Научная статья на тему 'Система воспитания в католических школах Италии'

Система воспитания в католических школах Италии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CATHOLIC SCHOOLS / EDUCATION / SYSTEM OF EDUCATION / EDUCATIONAL POTENTIAL / КАТОЛИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ / ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Десятов К.А.

Статья посвящена педагогическому осмыслению проведенного наблюдения над системой воспитания ряда современных католических школ Италии. Внимание автора обращено на принадлежность частных католических школ Италии к различного рода общественно-конфессиональным течениям. Эта особенность школ Италии предполагает, что в своих воспитательных построениях они следуют идеям и методологическим принципам основателей данных движений. В статье на конкретных примерах проанализированы характеристики воспитательного потенциала католических школ, показана взаимосвязь компонентов их воспитательных систем, сделаны выводы об общем и особенном в выстраивании системы воспитания в школах, принадлежащих разного рода движениям. Результатом анализа стал вывод автора о соответствии воспитания в современных школах Италии тому пониманию принципа культуросообразности, который свойственен и православной педагогической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF EDUCATION IN ITALIAN CATHOLIC SCHOOLS

The work studies pedagogy, based on reasoning of the observation made on the system of education of a number of modern Catholics schools in Italy. The author focuses on the belonging of private Italian catholic schools to social and religious currents. This feature means that in these Italian schools the educational methods are based on views of their founders. Characteristics of the educational potential of Catholic schools have been analyzed on the grounds of concrete examples, while the correlation of components of educational systems was visualized. The author makes a conclusion about similarities and differences of forming the education system in schools, which belong to variety currents. As the result of the analysis, the author believes that education in the modern schools in Italy corresponds with that principle of cultural conformity, which is inherent in Orthodox pedagogical culture.

Текст научной работы на тему «Система воспитания в католических школах Италии»

6. Gorbunova I.B. 'Estetika: informacionnyj podhod Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 2: 86 - 90.

7. Gorbunova I.B. Muzykal'nyjzvuk: monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «SOYuZ», 2006.

8. Gorbunova I.B., S.V. Chibirev. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: k probleme modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva: monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2012.

9. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu., Chibirev S.V. Modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013, 4 (75): 16 - 24.

10. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Komp'yuternoe modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2014, 168: 84 - 93.

11. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015, 12: 411 - 415.

12. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015, 22: 125 - 131.

13. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 8: 238 - 249.

14. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.

15. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.

16. Gorbunova I.B. -Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2007; 1: 47 - 51.

17. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo vospitaniya i obrazovaniya. Pedagogika i psihologiya, kul'tura i iskusstvo: problemy obschego i special'nogo gumanitarnogo obrazovaniya: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2013: 7 - 12.

18. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke pedagoga-muzykanta. Problemy muzykal'noj nauki. 2014; 3 (16): 5 - 10.

19. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Individual'nyj obrazovatel'nyj marshrut shkol'nika i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015, 21: 132 - 136.

20. Berger N.A. Chelovek i muzyka vXXI veke. Predposylki obnovleniya obrazovatel'nojparadigmy: monografiya. Sankt-Peterburg, 2010.

21. Berger N.A. Sovremennaya koncepciya i metodika obucheniya muzyke (Golos not). Sankt-Peterburg: Karo, 2004.

22. Gruber R. Vseobschaya istoriya muzyki. Izdanie 3-e. Moskva, 1965.

23. Onegger A. O muzykal'nom iskusstve. Leningrad, 1985.

24. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v Shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10 (2): 22 - 34.

25. Ostrovskij A.L. Metodika teoriimuzykiisol'fedzhio. Leningrad, 1970.

26. Berger N.A., Yacentkovskaya N.A. Ne imeya analoga v proshlom. Muzyka v provincii: tradicii bytovaniya i perspektivy hudozhestvennogo obrazovaniya: materialy vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii. Glavnyj redaktor M.L. Kosmovskaya. Otvetstvennyj redaktory V.A. Lapteva, L.A. Hodyrevskaya, Kursk, 2013: 15 - 18.

