Научная статья на тему 'Коммерциализация частных космических проектов'

Коммерциализация частных космических проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ / КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / КОСМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ / GLOBAL NAVIGATION / SPACE ACTIVITIES / SPACE TOURISM / SPACE PROJECTS / SATELLITE COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иваницкая В. В., Цветцых А. В.

Рассматриваются основные направления коммерческого использования космоса, крупнейшие международные компании, а также выявляются основные проблемы коммерциализации космоса частными организациями в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMERCIALIZATION OF PRIVATE SPACE PROJECTS

The article is about main directions of commercial use of space, largest international companies. Also in this article identifies key issues of space commercialization private organizations in Russia.

Текст научной работы на тему «Коммерциализация частных космических проектов»

УДК 338.246

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ЧАСТНЫХ КОСМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

*

В. В. Иваницкая , А. В. Цветцых

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: violetta.ivanitskaya@yandex.ru

Рассматриваются основные направления коммерческого использования космоса, крупнейшие международные компании, а также выявляются основные проблемы коммерциализации космоса частными организациями в России.

Ключевые слова: глобальная навигация, космическая деятельность, космический туризм, космические проекты, спутниковая связь.

THE COMMERCIALIZATION OF PRIVATE SPACE PROJECTS

V. V. Ivanitskaya*, A. V. Tsvettsykh

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: violetta.ivanitskaya@yandex.ru

The article is about main directions of commercial use of space, largest international companies. Also in this article identifies key issues of space commercialization private organizations in Russia.

Keywords: global navigation, space activities, space tourism, space projects, satellite communication.

Актуальность. В настоящее время, когда человечество находится на этапе постиндустриального общества, становится очевидным, что для поддержания достойной позиции на международной арене, странам необходимо внедрение высоких технологий во все сферы жизни. Ни для кого не секрет, что престиж страны определяется в первую очередь состоянием экономики и военным потенциалом. Связующим звеном в этих сферах может послужить космическая деятельность. В статье рассмотрена инфраструктура коммерциализации частных космических проектов России, определены основные направления коммерческого использования космоса, крупнейшие международные компании, а также выявлены основные проблемы коммерциализации космоса частными организациями в России.

Сущность и состояние коммерциализации частных космических проектов. Для начала необходимо дать определение понятию коммерциализации инноваций.

Коммерциализация инноваций - это единый процесс превращения потока идей, разработок или компетенций в активы в форматах проектов с последующими сделками по продаже созданных активов.

Для определения элементов инфраструктуры коммерциализации инноваций, выделим основных участников процесса коммерциализации инноваций. Основные участники процесса коммерциализации инноваций в России представлены на рисунке.

В России механизмы поддержки исследователей и инновационных фирм через фонды существует достаточно давно (например, РФФИ создан в 1992 году), но при этом масштабы их деятельности несоизмеримы с международной практикой. Более новые модели фондов пока не прижились в инновационных системах регионов России. Большинство венчурных фондов работают в основном в пищевой промышленности, торговле, производстве упаковки, при этом они не

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

решаются осуществлять рисковые проекты, им гораздо надёжнее вложить средства в готовый проект и свой стабильный доход, нежели рисковать с высокими технологиями [1].

3 частники процесса комиер цналнзацнн

Участники процесса коммерциализации инноваций

Российский бизнес сектор характеризуется низкой степенью его прямого участия в научных исследованиях и разработках. Существует ряд факторов, определяющих данную ситуацию:

- структурный уклон экономики в сторону низкотехнологичных отраслей добывающей промышленности (т.е. нефтегазовой и горнодобывающей),

- государственный контроль над основными технологически сложными отраслями, (предприятия аэрокосмического комплекса, атомной энергетики и оборонного сектора).

В Российском законодательстве под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела [2]. Основные направления коммерческого использования космоса указаны в табл. 1.

Таблица 1

Основные направления коммерческого использования космоса

Направление Особенности

Запуски в целях проведения научных исследований Запуски космических аппаратов и телескопов

Дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) Наблюдение поверхности Земли космическими средствами, оснащенными различными видами съемочной аппаратуры

Коммерческое использование глобальной навигации Создание навигационных систем, таких как GPS и ГЛОНАСС

Коммерческое использование спутниковой связи Использование искусственных спутников земли в качестве ретрансляторов

Изучив документ «Основные положения государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу», можно утверждать, что на сегодняшний день, приоритетными направлениями космической деятельности для России являются: ДЗЗ, проведение научных исследований, а также развитие и использование глобальной навигации и спутниковой связи. Доля России на этом рынке составляет менее

одного процента. Одной из основных причин такого отставания страны является практически полное отсутствие частных космических компаний. На сегодняшний день, можно выделить всего три частные космические организации в нашей стране (табл. 2).

Таблица 2

Частные космические организации в России

СПУТНИКС DAURIA AEROSPACE Космокурс

Российская частная компания-производитель высокотехнологичных спутниковых компонент и технологий для малых космических аппаратов. Разрабатывает и производит малые космические аппараты нового поколения, кроме этого предлагает комплектующие для малых космических аппаратов: служебные системы, датчики. Российская частная компания, родом деятельности которой является суборбитальный туризм на многоразовых ракетах-носителях

К основным направлениям организаций СПУТНИКС, и Dauria Aerospace можно отнести дистанционное зондирование Земли, путем запуска космических аппаратов стандарта CubeSat. Компания Dauria Aerospace создана выходцем с Забайкалья. Он сделал состояние на розничной торговле и куче других стартапов, но в какой-то момент решил совместить мечту о космосе и стремление делать деньги. Компания получила имя по историческому названию Забайкалья [3].

Выводы. Таким образом, на данный момент, частные космические организации появляются в России только благодаря энтузиазму ее жителей. Основными барьерами в коммерциализации космоса среди частников можно выделить:

- отсутствие законодательной базы, регулирующей частные инициативы в этой сфере. Федеральный закон о космической деятельности был принят еще в 1993 году и за это время сильно устарел;

- боязнь бизнеса инвестировать в космическую отрасль, так как она является дольно рисковой, и у нее большие сроки окупаемости;

- существование ограничений, касающихся получения лицензии на ведение космических разработок.

Изучив современное состояние частных космических организаций в России, и выявив основные проблемы в процессе коммерциализации космоса, можно сделать вывод о том, что достойное развитие космонавтики в этой области невозможно, до тех пор, пока российское законодательство не внесет поправки и не дополнит Федеральный закон о космической деятельности.

Библиографические ссылки

1. Концепция развития фондов поддержки научно-технической деятельности и инноваций [Электронный ресурс]. URL: https://www.kazedu.kz/referat/165617/2 (дата обращения: 05.04.2017)

2. Закон о космической деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://rulaws.ru/laws/Zakon-RF-ot-20.08.1993-N-5663-1/ (дата обращения: 09.04.2017)

3. Космическая выгода [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/news/574379 (дата обращения: 11.04.2017).

© Иваницкая В. В., Цветцых А. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.