Научная статья на тему 'Комфортность дошкольной образовательной среды: биографический анализ'

Комфортность дошкольной образовательной среды: биографический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комфортность дошкольной образовательной среды: биографический анализ»

Оценка по всем блокам исследования показала, что у дефекто-логов-адаптантов и дефектологов-мастеров 20,7 % испытуемых имеют высокую степень риска развития непродуктивного поведения, у дефектологов-интерналов - соответственно - 27,5 % испытуемых.

Получены статистически значимые различия по уровню риска развития непродуктивного типа совладающего поведения между адаптантами и интерналами (х =64,4, значимо при р< 0,001).

Общие показатели по всей группе испытуемых показывают, что примерно треть испытуемых может быть отнесена к группе с высокой степенью риска развития непродуктивного совладающего поведения (30,2 % педагогов-дефектологов).

Итак, при формировании разных видов компетентности в педагогической деятельности у педагога складываются профессиональные позиции как устойчивые отношения к делу, учащимся, коллегам, к себе.

Профессионализм педагога возрастает по мере того, как он овладевает, «обрастает» новыми видами компетентности, становится универсалом в своем труде.

На протяжении профессионального становления личности педа-гога-дефектолога происходит изменение его совладающего поведения, как развитие его компетентности. При этом изменяются показатели риска развития неконструктивного совладающего поведения, которые оказываются наиболее значимыми у педагогов-интерналов. Знание особенностей совладающего поведения позволит осуществлять профилактические и текущие мероприятия, направленные на профилактику развития неконструктивного совладающего поведения и формирование соответствующих компе-тентностных компонентов педагога-дефектолога.

З. В. Прошкова

Комфортность дошкольной образовательной среды: биографический анализ*

В рамках проектов «Дошкольное образование в Санкт-Петербурге», «Дошкольное образование как образовательный и жизненный ресурс современного российского человека», проводящихся в настоящее время Социологическим институтом РАН, ис-

* Исследование проводится при поддержке РГНФ по проектам «Дошкольное образование в Санкт-Петербурге», 08-03-00548а (рук. - З.В. Прошкова), «Социальная реальность в системах российского образования», 08-03-00578а (рук. - Г.И. Саганенко); РФФИ по проекту «Исследователь» в разных видах эмпирического социологического исследования», 09-06-00409а (рук. -З. В. Прошкова).

163

пользуются разного рода биографические материалы, и среди них -тридцать биографических сочинений «Образовательный путь», пятьдесят текстов «Моя жизнь в детском саду». Большинство авторов сочинений - студенты Санкт-Петербургского Государственного Университета культуры и искусств.

Для удобства написания и дальнейшего исследования текстов «Образовательный путь» информантам предлагалось осветить несколько тем, задавался специальный вопрос об опыте дошкольного образования. Сочинения «Моя жизнь в детском саду» были полностью посвящены ранней образовательной социализации: в инструкции по написанию мы просили указать, почему и в каком возрасте ребенка отдали в детский сад, негативные и позитивные события, воспитатели, друзья, образовательные программы, праздники, смена дошкольных образовательных учреждений, какое дошкольное образование информанты хотели бы дать собственным детям.

В социологических исследованиях, использующих биографические сочинения, наиболее очевидными аналитическими подходами являются чтение, редактирование и публикация текстов. Крайняя степень здесь - опубликование сочинений без каких-либо комментариев социолога. Наиболее распространенный вариант - неоднократное внимательное прочтение, формирование собственной исследовательской интерпретации материала и поиск цитат для подтверждения полученных выводов.

Анализ сочинений «Образовательный путь» проводился с помощью отечественной компьютерной программы ДИСКАНТ (диалоговая система классификации и анализа текстов). Дискант позволяет анализировать массивы неструктурированной информации: ответы на открытые вопросы анкеты, интервью и биографические сочинения.

