Научная статья на тему 'Характеристика условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (на примере задержки психического развития)'

Характеристика условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (на примере задержки психического развития) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3135
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS IN PRIMARY EDUCATION / EDUCATION OF PUPILS WITH MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зволейко Елена Владимировна

Раскрываются материально-технические, кадровые, организационно-педагогические и психолого-педагогические условия получения образования обучающимися с задержкой психического развития по вариантам «А» и «В» ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зволейко Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF EDUCATION ACQUISITION CONDITIONS FOR THE STUDENTS WITH DISABILITIES (ON THE EXAMPLE OF MENTAL RETARDATION)

The article discusse material, technical, personnel, organizational-pedagogical, psychological and pedagogical conditions of education of pupils with mental retardation of «А» and «В» types of the Federal state educational standard of primary education for students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Характеристика условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (на примере задержки психического развития)»

УДК 3 76.4-053«465.07/.11» ББК Ч456.024.0

Е. В

ГСНТИ 14.29.23 Зволейко E. V. Zvoleyko

Чита, Россия Chita, Russia

Код ВАК 13.00.03

ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(НА ПРИМЕРЕ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ) Аннотация. Раскрываются материально-технические, кадровые, организационно-педагогические и психолого-педагогические условия получения образования обучающимися с задержкой психического развития по вариантам «А» и «В» ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; условия получения образования обучающимися с ЗПР.

Сведения об авторе: Зволейко Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики Забайкальского государственного университета, г. Чита.

Контактная информация: 672000, E-mail: [email protected].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) представляет собой совокупность требований к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и резуль-

CHARACTERISTICS OF EDUCATION ACQUISITION CONDITIONS FOR THE STUDENTS WITH DISABILITIES (ON THE EXAMPLE OF MENTAL RETARDATION)

Abstract. The article discusse material, technical, personnel, organizational-pedagogical, psychological and pedagogical conditions of education of pupils with mental retardation of «А» and «В» types of the Federal state educational standard of primary education for students with disabilities.

Key words: Federal state educational standards in primary education; education of pupils with mental retardation.

About the author: Zvoleyko Elena Vladimirovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Department of Special Psychology and Pedagogy, Zabaikalsky State University, Chita, Russia.

г. Чита, ул. Бабушкина, 129, к. 511.

татам освоения [2]. Одна из целей стандарта — воплощение стратегии интеграции (сближение общего и специального образования в существующих реалиях российской системы образования). В настоящее время ФГОС НОО обучающихся с ЗПР представлен в качестве проекта, и в регионах Российской Феде-

Работа выполнена в рамках государственного задания вузу.

НИР 2564.14 «Научно-методическое сопровождение апробации ФГОС для детей с ОВЗ». © Звойленко Е. Е., 2014

Специальное образование. 2014. № 3

31

рации проходит широкое его обсуждение. В ходе этих дискуссий практикующие педагогические работники, представители научного сообщества вносят уточнения и дополнения в содержание тех материалов, которые представлены в проекте ФГОС.

Дети с ЗПР могут получать образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, только при создании необходимых кадровых, финансовых, материально-технических и психолого-педагогических условий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (АООП НОО), программ коррекционной работы, специальных методов обучения, учебников и дидактических материалов, технических средств, предоставление услуг ассистента и пр. [1].

В статье дается характеристика условий, которые должны быть созданы для получения качественного образования обучающимися с ЗПР по вариантам «А» и «В» ФГОС НОО. Эти условия задаются особенностями психофизического развития детей с ЗПР и определяются их особыми образовательными потребностями.

