Научная статья на тему 'Дошкольное образование как жизненный ресурс'

Дошкольное образование как жизненный ресурс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1247
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дошкольное образование как жизненный ресурс»

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЖИЗНЕННЫЙ РЕСУРС*

З. В. Прошкова

Защита прав детей, в том числе их права на образование, стала одним из гуманистических приоритетов современного общества, важным направлением социальной политики. В связи с этим в социальных науках значительно усилился интерес к дошкольному образованию. Дошкольное образование участвует в формировании физического и душевного здоровья человека, конструирует представления о неравенстве, может выступить механизмом социальной мобильности и повлиять на выбор той или иной жизненной стратегии. Актуализация темы дошкольного образования в социологическом дискурсе важна и интересна для восстановления целостного образовательного пути человека, социологического осмысления коллизий, связанных с ранним опытом включения в институты образования.

На макро-уровне сфера образования понимается сегодня как одна из самых эффективных отраслей развития, оплот инноваций и площадка для быстрого старта [1, с. 284]. Это касается всех ступеней обучения, особенно на раннем этапе. В национальном проекте «Образование» предусматривается развитие разных вариантов дошкольного обучения с учетом возраста. Отрабатываются механизмы поддержки родителей детей до трех лет - для становления родительского сообщества. Возможно введение обязательного года предшкольной подготовки. Планируется доработка и широкая апробация образовательных программ для детей старшего дошкольного возраста, реализуемых не только в детских садах, но и в других учреждениях (группах кратковременного пребывания при школах, сфере дополнительного образования). Меняется система квалификационных характеристик работников дошкольного образования [2, с. 42-44].

Российское государство стремится максимально широко охватить население дошкольным образованием, хотя до сих пор не достигнут уровень 1991-го года. Есть другой важный результат -трансформируется статус дошкольного образования в российском

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Фонда содействия отечественной науке, РГНФ в рамках проектов «Дошкольное образование в Санкт-Петербурге», 08-03-00548а; «Социальная реальность в системах российского образования», 08-03-00578а; РФФИ: проект «Исследователь» в разных видах эмпирического социологического исследования», 09-06-00409а.

199

обществе, появилось понимание важности государственных и персональных инвестиций в эту сферу деятельности, значимости раннего образования как для личности, так и для инновационного развития общества. Этот процесс идет и сверху, и снизу, пока, на наш взгляд, в большей степени со стороны «продвинутых» родителей.

Отечественная социология видит в дошкольном образовании фактор неравенства и социальной дифференциации населения. Утверждается, что при существующем в настоящее время уровне бедности в стране модель российского семейного воспитания «вообще не ориентирована на самого ребенка, развитие его способностей, определение его будущего», особенно в «наиболее социально уязвимых слоях - низкообразованных, пожилых, жителей сел» [3, с. 66]. Большинство российских семей по отношению к детям выполняет воспитательные функции, а не образовательные. На образование не хватает ресурсов, и самую слабую позицию занимает ранняя стадия обучения. Среди эмпирических методов исследования дошкольных образовательных учреждений преобладает репрезентативный анкетный опрос родителей, чьи дети посещают детский сад, и специалистов в сфере дошкольного образования.

В более ранних отечественных исследованиях дошкольные образовательные учреждения рассматривались как агент первичной социализации. Проводились исследования жизненных ориентаций воспитателей и родителей, профессиональных установок работников детских садов, стратегий воспитания и обучения ребенка, эмоционального отношения детей к детскому саду. При этом использовали опрос родителей, педагогов, детей старших групп, психологические тесты.

В докладах последнего времени появилась идея адаптации и реабилитации через дошкольное образование детей из семей мигрантов, преодоления исключения по этническим признакам. Тем более если учесть, что это обычно многодетные семьи, часто не имеющие гражданства в России, что делает дошкольное обучение для их детей абсолютно недоступным (оплата обычных детских садов в таких случаях возрастает в 10-15 раз на одного ребенка). Западные социологи также рассматривают образование как механизм социального неравенства, углубленно изучая разные ступени образовательной системы. В отличие от российских исследователей, зарубежные именно дошкольное образование и воспитание считают самой важной стадией формального обучения, в это время закладываются основы для будущего успеха человека в обществе, на рынке труда. Это объясняется тем, что в раннем возрасте дети наиболее чувствительны к влиянию, в

200

том числе со стороны образовательных программ. По результатам американских исследований, образовательная стратификация начинается и закрепляется в возрасте от трех до семи лет [4], т. е. различия в познавательных способностях детей устанавливаются перед тем, как они пойдут в школу. Другие авторы увеличивают этот срок на два года, включая в «критический период» первые два года в школе [5].

