Научная статья на тему 'Коммунальная система очистки в Москве в 1938 г.'

Коммунальная система очистки в Москве в 1938 г. Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
30
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммунальная система очистки в Москве в 1938 г.»

Например, снабдив обследователей краткой схемой описания колодцев (в которую заносятся адрес колодца, его глубина, санитарно- I техническое состояние, способ забора воды и пр.), можно в кратчайший срок провести паспортизацию всех колодцев населенного пункта.

Подобным же путем могут быть взяты на учет и паспортизованы по кратким схемам многие другие объекты санитарного надзора.

Выводы

1. Санитарно-культурные рейды, ставящие своей задачей улучшение санитарного состояния данного населенного пункта, рационально' « также проводить при вспышках кишечных инфекций и в местах, неблагополучных в этом отношении.

2. Проведению рейда должна предшествовать тщательная подготовка.

3. Хорошо проведенный рейд дает эффект, достаточный для локализации вспышек кишечных .инфекций.

4. Попутно рейд дает возможность взять в кратчайший срок на учет и паспортизацию по кратким схемам различные объекты санитарного надзора.

Л. И. ВИНОКУРОВ

Коммунальная система очистки в Москве

в 1938 г.

Из Госсанинспекции Москвы

Вопрос о плановой регулярной очистке города коммунальным транспортом; поставлен практически Московской госсанинспекцией еще в 1934 г.

В 1935 г. районным трестам было предложено подготовиться к переходу на коммунальную систему очистки со второй половины года. В то же время в Моссовет была подана докладная записка о преимуществах и возможностях введения коммунальной системы очистки в Москве. Широкое совещание по очистке, созванное Московским советом летом 1935 г., также высказалось за коммунальную очистку.

В 1936 г. в Москве, кроме одного треста домовой очистки, организован еще греет уличной очистки. Взамен районных трестов в каждом районе созданы по 2 конторы домовой очистки и уличной очистки. Таким образом, с 1936 г. очистка улиц в той части, которая охвачена городским тресто'м, производится п» коммунальной системе.

Уличная очистка целиком механизирована. Домовая очистка механизируется постепенно. На 1.XII.1938 г. ® тресте домовой очистки еще оставалось 350 лошадей с соответствующим гужевым транспортом.

Опыт работы 1936 и 1937 гг. показал с полной очевидностью, что без коренного изменения организации очистки ни механизация, ни приближение этого дела к населению (разукрупнение районов) не могут внести значительного улучшения в данную область. Несмотря на то, что грузоподъемность механизированного транспорта превысила 800 т, т. е. на 50 т больше, чем гужевого транспорта в 1935 г., относительное увеличение вывоза поднялось лишь на 25—40%> по сравнению с 1935 г. Между тем производительность автотранспорта по крайней мере в 10 раз выше, чем гужевой тяги.

Таким образом, вопрос о коренном изменении самой системы очистки домовладений города в 1938 г. снова поставлен самой жизнью в порядок дня.

После весенней кампании по очистке город обычно в значительной степени освобождается от отбросов. В июне 1938 г., перед выборами в Верховный Совет, была проведена особо тщательная кампания по очистке, выявившая исключительно большое скопление отбросов. Чрезвычайное загрязнение города отбросами при наличии значительного механизированного парка уборочных машин стало совершенно очевидным, непререкаемым фактом.

Объясняется это в основном двумя причинами.

Во-первых, за чистоту домовладения отвечает домоуправление. Оно в случае надобности ,подает заявку на вывоз отбросов. При отсутствии денег (а это бывает часто) оно заявки не дает. Если же заявка подана, то кто тогда отвечает за чистоту домовладения? В этом случае ответственных лиц за чистоту домовладений нет — никто не отвечает. Во-вторых, производящие очистку районные конторы состоят на хозрасчете и если подвернутся другие, более выгодные с коммерческой стороны перевозки, удаление отбросов откладывается.

Конторы за своевременную очистку домовладений ответственности не несут.

