Научная статья на тему 'Комментарии Комитета Ассоциации российских банков по оценочной деятельности к «Рекомендациям по критериям отбора оценщиков для долгосрочного сотрудничества с банками»'

Комментарии Комитета Ассоциации российских банков по оценочной деятельности к «Рекомендациям по критериям отбора оценщиков для долгосрочного сотрудничества с банками» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комментарии Комитета Ассоциации российских банков по оценочной деятельности к «Рекомендациям по критериям отбора оценщиков для долгосрочного сотрудничества с банками»»

Комментарии Комитета Ассоциации

V ^ V

россииских банков по оценочной деятельности к «Рекомендациям по критериям отбора оценщиков для долгосрочного сотрудничества с банками»

Как создавались Рекомендации

Одна из важнейших задач, которую предстояло решить созданному в 2007 году Комитету Ассоциации российских банков (АРБ) по оценочной деятельности, - налаживание конструктивного взаимодействия между банковским сообществом и оценщиками. По результатам опросов, проведенных среди членов АРБ, выяснилось, что удовлетворенность банков качеством работ по оценке залогов составляет менее 30 процентов. Здесь необходимо подчеркнуть, что обычно банки являются вторичными потребителями отчетов по оценке, поскольку заказчики, как правило - потенциальные заемщики. Таким образом, банки часто сталкивались с тем, что стоимость залогового имущества завышалась. Если же заказчиками являлись банки, то стоимость залоговых активов оценщиками иной раз занижалась. Ни то, ни другое никак не способствовало нормальному экономическому процессу. Также результаты проведенных опросов показали, что если банки и предъявляли какие-либо требования к оценщикам, то они были, мягко выражаясь, разноплановыми.

В связи с этим Комитет АРБ по оценочной деятельности принял решение разработать и предложить банковскому сообществу эффективную модель отбора оценщиков. С этой целью была создана Рабочая группа, в которую вошли Сергей Владимирович Доваль, Дмитрий Андреевич Кувалдин, Виктор Юрьевич Рослов. Изначально было предложено формировать некий банковский рейтинг оценщиков, который позволил бы ранжировать оценочные компаний посредством систематизации отзывов банков о качестве отчетов, и использовать его в качестве основы для отбора оценщиков. После непростого обсуждения это предложение было отвергнуто Комитетом. Тогда Рабочая группа предложила более выверенный подход к отбору оценщиков, в котором учитывались Рекомендации Мирового банка по отбору консультантов. Он и лег в основу «Рекомендаций по критериям отбора оценщиков для долгосрочного сотрудничества с банками», утвержденных Комитетом в декабре 2007 года.

В мае 2009 года произошло знаменательное для этих Рекомендаций событие -они были согласованы Федеральной антимонопольной службой.

Необходимость прокомментировать предлагаемые вниманию читателя Рекомендации, над которыми работала Рабочая группа в том же составе, обусловили произошедшие изменения в законодательстве в области оценочной деятельности, а также результаты обсуждения и практического внедрения документа. В сентябре 2009 года Национальный совет по оценочной деятельности (НСОД) утвердил Рекомендации Комитета АРБ с Комментариями и рекомендовал получившийся общий документ для применения.

В заключение необходимо отметить, что Национальный совет по оценочной деятельности утвердил и более общий документ - «Рекомендации НСОД по критери-

ям отбора юридических лиц, имеющих право на заключение договоров по оценке», адресованный всем без исключения заказчикам оценки (для ознакомления этот документ приведен после текста Комментариев). Мы рассчитываем, что эти Рекомендации также успешно пройдут этап согласования Федеральной антимонопольной службой.

Дмитрий Кувалдин, член Комитета АРБ по оценочной деятельности, председатель Комитета НСОД по этике, профессор, доктор экономических наук Виктор Рослов, председатель Комитета АРБ по оценочной деятельности, FRICS

Введение

Настоящие Комментарии разработаны с целью разъяснения банковскому и оценочному сообществам принципов сотрудничества, содержащихся в «Рекомендациях по критериям отбора оценщиков для долгосрочного сотрудничества с банками» (далее - Рекомендации), разработанных Комитетом АРБ по оценочной деятельности (далее - Комитет) и согласованных Федеральной антимонопольной службой 6 мая 2009 года1.

