Научная статья на тему 'Командная работа как одна из основных форм профессионального взаимодействия преподавателей вуза'

Командная работа как одна из основных форм профессионального взаимодействия преподавателей вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
727
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТ УЧЕНИЯ / РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / КОМАНДНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелёхина Елена Анатольевна, Лелеп Людмила Викторовна

В статье рассматриваются роли преподавателей вуза и формы их профессионального взаимодействия в условиях смены образовательной парадигмы, основанной на принципах гуманизма и свободного развития личности. Изменение требований к результатам деятельности вузов, зафиксированные в компетентностных моделях выпускников, сопровождается изменением ролей студентов и преподавателей. Формирование необходимых компетенций находится в прямой зависимости от студента в роли субъекта обучения и преподавателей, различные роли которых предназначены для создания условий, обеспечивающих максимальное развитие способностей студента. Эффективность обучения в значительной степени зависит от такой формы профессионального взаимодействия преподавателей, как командная работа, которая предполагает объединение знаний и умений каждого члена команды для достижения общей цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Командная работа как одна из основных форм профессионального взаимодействия преподавателей вуза»

УДК 378.134

Мелёхина Елена Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков факультета гуманитарного образования, Новосибирский государственный технический университет, melehina.elena@list.ru, Новосибирск

Лелеп Людмила Викторовна

Старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета гуманитарного образования, Новосибирский государственный технический университет, llelep@mail.ru, Новосибирск

КОМАНДНАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫх ФОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются роли преподавателей вуза и формы их профессионального взаимодействия в условиях смены образовательной парадигмы, основанной на принципах гуманизма и свободного развития личности. Изменение требований к результатам деятельности вузов, зафиксированные в компетентностных моделях выпускников, сопровождается изменением ролей студентов и преподавателей. Формирование необходимых компетенций находится в прямой зависимости от студента в роли субъекта обучения и преподавателей, различные роли которых предназначены для создания условий, обеспечивающих максимальное развитие способностей студента. Эффективность обучения в значительной степени зависит от такой формы профессионального взаимодействия преподавателей, как командная работа, которая предполагает объединение знаний и умений каждого члена команды для достижения общей цели.

Ключевые слова: профессиональное взаимодействие, субъект учения, роли преподавателей, командная работа.

Cмена образовательной парадигмы, обусловленная изменяющимися интересами как отдельных личностей, так и общества в целом, определяет стандарт деятельности субъектов образовательных учреждений различного уровня в решении профессиональных задач. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» утверждается, что образование приобретает гуманистический характер, акцентируется приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, ее свободного развития [9]. В связи с этим в настоящее время в высших учебных заведениях не только России, но и мира, как отмечают многие исследователи, реализация образовательных программ ориентирована на формирование таких компетенций у обучаемых, которые способствовали бы наиболее полной реализации их личностного потенциала в жизни и профессии. При этом динамика изменений в общественной и профессиональной жизни настолько интенсивна, что актуализирует, по мнению Э. Ф. Зеера, формирование психологической компетенции, позволяющей выпускнику самостоятельно разрабатывать альтерна-

тивные сценарии профессиональной жизни и стремиться к «авторству» в их осуществлении [6]. Поэтому основной задачей вузов становится переориентация деятельности с передачи обучающимся определенного специализацией набора знаний на обеспечение в рамках направления подготовки формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций через учение и развитие, что требует не только учета индивидуального опыта и личностных особенностей обучающихся, но и соответствующего изменения ролей обучающихся и преподавателей, а также форм их взаимодействия.

Роль студентов, согласно основным положениям Болонской декларации и Закону РФ «Об образовании» (статья 34), состоит в том, что они должны становиться более активными и автономными в учении, быть внутренне мотивированными к поиску и обработке необходимой информации, решению проблемных ситуаций, проведению самостоятельных исследований [3; 9]. Поэтому достаточно актуальными оказываются сегодня слова, написанные четверть века на-

зад Ю. Козелецким, о главной цели процесса обучения, которая должна достигаться через «формирование у человека исследовательской позиции, т. е. устойчивой тенденции к поиску проблем в мире и их самостоятельному разрешению» [8, с. 55]. Можно утверждать, что в настоящее время основная роль, ожидаемая от студентов во время учебы в вузе - это роль субъекта учения и развития, поскольку именно в результате разрешения противоречий между системой целей, мотивов, притязаний и обстоятельствами, порождающими эти противоречия, личность становится субъектом [1].

Роли преподавателей, традиционно считающихся субъектами обучения, сложны, многоплановы и ориентированы на создание условий для наиболее полного раскрытия способностей студента в роли субъекта учения через поддержание интереса к учению, более активному взаимодействию на уровне «студент - студент», максимальному использованию возможностей информационно-коммуникационных технологий, которые стали неотъемлемым атрибутом современной жизни людей всех возрастов, особенно молодежи.

