен проблеме святочного рассказа в творческой системе Лескова. При всей очевидности его канона и функционирования категории «чуда» при подобной постановке проблемы важно выявление именно мотива русского чуда, который крайне характерен для Лескова и порождает новый вариант мотива чуда. Е.Н. Проскурина (ИФл СО РАН) в своем докладе «Святочный и пасхальный сюжеты русской литературы. Опыт мирового сравнения» анализирует два ведущих сюжета русской календарной прозы: святочный и пасхальный. Сопоставление мотивных комплексов обоих сюжетов дает возможность выявить их сходство и своеобразие. Особое внимание уделено проблеме своеобразия пасхального сюжета, которому в нашем литературоведении отведено гораздо меньше места, чем святочному, и который традиционно рассматривается как вторичный, производный от рождественского. Завершила заседание Т.Л. Рыбаль-ченко (Томск) выступлением «Мотив переодевания и семантика ношения одежды в поэзии И. Бродского и Ю. Кузнецова». Исследовательница рассматривает актуализацию традиционной культурной семиотики обрядов ношения одежды (одевание - переодевание - раздевание) в поэтическом миромоделировании И. Бродского и Ю. Кузнецова: постмодернистской и модернистской поэтических системах.

Вечернее заседание открыл доклад ЕЮ. Сидорина (Кемерово) «Фольклорные мотивы в поэме Кюхельбекера «Юрий и Ксения»». Е.Ю. Сидорин обращается к теме, уже не раз поднимавшейся в отечественном литературоведении - восприятие русского фольклора в эстетике и творчестве декабристов. На примере поэмы Кюхельбекера «Юрий и Ксения» сделана попытка проследить влияние фольклорных образов, мотивов, жанров на сюжетном, языковом и стилистическом уровнях. Прежде всего, это проявляется я в образе «бабушки лесной», исполняющей четыре песни, в поэтике которых заметна ориентация автора на такие жанры как

русская лирическая песня и народная баллада. Очевидна связь и с жанром волшебной сказки. В докладе М.А. Бологовой «Миф о Пигмалионе и Галатее в сюжетах цикла рассказов Ю. Буйды "У кошки девять смертей"» рассматривались проблемы мотивной структуры цикла, все рассказы которого объединяет использование различных вариаций одного мифа.

Завершили конференцию доклады, посвященные анализу поэтических мотивов. Е.Ю. Куликова (ИФл СО РАН) в докладе «Мотив зеркала в стихотворении В. Ходасевича "Берлинское"» рассматривает мотив зеркала в цикле Ходасевича «Европейская ночь». Кривое зеркало в последнем сборнике отражает лицо двойника лирического героя или его отрубленную голову. Эти образы в стихотворении «Берлинское» связаны с мифологемой Орфея и библейской легендой о гибели Иоанна Крестителя, что дает возможность сопоставить текст Ходасевича с «Венецией» Блока, «Заблудившимся трамваем» Гумилева и «Une martyre» Бодлера. Доклад Е.В. Капинос (ИФл СО РАН) «Мотив эоловой арфы в прозе и лирике М.Ю. Лермонтова» был посвящен одному из широко известных литературных сюжетов - сюжету об Эоловой арфе в творчестве М.Ю. Лермонтова. Очевидно или в редуцированном виде этот, окрашенный североевропейскими коннотатами сюжет обнаруживает себя не только в лирике («Арфа»), но и прозе русского поэта, считавшего себя потомком шотландского барда Лермонта. В «Герое наше -го времени», как, впрочем, и в поздних стихах, сюжет уходит так глубоко, что его след остается только в лексическом строе, в мельчайших деталях («беседка «Эо -лова арфа» в «Княжне Мери») текста, однако его выявление позволяет почувство -вать сложную сюжетную фактуру художественного мира Лермонтова.

Прошедшая конференция представляет очередной этап работы Сектора литературоведения над проблемами сюжета и мотива. По материалам конференции будет издан следующий сборник серии «Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы», выпуск 7, являющийся частью фундаментального исследования, проводимого Институтом филологии СО РАН при поддержке широкого круга ученых.

Т.И. Ковалева,

Новосибирск, Институт филологии СО РАН * * *

Международная научно-практическая конференция

«Коммуникативистика в современном мире: человек в мире коммуникаций» (12 -16 апреля 2005 г.)

В Алтайском государственном университете (далее: АлтГУ) проведена Международная научно-практическая конференция «Коммуникативистика в современном мире: человек в мире коммуникаций». Ее организаторами выступили кафедра теории коммуникации, риторики и русского языка АлтГУ, комитет администрации Алтайского края по образованию, Бийский педагогический государственный университет им. В.М. Шукшина при поддержке Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию и Международной академии наук педагогического образования. Конференция проходила в рамках научного проекта «Университетская филология - образованию».

В конференции (в разных формах) приняли участие более 230 ученых-филологов, специалистов-практиков, аспирантов и студентов, представлявших высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации из 30 городов Российской Федерации (Москвы и Владивостока, Казани и Красноярска, и Екатерин-

бурга и Иркутска, Уфы и Новосибирска, городов Алтая и др.), Республики Беларусь, Республики Казахстан, и более 40 преподавателей и учителей общей и профессиональной средней школы Алтайского края и Республики Алтай.

