УДК 332.14
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Е. В. Борисова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: borisovaev2015@mail.ru
Рассмотрена сущность понятия «коммерциализация» применительно к инновационной деятельности ОПК, главной особенностью которой является вовлечение в процесс коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК.
Предложены стадии инновационного процесса предприятий ОПК, ведущую роль в котором занимает коммерциализация инноваций, рассмотрены стадии инновационного процесса и формы коммерциализации в зависимости от типов инновационных продуктов, создаваемых на предприятиях ОПК.
Предложена авторская точка зрения на возможность ускорения инновационного развития ОПК посредством государственной поддержки формирования и развития региональных объектов инновационной инфраструктуры, способных осуществлять коммерциализацию накопленного инновационного потенциала предприятий ОПК, оказывающих положительное влияние на экономическое развитие региона.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, инновационный потенциал, коммерциализация инноваций, диффузия инноваций, инновационная инфраструктура.
COMMERCIALIZATION OF INNOVATIVE POTENSIAL ENTERPRISES OF THE DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX
E. V. Borisova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: borisovaev2015@mail.ru
The article deals with the essence of the concept of "commercialization" in relation to the innovative activities of the defense-industrial complex, the main feature of which is the involvement in the process of commercialization of innovative potential of enterprises of the defense-industrial complex.
Proposed stages of the innovation process of enterprises of the defense-industrial complex, the leading role which takes the commercialization of innovation, considered stages of the innovation process and the commercialization of forms depending on the type of innovative products produced in the enterprises of the defense-industrial complex.
The author's point of view on the possibility of accelerating the innovation development of the defense-industrial complex through state support for the formation and development of regional innovation infrastructure facilities, capable to commercialize accumulated innovation potential of the defense-industrial complex, have a positive impact on the economic development of the region.
Keywords: military-industrial complex, innovative potential, commercialization of innovation, diffusion of innovation, innovation infrastructure.
Введение. В настоящее время инновационное развитие ОПК России связано с его модернизацией и направлено на развитие его научно-технического потенциала, что обеспечивает прогрессивные структурно-технологические сдвиги [1, с. 10].
Решение государственных задач инновационного и научно-технологического развития ОПК обеспечивается вовлечением оборонных и конверсионных производств в процесс коммерциализации инноваций, который контролируется и поддерживается на государственном уровне посредством реали-
зации федеральных целевых и государственных программ.
Предприятия ОПК вовлекаются в процесс коммерциализации, не только выводя на рынок продукцию своих конверсионных производств, но и при организации выпуска высокотехнологичной продукции гражданского назначения в других сферах деятельности с применением оборудования, кадров и технологий ОПК, обладающих значительным нереализованным потенциалом и имеющих возможность дальнейшего применения в других
условиях, обеспечивая их распространение, т. е. диффузию.
Участие предприятий ОПК в процессе коммерциализации инноваций кроме выполнения государственного оборонного заказа способствует формированию дополнительного источника развития, получаемого от использования нереализованного научно-технического задела, что приводит к сокращению бюджетных расходов.
Таким образом, инновационная деятельность предприятий ОПК характеризуется важнейшей особенностью - вовлечением оборонных и конверсионных производств в процесс коммерциализации инноваций.
Определение и сущность понятия «коммерциализация». Слово «коммерциализация» происходит от латинского слова «соттегсюгат», что в переводе означает «коммерция, торговля, торговые операции» и от английского слова «commercialize», что в переводе дословно означает «извлекать прибыль» [2, с. 133].
Анализ толкований понятия «коммерциализация» в современной экономической литературе позволяет судить об их многообразии. Коммерциализацию инноваций рассматривают:
- как процесс превращения инновации (объекта собственности) в прибыль средствами торговли
[3, с. 51];
- как получение дохода от продажи инновации в собственном производстве[4];
- как процесс выведения инновационных продуктов на рынок [5];
- как перевод результатов научных исследований в продукт, конкурентоспособный на рынке [6];
- одновременно с двух позиций: как процесс, связанный с практическим использованием результатов научных исследований и разработок с целью вывода на рынок, или как процессы, связанные с получением коммерческого эффекта [7, с. 47].