27. Gorbunova I.B. Muzykal'nyjkomp'yuten monografiya. Sankt-Peterburg: «SMIO Press», 2007.

28. Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyj komp'yuter v detskoj muzykal'noj shkole: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2003.

29. Belov G.G. , Gorbunova I.B., A.V. Gorel'chenko. Muzykal'nyj komp'yuter (novyj instrument muzykanta): uchebnoe posobie dlya 10-11 klassov obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Pobeditel' konkursa po sozdaniyu uchebnoj literatury novogo pokoleniya dlya srednej shkoly, provodimogo NFPK - Nacional'nym fondom podgotovki kadrov i Ministerstvom obrazovaniya. Sankt-Peterburg: «SMIO Press», 2006.

30. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Arhitektonika muzykal'nogo zvuka: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2009; T. 1.

31. Gorbunova, I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Muzykal'nye sintezatory: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2010; T. 2.

32. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Muzykal'nyj komp'yuter: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011; T. 3.

33. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Informacionnye tehnologii vmuzyke. Muzyka, matematika, informatika: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2013; T. 4.

34. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O matematicheskih metodah v issledovanii muzyki i podgotovke muzykantov. Problemy muzykal'noj nauki. 2013; 1 (12): 272 - 276.

35. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka: Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2013; T. 1.

36. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo: teoriya ipraktika. Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014.

37. Voronov, A.M. Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko M.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013, 5 (76): 240 - 246.

Статья поступила в редакцию 25.11.15

УДК 371.4

Desyatov K.A., postgraduate, Saint Tikhon's Orthodox Humanities University (Moscow, Russia), E-mail: elgringoloco@mail.ru

THE SYSTEM OF EDUCATION IN ITALIAN CATHOLIC SCHOOLS. The work studies pedagogy, based on reasoning of the observation made on the system of education of a number of modern Catholics schools in Italy. The author focuses on the belonging of private Italian catholic schools to social and religious currents. This feature means that in these Italian schools the educational methods are based on views of their founders. Characteristics of the educational potential of Catholic schools have been analyzed on the grounds of concrete examples, while the correlation of components of educational systems was visualized. The author makes a conclusion about similarities and differences of forming the education system in schools, which belong to variety currents. As the result of the analysis, the author believes that education in the modern schools in Italy corresponds with that principle of cultural conformity, which is inherent in Orthodox pedagogical culture.

Key words: Catholic schools, education, system of education, educational potential.

К.А. Десятое, аспирант каф. педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского

гуманитарного университета, г. Москва, E-mail: elgringoloco@mail.ru

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ В КАТОЛИЧЕСКИХ ШКОЛАХ ИТАЛИИ

Статья посвящена педагогическому осмыслению проведенного наблюдения над системой воспитания ряда современных католических школ Италии. Внимание автора обращено на принадлежность частных католических школ Италии к различного рода общественно-конфессиональным течениям. Эта особенность школ Италии предполагает, что в своих воспитательных

построениях они следуют идеям и методологическим принципам основателей данных движений. В статье на конкретных примерах проанализированы характеристики воспитательного потенциала католических школ, показана взаимосвязь компонентов их воспитательных систем, сделаны выводы об общем и особенном в выстраивании системы воспитания в школах, принадлежащих разного рода движениям. Результатом анализа стал вывод автора о соответствии воспитания в современных школах Италии тому пониманию принципа культуросообразности, который свойственен и православной педагогической культуре.

Ключевые слова: католические школы, воспитание, система воспитания, воспитательный потенциал.

Как и в современной России, в Италии значительная часть населения причисляет себя к христианству, продолжает оставаться активными прихожанами, участвующими в церковных служениях. У этой части населения, как и в России [1], есть свои запросы на нравственное развитие подрастающего поколения, а также есть и продолжает оставаться желание дать детям религиозное (католическое)воспитание.

Католические школы в Италии имеют, как и в России, многовековую историю становления и развития. Однако, в отличие от российских школ, они не прерывали своего существования, и в современной системе образования Италии школам, имеющим религиозную (католическую) ориентацию, отводится значительное место. Религиозные дисциплины преподавались во всех итальянских школах, начиная с окончательной христианизации Италии и заканчивая реформой 1907 года, когда религиозные предметы были упразднены в государственных учебных заведениях. Однако в католических семьях остается потребность в специальных католических школах, где дети могли бы получить должное религиозное образование. В настоящее время итальянские католические школы имеют статус негосударственных, частных школ, где, как и в России, учащиеся обучаются за определенную плату.

