Научная статья на тему 'Религиозная традиция и образовательные успехи учеников в польских католических школах: факторы развития негосударственного сектора образования'

Религиозная традиция и образовательные успехи учеников в польских католических школах: факторы развития негосударственного сектора образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIOLOGY OF EDUCATION / КАТОЛИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ / CATHOLIC SCHOOLS / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / SOCIAL CAPITAL / РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАДИЦИЯ / RELIGIOUS TRADITION / ПОЛЬША / POLAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Татьяна Анатольевна

Постсоциалистическая трансформация в странах Центральной и Восточной Европы способствовала разнообразию видов и форм получения образования, в том числе появлению частных учебных заведений. В настоящей статье представлены результаты качественного социологического исследования, направленного на изучение образовательных возможностей католических школ в Польше. Католические школы составляют значительную часть негосударственных учебных заведений в современной Польше. Когда родители выбирают для своих детей католическую школу, они, прежде всего, оценивают показатели качества образования. Но постоянно увеличивающееся число католических школ указывает на значение религиозных ценностей для семей среднего класса. Материалом для анализа стали данные полуструктурированных интервью с директорами и учителями школ в Варшаве и Гданьске, собранные в октябре 2015 апреле 2016 г. Социологическое исследование было сфокусировано на проблемах школьно-родительского партнерства и открытости школ для взаимодействия с общественными объединениями. В польском обществе семья и сообщества находятся под влиянием гетерогенных ценностей. В сфере образования наиболее востребована идея христианского персонализма, которая воплощается в практиках, ориентированных на запросы семьи. Приоритет образовательных характеристик не противоречит целям религиозного воспитания, которое способствует созданию благоприятной по отношению к детям атмосферы учебного заведения. Важным аспектом воспитательной программы католических школ является интеграция молодежи в религиозные общины и католические общественные объединения. Благодаря эффекту интеграционного замыкания, описанного у Дж. Коулмена, транслируется социальный капитал, конвертирующийся в академическую успешность выпускников католических учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS TRADITION AND STUDENTS' ACADEMIC SUCCESS IN POLISH CATHOLIC SCHOOLS: DEVELOPING A PRIVATE EDUCATION SECTOR

The ways of post-socialist transformation in the Central and Eastern European countries have promoted diverse forms of the educational institutions. Paper presents the results of a qualitative sociological research that analyses the academic success of Catholic schools in Poland. The most part of private educational institutions in modern Poland are Catholic schools. When parents choose school for their children, they evaluate the quality of education. An increasing number of Catholic schools indicate importance of the Catholic values for middle class families. Sociological research was based on interviews with teachers and principals in Catholic schools in Warsaw and Gdansk (November 2015 April 2016). Sociological analysis of school interactions with the family and the local community was focused on a broader consideration of education in terms of its openness and public accountability. Polish society, families and communities represents a complex configuration of heterogeneous values. In field of education the most important value is idea of Christian personalism. It is embodied in patterns which are oriented towards the family needs. Preference of educational characteristics for parents is compatible with goals of religious education. Main purpose for catholic schools is to contribute the creation of friendly-to-children environment educational institutions. An important element of the educational program in Catholic schooling is the integration of young people into religious communities and Catholic public associations. Due to the effect of the intergenerational closure described by J. Coleman, social capital is transferred to young generation and converted into the academic success of students of the Catholic schools.

Текст научной работы на тему «Религиозная традиция и образовательные успехи учеников в польских католических школах: факторы развития негосударственного сектора образования»

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАДИЦИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСПЕХИ УЧЕНИКОВ В ПОЛЬСКИХ КАТОЛИЧЕСКИХ ШКОЛАХ: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО

СЕКТОРА ОБРАЗОВАНИЯ

Власова Татьяна Анатольевна*

Кафедра социологии, Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия

Цитирование: Власова Т.А. (2017) Религиозная традиция и образовательные успехи учеников в польских католических школах: факторы развития негосударственного сектора образования. Журнал социологии и социальной антропологии, 20(3): 95-110.

Аннотация. Постсоциалистическая трансформация в странах Центральной и Восточной Европы способствовала разнообразию видов и форм получения образования, в том числе появлению частных учебных заведений. В настоящей статье представлены результаты качественного социологического исследования, направленного на изучение образовательных возможностей католических школ в Польше. Католические школы составляют значительную часть негосударственных учебных заведений в современной Польше. Когда родители выбирают для своих детей католическую школу, они, прежде всего, оценивают показатели качества образования. Но постоянно увеличивающееся число католических школ указывает на значение религиозных ценностей для семей среднего класса. Материалом для анализа стали данные полуструктурированных интервью с директорами и учителями школ в Варшаве и Гданьске, собранные в октябре 2015 — апреле 2016 г. Социологическое исследование было сфокусировано на проблемах школьно-родительского партнерства и открытости школ для взаимодействия с общественными объединениями. В польском обществе семья и сообщества находятся под влиянием гетерогенных ценностей. В сфере образования наиболее востребована идея христианского персонализма, которая воплощается в практиках, ориентированных на запросы семьи. Приоритет образовательных характеристик не противоречит целям религиозного воспитания, которое способствует созданию благоприятной по отношению к детям атмосферы учебного заведения. Важным аспектом воспитательной программы католических школ является интеграция молодежи в религиозные общины и католические общественные объединения. Благодаря эффекту интеграционного замыкания, описанного у Дж. Коулмена, транслируется социальный капитал, конвертирующийся в академическую успешность выпускников католических учебных заведений. Ключевые слова: социология образования, католические школы, социальный капитал, религиозная традиция, Польша