Рассмотрение коммерциализации, как процесса превращения нововведения в рыночный продукт, сводится к одной общей цели - получение дохода. Это связано с тем, что кроме свойств научно-технической новизны и производственной применимости, инновация должна еще обладать свойством коммерческой реализуемости.
В процессе коммерциализации результаты научных исследований, изобретения, разработки превращаются в новейшую промышленную продукцию, оборудование, технологии, обладающую совершенно новыми качественными свойствами и характеристиками, которые являются источниками получения дохода, посредством распространения инноваций на рынке.
Таким образом, конкретизируя определение понятия «коммерциализация» применительно к инновационной деятельности ОПК, автор рассматривает ее как процесс превращения нововведения в конкурентоспособный инновационный продукт, приносящий положительный экономический эффект
посредством его реализации, использования и распространения на рынке.
Следует отметить, что в российском законодательстве понятие коммерциализации употребляется как «коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов», представляющая собой деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов, содержащих новые знания и решения [8, ст. 2].
Результатами научной и научно-технической деятельности в сфере ОПК являются следующие инновационные продукты:
- изделия высокотехнологичной гражданской продукции, созданные на основе технологий двойного назначения в рамках конверсионных производств;
- объекты интеллектуальной (промышленной) собственности в форме изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, проектов в виде конструкторской, технологической документация и пр.;
- оборудование, технологии, имеющие потенциал дальнейшего использования и обладающие новыми относительно других сфер деятельности характеристиками, свойствами, решениями, готовыми к эксплуатации в других сферах деятельности и условиях, посредством диффузии.
Коммерциализацию инноваций однозначно связывают и называют важнейшей стадией инновационного процесса [7; 9; 3], в результате которого создается инновационный продукт, приносящий положительный экономический эффект (прибыль).
Соответственно, коммерциализация начинается, когда нововведение приобретает форму инновационного продукта, готового наделять потребителей своими качественно новыми свойствами, преимуществами и приносит доход от его использования.
Коммерциализация - стадия инновационного процесса. Инновационный процесс предприятий ОПК можно разделить на 2 его фазы: производство и коммерциализацию инноваций.
Изучив различные точки зрения на состав инновационного процесса [10-12], в рамках проводимого исследования предложены стадии, которые, по мнению автора, наиболее полно учитывают главную особенность инновационной деятельности предприятий ОПК - вовлечение их инновационного потенциала в процесс коммерциализации.
Инновационный процесс, реализуемый на предприятиях ОПК, включает следующие стадии:
1. Прикладные научные исследования и разработки (ПНИР);
2. Подготовка производства;
3. Производство;
4. Коммерциализация инновационного продукта (К).
Общая масса фундаментальных научных работ обычно проводится за пределами предприятий ОПК на базе ведущих высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов и не затра-
гивают стадии инновационного процесса, реализуемых на его предприятиях, следовательно, далее не рассматриваются.
Техническая подготовка производства предусматривает проведение конструкторской (ОКР), технологической подготовки производства (ТПП), разработку соответствующей документации для осуществления производства конкурентоспособного инновационного продукта.
Производство инновационного продукта включает постановку его на производство (ПП), промышленное производство (П).
Коммерциализация инновационного продукта, по мнению автора, включает: подготовку инновационного продукта к продвижению (М), его реализацию (Р) и диффузию (Д).
Состав стадий инновационного процесса определяется типом инновационного продукта.
В табл. 1 представлены стадии инновационного процесса в зависимости от типов инновационных продуктов, производимых предприятиями ОПК.
Как видно из табл. 1, стадию коммерциализации проходят все инновационные продукты.
В табл. 2 представлены формы коммерциализации в зависимости от типа инновационного продукта.
