Научная статья на тему 'Международный научный семинар «Филология и коммуникативные науки в мире культуры, науки и образования: ХХI век» (Барнаул, 8 апреля 2014 года)'

Международный научный семинар «Филология и коммуникативные науки в мире культуры, науки и образования: ХХI век» (Барнаул, 8 апреля 2014 года) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОЛОГИЯ / PHILOLOGY / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАУКИ / COMMUNICATION SCIENCES / РИТОРИКА / RHETORIC / ИНТЕГРАЦИЯ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ / INTEGRATION OF THE HUMANITIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чувакин Алексей Андреевич

The international seminar «Philology and communication sciences in the world of culture, science and education: 21st century», held at the Altai State University (Barnaul) April 8, 2014, was dedicated to the 20th anniversary of the philological and communication education at the Altai State University. The seminar participants focused their attention on the following topics: «Oncoming movement of philology and communication sciences as a factor in the development of culture. Rhetoric in contemporary culture»; «The common space of communication sciences and philology, its opportunities for formulating and solving new scientific and practical problems»; «Philological and communicative education in bachelor’s and master’s degree programs: the variants in the content and technology of educational activities». The Seminar participants have outlined the topical trends in the development of philological-communication investigations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чувакин Алексей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Philology and communication sciences in the world of culture, science and education: 21st century»: International Seminar (Barnaul, April 8, 2014)

The international seminar «Philology and communication sciences in the world of culture, science and education: 21st century», held at the Altai State University (Barnaul) April 8, 2014, was dedicated to the 20th anniversary of the philological and communication education at the Altai State University. The seminar participants focused their attention on the following topics: «Oncoming movement of philology and communication sciences as a factor in the development of culture. Rhetoric in contemporary culture»; «The common space of communication sciences and philology, its opportunities for formulating and solving new scientific and practical problems»; «Philological and communicative education in bachelor’s and master’s degree programs: the variants in the content and technology of educational activities». The Seminar participants have outlined the topical trends in the development of philological-communication investigations.

Текст научной работы на тему «Международный научный семинар «Филология и коммуникативные науки в мире культуры, науки и образования: ХХI век» (Барнаул, 8 апреля 2014 года)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

А. А. Чувакин

Алтайский государственный университет, Барнаул

Международный научный семинар «Филология и коммуникативные науки в мире культуры, науки и образования: ХХ1 век» (Барнаул, 8 апреля 2014 года)

Аннотация: Международный семинар «Филология и коммуникативные науки в мире культуры, науки и образования: XXI век», состоявшийся в Алтайском государственном университете (Барнаул) 8 апреля 2014 г., был посвящен 20-летию филолого-коммуникативного образования в Алтайском государственном университете. В центре внимания участников семинара были следующие темы: «Встречное движение филологии и коммуникативных наук как фактор развития культуры. Риторика в современной культуре»; «Общее пространство филологии и коммуникативных наук, его возможности для постановки и решения новых научных и практических задач»; «Филолого-коммуникативное образование в бакалавриате и магистратуре: варианты содержания и технологии образовательной деятельности». Участники семинара наметили актуальные направления развития филолого-коммуникативных исследований.

The international seminar «Philology and communication sciences in the world of culture, science and education: 21st century», held at the Altai State University (Barnaul) April 8, 2014, was dedicated to the 20th anniversary of the philological and communication education at the Altai State University. The seminar participants focused their attention on the following topics: «Oncoming movement of philology and communication sciences as a factor in the development of culture. Rhetoric in contemporary culture»; «The common space of communication sciences and philology, its opportunities for formulating and solving new scientific and practical problems»; «Philological and communicative education in bachelor's and master's degree programs: the variants in the content and technology of educational activities». The Seminar participants have outlined the topical trends in the development of philological-communication investigations.

Ключевые слова: филология, коммуникативные науки, риторика, интеграция гуманитарного знания.

Philology, communication sciences, rhetoric, integration of the humanities.

УДК 80/81.

