УДК 316.422.4(470.23-25) Прошкова Зоя Вячеславовна
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Социологического института Российской академии наук
ВЫСОКОРЕЙТИНГОВЫЕ ШКОЛЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: КРИТЕРИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ [1]
Аннотация:
В статье проанализированы первичные данные в методах социологического опроса и сбора документов, доступных в интернете. Обзор проведен на примере исследования высокорейтинговых школ Санкт-Петербурга. Выявлены следующие характеристики исходных эмпирических массивов: уникальность, структурированность, «смещенность», а также тип актуализации данных.
Ключевые слова:
школьное образование, высокорейтинговые школы, социология образования, социология науки и инноваций, опрос, анализ документов в сети, первичные данные, критерии анализа эмпирических массивов.
Proshkova Zoya Vyacheslavovna
PhD in Social Science, Senior Research Associate, Social Science Institute, Russian Academy of Sciences
TOP-RATED SCHOOLS OF ST. PETERSBURG: CRITERIA OF RESEARCH SELECTION AND DATA SOURCES [1]
Summary:
The article analyses the primary data in the methods of sociological survey and collection of data available in the Internet. The survey is conducted by case study of the top-rated schools of St. Petersburg. The author considers the following characteristics of the initial empirical files: uniqueness, structuredness, "biasedness", and a type of data updating.
Keywords:
school education, top-rated schools, sociology of education, sociology of science and innovation, survey, analysis of Internet data, primary data, criteria of empirical files analysis.
Санкт-Петербург обладает развитой системой школьного образования с разными типами школ. Для семей, которые высоко ценят образование и образованность, есть возможность обучать детей в престижных учреждениях с физико-математической, гуманитарной и др. видами специализаций. Учащиеся популярных гимназий и лицеев побеждают на олимпиадах, обеспечивают своим заведениям первые места по результатам ЕГЭ. В 2015 г. топ «500 лучших школ России» возглавил физико-математический лицей № 239, впервые опередив московские средние образовательные учреждения (ОУ). Еще 20 школ Санкт-Петербурга вошли в список сильнейших [2].
Так что вопрос о критериях отбора высокорейтинговых ОУ города не особенно труден. Достаточно ознакомиться с топом и позициями интересующих социолога-исследователя школ. Однако важно определить, из чего складывается репутация гимназий и лицеев.
Как попасть в выборку высокорейтинговых школ. Топ «500 лучших школ России» составлен на основе результатов ГИА. Это объективный показатель, который логично дополнить выпускными испытаниями ЕГЭ. Информация доступна в сети, причем можно выстроить рейтинг школ по разным предметам. Родители, желающие найти детям подходящее ОУ в собственном районе, способны сами рассмотреть имеющиеся варианты.
В городе устойчиво лидируют физико-математические лицеи № 239 и 30, классическая гимназия № 610, лицей «Физико-техническая школа» Академического университета, гимназия «Земля и Вселенная» № 642 (с академическими классами в качестве подразделения школы), Аничков физико-математический лицей и другие ОУ. Поступление в эти школы связано с прохождением жесткого отбора, сдачей сложных тестов и экзаменов.
Как видим, все названные образовательные учреждения имеют специализацию. В приоритете углубленное математическое образование. Даже в школах с гуманитарной направленностью делают акцент на математике. Кроме того, в успешных ОУ практикуют преподавание нескольких иностранных языков, среди которых латынь (в гимназии № 610 - латынь и древнегреческий). Такие школы следуют принципам дореволюционных гимназий. Министр образования РФ Дмитрий Ливанов поддерживает эту линию, говоря, что изучение латыни и других иностранных языков «улучшает память и интеллект ребенка» [3].