* E-mail: [email protected]

Проблемы повышения качества образования являются важной темой общественного обсуждения. В России сохраняется типологическое единообразие учебных учреждений, абсолютное большинство школ остаются государственными. В Польше трансформация системы образования в 1990-х гг. привела к появлению сети частных учебных заведений. Особую категорию среди них составляли католические школы. В настоящей статье представлен анализ соотношения образовательных и религиозных ценностей при определении организационных принципов деятельности католических школ. С одной стороны, при выборе школы решающее значение для учеников и родителей имеют образовательные показатели, такие как высокие баллы на выпускных экзаменах, доля выпускников, поступивших в высшие учебные заведения, место школы в национальном рейтинге. С другой стороны, воспитание молодежи в духе католических ценностей, в том числе в сфере образования, рассматривается в современной Польше как важная часть реконструированной национальной идентичности (Грыз 2016: 311; С1сЬо82 2013: 365-379; 0ве"№8ка 2012: 123). В контексте настоящего проекта более продуктивным представлялось использовать идею совмещения разнообразных ценностей. Внутрисемейное пространство является наиболее показательным примером такого рода сложной конфигурации ценностей. Современная семья находится в двойственном положении: с одной стороны, она испытывает социальное влияние, а с другой — имеет определенную степень автономии (Штошка 2014: 207). Конфигурация ценностей современных польских семей, которую описывает А. Митрега, отражает способы сочетания либеральных и традиционных ценностей в отношении идеалов семейного воспитания ребенка и распределения домашних обязанностей (Митрега 2010: 375-378).

Представленное исследование основывается на материалах качественных полуструктурированных интервью (Ы 24), которые были собраны автором в декабре 2015 — апреле 2016 гг. В интервью принимали участие директора католических школ, заместители директоров и учителя. Интервью проводилось во всех католических школах, администрация которых выразила согласие принять участие в исследовании. Согласие на интервью удалось получить в половине католических школ Варшавы. В трех школах директора дали разрешение на беседы с учителями. Степень открытости школ оказалась связана с их учредителями. Одна часть католических школ действует при братских и сестринских монашеских орденах. Вторая категория школ существует как часть католических приходов. Наконец, целая сеть школ связана с общественным объединением «Альянс семей», которое представляет собой часть общественного движения католической интеллигенции. Наиболее открытыми для исследования оказались именно эти школы, т. к. общественный характер их деятельности благоприятствует публичному

представлению образовательных и воспитательных результатов. Основной массив интервью был собран в католических школах Варшавы и ее пригородах (Легионово, Зомбки, Кобылце, Юзефув), одно интервью было проведено в Гданьске. В рамках исследовательского проекта не удалось получить согласие на опрос учеников школ и родителей. В ходе интервью сотрудники школ сообщали о наиболее распространенных взглядах, которые типичны для родителей учеников польских школ. Кроме того, мнения и оценки родителей оказались выражены в неформальных беседах.

В интервью обсуждались различные сферы деятельности негосударственных школ. В настоящей статье представлен анализ роли религиозной традиции как основного организационного принципа деятельности католических школ. Понимание термина «традиция» находится в русле идей Э. Хобсбаума. Традиция определяется как «совокупность общественных практик ритуального или символического характера, обычно регулируемых с помощью явно или неявно признаваемых правил; целью ее является внедрение определенных ценностей и норм поведения, а средством достижения — повторение» (Hobsbawm 1983: 48). Действия, которые представляют собой обычные практики, не нуждаются в подкреплении традицией. Поэтому попытки изобрести традицию сами по себе указывают на разрыв. Рассматривается проблема сочетания ценностей религиозной традиции и высоких образовательных результатов, которые являются наиболее значимыми для учеников школ, их родителей, а также для педагогического персонала учебных заведений.

Образовательные результаты и религиозная традиция как составляющие элементы социального капитала семьи

Осмысление двух десятилетий постсоциалистических реформ в Польше сопровождалось академической рефлексией несоответствия социальных и профессиональных ожиданий польской молодежи тем позициям, которые они в действительности занимают. Социологические исследования показывают, что и недавние выпускники школ, и представители старшего поколения связывают успешную профессиональную карьеру с образовательными результатами, которые, как предполагалось, молодые люди получают в школе (Bielska, Radziewicz-Winnicki, Roter 2005: 24). В национальных рейтингах наиболее высокие позиции получали те учебные заведения, которые были способны быстро менять траекторию развития, приспосабливаться к запросам учеников и их родителей. Католические школы рассматривались также как учебные пространства, предлагавшие выход из идеологического кризиса. Наполнение учебных планов школ темами, связанными с христианским наследием, указывало на стремление возродить ценности, связанные с европейской историей. Вопрос введения специального курса по изучению основ

христианской религии сразу стал предметом политических дебатов (Cichosz 2013; Maj 2002). Такого рода нововведения обсуждались как нарушение принципа светского характера школьного образования. Но сторонники введения культурологического курса, посвященного католичеству, считали, это изучение истории христианства укрепит гуманитарные предметы, связанные с изучением культуры.