Контактная информация: Барнаул, ул. Димитрова 66. АлтГУ, филологический факультет. E-mail: chuvakin@inbox.ru

В Алтайском государственном университете (далее - АлтГУ) состоялся международный научный семинар «Филология и коммуникативные науки в мире культуры, науки и образования: XXI век». Семинар был посвящен 20-летию филолого-коммуникативного образования в АлтГУ.

Организаторы семинара - Научно-образовательный центр филологических исследований коммуникации (далее - НОЦ), кафедра русского языка, литературы

и речевой коммуникации и кафедра германского языкознания и иностранных языков АлтГУ.

В семинаре приняли участие специалисты НОЦ, профессора, преподаватели и молодые ученые АлтГУ, филологи-коммуникативисты, работающие в вузах и других организациях России и зарубежья.

Семинар открыла Т. В. Чернышова, заведующая кафедрой русского языка, литературы и речевой коммуникации АлтГУ.

С докладом «Филология и коммуникативные науки: взаимодействие в научной и образовательной деятельности в АлтГУ» выступил А. А. Чувакин, научный руководитель НОЦ.

Взаимодействие филологии и коммуникативных наук в научной и образовательной практике в АлтГУ было стимулировано созданием кафедры русского языка и стилистики (в настоящее время вошла в состав кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации), открытием магистратуры по направлению «Филология» (АлтГУ вошел в число первых четырех университетов, начавших магистерскую подготовку по филологии), развертыванием уже в середине 1990-х гг. специализации по риторике и речеведению. Филолого-коммуникативное пространство в научно-образовательной практике стало складываться в процессе эво-кационного исследования языка художественной литературы (А. А. Чувакин) и построения ментально-языковой модели коммуникативного пространства, образуемого современными российскими СМИ (Т. В. Чернышова). Почти сразу же филолого-коммуникативная проблематика проникает в лингвистическую жизнь кафедры русского языка Горно-Алтайского государственного университета, а в начале XXI в. и кафедры иностранных языков АлтГУ (ныне - кафедра германского языкознания и иностранных языков). С 1995 г. на регулярной основе стали проводиться научные семинары и конференции по филолого-коммуникативной тематике, издаваться научные сборники «Человек - коммуникация - текст», а позже - единственное в России профильное издание «Юрислингвистика» и научный журнал «Филология и человек». За неполные 20 лет защищено 7 докторских и около 50 кандидатских диссертаций.

Прикладной аспект филолого-коммуникативных исследований нашел свое воплощение в разработке госстандартов всех трех «поколений» и сопроводительной документации, в частности примерных основных образовательных программ профиля «Прикладная филология», программ учебных дисциплин для университетских филологов России, в том числе по основам филологии, введению в теорию коммуникации, теории коммуникации, риторике и др.; в подготовке изданных с грифами УМО (только в XXI в.) 10 учебных пособий - двух по риторике, двух по теории текста, по публицистическому дискурсу, ортологии, основам филологии и др. Филологи-коммуникативисты АлтГУ представлены в различных федеральных и международных организациях: в Совете Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики (А. А. Чувакин), в РОПРЯЛ и МАПРЯЛ, в Сибирской Ассоциации лингвистов-экспертов (Т. В. Чернышова) и др.

В 2011 г. совместно с ИФЛ СО РАН (директор чл.-корр. РАН Е. К. Ромода-новская; в настоящее время - д-р филол. наук И. В. Силантьев) при АлтГУ образован НОЦ филологических исследований коммуникации (научный руководитель НОЦ - А. А. Чувакин). В его состав входят две лаборатории: 1) коммуникативи-стики и риторики и 2) юрислингвистики и развития речи. С 2011 г. в НОЦ подготовлены (и изданы) коллективная монография «Текст в коммуникативном пространстве современной России» (2011); сборник статей «Язык - текст -литература: коммуникативная парадигма» (2011); учебное пособие «Основы общей риторики» (2-е изд.; 2013); завершен уникальный проект «Филология и коммуникативные науки»: учебное пособие - хрестоматия для студентов магистратуры, аспирантов и преподавателей.