Обучающиеся с ЗПР, в силу особенностей психофизического развития, имеют особые образовательные потребности:

- в периоде подготовки к обучению в школе, обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования;

- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды, в создании охранительного педагогического режима;

- обеспечении специальной помощи средствами образования (учет специфики усвоения знаний, умений, навыков и саморегуляции деятельности);

- обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения (постоянное стимулирование познавательной активности; помощь в осмыслении контекста усваиваемых знаний, в закреплении освоенных умений; использование специальных методов и приемов обучения);

- расширении жизненных компетенций (овладение социально-бытовыми умениями, навыками коммуникации и социально одобряемого поведения, развитие представлений о себе и социальном окружении; осмысление картины мира и принятых ценностей, социальных ролей);

- специальном педагогическом сопровождении, направленном на компенсацию дефицитов развития познавательной сферы (мышления, речи), в коррекции индивидуальных недостатков развития;

- обеспечении систематического контроля за становлением учебно-познавательной деятельности и жизненной компетентности;

32

Специальное образование. 2014. № 3

- медицинском сопровождении (необходимое лечение, направленное на стимуляцию деятельности ЦНС, улучшение физического развития);

- психологическом сопровождении, направленном на компенсацию дефицитов эмоционального развития и саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

- обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (активизация ресурсов семьи, формирование ее активной позиции).

Вместе с тем категория детей с ЗПР характеризуется значительной неоднородностью: в этиологии ЗПР отмечаются конституционные факторы, длительные соматические заболевания, психическая и социальная депривация, неблагоприятные условия воспитания, а также органическая или функциональная недостаточность ЦНС; такое разнообразие факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений психофизического развития — от состояний, приближенных к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

С учетом существующего диапазона различий в уровне развития поступающих в школу детей с ЗПР и соответственно диапазона возможностей освоения ими программ обучения разработчиками ФГОС НОО для обучающихся с ЗПР предложены два варианта стандарта — «А» и «В», при этом каждый

вариант включает требования к структуре и объему образовательной программы, результатам освоения программ и требования к условиям, которые должны быть созданы для получения образования каждого уровня [2].

Характеристика групп обучающихся по вариантам «А» и «В»

Выбор образовательного маршрута ребенка с ЗПР осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией, которая определяет актуальный социально-психологический статус ребенка, степень приближения его развития к возрастной норме и дает оценку перспективы дальнейшего приближения в разных условиях обучения. Достижение того или иного статуса напрямую зависит от характера и степени выраженности первичных нарушений, качества семейного воспитания и дошкольного обучения. Варианты «А» и «В» различаются готовностью вхождения ребенка в общеобразовательную среду, степенью необходимой специальной психолого-педагогической поддержки (минимальной при варианте «А» и массированной при варианте «В»).

Вариант «А» предназначается для обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, но испытывающих трудности произвольной саморегуляции, проявляющиеся в деятельности и поведении. Вариант «А»

Специальное образование. 2014. № 3

33

стандарта может быть освоен детьми, преимущественно имеющими ЗПР конституционального, соматогенного, психогенного происхождения (по классификации К. С. Лебединской).

Вариант «В» предназначается для обучающихся с ЗПР, достигших уровня развития, близкого к возрастной норме, при этом имеющих сниженную умственную работоспособность, негрубые аффективно-поведенческие расстройства, недостаточную сформированность произвольности, самоконтроля, саморегуляции в поведении и деятельности, что сказывается на уровне обучаемости, которая характеризуется неустойчивостью, избирательностью. Вариант «В» стандарта может быть освоен детьми, преимущественно имеющими ЗПР церебрально-органического происхождения (по классификации К. С. Лебединской).

Формы реализации вариантов «А» и «В»

Вариант «А» Обучающийся осваивает ООП НОО, разработанную на основе действующего ФГОС НОО, в те же календарные сроки, что и нормально развивающиеся сверстники, находясь в их среде (инклюзия). ООП НОО дополняется программой коррекци-онной работы (ПКР) как обязательной части его образования. Наполняемость класса не должна превышать нормативную (25 человек), число учащихся с ЗПР — трех человек (введение одного ученика с

ЗПР сокращает общую наполняемость класса на двух учеников).

Вариант «В». Обучающийся осваивает адаптированную ООП НОО, которая разрабатывается на основе ФГОС НОО образовательным учреждением самостоятельно, при этом для отдельных учащихся могут быть созданы индивидуальные учебные планы. Обучающийся получает образование, сопоставимое по уровню с образованием, предусмотренным ФГОС НОО, в пролонгированные сроки, находясь в ряде случаев в массовом, но чаще в специальном классе (в среде сверстников со схожими ограничениями здоровья) или в отдельном образовательном учреждении (школа 7-го вида). Адаптированная ООП НОО дополняется ПКР, в которой по сравнению с вариантом «А» усилено внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний на практике.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР требуют создания специфической материально-технической поддержки их обучения, обеспечения коррек-ционно-развивающей направленности образовательного процесса, включая целенаправленное развитие социальных компетенций обучающихся.