Результаты ЕГЭ - не единственный показатель качества обучения, даже не всегда главный, поскольку эффект сегодня часто достигается усилиями репетиторов, а не школы. Важным критерием отбора высокорейтинговых ОУ является число победителей городских и всероссийских олимпиад. Сведения об интеллектуальных соревнованиях серьезно влияют на престиж
школы в глазах родительского сообщества. Репутация в городе и стране - устойчивая характеристика учебного заведения, не поддающаяся прямому измерению. Выводы о привлекательности школы можно делать на основе анализа отзывов родителей, дискуссий на тематических форумах, ответов интервью.
Качественное образование как фактор роста персонального и общественного человеческого капитала. Полезно задаться вопросом, почему высокорейтинговые школы представляют большой интерес для социологического исследования. Немногие смогут и захотят учиться в таких учреждениях. Как показывает исследовательский опыт, это дети из семей с развитыми ценностями образования и образованности [4, с. 227-228]. Решающее значение в России имеет даже не социально-экономический статус родителей, а продуманные активные семейные усилия по обучению детей с раннего возраста.
Изучение российских высокорейтинговых школ полезно для социологии образования, науки и инноваций. Общемировая тенденция - построение новой современной экономики, основанной на знаниях. Эта модель потребует работников, обладающих умениями и навыками инновационной личности. Такие люди вырастают в среде эффективного образования, способной стать фактором общественного прогресса. Их мало, но необходимо заботиться о росте интеллектуальной элиты с детства и за счет справедливых социальных лифтов. Вложения окупятся, поскольку приведут к улучшению качества человеческого капитала в стране. На персональном уровне человек получает огромный образовательный и профессиональный багаж.
На наш взгляд, анализ обучения в условиях высокорейтинговой школы существенно актуализирует роль института семьи в процессе социализации. При таком подходе мы начинаем видеть в родителях не только нянь и воспитателей, но и учителей, в целом очень активных участников образовательной системы. Именно семья сегодня объясняет ребенку, зачем и как нужно учиться, выбирает детский сад и начальную школу, выстраивает дальнейший образовательный маршрут. Сами дети принимают решение о поступлении в интересующую гимназию или лицей после окончания 7-го класса, не раньше. Так что переход в высокорейтинговое учебное заведение в 11-12 лет - инициатива родителей. Особенно учитывая высокую конкуренцию при сдаче вступительных экзаменов и необходимость подготовить ребенка к школе.
Особенности опросных данных о высокорейтинговых ОУ. Социологическое исследование сильнейших школ Санкт-Петербурга может опираться на самые разные источники данных. Первое, что приходит в голову, это взять интервью у родителей детей, учащихся в престижных лицеях и гимназиях города. А также провести экспертный опрос директоров и учителей. Это очень популярные методы сбора данных, которые можно дополнить и другими технологиями рефлексивного типа. Например, дневниковым исследованием или фокус-группой родителей.
Охарактеризуем первичную информацию в названных проектах. Критериями для анализа будут «тип актуализации данных», «смещенность данных», «структурированность данных» и «уникальность данных».
Первый показатель - «тип актуализации данных» - сообщает о способе получения информации. В рефлексивных методологиях данные инициируются исследователем. Содержание текстов определяется как исследовательским инструментом, так и респондентом. Влияние последнего тем значительнее, чем выше статус информанта. Обычно респондентам-экспертам дают высказаться полно и по собственному усмотрению. Возможность развернутой рефлексии выше в проектах качественного типа.
Родители учащихся высокорейтинговых школ, руководители и сотрудники ОУ имеют значительный ранг в исследовании. Компетентность респондентов сильнее знания проблемы социологом. По этой причине выбран метод интервью, а не анкета с закрытыми вопросами. Полученные тексты будут широко представлены в отчетных материалах и итоговых публикациях в качестве системы доказательств. В проектах схожего вида ответы информантов иногда издаются отдельной книгой. Как видим, характеристика «тип актуализации данных» оказалась прямо связана с таким участником опросного исследования, как «респондент».