Как видно из табл. 2 предприятия ОПК могут самостоятельно заниматься коммерциализацией инноваций в том случае, когда они создаются в рамках двойных технологий на основе имеющегося научно-технического задела.
Если же предприятия ОПК создают новейшие технологии и продукцию, их организационная
структура не в состоянии обеспечить полный спектр работ и разнообразных услуг, необходимых для реализации таких инновационных проектов.
Выполнение данной функции могут взять на себя объекты инновационной инфраструктуры, функционирующие в регионе размещения предприятий ОПК, а при невозможности реализации необходимых функций - за пределами региона на межрегиональном или федеральном уровне.
В связи с чем, главная задача инновационного развития региона, в котором размещены предприятия ОПК, состоит в формировании инновационной инфраструктуры, способной заниматься коммерциализацией их разработок.
Важным вопросом в решении данной задачи является обеспечение государственной поддержки, которая в силу специфики инновационной деятельности ОПК должна быть оказана не только со стороны региональных, но и федеральных органов государственной власти.
Поддержка инновационного развития ОПК на государственном уровне осуществляется посредством федеральных целевых программ, предусматривающих решение системных задач развития ОПК.
Значение инновационной инфраструктуры в коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК. Ускорить инновационное развитие предприятий ОПК и обеспечить их эффективность возможно путём сочетания организации эффективного рынка путем с формированием научно-инновационной инфраструктуры на базе предприятий ОПК и проведения их реструктуризации [1, с. 10].
Таблица 1
Стадии инновационного процесса в зависимости от типа инновационного продукта
(разработана автором)
Тип инновационного продукта Стадия инновационного процесса
ПНИР ОКР ТПП ПП П К
М Р Д
Изделия гражданской продукции + + + + + + + +
Объекты интеллектуальной собственности + + +/- - - + + +
Оборудование, технологии, готовые к использованию в других сферах деятельности - - - - - + + +
Тип инновационного продукта Форма коммерциализации
Высокотехнологичные изделия гражданской продукции Собственная реализация, распространение на рынке
Реализация, распространение на рынке с помощью услуг сторонних организаций (посредников, аутсорсинга и пр.)
Объекты интеллектуальной (промышленной) собственности Собственное производство, продажа лицензий и патентов, страхование, залог [3, с. 56]
Переуступка прав, вклад в уставный капитал [13, с. 94]
Распространение на рынке с помощью услуг сторонних организаций (аутсорсинга, инжиниринга, и прочих услуг)
Технологии, оборудование, готовые к использованию в других сферах деятельности Диффузия посредством услуг аутсорсинга сторонних организаций, услуг посредников, в форме вклада в уставный капитал, создания управляющей компании [14, с. 86]
Таблица 2
Формы коммерциализации в зависимости от типа инновационного продукта
(составлено автором)
Однако формирование научно-инновационной инфраструктуры требует значительных финансовых вложений даже при обеспечении государственной поддержки, которая на практике, зачастую, демонстрирует свою низкую эффективность.
Причина низкой эффективности реализации бюджетных расходов кроется в финансировании инновационной деятельности непосредственно хозяйствующих субъектов (предприятий ОПК) с помощью федеральных целевых и государственных программ.
Характерной особенностью производственной и инновационной деятельности предприятий ОПК является высокая доля условно-постоянных расходов в структуре затрат, включая затраты на содержание служб и подразделений, которые не могут в полной мере обеспечить реализацию инновационных проектов.
В такой ситуации совокупные затраты на реализацию инновационных проектов предприятий ОПК могут значительно превышать бюджетные расходы, например, разового характера, направленные на поддержание единовременно созданной инновационной инфраструктуры, соответствующей потребностям региона, предприятий ОПК и требованиям их эффективности.