В рамках нашего исследования, посвященного сравнительному анализу систем воспитания в конфессионально-ориентированных школах России и Италии (православных и католических соответственно), была организована педагогическая экспедиция. В ходе её проведения для накопления и фиксирования материала были проведены наблюдения и исследовательские беседы с руководством и учителями четырех католических школ Италии.

Необходимо отметить, что различные католические школы Италии принадлежат к различного рода церковным движениям внутри Католической церкви. Одним из наиболее известных в Италии является движение «Общение и Освобождение» (Сотипюпе е Liberazione), основанное в 1950-х годах католическим священником, теологом, отцом Луиджи Джуссани, профессором Католического Миланского университета Святого Сердца. Отец Луиджи Джуссани, получив духовное образование, несколько лет сам преподавал в семинарии, был и обычным учителем в средней школе. Его педагогическая деятельность, внимание к проблемам подростков и молодежи, которые в 50-80-ее годы начали активно отдаляться от религии, равнодушно и отстраненно относясь к ней, побудили его заняться, в том числе и миссионерской деятельностью, привели к размышлениям о путях религиозного воспитания в современной действительности, что нашло отражение в его проповедях и книгах.

Ведущим «теологическим посылом» выстроенной Л. Джуссани концепции воспитания стала мысль о том, что вера не противоречит разуму, она - разумное признание бытия как Тайны. Исходя из этого, с позиций разума, то есть критически, Л. Джуссани призывал молодёжь подходить ко всем вопросам, в том числе и к вере, и к традиции. Но при этом критика не должна быть тотальной, приводящей к нигилизму, а выявляющей основы существования человека, что, по мнению Джуссани, ведёт к пониманию изначальной зависимости человека от другого, к познанию Бога. И именно этот опыт живого человека, направленный на постижение реальности, составляет суть христианской жизни. Джуссани уверен, что, вопрошая, молодой человек непременно придет ко Христу, потому что именно Он есть ответ на все вопросы. Любое дело с осознанием своей зависимости от Христа приобретает, таким образом, сакральное значение и способствует духовному развитию личности, ведёт к внутренней свободе, освобождая от зависимости от окружающего мира. С этой точки зрения общение во Христе (в церковной среде) есть, по мнению отца Луиджи, одновременно и освобождающий фактор, и основной метод воспитания.

Выстраивая свою воспитательную концепцию, отец Луиджи Джуссани сформулировал четыре основных методологических принципа воспитания современных подростков в католической среде: предложение традиции жизни как гипотезы, объясняю-

щей смысл реальности; присутствие реального и определенного авторитета, который последовательно осуществляет процесс воспитания в традиции; побуждение подростка к проверке гипотезы (традиции жизни) своим опытом с целью формирования у них подлинных убеждений; «принятие все нарастающего, но взвешенного риска самостоятельного сопоставления гипотезы с реальностью в сознании подростка, что является единственным условием для созревания его свободы» [2, с. 112 - 113].

Именно такому подходу к воспитанию следует одна из самых известных католических школ в Италии <^а Тгасаа». Заметим, что воспитательный потенциал любого воспитательного субъекта может быть описан с помощью модели, включающей такие компоненты, как: аксиологический, телеологический, концептуальный, методический, интерактивный (Д.В. Григорьев) [3]. Аксиологический компонент - это ценности, которые лежат в основе воспитательных действий педагогов и транслируемые подрастающему поколению. Поскольку школа <^а ^асаа» изначально создавалась как католическая, исходя из запросов родителей, нуждающихся в хорошей школе, которая могла бы объединить детей из разных городов и дать им образование в контексте католической культуры, то, соответственно в основе ее воспитательной системы и потенциала заложены ценности христианского вероучения.

