Научная статья на тему 'КОМАНДА ВОЖАТЫХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ИЛИ ВРЕМЕННЫЕ РАБОТНИКИ: ТРАДИЦИИ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРИОРИТЕТЫ'

КОМАНДА ВОЖАТЫХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ИЛИ ВРЕМЕННЫЕ РАБОТНИКИ: ТРАДИЦИИ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРИОРИТЕТЫ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
155
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский оздоровительный лагерь / отряд вожатых / трудовой коллектив / работник лагеря / children's health camp / team of counselors / labor collective / camp worker

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Кулаченко Марина Петровна

Статья носит обзорно-теоретический характер. Автор активизирует научную дискуссию по проблеме формирования вожатского состава детского лагеря и его социально-психологического климата. Задача исследования состоит в рассмотрении отряда вожатых как членов трудового педагогического коллектива (традиционный подход) или как временных наемных работников организации отдыха детей и их оздоровления (современная тенденция). Автор придерживается мнения, что традиционный подход должен быть приоритетным при подготовке вожатых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Кулаченко Марина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TEAM OF CAMP COUNSELORS OF A CHILDREN'S HEALTH CAMP OR TEMPORARY WORKERS: TRADITIONS, TRENDS, PRIORITIES

The article is of a review-theoretical nature. The author activates the scientific discussion on the problem of the formation of the camp counselor group of the children's camp and its socio-psychological climate. The problem of the study is to consider the team of camp counselors as members of the labor teaching staff (traditional approach) or as temporary employees of the organization of children's recreation and their recovery (modern trend). The author is of the opinion that the traditional approach should be a priority in the preparation of camp counselors.

Текст научной работы на тему «КОМАНДА ВОЖАТЫХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ИЛИ ВРЕМЕННЫЕ РАБОТНИКИ: ТРАДИЦИИ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРИОРИТЕТЫ»

УДК 378 + 379.8

КОМАНДА ВОЖАТЫХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ИЛИ ВРЕМЕННЫЕ РАБОТНИКИ: ТРАДИЦИИ, ТЕНДЕНЦИИ,

ПРИОРИТЕТЫ

Кулаченко Марина Петровна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и

педагогики ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл

E-mail: kula4enko@yandex.ru

A TEAM OF CAMP COUNSELORS OF A CHILDREN'S HEALTH CAMP OR TEMPORARY WORKERS: TRADITIONS, TRENDS, PRIORITIES

Kulachenko Marina Petrovna

Candidate of pedagogical sciences, the Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of the Oryol State University named

after I.S. Turgenev, Oryol E-mail: kula4enko@yandex.ru

Аннотация. Статья носит обзорно-теоретический характер. Автор активизирует научную дискуссию по проблеме формирования вожатского состава детского лагеря и его социально-психологического климата. Задача исследования состоит в рассмотрении отряда вожатых как членов трудового педагогического коллектива (традиционный подход) или как временных наемных работников организации отдыха детей и их оздоровления (современная тенденция). Автор придерживается мнения, что традиционный подход должен быть приоритетным при подготовке вожатых.

Abstract. The article is of a review-theoretical nature. The author activates the scientific discussion on the problem of the formation of the camp counselor group of the children's camp and its socio-psychological climate. The problem of the study is to consider the team of camp counselors as members of the labor teaching staff (traditional approach) or as temporary employees of the organization of children's recreation and their recovery (modern trend). The author is of the opinion that the traditional approach should be a priority in the preparation of camp counselors.

Ключевые слова, детский оздоровительный лагерь, отряд вожатых, трудовой коллектив, работник лагеря.

Keywords: children's health camp, team of counselors, labor collective, camp worker.

В научных кругах уже давно ведутся дискуссии о подготовке педагогических кадров для организаций отдыха детей и их оздоровления, и наиболее острой проблемой обсуждения является недостаточная подготовка вожатых. Недостаточность подготовки наблюдается во всех ее сегментах: теоретической, практической, технологической, организационной, личностной, мотивационной и т. д. Отсутствие у вожатого необходимой подготовки сказывается не только на детях, с которыми он работает, но, в первую очередь, на нем самом.