Поскольку обучение становится личност-но-ориентированным, возникает необходимость учета потребностей обучающихся, что предполагает большую гибкость в отборе учебного материала, организации процесса обучения и создании курсов по выбору. В связи с этим преподаватели вузов осваивают новые роли академического консультанта, модератора, фасилитатора, куратора образовательных программ и многие другие. К тому же требования к оценке результатов деятельности вузов меняются настолько стремительно, что возникает необходимость объединения усилий преподавателей при разработке компетентностных моделей выпускников, учебных планов, рабочих программ курсов, создании методического обеспечения, включая электронные учебно-методические комплексы. А это дополнительные роли проектировщика, эксперта, технолога, менеджера и члена команды, причем последняя становится одной из основных по ниже перечисленным причинам.

Профессиональное взаимодействие преподавателей в форме командной работы позволяет не только оказывать необходимую

помощь друг другу, но и актуализирует понимание зависимости друг от друга в достижении общих целей, начиная от реализации целей отдельных курсов и образовательных программ, до целей кафедры и университета в целом.

Указывая на необходимость профессионального взаимодействия преподавателей вузов в современных условиях, Г. В. Елизарова пишет, что преподаватели обречены работать в команде как минимум по двум причинам:

1) все преподаватели должны учиться друг у друга гуманитарным, информационным и прочим технологиям, чтобы при разнообразии приемов студент видел единообразный подход к формированию компетенции (один использует все ресурсы для того, чтобы студент освоил исходный материал до лекции, а лекция служила его систематизации, а другой - по старинке, ее читает);

2) команда преподавателей разрабатывает междисциплинарный экзамен таким образом, чтобы он был гармоничным конгломератом, требующим демонстрации владения целостной компетенцией [5].

Групповое профессиональное взаимодействие более эффективно, чем индивидуальная работа, считают Э. Ф. Зеер и Э. Э. Сыманюк, поясняя, что «группа равных, совместно решающих задачу, является средой зарождения и вынашивания инициативного поведения в познавательной деятельности» [7, с. 159]. Объединение ресурсов на основе индивидуальных знаний и опыта коллег позволяет оптимизировать научно-исследовательскую работу через определение наиболее актуальных направлений деятельности при проведении семинаров, конференций, подготовке заявок на получение исследовательских грантов.

Коллегиальность имеет большое значение при обсуждении тем научно-исследовательских работ студентов, т. к., согласно Н. В. Бордовской и С. Н. Костроминой, преподаватели вузов должны уметь определять потенциальную готовность студентов к исследованию посредством учета их индивидуальных особенностей, постановки адекватных исследовательских задач и создания оптимальных условий их выполнения [4]. Взаимодействие коллег в определении тематики исследований студентов, совпадающих

с их научными интересами и тематикой исследований кафедральной НИР, может способствовать получению ценных данных для совместных публикаций, а также дальнейших исследований студентов при обучении в магистратуре и аспирантуре.

Профессиональное взаимодействие преподавателей в зависимости от целей деятельности может осуществляться в различных формах. Например, при работе в рамках одной из образовательных программ, реализуемой или обслуживаемой кафедрой, это может быть команда, состоящая из 4-5 преподавателей, разрабатывающих рабочие программы и методическое обеспечение направления подготовки. Для работы над созданием учебных пособий или электронных учебных курсов достаточно работы двух-трех человек. Такая команда может быть особенно эффективной при взаимодействии преподавателей старшего возраста, имеющих большой опыт работы, но испытывающих затруднения при работе с ИКТ, и молодых преподавателей, не имеющих опыта преподавания, но свободно ориентирующихся в электронной образовательной среде университета.

Что касается повышения методической компетенции, то группа преподавателей может объединиться в работе продолжающегося в течение определенного времени (семестра или учебного года) семинара, при проведении которого каждый из участников делится собственным методическим опытом, моделируя ситуации учебных занятий, в которых преподаватели выступают в роли студентов для получения более глубокого представления о предлагаемой методике или приеме работы.

С целью профессионального развития начинающие или более опытные преподаватели могут также работать в парах или небольших группах. Такие формы как «наставничество» и «профессиональное содействия», описываемые И. В. Барабашё-вой, позволяют вывести взаимоотношения между преподавателями на более высокий уровень межличностного взаимодействия на основе заинтересованности, сотрудничества и разделенной ответственности за результаты профессионального развития каждого педагога в отдельности и всего профессорско-преподавательского состава кафедры [2].

