УДК 37.0
Л. М. Архипова
Комиксы как инновационный метод активизации познавательной сферы учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения истории
В статье поставлена проблема развития инновационных методик преподавания специальных предметов детям с замедленным психическим развитием в условиях их интегрированного обучения в средней общеобразовательной школе.
Ключевые слова: Дети с ЗПР, коррекционный подход, социально-адаптивная функция интегрального обучения, скорость переработки сенсорной информации, преимущества комиксов, интеллектуальная доступность, демократизм, условия отбора информации, дидактические материалы.
L. М. Arkhipova
Comics as an Innovative Method to Activate the Cognitive Sphere of Pupils with Mental Development Delay in the Course of History Training
In the article is raised the problem of development of innovative training techniques of special subjects to children with slowed-mental development delay in the conditions of their integrated training at high comprehensive school.
Key words: children with MDD, a correctional approach, a social and adaptive function of integrated training, speed of processing of sensory information, advantages of comics, intellectual availability, democratism, conditions of information selection, didactic materials.
Образование является одной из приоритетных ценностей человеческой цивилизации. Любое ущемление прав личности в этой самой гуманистической сфере, независимо от характера его причины, вызывает обеспокоенность и стремление предоставить возможность получения знаний в полном объеме. В исследованиях о современном состоянии школьного образования в нашей стране авторы со ссылкой на объективные источники приводят показатели большого количества детей, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу (20-30 % общего числа детской популяции младшего школьного возраста). При этом среди неуспевающих доля детей с задержкой психического развития составляет не менее половины [1]. Педагогов-практиков тревожит тот факт, что по данным Министерства образования Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35 % из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада [2]. Сложившаяся ситуация не просто создает перспективу понижения культурного
уровня населения, но и служит источником роста асоциального поведения молодежи, таит в себе серьезную угрозу социальной стабильности и гражданскому правопорядку.
В течение XX в. в коррекционной педагогике сложилось несколько систем диагностики и соответственно классификаций трудных детей, которых называли соответственно «псевдоненормальными», «отстающими в педагогическом отношении», «запоздавшими», «малограмотными», а также детьми, занимающими промежуточное положение между «малограмотными» и «ненормальными», «пограничной черты», «субнормальными», «слабоодаренными», «умственно недоразвитыми», находящимися между дебилами и нормальными детьми. Термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития» (ЗПР) были предложены Г. Е. Сухаревой [1]. В настоящее время под ними понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой - дает, но только при наличии специального подхода, возможность его обучения по общей программе и усвоения им государственного стандарта школьных знаний.
В отличие от системы специализированных школ, которая была единственной в прежние де-
© Архипова Л. М., 2012
сятилетия, в современной коррекционной педагогике реализуется идея интегрированного обучения как более эффективного способа преодоления естественной неоднородности состава учащихся общеобразовательной школы по уровню их умственного, речевого и психического развития. Однако для успеха дела требуются новые методики обучения, соответствующие как психофизическим особенностям детей с ЗПР, так и возможностям новых образовательных технологий, требованиям нового государственного стандарта среднего образования. Если в отношении психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР есть определенные разработки и достижения, если есть конкретные программы развития детей младшего школьного возраста с ЗПР, то проблема методических разработок по специальным предметам средней общеобразовательной школы для таких учащихся даже не поставлена.
Студентами IV курса исторического факультета ЯГПУ им. К. Д. Ушинского М. Кручининым и А. Петровым был создан проект, в котором заключается одно из перспективных направлений решения этой проблемы по материалам курса отечественной истории для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, в которой осуществляется интегрированное обучение детей с ЗПР. На выставке-конкурсе «Инновация - ресурс будущего», проходившей в рамках Всероссийского фестиваля науки 8-9 февраля 2012 г., проект обратил на себя внимание экспертов и был удостоен медали.
