Научная статья на тему 'Роль коммерциализации инновационного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса в инновационном развитии региона'

Роль коммерциализации инновационного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса в инновационном развитии региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / DEFENSE INDUSTRY COMPLEX / COMMERCIALIZATION OF INNOVATIVE POTENTIAL / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Е. В., Ерыгин Ю. В.

Обоснована необходимость вовлечения в процесс коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК, определена роль инновационной инфраструктуры региона в решении поставленной задачи. Предложен концептуальный подход к формированию инновационной инфраструктуры региона, основанный на организации взаимодействия и объединении усилий субъектов инновационной деятельности в реализации инновационных проектов региона, включая проекты коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисова Е. В., Ерыгин Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ROLE of COMMERCIALIZATION of INNOVATIVE potential DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES IN INNOVATIVE DEVELOPMENT of the REGION

In article proves need of involvement in process of commercialization of innovative potential of defense industry enterprises. Article considers a role of innovative infrastructure in the solution of a task commercialization of innovative capacity defense industry enterprises and conceptual approach to formation of innovative infrastructure in the region. This approach provides the organization of interaction and combination participants’ efforts in the process of commercialization implementing innovative projects in the region.

Текст научной работы на тему «Роль коммерциализации инновационного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса в инновационном развитии региона»

Решетневские чтения. 2017

УДК 330.34+ 338.40

РОЛЬ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В ИННОВАЦИОННОМ

РАЗВИТИИ РЕГИОНА

Е. В. Борисова1, Ю. В. Ерыгин2

:АО «Красноярский машиностроительный завод» Российская Федерация, 660123, г. Красноярск, просп. имени газеты «Красноярский рабочий», 29 2Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Обоснована необходимость вовлечения в процесс коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК, определена роль инновационной инфраструктуры региона в решении поставленной задачи. Предложен концептуальный подход к формированию инновационной инфраструктуры региона, основанный на организации взаимодействия и объединении усилий субъектов инновационной деятельности в реализации инновационных проектов региона, включая проекты коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, коммерциализация инновационного потенциала, инновационная инфраструктура.

THE ROLE OF COMMERCIALIZATION OF INNOVATIVE POTENTIAL DEFENSE INDUSTRY

ENTERPRISES IN INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

E. V. Borisova1, Yu. V. Erygin2

1JSC "Krasnoyarsk Machine Building Plant" 29, Krasnoyarskiy Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660123, Russian Federation

2Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

In article proves need of involvement in process of commercialization of innovative potential of defense industry enterprises. Article considers a role of innovative infrastructure in the solution of a task commercialization of innovative capacity defense industry enterprises and conceptual approach to formation of innovative infrastructure in the region. This approach provides the organization of interaction and combination participants' efforts in the process of commercialization implementing innovative projects in the region.

Keywords: defense industry complex, commercialization of innovative potential, innovative infrastructure.

В настоящее время основным направлением развития российской экономики является переход от сырьевой к инновационной модели развития [1].

Ведущую роль в инновационном развитии страны играют высокотехнологичные отрасли экономики, к числу которых, в первую очередь, относится оборонно-промышленный комплекс (ОПК). С советских времен до настоящего времени предприятия ОПК остаются центром концентрации передовых технологий, являются основой наукоёмкого и высокотехнологичного производства, обладают существенным потенциалом инновационного развития страны. На сегодняшний день перед предприятиями ОПК ставится задача масштабного перевооружения, ориентация на выпуск новейших и перспективных образцов вооружения и военной техники, а также достижение высокого уровня технической оснащённости. Кроме того, в целях дальнейшего развития ОПК Правительством

РФ ставится задача увеличения удельного веса высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения предприятий ОПК до 30 % к 2025 г. [2], развивая, тем самым, их экономический и, в частности, инновационный потенциал. В этой связи эффективное использование имеющегося инновационного потенциала предприятий ОПК требует решения задачи его коммерциализации, что может стать основной повышения устойчивости и эффективности экономики страны.

Участие предприятий ОПК в коммерциализации инновационного потенциала не только способствует развитию их инновационной деятельности, но и повышает шансы на успешную реализацию государственного оборонного заказа (ГОЗ) за счет привлечения дополнительного финансирования, получаемого от использования имеющегося научно-технического задела в производстве высокотехнологичной граждан-

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

ской продукции. Привлечение дополнительных источников финансирования является одной из важнейших задач развития предприятий ОПК из-за ограничений, наложенных в рамках № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Наряду с решением первоочередных государственных задач переход предприятий ОПК на новые виды вооружения и военной техники нередко сопровождается высвобождением достаточно нового, прогрессивного оборудования и современных технологий, имеющих возможность их использования для производства высокотехнологичной гражданской продукции. Учитывая современные тенденции развития ОПК, появляется необходимость организации дальнейшего использования прогрессивного инвестиционно-привлекательного оборудования и современных технологий ОПК для производства высокотехнологичной гражданской продукции, что также способствует вовлечению предприятий ОПК в процесс коммерциализации их инновационного потенциала [3].