Наставничество целесообразно при адаптации преподавателей к незнакомой университетской среде или для вступающих в профессию. Опытный коллега в роли советующего, направляющего и поддерживающего наставника может оказать влияние на всю дальнейшую профессиональную жизнь «новичка». Если наставник является не только яркой и увлеченной профессией личностью, но и доброжелательным, понимающим коллегой, то, вероятнее всего, подопечному захочется следовать его примеру и самосовершенствоваться.

Что касается профессионального содействия или взаимного коучинга, то такая форма взаимодействия эффективна в разрешении проблемных ситуаций в практике преподавания (взаимоотношениях со студентами, затруднения в выборе средств и методов обучения в конкретной группе и т. д.), обмене опытом через взаимное посещение занятий, повышении квалификации, создании методических пособий, написании научных статей.

Еще одним стимулом к профессиональному взаимодействию преподавателей, обусловленному развитием информационно-коммуникационных технологий, выступает сетевое взаимодействие, которое осуществляется с целью повышения уровня профессиональных знаний через дистанционное обучение, вебинары, обсуждение острых вопросов в профессиональных бло-гах. Преподаватели могут быть командой единомышленников, работающих дистанционно в образовательных или исследовательских проектах, осваивая технологии взаимодействия сетевых университетов.

Умение конструктивно работать с коллегами, стремление понять и принять чужую точку зрения, рефлексивно осмыслить и совместно обобщить приобретенный опыт через общение в формальной и неформальной обстановке позволяет создать в коллективе благоприятную атмосферу сотрудничества и взаимного уважения. Понимание своей роли и ее личностной значимости позволяет преподавателю видеть личность в каждом студенте и выстраивать с ним коммуникацию на субъект-субъектной основе, что соответствует принципам гуманизма и основным положениям нормативных документов об образовании.

Таким образом, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к оценке результатов деятельности вузов, преподавателям приходится все больше отходить от индивидуальной работы и объединяться в команды, решающие конкретные профессиональные задачи. Конечно, осуществлять новую роль, меняя годами сформировавшийся образ действий и стиль взаимодействия со студентами и коллегами, нелегко, особенно преподавателю с большим стажем работы, однако ситуация такова, что неприятие нововведений, обусловленных изменяющейся действительностью, может привести не только к возникновению непонимания со стороны обучающихся и коллег, но и к эмоциональному выгоранию и профессиональной деструкции, исключая возможность самореализации в профессии.

Библиографический список

1. Абульханова К. А. Акмеологическое изучение человека как индивида, личности, субъекта деятельности. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 650 с.

2. Барабашёва И. В. Роль «наставничества» и «профессионального содействия» в профессиональном развитии преподавателя иностранного языка // Сибирский педагогический журнал. -2012. - № 7. - С. 76-80.

3. Болонская декларация «Зона европейского высшего образования». Совместное заявление европейских министров образования. - Болонья, 19 июня 1999 года [Электронный ресурс]. -URL: http://france-jus.ru>upload/docs/Declaration_ Bologne.pdf (дата обращения: 14.08.2015).

4. Бордовская Н. В., Костромина С. Н. Потенциальная и реальная готовность студента к исследованию // Высшее образование в России. -2013. - № 10. - С. 125-133.

5. Елизарова Г. В. Изменение роли преподавателя как условие успешного формирования компетенций // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2009. - № 7. - С. 23-24.

6. Зеер Э. Ф. Психология прогнозирования профессионального будущего учащейся молодежи в постиндустриальном обществе // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. - Красноярск, 2015. - С. 4-8.

7. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций: учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. - 2005. - 240 с.

8. Козелецкий Ю. Человек многомерный (психологическое эссе) - Киев: Лыбидь, 1991. - 288 с.

9. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. - URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 14.08.2015).

Melekhina Elena Anatolievna

Cand. Sci. (Pedag.), Head of the Foreign Languages Department for the Humanities, Novosibirsk State Technical University, melehina.elena @list.ru, Novosibirsk

Lelep Ludmila Viktorovna

Senior Teacher of the Foreign Languages Department for the Humanities, Novosibirsk State Technical University, llelep@mail.ru, Novosibirsk

TEAM WORK AS ONE OF THE MAIN FORMS OF PROFESSIONAL INTERACTION OF UNIVERSITY TEACHERS

Abstract. In the article, the roles of university teachers and forms of their professional interaction under conditions of transition to new educational paradigm are considered. This paradigm is based on the principles of humanism and free development of a personality. Changing requirements to the results of educational programs are expressed through the set of competencies the graduate should possess. The development of the competences involves changing the roles of both students and teachers. Teachers are responsible for providing most favorable conditions for students' development as future specialists and personalities. To provide these conditions teachers need to work as teams. The team work is an efficient means of teachers' interaction because makes it possible to combine individual knowledge and skills of teachers to achieve the goal.

Keywords: professional interaction, subject of learning, teachers' roles, team work.

Поступила в редакцию 20.08.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.