Большинство католических учебных заведений позиционируют свои учебные программы как специализирующиеся на гуманитарных предметах и на изучении европейских языков. Привлекая финансовыми ресурсами в виде родительской платы, школы обеспечивают дополнительные уроки по первому и второму иностранным языкам. Этот компонент учебного плана школ высоко оценивается родителями. Поэтому католические школы, как правило, занимают высокие позиции в национальном рейтинге учебных заведений. Поскольку выпускные экзамены в гимназиях и лицеях предусматривают тестирование по польскому и иностранному (английскому) языку, ученики, имея возможность дополнительных занятий с хорошо подготовленными педагогами, показывают высокие результаты. 40 % школ, входящих в рейтинг 500 лучших учебных заведений Польши — это католические учебные заведения. При этом доля католических школ среди учебных заведений составляет всего 6 % (Smak 2014: 21).

Исследования в Польше подтверждают выводы, полученные в результате анализа особенностей обучения в католических школах США и Европы. Статьи Дж. Коулмена, опубликованные в 1980-х гг., продемонстрировали, что академический успех учеников католических школ в США был связан с индивидуальным характером обучения. Дж. Коулмен обнаружил эффект, который он назвал «интеграционное замыкание» (Coleman 1988: 110). Интеграционное замыкание возникает, когда родители и религиозная община могут включиться в процесс образования детей. В этом случае более успешно транслируется социальный капитал, и дети достигают академического успеха.

В США в 2000-е гг. политика в отношении католических школ была темой общественных дебатов. Родители-католики выражали недовольство тем, что католические школы закрываются. Но у школ не было возможности существовать только за счет родительской оплаты за обучение. Не каждая школа могла обеспечить достаточное финансирование. Значительное число в разных штатах закрылось или было переведено в статус государственных учебных заведений (Mulvey, Maloney, Cooper 2014: 30).

В отличие от США, где частные учебные заведения существуют несколько десятилетий фактически в неизменной форме, в Польше негосударственные школы стали символом социальных и политических изменений последних двадцати лет. Первые католические школы в Польше были открыты

в конце XIX в., но школы, связанные с сестринскими орденами (Назаретян-ки, орден Воскресения Иисуса), работали в течение всего социалистического периода, когда деятельность католических школ разрешалась только в рамках начального уровня образования. Еще одним условием работы католических школ был прием детей, которые имели сложности в освоении учебной программы или проблемы со здоровьем. Например, школа сестер Назарета, по словам директора, работала в полусекретном режиме. Официально в школе были начальные классы и профессиональное училище, в действительности девочки осваивали программу старших классов и сдавали выпускные экзамены.

В настоящее время родители и ученики совершают выбор в пользу католических школ, опираясь на индивидуальные или семейные образовательные стратегии. В рамках настоящего исследования представлено описание школьных практик сотрудничества с родителями и учениками, которые, по мнению учителей и представителей администрации, позволяют привлечь внимание к школе со стороны наиболее желательных семей. Католические ценности и социальные характеристики семьи выступают своеобразным маркером при формировании контингента учеников.

Особенности организации учебного процесса в негосударственных школах

В этом разделе будут рассматриваться организационные принципы работы частных школ в современной Польше. Следует отметить, что есть типологическая близость в основных принципах организации учебного процесса в польских школах, государственных и частных (светских и религиозных). Примечательно, что контролирующие органы собирают статистику о работе всех школ, никак не маркируя их статус. Все школы, государственные и частные, обязаны реализовывать государственный стандарт обучения и на этом основании они получают бюджетное финансирование. Директора частных школ оценивали объем получаемых средств как три четверти от тех сумм, которые получают государственные школы. Остальная часть бюджета частной школы формируется из родительской платы, размер которой варьируется от 600 до 1500 злотых. Размер родительской платы зависит от объема дополнительных занятий, предлагаемых в учебном заведении.

Разделение негосударственных школ на светские и религиозные заключается только в формулировке миссии, провозглашенной в уставных документах, в которых подчеркивается приверженность идеям христианского воспитания. Несмотря на условность формальных характеристик, принципы католического воспитания осознаются учителями и родителями как имеющие хоть и не первостепенную, но важную роль. Директора школ, рассказы-

вая об открытии учебного заведения, подчеркивали решающую роль желания родителей, инициативу которых поддерживали общественные организации (например, «Альянс семей») и приходские священники. Желание родителей трактовалось информантами либо как следование своего рода «моде», либо как свидетельство верности ценностям католического воспитания.