Обоснование цели и задач проекта реализуется в междисциплинарной плоскости. В проекте учитываются результаты современных научных исследований в области коррекционной педагогики, посвященных особенностям обучения детей с ЗПР; дидактические принципы организации общего учебного процесса по истории, а также методические требования к проектной деятельности как обязательного условия социализации учащихся в процессе овладения предметом; правила использования компьютерных технологий в образовательном процессе; данные новейших исследований по истории русско-японской войны 1904-1905 гг., советско-финской 1939-1940 гг., Карибском кризисе 1962 г.; источниковедческие приемы работы с визуальными источниками информации.
Междисциплинарный подход обеспечил достижение основной цели проекта - создание новой технологии интегрированного обучения де-
тей с ЗПР в общеобразовательной школе на материале курса «История России. XX век.» для 9 класса.
Для этого необходимо было решить следующие задачи:
- изучить последние разработки в области коррекционной педагогики о психофизических и когнитивных возможностях детей с ЗПР;
- изучить дидактические основы методики проектной деятельности учащихся;
- изучить возможности использования игровых методик в обучении истории в средней школе;
- познакомиться с технологией создания комиксов и изучить имеющийся в современной дидактике опыт их использования в образовании;
- собрать историографический и источниковедческий материал по темам «Русско-японская война 1904-1905 гг.», «Советско-финская война 1939-1940 гг.», «Карибский кризис 1962 г.»;
- интегрировать все полученные сведения в оригинальных дидактических материалах «История в комиксах»;
- разработать приемы и способы использования созданных дидактических пособий для детей с ЗПР по курсу «История России. XX век» для 9 класса общеобразовательной школы;
- составить программу контроля за результатами обучения по предложенной методике и провести соответствующий эксперимент в губернской гимназии Св. Игнатия Брянчанинова в г. Ярославле, в одной из школ г. Данилова и г. Пе-реславля;
- данные эксперимента проанализировать и обобщить с целью установления дальнейших перспектив развития проекта.
Методы их достижения носят как общенаучный, так и специально-предметный характер: эвристический, связанный со сбором необходимой информации, синтез (ее систематизация), наблюдение, эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, перевод текстовой информации в образную, художественную форму, дифференциация учебных заданий по степени сложности.
Научные, практические и инновационные результаты работы представлены в форме дидактических материалов и методических рекомендаций по их использованию, в аналитическом отчете о результатах проведенного эксперимента.
Для того чтобы оценить адекватность предлагаемой технологии обучения когнитивным особенностям тех, кому она адресована, необходимо
Комиксы как инновационный метод активизации познавательной сферы учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения истории
представить краткую характеристику детей с ЗПР. Проявления этого состояния могут быть различны, но общими чертами признаются замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность познавательной активности. Механизм обучающей технологии построен на учете того, что нейрофизиологической и нейроп-сихологической основой трудностей ребенка с ЗПР является ослабленная деятельность его левого полушария при поступлении информации в правое, вследствие чего происходит снижение влияния правого полушария на левое. Недостаточность системы, связывающей оба полушария приводит к тому, что у ребенка снижена скорость приема и переработки сенсорной информации, поставляемой в мозг органами чувств. В связи с этим у него страдает целостное восприятие объектов и ситуаций, многое он воспринимает фрагментарно, не полностью и не может, поэтому осмыслить и усвоить, включить в свой интеллект. Активные образы, воспринятые ребенком, оказываются недостаточно дифференцированными и полными. Внимание отличается более узким полем, что приводит к фрагментарности выполнения заданий. Снижение памяти проявляется не только в «технической» недостаточности процесса запоминания и воспроизведения материала, но и в трудности смысловой переработки информации, неумении найти вспомогательные приемы для запоминания, то есть используются преимущественно механический вид памяти. Поэтому особенно трудно дается запоминание материала, требующего логического объединения частей в последовательное и целое. Сниженная скорость планирования своей деятельности, неумение предвидеть результат и соотносить с ним произведенные действия, недостаточная предварительная ориентировка в условиях познавательных задач приводят к тому, что ребенок при выполнении задания часто спрашивает учителя, надеясь отгадать правильный способ выполнения задания, но, не осмысляя его [1].