Коммерциализация результатов научно-технической деятельности, созданных на предприятиях ОПК, как правило, невозможна без вовлечения в коммерческий оборот производственного, кадрового и других элементов экономического потенциала самих предприятий ОПК, поскольку именно они обладают преимущественными компетенциями в научно-технической деятельности. При этом вовлечение их инновационного потенциала в процесс коммерциализации отвечает экономическим интересам, связанным с дозагрузкой имеющихся производственных мощностей.

Особенностями коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК являются: отсутствие до недавнего времени необходимости и опыта работы данных предприятий с объектами рыночной и инвестиционно-финансовой инфраструктуры, так как их основная деятельность направлена на выполнение ГОЗ; отсутствие механизмов коммерциализации инновационного потенциала; отсутствие возможности использования всей ресурсной базы предприятия для комплексной реализации инновационных проектов региона, включая проекты коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК. В этой связи, коммерциализация инновационного потенциала предприятий ОПК невозможна без вовлечения в нее других субъектов инновационной деятельности, в первую очередь, имеющих компетенции и опыт работы в рыночных условиях, важнейшими из которых являются объекты инновационной инфраструктуры, в том числе расположенные в регионе размещения предприятий ОПК.

Объекты инновационной инфраструктуры способствуют созданию условий для эффективной реализации инновационных проектов региона, включая проекты коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК. В настоящее время в регионах с высоким инновационным потенциалом предприятий ОПК идет активное развитие инновационной инфраструктуры, однако, функционирующие объекты имеют слабо развитые связи между собой, зачастую, не соответствуют реальным инновационным проектам и

не учитывают возможности коммерциализации инновационного потенциала, что приводит к дисбалансу среди объектов инновационной инфраструктуры, их слабому взаимодействию между собой и низкой эффективности функционирования. Высокая значимость предприятий ОПК в инновационном развитии страны и ведущая роль региональной инновационной инфраструктуры в решении задач коммерциализации определили необходимость формирования сбалансированной, эффективно функционирующей региональной инновационной инфраструктуры, способствующей коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК.

При формировании региональной инновационной инфраструктуры объектом управления должны выступать бизнес-процессы реализуемых в регионе инновационных проектов, при этом часть из них, могут выполнять инновационные предприятия при наличии у них необходимого экономического потенциала и минимальных затрат, связанных с реализацией бизнес-процессов. Другая часть, включающая нехарактерные для предприятий ОПК бизнес-процессы, должны реализовываться объектами инновационной инфраструктуры региона, а также находящимся за его пределами объектами национального и международного уровня, обладающими компетенциями, опытом работы в рыночных условиях и обеспечивающими комплексную и непрерывную реализацию инновационных проектов.

Таким образом, предлагаемый подход, основанный на декомпозиции инновационных проектов на бизнес-процессы, позволяет обеспечить максимальное вовлечение в реализацию инновационных проектов субъектов инновационной деятельности, формирующих инновационную инфраструктуру региона, включая как функционирующие в регионе, так и потенциальные ее объекты, а также инновационные предприятия, участвующие в кооперации интегрированных корпоративных структур, что позволяет осуществлять не только формирование инновационной инфраструктуры региона, но и рассматривать ее как открытую систему, способствующую реализации инновационных проектов региона, а также определять состав участников и систему их взаимосвязей.

Библиографические ссылки

1. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (дата обращения: 08.10.2017).

2. Послание Президента к Федеральному Собранию от 01.12.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207 978/ (дата обращения: 08.10.2017).

3. Борисова Е. В., Ерыгин Ю. В. Направления и формы развития инновационной инфраструктуры региона с высоким инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вестник ЗабГУ. 2015. № 10 (125). С. 77-90.

PewemHeecKye umeHun. 2017

References

1. The order of the Government of the Russian Federation from August 12, 2011 of no 2227-p "About the adoption of Strategy of innovative development of the Russian Federation until 2020". Available at: URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _123444/. (In Russ.)

2. Poslanie Prezidenta k Federal'nomu Sobraniyu 01.12.2016. [The message of the President to Federal

Assembly]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW 207978/.(In Russ.)

3. Borisova E. V., Erygin Yu. V. [Directions and forms of development of innovative infrastructure in the region with a high innovative potential of the defense industrial complex] // Vestnik ZabGU. 2015. № 10 (125). P. 77-90. (In Russ.)

© EopncoBa E. B., EptiraH to. B., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.