В структуре материально-технических условий обеспечения образования обучающихся с ЗПР можно выделить следующие:

- требования к организации образовательного пространства: соответствие всех помещений санитар-

34

Специальное образование. 2014. № 3

ным нормам и нормам охраны труда; наличие помещений для осуществления образовательного процесса, коррекционно-развивающей работы и дополнительного образования; наличие в помещениях рабочих и игровых зон для организации урочной и внеурочной деятельности;

- требования к организации временного режима обучения: обучение в первую смену с наличием групп продленного дня; регламентирование учебной нагрузки, соблюдение охранительного педагогического режима;

- организация рабочего места — организация пространства деятельности с использованием здоровьес-берегающих технологий: достаточная освещенность, правильная рассадка учащихся; соответствие учебной мебели росту обучающихся; эстетика в оформлении помещений, оборудования и дидактических материалов; создание коррек-ционно-развивающей среды (совокупности материальных объектов деятельности ребенка и внешних педагогических условий, направленных на коррекцию психических функций);

- создание информационно-образовательной среды. В каждом образовательном учреждении, осуществляющем образование детей с ОВЗ, должна быть создана информационно-образовательная среда, которая включает в себя совокупность технических средств (компьютеры, базы данных, программные продукты и пр.), организационных форм информационного

взаимодействия и участников образовательного процесса, способных решать учебно-познавательные задачи с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Образовательное учреждение вправе применять в учебном процессе электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, а для этого в нем должны быть созданы условия для функционирования информационно-образовательной среды в виде электронных образовательных ресурсов, совокупности информационных и телекоммуникационных технологий, технических средств. Функционирование информационной образовательной среды направлено на решение следующих задач [2]:

• планирования реализации ООП и программы коррекционной работы;

• фиксации результатов освоения ООП и программы коррекци-онной работы, динамики развития жизненной компетенции обучающихся с ЗПР;

• размещения материалов, связанных с образовательным процессом (работ обучающихся, заданий педагогов и пр.), документации и заданий специалистов — логопеда, дефектолога, психолога и пр.;

• обеспечения доступа участников образовательного процесса к специализированным информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (информационные ресурсы в сфере специальных психологии и педагогики, электронные библиотеки, порталы, сайты);

Специальное образование. 2014. № 3

35

• осуществления взаимодействия образовательного учреждения с другими учреждениями — общеобразовательными, специальными школами, — с родителями детей с ОВЗ;

• реализации дистанционного обучения детей с ОВЗ;

• осуществления взаимодействия образовательного учреждения с органами управления образования, с другими возможными участниками образовательного процесса (дополнительное образование, медицинские службы, культурно-досу-говые учреждения и пр.);

• осуществления взаимодействия с образовательными организациями, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов (центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, ресурсные центры), с научными организациями, оказывающими постоянную методическую поддержку коллективу образовательного учреждения (профильные кафедры вузов);

- учебно-методическое обеспечение: использование базовых учебников для массовой школы со специальными приложениями, рабочими тетрадями, дидактическими материалами, обеспечивающими поддержку освоения ООП НОО; комплекты разноуровневых заданий и контрольных работ.

Требования к кадровым условиям — обязательное наличие у педагогических работников специального образования или переподготовки по соответствующим профилям (конкретные требования

представлены во ФГОС НОО для детей с ЗПР). Педагогические работники должны учитывать особенности психофизического развития обучающихся, создавать и соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования, владеть специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания.

В особую группу выделяются психолого-педагогические условия, которые по своему характеру могут быть поделены на организационно-педагогические (раскрывают особенности организации образовательного процесса) и психолого-педагогические (особенности методики преподавания). Раскроем эту группу условий.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР задают определенную логику построения учебного процесса и определяют организационно-педагогические условия их обучения.