Среди причин, которые привлекают родителей и учеников в католические школы, в интервью чаще всего перечислялись следующие: высокий уровень обучения, благоприятная эмоциональная атмосфера, направленная на индивидуальное развитие учеников, нравственное воспитание в духе христианских ценностей.

В современной истории католических школ можно выделить два периода, когда новые учебные заведения открывались особенно активно. В 1990-х гг. возобновилась работа школ, действовавших до Второй мировой войны, а также по инициативе родителей был открыт целый ряд школ. Второй этап расширения сети католических школ последовал после реформы образования 1999 г. Введение уровня гимназии между начальной школой и лицеем (старшие классы школы) привело к реорганизации многих школ в Польше. На волне последовавших процессов слияния/ разделения появился целый ряд самостоятельных учебных заведений. Во второй половине 2000-х гг. новые школы открывались преимущественно в пригородах крупных городов (Варшавы, Кракова, Гданьска).

В католических школах количество учеников относительно невелико — иногда это совсем маленькие школы. По данным Управления образования Варшавы (Kuratorium Oswiaty w Warszawie), минимальное количество в католической школе — 8 человек, а наибольшее число — 310 учеников. Средний показатель составляет примерно 150-200 человек. В небольших негосударственных школах педагоги уделяют больше внимания каждому ученику, что привлекает родителей.

Информанты сообщали, что в католических школах программа, рекомендованная министерством, дополняется авторскими курсами, которые разработаны учителями. Частные учебные заведения могут использовать некоторое количество учебных часов, предлагая либо дополнительные курсы, либо дополнительные уроки по основным предметам (польскому языку, математике, истории, физике). В ряде интервью директора школ особенно выделяли программы изучения иностранного языка. Во всех школах, где удалось провести интервью, программы обучения предполагают углубленное изучение английского языка, а также второго и третьего иностранного языка (французского, русского, испанского, японского, китайского). В престижных школах существуют двуязычные программы на уровне гимназии и лицея, когда ряд предметов (математика, физика, химия, биология) преподаются на английском языке.

В отношении католических школ можно говорить о том, что они ориентированы на нужды каждого ученика. В одной из школ даже использовалось понятие «индивидуальный профиль» в качестве характеристики способа организации работы с учениками, представлявшей собой форму тьюторско-го сопровождения. Ученицы школы (в этом случае речь идет о школе для девочек) могли выбрать дополнительные уроки по любому из основных предметов учебной программы, чтобы либо наверстать пробелы в знаниях, либо углубленно изучить тот или иной предмет. В других интервью также упоминались как индивидуальные корректирующие занятия для отстающих учеников, так и специальные часы для подготовки к олимпиадам по учебным предметам.

Директора школ подчеркивали, что именно образовательные возможности являются решающими при выборе школы родителями. Еще одним, общим для всех информантов, утверждением было то, что дополнительные образовательные возможности существуют благодаря относительной автономии школ, которая, в свою очередь, основывается на финансовых возможностях школьного бюджета, формирующегося из фонда родительской платы за обучение. Другим элементом индивидуальной стратегии обучения являются внеучебные занятия. Все информанты подчеркивали большое количество кружков, которые действуют на базе школы. Вполне традиционные для учебных заведений занятия (спортивные секции, танцы, рисование, шахматы, хор, музыка) бывают дополнены достаточно экзотическими кружками (фехтование, верховая езда, кулинария). Максимальное количество дополнительных кружковых занятий приходится на начальные классы.

Заявленная в уставных документах миссия католических школ подчеркивает задачи помощи родителям в воспитании детей. На практике этот принцип воплощается в форме длительного пребывания младших школьников в учебном учреждении в течение дня. Все негосударственные школы ориентируются на потребности работающих родителей, которые должны быть на рабочем месте чуть раньше, чем начинаются учебные занятия, а освобождаются родители намного позже, чем заканчиваются уроки. Ученики начальной школы проводят в учебном учреждении более десяти часов, из которых на основные уроки затрачивается только четыре-пять.

Чем больше спектр дополнительных занятий, тем чаще школа привлекает «внешних» специалистов. От этого, в свою очередь, зависит необходимость дополнительной оплаты кружковых занятий. Из суммы родительской оплаты за обучение финансируется проведение тех занятий, которые проводятся учителями, составляющими штат школы. Это — способ увеличить их заработную плату. Если дополнительные занятия проводятся специалистами из художественной или музыкальной школы, спортивными тренерами, то родители оплачивают их взносами сверх родительской платы за учебу.

Администрация школ в различной степени сочетает практики привлечения «внешних» педагогов дополнительного образования и дополнительные уроки штатных учителей. В одних школах директора делают упор на занятость штатных педагогов, рассчитывая обеспечить им больший заработок, а родителей по возможности освободить от дополнительных затрат. Другие школы делают ставку на большое разнообразие занятий, с привлечением специально подготовленных педагогов, объясняя, что в этом случае качество дополнительных занятий более высокое.

