Научная статья на тему 'Некоторые аспекты бухгалтерского и налогового учета управляющих ком паний в ЖКХ'

Некоторые аспекты бухгалтерского и налогового учета управляющих ком паний в ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ / ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОМНИТЕЛЬНЫЙ ДОЛГ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / РАЗМЕР ПЛАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шулепина Светлана Александровна

Изложены проблемы современного бухгалтерского учета, налогообложения операций по предоставлению жилищно-коммунальных услуг населению. Рассмотрены точки зрения Министерства финансов РФ, налоговых органов, судебная практикаI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article problems of modern accounting and taxation of operations on granting of housing-and-municipal services are stated the population. The points of view of the Ministry of Finance, taxing authorities, judiciary practice.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты бухгалтерского и налогового учета управляющих ком паний в ЖКХ»

»

Налоги, бухгалтерский учет

УДК 332.8

С.А. Шулепина

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ В ЖКХ

Вопросы реорганизации экономики предприятий жилищно-коммунального комплекса неоднократно поднимаются на уровне Правительства Российской Федерации. Президент РФ взял под контроль деятельность таких предприятий, поручив вице-премьеру Д. Козаку провести аудит тех муниципальных образований, где рост тарифов выглядел слишком резким. Кроме того, создан и функционирует фонд реформирования ЖКХ, который финансирует программы капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья.

На рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) населению все чаще стали появляться частные управляющие компании (УК), следовательно, сегодня важной задачей является выбор способа отражения операций по реализации этих услуг в бухгалтерском и налоговом учете, минимизации налогов и налоговых рисков.

Бухгалтерский учет в УК ведется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, в частности с Федеральным законом № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете», Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2001 г., положениями по бухгалтерскому учету и т. д. Налоговый учет ведется в соответствии с НК РФ.

Начисление платы за ЖКУ на практике производится с использованием специальных программ (далее - программа «Квартплата»), в которых ведется учет начислений, платежей по каждому лицевому счету.

В целях бухгалтерского учета целесообразно, например при использовании программы «1С: Предприятие», учитывать начисления за ЖКУ в разрезе по каждому жилому дому на основании данных программы «Квартплата». Кроме того, в целях управленческого учета для каждого жилого дома следует прописать отдельный договор на отдельную жилищно-коммунальную услугу.

Сумма поступивших на расчетный счет и в кассу (при ее наличии) денежных средств от потребителей аккумулируется на счете 76 «Прочие дебиторы и кредиторы» или 62 «Расчеты с покупателями», а затем по итогам месяца на основании данных программы «Квартплата» разносится по кредиту счета 76 «Прочие дебиторы и кредиторы» или 62 «Расчеты с покупателями» по каждому жилому дому и каждой услуге. Способ учета расчетов по каждому жилому дому позволяет контролировать поступившие суммы, сравнивать величину начислений и поступлений, считать процент сбора, проводить анализ между суммами, выставленными поставщиком, и суммами, предъявленными населению. В зависимости от выбранного метода учета начислений за ЖКУ, управляющая компания будет делать и бухгалтерские проводки по счетам.

На сегодняшний день существует два метода учета начислений квартплаты: в качестве выручки на счете 90 «Продажи» или как посреднические услуги на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Выбор того или иного метода зависит от того, каким образом оформлены взаимоотношения между УК и собственниками помещений многоквартирного

жилого дома, а также между УК и поставщиками ЖКУ.

При использовании первого варианта в бухгалтерском учете при начислении платежей за ЖКУ будет сделана следующая запись:

Дебет счета 62 субконто «Жилой дом», «Вид ЖКУ».

Кредит счета 90 субконто «Выручка», «Вид ЖКУ».

При использовании второго варианта:

Дебет счета 76 субконто «Жилой дом», «Вид ЖКУ».

Кредит счета 76 субконто «Поставщик ЖКУ».

При поступлении оплаты от населения проводки будут выглядеть следующим образом:

Дебет счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета».

Кредит счета 62 субконто 1 «Жилой дом», субконто 2 «Вид ЖКУ» либо

Кредит счета 76 субконто «Жилой дом» субконто 2 «Вид ЖКУ».

При выставлении документов поставщиком:

1. Дебет счета 20 «Основное производство» субконто «Вид ЖКУ».

Кредит счета 60 «Поставщик».

2. Дебет счета 76 «Жилой дом» субконто «Вид ЖКУ».

Кредит счета 76 «Поставщик».

Использование первого варианта, по нашему мнению, наиболее целесообразно, особенно при реализации коммунальных услуг, хотя этот вариант и имеет ряд значительных недостатков, среди которых:

- начисление выручки влечет за собой начисление налогов;

- если компания работает по ОСНО и планирует перейти на УСНО, сумма выручки может превысить установленный законодательством лимит, необходимый для перехода на УСНО.