В ходе семинара были проведены два пленарных заседания и круглый стол, на которых обсуждены три темы. Всего на семинаре было заслушано и обсуждено 7 докладов и более 20 выступлений, прозвучавших в панельной дискуссии, на заседании круглого стола или представленных заочно.

Разные аспекты первой темы - «Встречное движение филологии и коммуникативных наук как фактор развития культуры. Риторика в современной культуре» - представили Г. А. Копнина (СФУ, Красноярск); К. Б. Уразаева (Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Астана, Республика Казахстан); Е. А. Худенко (АГПА, Барнаул).

В докладе Г. А. Копниной «Креативные технологии и речевая культура общества» показана взаимосвязь теории решения изобретательских задач и теории риторических приемов, служащая дополнительным аргументом в пользу плодотворности последней; утверждается, что имеется огромный опыт по систематизации способов мыслительной деятельности человека, который наряду с риторическими разработками может использоваться для изобретения компьютерной программы, направленной на развитие лингвокреативности; ставится проблема выявления и систематизации критериев креативности продукта речевого творчества. Автором вводятся понятия лингвокреамы и псевдолингвокреамы. Представленная концепция позволяет судить о речевой культуре или речевой антикультуре носителей языка.

К. Б. Уразаева в докладе «Коммуникативные способы высказывания в казахской средневековой поэзии: пандетерминизм и отношение к случаю» доказывает возможность изучения казахской средневековой поэзии (жырау) в контексте авторского сознания и коммуникативных способов высказывания как источника жанровой системы. Поэзия жырау несет в себе поливариантность символизации, в которой вслед за Ц. Тодоровым можно выделить лексический, смысловой и контекстуальный уровни. Адекватно интерпретировать знаки, раскрывать символический смысл коммуникации, изучать герменевтический и риторический аспекты речи в поэзии жырау можно путем изучения пандетерминизма как отражения формирования казахской идентичности. Структурная и функциональная целостность обеспечивается единством этических ценностей, онтологии бытия. Функциональная сторона является элементом более широкой системы, социокультурного контекста.

Е. А. Худенко в докладе «Писательские антропотехники в пространстве тоталитарной культуры: потенциал "нулевой" коммуникации» представила писательские стратегии 1930-1940-х гг., прежде всего О. Мандельштама, М. Зощенко и М. Пришвина, которые развиваются в пространстве тоталитарной советской культуры. Связь с читателями в это время значительно ослаблена, коммуникативный потенциал произведений, рассчитанных на восприятие реципиентом, практически сводится к нулю. Писание в стол, невозможность опубликовать готовые тексты в связи с цензурными запретами, выработка новых творческих практик «выговаривания себя» (М. Фуко) - все это приводит к созданию (иногда вынужденному) новой художественной антропологии в литературе этого периода. В наиболее сконцентрированном виде такие поиски выражены в поэзии позднего Мандельштама: «безответность» в диалоге с современниками оборачивается глубоким философским диалогом с читателем будущего.

В панельной дискуссии по первой теме выступили следующие исследователи. Г. В. Кукуева (АГПА, Барнаул) на основе идей современной филологии, риторики и коммуникативных наук показала, что электронная среда предопределяет трансформацию речевого жанра эссе по линии коммуникативных и лингвопраг-матических характеристик. Сопоставлено традиционное понимание эссе с его моделью, представленной в виртуальном пространстве, приводятся аргументы в пользу того, что жанровая природа анализируемых текстов определяется взаимодействием признаков интернет-дискурса с приметами традиционного литера-