Члены Комитета считают, что полное или частичное следование Рекомендациям поможет банкам выстраивать отношения с привлекаемыми оценщиками на основе объективности, честности и профессионализма, снизить вероятность некачественной оценки, что положительно скажется на качестве и оперативности принимаемых кредитных решений.

Комментарии даны по тем критериям (фрагментам критериев), которые, по мнению членов Комитета, требуют дополнительных разъяснений. Для удобства комментарии расположены вместе с текстом Рекомендаций и выделены курсивом.

Для оценки имущества или иных активов хозяйствующих субъектов для целей обеспечения кредитных средств собственник активов или банк, как правило, привлекает оценщиков.

В большинстве случаев банк не является непосредственным заказчиком отчета об оценке. Тем не менее при оценке для целей кредитования банк является фактическим потребителем отчета и использует результаты оценки для принятия кредитного решения. Банк может выступать третьей стороной договора на проведение оценки в качестве созаказчика отчета. В этом случае банк, как правило, участвует в формировании задания на оценку и приемке отчета.

Данные Рекомендации разработаны для ситуации, когда банк не является непосредственным заказчиком отчета об оценке. Если банк выступает заказчиком, он вправе самостоятельно выбрать оценщика-контрагента. Трехсторонняя форма договора рекомендуется Комитетом2 для преодоления фактора субъективного искажения результатов оценки и повышения эффективности процесса оценки в целом.

В целях защиты от некачественной оценки и повышения эффективности процесса кредитования банк может выбрать конкретных оценщиков в качестве партнеров при оценке для целей залога. Критерии отбора оценщи-

1 Рекомендации и Комментарии к ним одобрены и рекомендованы к применению Национальным советом по оценочной деятельности (протокол от 10 сентября 2009 года № 4).

2 Данные рекомендации содержатся в Методических рекомендациях «Оценка имущественных активов для целей залога. Общие вопросы оценки имущественных активов для целей залога». Рекомендованы к применению решением Совета АРБ от 2 апреля 2009 года.

ков для установления партнерских отношений должны носить публичный характер и базироваться на объективных показателях.

Необходимо уточнить применяемое в документе понятие «оценщик». В соответствии с законодательством субъектами оценочной деятельности являются «...физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков (далее - СРО) и застраховавшие свою ответственность ...».

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом. С другой стороны, договоры на оценку могут заключать юридические лица, имеющие в штате двух оценщиков. Таким образом, в Рекомендациях под термином «оценщик» понимаются как физические лица - субъекты оценочной деятельности, так и юридические лица, имеющее право заключать договоры на оценку, - оценочные компании.

Следует понимать, что в силу добровольного характера партнерства банк вправе самостоятельно определить требования к количеству партнеров-оценщиков, равно как и определить круг претендентов для участия в отборе. Банк вправе самостоятельно сформировать перечень критериев для отбора оценщиков с учетом вышеупомянутых требований объективности и публичности. Соответствие оценщика, не участвующего в отборе, критериям партнерства не обязывает банк рассматривать его кандидатуру на предмет включения в перечень партнеров. Заявление оценщика о желании участвовать в отборе не обязывает банк его рассматривать.

Долгосрочные партнерские отношения фактически означают признание банком опыта и профессионализма оценщика, его деловой репутации, гарантирующих качество предоставляемых оценочных услуг. С целью обеспечения требуемого качества оценки и снижения временных издержек банк рекомендует своим клиентам и заемщикам обращаться к оценщикам - партнерам банка при необходимости проведения оценки для целей залога.

В то же время партнерские отношения с конкретными оценщиками не должны ограничивать прав и возможностей заемщиков по работе с другими оценщиками. Для оценки своих активов потенциальный заемщик вправе обратиться к любому оценщику, соответствующему требованиям законодательства Российской Федерации. Отсутствие оценщика в перечне партнеров банка не является достаточным основанием для отказа банка от рассмотрения отчета об оценке. Отказ банка от рассмотрения представленного потенциальным заемщиком отчета об оценке исключительно по основаниям отсутствия оценщика в перечне партнеров банка может расцениваться как нарушение Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Отказ в использовании банком отчета об оценке должен быть мотивирован.