1. Гибкая смена образовательных маршрутов, программ и условий для получения образования. В период, предшествующий обучению, и непосредственно в процессе обучения может меняться медицинский и социально-психологический статус обучающихся с ЗПР. Часть обучающихся с ЗПР успешно осваивает вариант «А» стандарта и затем «вливается» в общеобразовательное пространство. Обучающие -ся, не усваивающие ООП НОО, остаются на повторное обучение, переводятся на обучение по АООП НОО или на обучение по индивидуальному учебному плану.

36

Специальное образование. 2014. № 3

2. Соответствие темпов учебной работы возможностям познавательной деятельности детей и скорости формирования у них обобщенных знаний. Практически требование реализуется более медленным темпом обучения, «пошаговостью» инструкций и регулированием объема учебной нагрузки (соблюдение принципа необходимости и достаточности при определении объема и сложности изучаемого материала).

3. Создание охранительно-педагогического режима — такой организации учебного процесса, при которой соблюдается соответствие нагрузки физиологическим возможностям детей, с тем чтобы предупредить утомление, поддержать работоспособность в течение учебного дня и после его окончания. Компоненты данного режима:

- создание положительного эмоционального фона в общении. Поскольку у ряда учащихся нередко наблюдаются стойкие астении, обусловливающие пассивность, усталость, неверная тактика общения может спровоцировать пассивный или активный негативизм. В общении недопустимы окрики, резкие замечания, нетерпимость и раздражительность;

- рациональная организация учебной деятельности;

- использование здоровьес-берегающих технологий.

Остановимся на двух последних требованиях более подробно.

Рациональная организация учебной деятельности. Необходимо учитывать закономерности ди-

намики умственной работоспособности обучающегося с ЗПР в течение недели, учебного дня, урока. Большое психогигиеническое значение принадлежит правильной организации учебной недели. В понедельник начинается период «вра-батываемости», наиболее продуктивными являются вторник и среда, с четверга постепенно накапливается утомление, нарастающее к пятнице. В связи с этим в понедельник и пятницу не рекомендуется проводить контрольные работы, нецелесообразно начинать объяснение нового сложного материала. При составлении расписания не рекомендуется ставить в один день уроки по предметам, требующим большой затраты времени на подготовку домашних заданий. Изменение работоспособности в течение недели подчиняется закономерности: понедельник — врабатывание, вторник, среда — оптимум, наиболее высокая работоспособность, с четверга начинается ее спад. Поэтому рекомендуется четверг делать днем неполной нагрузки: 2—3 урока, занятие по внеклассному чтению, физкультура или прогулка, экскурсия. В понедельник, когда работоспособность снижена и неустойчива, также следует предусмотреть меньшее количество уроков.

Знание динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня позволит правильно составить расписание уроков. Первый урок — врабатывание, второй — оптимум, с конца третьего начинается снижение работоспо-

Специальное образование. 2014. № 3

37

собности. Следовательно, самый сложный материал должен даваться на втором уроке, а на четвертом — самый легкий. Важно правильно организовать работу на уроке. В первые 3—5 минут происходит врабатывание: постепенное повышение показателей умственной работоспособности, затем наступает период оптимума (высокой работоспособности), длящийся 10—15 минут, после которого появляются признаки утомления (снижение внимания, темпа работы, двигательное беспокойство). В этот момент нужно отрегулировать величину нагрузки, не то неизбежно наступит резкое утомление и падение работоспособности до нижней границы.

Динамика работоспособности также зависит от индивидуальных особенностей ребенка: наличия локальных нарушений мозга, нейро-динамических расстройств, сопутствующих соматических заболеваний, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Знание этих особенностей поможет осуществлять индивидуальный подход к обучающемуся с ЗПР.

Использование здоровьесбе-регающих технологий. При существующей организации учебного процесса школьники значительную часть времени проводят сидя за столами, в условиях обездвиженности и статических нагрузок. Это приводит к нарушению снабжения клеток мозга кислородом, снижает подвижность нервных процессов, вызывая общее и умственное утомление.