Если говорить именно о сочинениях, то обработке в Дисканте легче всего поддаются тексты особого типа. Это не «совершенно свободные» повествования, а биографии, написанные по заранее предложенной исследователем схеме. В частности, для сочинений «Образовательный путь» было сформулировано задание: рассказать о дошкольном образовании, учебе в школе (позитивные события и конфликты, участие родителей, школьные предметы, смена школы, вечерняя школа), обучении в средних специализированных заведениях, выборе вуза, «образовании взрослых». Авторы могли выбрать свой способ рефлексии, но схема - это и инструмент помощи информантам.

В результате мы отобрали 30 текстов «Образовательный путь» с сопоставимыми характеристиками. Это позволило разработать структуру базы данных в программе Дискант; она состояла из 27 полей: поле «детский сад», восемь полей на «школьное образование»

164

(разные измерения ситуации), постшкольное образование, опыт работы, профессия, успех (достижение успеха через образование) и другие.

Преимущество Дисканта - возможность ввести на одну сторону поля смешанного формата текст (здесь - отрывок из сочинения), а с другой его стороны поставить один или несколько цифровых кодов, оценивающих содержание текста. Например, запись в поле «Детский сад» (1 - позитивная оценка, 2 - негативная, 3 - нейтральная, 4 - амбивалентная) может иметь следующее содержание: «Свое детство я провел в детском саду “Зайчик”, в котором моя мама была заведующей. Могу сказать, что нелегко быть “маменькиным сынком”. Общение со сверстниками просто сводилось на нет. Даже в дальнейшей жизни, когда я встречал одногруппников по садику, мы делали вид, что не узнавали друг друга|2». Итог обработки - статистические измерения опыта дошкольного образования и список всех случаев. Записи на полях можно перечитывать, редактировать, уточнять и изменять коды.

Важно отметить, что таким методом существенно преодолевается субъективное восприятие текстов. Так, даже после многократного прочтения сочинений «Образовательный путь» в редакторе Ворд у меня сохранялось впечатление, что детский сад для информантов - это тяжелое воспоминание. Однако после анализа выяснилось, что из 30-ти авторов только пять по-настоящему негативно оценивают дошкольное образование, в половине биографий - позитивная и нейтральная позиция.

Кодов для оценки содержания поля может быть несколько, и используются они одновременно - для уточнения смысла, поиска максимума биографических нюансов. Простой пример: поле «Школа: смена» (1 - есть смена школы, 2 - нет, 3 - негативное отношение к смене школы) - «Потом мою школу расформировали, и нас перевели в другую. Из-за смены жительства сменилась и эта школа. К сожалению, мне не удалось прижиться в новой школе. Вскоре я перестала посещать занятия (возобновила через несколько лет в вечерней школе).

Сочинения «Моя жизнь в детском саду» в настоящий момент организуются как база данных в системе Дискант, тексты используются в статье в качестве материала для методологического анализа биографического подхода.

Изучение проблематики дошкольного обучения носит ретроспективный характер, так как речь идет о событиях пятнадцати- и двадцатилетней давности. Рассказы обладают свойством уникальности и демонстрируют потенциал биографического метода в изучении системы дошкольного образования. Оказалось, люди очень хорошо помнят впечатления раннего детства и во взрослом возрас-

165

те могут передавать и анализировать их. Ключом к памяти информантов оказались вопрос о самых существенных позитивных и негативных событиях в детском саду и, как не странно, вопрос о еде (какие блюда нравились, какие ребенок не любил).

Биографический метод в изучении дошкольной проблематики потребовал полной включенности социолога-исследователя во все этапы исследования: замысел, разработка методики, сбор эмпирических материалов, анализ текстов, подготовка отчетов и публикаций. При интерпретации сочинений необходим большой ресурс эмпатии со стороны исследователя.

Один из интересовавших нас вопросов - почему детей отдавали в детский сад. Ответ здесь кажется настолько очевидным, что никто всерьез этой проблемой не задается: «Детский сад полагался некоторой обязаловкой, такой же нерефлексируемой, как и работа» (текст 17). Так, из трех не посещавших детский сад информантов лишь одного не хотели туда отправлять родители: «Ни в ясли, ни в детский сад меня не отдали. Мои родители считали, что дома с бабушкой мне будет гораздо лучше» (текст 6).