Критерий «смещенность данных» указывает на степень соответствия получаемых информационных массивов исследуемой реальности [5]. Это проблема, уходящая корнями в философию и социологию знания. Термин «искажение» не подходит, так как в нем содержится негативная оценка качества данных и установка на преодоление искажений. Исследование не получает точный слепок реальности, но только ее отражение - всегда частичное, выборочное, с той или иной степенью приближения. Нельзя фиксировать смещение точно, есть шанс оценить его вероятность и определить характер.
Источниками влияния первичной информации в опросе могут оказаться сами вопросы, составленные без учета конкретной исследуемой ситуации. А также поведение респондента и ин-
тервьюера [6, с. 22]. Эмпирической методикой изучения высокорейтинговых школ стало интервью с примерным списком тематических блоков, которые планировалось обсудить с информантами. В ходе беседы, особенно с директорами, модератору пришлось подстраиваться под интересы и знания респондента. Некоторые темы поднимались информантами самостоятельно, возникли новые ракурсы. Релевантность содержания полученного эмпирического массива представляется высокой.
Можно ли было составить опросник точнее? Сначала казалось, что да, если провести два-три пилотажных интервью. Потом стало ясно, что пробное общение не дает прогноза бесед с другими информантами. Кроме того, правила социологического исследования исключают результаты пилотажа из общего массива данных. Для проекта о высокорейтинговых школах Санкт-Петербурга респонденты слишком ценны, и жертвовать материалами интервью было нерентабельно. Методика пилотажа в целях улучшения социологического инструмента сбора данных всегда полезна. И здесь тоже, но пробный замер не решил проблему разработки единого сценария интервью. Такая задача в нашем случае вряд ли достижима. Качественные проекты рефлексивного типа не стремятся к полному совпадению вопросов интервью [7, с. 23-24]. Разброс тем в опросе «Высокорейтинговые школы Санкт-Петербурга» возник именно из-за стремления преодолеть «смещенность данных» и получить информацию, близкую к реальности.
Это отличается от требований к надежности сведений в панельных обследованиях с репрезентативной выборкой [8, с. 121], где единый опросник или анкета входят в систему доказательств релевантности достигнутых социологических результатов.
Вариант смещения данных респондентом возможен. Разберем отклонения на примере интервью с родителями учащихся высокорейтинговых ОУ. Информанты не скрывают, что забыли о многих событиях дошкольного и начального школьного периодов, особенно если в раннем обучении участвовала вся семья. Максимально хорошо помнятся лишь текущие события и наиболее яркие моменты из прошлого. В частности, родители прекрасно воспроизводят историю поступления детей в престижную школу. Вспоминают усилия, затраченные на подготовку в процессе подготовки к экзаменам. Хорошо формулируют собственную и семейную мотивацию, приведшую к результату - поступлению в лицей или гимназию.
Для восстановления целостного образовательного пути личности инновационного типа необходимы лонгитюды. В нашем проекте использовались два таких эксперимента [9]. Первый -те же интервью, но повторного типа. С обращением к постоянным информантам (родителям), чтобы узнать о новых событиях в жизни ребенка. В нашем архиве появились истории, начавшиеся в детских садах и завершившиеся на данный момент обучением героев в классической гимназии № 610, академических классах школы № 642 и математическом лицее № 30.
Второй лонгитюд тоже относится к рефлексивным методикам - многолетнее ведение родительского дневника с записями об образовательной «карьере» своего ребенка. Трудно получить такой документ от интересующей нас аудитории. Респондентами становятся сами социологи, тоже относящиеся к целевой выборке родителей, желающих дать детям образование высокого качества. Такие тексты не страдают временными провалами в памяти. Смещенность данных возможна либо из-за психологических особенностей автора дневника (необъективность и т. п.), либо в периоды пропуска записей (как показал опыт, не более месяца). В целом лонгитюды восполнили массивы однократных интервью.