Для предотвращения утомляемости необходимо проведение физминуток, которые призваны уменьшить утомление у учащихся, снять статическую нагрузку. Время физминутки определяет учитель, ориентируясь на первые признаки утомления, снижения внимания и интереса, нарушения почерка. Для снятия статического напряжения проводятся упражнения средней интенсивности: потягивание, разведение плеч, вращение головой, наклоны и пр. Длительность физ-минутки — одна — две минуты, в продолжение которых возможно проведение комплекса из 4—5 упражнений, повторяемых 5—6 раз. Физминуток в первом классе может быть две (на 15-й и 25-й минуте урока). Физминутки можно значительно разнообразить за счет музыкального сопровождения, а также коротких считалок, потешек в качестве смысловой основы для выполнения тех или иных движений и развития психических функций — внимания, памяти, речи.

Кроме упражнений, направленных на снятие статического напряжения, двигательную разрядку, необходимо использовать физкультминутки, нацеленные на развитие пальцевой моторики, снятие напряжения с глаз, дыхательные упражнения (каждая группа упражнений имеет самостоятельное значение). К основным ошибкам при проведении физминуток относят: выполнение упражнений с недостаточной амплитудой движений; слабый учет степени утомления детей (определяет активность и

Специальное образование. 2014. № 3

продолжительность упражнений). При организации физминутки должны быть соблюдены следующие требования:

- упражнение разучивать в медленном темпе, текст произносить четко, интонационно подчеркивая ритм;

- движения подбирать в соответствии с содержанием текста;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- определенные движения сопровождать одним и тем же текстом, иначе дети будут путать движения и нечетко их выполнять;

- предлагать упражнения на протяжении длительного времени, пока не будет достигнут автоматизм;

- периодически возвращаться к выполнению отработанных упражнений;

- вводить новое упражнение тогда, когда предыдущее правильно выполняется;

- при выборе упражнения и текста учитывать возраст детей, имеющиеся нарушения двигательной сферы;

- учитывать содержание учебного материала и характер урока.

Для поддержания оптимальной работоспособности необходимо рациональное проведение перемен, которые тогда выполняют свое назначение, когда не просто позволяют переменить вид деятельности, но и дают двигательную разрядку (что особенно важно в начальных классах). Наиболее эффективны «подвижные» перемены, проводимые на воздухе, однако они не должны заключаться в бессмысленной беготне или чрезмерно под-

вижных играх. Такие перемены должны быть организованны, проводиться под контролем, на специально отведенном для таких целей участке. Окончание подвижной перемены должно быть организовано за 5 минут до звонка. Если отсутствуют условия для проведения перемен на свежем воздухе, они могут быть организованы в помещении школы. Динамическая перемена целесообразна, если в расписании отсутствует урок физкультуры на текущий день. В динамической перемене выделяют три части: вводную (подготовка к выполнению упражнений), основную (проведение спокойных игр, эстафет, обучение двигательным навыкам) и заключительную (приведение организма в спокойное состояние). К основным ошибкам при проведении динамических перемен относят отсутствие индивидуальных заданий, дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам, слабый учет интересов конкретного ребенка; использование игр и упражнений, развивающих только одно двигательное качество.

Психолого-педагогические условия определяются спецификой психического развития при ЗПР, находят свое отражение в содержании образования и особенностях методики обучения.

Характер и особенности организации коррекционно-образова-тельного процесса при обучении ребенка с ЗПР в значительной степени определяют специальные принципы, которые отражают важнейшие концептуальные положе-

Специальное образование. 2014. № 3

39

ния образования лиц с особыми образовательными потребностями: системности образовательных, кор-рекционных и развивающих задач, комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности, кор-рекционно-компенсирующей и социально-адаптирующей направленности образования, развития мышления, языка и коммуникации, дифференцированного и индивидуального подхода, деятельностного и воспитывающего характера обучения и пр.