Здесь для сравнения современных культур интересно представить результаты интервью с родителями - представителями среднего класса США (дополнительный модуль исследования): «Сидеть с ребенком - это работа матери. Чем отдавать детей в детский сад, лучше вообще их не иметь. Ребенок должен получать любовь матери, ее не могут дать в дошкольном учреждении чужие люди. У нас детей отдают в детский сад только матери-одиночки или карьеристки». Наиболее распространенный американский вариант детского сада сегодня - на 2-4 часа в день - редко и неохотно используется родителями. На вопрос, а каким образом обеспечить детям общение с другими детьми в условиях мегаполиса, был предложен формат активного знакомства с другими родителями и организации детских вечеринок.

В пять лет американские дети уже начинают ходить в школу, причем в первые годы могут ограничить посещение 2-3 днями в неделю. Психологи, в том числе российские, оптимальным возрастом для отправки в детский сад считают четыре-четыре с половиной года, в любом случае не ранее трех лет.

Отечественные биографические обоснования первого уровня, почему детей устраивают в детский сад - у родителей не было возможности оставить ребенка дома, так как требовалось выйти на работу (матери), не нашлось доступных бабушек и дедушек. Компромиссным вариантом решения проблемы совмещения работы и воспитания ребенка в России является устройство матери на работу в детский сад: «В детстве я ходила в ясли, где моя мама была няней, она специально пошла в ясли, чтобы быть со мной и братом»

166

(текст 8). В последнем сочинении встретилась даже мама - заведующая детским садом (текст 30).

Интересно добавить, что с точки зрения родителей (в рамках проекта «Дошкольное образование в Санкт-Петербурге» в том числе опрашивались родители, имеющие актуальный опыт взаимодействия с системой дошкольного образования в городе), попасть в группу, где есть дети персонала детского сада - это удача, так как ко всем детям будут относиться более внимательно и заботливо; появляется основа для родительской солидарности.

Второй уровень мотивации (менее значимый) при устройстве ребенка в детский сад - найти общение с детьми, развить коммуникационные навыки, дать начальное образование. Он в целом совпадает с официальной позицией системы российского дошкольного образования, где главные функции - это воспитание и обучение детей, и на сегодня наиболее обсуждаемый вопрос - взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе подготовки к школе.

Конечно, в идею «развить коммуникационные навыки» родители в понимании информантов часто вкладывали тот смысл, что ребенок «должен подготовиться к суровым реалиям в школе, в случае чего мог бы дать отпор и вообще не был домашним идеалистом» (текст 11).

Для анализа комфортности пребывания в детском саду (для авторов сочинений) были введены градации: 1- позитивная оценка, 2-негативная, 3- нейтральная, 4- амбивалентная. Вопреки субъективному восприятию текстов исследователем, в пятнадцати сочинениях дана «нормальная» оценка ситуации своего детства (позитивная и нейтральная). Двенадцать человек оценили детсад негативным и смешанным образом.

«Хорошее» - это праздники, организуемые для детей и самими детьми; друзья и возможность общаться с представителями другого пола, игры, обучение, живой уголок.

«Негатив» - это невкусная еда, плохие бытовые условия (малые помещения, недостаток площадок для игр и прогулок), «злые» воспитатели, большое число детей, драки и трудности коммуникации, «тихий час» (большинство не любит), гендерные конфликты. Есть идея «несвободы», чрезмерной регламентированности образовательной среды: «Помню это ощущение, когда все приходится делать, как все, и ровно в то же время, когда все. Спать (скорее, притворяться, что спишь), есть, гулять, играть, когда это положено» (текст 23). Даже утренний подъем может породить чувство слишком раннего включения во взрослую жизнь: «Помню, что при всей любви к детскому саду я с трудом вставала утром - холодно, темно, жутко. Необходимость вставать и идти так давила, что во взрослом воз-

167

расте я сознательно выбрала профессию со свободным посещением и массой свободы в принятии решений, распоряжении временем» (текст 17).

Складывается впечатление, что негатив или занимает большой объем дошкольного образовательного пространства, или он производит очень сильное действие. «Счастливый» детский сад - это место, где много игр и праздников, снисходительные воспитатели, а во время тихого часа требуется веселиться тише, чем обычно. «Несчастный» детский сад - это «камера хранения» для детей в ожидании родителей вечером.