Необходимо отметить, что банк вправе отказать потенциальному заемщику в предоставлении кредита без указания причин отказа, однако как нарушение антимонопольного законодательства будет рассматриваться ситуация, если банк отказывает в приемке отчета, представляемого заемщиком, исключительно по основаниям отсутствия оценщика в перечне партнеров банка

При получении отчета от оценщика, не являющегося партнером банка, в качестве мер защиты от некачественной оценки банк вправе провести проверку:

• правоспособности оценщика (в соответствии с нормами ГК РФ, ст. 49);

• деловой репутации оценщика (деловая репутация - мнение, сложившееся о претенденте на основании отзывов и рекомендаций, участия в общероссийских и региональных рейтингах, результатов участия в судебных процессах);

• соответствия отчета нормам законодательства и федеральным стандартам, достоверности информации, приведенной в отчете, и иных факторов, влияющих на достоверность результата оценки.

Банк вправе проверить соответствие оценщика требованиям законодательства, в противном случае отчет об оценке не будет являться легитимным документом, а также наличие/отсутствие фактов, характеризующих оценщика с негативной стороны. Перечень таких фактов приведен далее в комментариях по критерию деловой репутации.

Вывод о низком качестве отчета и его неприемлемости для принятия кредитного решения может быть сделан банком при обнаружении в отчете:

• нарушений требований законодательства и федеральных стандартов, приводящих к искажению результата оценки;

• недостоверности информации и сведений, ошибок в расчетах, использования неправомерных допущений, неучета существенных при оценке условий и обстоятельств;

• явного несоответствия результата оценки публичной рыночной информации о стоимости аналогичных объектов.

Наличие в отчете грубых нарушений или злоупотреблений может в последующем квалифицироваться банком как фактор негативной репутации оценщика. При этом выводы банка должны быть доведены до оценщика.

В случае если оценщиком применены методики, способы либо приемы оценки, не предусмотренные внутренними требованиями банка (при наличии таковых), либо отличные от предусмотренных, но при этом они не противоречат федеральным стандартам и стандартам СРО, такие расхождения не рекомендуется рассматривать как основание для отказа в принятии отчета оценщика. Также не рекомендуется рассматривать в качестве основания для отказа выявленные допущенные неточности и погрешности, несущественные для результата оценки.

Банк вправе с согласия собственника отчета либо на основании договора на проведение оценки передать отчет на экспертизу в органы, наделенные полномочиями по проведению такой экспертизы.

В соответствии с Федеральным законом от29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» экспертиза отчетов об оценке является функцией саморегу-лируемых организаций оценщиков, а в соответствии с Рекомендациями Национального совета по оценочной деятельности, утвержденными протоколом от 05.03.2009 № 3, экспертиза отчетов об оценке является прерогативой саморегулируемых организаций оценщиков.

Предлагаемые критерии отбора оценщиков кредитными организациями - членами Ассоциации российских банков (АРБ) с целью установления партнерских отношений (далее - критерии) разработаны на основе действующего законодательства Российской Федерации, федеральных и международных стандартов оценки с учетом практического опыта взаимодействия банков и оценщиков.

Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации:

• Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с дополнениями и изменениями;

• приказы Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года №№ 254256 «Об утверждении Федеральных стандартов оценки» (ФСО № 1-

ФСО № З).

Критерии являются рекомендациями для банков - членов АРБ, разработанными с целью снижения рисков, связанных с оценкой имущества, принимаемого в залог при кредитовании.

Критерии рекомендуется использовать в практике взаимодействия банков и оценщиков, в частности, и в ситуации, когда банк не является непосредственным заказчиком отчета об оценке, но использует отчет при принятии решения о кредитовании.

Ассоциация российских банков считает, что полное или частичное следование критериям поможет банкам выстраивать отношения с привлекаемыми оценщиками или оценочными компаниями на основе объективности, честности и профессионализма, снизить вероятность некачественной оценки, что положительно скажется на качестве и оперативности принимаемых кредитных решений.