Летом 1938 г. 3 района — Ленинский, Ленинградский и Молотовский—пере-шл!и на коммунальную1 систему очистки. В ноябре на коммунальную систему очистки перешли Краснопресненский, Ростокинский, Железнодорожный и Дзержинский районы, в декабре—Первомайский. Таким образом, из 23 районов города в настоящее время осуществляют коммунальную очистку 8 районов. В трех из них коммунальная система' очистки до|стаггочно> укрепилась, а ¡в остальных дело пока находится в периоде организации. Во всех районах коммунальная очистка введена лишь в домовладениях муниципализированного фонда.

Новая система построена на следующих принципах:

1. Ответственность за очистку возлагается на конторы домовой очистки. Домоуправления от этой ответственности освобождены.

2. Конторы очистки производят очистку домовладений не по вызовам, а систематически!, по графику, или в порядке нарядов диспетчера.

3. Водители транспорта и грузчики оплачиваются по премиальной системе. Конторы домовой очистки для наблюдения за очисткой1 домовладений содержат специальных инспекторов.

Наиболее широко коммунальная очистка поставлена в Молотовском районе— центральном, почти сплошь канализованном; жилищный фонд здесь в большинстве каменный, капитальный и хорошо технически оборудован. Из 246 домовладений коммунальной очисткой охвачены 201, т. е. 81,7%. Населения в районе 54 ООО человек, охвачено коммунальной очисткой 41 ООО, т. е. 75,9%. 1500 человек, проживающих в неканализованных домовладениях, не охвачены коммунальной очисткой, так как последняя удаляет только домовый мусор. Для обслуживания вывоза выделены 2 трехтонные и 3 полуторатонные машины общей грузоподъемностью 10,5 т. 1 тонно-машина обслуживает 3 904,7 человек.

Транспорт в общем достаточен, несмотря на большую удаленность мест вывоза отбросов (11 км). За 8-часовой рабочий день машина делает 4 — 5 ездок. Стоимость вывоза — 60 копеек с человека в месяц. Пока финансовых затруднений не встречается, но в 1939 г. они возможны, в связи с неправильным подсчетом Мосжилуправлением' накопления домового мусора. Согласно этому подсчету, на 1 человека приходится 0,3 м3 мусора в год. Данная норма не отвечает действительности. В 1937 г. вывезено на 1 человека 0,116 т, или 0,29 м3 (в среднем по Москве). В 1938 г. вывоз повысился. Так, в том же Молотовском районе в октябре вывезено 2 580 м3, в ноябре 2 512 м3, что составляет 0,06 м3 в месяц, или 0,72 м3 в год. На 1 тонно-маигину в месяц приходится 239 м3. Таким образом', 1 тонно-машина обслуживает при накоплении 0,72 м3 3 983 чел., трехтонка— более 10 000 человек, полуторатонка—более 5 000 человек. Производительность машин значительно повысилась.

В 1937 г. вывезено в Молотовском районе 837 т, или 2 091 м3 на тонно-машину, что составляет в месяц 174 м3 против 239 м8 в 1938 г.

Организовано дело очистки следующим образом. Район распределен между двумя диспетчерами, которые обходят домовладения и дают наряды на вывоз. Твердого графика вывоза нет. При выборочном обследовании 19 домовладений 26.XII.1938 г. обнаружено переполнение мусорных ящиков в 7 домовладениях. Мусор, однако, ни в одном из домовладений не высыпается через край ящика.

Оплата шоферов производится таким образом, что, окончив очистку по наряду диспетчера, он имеет право на получение наряда в обычном порядке, оплачиваемого по повышенной расценке.

В связи с недостаточно четкой организацией очистки не гарантировано' удаление мусора в определенные сроки и не вполне обеспечена правильная оплата труда шоферов. Не стимулируется также заинтересованность шоферов в высоком качестве работы.

Районная госсанинспекция первое время вела систематическое наблюдение за очисткой, теперь же, когда дело налажено, ограничивается лишь надзором за транспортом и попутным обследованием очистки три проведении других работ.

Ленинский район, окраинный, со смешанной застройкой и значительным жилищным фондом из деревянных одноэтажных зданий, перешел на коммунальную очистку с 1 июня. Домовладений в районе 1 400, из них 'муниципализированных 1 250. Охвачено коммунальной очисткой 739, что составляет 52,8%. Населения в районе 163 000 человек, из них 30 000 проживает в неканализованных домовладениях. Обслуживается коммунальной очисткой по вывозу мусора 111 000 чел., или 60%.

