Научная статья на тему 'Коммунальные услуги и налог на добавленную стоимость'

Коммунальные услуги и налог на добавленную стоимость Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1590
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПЛАТА НАЛОГА / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенихин В. В.

В статье рассмотрена специфика уплаты налога на добавленную стоимость организациями жилищно-коммунального хозяйства, которые оказывают коммунальные услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммунальные услуги и налог на добавленную стоимость»

Налогообложение

КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Большинство россиян являются потребителями жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Их оказанием занимаются организации жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), деятельность которых имеет свою специфику в части налога на добавленную стоимость (НДС). Рассмотрим особенности НДС при оказании коммунальных услуг.

Основным нормативным документом, регулирующим жилищные отношения, является Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ). В силу п. 2 ст. 4 ЖК РФ участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, РФ, ее субъекты, а также муниципальные образования. Статьей 8 ЖК РФ определено, что к жилищным отношениям, связанным в том числе с предоставлением коммунальных услуг и внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

Заметим, что в соответствии с Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МКД 2-04.2004, утвержденным постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», ЖКУ представляют собой надежное и устойчивое обеспечение холодной и горячей водой, электрической энергией, газом, отоплением, отведения и очистки сточных вод, содержания и ремонта жилых домов, придомовой территории, а также благоустройства территории населенного пункта в соответствии с установленными стандартами, нормами и требованиями. Причем их потребителями выступают граждане, пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться ЖКУ для личных, бытовых и иных нужд, не связанных с промышленным производством.

Исполнителем ЖКУ может выступать организация любой формы собственности, организационно-правовой формы (индивидуальный предприниматель), в обязанности которой в соответствии с законодательством РФ, договором и (или) распорядительным актом входит предоставление потребителям ЖКУ.

Для граждан, проживающих в многоквартирных домах (МКД), исполнителями ЖКУ могут являться:

— для нанимателей — наймодатель (юридическое или физическое лицо), непосредственно либо в лице уполномоченной им организации осуществляющий управление и обслуживание жилищного фонда;

— для собственника жилья — управляющая организация или организация, обслуживающая жилищный фонд.

Обратите внимание, что правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» с 01.09.2012 утратили силу. Теперь коммунальные услуги оказываются на основании Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Отметим, что ЖКХ является одной из социально значимых сфер экономики, которым государство традиционно оказывает различную социальную поддержку. В качестве таковой можно рассматривать регулирование цен (тарифов) на оплату коммунальных услуг для населения, предоставление льгот по оплате коммунальных услуг некоторым категориям граждан, а также предоставление налоговых льгот для субъектов, работающих в данной сфере. Все перечисленные меры в той или иной

степени оказывают влияние на деятельность организаций ЖКХ.

К организациям ЖКХ отнесены организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснаб-жающие), многоотраслевые организации ЖКХ, управляющие организации, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья. Такой перечень организаций ЖКХ содержат Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», утвержденные приказом Росстата от 20.11.2009 № 269.

Возьмем, к примеру, государственное регулирование цен у поставщиков коммунальных услуг, которые принято называть ресурсоснабжающими организациями (РСО).

Если РСО реализует свой товар не по свободной цене, а по цене, установленной государством, или по цене с учетом льгот, то ее деятельность, как правило, связана с убытком. Чтобы избежать появления отрицательного финансового результата, государство покрывает выпадающие доходы РСО путем выплаты им компенсаций из бюджетов различных уровней. Получение таких компенсационных сумм оказывает влияние на порядок налогообложения НДС, поскольку подавляющее число российских организаций, в том числе организации ЖКХ, являются его плательщиками.

Напомним, что в соответствии с нормами гл. 21 Налогового кодекса РФ (НК РФ) реализация товаров (работ, услуг) в РФ представляет объект обложения НДС, причем источник оплаты значения не имеет.

Следовательно, у поставщика коммунальных услуг при их реализации по цене, установленной государством, или по цене с учетом льгот также возникает обязанность по исчислению НДС.

Нормами ст. 153 НК РФ закреплено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком с учетом особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Пунктом 13 ст. 40 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). Это в свою очередь вполне согласуется с особенностями определения налоговой базы налогоплательщиками, применяющими госу-

дарственные регулируемые цены, установленными п. 2 ст. 154 НК РФ.