В старших классах количество дополнительных занятий уменьшается. Как правило, остаются лишь занятия по учебным предметам. Повзрослев, ученики предпочитают заниматься музыкой, рисованием, танцами или спортом вне школы. Кроме того, считая своих детей-подростков более самостоятельными, родители отказываются от услуг длительного пребывания детей в школе.

Религиозные ценности и практики в католических школах

Решающее значение для родителей и учеников имеют показатели качества образования в школе. Однако рост числа католических школ указывает на то, что воспитание в рамках католических ценностей важно для определенной категории родителей. В этом разделе будут рассматриваться те аспекты деятельности католических школ, которые связаны с воспроизводством религиозных практик и ценностей.

Современные родители сталкиваются с проблемой совмещения разнородных ценностей и с противоречиями религиозного и секулярного мировоззрения. Поколение современных польских родителей, которые выбирают католическую школу, принадлежит к двум типам трансляции религиозно-национальной традиции. Одни, будучи сами воспитаны в рамках секулярной культуры социалистической Польши, в настоящее время большое значение придают процессу усвоения католических ценностей их детьми. В других семьях католические традиции сохранялись как альтернативный пласт национальной культуры, который вновь стал актуальным после падения социализма.

В уставных документах католических школ подчеркивается значение воспитательной программы учебных заведений в качестве продолжения семейного воспитания в русле католической традиции. Директора в ходе интервью определяли специфику школы через концепцию католического воспитания, но по-разному толковали его содержание и задачи. В ряде школ католический характер учебного заведения рассматривался как образовательный профиль. Но чаще сама воспитательная концепция имела статус самостоятельной программы, связанной с формирование национальной и религиозной идентичности: «Религиозное у нас, в нашей школе, сильно свя-

зано с патриотическим. Воспитание ребенка очень важно. Мы должны сформировать основы характера добропорядочного гражданина, поляка и католика. Родители этого хотят» (Жен., директор католической начальной школы, Варшава).

В других интервью католические ценности понимались в аспекте личностного развития детей, как своего рода «воспитание чувств», прежде всего готовности к сопереживанию и взаимной поддержке. Такая идеология востребована, прежде всего, в школах для девочек: «Нас интересует воспитание людей очень образованных, но которые также слушают свое сердце, которые не являются эгоистами; людей, которые настроены на сотрудничество с другими» (Жен., завуч католической школы, Юзефув).

Третья тенденция типична для школ, связанных с классическими монашескими орденами, где католическое воспитание понимается в качестве инструмента формирования нормативного поведения. Католическое воспитание рассматривается как средство профилактики социальной девиации: «Это негосударственная школа в ведении ордена, поэтому мы работаем на базе профилактической системы, основывающейся на религиозных ценностях. И главная наша задача, если речь идет о воспитании, то воспитывать хорошего, всесторонне развитого правильного человека» (Муж., директор католической гимназии, Легионово).

Несмотря на различие в трактовке статуса католического воспитания, школы имеют сходные практики, связанные с организацией религиозного опыта детей. Универсальными являются следующие черты: администрация школы требует согласия родителей на применение концепции католического воспитания по отношению к их детям, наличие курса по истории религии в учебном плане, проведение мероприятий с религиозным содержанием. Рассмотрим подробнее каждый из этих пунктов.

Как отмечалось выше, интенсивность религиозного опыта поляков и степень их вовлеченности в жизнь католического прихода различна. В то же время школы заинтересованы в увеличении количества учеников, т. к. это обеспечивает приток государственного и частного финансирования. Воплощается принцип: деньги приходят вслед за учеником. Поэтому, как правило, администрация не предъявляет жестких требований к вероисповеданию семьи и самого ученика. Большинство школ принимает детей на основании их интеллектуального и психологического развития, если речь идет о начальных классах, или на основании предыдущих оценок. Во всех интервью информанты подчеркивали существование политики открытых дверей в их школе и то, что школа готова принять любого ученика. Директора отмечали, что родителям достаточно согласиться с воспитательной концепцией учебного заведения, подписывая договор об обучении. Но само по себе письменно выраженное согласие предполагает, что вопросы о веро-

исповедании задаются и родителям, и ученику, а католический характер воспитания эксплицируется в качестве основания деятельности школы. В двух интервью католическое вероисповедание родителей было названо в качестве главного критерия при приеме ребенка в учебное заведение. В обоих случаях директора описывали ситуацию в школах «Альянса семей», где большое значение имеет приверженность родителей к ценностям католических общественных объединений. Кроме того, информанты сообщали о ситуации, когда существует конкурс при поступлении в первый класс начальной школы. Таким образом, католическое вероисповедание является одним из инструментов отбора учеников: «Мы очень долго и обстоятельно разговариваем, задаем родителям разные вопросы. Потому что, например, мы хотим проверить, действительно ли родители являются практикующими католиками. Потому что если нет, то потом могут быть разные конфликты и проблемы» (Жен., директор начальной школы Альянса семей, Варшава).