Рекомендации выработаны на основе практического опыта и подлежат периодическому пересмотру. Комитета АРБ по оценочной деятельности будет вносить изменения в соответствии с предложениями, поступающими от банков, оценщиков, саморегулируемых организаций оценщиков, а также государственных и общественных органов и организаций.

Критерии сгруппированы в три основных раздела:

I. Общие требования

II. Структурные и технические требования

III. Специальные требования

Помимо разбиения по направлениям, с целью удобства в практической реализации критерии возможно разделить на две группы: критерии отсечения - то есть те критерии, по которым будет формироваться группа оценщиков для последующего отбора, и критерии сравнения - критерии, по которым из первоначальной группы будет формироваться окончательный перечень. Критерии сравнения могут быть применены путем перевода качественных показателей в количественные, например путем выставления балльной оценки.

I. Общие требования

Критерий I. Уровень партнерства

Оценщиком - партнером кредитной организации может являться как оценщик - физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя3, так и компания - юридическое лицо, у которой заключены трудовые договоры с оценщиками - физическими лицами. Банк вправе выбрать предпочтительную организационную форму оценщика в зависимости от сегмента кредитования, количества, характера оценочных услуг и иных факторов.

Критерий приведен для разъяснения правовой равнозначности оценщиков - физических и юридических лиц (в терминологии данного документа) по причине существующих дискуссий на тему о приоритетности юридических лиц в сотрудничестве с банками. Приоритетность в выборе банком организационной формы партнера определяется бизнес-

3 Более корректной формулировкой является: оценщик - физическое лицо, оказывающее оценочные услуги в рамках частной практики.

потребностями кредитной организации и характером решаемых задач. Сложившаяся практика показывает, что оценочные компании обладают большим потенциалом формирования материальной и особенно информационной базы, внедрения и совершенствования систем управления качеством оказываемых услуг, специализации, применения необходимых информационных технологий и программных продуктов. При решении сложных оценочных задач, требующих обработки больших объемов информации либо выполнения большого количества операций, предпочтение может отдаваться оценочным компаниям. Другим примером в пользу юридических лиц может являться требования к размеру застрахованной ответственности при принятии банком существенного кредитного риска. С другой стороны, в ряде ситуаций, например при предъявлении повышенных требований к оперативности оценки, удобнее работать с частнопрактикующими оценщиками.

Критерий II. Опыт работы, деловая активность и профессиональные качества

Срок работы компании на рынке не менее 3 лет и (или) наличие в штате компании двух оценщиков с опытом не менее 3 лет работы в оценке. Для оценщика, оказывающего оценочные услуги в рамках частной практики, рекомендуемый стаж не менее 3 лет.

Уровень деловой активности может быть охарактеризован либо положительной динамикой роста выручки за последние три года, либо отсутствием убытков за последний отчетный период (год). Данный показатель может не рассматриваться применительно к временным периодам, характеризующимся общим снижением деловой активности (экономический кризис).

Для проверки уровня знаний и профессионализма оценщиков банкам рекомендуется проведение теоретического и практического тестирования ключевых оценщиков с привлечением при необходимости представителей обучающих организаций в области оценки либо саморегулируемых организаций оценщиков. Показателем высокого профессионализма оценщика может являться наличие документов об успешном прохождении обучения и сертификации по общепризнанным в мире программам подготовки и повышения квалификации оценщиков - ЯЮБ, СС!М и т. п.

Опыт непрерывной работы оценщика на рынке оценки является положительным фактором при выборе партнера. Носителем опыта (знаний) может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Например, опытный оценщик - физическое лицо, создавший новую компанию, переносит в нее весь багаж своих знаний. И, напротив, оценщик - юридическое лицо, имеющее отработанную систему накопления знаний, может обеспечивать надлежащий уровень качества оценки с относительно молодым коллективом оценщиков.

Деловая активность компании подтверждается объемом и динамикой денежной выручки.

Тестирование рекомендуется как применяемый на практике эффективный инструмент проверки уровня профессиональных знаний оценщика. При отсутствии в штате банка квалифицированного и опытного оценщика возможно привлечение к тестированию представителей саморегулируемых организаций оценщиков либо обучающих организаций. Содержание тестов должно соответствовать тому сектору оценки, в котором предполагается привлекать оценщика.