Коммунальная1 очистка неканализованных владений производилась и июле и августе, но потом была прекращена, так как дело не ладилось. В настоящее вре-

мя в порядке коммунальной очистки удаляется только домовый мусор. На очистку выделено 2 полуторатонки, 4 трехтонки и 2 лошади. Автотоннаж — 15 т, 1 тонно-машина обслуживает, за вычетом 2 000 чел., обслуживаемых гужевым тран-спортом, 7 266 чел. Транспортных средств в общем достаточно. Расстояние до свалки — 7 км, до полей совхоза —11 км. Количество ездок для трехтоннок — 5, >пол|уто|рато1нню!к—6—7. Стоимость вывоза — 38 копеек ,с человека. Вывезено в октябре 3209 т (8 022,5 сма) и в ноябре 2 969 т (7 422,6 м3}, что составляет соответственно 0,07 м3 и 0,06 мР на человека в месяц. На 1 тонню-^аш.ину приходилось в ноябре 435 м® к в октябре 534 м® при расстоянии В' 7 км. 1 тонно-машина при указанных накоплениях и расстояниях обслуживает 7 400 человек. В 1937 г. в цреднем было вывезено в месяц в| том же районе на 1 тонно-машину 279 м3.

Организована очистка следующим образам1. Райо|н разбит на 4 участка. В каждом участке имеется инспектор, который наблюдает за .состоянием' домовладений и в нужных случаях дает наряды на вывоз отбросов. Вообще же вывоз ведется по твердому графику. При выборочном обследовании 25.XII.1938 г. 24 домовладений оказалось, что мусор вывозится не реже 1 раза в 3 дня, скоплений мусора ,ни в одном домовладении не отмечено.

Оплата шоферов — прогрессивно-сдельная.

Ленинградский район перешел на коммунальную очистку с 1.VIII.1938 г. Количество населения в районе — 136 ООО человек, из них проживает в неканализо-ванных домовладениях 81 600 человек. Обслуживается коммунальной очисткой по вывозу мусора 36 000 человек (26,4%) и, по вывозу нечистот 8 976 человек (11|0/о). Мусор удаляется не реже 1 раза в 4, дня, нечистоты—'1 раз в 10 дней. Для вывоза мусора выделено 6 полуторатонных автомашин, для вывоза нечистот — 3 трехтонки и 6 лошадей. Учет удаляемых отбросов производится расчетным путем, исходя из норм накопления на одного человека, почему нет точных дан-. ных для; суждении об изменении: вывоза и производительности транспорта.

По сравнению с 1937 г. вывоз твердых и жидких отбросов по всему району (в тоннах) изменился 'следующим образом:

Твердые отбросы Жидкие отбросы

Годы Август Сентябрь Август Сентябрь

1 937 1 301 671 4 441 4169

1 938 2 726 2 735 6 750 6 226

Район коммунальной очистки разбит на 3 участка, каждый из которых обслуживается бригадой в составе инспектора, водителя транспорта и грузчика. Оплата производится в зависимости от производительности транспорта, чистоты участка и других качественных показателей.

При выборочном! обследовании 27.XII.1938 г. 29 домовладений в 2 обнаружены переполненные мусорные ящики и в 4—неочищенные помойницы. Все остальные домовладения оказались чистыми.

Таким образом, в 3 районах, сумевших правильно организовать регулярную плановую очистку домовладений от мусора, а в одном—и от нечистот, дворовые усадьбы в общем содержатся в чистоте, вывоз отбросов значительно усилился, производительность транспорта, работающего на коммунальной очистке, повысилась, обезличка в оплате труда сменилась прогрессивно-премиальной оплатой. Эти результаты достигнуты без повышения тарифов за вывоз отбросов, а единственно путем правильной организации дела.

Опыт перехода 3 районов Москвы на регулярную очистку домовладений по коммунальной системе дал положительные результаты.

В 1939 г. предполагается перевести на коммунальную очистку всю Москву с полным охватом населения.

Опыт Москвы по применению коммунальной системы очистки следует перенести на другие города СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.