Поэтому, учитывая точку зрения И. Е. Караваева [1, с. 10] в части необходимости организации эффективного рынка путем формирования инновационной инфраструктуры и основываясь на вышеизложенных доводах автора, для ускорения инновационного развития предприятий ОПК, а также обеспечения эффективности расходования бюджетных средств, автором исследования предлагается осуществлять стимулирование не только инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, но и объектов инновационной инфраструктуры, способствующих коммерциализации сконцентрированного в регионе инновационного потенциала предприятий ОПК.
Главная задача объектов инновационной инфраструктуры состоит в оказании поддержки хозяйствующим субъектам в реализации инновационных проектов, способствующих коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК и оказывающих положительное влияние на экономическое развитие региона, в целом, и самих предприятий, в частности.
Поскольку на региональном уровне могут решаться только узконаправленные государственные задачи, эффективной формой взаимодействия федеральных, региональных органов управления и объектов инновационной инфраструктуры является государственно-частное партнерство.
Заключение. Таким образом, формирование и развитие инновационной инфраструктуры региона должно осуществляться на основе коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК, который является важнейшим условием обеспечения успешного экономического развития региона.
Библиографические ссылки
1. Караваев И. Е. Основные меры государственной поддержки инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса // Экономические отношения. 2012. № 1(3). С. 10-19 [Электронный ресурс]. URL: http://www.creativ-economy.ru/articles/24608/ (дата обращения: 12.11.2015).
2. Жданова И. Ф., Вартумян Э. Л. Англо-русский экономический словарь. 4.-е изд., стереотип. М. : Рус. яз., 2001. 880 с.
3. Мухопад В. И. Сущность, средства и проблемы коммерциализации интеллектуальной собственности в российской экономике // Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности и повышение капитализации компании. М. : Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС). 2010. С. 51-59.
4. Монастырный Е. А., Грик Я. Н. Ресурсный подход к построению бизнес-процессов и коммерциализации разработок // Инновации. 2004. № 7. С. 85-87.
5. Тихонов Н. А. Эффективность способов коммерциализации инноваций // УЭкС. 2012. 4(40)/ [Электронный ресурс]. URL: http://www.uecs.ru/ uecs40-402012/item/1271-2012-04-19-06-35-15 (дата обращения: 09.07.2015).
6. Епифанова А. Е. Интернет-интервью с А. Е. Шадриным, директором департамента инновационного развития Минэкономразвития России: «Программа инновационного развития регионов: создание территориальных кластеров и поддержка предпринимательской деятельности». 10.10.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/law/interview/shadrin/ (дата обращения 15.12.2015).
7. Наумов А.Ф., Захарова А.А. Коммерциализация научных результатов как стадия инновационного процесса // Инновационная деятельность. 2013. № 2 (25). С. 46-51.
8. О науке и государственной научно-технической политике : федер. закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=182687 (дата обращения: 15.12.2015).
9. Ипполитова А. А. О коммерциализации ОИС в региональной инновационной системе Саратовской области // Инновационная деятельность. 2012. № 2(20).
10. Куимов В. В., Рагозина М. А. Стратегическое планирование производственной программы предприятий оборонно-промышленного комплекса: принципы и типология продуктов // Вестник СибГАУ. 2011. Вып. 5(38). С. 182-186.
11. Лобков К. Ю. Совершенствование процесса портфельного планирования инновационной деятельности машиностроительного предприятия ВПК в условиях конверсии: дис. ... канд. экон. наук. Красноярск. 2002. 189 с.
12. Хайруллин Р. А. Этапы инновационного процесса // Фундаментальные исследования. 2011. № 12 (часть 4). С. 809-813.
13. Шичкина М. И. Современная практика и проблемы коммерциализации интеллектуальной собственности // Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности и повышение капитализации компании ; Рос. гос. ин-т интеллект. собственности (РГИИС). М., 2010. С. 93-97.
14. Ерыгин Ю. В., Борисова Е. В. Направления и формы развития инновационной инфраструктуры региона с высоким инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вестник Забайкальского гос. ун-та. 2015. № 10(125). С. 77-90.
