УДК 330.34+338.40
РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА В РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ НАРАЩИВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОПК ПРОИЗВОДСТВА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Е. В. Борисова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
АО «Красноярский машиностроительный завод» Российская Федерация, 660123, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29
Е-mail: [email protected]
Обоснована необходимость вовлечения в процесс коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК, раскрыта роль инновационной инфраструктуры региона в решении задачи наращивания предприятиями ОПК производства высокотехнологичной гражданской продукции.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, коммерциализация инновационного потенциала, инновационная инфраструктура.
THE ROLE OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF THE REGION IN THE SOLUTION OF THE PROBLEM OF INCREASING OF THE PRODUCTION HIGH-TECHNOLOGICAL CIVIL PRODUCTS BY DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES
E. V. Borisova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
JSC "Krasnoyarsk Machine Building Plant" 29, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660123, Russian Federation E-mail: [email protected]
In article proves need of involvement in process of commercialization of innovative potential of defense industry enterprises. The article reveals the role of the region's innovation infrastructure in the solution of the task of increase the production of high-tech civilian products by defense enterprises.
Keywords: defense industry complex, commercialization of innovative potential, innovative infrastructure.
В настоящее время, наряду с обеспечением обороноспособности страны в целях дальнейшего развития ОПК и сохранения его финансовой устойчивости в условиях снижения государственного оборонного заказа (ГОЗ), Правительством РФ поставлена задача увеличения удельного веса высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения до 30 % к 2025 г. и не менее 50 % к 2030 г. [1]. В этой связи, наряду с обеспечением ее обороноспособности, перед предприятиями ОПК ставятся ранее несвойственные для них задачи перехода оборонных производств на выпуск современной конкурентоспособной высокотехнологичной гражданской продукции, ориентированной, как правило, на международные рынки сбыта, а также увеличения доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме производства предприятий ОПК, что определяет необходимость эффективного использования наработанных ими компетенций [2] и инновационного потенциала в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения [3, с. 12].
В этой связи, повышается значимость предприятий ОПК в решении поставленной Правительством РФ задачи, которое должно основываться на использовании как результатов научно-технической деятельности (РНТД), так и всех ресурсов предприятий ОПК, составляющих их экономический и, в частичности, инновационный потенциал.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что основной для решения поставленной Правительством РФ задачи, а также обеспечения экономической стабильности, сохранения финансовой устойчивости и дальнейшего развития предприятий ОПК может стать коммерциализация РНТД, связанных с производством высокотехнологичной гражданской продукции, и других элементов инновационного потенциала предприятий ОПК [4]. Решение несвойственной предприятиям ОПК задачи наращивания объемов производства высокотехнологичной гражданской продукции осложняется отсутствием опыта практической работы на рынках высокотехнологичной продукции, механизмов и ресурсов, связанных с коммерциализацией
Решетневские чтения. 2018
РНТД. В этой связи без вовлечения в процесс коммерциализации других субъектов хозяйственной деятельности, в первую очередь имеющих компетенции и опыт работы в рыночных условиях, невозможно решать поставленную Правительством РФ задачу.
Важнейшими субъектами, обладающими необходимыми компетенциями, являются объекты инновационной инфраструктуры, включая объекты, расположенные в регионе размещения предприятий ОПК. Учитывая, что регионы в первую очередь заинтересованы в развитии экономики на основе коммерциализации инновационного потенциала находящихся на их территории предприятий ОПК, а также высокий уровень потенциала территорий, именно регионы должны стать центром инновационного развития страны и решать проблемы формирования инновационной инфраструктуры, обеспечивающей поддержку и стимулирование предприятий ОПК в решении поставленной Правительством РФ задачи.
Таким образом, важнейшей ролью региональной инновационной инфраструктуры является установление партнерских связей между предприятиями ОПК и субъектами хозяйственной деятельности национального и международного уровней, а также выполнение функций технологического брокера: обеспечение интеграции в национальную и международную инфраструктуры; продвижение и инициализации проектов коммерциализации РНТД, в том числе инновационного потенциала предприятий ОПК; установление связей с потенциальными инвесторами, клиентами национального и международного уровней; развитие рынка высокотехнологичной продукции [5]. Данный взгляд подтверждает положительный опыт функционирования объектов инновационной инфраструктуры инновационно-развитых регионов России, в первую очередь, Республики Татарстан, Новосибирской и Калужской областей, в которых размещены крупные и наиболее значимые предприятия ОПК.