Наконец, возможно смещение исходной информации в опросном проекте о высокорейтинговых школах тем, кто проводит опрос. В данном случае в роли интервьюеров выступал сам исследовательский коллектив и приглашенные к сотрудничеству студенты-социологи. Здесь есть масса факторов, способных повлиять на результаты общения. Гендер, возраст, образование, жизненный и профессиональный опыт, взгляды и ценности интервьюера. Причем эти механизмы срабатывают по-разному в разговоре с информантами, тоже обладающими своими индивидуальными характеристиками. Мы заметили, что с молодыми родителями легче установить контакт интервьюерам-студентам. Семьи постарше, особенно если в беседе участвуют дедушки и бабушки, лучше общаются с более опытными интервьюерами-исследователями.
Критерий «уникальность данных» используется для анализа массовой и единичной информации. Проблема уникальности материалов (текстов интервью, ответов на анкеты, сочинений, документов и т. п.) редко обсуждается в социологии. Хотя эта характеристика определяет принципы работы с информацией, формирование выборки, историческую ценность получаемых социологических массивов. От «уникальности» первичных данных зависит и объем их представленности в конечных результатах исследования, сохранение - для субъектных источников - имен и конкретных целостных высказываний респондентов. Примером уникальной информации служит биогра-
фический материал. К нему тяготеют материалы наблюдения, глубинного интервью. Репрезентативный опрос получает «массовую» информацию, даже если среди респондентов есть известные значимые персоны. Контент-анализ может иметь дело с информацией разного рода.
Уникальность результатов интервью с директорами высокорейтинговых школ и родителями учащихся престижных ОУ Санкт-Петербурга выше средней. Это связано с малым объемом генеральной совокупности. По-настоящему сильных гимназий и лицеев в северной столице не более двадцати. Среди них встречаются уникальные образовательные проекты, которых нет в Москве и других российских мегаполисах. Таким учебным заведением, например, является классическая гимназия № 610, начавшая работать в 1989 г. Среди выпускников высокорейтинговых школ множество известных людей. Аттестат престижного ОУ занимает почетную позицию в любой успешной профессиональной карьере.
Получить от родителей информацию об участии ребенка в продвинутом образовательном проекте - удача для социолога. Это сведения о развитии качеств инновационной личности, эффективных механизмах социальной мобильности, готовности семьи к инвестированию в младшее поколение. Так что уникальность материалов опросов «Высокорейтинговые школы Санкт-Петербурга» объясняется самой темой исследования.
Критерий «структурированность информации» обращает внимание на степень целостности содержания текстов, получаемых в социологическом исследовании, меры делимости информации по каким-либо основаниям. От структурированности данных зависит вид информации на выходе, удобство статистической обработки. Наиболее высокой степенью «структурированности» обладают статистические данные, массивы стандартизованного опроса, формализованного наблюдения. Относительно хорошо структурированы тексты контент-аналитических исследований, полузакрытых интервью, анкетного опроса на базе открытых вопросов. Самой сложной и аморфной структурой обладают тексты нарративного интервью, личные неофициальные документы, материалы включенного наблюдения.
Разговор с родителями учащихся высокорейтинговых школ не был свободным повествованием, а проходил по плану. Сценарные ходы могли меняться, некоторые темы обсуждались в незапланированное время, другие исключались. В результате была получена информация «рыхлая», но вполне поддающаяся организации в виде базы данных в специальных компьютерных программах «Вега» и «Дискант». Удалось упорядочить высказывания информантов по отдельным общим вопросам, даже присвоить оценочные цифровые коды. Пример простого поля: «Посещал ли Ваш ребенок детский сад: да (1), нет (2)». Более сложный вариант: «Ваши планы на образовательное и профессиональное будущее ребенка». На этот вопрос мы получили длинные тексты с рассуждениями, прогнозами и некоторыми общими характеристиками. Так, больше половины родителей собираются после окончания школы отправить детей учиться за границу. Структурированность первичных данных оказалась выше, чем представлялось на этапе подготовки исследования.
Доступные виртуальные массивы данных о высокорейтинговых школах как тип наличной информации. Метод анализа документов не слишком популярен в социологии. Казалось бы, проще обратиться к имеющимся в обществе готовым материалам, нежели разрабатывать анкету и проводить опрос. Однако в доинтернетную эпоху документы быстро устаревали, требовали адаптации к интересам исследования, так что воспринимались в качестве дополнительного модуля к проектам. Чаще всего привлекалась статистика.