Телеологический компонент воспитательной модели школы отвечает на вопрос о том, какие цели и задачи ставятся в школе в области воспитания подрастающего поколения. С этим вопросом мы обратились к директору школы <^а ^асаа» Франко Нембри-ни. Он уверен, что воспитание - это управляемый процесс, его основная цель в школе - научить ребёнка правильно с христианской точки зрения воспринимать действительность. В то же время в основе системы воспитания, отмечает Франко, лежит идея «прощения», согласно которой педагог должен принять ребенка таким, каков он есть, прощая все его недостатки и направляя воспитуемого к Богу путем рассуждений и познания окружающего мира. В современной религиозной (католической) школе, считает Франко, не должно быть какого-либо принуждения к выполнению или к участию в составляющих религиозной деятельности, таких как молитва, участие в мессе и т. п. Школа не берет на себя, отмечает Ф. Нембрини, задачу катехизации учащихся, но создает условия для активизации мотивов религиозной деятельности. Таким образом, при соответствующей работе педагогов ребенок должен сам прийти к пониманию присутствия Бога в мире и в конечном итоге полностью воцерковиться.

Концептуальный компонент воспитательной модели школы - это ключевые идеи, теории и концепции, в том числе имплицитные (в скрытом виде), обеспечивающие её воспитательную деятельность. Поскольку школа <^а Тгасаа» входит в движение «Общение и Освобожение», то естественно полагать, что в своих воспитательных построениях она следует идеям и методологическим принципам воспитания отца Луиджи Джуссани (см. выше).

Выявляя методический компонент воспитательной модели школы <^а Тгасаа», мы пытались понять, какие методы, методики, технологии воспитания детей, подростков, юношей используются в ней. Любая деятельность, считает Франко Нембрини, носит в школе воспитательный характер. Главная особенность воспитания в рамках образовательного процесса - это использование метода рассуждения о жизни во Христе. Таким образом, считает и директор, и его коллеги, ребенок должен сам приходить к пониманию необходимых истин.

Интерактивный компонент воспитательной модели школы -это способность и готовность её коллектива к взаимодействию с другими субъектами и институтами воспитания (семья, другие образовательные учреждения, лица и институты иной конфессиональной ориентации и т. п.). Здесь необходимо отметить, что в школе <^а Тгасаа» в настоящее время обучается около тысячи детей, принадлежащих различным социальным слоям общества и приезжающих из окрестных поселений. Очень важно, что при школе существует поддержка малоимущих семей, не способных платить за обучение. Учащиеся школы и их родители материаль-

но помогают другим школам в развивающихся странах Африки. Также они осуществляют сотрудничество и с иными конфессионально-ориентированными школами, например, православной гимназией в г. Кемерово.

Таким образом, можно утверждать, что в исследуемой школе «La Traccia» сложилась и успешно развивается воспитательная система, имеющая сложную структуру и представляющая собой комплекс взаимосвязанных блоков-компонентов. Цель деятельности данной школы обозначена нами выше. Вокруг этой цели продуктивно налажена системообразующая деятельность - рассуждение в процессе образования о Христе. Субъектами этой деятельности являются как учащиеся, так и педагоги школы. Учащиеся, в основном, - дети из католических семей, родители которых считают необходимым дать своим детям соответствующее их убеждениям образование. Немаловажным является вопрос о педагогах школы. Учителя, пришедшие работать в школу, проходят испытательный срок, в процессе которого устанавливается, готов ли учитель работать в рамках данной системы или нет. Приоритетными качествами педагога, по словам директора школы Ф. Нембрини, являются: способность прощать, любовь к жизни, ученикам и предмету. На первых порах отношения между педагогами и учениками могут быть, считает Франко, деловыми. Но они развиваются в процессе воспитания и, как правило, перерастают в дружеские, предполагающие неформальное общение, например, на праздниках школы, организуемых ассоциацией родителей. Такая же модель отношений присутствует в отношениях между педагогами и директором, который считает недопустимым авторитарный способ управления как не имеющий отношения к воспитанию. Директор, убеждён Франко Нембрини, должен воспитывать своих подчиненных, в том числе стараться прощать и исправлять.