турного жанра. Е. А. Савочкина (АлтГУ) обратилась к проблеме внешних факторов формирования жанра Interactive Fiction. Интерактивная художественная литература отличается от «обычных» романов тем, что ее тексты могут быть написаны только на компьютере и восприняты только на компьютере в рамках среды, созданной компьютерными программами. Появление компьютерных синтаксических анализаторов позволило компьютерам распознать то, что человек печатает на клавиатуре, и воплотить в действиях дополнительных героев, что, в свою очередь, привело к созданию жанра Interactive Fiction на стыке повествования и погружения в виртуальную реальность. Ю. В. Трубникова (АлтГУ) продемонстрировала изменения в самом консервативном дискурсе - деловом. Анализ делового узуса позволяет сделать вывод о среднем уровне языковой и коммуникативной компетентности носителей языка. М. А. Останина (ГАГУ, Горно-Алтайск) отметила некоторые новые тенденции в заимствовании из русского языка в газетах на алтайском языке. В. А. Беляева (АлтГУ) зафиксировала следующий факт: вывеска

льшую смысловую

нагрузку, чем европейская. Этот факт во многом определяет коммуникативное самочувствие горожанина в своем городе. Е. Ю. Сафронова (АлтГУ) интерпретировала «Объяснение» Ф. М. Достоевского Следственной комиссии как текст риторической модальности. Оттолкнувшись от положения К. Бирка о том, что литературное произведение представляет собой «стратегический ответ на какую-то ситуацию», докладчик квалифицирует названный текст писателя как высказывание-поступок, перформатив. Авторская интенция заключается в психологическом давлении на читателя, стремлении завладеть его вниманием, создать нужную перспективу чтения и убедить в необоснованности обвинения. О. А. Ску-бач (АлтГУ) привлекла внимание к литературным источникам советского сюжета о «папанинцах». О. В. Марьина (АГПА, Барнаул) обратилась к явлению многофункциональности вставных конструкций в художественных текстах рубежа ХХ-ХХ1 вв. П. А. Манянин (ЭКЦ ГУ МВД России по Алтайскому краю) поставил вопрос о потенциале автороведческих исследований по установлению авторства текстов, а также при проведении диагностики личностных характеристик автора текста, условий (обстоятельств) создания текста. А. А. Шмаков (АлтГУ) раскрыл возможности методики коммуникативного моделирования бытия интернет-текста для прогнозирования коммуникативного поведения общающихся. С. М. Антонова (Гродненский университет, Республика Беларусь) предложила для рассмотрения апробированную в школе и вузе риторическую технологию формирования и развития креативной языковой личности, актуальную для уточнения образовательной модели филолога и ученика современной общеобразовательной школы.

По второй теме - «Общее пространство филологии и коммуникативных наук, его возможности для постановки и решения новых научных и практических задач» - выступили И. В. Силантьев (ИФЛ СО РАН, Новосибирск, представивший совместный с Ю. В. Шатиным (НГПУ, Новосибирск), доклад; А. И. Куля-пин (ТюмГУ, Тюмень - Ишим); Н. В. Мельник (КемГУ, Кемерово).

В докладе И. В. Силантьева и Ю. В. Шатина рассматривается проблема взаимодействия коммуникативного феномена дискурса и ментального феномена стереотипа. Под дискурсом понимается событийное высказывание, нарушающее привычный ход вещей и создающее таким образом новый смысл. Под стереотипом понимается такое представление, которое направлено на упрощение сложных социальных процессов и защиту тем самым обыденного мышления, его позиций, мнений и права на «истину». Показывается, что порядок дискурса направлен на неизвестные, вновь открываемые стороны мира, в то время как стереотип обращается к известным и потому предсказуемым конструкциям. Трактуя дискурс как коммуникативно значимое событие, авторы приходят к выводу, что стереотип уничтожает именно событийный потенциал дискурса, сохраняя его форму,

а в ряде случаев и украшая её различными риторическими средствами. В контексте этого положения авторы выделяют шесть основных черт стереотипа: а) доксо-логичность; б) коллажность; в) словесная избыточность; г) мягкость дискурсии; д) отсутствие критической рефлексии; е) высокая прагматичность, предполагающая возможность перформатива.