При этом трудно заявлять, что именно образование определяет будущее интеллектуальное и социальное неравенство. Доказано, что главную роль в развитии когнитивных способностей играет социальноэкономический статус родительской семьи [6]. Дети из бедных слоев населения изначально обладают не таким высоким уровнем развития интеллекта, идут в сад с некачественным обучением, а потом попадают в школу, имеющую низкие ресурсы (в частности, с невозможностью приглашать высококвалифицированных специалистов). В западных работах, изучающих влияние гендера на интеллектуальные различия у детей, обнаружили, что наиболее способными мальчиками на входе в детский сад оказываются те, чьи родители имеют высшее образование.

В будущей образовательной стратификации социальноэкономический статус семьи статус важнее, чем этническая принадлежность, ориентированность конкретной семьи на ценности образования, практика домашнего чтения, досуг. А институты раннего образования подхватывают и закрепляют сложившуюся систему различий.

Основной показатель при изучении дошкольного образования для социологов - развитие когнитивных навыков. Проводится оценка математических и литературных способностей. Психоэмоциональные характеристики обычно в расчет не принимаются, хотя в некоторых эмпирических работах изучаются коммуникативные возможности детей. Анализ проводится методами репрезентативного лонгитюдного исследования: замеры оценок учеников первых классов по математике и чтению; стандартизованные интервью с руководителями дошкольных образовательных учреждений; тестирования детей на когнитивное развитие и т. д. Таким образом доказывается связь качества детского сада, который посещали дети, с дальнейшими достижениями в образовании и профессиональной деятельности [7 и др.]. Эмпирически доказано и существование прямой зависимости между уровнем дошкольного обучения и выбором определенного типа средней школы: после хорошего детского сада больше шансов попасть в престижную школу.

201

Задача социологического исследования «Дошкольное образование в Санкт-Петербурге: доступность и качество образовательных программ. Родительские практики освоения ранней образовательной среды» (проводится в Социологическом институте РАН, Санкт-Петербург, сектор социологии науки и инноваций) - анализ системы дошкольного образования в контексте доступности и качества образования. Ставятся следующие вопросы: виды доступности дошкольного образования (доступность информации о дошкольных образовательных учреждениях, доступность устройства и обучения в детском саду, возможность использования ресурса дошкольного образования при поступлении в школу), доступность дошкольного образования разным категориям населения Санкт-Петербурга, критерии качества дошкольного образования, платные и бесплатные образовательные услуги в государственных учреждениях, комфортность системы дошкольного образования для ее субъектов.

В Санкт-Петербурге доступность дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) очень серьезная социальная проблема. Устроить ребенка в детский сад не легче, чем во времена высокой рождаемости, в связи с сокращением в 90-е годы числа ДОУ вдвое. На сложную ситуацию с системой дошкольного образования в городе указывают самые разные источники информации.

Проект «Дошкольное образование как образовательный и жизненный ресурс современного российского человека» рассматривает долговременные эффекты дошкольного обучения на дальнейший образовательный и жизненный путь, целесообразность и издержки раннего обучения, уровень дошкольного образования и выбор школы. Исследование носит теоретико-эмпирический характер. Эмпирическая часть включает ряд корреспондирующих проектов: (а) анализ статистической информации и результатов репрезентативных опросов о расходах семей Санкт-Петербурга на дошкольное образование; (б) опрос сотрудников и руководителей ДОУ; (в) интервьюирование родителей, имеющих актуальный опыт взаимодействия с системой дошкольного образования; (г) фотосессия в ДОУ; сбор дневниковых записей родителей об устройстве и обучении ребенка в детском саду; (д) сбор биографических материалов с реконструкцией опыта дошкольного обучения; (е) фокус-чат родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста; (ж) тестирование учащихся младших классов. Используется так же метод «текстовых» лонгитюдов: изучение образовательной социализации

и жизненного пути ребенка в системах дошкольного и раннего школь-

202

ного образования через повторное интервьюирование родителей, ведение родительских дневников на протяжении нескольких лет.

Разработанные в проекте опросные методики, релевантные эмпирическому изучению дошкольного образования, носят качественный характер: анкеты на базе открытых вопросов, неформализованные интервью. Первичным материалом исследования, помимо количественных показателей репрезентативных опросов и статистических источников, являются массивы неструктурированной информации -тексты. Проект не может удовлетвориться традиционными приемами их анализа - прочтением и «выниманием» цитат. Хранение, классификация и анализ текстовой информации осуществляется при систематической поддержке компьютерной технологии «ДИСКАНТ». Используется методика сравнительной классификации текстовых высказываний. Результатом анализа являются частотные и текстовые распределения, описывающие структуру представлений об объекте. Методологической особенностью используемых эмпирических подходов является большая степень включенности социологов-исследователей - проекты являются коллективными на всех этапах работы, а также высокий статус «респондентов» (для нас это информанты-эксперты, носители актуальной информации).

Концептуальная идея проекта - рассмотреть дошкольное образование на двух уровнях: позиция властей, средств массовой информации, экспертное знание, общественное мнение и индивидуальные родительские практики освоения дошкольной образовательной среды, личный опыт. Для этого мы обращаемся к разным субъектам системы дошкольного образования - ее организаторам и сотрудникам, а также «потребителям»-семьям с детьми, посещающими дошкольные образовательные учреждения. Результаты 30-ти глубинных интервью с родителями дошкольников Санкт-Петербурга изложены ниже.