Среди достоинств первого метода можно выделить следующие.

1. Возможность создания резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли. Задолженность, отраженная на счете 76 «Прочие дебиторы и кредиторы», приниматься при расчете резерва по сомнительным долгам не

будет (п. 2 ст. 266 НК РФ). Поскольку платежи за ЖКУ население производит несвоевременно и не в полном объеме, создание такого резерва поможет снизить сумму платежа по налогу на прибыль с сумм, фактически не полученных от покупателей. Кроме того, суммы резерва вычитаются из общей суммы дебиторской задолженности при заполнении строки 240 формы 2 бухгалтерской финансовой отчетности «Бухгалтерский баланс», что также позволяет реально оценивать финансовое состояние предприятия.

2. В случае если компания реализует населению ЖКУ, приобретенные у непосредственного исполнителя услуги, она может воспользоваться льготой по НДС, предусмотренной п. 29-30 п. 3 ст. 149 НК РФ с 01.01.2010 г. Суммы НДС по коммунальным услугам, предъявленные УК организациями коммунального комплекса, поставщиками электроэнергии и организациями газоснабжения, включаются товариществами в стоимость коммунальных услуг и вычетам не подлежат, что следует из п. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ.

Применение этой льготы доставит компании неудобства в связи с проведением налоговыми органами ежеквартальных камеральных проверок по факту обоснованности применения льготы. Но при наличии у компании всех необходимых документов проблем при налоговой проверке не возникнет.

3. И наконец, третий плюс при использовании первого метода, немаловажный, состоит в том, что позволяет избежать дополнительных споров по приобретаемым и реализуемым объемам коммунального ресурса, поскольку порядок определения размера платы за ЖКУ, установленный на сегодняшний день законодательством, весьма несовершеннен. Так, в части определения размера платы за коммунальные услуги УК используют «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные Постановлением РФ № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». При оборудовании многоквартирного дома коллективными приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) квартирными приборами учета размер платы за холодное, горячее водоснабжение и водоотведение

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 1' 2011. Экономические науки

в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле

Р —^-V Т

ку3г V + V г р ку' пр п п

где Vd - объем (количество) холодной, горячей воды, фактически потребленное за расчетный период, определенное по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме, м3; Кф - объем (суммарное количество) холодной, горячей воды, потребленной за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, м3; Vп п - объем (суммарное количество) холодной, горячей воды, потребленной за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, м3; V р- объем (количество) холодной, горячей воды, потребленной за расчетный период в г-м помещении, оборудованном прибором учета, м3; Тк у - расчетный тариф на горячую воду, утвержденный тариф на холодную воду, руб./ м3.

На практике часто возникает ситуация, когда дробь VD/(Vпp + Vпп) не равна единице. В таком случае объем потребленного и объем выставленного к оплате населению ресурса неодинаковы. Это не соответствует условиям посреднических договоров, где объем потребленной услуги и объем выставленной населению должны быть равны. При налоговой проверке такие пробелы в законодательстве могут обернуться для управляющей компании доначислением как НДС, так и налога на прибыль.

Рассмотрим выводы налоговых органов, Минфина РФ и судов относительно того, является ли деятельность управляющей компании по предоставлению ЖКУ населению реализацией?

Еще недавно Минфин РФ в своих письмах в ответ на конкретные запросы: УК получает от населения плату за коммунальные услуги и в полном объеме транзитом перечисляет ее организациям, непосредственно оказывающим услуги, писал: «Если предпринимательская деятельность УК, исходя из договорных отношений, является посреднической деятельностью по закупке по поручению собственников помещений

в многоквартирном доме коммунальных услуг, то доходом указанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение» (письма № 03-11-06/2/77 от 04.05.2009 г., № 03-11-04/2/107 от 18.07.2008 г.). Аналогичные ответы содержались в письмах № 03-11-04/2/102 от 11.07.2008, № 03-11-04/2/143 от 29.05.2007 г.

Заметим, эти выводы были вполне справедливы при отсутствии специального регулирования правового статуса управляющей организации в жилищном законодательстве. Так, например, в Постановлении ФАС СЗО № А56-19595/2007 от 15.05.2008 г. арбитры признали, что роль налогоплательщика была не более чем посреднической.

Но все чаще стали появляться иные разъяснения Минфина РФ, согласно которым суммы платежей, поступающих от собственников помещений в многоквартирных домах за оказание коммунальных услуг УК, учитываются в целях налогообложения прибыли (письма № 03-11-06/2/159 от 24.08.2009 г., № 03-03-06/1/498 от 29.07.2009 г., № 03-11-06/2/82 от 07.05.2009 г.). При этом в расходы включается стоимость услуг специализированных ресурсоснабжающих компаний. Аналогичным образом платежи собственников за жилищно-коммунальные услуги должны увеличивать налоговую базу по НДС (Письмо Минфина РФ № 07-05-06/247 от

09.12.2008 г.).