Объяснительной схемой для информантов служил тезис о преемственности принципов воспитания ребенка в семье и в школе. Однако в большинстве католических школ фильтры отбора являются менее строгими. В школах учатся дети из разных стран, поэтому в учебном учреждении не ставится задача добиться конфессиональной гомогенности. Напротив, католическая школа рассматривается как агент «работы» с семьей, когда через ребенка все члены семьи приобщаются к католической традиции.

Учебный план польских школ предусматривает переход на урочную систему обучения с четвертого класса. С этого момента по заявлению родителей ученик посещает либо уроки этики, либо занятия по религии. Последние представляют собой культурологический курс, затрагивающий различные формы религиозных верований. Хотя больше всего внимания уделяется учению и культовой практике католической церкви. Устав католических учебных заведений оговаривает обязательный выбор курса религии. Но его содержательное наполнение существенно варьируется. Помимо исторических и культурологических аспектов религии в учебную программу курса могут входить темы о святых и подвижниках, в частности, о патроне школы. Также ученикам обычно рассказывают о выдающихся личностях, сыгравших заметную роль в истории католической церкви, особенно о поляках, например, о кардинале С. Вышинском и папе Иоанне Павле Втором. Во всех школах, где были проведены интервью, даже в тех, в которых основные предметы преподавали светские учителя, уроки религии вели люди, связанные с церковью: приходские священники, монахи или монахини. При этом корпус учебников по предмету является общим для католических и светских школ. Поэтому, кроме занятий по предмету религии, в католических школах ученики принимают участие в специфических видах деятель-

ности и мероприятиях, которым информанты тоже придавали большое значение.

Во всех католических школах день начинается с краткой молитвы, которую проводит классный руководитель. Сбор учеников на ежедневную молитву имеет двоякий смысл. Во-первых, это часть повседневной практики и коллективного религиозного взаимодействия. Но, во-вторых, преследуются и чисто организационные цели, т. к. учителя используют время перед началом уроков для объявлений, замечаний, решения различных вопросов. Крупные школы располагают специальным помещением, которое служит внутренней часовней (карНса), другие школы соседствуют с церковью (ко^йб!:). Как правило, в церквах или часовнях проводятся пятничные богослужения и торжественные религиозные мероприятия, посвященные католическим (рождество, пасха) или национальным (день независимости, день конституции) праздникам. В школах, работающих при церковном приходе, его персонал берет на себя организацию религиозных мероприятий.

Последовательность католических праздников, связанная с выходными днями и каникулами, определяет календарь школьных мероприятий. Начало и окончание учебного года отмечается торжественными службами. Конечно, в некоторых школах связь католических и школьных праздников ощущается сильнее, в других — слабее: «Школьный год тоже связан с началом литургического года. Каждый месяц посвящен чему-то, например, весь декабрь, в школе мы готовимся к Рождеству» (Муж., директор католической начальной школы и гимназии, Варшава).

Адвент* и ретрит**, предшествующие главным религиозным праздникам, Рождеству и Пасхе соответственно, признаются информантами в качестве основных школьных мероприятий. Предрождественские мероприятия проходят в школе или в церкви. А перед Пасхой организуются короткие поездки (3-4 дня) в церковные общины или монастыри, постоянно сотрудничающие со школами. Программа таких поездок, которые в школах называют реколлекциями***, похожа на тематические смены детского лагеря. Она не

* Адвент — время поста и покаяния, предшествующее празднику Рождества в католичестве (ок. четырех недель).

** Ретрит (букв. обозначает уединение) — времяпрепровождение, посвященное духовной практике. Обычно во время Великого поста.

*** Реколлекция (от лат. гесо1%еге — вновь собирать) — в католичестве понятие, применяемое к достаточно широкому кругу религиозных практик от духовных размышлений до участия в паломнических поездках, приуроченных к важным религиозным событиям. Существует традиция проводить реколлек-ции в монастырях и специальных духовных учреждениях.

ограничивается религиозными службами и беседами со священником. Значительная часть дня во время таких поездок заполнена общением, конкурсами, песнями под гитару. Подобные поездки проводятся для молодежи и в период школьных каникул. Но летние мероприятия не связаны со школами. Координируют летние поездки либо церковные приходы, либо религиозные ордена, либо католические общественные организации.

Количество и регулярность религиозных мероприятий зависит от характера взаимодействия школы и религиозных организаций. Наиболее интенсивное сотрудничество демонстрируют орденские школы. Это объясняется тем, что руководство школами носит координированный характер, оно может поддерживаться благодаря международным связям, т. к. мужские и женские католические ордена представлены в разных странах Европы и мира. Поэтому орденские школы опираются на разнообразные ресурсы, которые составляют их социальный и культурный капитал. Роль здесь играет то, что педагогический персонал, представленный монахами и монахинями, не уходит в летние отпуска, как светские учителя, и готов предлагать возможности для организации летней занятости детей.