Как следует из п. 2 ст. 154 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Иначе говоря, сумму налога такой налогоплательщик исчисляет из той цены, которая взимается им с покупателя, т. е. с цены, установленной государством. Вроде бы сложностей нет как в части определения самой налоговой базы, так и в части налогообложений получаемых компенсаций, выплачиваемых в форме субсидий. Пунктом 2 ст. 154 НК РФ закреплено, что суммы субсидий, предоставляемых из бюджета в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Вместе с тем определенные сложности у налогоплательщиков, работающих в субсидируемых видах деятельности, вызывает ст. 162 НК РФ, которая, как известно, обязывает налогоплательщика НДС увеличивать свою налоговую базу на суммы средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В связи с этим у РСО, предоставляющей свои услуги населению по государственным тарифам или с учетом льгот, возникает законный вопрос: увеличивают ли суммы полученных субсидий его налоговую базу?

Ответ на этот вопрос зависит от направления использования полученных бюджетных средств.

Если денежные средства получены РСО на компенсацию расходов по оплате приобретаемых ею материальных ресурсов (работ, услуг) или же на покрытие убытка, образовавшегося в результате отпуска по государственным тарифам или с учетом льгот, то полученные субсидии не облагаются налогом. На это Минфин России не указывает в своих разъяснениях (письма от 26.07.2011 № 03-0306/4/83, от 09.06.2011 № 03-03-06/1/337).

Такого же подхода придерживаются и региональные суды, о чем свидетельствуют, например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.02.2012 по делу № А22-926/201, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.06.2011 по делу № А06-5554/2010, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.10.2011 по делу № А21-1134/2011 и ряд других.

Если же бюджетные деньги выделены на иные цели (на покрытие разницы в ценах), то полученные суммы субсидий рассматриваются контролирующими органами как суммы, связанные с расчетами за товары (работы, услуги), вследствие чего на основании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ Минфин России и налоговые органы настаивают на включении сумм полученных субсидий в налоговую базу налогоплательщика. Это означает, что с полученных сумм компенсаций налогоплательщик должен исчислить налог и уплатить его в бюджет.

Такая точка зрения Минфина России по поводу налогообложения субсидий, направленных на покрытие разницы в ценах, содержится в письмах от 17.08.2011 № 03-07-11/227, от 30.05.2011 № 03-0711/15, от 06.09.2007 № 03-07-11/389 и др. Согласны с мнением Минфина России и налоговые органы, на что указывает письмо УФНС России по г. Москве от 18.12.2007 № 19-11/120978.

Обратите внимание, работа в субсидируемом виде деятельности связана у налогоплательщика не только с особенностями исчисления сумм исходящего налога, но и с применением вычетов по НДС.

Если приобретаемые РСО товары (работы, услуги) оплачиваются за счет средств бюджета, то налогоплательщик не вправе пользоваться вычетом по сумме входного налога, в противном случае имеет место повторное возмещение налога из бюджета. Такие разъяснения на этот счет дает Минфин России в письме от 08.08.2011 № 03-03-06/4/92. Поэтому, если РСО приняла входной налог к вычету, то его придется восстановить. С 01.10.2011 это предусмотрено подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Заметим, что налог восстанавливается в размере, ранее принятом к вычету в том налоговом периоде, в котором налогоплательщиком получена субсидия. Суммы восстановленного налога не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Помимо государственного регулирования цен специфика исчисления НДС в жилищно-коммуналь-

ной сфере связана с применением налоговых льгот, установленных ст. 149 НК РФ.

Напомним, что указанная статья содержит исчерпывающий перечень льгот по НДС, часть из которых является обязательной, а часть — добровольной, применяемой по желанию налогоплательщика. Обязательные льготы, от которых налогоплательщик отказаться не вправе, указаны в пп. 1, 2 ст. 149 НК РФ, а добровольным льготам посвящен п. 3 ст. 149 НК РФ.

К обязательным налоговым преференциям в сфере ЖКХ относится льгота, установленная подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, освобождающая от НДС услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Для применения данной льготы важно понимать, что в ст. 149 НК РФ понимается под услугами по предоставлению в пользование жилых помещений. Понятия «жилое помещение», «жилой фонд» НК РФ не поясняет. Вместе с тем на основании п. 1 ст. 11 НК РФ налогоплательщик НДС вправе использовать термины ЖК РФ.

В статье 15 ЖК РФ под жилым помещением понимается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии со ст. 19 ЖК РФ совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ, составляет ее жилищный фонд.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

— частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

— государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ, и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности ее субъектам;

— муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Как следует из ст. 671 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), жилые помещения могут предоставляться во владение и пользование физическим лицам на основании договора найма, а юридическим лицам — на основании договора аренды или иного соглашения. Причем организации вправе использовать жилые помещения исключительно для проживания граждан.