В школе, таким образом, существуют отношения, интегрирующие субъектов в некую общность, делающие коллектив школы сплоченным коллективом единомышленников. В этой школе существует внутреннее управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы, нацеленное на сохранение целостности системы воспитания. Каждый ребенок и педагог, а также в обязательном порядке родители, включены в систему коллективных дел и отношений: за учебный год проходит ряд воспитательных мероприятий, объединяющих всю школу. Так, учебный год открывает праздничная месса, для чего в школу приглашается священник из близлежащего прихода, а также ряд иных мероприятий, направленных на сплочение коллектива. На Рождество организуется книжная ярмарка (книги отправляются в Африку), проводится ряд спектаклей, а перед каникулами проводится праздничная месса в приходе неподалеку от школы. В конце февраля, перед началом поста, проводится Карнавал, во время поста традиционно проводятся беседы священника с учащимися. Перед Пасхой проходит мероприятие «Крестный ход», когда дети вспоминают крестный путь Спасителя на Голгофу, инсценируя некоторые сцены. Завершает учебный год праздник школы с 28 мая по 10 июня. В этот период проводятся детские спектакли, концерты учителей, выставка творческих работ учащихся, осуществляется сбор средств для малообеспеченных семей, не способных платить за обучение.

Несомненно, воспитательная системы школы «La Traccia» -это развивающаяся структура, в ней нет застывших форм и методов работы, все время появляются новые, но в тоже время есть механизм сохранения - это традиции христианской жизни, образцы поведения, данные в Евангелии.

Ещё одной школой, которую мы посетили, и которая следует в своей воспитательной деятельности идеям отца Луиджи Джуссани, является школа «Angela MERICI» в городе Дезенца-но. Ставя аналогичные цели работы перед собой и выстраивая аналогичную систему воспитания, она, конечно же, имеет много особенного, специфичного в своей деятельности. Прежде чем воспитывать и обучать, считают педагоги этой школы, учитель должен ответить на вопрос о необходимости этой деятельности. Главная задача школы для них - научить жить и любить жизнь: если учитель научит ребенка жить, то он станет счастливее. Школа не стремится навязать какую-либо идеологию, но направляет ребёнка к постижению таких фундаментальных ценностей как правда, красота, добро, человеческое общение.

Первой важнейшей задачей педагога здесь считается необходимость найти личный подход к каждому ученику, создать комфортные условия для обучения и заинтересовать ребенка, чтобы он начал задавать вопросы. Они очень важны для того, чтобы состоялось воспитание как общение, как отношение меж-

ду людьми, интерес к которым необходимо постоянно поддерживать. Как и в любой школе, одной из воспитательных проблем является проблема, обозначаемая позицией «ученик-учитель». Учитель, считают в этой школе, - это тот человек, который может подтвердить, показать, почувствовать насколько предлагаемые ценности являются истинными. Сначала учитель даёт гипотезу, а затем направляет ребёнка таким путем, который приведёт его к подтверждению гипотезы.

Отношения между сотрудниками в этой школе основываются на признании ценности и важности каждого, как необходимой составляющей воспитательной характеристики школы. Воспитание, таким образом, происходит в результате слаженной работы команды педагогов.

Воспитательная система данной школы предполагает активное взаимодействие детей, родителей и педагогов. Не может быть, считают педагоги, разобщенности между семьей и школой, поскольку школа и семья должны сотрудничать. Так, например, в школе проводятся родительские дни, когда родители рассказывают о своей профессии, а затем проводят экскурсии по месту своей работы.

Школа «Angela MERICI» активно взаимодействует как с ближайшим приходом, так и с государственными структурами, предлагая, например, различные проекты муниципалитету, который старается реализовать данные идеи. Школа активно занимается благотворительной деятельностью, например, собирая продукты для бедных, сотрудничая с парагвайской католической школой и т.п.

Как и в школе «La Traccia», в школе «Angela MERICI» дети, педагоги и родители включены в системы коллективных дел и отношений: совместное проживание христианских праздников, участие в крестных ходах, организация выставок художественных работ, например, посвященных итальянским святым и т. п.