Специалисты-оценщики, успешно прошедшие тестирование, рассматриваются как потенциальные исполнители отчетов для банка, и расторжение с ними трудового договора может рассматриваться банками как условия прекращения соглашения о партнерстве с оценочной компанией.

Среди показателей квалификации специалистов-оценщиков Комитетом рекомендованы сертификации ЯЮБ4 и сертификация в соответствии с ИСО / МЭК 17024:2003 (Евросертификация), проводимая НУЦ «Качество»5.

Сертификация СС1М6 проводится применительно к специалистам в области работы с недвижимостью.

Показателем высокого профессионализма оценочной компании может являться наличие международной сертификации по ¡БО. В крупных российских компаниях начиная с 2010 года сертификация менеджмента, качества поставщиков товаров и услуг по ¡БО становится одним из обязательных требований.

Критерий III. Опыт сотрудничества с кредитными организациями При выборе оценщика может учитываться опыт сотрудничества с кредитными организациями.

Свидетельством наличия у оценщика опыта работы с кредитными организациями может являться публичное признание банком оценщика партнером в области оценки активов для целей залога либо факт сотрудничества с банком, подтвержденный в письменной форме, либо перечень отчетов, выполненных оценщиком для целей залога.

Более привлекательными для банка будут оценщики, имеющие положительный опыт взаимодействия с банком и оценки для целей залога. Оценщик не сможет организовать качественный сервис для банка, если не будет знать общих принципов функционирования банка, источников пассивных и направлений активных операций. Понимание оценки для целей залога как элемента системы кредитования позволит оценщику оптимально подойти к выбору подходов и методов оценки, провести оценку в соответствии с техническим заданием в сроки, соответствующие требованиям кредитного бизнеса.

Критерий IV. Репутация оценщика

При выборе оценщика рекомендуется проверять наличие негативной информации: судебных решений, подтверждающих некомпетентность или низкий профессионализм оценщиков, уголовные дела, возбужденные в отношении оценщиков и связанные с их профессиональной деятельностью, претензии и дисциплинарные санкции со стороны саморегулируемых организаций и органов в сфере регулирования оценочной деятельности.

При отборе оценщиков учитываются рекомендации саморегулируемых организаций оценщиков.

Наличие убыточности по отчетности в течение двух лет, существенное отличие официально выплачиваемой заработной платы сотрудников от среднерыночного уровня, вывод выручки (прибыли) на аффилированные компании являются основанием для отказа банка в сотрудничестве с оценочной организацией.

Фактами, свидетельствующими о негативной репутации, могут выступать вынесенные в отношении оценщика судебные решения, подтверждающие допущенные оценщиком нарушения требований законодательства, вынесенные обвинительные приговоры, связанные как с профессиональной деятельностью, так и с нарушением норм правопорядка, общественной морали и нравственности, дисциплинарные взыскания со стороны СРО,

4 Ш1_: http://www.arb.ru/site/docs/other/Kom36_RICS.doc

5 Ш1_: http://www.arb.ru/site/docs/other/Kom36_NUC_Kachestvo.doc

6 URL: www.ccim.com

публичные факты, свидетельствующие о нарушении оценщиком норм профессиональной этики. Негативная информация в отношении репутации оценщика может использоваться как критерий отсечения.

Деловая репутация - мнение, сложившееся о претенденте на основании отзывов и рекомендаций, участия и занимаемого положения в общероссийских и региональных рейтингах, результатов участия в судебных процессах.

Применительно к участию в рейтингах существенным для деловой репутации рекомендуется рассматривать занимаемое положение в рейтингах.

Общероссийские рейтинги оценочных компаний:

• рейтинг Экспертного агентства «Эксперт РА» деловой активности оценочных компаний;

• рейтинг ЮНИПРАВЕКС оценочных компаний;

• рейтинг Экспертного агентства «Эксперт РА» победителей конкурсов федерального значения по отбору оценочных компаний для долгосрочного сотрудничества;

• рейтинг журнала «Коммерсант - Деньги» по выручке оценочных компаний;

• рейтинг журнала «Экономические стратегии» наиболее стратегичных оценочных компаний.