Особенно отстает у детей с задержкой психического развития развитие словесно-логического мышления - это связано с недостаточным речевым развитием (прежде всего с несформирован-ностью обобщающей функцией слова) и с недостаточным овладением мыслительными операциями (сравнение, обобщение, группировка).
Преодолению неспособности школьников с ЗПР сосредоточенно работать, повышенной утомляемости, замедленного темпа мышления,
инертности способствует обучение предмету с помощью специально созданных для этого комиксов. К преимуществам комиксов относится:
- емкость информации;
- образность и динамичность ее предъявления;
- возможность регулировать поступление информации (в том числе самостоятельно учащемуся);
- краткость и точность речи, драматизация повествовательных сюжетов;
- игровой жанр;
- многократность повторения отдельных кадров и сюжета в целом;
- экономия психических усилий по восприятию информации (по аналогии с такими визуальными источниками как карикатура)
- возможное разнообразие заданий по воспроизведению, пониманию и творческому усвоению учебного материала комиксов.
Главным же достоинством комиксов применительно к решаемой проблеме - это их равная интеллектуальная доступность детям разного психофизического типа и уровня развития, своего рода демократизм. Комиксы вызывают ровно тот набор и количество ассоциативных связей, который живет в сознании каждого ребенка, то есть он строго индивидуален, что естественно дифференцирует процесс обучения. Но методика работы с комиксами предполагает их обсуждение, обмен ассоциациями, что в свою очередь пробуждает в пассивном мышлении интерес и рождение новых ассоциативных связей. Так форсируется процесс появления логического мышления, происходит замещение отмеченной выше недостаточности связи между двумя полушариями головного мозга у детей с ЗПР.
Восприятие учащимися логической последовательности развивающихся в истории событий облегчается заранее тем, что в основание системы кадров/слайдов заложена историко-методологическая идея о предопределенности сюжетной линии в силу того, что ход и итог этих событий историкам уже известен. Условием отбора информации, образного отражения ее в композиции, цвете и речевом оформлении является сознательное провоцирование учащихся не на событийную интригу, а на ее оформление. Так перераспределяются ограниченные возможности объемного восприятия детьми с ЗПР учебного материала с содержания на внешние признаки, но процесс усвоения сути происходит подсознательно, автоматически: событие следующего кадра/слайда предугадывается.
Ограниченный речевой материал комиксов также адекватно соотносится с речевыми возможностями ребенка с ЗПР: фразы в кадрах/слайдах строятся настолько кратко, что нередко заменяются междометиями, смысл которых, тем не менее понятен. Восприятие информации не в объемном тексте, а в образах компенсирует проявление неразвитости мышления ребенка, недостаток у него речевой практики и переводит его эмоциональные впечатления в более развернутое высказывание, слова для которого он находит сам, а не пересказывает по тексту. Этому переходу от образа к речи способствуют возникающая у школьника естественная потребность поделиться впечатлением, а также соответствующие задания.
Совместные и разные по содержанию виды работы всего класса с комиксами усиливают социально-адаптивную функцию интегрального обучения детей с ЗПР в общеобразовательной школе. Этому служат универсальные для всех подготовленных в проекте дидактических материалах серии заданий. Они могут выполняться последовательно - от первого до последнего задания, а могут сразу начинаться с самого сложного, что зависит исключительно от выбора ученика.
Серия 1. (репродуктивные вопросы на посто-ренние, уточнение информации)
1. Какие кадры/слайды Вам запомнились? Опишите.
2. Какие фразы героя произвели запомнившееся впечатление? Расскажите.
3. В каких кадрах/слайдах названы причины этого события? Назовите.
4. Какие кадры/слайды посвящены кульминации события? Назовите.
