Научная статья на тему 'Коммерциализация вузовских инноваций - современные тенденции в России и за рубежом'

Коммерциализация вузовских инноваций - современные тенденции в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / НАУКОЕМКИЕ КОМПАНИИ / ПРОЦЕССЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ / COMMERCIALIZATION / THE INNOVATIVE ENTERPRISES / THE KNOWLEDGE INTENSIVE COMPANIES / THE COMMERCIALIZATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселев К. А.

В статье рассмотрены основные тенденции коммерциализации вузовских инноваций в разных странах. Определены основные преимущества существующих систем коммерциализации. Обозначены ключевые механизмы, составляющие цепочку процесса воплощения идеи в коммерческий продукт или услугу. Описаны процессы развития коммерциализации в России, а также отмечены положительные результаты работы и сложные задачи, которые стоят на сегодняшний день. В статье приведены основные организации, осуществляющие поддержку и развитие инновационных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCIALIZATION OF UNIVERSITY INNOVATIONS - CURRENT TRENDS IN RUSSIA AND ABROAD

In article were considered the main trends of commercialization of University innovations in the different countries. There were defined also key advantages of existing systems of commercialization and highlighted the mechanism, which is inside the chain between idea and commercial product or service. In the article were described processes of development the commercialization in Russia and also positive results of working process and complex aims which are existing nowadays. We can see the main organizations which are carrying out support and development of innovative products.

Текст научной работы на тему «Коммерциализация вузовских инноваций - современные тенденции в России и за рубежом»

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ВУЗОВСКИХ ИННОВАЦИЙ - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Киселев К.А., аспирант, Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ

В статье рассмотрены основные тенденции коммерциализации вузовских инноваций в разных странах. Определены основные преимущества существующих систем коммерциализации. Обозначены ключевые механизмы, составляющие цепочку процесса воплощения идеи в коммерческий продукт или услугу. Описаны процессы развития коммерциализации в России, а также отмечены положительные результаты работы и сложные задачи, которые стоят на сегодняшний день. В статье приведены основные организации, осуществляющие поддержку и развитие инновационных продуктов.

Ключевые слова: коммерциализация, инновационные предприятия, наукоемкие компании, процессы коммерциализации.

COMMERCIALIZATION OF UNIVERSITY INNOVATIONS - CURRENT TRENDS IN RUSSIA AND ABROAD

Kiselev K., the post graduate student, Institute for Continuing Professional Education GASIS The Research University HSE

In article were considered the main trends of commercialization of University innovations in the different countries. There were defined also key advantages of existing systems of commercialization and highlighted the mechanism, which is inside the chain between idea and commercial product or service. In the article were described processes of development the commercialization in Russia and also positive results of working process and complex aims which are existing nowadays. We can see the main organizations which are carrying out support and development of innovative products.

Keywords: commercialization, the innovative enterprises, the knowledge - intensive companies, the commercialization processes.

Наша современность ознаменована различными процессами, такими как научно-техническая революция, глобализация, а так же вступление развитых стран в ВТО. В связи с этим немаловажную роль в развитии экономики стран играют инновационные идеи, разрабатываемые на базе вузов, которые воплощаются в продукты и несут в себе ключевой компонент национальной мощности.

Не так давно инновации существовали только в теории, что не давало возможность применять их на практике коммерческих предприятий, но в связи с принятием законов и изучения опытным путем возможности использования новаций, привели к тому, что актуальность их внедрения стала очень значимой в последние годы.

В августе 2009 года в России был принят закон, разрешающий вузам и НИИ создавать малые инновационные предприятия и получать от этого прибыль. Считается, что это позволит в полной мере использовать инновационный потенциал науки и высшей школы. [1]

В новом законе сказано, что вузы должны вносить в качестве вклада в уставный капитал свои права использования результатов интеллектуальной деятельности - патентов и так далее. Но действующих патентов у государственных вузов и НИИ мало, в среднем на одно учреждение их в лучшем случае десяток, и далеко не все патенты коммерчески привлекательны.