References
1. Karavaev I. E. [The main measures of state support of innovative development of enterprises of the defense-industrial complex]. Jekonomicheskie otnoshenija. 2012, No. 1(3), p. 10-19. Available at: http://www.creativeconomy.ru/articles/24608/ (accessed: 12.11.2015). (in Russ.)
2. Zhdanova I. F., Vartumjan Je. L. Anglo-russkij jekonomicheskij slovar'. [English-Russian Dictionary of Economics]. M., 2001. 880 р. (in Russ.)
3. Muhopad V. I. Sushhnost', sredstva i problemy kommercializacii intellektual'noj sobstvennosti v rossi-jskoj jekonomike [Nature, means and issues of intellectual property commercialization in the Russian economy]. М. : Rossijskij gosudarstvennyj institut intellektual'noj sobstvennosti. 2010, p. 51-59. (in Russ.)
4. Monastyrnyj E. A., Grik Ja. N. [Resource approach to building business processes and commercialization]. Innovacii. 2004, No. 7, p. 85-87. (in Russ.)
5. Tihonov N. A. [Effective way to commercialization of innovations]. UJekS, (40), 4/2012. Available at: http://www.uecs.ru/uecs40-402012/item/1271-2012-04-19-06-35-15 (accessed: 09.07.2015). (In Russ.)
6. Epifanova A.E. [Internet interview with AE Shadrin, director of the department of innovative development of Russia Ministry of Economic Development: "Innovative Development Program regions: the creation of regional clusters and support
entrepreneurial activity". October 10]. Available at: http://www.consultant.ru/law/ interview/shadrin/
(accessed: 15.12.2015). (In Russ.)
7. Naumov A. F., Zaharova A. A. [Commercialization of research results as a stage of the innovation process]. Innovacionnaja dejatel'nost'. 2013, No. 2 (25), p. 46-51. (in Russ.)
8. RF Federal law August 23, 1996, No. 127 «On Science and State Scientific and Technical Policy». Available at: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=182687 (accessed: 15.12.2015). (In Russ.)
9. Ippolitova A. A. [On commercialization of the OIC in the regional innovation system of the Saratov region] Innovacionnaja dejatel'nost'. 2012, No 2(20). (in Russ.)
10. Kuimov V. V., Ragozina M. A. [Strategic planning of the production program of enterprises of the military-industrial complex: principles and typology of products]. Vestnik SibGAU. 2011, Vyp. 5(38), p. 182-186. (in Russ.)
11. Lobkov K. Ju. Sovershenstvovanie processa portfel'nogo planirovanija innovacionnoj dejatel'nosti mashinostroitel'nogo predprijatija VPK v uslovijah konversii: diss. ... kand. ekon. nauk. [Improving the process of planning a portfolio of innovative activity of machine-building enterprises in the conditions of the conversion of military-industrial complex]. Krasnoyarsk, 2002. 189 p. (in Russ.)
12. Hajrullin R. A. [The stages of the innovation process]. Fundamental'nye issledovanija. Фундаментальные исследования. 2011, No. 12 (part 4), p. 809813. (in Russ.)
13. Shichkina M. I. Sovremennaja praktika i prob-lemy kommercializacii intellektual'noj sobstvennosti [Current practice and challenges the commercialization of intellectual property]. М. Rossijskij gosudarstvennyj institut intellektual'noj sobstvennosti. 2010, p. 93-97. (in Russ.)
14. Erygin Ju. V., Borisova E. V. [Directions and forms the region's innovation infrastructure with a high innovative potential of enterprises of the defense-industrial complex]. Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2015, No. 10(125), p. 77-90. (in Russ.)
© Борисова Е.В., 2016
Для цитирования: Борисова Е. В.Коммерциализация инновационного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса // Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. № 3. С.40-44.
For citations: Borisova E. V. Commercialization of innovative potensial enterprises of the defense-industrial complex // Social and economic systems management. 2016. № 3. Р. 40-44. (In Russ., abstr. in Engl.)