В силу п. 1 ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).

Структура платы за жилье определена ст. 154 ЖК РФ, в соответствии с которой для собственника жилья цена договора по найму жилого помещения включает:

— плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

— плату за коммунальные услуги.

Как следует из п. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Для нанимателя жилого помещения в цену договора, помимо названных составляющих, за исключением платы за капитальный ремонт имущества в многоквартирном доме, включается еще и плата за пользование жилым помещением (плата за наем).

Отметим, что согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, услуги по предоставлению в пользование жилых помещений (код 041100) представляют собой самостоятельный вид деятельности хозяйствующего субъекта.

Таким образом, можно сделать вывод, что льгота, установленная подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, распространяется лишь на плату за пользование жилым помещением (плату за наем). Подтверждает эту точку зрения и Минфин России в письме от 21.10.2011 № 03-07-07/63.

Такого же мнения придерживаются и арбитражные суды. Так, в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.10.2007 № 57 арбитры указали, что льгота, установленная подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, применяется лишь в отношении платы за пользование жилым помещением.

Аналогичные выводы содержатся в постанов ле-нии Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 № 95 93/06 по делу № А40-1941/06-99-15, в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.07.2011 по делу

№ А55-21074/2010, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.10.2010 по делу № А56-4367/2010, в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.03.2009 № КА-А41/1429-09 по делу № А41-7079/08 и в ряде др.

Итак, на основании подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ от налогообложения освобождаются только плата за наем жилья и плата за предоставление жилых помещений в пользование юридическим лицам по договору аренды.

В то же время у налогоплательщика НДС может возникнуть вопрос о налогообложении стоимости коммунальных услуг, если в соответствии с договором в арендную плату включена их стоимость, поскольку ГК РФ этого не запрещает.

Подпункт 10 п. 2 ст. 149 НК РФ не дает ответа на данный вопрос. Однако, по мнению налоговых органов, изложенному в письме ФНС России от 16.03.2005 № 03-4-02/371/28, коммунальные услуги, входящие в состав арендной платы, в соответствии с договором аренды облагаются налогом в общем порядке.

Аналогичные разъяснения дают и специалисты Минфина России в письмах от 08.04.2004 № 04-0309/13, от 10.06.2004 № 03-03-09/17.

О том, что применение льготы в части платы за коммунальные и иные услуги не является правомерным, говорят и некоторые региональные суды. В качестве доказательства можно привести постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.07.2011 по делу № А55-21074/2010 или постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.04.2007 по делу № А56-12400/2006.

Вместе с тем есть и такие судебные решения, в которых суды считают вполне возможным использование льготы и в части платы за коммунальные и иные услуги. При этом суды исходят из положений п. 2 ст. 676 ГК РФ, из того, что услуга по предоставлению в пользование жилых помещений в соответствии с ГК РФ представляет собой именно совокупность услуг по найму, по содержанию и ремонту жилого помещения.

На это указывает постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.07.2006 № 1689/06 по делу № А40-10841/05-114-67. Такой же вывод содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.09.2007 по делу № А54-66/2007С4 и в др.

Учитывая, что налогообложение коммунальных и иных видов услуг при найме жилья не является

однозначным, можно сказать, что использование льготы в отношении платы за них и иные виды услуг содержит для налогоплательщика НДС повышенные налоговые риски.

Добровольные льготы имеют непосредственное отношение к исполнителям ЖКУ в МКД, которыми могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищностроительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Речь идет о применении льгот, установленных подп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ в отношении указанных налогоплательщиков.

В соответствии с подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождается от налогообложения на территории РФ реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее — УО и ТСЖ), при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Подпункт 30 п. 3 ст. 149 НК РФ позволяет не облагать налогом услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемые (оказываемые) УО и ТСЖ при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Эти льготы появилась в п. 3 ст. 149 НК РФ с 01.01.2010 благодаря вступлению в силу Федерального закона от 28.11.2009 № 287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Иными словами, если до 01.01.2010 реализация коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД названными категориями налогоплательщиков облагалась налогом в общем порядке, то с этой даты указанные

налогоплательщики могут оказывать такие услуги в льготном налоговом режиме.

Подчеркнем, что применение этих льгот—дело добровольное. Если налогоплательщик решит, что применение льготы для него является невыгодным, он вправе отказаться от использования льготного режима налогообложения.