Конференция решала задачи, связанные с дальнейшей разработкой коммуникативного похода к исследованию Человека Общающегося, с осмыслением противоречий и «зон напряжения» современной коммуникативно-речевой практики в России и регионах, выявлением и исследованием коммуникативных возможностей языка в развитии способностей человека, совершенствованием образовательной деятельности в школе на коммуникативной основе. В ходе конференции были проведены мероприятия, связанные с 10-летием кафедры теории коммуникации, риторики и русского языка в АлтГУ.

Конференцию открыл сопредседатель Оргкомитета ректор АлтГУ, доктор исторических наук, профессор Ю.Ф. Кирюшин.

Первое пленарное заседание конференции было посвящено проблеме «Ком-муникативистика как основание гуманитарных наук и образовательной деятель -ности». Оно началось выступлениями председателя Программного комитета конференции, заведующего кафедрой теории коммуникации, риторики и русского языка АлтГУ чл.-корр. МАНПО, доктора филологических наук, профессора А.А. Чувакина «От филологических аспектов исследования коммуникации - к филологической теории коммуникации» и декана филологического факультета Алт-ГУ кандидата педагогических наук, профессора Н.А. Кузнецовой «Коммуникативные основы образовательной деятельности по специальности "Связи с общественностью": состояние, перспективы».

На заседании были заслушаны доклады д-ра филол. н., проф. Ю.В. Шатина (Новосибирск) «Коммуникация события, коммуникативное событие как основные понятия теории коммуникации»; д-ра филол. н., проф. В.В. Калугина (Москва) «Личностное начало и текст (из истории проблемы)»; д-ра филол. н., проф. И.В. Силантьева (Новосибирск) «Многофакторная модель типологии дискурсов»; д-ра филол. н., проф. Л.О. Бутаковой (Омск) «Автор в системе и структуре медиа-текста»; д-ра филол. н., проф. И.В. Пекарской (Абакан) «Теория элокуции на современном этапе: к проблеме системного описания изобразительно-выразительных средств русского языка»; д-ра филол. н., проф. Е.В. Лукашевич (Барнаул) «Коммуникативный контакт и его значимость в образовательной деятельности».

На втором пленарном заседании, рассмотревшем тему «Человек и коммуникация», были представлены следующие доклады: д-ра филол. н., проф. Н.Б. Лебедевой (Кемерово) «Homo scribens как человек общающийся»; д-ра филол. н., проф. Л.И. Шелеповой (Барнаул) «"Я послал тебе бересту" (о Человеке Общающемся Древней Руси)»; канд. филос. н., доц. М.В. Гундарина (Барнаул) «Коммуникации в сети Интернет: интерактивное и дифференцирующее начала»; д-ра фи-лол. н., проф. С.М. Козловой (Барнаул) «Нарративно-риторические формы междисциплинарного синтеза в современной русской прозе»; д-ра филол. н., проф. Л.А. Козловой (Барнаул) «Национальная специфика речевых актов как проявление национальной специфики сознания»; канд. филол. н., доц. Н.П. Перфильевой (Новосибирск) «Диалог с собственным словом».

На конференции работали следующие секции: «Коммуникативистка и филология», «Человек Общающийся: опыт и перспективы исследования», «Современная коммуникативно-речевая практика», «Текст в коммуникативном пространстве современном России» (с подсекциями, посвященными художественному и нехудожественному тексту), «Коммуникативистика в вузе», «Коммуникативные принципы и подходы в сфере образовательной деятельности», «Коммуникативные дисциплины в школе: новое в содержании и образовательных технологиях».

На заключительном пленарном заседании были подведены итоги конференции, приняты рекомендации. Участники конференции с удовлетворением отмети-

ли, что представленные на ней материалы явились развитием проблематики, намеченной Всероссийской научно-практической конференцией «Русский язык и культура речи как дисциплина государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы», проведенной Алтайским государственным университетом и комитетом администрации края по образованию в апреле 2003 года.

В целях совершенствования подготовки преподавателей филологических дисциплин для средней школы целесообразно углубление на филологических факультетах университетов общефилологической подготовки и коммуникационной составляющей, курсов риторики, речеведения, текстоведения. Конференция обратилась в Совет по филологии УМО по классическому университетскому образованию при Минобразования и науки России со следующим предложением: при работе над госстандартами по направлению и специальности «Филология» предусмотреть введение в госстандарты дисциплин коммуникационной направленности, введение инженерного направления в магистратуре по направлению «Фило -логия». Признаны заслуживающими внимания предложения С.М. Антоновой (Респ. Беларусь), Н.Д. Голева (Кемерово), А.В. Левина (Барнаул) о наполнении инженерной подготовки филологов содержанием из прикладных областей филологии (филологическое обеспечение компьютерных коммуникаций, документове-дения, моделирования и др.).

Для координации усилий специалистов - теоретиков и практиков - по развитию коммуникативистики конференция признала целесообразным создать межведомственный Центр коммуникативистики, для чего обратилась в АлтГУ и комитет администрации края по образованию. Участники конференции посчитали полезным регулярное проведение научно-практических семинаров и коммуникативно-риторических тренингов.

Конференция приняла решение об издании сборника ее материалов.

Участники конференции согласились с предложением АлтГУ провести в 2008 г. II Международную научно-практическую конференцию «Коммуникативистика в современном мире» и посвятить ее проблемам эффективности коммуникации.

Т.В. Чернышова, А.А. Чувакин Алтайский государственный университет, Барнаул

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.