Сегодня глобальная сеть предоставляет массу возможностей для социологов [10]. Все высокорейтинговые школы в Санкт-Петербурге имеют свои сайты с полезной информацией. В группах «ВКонтакте» организовано общение родителей и учителей по классам. Кроме того, существуют ресурсы с рейтингами городских школ по результатам ЕГЭ и общественному мнению [11]. Там пользователи могут самостоятельно провести распределение образовательных учреждений по районам, дисциплинам, прочитать отзывы родителей о гимназии или лицее. Есть и сведения о победителях олимпиад.
Одним из полезных сетевых ресурсов стали результаты всероссийских математических и лингвистических конкурсов. Для социологического исследования это готовое ежегодное сплошное обследование российских школ. Здесь можно узнать не только об успешности учеников высокорейтинговых ОУ, но и сравнить достигнутые навыки и умения ребят из разных регионов страны.
Обращаем внимание на доступность и репрезентативность этого вида первичных социологических массивов. Исходные данные тяготеют к информации формализованного типа. Они уже хорошо структурированы, организованы в удобную электронную базу. Уникальность материалов разнится и требует обсуждения, хотя, на наш взгляд, бесспорна в известных всероссийских конкурсах на знание математики и русского языка «Кенгуру» и «Русский медвежонок».
Заключение. Первичные данные в социологическом проекте, посвященном высокорейтинговым школам, были получены методами опроса и анализа документов. Преимущество второго
способа - доступность и современность, так как в сети появилось множество полезных для социологии ресурсов. Исходная информация релевантна задачам исследования, в большинстве случаев имеет четкую структуру, репрезентативна и систематически воспроизводится. Технология неформализованного интервью, в свою очередь, позволила получить уникальные тексты с углубленным обсуждением тематики образовательного проекта.
Ссылки и примечания:
1. Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проекты 14-06-00445 «Первичные данные в разных видах социологического исследования», 13-06-00828 «Основные технологии социологических исследований»; Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга (проект «Мотивы обучения в высокорейтинговых школах Санкт-Петербурга»).
2. Рейтинг самых популярных школ Петербурга [Электронный ресурс] // Деловой Петербург. 2015. URL: http://www.dp.rU/a/2015/02/02/Rejting_samih_populjarnih/ (дата обращения: 02.02.2015).
3. Класс министра Ливанова (сегодня за парты сели 13 миллионов российских учеников) [Электронный ресурс] // Российская газета. 2015. URL: http://www.rg.ru/2015/09/01/livanov.html (дата обращения: 08.09.2015).
4. Прошкова З.В. Дошкольное образование как ресурс инновационного развития для современной России // Инновации в науке : материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. C. 222-228.
5. Прошкова З.В., Еременко Е.Д. Сравнительный анализ первичных данных в социологии: «смещенность» информации // Актуальные вопросы общественных наук. Новосибирск, 2015. С. 12-17.
6. Мягков А.Ю. Всегда ли респонденты говорят правду? // Социс. 2008. № 9. С. 20-31.
7. Саганенко Г.И. Сопоставление несопоставимого: обоснование типа сравнительного эмпирического исследования на базе открытых вопросов. СПб., 1997.
8. Ноэль Э. Массовые опросы: введение в технику демоскопии. М., 1978.
9. Прошкова З.В. Родительские практики освоения ранней образовательной среды (дневниковое исследование) [Электронный ресурс] // Universum: общественные науки : сетевой журнал. 2014. № 1 (2). URL: http://7universum.com/ru/so-cial/archive/item/913 (дата обращения: 14.12.2015).
10. Интернет-сайт как предмет социологического исследования: метод анализа интерактивных документов // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 16. С. 139-143.
11. Школы Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. URL: http://www.shkola-spb.ru (дата обращения: 28.10.2015).