Таким образом, несмотря на некоторые особенности, общим для вышеупомянутых католических школ Италии, педагогические коллективы которых следуют идеям отца Луиджи Джуссани, является воспитание в традиции, но воспитание не как принуждение, а как общение и введение ребенка в реальность, открытие мира.

В то же время в Италии существуют католические школы, подчиняющиеся орденам. Общим в построении воспитательных систем для них и школ, входящих в движение «Общение и Освобождение», несомненно, является опора на христианские ценности. Но подходы к воспитательной деятельности могут быть иными. Мы посетили одну из таких школ, принадлежащую католическому ордену Магдалины Канноссианской в г. Бреши. Школа имеет сложившуюся воспитательную систему, разработанную основательницей ордена. Отличительной ее особенностью является то, что в процессе обучения и воспитания детей задействованы монахини. Например, они занимаются катехизацией детей, подготовкой их к причастию, а также организацией их досуга.

По мнению директора Daria Mariangela Aimo и педагогов школы, воспитание - это процесс персонализированный, поскольку это процесс изменения человека к лучшему. Для его успешного осуществления необходимо, во-первых, учитывать возрастные особенности детей, а, во-вторых, уметь развивать индивидуальные способности ребенка, учитывая уникальность каждого. Важным, конечно же, является соединение религиозных ценностей с заботой о личности ребенка.

Обязательным для данной школы является включение детей в различного рода деятельность через взаимодействие школы с семьей, церковью и муниципальными учреждениями: тематические встречи, беседы, праздники, сбор денег в общий фонд для помощи неимущим и семьям, не способным платить за обучение. Отношения между школьным коллективом здесь также скорее можно назвать неформальными, но, прежде всего, нацеленными на сотрудничество.

Ещё одной школой, которую нам удалось посетить, является школа Санта Мария ди Назарет. Школа относит себя к обществу Назаретанцев, основанным блаженным Джованни Пьямартой в 1900 г. в г. Бреши. Директор школы Adriano Giorgio считает своей главной задачей продолжение воспитательной традиции Джо-ванни Пьямарты, поэтому девиз школы - «Милосердие и труд».

В основе воспитательной деятельности педагогического коллектива данной школы также лежит индивидуальный подход. По словам директора школы, ребенок - это главный герой образовательного процесса, он уникален. Поэтому в основе воспитательной системы данной школы - ценности христианского миропонимания, такие, как дружба и уважение к личности. В про-

цессе обучения и воспитания детей учат принимать друг друга такими, какие они есть, подводят их к осознанию замысла Божия о каждом из них.

Воспитание здесь склонны понимать как сложный управляемый процесс, в процессе которого осуществляется передача молодому поколению духовных и культурных ценностей. Оно должно быть таким, считает директор школы, чтобы в конечном итоге позволять человеку, пройдя через опыт деятельности, правильно использовать свою свободу. Это значит важно привести ребенка к осознанному выбору ценности в своей жизнедеятельности.

В основе системы воспитания здесь лежит творческая и трудовая деятельность учащихся, а также благотворительность. По мнению директора школы, духовно-нравственное развитие - это есть самовыражение личности через определённую деятельность. Несомненно, важнейшим фактором воспитания, как и в других рассмотренных выше школах, является религия. В данной школе приобщение к католическому вероучению и культуре осуществляется не только посредством изучения специальных предметов, но и путем включения «религиозной составляющей» в другие школьные курсы. Таким образом, по мнению коллектива школы, процесс религиозного образования происходит непрерывно. Кроме того, в данной школе функционирует храм, в котором, например, служатся мессы четыре раза в год для всей школы.

Библиографический список

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что исследуемые нами католические школы Италии имеют сложившуюся систему воспитания. Имея общим основанием своей деятельности ценности христианской (католической) культуры, они обладают тем особенным, что связано с их принадлежностью к тому или иному католическому церковному движению или ордену и их педагогическим концепциям соответственно, что выражается, например, в способах получения религиозного образования (отдельные религиозные предметы или рассуждения о Христе в ходе получения общего образования), в степени участия священнослужителей или монашествующих в образовательном процессе и т. п., а также единичные отличия, связанные с применением в процессе воспитания тех или иных форм и методов работы. Несомненно и то, что католическое воспитание, осуществляемое в данных школах, отвечает принципу культуросообразности и тому его пониманию, которое свойственно и православной педагогической культуре, а именно: духовная жизнь, понимаемая как связанная с жизнью во Христе, нуждается для своего развития в эмпирическом материале, то есть организации жизнедеятельности в контексте той или иной религиозной культуры [4, с. 32]. Освоение духовно-нравственных ценностей и ориентиров происходит в них в контексте исторических традиций конкретной (католической) культуры, а не абстрактного культурно-исторического опыта.