Тем не менее, администрация всех католических школ организует религиозные мероприятия в течение учебного года. Информанты упоминали встречи со священниками и беседы на моральные темы. В некоторых школах такие занятия имеют систематический характер. Директора говорили о том, что в учебном заведении действует библейский кружок, занятия также могут называться «библейская группа», «библейские чтения» или «библейский час». В этом случае занятия включаются в еженедельное расписание дополнительных уроков. В информационной сети, объединяющей варшавские школы, регулярно появляются сообщения об общегородских конференциях для школьников и выступлениях, посвященных библейской тематике. В школе дети могут подготовиться к обряду конфирмации*, который происходит в часовне школы или в ближайшей церкви. Подготовка к конфирмации тоже происходит в школе, она включает беседы, информацию о католических догматах и обрядах.

С католическими ценностями информанты связывали волонтерские программы, в которых участвуют ученики школ. Некоторые мероприятия проводятся как часть глобальных мероприятий международного характера, например, акции фонда Иоанна Павла второго, который ежегодно привлекает католическую молодежь к сбору средств в помощь нуждающимся. Примерно половина католических школ размещают на своих сайтах ссылки на

* Конфирмация (от лат. утверждение) — у католиков обряд приема, посвященный таинству миропомазания. Принимается в сознательном возрасте и требует подготовки под руководством священника.

акции волонтерских программ. Некоторые школы сотрудничают с конкретными активистскими объединениями, чья помощь направлена на определенную категорию людей (пожилые, люди с аутизмом или с синдромом Дауна). Например, в школе сестер-назаретянок приходят благотворительные акции в помощь пожилым людям с ментальными заболеваниями. Отслеживание работы сайтов также давало примеры ситуативной взаимопомощи: объявлялся сбор средств и предметов первой необходимости в пользу семьи одной из учениц, пострадавшей при пожаре. В объявлении сбора средств содержались призывы двум типам солидарности: религиозной и общественной.

Таким образом, католический характер частных школ воплощается в программах воспитания. Миссия католических школ определяется как дополнение, или даже восполнение дефицита, по отношению к усвоению религиозных ценностей в семье. Организационные принципы деятельности католических школ создают основу для их успешного функционирования и востребованности со стороны родителей. Источником высоких образовательных результатов является возможность ориентироваться на индивидуальные запросы учеников и интересы семьи. Относительная автономность учебных учреждений позволяет выстраивать гибкий учебный план, дополнять его учебными и внеучебными занятиями. Однако развитие основных направлений деятельности школ зависит от объема доступных ресурсов, формирующихся из фонда родительской платы. Школьная программа воспитания реализуется путем сочетания основных и дополнительных занятий по предмету «религия», организации регулярных и разовых мероприятий, приуроченных к событиям жизни приходских и монашеских общин, а также участии в благотворительных акциях. При этом, признавая большое значение воспитательной функции католических школ, директора и учителя, ученики и родители связывают основные задачи школ с образовательной деятельностью.

Роль школы в возрождении религиозных традиций в России особенно активно обсуждалась в период введения курса «Основы религиозных культур и светской этики». В условиях государственной системы школьного образования дебаты об учебном и воспитательном содержании курса выходили на обсуждение вопроса о роли церкви и государства. Опыт католических школ Польши показывает иной путь реализации похожей тенденции, когда может быть предложена альтернатива: государственная школа, негосударственная светская школа, негосударственная католическая школа. Тогда родители или ученик могут использовать пространство образовательных учреждений для транслирования религиозных ценностей в относительной автономии от политического поля.

Выражение благодарности

Исследование проводилось в рамках стажировки по программе академического обмена Erasmus Mundus Aurora

Литература

Грыз Р. (2016) Римско-католическая церковь в Польской Народной Республике (1944/45-1989): формы сосуществования с режимом и роль идейной оппозиции. Государство. Религия. Церковь в России и за рубежом, 3(34): 11-43.

Митрега А. (2010) Современная польская семья: вызовы и риски постмодерна. Журнал исследований социальной политики, 8(3): 373-392.

Bielska E., Radziewicz-Winnicki A., Roter A. (2005) Social and Educational Problems in Poland (Essays and Chosen Conceptions at the Background of the EU Accession). Katowice: Colonel.

Cichosz W. (2013) Mozliwosci dialogu wychowania chrzescijanskiego ze wspolczesna educacja Polska. Krakow: Pelplin.

Coleman J.S. (1988) Social Capital in the Creation of Human Capital. American Journal of Sociology, 94: 95-120.

Hallinan M., Kubitschek W.N. (2012) A Comparison of Academic Achievement and Adherence to the Common School Ideal in Public Schools. Sociology of Education, 85: 1-22.

Hobsbawm E. (1983) Introduction. Inventing Traditions. In: Hobsbawm E., Ranger T. (eds.) The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press.

Maj A. (2002) Szkolnictwo katolickie w IIIRP (1989-2001). Wazszawa: Wydawnictwo Uniwersytetu Waszawskiego.

Mulvey J.D., Maloney A.T., Cooper B.S. (2014) Blurring the lines: Charter, Public, Private and religious Schools Coming together. Charlotte: Information Age Publishing.

Osewska E. (2012) The Current Situation of Education Profession Development of RE Teachers in Poland in the Context of the Social Challenges. The Person and the Challenges, 2: 123-131.

