Научная статья на тему 'Коммерциализация космоса'

Коммерциализация космоса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2645
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КОСМОСА / ЧАСТНЫЕ ЗАПУСКИ / КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / COMMERCIALIZATION OF SPACE / PRIVATE LAUNCHES / PACE TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мекаева Е.М.

Рассматривается проблема коммерциализации космоса: перспективы, возможные положительные и отрицательные последствия. Рассмотрено положение России на рынке космических запусков. Также затронута проблема необходимости международно-правового регулирования коммерциализации космической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCIALIZATION OF SPACE

Considers the problem of commercialization of space: perspective, possible positive and negative consequences. Considered the position of Russia in the market of space launches. Also addressed the need for international legal regulation of commercialization of space activities.

Текст научной работы на тему «Коммерциализация космоса»

УДК 338.246

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КОСМОСА

Е. М. Мекаева Научный руководитель - A. А. Бабаева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: maks.kat@mail.ru

Рассматривается проблема коммерциализации космоса: перспективы, возможные положительные и отрицательные последствия. Рассмотрено положение России на рынке космических запусков. Также затронута проблема необходимости международно-правового регулирования коммерциализации космической деятельности.

Ключевые слова: коммерциализация космоса, частные запуски, космический туризм.

COMMERCIALIZATION OF SPACE

E. M. Mekaeva Scientific Supervisor - A. А. Babaeva

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: maks.kat@mail.ru

Considers the problem of commercialization of space: perspective, possible positive and negative consequences. Considered the position of Russia in the market of space launches. Also addressed the need for international legal regulation of commercialization of space activities.

Keywords: commercialization of space, private launches, pace tourism.

Освоение космоса на заре космической эры имело несколько целей. Ключевые из них - это познание, а также престиж государств, достигавших определенных успехов в этом. Со временем общество осознало, что освоение космоса дает и другие возможности. Сегодня космическая деятельность значительно расширила свои направления и открыла человечеству и коммерческую сторону этого увлекательного процесса.

Оказалось, что космос способен приносить доход - частый сектор заинтересовался возможностью освоить космическое пространство для того, чтобы получить прибыль. Бизнесмены вьюказали готовность вложить огромные деньги (а освоение космоса требует просто колоссальных капиталовложений), чтобы воспользоваться ресурсами, которые безграничное космическое пространство предлагает.

Какие коммерческие возможности открывает перед частным сектором космос? Это, например, научные исследования и эксперименты, дистанционное зондирование Земли для получения данных, мониторинг земной поверхности, глобальная навигация, спутниковая связь. Кроме того, все больше людей интересуются космическим туризмом, который может принести не только пользу, но и удовольствие.

США, одна из передовых стран в вопросе освоения космоса, после ряда успешных экспедиций в космосе, после плотного и глубоко его изучения, однажды поменяла свой курс по указанию президента. Несколько лет назад НАСА (космический исследовательский центр США) начал плотно сотрудничать с частными компаниями (он делали это и раньше, но в другом направлении - заказывал необходимую технику для своих целей). С несколькими компаниями были подписаны контракты на снабжение и обслуживание МКС (международная космическая станция). Так бизнес-сектору были открыты двери в космос.

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

Есть в процессе коммерциализации космоса как свои плюсы, так и очевидные минусы. Сначала о плюсах. Нужно заметить, что освоение космического пространства за государственный счет идет очень медленными шагами, поскольку, повторюсь, требует огромных вложений. Сделав в свое время мощный рывок в изучении космоса, доказав свою мощь и способность покорить эту космическую «пустоту», государства решили «притормозить»: престиж достигнут, «галочка» заработана, главные плоды этой деятельности получены. А что дальше? Тратить государственные деньги на исследования, которые не несут, грубо говоря, практической значимости, показалось неразумно. Хотелось бы сделать больше, но ведь есть столько дел, на которые необходимо тратить государственные деньги. А благодаря интересам бизнеса процесс освоения космоса продолжается. Пусть он имеет своей целью заработок, но главное, что человечество продолжает проникать вглубь космоса, изучать его. Мы приобретаем новые знания. И быть может неважно, что инвесторы даже не думают о просвещении, познании и других менее приземленных вещах, чем бизнес?

