Научная статья на тему 'Особенности организации системы бухгалтерского учета управляющих компаний в ЖКХ'

Особенности организации системы бухгалтерского учета управляющих компаний в ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1245
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДОГОВОР УПРАВЛЕНИЯ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ГРАФИК ДОКУМЕНТООБОРОТА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шулепина Светлана Александровна

Изложены проблемы организации бухгалтерского учета, особенности учетной политики управляющих компаний. Рассмотрена ответственность, предусмотренная законодательством РФ, за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, несвоевременное и (или) неполное представление запрашиваемых документов контролирующим организациямI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article problems of organization of accounting system, features of accounting policy of companies of housing and communal services. The responsibility provided by the legislation of the Russian Federation for infringement of an order of conducting of the business accounting and drawing up of the reporting, untimely and (or) incomplete representation of required documents to the supervising organizations is considered

Текст научной работы на тему «Особенности организации системы бухгалтерского учета управляющих компаний в ЖКХ»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васин, А.С. Моделирование и оценка параметров распределения длительности обслуживания клиентов банка [Текст] / А.С. Васин, В.В. Кузнецов // Финансы и кредит. - 2004. - № 12(150). - С. 19-21.

2. Вентцель, Е.С. Теория вероятностей [Текст] : учебник для студентов вузов / Е.С. Вентцель. - 9-е изд. -М.: Академия, 2003. - 576 с.

3. Вентцель, Е.С. Теория случайных процессов и ее инженерные приложения [Текст] / Е.С. Вентцель, Л.А. Овчаров. - М.: Наука, 1991. - 384 с.

4. Колосова, М. Методы оптимизации численности персонала: четыре подхода [Текст] / М. Колосова // Управление персоналом. - 2008. - № 16. - С. 70-74.

5. Одегов, Ю.Г. Банковский менеджмент: управление персоналом [Текст] : учеб. пособие / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова, Д.А. Безделов. - М.: Экзамен, 2005. - 448 с.

6. Математика для экономистов [Текст] / под ред.

A.Ф. Тарасюка. - В 6 т. - М.: Инфра-М, 2000. - Т. 6:

B.П. Чернов, В.Б. Ивановский. Теория массового обслуживания. - 158 с.

УДК 332.8

С.А. Шулепина

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ В ЖКХ

Сегодня большое внимание со стороны государства уделяется вопросам управления многоквартирными жилыми домами. Увеличилась доля частного бизнеса на рынке предоставления и оказания жилищно-коммунальных услуг. У управляющих компаний возникает необходимость вести бухгалтерский учет и представлять отчетность о своей хозяйственной деятельности. Рассмотрим, что представляет собой управляющая компания, какими законодательными актами регулируется ее деятельность и на основании каких нормативно-правовых актов осуществляется постановка и ведение бухгалтерского учета.

Управляющая организация - это юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом [1].

Деятельность управляющих организаций регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации (ЖК РФ), утвержденным Федеральным законом № 188-ФЗ от 29.12.2004 г.

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 2

ст. 161 ЖК РФ избрание способа управления многоквартирным домом (ТСЖ, жилищный кооператив, управляющая компания или самостоятельное управление) является исключительным правом и обязанностью собственников жилья, на что также имеется ссылка в судебной практике [6].

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме.

В соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления одна сторона, управляющая организация, по заданию другой стороны - собственников помещений в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями в этом доме, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Условия договора управления многоквартирным домом согласно п. 4 ст. 162 ЖК РФ ус-

танавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Договор заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет.

Если ни одна из сторон не заявила о прекращении договора, он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором, что установлено пп. 5 и 6 ст. 162 ЖК РФ.

На основании положений договора управления и учетной политики строится система бухгалтерского учета управляющей компании. Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета [2]. Формированием приказа об учетной политике, с учетом структурных, отраслевых и иных особенностей деятельности организации, занимается, как правило, главный бухгалтер. Приказ об учетной политике организации по финансовому учету утверждается ее руководителем. Одновременно с учетной политикой, регламентирующей методологию отражения фактов хозяйственной деятельности, состояние и использование имущественного комплекса организации, утверждаются рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок организации внутрихозяйственного контроля, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Аналогичный приказ разрабатывается по налоговому учету.

При отражении операций на счетах бухгалтерского учета управляющим организациям следует руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России № 94н от 31.10.2000 г.

В приказе об учетной политике управляющей компании следует представить:

- порядок отражения начисления платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и услуги по договорам социального найма на счетах бухгалтерского и налогового учета, аналитический учет таких операций;

- порядок отражения поступлений денежных средств в качестве оплаты ЖКУ и найма на счетах бухгалтерского и налогового учета, аналитический учет таких операций;

- порядок отражения начислений и поступлений пени за нарушение сроков оплаты ЖКУ;

- порядок отражения госпошлины, уплаченной за подачу исковых заявлений в суд на неплательщиков;

- порядок формирования и использования резервов (в частности, резерва по сомнительным долгам) в целях бухгалтерского и налогового учета;

- порядок распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;

- порядок бухгалтерского и налогового учета операций по проведению работ по капитальному ремонту как за счет средств собственников, так и за счет субсидий из бюджетов разных уровней.