На заседании экспертного сообщества по вопросам развития предпринимательства при вузах и исследовательских центрах, проведенном в августе 2012 года, Дмитрий Медведев рассказал об изменениях, которые произошли с момента принятия закона в 2009 году. По словам Председателя Правительства России, за это время было создано более 1,6 тыс. инновационных предприятий, 300 из них в Сибирском федеральном округе. Они получили довольно значительные, по нашим меркам, преференции в области бухгалтерского учёта, отчётности, в области налогообложения, в области аренды помещений. В 2010 году было принято специальное постановление Правительства, так называемое 218-е, которое обеспечивает государственную поддержку и стимулирует к сотрудничеству соответствующие структуры. В федеральном бюджете на период 20102012 годов для финансирования ОКР и научно-исследовательских работ предусмотрено около 20 млрд. рублей (в этом году это порядка 7 млрд. руб) и при участии государства реализуется около 100 комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства 92 компаниями и 66 образовательными центрами.[2]

Одной из главных сложных задач коммерциализации вузовских инноваций на сегодня является система инновационного менеджмента. По мнению Д.А.Медведева, «симбиоз между предпринимательством и научной средой нам необходим, и не только в смысле коммерциализации тех или иных разработок, но и в смысле управления. Это может оздоровить ситуацию в целом ряде случаев. Прежде всего, введение соответствующих фигур в составы учёных советов, попечительских советов, наблюдательных советов, тем более что для этого нужно совсем немногое: здесь достаточно про-

сто соответствующих решений и никаких дополнительных нормативных актов принимать не требуется».

На заседании обсуждалась работа принятого федерального закона № 217 на практике. Данный закон предоставляет вузам и научно-исследовательским институтам право создавать малые инновационные предприятия и передавать им свою интеллектуальную собственность. На деле, этот закон не работает, а именно, он не достигает своей основной цели: не позволяет НИИ получать реальные доходы от своей интеллектуальной собственности. Главной причиной этого является то, что средства, получаемые вузами НИИ от деятельности малых инновационных предприятий, поступают на единый бюджетный счёт учреждения в Федеральном казначействе и попадают под все ограничения Бюджетного кодекса и 94-й ФЗ.

Так же в августе 2012 года прошло совещание по развитию инноваций в области ТЭК. На данном совещании Дмитрий Медведев рассказал о других сторонах развития подписанного им закона три года назад. Он пояснил, что утверждена стратегия инновационного развития на период до 2020 года, построены главные звенья этой системы, которые включают в себя институты развития, законодательство, которое за последние три-четыре года изменилось в лучшую сторону. Поменялось отношение к университетской науке и поддержке молодых специалистов. Проведён конкурс по отбору территориальных кластеров для выявления и поддержки точек инновационного роста в регионах, из которых были отобраны 25 разных кластеров. Одним из примеров может служить Камский территориальный производственный кластер в Татарстане, уголь и техногенные отходы - Кемеровская область, биотехнологии - Московская область и так далее. [3]

Упрощенный механизм получения патентов и возможности их коммерциализации еще не решены. По словам Д.А. Медведева необходимо еще создать общий центр, для того чтобы небольшие предприятия, средние предприятия могли пользоваться его услугами, для того чтобы защитить свои разработки не только на основе российского патентного законодательства, но и иностранными патентами. Такой центр, возможно создадут на базе «Сколково».

В России сегодня права на интеллектуальные продукты инновационных предприятий принадлежат их учредителям - это высшие учебные заведения, университеты и научно-исследовательские институты. Что касается стран Европы, то там университеты передают патенты разработчикам.