В условиях саморегулирования наиболее важным показателем профессионализма оценщика является успешное прохождение добровольной сертификации саморегулируе-мой организации оценщиков, членом которой является оценщик. Саморегулируемая организация может давать рекомендации в отношении своих членов именно с точки зрения публичных фактов подтверждения высокого уровня деловой репутации. Фактор положительной деловой репутации может использоваться как критерий сравнения.

Критерий V. Страхование профессиональной ответственности Помимо требований об обязательном страховании ответственности оценщика, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценщику необходимо застраховать свою ответственность в размере суммы, не превышающей размер среднего предоставляемого банком кредитного продукта в сегменте кредитования, где предполагается сотрудничество с оценщиком.

Готовность застраховать профессиональную ответственность в размере, требуемом банком, либо на сумму среднего размера предоставляемого банком кредитного продукта в определенном секторе кредитования рассматривается как мера ответственности оцен-щи ка, адекватная размеру принимаемых банком рисков. Оценочные компании имеют право страховать только гражданскую ответственность. Условия страхования не должны содержать дополнительных ограничений в отношении размера разовых выплат. Требование о страховании ответственности в размере суммы, не превышающей размер среднего предоставляемого банком кредитного продукта, следует понимать как возможность банка установить более низкий уровень страховой ответственности либо дифференцировать подход применительно к страхованию ответственности в рамках отдельных проектов.

Данный критерий наиболее логично использовать как критерий отсечения. При этом условия страхования возможно рассматривать как отложенное, то есть оценщик, не застраховавший ответственность в требуемом объеме на момент отбора, обязуется сделать это по факту включения в перечень партнеров.

II. Структурные и технические требования Критерий VI. Наличие системы контроля качества отчетов

Признаками наличия системы контроля качества у оценщиков могут быть:

• наличие документально описанной системы контроля качества в виде стандартов (требований) компании к качеству отчетов либо подробных внутренних инструкций по порядку оценки и порядку проверки отчетов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• закрепление функции контроля отчетов за выделенным оценщиком-эк-спертом;

• наличие обратной связи с клиентами.

Наличие системы контроля качества является признаком «зрелой» оценочной компании. Многоуровневая и многофакторная проверка качества позволяет достигать стабильного уровня качества оценки и, соответственно, приводит к снижению кредитных рисков банка в части обеспечения.

Признаками наличия системы контроля качества у оценщика могут быть в том числе:

• наличие измеряемых целей в области качества;

• наличие описанной системы контроля качества;

• наличие внутрифирменных стандартов (требований) компании к качеству отчетов;

• наличие подробных внутрифирменных инструкций по порядку оценки и порядку проверки отчетов;

• наличие планов по обучению сотрудников;

• закрепление в штате выделенного оценщика-эксперта;

• распределение функций при оценке;

• контроль качества предыдущего этапа на каждом последующем этапе процесса оценки;

• наличие системы измерения ошибочности процессов и анализа результатов;

• наличие обратной связи с клиентами.

Система качества может быть сертифицирована, например, по стандартам ¡БО. Критерий VII. Материально-техническая база

Наличие у оценщика материальных активов является предпочтительным фактором при выборе. В качестве подтверждения наличия у оценщика материальных активов могут рассматриваться документы, подтверждающие право оценщика распоряжаться недвижимым имуществом, офисной техникой и другим имуществом, необходимым для осуществления оценочных услуг.

Наличие материальных активов оценщика (недвижимость, автотранспорт, офисная техника) является не только показателем уровня развития бизнеса, но и дополнительным фактором защиты интересов банка при возникновении конфликтных ситуаций, поскольку в соответствии со ст. 24.6 ФЗ № 135 «Убытки, причиненные заказчику ... или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете,.. подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков,.. или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор».