5. Какие слова Вы бы вложили в уста главного героя события в конце этой истории?
Серия 2. (поисковые вопросы и задания на узнавание информации в знакомом и новом контексте)
1. Нарисуйте, на Ваш взгляд, самого главного героя этой истории.
2. Отметьте на контурной карте места, о которых шла речь в комиксе.
3. Найдите в Википедии информацию на эти названия.
4. Найдите в образовательных сетевых ресурсах информацию о герое и антигерое комикса.
5. Что нового Вы бы добавили к своему рисунку?
Серия 3. (аналитические вопросы на закреп-
ление логических связей)
1. Почему Ваш выбор пал на это историческое лицо?
2. Почему в своем рисунке Вы выделили такие его черты как......?
3. Какими линиями на контурной карте можно соединить отмеченные Вами места?
4. Почему событие закончилось таким образом?
5. Могло ли быть по-другому?
Серия 4. (творческие задания: игровые, проектные).
1. Какой диалог мог бы состояться между главными участниками события в начале этой истории? Разыграйте его.
2. Дополните слайды представленного комикса своими слайдами.
3. Отразите содержание найденных в интернет-ресурсах источников в собственном комиксе, придумайте, как обыграть в сюжете конкретный исторический факт.
4. Каким требованиям должен отвечать комикс, составьте систему оценки его качества.
5. Создайте свой комикс по понравившейся теме учебного курса, будьте готовы его обсудить с одноклассниками.
Информационным технологиям отводится важная роль в разработанном механизме передачи знаний. Представляется, что до сих пор их возможности не полностью раскрыты именно в сфере обучения детей с ЗПР (3). В проекте учитывались следующие достоинства информационных технологий:
- возможность ребенка выбирать собственную стратегию обучения, что в системе
- традиционных методик и само по себе проблематично, а для детей с ЗПР особенно затруднительно;
- развитие эвристических навыков в ходе поиска источников информации в образовательных сетевых ресурсах;
- развитие образного мышления при самостоятельном создании комиксов в программе Manga Studio и «CL»;
- развитие письменной речи при обмене посланиями с одноклассниками по электронной почте.
Если в школьном кабинете есть интерактивная доска Star Board в комплекте с мультимедиа-проектором, ноутбуком, то процесс самостоятельного создания комиксов приобретает живой, игровой характер, что особенно важно для детей с ЗПР(4).
Комиксы как инновационный метод активизации познавательной сферы учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения истории
Выводы и рекомендации, которые объективно вытекают из содержания проекта, разработки его главной идеи, сводятся к осознанию объективно назревшей потребности в создании пилотного варианта учебно-методического пособия на основе комиксов как инновационной технологии для интегрального обучения детей с ЗПР в общеобразовательной средней школе по любому предмету, точно так, как это получилось по курсу «История России. XX век.» для 9 класса. Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о широких реальных возможностях нивелирования различий в когнитивных способностях детей, облегчения неуспевающим преодолеть объективные трудности в приобретении знаний и формировании компетенций, которые являются следствием задержки их психического развития. Активизация познавательной сферы таких учащихся происходит естественно, поскольку ее источником служит творческая деятельность, формирование информационных компетенций и самореализация в условиях коллективной интеллектуальной работы.
Примечания:
1. Давыденко, О. А. Психолого-педагогическая деятельность с детьми с задержкой психическогораз-вития младшего школьного возраста http://festival.1september.ru/articles/504682/).
2. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения. - М., 1996; Его же. Проблемы развивающего обучения. М., 1986; Семенов И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. - М., 2000.
3. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2003; Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. , 2005. Угринович Н. Информатика и информационные технологии М., 2002.
4. Садыкова, Н. А. Игровые педагогические технологии как средство развития познавательной активности у учащихся с задержкой психического развития http://festival.1september.ru/articles/603463);
5. Уразмамбетова, К. М. Из опыта работы в классе компенсирующего обучения // http://festival.1september.ru/articles/585553/