А. И. Куляпин в докладе «Коммуникативно-семиотический механизм конструирования советского мифа о героях» поставил задачу выявить и проанализировать коммуникативно-семиотический механизм конструирования советского мифа о героях. Размывание правовых и этических норм в культуре послереволюционной эпохи проблематизирует возможность установления четкой границы между преступлением и подвигом. В работе рассмотрена эволюция концептов «подвиг» и «героическое» в культуре 1920-х и 1930-х гг. Ставится вопрос о возможности поиска реальных прототипов героя рассказа М. Зощенко «Испытание героев». Продемонстрирована связь проблематики рассказа Зощенко с историко-культурным контекстом тридцатых годов.

Доклад Н. В. Мельник «Деривационное функционирование текста в разных сферах коммуникации: лингвоперсонологический аспект» содержательно находится на пересечении идей деривационной текстологии и лингвоперсонологии как новых областей филолого-коммуникативного исследования. Он посвящен лингвоперсонологическому рассмотрению проблемы деривационного функционирования виртуального текста, реализующего свой потенциал в интернет-комментариях рядовых носителей языка под влиянием собственно лингвистических и лингвоперсонологических факторов.

В ходе панельной дискуссии по данной теме Д. А. Кожанов (АлтГУ) выдвинул и обосновал методику исследования научного дискурса, в котором присутствуют единицы языка науки. Автор вскрыл ряд когнитивных и коммуникативных особенностей таких единиц. Выступила Э. В. Малыгина (АлтГУ), которая занимается изучением кризисной коммуникации, представленной в межперсонажном общении в рассказах В. М. Шукшина. Исследование проведено на основе эвока-ционной теории художественной речи. Формой кризисного взаимодействия персонажей Шукшина является «сшибка», посредством которой, по словам писателя, передается столкновение «полярных представлений о жизни». «Перенесение» фактов кризисной коммуникации из реальной коммуникации в художественный текст и дополнительные преобразования их достигаются в прозе писателя посредством ряда эвокационных приемов, в том числе нелестной номинации, обобщения, прерывания речи, смещения. Т. Н. Никонова и Л. И. Толстых (обе - ГАГУ, Горно-Алтайск) обратились к новому объекту исследования - коммуникативной культуре старообрядцев Горного Алтая. Коммуникативная культура старообрядчества Горного Алтая как лингвокультурологическое явление, проявляющееся в процессе коммуникации и строительства знаний о мире, застывших в определенных структурах культурной и языковой среды, рассматривается на материале коммуникативного поведения старообрядцев Уймонской долины Республики Алтай. На пересечении филологического и коммуникативного знания исследователями конституирована категория коммуникативной культуры, изучение которой предполагает выявление ее доминантных особенностей. Последние же определяются законами, нормами и правилами общения в лингвокультурной общности старообрядцев. Е. И. Клинк (АлтГУ) предложила оригинальное представление о коммуникативном моделировании жанра имиджевой статьи. Это представление опирается на понимание композиции как базовой динамической структуры и параметра варьирования модели жанра имиджевой статьи. Это означает, прежде всего, следующее: композиция как фактор жанра обладает определенной степенью стабильности, что позволяет рассматривать её в качестве одного из параметров моделирования жанра. Динамизм обеспечивает возможность появления вариантов композиционного построения в пределах заданной структуры.

Т. Н. Василенко (АлтГУ) выдвинула понятие «гнездо родственных текстов», которому был придан статус инструмента при исследовании текстовых совокупностей, состоящих из оригинального текста, текстов переводов и текстов по мотивам - в целях более полного описания коммуникативной природы отношений, возникающих между текстами в процессе их образования и функционирования.

Каково состояние филолого-коммуникативного образования в российских вузах, каковы главные проблемы его совершенствования и развития - вот насущные вопросы, ответы на которые искали участники круглого стола «Филолого-коммуникативное образование в бакалавриате и магистратуре: варианты содержания и технологии образовательной деятельности» (спикеры: Т. В. Чернышова и А. А. Чувакин).