Количество оснащенных7 рабочих мест отражает потенциальную производственную мощность оценщика. Особенностью организации процесса оценки является возможность организации удаленных рабочих мест оценщиков, в том числе на дому. Однако наличие у оценщика организованного рабочего пространства на одной территории (офисе) пред-

7 Под оснащенным рабочим местом здесь понимается наличие рабочего стола, стула, телефона, компьютера, скоростного доступа в Интернет, полок для бумаг. Для 5 рабочих мест важно наличие как минимум

одного многофункционального устройства (принтер, факс, копир, сканер).

ставляется более предпочтительным, поскольку позволяет оптимизировать управление качеством оценки.

Критерий VIII. Наличие доступа к информационным базам данных, ведение собственных баз данных

Наличие у оценщика доступа к базам данных с рыночной информацией рассматривается как преимущество при отборе банком оценщиков для целей ипотечного кредитования.

Скорость выполнения оценки без ущерба качеству во многом зависит от наличия у оценщика, помимо выхода в Интернет, доступа к обновляемым базам данных с рыночной информацией. Наиболее ценные базы, как правило, являются платными, поэтому их наличие в активе оценщика показывает серьезный подход к своему делу. Наличие баз данных по сделкам и предложениям по жилым помещениям является важным фактором при работе в секторе оценки для целей ипотеки.

Использование наиболее передовых способов организации процесса оценки позволяет существенно увеличить скорость производства и улучшить качество оценки. Активное использование инструментов статистического анализа позволяет более точно установить рыночные тенденции на исследуемом рынке. Применение готовых форм для ввода первичной информации позволяет исключить механические ошибки и опечатки, а также уменьшить утомляемость операторов. Формирование отчетов об оценке на базе шаблонов с одновременным автоматическим расчетом снижает вероятность ошибок счета, особенно при неоднократном редактировании документа контролерами качества.

III. Специальные требования

Критерий IX. Специализация оценщиков или оценочных компаний

Наличие специализации оценщика в разных отраслях рассматривается как преимущество. При оценке узкоспециализированных активов (морские и речные суда, воздушные суда) рекомендуется привлекать компании, непосредственно специализирующиеся в данном сегменте рынка.

Выбор оценщика целесообразно соотнести со специализацией банка и структурой его кредитного портфеля. Наилучшее качество обслуживания заемщиков может быть достигнуто в случае, если оценщик имеет опыт оценки в тех же отраслях. Оценщик должен хорошо владеть информацией и понимать основные тенденции в отрасли, знать основных участников рынка, конъюнктуру и основные факторы, влияющие на стоимость того или иного вида имущества. Рынок узкоспециализированных активов требует глубокого изучения и постоянного мониторинга. Адекватная оценка узкоспециализированных активов невозможна без детального знания их специфики и особенностей.

Критерий X. Стоимость услуг оценщика

В случае когда банк не является непосредственно заказчиком оценки, ему запрещается оказывать влияние на формирование стоимости услуг оценщика.

Не допускается установление зависимости цены оценочных услуг от конечного результата оценки.

Комитет не рекомендует банкам каким-либо образом оказывать влияние на формирование стоимости услуг. Тем не менее при отборе следует учесть, что тарифы, устанавливаемые оценщиком на свои услуги, отражают как рыночную конъюнктуру в отрасли, так и степень зрелости оценщика как специалиста. Недопустимым является зависимость та-

рифов от конечного результата оценки. Отрицательным является и слишком заниженные тарифы (демпинг), поскольку в этом случае страдает качество оценки, а также могут быть заведомо игнорированы важные этапы и процедуры оценки (например осмотр объекта, применение дополнительных методов оценки, отказ от закупки достоверной рыночной информации). В то же время, учитывая то, что стоимость оценки для заемщика косвенно включается в стоимость кредитного продукта, оценщики, стоимость услуг которых существенно выше среднерыночного уровня, не являются для банков удобными партнерами.

----- * -----

Утверждено НСОД протокол от 10 сентября 2009 года № 4

Рекомендации Национального совета по критериям отбора юридических лиц, имеющих право на заключение договоров по оценке

Национальный совет по оценочной деятельности с целью снижения рисков заказчиков от некачественной оценки рекомендует проводить конкурсные отборы юридических лиц, имеющих право на заключение договоров по оценке, на основе следующих критериев.