Напоминаем, что в целях отказа от льготного режима налогоплательщик должен представить в свою налоговую инспекцию соответствующее заявление, которое нужно подать не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такие правила установлены п. 5 ст. 149 НК РФ. Поскольку форма заявления на отказ от льготного режима налогообложения не утверждена законом, то подать его можно в произвольной форме.

Если максимально возможный срок подачи заявления на отказ от льготы выпадает на выходной или праздничный день, то заявление следует представить в налоговую инспекцию в первый рабочий день. На это указывает ФНС России в письме от 26.08.2010 № ШС-37-3/10064.

Обратите внимание, отказаться от использования льготы можно как в отношении одной льготы, предусмотренной любым подпунктом п. 3 ст. 149 НК РФ, так и в отношении нескольких. Но при этом следует иметь в виду, что отказ от льготы возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций. Закон запрещает применять или не применять льготный режим налогообложения выборочно — в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Имейте в виду, что отказаться от льготы на срок менее года нельзя, запрет на такие действия установлен п. 5 ст. 149 НК РФ.

После того, как налогоплательщик отказался от льготы, налогообложение таких операций и налоговые вычеты по соответствующим ресурсам, приобретаемым для их осуществления, производятся в общеустановленном порядке. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в письме Минфина России от 23.12.2009 № 03-07-15/169.

Кто принял решение работать с применением указанных льгот, нужно помнить, что их применение будет признано правомерным только при одновременном выполнении следующих условий:

— исполнитель услуг относится к категории организаций, перечисленных в подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ;

— соответствующая услуга приобретена налогоплательщиком у третьих лиц — у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций или у фирм и коммерсантов, непосредственно выполняющих (оказывающих) работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

На аналогичный порядок применения льгот указано и в письме Минфина России от 23.12.2009 № 03-07-15/169. Позднее с таким порядком согласилась и налоговая служба, о чем говорит письмо ФНС России от 02.02.2010 № ШС-17-3/20@ «О направлении письма Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 03-07-15/169 о порядке применения норм Федерального закона от 28 ноября 2009 года № 287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Обратите внимание, льготный режим налогообложения распространяется лишь на коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, реализуемые указанными категориями налогоплательщиков по цене приобретения, в том числе с учетом налога.

Такие разъяснения на этот счет приведены в письме Минфина России от 14.09.2011 № 03-0307/32. Аналогичного мнения придерживаются и судебные органы, о чем говорит постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.04.2012 № Ф09-2727/12 по делу № А60-18770/11.

Обратите внимание, по вопросам налогообложения коммунальных услуг в части отношений между РСО и исполнителями коммунальных услуг (товариществами собственников жилья, управляющими компаниями), связанных с расчетами за поставленные коммунальные ресурсы, следует особо обратить внимание на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 № 72 (далее — Постановление № 72).

Цены на ЖКУ регулируются государством, на что указывает п. 2 ст. 424 ГК РФ. Причем тарифы, устанавливаемые регулирующими органами, могут включать сумму налога или же устанавливаться без учета налога. Порядок формирования тарифов накладывает свой отпечаток и на порядок расчетов между РСО и исполнителями коммунальных услуг, в качестве которых сегодня в основном выступают УО или ТСЖ.

В Постановлении № 72 арбитры высшей инстанции разъяснили, что при рассмотрении споров, возникающих между РСО и исполнителями коммунальных услуг необходимо первоначально проанализировать, учтен в размере тарифа НДС или нет. Если тариф на оплату коммунальных услуг установлен без учета налога, то при предъявлении счета за коммунальные услуги, РСО вправе предъявить исполнителю коммунальных услуг сумму налога сверх тарифа.

Если тариф уже включает НДС, то такие действия РСО являются неправомерными, а суммы налога, предъявленные исполнителю услуг к оплате, рассматриваются в качестве неосновательного обогащения РСО и подлежат возврату исполнителю коммунальных услуг. О том, что данная позиция Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ принята региональными судами, указывает постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.02.2012 по делу № А65-14104/2011.

О том, что для применения льготы, коммунальные услуги должны предоставляться потребителям по ценам приобретения, отмечено и в письме Минфина России от 21.05.2010 № 03-07-07/29. В нем же специалисты Минфина России уточняют, что освобождение от налога применяется независимо от того, кому оказывается услуга — физическому или юридическому лицу.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

2. Жилищный кодекс РФ: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ.

3. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

5. О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 28.11.2009 № 287-ФЗ.

6. О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам: постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

7. О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов: постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.