Центральной темой обсуждения стала магистратура как уровень подготовки по направлению «Филология», ее цель и задачи, место в системе высшего профессионального образования, роль магистерских программ филолого-коммуникатив-ной ориентации, практическая направленность магистратуры. Г. А. Копнина привлекла внимание собравшихся к факту существования так называемых ложных работодателей; Н. В. Бугорская (АлтГУ) подчеркнула необходимость связи магистерской программы с потребностями работодателя и показала ряд трудностей в решении задачи; В. Н. Карпухина (АлтГУ) поставила вопрос о специфике содержательного наполнения магистерских программ, обратив внимание на когнитивно-коммуникативный аспект моделирования переводческого дискурса (магистерская программа «Филологические основы перевода»), который моделируется в ситуациях межкультурной художественной коммуникации, обратного перевода и т. п., что способствует формированию коммуникативных компетенций студентов. Н. В. Мельник подчеркнула важность заочной магистратуры. К. Б. Уразаева познакомила участников семинара с опытом магистерской подготовки в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, отметила значимость ориентации ее на сферу теории, практики и возможных конкретных мест работы магистров (СМИ, образование и др.). Л. И. Толстых на основе оценки современного состояния речевой культуры общества обратила внимание на проблему преемственности в содержании филолого-коммуникативного образования в системе бакалавриат - магистратура; эта идея может быть реализована, например, при изучении эвристической риторики.

Итоги обсуждения подвел А. А. Чувакин. Он обратил внимание на широкие возможности, которые предоставляют вузу действующие Федеральные государственные стандарты по направлению подготовки «Филология» (далее - ФГОС). Это касается, например, развития междисциплинарных магистерских программ. Однако использование этих возможностей сдерживается рядом факторов, в том числе неадекватным финансированием, неразработанностью перечней профессиональных сфер и должностей, соответствующих степени бакалавра и магистра филологии, отчасти ведомственными интересами и барьерами. Все эти факторы находятся за пределами влияния общественно-профессиональных организаций -Российской коммуникативной ассоциации, Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей коммуникативных дисциплин.

После заседания круглого стола состоялось подведение итогов семинара. Принято следующее решение.

Участники семинара отметили, что в сложных условиях существования гуманитарного образования продолжаются исследовательская работа и образовательная деятельность в области филолого-коммуникативных дисциплин, включая риторические. Это направление актуально в гуманитарной науке и востребовано практикой.

Участники семинара с удовлетворением констатировали, что за прошедшие 20 лет в АлтГУ сложилось филолого-коммуникативное направление исследова-

ний, значимое для науки, образовательной и социально-коммуникативной практики, роль которого возрастает во многом благодаря созданию силами АлтГУ и ИФЛ СО РАН (Новосибирск) на базе АлтГУ Научно-образовательного центра филологических исследований коммуникации, и высказались за углубление научно-образовательных связей с университетами соседних стран, в связи с чем отметили важность участия в семинаре проф. Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева (Астана, Республика Казахстан) д-ра филол. наук К. Б. Уразаевой.

В развитии филолого-коммуникативного направления в гуманитарной науке и образовании актуальны следующие задачи:

• исследование теоретико-филологических проблем коммуникации, теоретических и прикладных аспектов межкультурной и межъязыковой коммуникации, внедрение результатов исследования в научную деятельность, образовательную и социально-коммуникативную практику;

разработка новых моделей учебников и учебных пособий для бакалавриата и магистратуры по филолого-коммуникативным дисциплинам, включая риторические, и создание таких учебных книг для обучающихся разных категорий;

• развитие межрегиональных и международных контактов, проведение научно-практических конференций и семинаров, развитие публикационной активности.

Участники семинара поддержали решение XVIII Международной научной конференции по риторике (Ярославль, 2014) о необходимости разработки профес-сиограммы преподавателя коммуникативных дисциплин и о целесообразности создания всероссийского журнала по риторике.

Считать целесообразным провести на базе АлтГУ в апреле 2015 г. очередную, IV, международную научно-практическую конференцию «Коммуникативи-стика в современном мире».

Материалы семинара будут опубликованы в ежегоднике «Филолого-коммуникативные исследования - 2015».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.