Кроме вышеперечисленного, исключительно для целей налогового учета следует представить следующие сведения:

- выбранная система налогообложения и, соответственно, перечень налогов, начисляемых и уплачиваемых управляющей компанией;

- применяет ли компания налоговую льготу по НДС в соответствии с пп. 29-30 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), каков перечень услуг, облагаемых и необлагаемых НДС.

Как следует из п. 3 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 г., вместе с учетной политикой утверждаются правила документооборота и технология обработки учетной информации. Аналогичное требование содержит и Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ (1/2008), утвержденное Приказом Минфина России № 106н от 6.10.2008 г.

При разработке правил документооборота организации в первую очередь определяют виды первичной учетной документации, которая будет использоваться для документального подтверждения фактов хозяйственной деятельности.

Первичные учетные документы являются основанием для ведения бухгалтерского учета. Первичный учетный документ составляется

в момент совершения операции (на бумажных и машинных носителях информации), а если это не представляется возможным, то непосредственно после ее окончания. Первичные учетные документы принимаются к учету только в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать все необходимые реквизиты, перечень которых закреплен российским законодательством.

Если управляющая организация принимает решение об использовании только унифицированных форм первичной документации, то это положение просто закрепляется в учетной политике. Если же в работе будут использоваться самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов, то решение об их использовании следует закрепить в учетной политике, а конкретные формы документов оформить отдельным приложением к приказу по учетной политике.

Как правило, в управляющих компаниях нестандартные первичные документы применяются при оформлении выручки. Основанием для начисления выручки служит, например, акт выполненных работ по каждому жилому дому, подписанный уполномоченным представителем. Покупателем в таком случае, как правило, является жилой дом без каких-либо данных: у контрагента нет ИНН и КПП, юридического адреса и прочих обязательных реквизитов. Предприятию нужно либо самостоятельно разработать формы акта и счет-фактуры в соответствии с вышеперечисленными особенностями, либо использовать унифицированные формы, не заполняя часть данных контрагента.

Документы по учету выручки будут составлены на основании аналитических регистров специализированных программ по учету начислений и поступлений платежей за ЖКУ по каждому лицевому счету.

Счетом можно считать предъявленную собственникам помещений многоквартирного дома счет-квитанцию на оплату ЖКУ. Кроме того, на практике управляющие компании часто используют бухгалтерские справки, например для на-

числения платы за найм по договорам социального найма. Бухгалтерские справки будут приниматься к учету только при наличии всех оговоренных законодательством реквизитов, как и было сказано выше.

После того как организация определилась с видами используемых документов, ей следует разработать и утвердить график документооборота, основываясь на Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР 29.07.1983 г. (Положение № 105). Данный документ применяется в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.

Согласно п. 5.2 Положения № 105 работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер организации. Управляющие организации, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона № 129-ФЗ, обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетности в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Ответственность за сохранность первичных документов, учетных регистров и отчетности, за оформление и передачу документов в архив возложена на главного бухгалтера. В то же время ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности несет руководитель организации [3].

В составе учетной политики организации также утверждается порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации [2].

Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году и даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых в ходе каждой из них, и т. д.) определяется руководителем управляющей организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно [4].

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители управляющих организаций [3].

Если в управляющей организации введена должность главного бухгалтера (бухгалтера), то в соответствии со ст. 7 Федерального закона № 129-ФЗ именно данное лицо несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Если управляющая организация уклоняется от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, то согласно ст. 18 Федерального закона № 129-ФЗ и главный бухгалтер, и руководитель организации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За неведение бухгалтерского учета управляющие организации могут быть привлечены и к налоговой ответственности. Так, в случае

непредставления в налоговый орган бухгалтерской отчетности в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ к организации может быть применена мера ответственности, установленная п. 1 ст. 126 НК РФ, на что указывает Минфин России в Письме № 03-02-07/1-436 от 29.10.2008 г. Напоминаем, что согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок организацией (налогоплательщиком) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Таким образом, для организации бухгалтерского учета в управляющих компаниях прежде всего необходимо разработать адаптивную учетную политику, которая соответствовала бы как требованиям действующего российского законодательства, так и условиям финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам [Текст] : Пост. Правитель-ства РФ № 307 от 23.05.2006 г.

2. Учетная политика организации [Текст] : Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/2008) : утв. Приказом Минфина РФ № 106н от 06.10.2008 г.

3. О бухгалтерском учете [Текст] : Федер. закон РФ № 129-ФЗ от 21.11.1996 г.

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [Текст] : утв. Приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.1998 г.

5. Жилищный кодекс Российской Федерации [Текст] : утв. Федер. законом № 188-ФЗ от 29.12.2004 г.

6. Постановление ФАС Дальневосточного округа № Ф03-191-2010 от 08.02.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.