1. Психолого-педагогические основы формирования нравственности современной молодёжи: материалы Международной научно-практической конференции (1 ноября 2013 г.). Московский психолого-социальный университет в г. Барнауле Алтайского края, Московский гос. Гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Редколлегия Ю.И. Щербаков, Л.В. Кузнецова, Б.А. Сосновский. Барнаул; Москва: Перо, 2013.

2. Джуссани Л. Рискованное дело воспитания. Москва: Христианская Россия, 2014.

3. Воспитательная система школы: проблемы управления: Очерки прагматической теории. Б.З. Вульфов и др. Москва: Издательская фирма «Сентябрь», 1997.

4. Дивногорцева С.Ю. Культуросообразность православного воспитания. Педагогика. 2009; 1: 30-37.

References

1. Psihologo-pedagogicheskie osnovy formirovaniya nravstvennostisovremennojmolodezhi: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (1 noyabrya 2013 g.). Moskovskij psihologo-social'nyj universitet v g. Barnaule Altajskogo kraya, Moskovskij gos. Gumanitarnyj universitet im. M.A. Sholohova. Redkollegiya Yu.I. Scherbakov, L.V. Kuznecova, B.A. Sosnovskij. Barnaul; Moskva: Pero, 2013.

2. Dzhussani L. Riskovannoe delo vospitaniya. Moskva: Hristianskaya Rossiya, 2014.

3. Vospitatel'naya sistema shkoly: problemy upravleniya: Ocherki pragmaticheskoj teorii. B.Z. Vul'fov i dr. Moskva: Izdatel'skaya firma «Sentyabr'», 1997.

4. Divnogorceva S.Yu. Kul'turosoobraznost' pravoslavnogo vospitaniya. Pedagogika. 2009; 1: 30-37.

Статья поступила в редакцию 26.11.15

УДК 372.881.1

Dongak V.S., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: dongak@mail.ru

Ochur T.K., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: taigana82@mail.ru

METHODICAL TYPOLOGY OF ENGLISH AND TUVAN PHONETIC SYSTEM. The article examines the typology of English and Tuvan consonantism and vocalism, analyzes its articulatory-acoustic and positional-combinatorial characteristics. Comparison of sounds, their methodical typology helps teachers to eliminate common errors in the articulation of the sounds of the English language under the interfering influence of phonetic features of the Tuvan language. The authors propose a methodical typology for training of the English phonetic system by Tuvan students and recommend the procedure for work on phonetic exercises.

Key words: phonetics, consonants, phoneme, methodical typology, distribution, interference, articulation, intervocalic position.

В.С. Донгак, доц. каф. иностранных языков Тувинского государственного университета, Республика Тува, г. Кызыл,

E-mail: dongak@mail.ru

Т.Х. Очур, ст. преп. каф. иностранных языков Тувинского государственного университета, Республика Тува,

г. Кызыл, E-mail: taigana82@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ АНГЛИЙСКОГО И ТУВИНСКОГО ЯЗЫКОВ

Статья изучает типологию системы английских и тувинских консонантизмов и вокализмов, анализирует их артикуляцион-но-акустические и позиционно-комбинаторные характеристики. Сопоставление звуков, их методическая типология помогает учителю устранить типичные ошибки в артикуляции звуков английского языка под интерферирующим влиянием фонетических особенностей тувинского языка. Авторы предлагают методическую типологию при обучении английской фонетической системы тувинскими учащимися, рекомендуют порядок работы над фонетическими упражнениями.

Ключевые слова: фонетика, согласные, фонема, методическая типология, дистрибуция, интерференция, артикуляция, интервокальное положение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.