Почти все негативные события, представленные в биографических текстах, можно осмыслить как факторы раннего нарушения прав в системе дошкольного образования. Так, дошкольное образование формирует первые представления о неравенстве, поддерживает иерархию социальных позиций: «Уже тогда я отчетливо увидела, насколько по-разному к нам относятся воспитательницы, в зависимости от того, кем являются родители» (текст 7).

Родители (двадцать интервью с открытыми вопросами «Опыт родителей»), в свою очередь, часто в недоумении от распределения «внимания» к их детям. Одним из минусов государственного детского сада, по мнению родителей, также является жесткая ранжиро-ванность детей в обучении и на праздниках: «В группе у дочери есть «главная девочка», которая ведет все праздники, фронтвуменша во всех танцах, хотя танцев на утренниках много, а девочек не хватает, каждая могла бы раз солировать. Есть «вторая» девочка», «третья» и так далее. Дети и потом такую ситуацию воспроизводят, просто в жизни в детском саду. Мой ребенок вечно на скамейке запасных» (интервью 3).

Что интересно, авторы сочинений объясняют иерархию детей в детском саду статусом родителей, и это не противоречит мэйнстриму социологии образования, где основной тезис: уровень образованности человека в наибольшей степени определяется социальноэкономическим положением его семьи, то есть система образования служит воспроизводству социального неравенства в обществе (на наш взгляд, образование должно служить и способом выравнивания социальных шансов).

А вот современные российские родители не очень понимают принципы определения их детям того или иного места в детском саду: «Я узнала, почему вот эта девочка всегда вторая, у нее папа включен в родительский комитет. Но первая девочка, третья - вопрос. Мы очень небедные родители, наверное, единственные, кто всегда аккуратно за все платят. У меня впечатление, что именно наши деньги и раздражают воспитателей, для них «приподнимание» детей - метод поддержки малоимущих семей, честное слово, какая-

168

то классовая борьба, так как они и сами бедные. Но почему мы должны оплачивать развитие чужих детей?» (интервью 3).

Внутренние причины «ранжирования» детей в дошкольных образовательных учреждениях требуют своего исследования, но в комментариях родителей актуализируется и другая проблема. Дошкольное образование даже в рамках государственного детского сада сегодня отнюдь не бесплатное: даже если опираться на результаты нашего интервьюирования 20-ти семей, расходы на обучение ребенка в дошкольном образовательном учреждении в Санкт-Петербурге достигают 4-5 тысяч рублей в месяц. Родители не видят той отдачи от образования, какой бы хотели, есть несоответствие запроса предложению. Сохраняются худшие традиции «советских» детских садов при изменившейся социально-экономической ситуации, повысившихся амбициях родителей.

Детский сад может выступить механизмом социального отбора и социальной мобильности в системе образования: «В английскую школу меня взяли по недоразумению. В детском саду даже считали, что и пробовать не стоит. Но чего-то я им там в школе порассказал (басню “Ворона и лисица”, например), и меня все же взяли, несмотря на ужасную характеристику из детского сада» (текст 3). В настоящее время при существующей системе «приписки» к школе по микрорайонам официальное преимущественное право поступления в первый класс школы имеют дети, посещающие детский сад, являющийся дошкольным отделением среднего образовательного учреждения (как правило, гимназии или престижной специализированной школы).

Представляется, что селективная функция будет в российском дошкольном образовании только усиливаться, и начальные практики депривации в образовательном пути следует искать не только в школе, а на более ранних этапах обучения.

Конечно, в России сегодня проблема комфортности дошкольных образовательных учреждений заслоняется проблемой их доступности, но видеть и обсуждать различные практики, с которыми ребенок и родители сталкиваются в детском саду, очень важно. Именно комфортность ранней образовательной среды для детей, родителей, педагогов - основная в неакадемическом дискурсе тема: многочисленных журнальных и газетных статьях о пребывании в детском саду, на сайтах Интернет.

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.