Государственное ДОУ - почти обязательный элемент в образовательном пути в городе сегодня. Причины, по которым детей отдают в детские сады, лишь во вторую очередь связаны с получением образования. Родители скептически оценивают образовательные возможности сферы государственного дошкольного образования, основные надежды возлагают на школу и вуз. В массовом сознании интеллектуальное развитие ребенка начинается

в школе. Возможно, в том числе по этой причине нет готовности инвестировать свои деньги и время в другие форматы детского обучения. Главное при устройстве ребенка в ДОУ - необходимость работать родителям и поиск общения для детей. Базовая характеристика детского

203

сада со стороны наших информантов - была и остается - «камера хранения» для детей. Конечно, этот образ относится к государственным ДОУ, но говорить о негосударственных затруднительно, так как их услугами пользуются не более 2% городских домохозяйств [8-11].

Появились «новые родители», стремящиеся обеспечить качественное образование своим детям еще до школы, но их немного (в настоящий момент сложно дать точную оценку числа), и они идут путем совмещения государственного детского сада и дополнительного обучения, причем свой шанс видят именно в платных формах образования. Такие платные формы могут быть найдены как вне, так и внутри детского сада, причем активные родители стремятся сэкономить хотя бы время и предлагают проводить платные уроки (чтения, письма, английского языка) в группе, которую посещают их дети, сами ищут преподавателей. Здесь руководители ДОУ не скрывают своей позиции - хороший образовательный эффект достижим только при условии такого рода сотрудничества родителей и детского сада, на городской бюджет рассчитывать нельзя.

При этом с августа 2009 г. ситуация в сфере платных образовательных услуг для дошкольников существенно осложнилась. Теперь лишь половина тех денег, которые выплачивают родители, идет непосредственно организаторам программ, из этой половины 30% - самим преподавателям. Как говорят директора ДОУ, такое положение делает платное образование невыгодным, и учебные курсы сворачиваются. Но без предоставления коммерческих услуг детские сады и учреждения дополнительного детского образования сегодня выжить не могут. В принципе созданы условия для ухода экономики дошкольного образования в «тень». Легитимный способ - увеличить плату за обучение вдвое, но это нагрузка для родителей. «Стоимость» детей в Санкт-Петербурге и так очень высока, так что разговоры о мерах по повышению рождаемости в городе становятся декларативными.

При анализе ответов руководителей дошкольных образовательных учреждений была выявлена и такая проблема, как издержки слишком раннего, не соответствующего возрасту интеллектуального развития детей. Впоследствии «ускоренное» развитие может привести к потере образовательной мотивации, неумению правильно читать и писать. По мнению наших экспертов (директора и сотрудники ДОУ), диагнозы «дисграфия», «дислексия» ставят в нашей стране слишком большому числу детей (статистику обнаружить не удалось), это не может быть объяснено только медицинскими причинами. Очевидно, коммерциализация дошкольного образования имеет и свои отрицательные эффекты.

204

Список литературы

1. Селиверстова И. В. Дошкольное образование сегодня: могут ли кадры стать потенциальным ресурсом развития сферы образования? / Тенденции развития образования: придут ли новые учителя в школу. - М.: Логос, 2008.

2. Реморенко И. Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг. / Тенденции развития образования: придут ли новые учителя в школу, М.: Логос, 2008.

3. Галицкий Е. Б., Левин М. И. Затраты домохозяйств на образование детей/ Мониторинг экономики образования: Информационный бюллетень. - М.: ГУ-ВШЭ, 2005.

4. Entwisle D., Alexander K. Entry Into School: The Beginning School Transition and Educational Stratification in the United States// Annual Review of Sociology, 1993, Vol. 19.

5. Paret M. Early Structures of Educational Opportunity: Social Background, Education Transitions and Equality Among a Cohort of American Kindergartners, 2005.

6. Lee V., Burkam D. Inequality at the Starting Gate: Social Background Differences in Achievement as Children Begin School, Washington, DC: Economic Policy Institute, 2002.

7. Burchinal M., Roberts J., Nabors L. and Bryant D. Quality of Center Child Care and Infant Cognitive and Language Development// Child Development, 1996, №67.

8. Оберемко О. А. Расходы домохозяйств на дошкольное образование и воспитание// Социологический журнал, 2005, № 3.

9. Оберемко О. Денежные траты на дошкольное воспитание // Человек. Сообщество. Управление, 2004, № 3/4.

10. Савицкая Е.В. Детское дошкольное образование: экономический аспект/ Мониторинг экономики образования: Информационный бюллетень. - М.: ГУ-ВШЭ, 2005.

11. Е. В. Некоторые итоги исследования системы детского дошкольного образования // Вопросы образования, 2004, № 4.

205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.