Процессы коммерциализации вузовских инноваций в России в основном протекают за счет получения инвестиций от российских фондов. Основными фондами России являются:

• Российский Фонд Фундаментальных Исследований (РФФИ), финансирует восемь областей знаний: математика, механика и информатика; физика и астрономия; химия; биология и медицина; науки о Земле; науки о человеке и обществе; информационные технологии и вычислительные системы4 фундаментальные основы

инженерных наук. Бюджет (из государственных средств) на 2011 год 6 млн. рублей (Соглашение с 1994)

• Российская Академия Наук (РАН), ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране. Научные учреждения по состоянию на июль 2008 года насчитывалось 470. Бюджет на 2011 год составлял 35,2 млрд рублей.

(Соглашение с 1970)

• Российский Гуманитарный Научный Фонд (РГНФ), финансирует области гуманитарных наук и проектам на конкурсной основе. Бюджет на 2010 год составляет 1 млрд. рублей. (Договор о намерениях/ Соглашение - с 2005)

Основная задача российских Фондов - проведение конкурсного отбора лучших научных проектов, которые направили свои заявки учеными в инициативном порядке, и последующее организационнофинансовое обеспечение поддержанных проектов.

В развитых странах подход к коммерциализации вузовских инноваций различен. Объединяет их только цель данного процесса -это получение прибыли от продажи инновационного продукта или услуги, а также центральная роль университетов как создателей инноваций.

В Германии очень схожа с Россией инвестиционная система для коммерциализации вузовских инноваций. Как и в нашей стране - это фонды, которые входят в немецкое научно-исследовательское сообщество (DFG) . Отличия состоят в том, что бюджет формируется от государственных ассигнований, земель Германии и коммерческих предприятий, которые ищут перспективные технологии для развития своих возможностей.

Примеры учреждений, являющие членами DFG[4]:

• Объединение им. Гельмгольца, охватывает 16 естественно-научных, технических и медико-биологических исследовательских центров Германии; выполняет долгосрочные исследовательские программы государства и общества; бюджет около 2,8 млрд. евро, 28.000 сотрудников; Филиал в Москве

• Германская Служба Академических Обменов (DAAD), совместное учреждение германских вузов (231 вуз); финансирует обмен учащимися и учёными, выдаёт стипендии, поддерживает немецкий язык за границей; бюджет около 303,9 млн. евро; Представительство в Москве

• Фонд Александра фон Гумбольдта, финансирует международное научное сотрудничество, приглашая высококвалифицированных иностранных учёных в Германию для долгосрочного научного пребывания; активно поддерживает Гумбольдтовский Клуб Стипендиатов в Москве, расходы 52,5 млн. евро в 2004 г.

DFG осуществляет финансирование по таким направлениям науки, как инженерные, гуманитарные, социальные, естественные и науки о жизни. Годовой бюджет DFG в 2009 году составлял 2,5 млрд. евро.

Основными целями немецкого научно-исследовательского сообщества финансирования научных исследований, поддержка всех областей науки и молодых ученых, а также создания связей между наукой и промышленностью для повышения эффективности коммерциализации инноваций в области науки.

При рассмотрении современных тенденций за рубежом, следует отметить США, как наиболее развитую в этом направлении страну. Самыми распространенными в США явились следующие виды коммерциализации вузовских инноваций:

- создание университетом дочерней компании на основании сделанных научных открытий и дальнейшее получение прибыли от ее деятельности;

- работа с патентами, продажа лицензий на патенты;

Процесс коммерциализации научных исследований в США в основном проходит через заказы Федеральных агентств или бизнес-компаний, а также по другим направлениям, а именно:

- создание на базе научных открытий и при правовой, финансовой и организационной поддержке университетов спин-офф компаний и последующее получение долевой прибыли от их деятельности (доход от акций компании), либо получение дохода от продажи компании;

- работа по патентованию и патентной поддержке перспективных научных открытий и последующее получение прибыли от продажи лицензий на эти патенты;

- организация для исследователей обучающих программ и семинаров по правовой и коммерческой деятельности, а особенно их тренинг для правильного общения с потенциальными венчурными инвесторами и «бизнес-ангелами». [5]

В США существует организации, которые развивают инновационные проекты. Основной из них является независимое агентство Федерального Правительства, которое оказывает помощь, поддержку и защиту интересов малого предпринимательства и сохранения свободной конкуренции в США. Федеральное Правительство включает в себя Администрация малого бизнеса (US Small business administration - SBA), которая поддерживает технологии в маленьких компаниях.