Определенную точку в этом вопросе поставило Письмо Минфина РФ № 03-03-09/126 от

11.08.2009 г., в котором Минфин РФ не анализировал конкретный договор, а рассмотрел сущность деятельности УК. Так, со ссылкой на Письмо Минрегиона РФ № 4989-СК/07 от 20.03.2007 г. финансисты указали, что в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется УК, ТСЖ (ЖСК, жилищным или иным специализированным кооперативом), РСО не может быть исполнителем коммунальных услуг. Следовательно, суммы платежей, полученные УК от собственников помещений в многоквартирных домах за оказание ЖКУ многоквартирного дома, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг) [1].

Итак, на сегодняшний день мнение Минфина РФ можно считать таким: деятельность управляющей компании нельзя квалифицировать как посредническую - платежи за ЖКУ она должна включать в выручку от реализации.

Но сегодня среди налоговых органов на местах и среди арбитров отсутствует единство в подходе к определению сущности деятельности управляющей организации. Вот некоторые примеры.

Управляющая компания не отражала в составе своей выручки суммы платежей от потребителей жилищно-коммунальных услуг. Предприятие получало вознаграждение в виде процента от перечисленной исполнителю суммы. Инспекторы при проверке доначислили НДС со всей суммы коммунальных платежей, и арбитры поддержали это решение (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда № 07АП-294/09 от 13.02.2009 г., оставленное без изменения Постановлением ФАС ЗСО № Ф04-2987/2009(6544-А27-49) от 20.05.2009 г. Суд пришел к выводу, что предприятие выступало в качестве самостоятельного субъекта по отношению как к РСО, так и к населению. Таким образом, УК осуществляла деятельность, связанную с оказанием услуг, выручка от реализации которых подлежала обложению НДС.

К аналогичным выводам пришли ФАС ВВО в постановлении № А28-8058/2008-419/29 от 17.04.2009 г., Президиум ВАС РФ в постановлении № 12611/07 от 01.04.2008 г., ФАС ПО в постановлениях № А55-13388/2008 от 30.06.2009 г., № А55-10094/2008 от 12.03.2009 г.

К противоположному мнению пришли арбитры суда Ростовской области (решение от 18.09.2009 г.) и Пятнадцатого арбитражного

апелляционного суда (постановление от 07.08.2009 г.) по делу № А53-7322/2008-С5-37. Предприятие отражало в составе выручки и облагало НДС суммы коммунальных платежей, начисленных населению, и принимало к вычету НДС, предъявленный теплоснабжающей организацией. Инспекция при проверке «сняла» как начисления, так и вычеты. Проанализировав спорные правоотношения и действующее законодательство, суды пришли к выводу, что УК является посредником между населением и коммунальными организациями, непосредственно оказывающими населению услуги. Применительно к ТСЖ такой вывод сделан в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за IV квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 07.03.2007 г.

Из вышеизложенного следует, что единого подхода к оценке деятельности управляющих компаний нет. Оптимизация бухгалтерского и налогового учета позволит улучшить качество предоставляемых услуг, повысить прибыльность предприятий ЖКХ, которые долгие годы были убыточными. Правительству предстоит разработать методику начисления коммунальных услуг населению, а также схему налогообложения организаций по реализации таких услуг. Самим управляющим компаниям следует четко прописать способ ведения бухгалтерского и налогового учета в учетной политике, а метод начисления платы за коммунальные услуги - в договоре на управление и предоставление ЖКУ, заключаемом между УК и собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных жилых домах. И несмотря на это, принимая решение о способе учета начислений платы за ЖКУ, предприятие должно быть готово отстаивать свою точку зрения в суде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ермолаева, Е.В. Управляющая организация — посредник или исполнитель коммунальных услуг? [Текст] / Е.В. Ермолаева // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. -2009. - № 10.

2. О бухгалтерском учете [Текст] : Фед. закон № 129-ФЗ от 21.11.96 г.

3. О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам [Текст] : Пост. Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г.

4. О направлении письма Минфина РФ № 03-0715/169 от 23.12.2009 г. «О порядке применения норм Федерального закона № 287-ФЗ от 28.11.2009 г. "О внесении изменений в ст. 149 и 162 части второй НК РФ"» [Текст] : Письмо ФНС № ШС-17-3/20@ от 02.02.2010 г.

5. Кузьмин, В. Приручение тарифа. Государство остановило неправомерный рост услуг ЖКХ [Текст] / В. Кузьмин, А. Шоломицкая // Российская газета. -2010. - № 5143 (64).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.