Результаты анализа свидетельствуют о том, что финансовую поддержу инновационной деятельности и ее привлечение в рассматриваемых регионах, осуществляют, как федеральные, так и региональные институты развития, включающие фонды поддержки науки и инновационной деятельности, фонды поддержки и микрофинансирования, гарантийные фонды и др. Продвижение инновационной высокотехнологичной продукции на международные рынки сбыта осуществляется при поддержке региональных отделений Российского экспортного центра. В Калужской области, наряду с активной поддержкой региональных органов исполнительной власти и институтов развития, успешно функционируют объекты инновационной инфраструктуры, выполняющие функции поиска инвесторов и привлечения финансирования, организации взаимодействия с институтами развития, развития международного сотрудничества, а также продвижения инновационной продукции на рынок.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что наличие взаимодействия региональных органов исполнительной власти, институтов развития
и объектов инновационной инфраструктуры демонстрирует связь региона с федеральными и международными объектами инновационной инфраструктуры, определяя место и роль региона в решении задачи наращивания производства высокотехнологичной гражданской продукции при реализации проектов коммерциализацию инновационного потенциала предприятий ОПК.
Библиографические ссылки
1. Послание Президента к Федеральному собранию от 01.12.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207 978/ (дата обращения: 12.12.2016).
2. Совещание по вопросам использования потенциала ОПК в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения 8 сентября 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. kremlin.m/events/president/news/52852 (дата обращения: 12.12.2016).
3. Ерыгин Ю. В., Борисова Е. В. Инструменты формирования инновационной инфраструктуры региона для коммерциализации инновационного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса // Отчет о научно-исследовательской работе. Красноярск : СибГУ, 2018. 77 с.
4. Ерыгин Ю. В., Борисова Е. В. Центры коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК как форма интеграции региональной инновационной инфраструктуры в инфраструктуру национального и международного уровней // Науковедение : интернет-журнал. 2017. Т. 9, № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://naukovedenie.ru/PDF106EVN517. pdf (дата обращения: 10.10.2017).
5. Борисова Е. В. Формирование инновационной инфраструктуры региона в условиях наращивания производства высокотехнологичной гражданской продукции // Вестник евразийской науки. 2018. Т. 10, № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://esj.today/ PDF/29ECVN318.pdf (дата обращения: 09.11.2018).
References
1. Poslanie Prezidenta k Federal'nomu sobraniyu 01.12.2016. [The message of the President to Federal Assembly]. Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW207978/ (accessed: 12.12.2016). (In Russ.)
2. Soveshchanie po voprosam ispolzovaniya potent-siala opk v proizvodstve vysokotekhnologichnoy pro-duktsii grazhdanskogo naznacheniya 8.09. 2016. [A meeting on use of potential of OPK in production of hi-tech civilian products on September 8, 2016]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52852 (accessed: 12.12.2016). (In Russ.)
3. Erygin Yu. V., Borisova E. V. [Instruments of formation of innovative infrastructure of the region for commercialization of innovative capacity of the enterprises of defense industry complex]. Otchet o nauchno issledovatelskoy rabote. Krasnoyarsk, SibGU. 2018. 77 p. (In Russ.)
4. Erygin Yu. V., Borisova E. V. [Centers of commercialization of innovative capacity of defense industry enterprises as form of integration of regional innovative infrastructure into infrastructure of national and international levels]. Internet zhurnal «Naukovedenie». 2017 Vol. 9, No. 5. Available at: https://naukovedenie. ru/PDF/106EVN517.pdf (accessed: 10.10.2017). (In Russ.)
5. Borisova E. V. [Formation of innovative infrastructure of the region in the conditions of increase in production of hi-tech civil production]. Vestnik evraziyskoy nauki. 2018. Vol. 10, No. 3. Available at: https://esj.to-day/PDF/29ECVN318.pdf (accessed: 09.11.2018). (In Russ.)
© Борисова Е. В., 2018