Другой важной организацией, осуществляющей субсидирование научных разработок, является Национальный научный фонд (National Science Foundation), учрежденный в 1950 году. Он выступает спонсором новаторских научных и технических исследований, разрабатывает и помогает внедрять научные и технические образовательные программы, а также способствует распространению научной информации. Эта организация также занимается развитием международного сотрудничества в научных кругах и оказывает помощь в вопросах планирования национальной политики США в области науки.

Ну и конечно же не маловажную роль выполняют сами университеты, которые несут затраты на патентные расходы, организацию офисов по трансферу технологий и бизнес-инкубаторов, организацию старт-ап и спин-офф компаний, на программы, обучающие ученых основам бизнеса и многое другое.

В Канаде одним из ярких компаний посредников между ВУЗами и конечными заказчиками (инвесторами) является MaRS Innovation, которая исполняет роль катализатора инноваций и служит связующим звеном между вузовскими инновационными предприятиями и отраслевыми партнерствами. MaRS Innovation реализовывает перспективные исследования из 16 университетов Торонто, медицинских учреждений и научно-исследовательских институтов. MaRS Innovation объединяет ученых и изобретателей из этих учреждений вместе с инвесторами, которые ищут высокие потенциальные возможности, особенно в биологических науках и технологиях.

Таким образом, мы видим, что во всех развитых странах мира уже сложилась система цепочки перехода идеи в коммерческий продукт или услугу. В большей или меньшей степени это просматривается в зависимости от политики страны и ее законодательства. Как было сказано выше Россия только встает на путь, который уже давно прошли другие страны, однако мы обладаем огромным потенциалом и перед нами открыты все возможности. При этом надо отметить опыт других стран, где инновационные предприятия явились не только инициаторами производства товара и услуг, но и стимулом для современной молодежи для занятий наукой и бизнесом. Наша задача - это как можно скорее начать политику в поддержку коммерческих предприятий, которые будут своего рода буфером между малыми инновационными (спин-офф) компаниями на базе университетов и конечными заказчиками. Данные организации должны выполнять роль агентов для привлечения инвестиций к инновационным продуктам, а также привлекать к проектам высококвалифицированных специалистов в области менеджмента, управления, маркетинга и других областей. Если политика государства будет направлена на поддержку данных компаний и их деятельности, то это положительно скажется не только на деятельности самих участников процесса коммерциализации, но и на статусе и мощности страны в целом.

Литература:

1. Иван Стерлигов (ГУ-ВШЭ). МГУ создаст десятки инновационных компаний - Дьяченко. [Электронный ресурс] Статья сайта РИА Новости. 16.09.2009 - URL: http://ria.ru/edu_analysis/20090916/ 185278999.html;

2. Председатель Правительства России Дмитрий Медведев провёл заседание экспертного сообщества по вопросам развития предпринимательства при вузах и исследовательских центрах. [Электронный ресурс] 07.08.2012 - URL: Ьйр://минобрнауки.рф/новости/2515/ печать;

3. Совещание с Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым по вопросам инновационного развития отраслей экономики (в части АПК и ТЭК). [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал Правительства РФ (20.08.2012);

4. Д-р Йорн Ахтерберг, презентация «Немецкий научно-исследовательское сообщество (DFG) и его международные программы, Нижний Новгород, 10-11.03.2011;

5. Марков К.А. Коммерциализация научных исследований в университетах США. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009, № 5, с. 22-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.