Правильное построение учебно-воспитательного процесса требует учета конкретных причин задержки развития, состояния здоровья (соматического и нервно-психического) и социальной ситуации развития ребенка. Главными факторами, определяющими стратегию обучения ребенка с ЗПР, являются учет пониженной готовности (интеллектуальной, эмоционально-волевой) к обучению и особенности учебно-познавательной деятельности обучающихся с ЗПР. Среди основных задач кор-рекционно-развивающего обучения выделяют следующие:

1) развитие познавательной активности детей;

2) развитие общеинтеллектуальных умений — приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

3) нормализацию учебной деятельности — формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля;

4) развитие словаря, устной речи в единстве с обогащением представлений об окружающей действительности средствами всех учебных дисциплин;

5) обеспечение целенаправленного развития социальных компетенций.

Эти задачи определяют общие методические приемы, способствующие организации педагогически целесообразного воздействия при обучении ребенка с ЗПР:

- введение в содержание обучения пропедевтических разделов (части урока или системы уроков), подготавливающих к усвоению знаний и умений по конкретной дисциплине. Задачи пропедевтических разделов различны (в зависимости от учебного предмета): сен-сомоторное развитие, формирование элементарных математических представлений и пр.;

- введение в содержание обучения разделов, которые восполняют пробелы, формируют готовность к восприятию более сложного материала;

- четкую регламентацию учебной деятельности (пользование учебными принадлежностями, раскладка их на парте);

- «дробление» учебного материала, подачу его небольшими порциями;

- увеличение числа повторений, их вариативность;

- использование более широкой наглядной и словесной конкретизации теоретических положений, детализацию объяснений при изучении материала;

40

Специальное образование. 2014. № 3

- использование прямого показа приемов решения заданий;

- усиление практической направленности изучаемого материала, опору на жизненный опыт ребенка (доступнее тот материал, который связан с известными и близкими знаниями, с окружающим миром);

- опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала (в рамках одного предмета и между предметами);

- использование приемов, пробуждающих познавательный интерес (игровых ситуаций, введение в ход урока героев книг, мультфильмов);

- широкое использование на уроках предметно-практической деятельности, способствующей лучшему усвоению теоретических сведений;

- применение опорных карточек-схем (уроки русского языка), пооперационных карт (уроки технологии) или картинного плана (уроки литературного чтения) для облегчения выполнения заданий;

- варьирование формы предъявления учебного материала: применение наглядного материала при первичном ознакомлении с обязательным использованием словесных методов при закреплении;

- разработку и использование карточек с индивидуализированными заданиями по всем учебным предметам;

- интенсивное развитие речевых и коммуникативных навыков, обеспечение высокой речевой активности учащихся;

- предотвращение утомления через чередование умственной и практической деятельности на уроке, использование занимательных дидактических игр, увлекательного наглядного материала, психогимнастических и релаксационных упражнений (сложная умственная деятельность быстро утомляет ребенка, он стремится избавиться от нее — прекращает работу или выполняет ее, не учитывая всех предложенных условий);

- дозирование домашнего задания по всем учебным предметам;

- регулярный контроль за работой на уроке, выполнением заданий;

- выработку системы стимулирования обучающихся, которая может применяться на уроке и во внеурочной деятельности (отличительные знаки на столе, жетоны, флажки, записи в дневнике и тетради и пр.);

- постоянное поощрение даже малейших успехов, своевременная помощь для развития веры в собственные возможности (от простой активизации действий через похвалу до показа, дачи образца выполнения деятельности).

Обеспечение целенаправленного формирования личностных, социальных компетенций учащихся с ЗПР связывается с развитием навыков коммуникации, приемов конструктивного общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, с формированием навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально

Специальное образование. 2014. № 3

41

расширенных социальных контактов. Формирование необходимых для жизни в обществе социальных компетенций возможно при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения с семьей ребенка с ЗПР, что позволит активизировать ее ресурсы.

Литература

1. Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. — Электрон. текстов. данные. — Режим доступа: http:// институт-коррекционной-педагогики.рф/ specialnyj-fgos/.

2. ФГОС начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (проект) [Электронный ресурс]. — Электрон. текстов. данные. — Режим доступа: firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/FGOS_ZPR.doc.

42

Специальное образование. 2014. № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.