Теперь о проблемной стороне данного вопроса. Возможность заработать на освоении космоса привлекла немалое количество частных компаний. А там, где есть бизнес-интерес, непременно возникает и конкуренция. Конкуренция, в свою очередь, ведет к удешевлению космических услуг, в частности - транспортных. Это неизбежно, это закон рынка: чем больше предложение, тем ниже цена. К чему же это может нас привести? Космос станет максимально доступен, что ведет к целому ряду проблем, самая очевидная из которых - его загрязнение.

Сегодня все больше стран подключаются к изучению космоса с целью получения коммерческой выгоды. Одной из них является и Россия. Однако обороты она набирает не так стремительно, как, к примеру, США. Так, в 2012 году «объем экспорта услуг по коммерческим запускам в России составляет, по примерным оценкам, менее 4 % от общего объема экспорта услуг» [1]. Но согласно прогнозам компании «Futron Corporation» до 2021 года доля России на рынке коммерческих запусков будет составлять в среднем 52 % [2]. В России коммерческое освоение космоса осуществляется, например, Государственным космическим научно-производственным центром М. В. Хруничева, компанией «Eurochot».

Одно из направлений коммерческой деятельности в космосе, осуществляемых в России, является космический туризм. Россия стала первопроходцем в данном бизнесе. В 2001 году первым космическим туристом стал американец Деннис Тито - он совершил свою «прогулку в космос» на российской ракете. Нужно отметить, что для России коммерциализация освоения космоса сулит положительное воздействие на экономику страны.

То, что доступ в космическое пространство становится все более свободным, говорит о том, что необходимо оттачивать систему международно-правового регулирования коммерциализации космоса. Сегодня существует немалое количество соглашений, призванных контролировать процесс освоения космоса. Это, например, Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. и т. д. Однако некоторые исследователи данной проблемы отмечают, что этого недостаточно и сегодня остро стоит необходимость усовершенствования и развития системы правового регулирования коммерческой космической деятельности. Есть необходимость поработать над разработкой новых норм в нескольких направлениях. В первую очередь, нужно решить проблему «субъектного состава отношений по коммерческому использованию космического пространства» [3]. Нужно урегулировать вопрос с частными запусками, а также перспектива космического туризма. Опять же нельзя оставлять без контроля проблему растущей конкуренции, как, впрочем, и монополизации коммерческого использования космоса. Здесь также необходимы жесткие нормы.

Еще один вопрос, который важно отрегулировать, это вопрос ответственности за последствия деятельности в космосе. Необходима четкая международно-правовая регламентация. Кто и какую ответственность несет за негативные последствия? На этот вопрос должен быть дан четкий ответ.

Необходимо урегулировать с помощью международного права «проблему монополизации запусков космических объектов, проблему использования аэрокосмическими объектами околоземного воздушного и космического пространства, вопрос взаимодействия частных и государственных субъектов космической деятельности по поводу информации, получаемой с помощью дистанционного зондирования Земли из космоса, решить проблему ответственности за последствия»[4].

Таким образом, коммерциализация космоса - это быстро развивающееся направление, которое в перспективе может привести как к положительным последствиям (более глубокое изучение космоса, улучшение мировой экономики), так и к отрицательным (слишком высокая степень доступности космоса, его загрязнение и др.). Один из способов предотвратить нежелательные последствия - создание строгой системы международно-правового регулирования коммерциализации космической деятельности. Если говорить в частности о России, то наше государство относится к лидерам космического туризма.

Библиографические ссылки

1. Лишутина О. А. Маркетинг и коммерциализация космоса // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2012.

2. Азаренко Л. Г. Экономические аспекты создания космических систем на основе микроспутников // Наука и образование ; МГТУ им. Н. Э. Баумана. М., 2011. № 10.

3. Жданок А. С. Международно-правовое регулирование коммерциализации космической деятельности [Электронный ресурс]. 2012. URL: http://pravmisl.ru (дата обращения: 28.03.2016).

4. Кабанбаева Г. Б. Международно-правовое регулирование космической деятельности в области обеспечения экологической безопасности // Казахский национальный университет. 2012.

5. Железняков А. Пятьдесят космических лет // Внешнеэкономические связи. 2011. № 31.

© Мекаева Е. М., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.