1. Экономичность и эффективность

Основные показатели - предлагаемые претендентом цена и сроки оказания услуги. Рекомендуется учитывать соответствие предложений претендента Минимальным нормативам при планировании оценочных работ в Российской Федерации, которые определяют нижнюю границу затрат в человеко-часах, обеспечивающих качественное оказание оценочных услуг силами членов СРО оценщиков, имеющих достаточный практический опыт, при безусловном выполнении требований законов РФ, касающихся оценочной деятельности, и Федеральных стандартов оценки. Необходимо обращать внимание на соответствие предложений претендента по цене стоимостям человеко-часа соответствующих оценочных работ, утвержденным Национальным советом. Заявленные претендентом сроки должны находиться в соответствии с заявленным количеством оценщиков.

2. Материальная ответственность

Основные показатели - гарантия адекватного страхового покрытия гражданской ответственности юридического лица и условия страховых покрытий профессиональной ответственности заявленных штатных оценщиков юридического лица.

3. Деловая репутация

Основные показатели - мнение, сложившееся о претенденте на основании отзывов и рекомендаций, участия и положения в общероссийских и региональных рейтингах. Необходимо учитывать имеющуюся негативную информацию: судебные решения, подтверждающие некомпетентность или низкий профессионализм оценщиков претендента, претензии и дисциплинарные санкции со стороны саморегулируемых организаций и органов в сфере регулирования оценочной деятельности.

4. Качество услуг

Основные показатели - опыт юридического лица по оказанию оценочных услуг, включающий время работы на рынке оценки, опыт работы в соответствующих отраслях эконо-

мики, количество выполненных отчетов, структуру клиентской базы, наличие российских и международных сертификаций юридического лица, наличие доступа к базам данных с рыночной информацией, в частности к международным.

5. Качество персонала

Основные показатели - квалификация штатных оценщиков юридического лица, включающая стаж, категорию, специализацию и опыт оценочных работ, наличие научных и международных степеней, наличие международных сертификаций и сертификаций само-регулируемых организаций.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РАГС)

ЦЕНТР «ЗЕМЛЯ И НЕДВИЖИМОСТЬ» МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ «ИНТЕНСИВ» РАГС

Приглашают принять участие в практическом консультационном

семинаре 20-22 апреля 2010 года, г. Москва

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО: ВЛАДЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, РАСПОРЯЖЕНИЕ, ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, АРЕНДА (ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОПЫТ И ПРАКТИКА)

• правовое регулирование порядка распоряжения государственным и муниципальным имуществом. Передача государственного имущества в муниципальную собственность

• основания возникновения, изменения и прекращения прав на недвижимое имущество. Полномочия органов местного самоуправления по распоряжению муниципальным имуществом

• права государственных и муниципальных учреждений и предприятий на земельные участки

• инвестиционные проекты с участием государственной (муниципальной) собственности. Расчет доли Российской Федерации (муниципального образования) в инвестиционном проекте

• распоряжение имуществом ОАО, акции которых находятся в государственной и муниципальной собственности

• налогообложение государственного и муниципального имущества. Местные налоги на имущество. Налог на имущество организаций

• государственная регистрация прав на недвижимое имущество (жилого, нежилого помещения), в том числе на основании судебных актов

• практика арбитражных судов по спорам о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

• технический учет и инвентаризация объектов капитального строительства

• государственный кадастровый учет объектов недвижимости

• аренда объектов недвижимого имущества

• правовой режим незавершенного строительного объекта и вновь созданного объекта недвижимого имущества

• ипотека недвижимого имущества: основания возникновения и предмет ипотеки, форма и содержание договора об ипотеке

• оценка объектов федерального (муниципального) недвижимого имущества

• реализация Федерального закона от 26 июля 2006 года № 1Э5-ФЗ «О защите конкуренции» и Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

• передача объектов недвижимого имущества в безвозмездное пользование

• порядок заключения и оформления договоров купли-продажи, мены, дарения, безвозмездного пользования

• учет федерального имущества в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 447

• правовые аспекты приватизации государственного имущества

ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ И ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: по тел/ф: (495) 436-05-21, 436-90-27, 436-03-25 по e-mail: [email protected], [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.