Smak M. (2014) Czynniki warunkuj^ce zainteresowanie szkolami katolickimi. Opuscula sociologica, 4: 17-29.

Wronska K. (2014) The Polish Family in View of the Idea of a Civil Society, in Religion long forgotten. In: Stepkowski D., Murzyn A. (eds.) The importance of religion in education towards civil society. Cracow: Impuls: 207-223.

RELIGIOUS TRADITION AND STUDENTS' ACADEMIC SUCCESS IN POLISH CATHOLIC SCHOOLS: DEVELOPING A PRIVATE EDUCATION SECTOR

Tatiana Vlasova*

Department of Sociology, Udmurt State University, Izhevsk, Russia

Citation: Vlasova T. (2017) Religioznaya traditsiya i obrazovatel'nyye uspekhi uchenikov v pol'skikh katolicheskikh shkolakh: faktory razvitiya negosudarstvennogo sektora obra-zovaniya [Religious tradition and students' academic success in Polish catholic schools: developing a private education sector]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 20(3): 95-110 (in Russian).

Summary. The ways of post-socialist transformation in the Central and Eastern European countries have promoted diverse forms of the educational institutions. Paper presents the results of a qualitative sociological research that analyses the academic success of Catholic schools in Poland. The most part of private educational institutions in modern Poland are Catholic schools. When parents choose school for their children, they evaluate the quality of education. An increasing number of Catholic schools indicate importance of the Catholic values for middle class families. Sociological research was based on interviews with teachers and principals in Catholic schools in Warsaw and Gdansk (November 2015 — April 2016). Sociological analysis of school interactions with the family and the local community was focused on a broader consideration of education in terms of its openness and public accountability. Polish society, families and communities represents a complex configuration of heterogeneous values.

In field of education the most important value is idea of Christian personalism. It is embodied in patterns which are oriented towards the family needs. Preference of educational characteristics for parents is compatible with goals of religious education. Main purpose for catholic schools is to contribute the creation of friendly-to-children environment educational institutions. An important element of the educational program in Catholic schooling is the integration of young people into religious communities and Catholic public associations. Due to the effect of the intergenerational closure described by J. Coleman, social capital is transferred to young generation and converted into the academic success of students of the Catholic schools.

Keywords: sociology of education, catholic schools, social capital, religious tradition, Poland

Acknowledgements

This project was supported by Erasmus Mundus Aurora.

* E-mail: [email protected] THE JOURNAL OF SOCIOLOGY AND SOCIAL ANTHROPOLOGY

References

Bielska E., Radziewicz-Winnicki A., Roter A. (2005) Social and Educational Problems in Poland (Essays and Chosen Conceptions at the Background of the EU Accession). Katowice: Colonel.

Cichosz W. (2013) Mozliwosci dialogu wychowania chrzescijanskiego ze wspolczesna educacja Polska. Krakow: Pelplin.

Coleman J.S. (1988) Social Capital in the Creation of Human Capital. American Journal of Sociology, 94: 95-120.

Gryz R. (2016) Rimsko-katolicheskaja cerkov' v Pol'skoj Narodnoj Respublike (1944/451989): formy sosushhestvovanija s rezhimom i rol' idejnoj oppozicii [Catholic Church in the People's Republic of Poland (1944/45-1989): Forms of Co-Existence with the Regime and the Role of Ideological Opposition]. Gosudarstvo. Religiya. Tserkov v Rossii I za rubezhom [State. Religion. Church in Russia and abroad], 34(3): 11-43.

Hallinan M., Kubitschek W.N. (2012) A Comparison of Academic Achievement and Adherence to the Common School Ideal in Public Schools. Sociology of Education, 85: 1-22.

Hobsbawm E. (1983) Introduction. Inventing Traditions. In: Hobsbawm E., Ranger T. (eds.) The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press.

Maj A. (2002) Szkolnictwo katolickie w III RP (1989-2001). Wazszawa: Wydawnictwo Uniwersytetu Waszawskiego.

Mitrega A. (2010) Sovremennaya pol'skaya sem'ya: vyzovy i riski postmoderna [Modern polish family: challenges and threats of post-modernity]. Zhurnal issledovaniy sotsial'noy politiki [The Journal of Social Policy Studies], 8(3): 373-392.

Mulvey J.D., Maloney A.T., Cooper B.S. (2014) Blurring the lines: Charter, Public, Private and religious Schools Coming together. Charlotte: Information Age Publishing.

Osewska E. (2012) The Current Situation of Education Profession Development of RE Teachers in Poland in the Context of the Social Challenges. The Person and the Challenges, 2: 123-131.

Smak M. (2014) Czynniki warunkuj^ce zainteresowanie szkolami katolickimi. Opuscula sociologica, 4: 17-29.

Wronska K. (2014) The Polish Family in View of the Idea of a Civil Society, in Religion long forgotten. In: Stepkowski D., Murzyn A. (eds.) The importance of religion in education towards civil society. Cracow: Impuls: 207-223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.