Вожатые детского оздоровительного лагеря - это «... люди, способные за короткий промежуток времени создать продуктивно взаимодействующее временное детское объединение, увлечь каждого ребенка интересным делом, помочь отдохнуть и многому научиться ...» [6, с. 353]. Но невозможно эффективно и с энтузиазмом работать в ситуации производственного стресса, в ситуации неудачи, психологической напряженности, на эмоциональном выгорании. Однако очень часто именно так выглядит работа вожатого детского оздоровительного лагеря.

Что такое вожатский отряд в детском лагере? Это разновозрастные граждане (от 18 лет и старше), имеющие различный уровень подготовки и готовности, которые « ... на основе трудового договора участвуют своим трудом в деятельности ...» [1, с. 753] организации детского отдыха и оздоровления. Это временные работники сборного трудового коллектива, который в строгом научном смысле нельзя назвать коллективом, так как «... трудовой коллектив - это не случайное скопление людей или группировка их по какому-либо признаку, а целостное социально -трудовое объединение, обладающее организационным единством, общими органами управления, действующими в рамках конкретной организации, применяющей труд наемных работников ...» [7, с. 89]. Л. В. Чегаева обращает внимание, что сегодня «... в законодательстве и правоприменительной практике понятие «трудовой коллектив» постепенно исчезает. Вместо него в законодательстве употребляется неопределенный термин «работники» ...» [9, с. 112].

Традиционно вожатский отряд воспринимается как коллектив, как «. социально-активное психолого-педагогическое саморегулируемое образование ...» [2, с. 185], осуществляющее оздоровительно-образовательную деятельность в детском лагере. Практика показывает, что сегодня вожатский отряд - это, скорее, группа работников детского лагеря, которые часто не являются единомышленниками, людьми подготовленными «... в одном ценностном поле, в ситуации одинакового понимания целей, задач, приоритетов, специфики работы вожатого ...» [3, с. 78]. Отношения между такими работниками не всегда строятся на принципах равенства, взаимоуважения и взаимопомощи. Не редки случаи, когда вожатые позволяют себе грубое, унизительное обращение с коллегой.

На эффективность деятельности организации влияют всевозможные факторы, в том числе социально-психологический, «. выражающийся в мнении общественности и настроении трудового коллектива, психологическом портрете конкретной личности, сформировавшейся социальной группы людей ...» [4, с. 150]. Этому фактору не всегда уделяют достаточное внимание,

его игнорирование характерно для руководителей, которые считают, что отношения между людьми могут сложиться и улучшиться сами по себе.

Не секрет, что чем лучше вожатые общаются друг с другом, тем эффективнее их совместная деятельность, если внутри отряда вожатых происходят ссоры, недоразумения и недопонимания, выяснение отношений (а иногда в присутствии детей), то возрастает риск конфликтов в подростковой среде, авторитет вожатого подрывается.

Следовательно, вожатский отряд - это не просто группа работников лагеря, это должен быть коллектив единомышленников с благоприятным социально-психологическим климатом.

Признаками (элементами) социально-психологического климата в трудовом коллективе являются: целенаправленность (сформированные потребности, интересы, ценностные ориентации, представление идеального результата), мотивированность (понимание причины своей трудовой активности, творческий подход к выполняемой работе), эмоциональность (специфика эмоциональных, неформальных отношений), стрессоустойчивость (способность к мобилизации внутренних резервов трудовой активности), интегративность (согласованность действий, единомыслие,

командоориентированность, способность к сотрудничеству, сплоченность), организованность (особенности процессов управления и самоуправления, специфика структурно-функционального взаимодействия).

Создание благоприятного социально-психологического климата -довольно сложная задача и для руководства, и для психологической службы, и для самих работников организации. Благоприятный социально-психологический климат напрямую зависит от степени доверия друг к другу, требовательности к себе и другим [4, с. 152].

Целенаправленность и мотивированность вожатого, как правило, формируются в процессе его подготовки на курсах «Школы вожатых» или при изучении модуля «Основы вожатской деятельности» в вузе или колледже. Остальные элементы трудового климата коллектива формируются в процессе

трудовых отношений. Специфика эмоциональных, неформальных отношений в вожатской деятельности отражается в совместном решении рабочих вопросов, открытом обсуждении общих тем, проблем, интересов. Деловой настрой вожатых способствует успешному разрешению конфликтов, возникающих в процессе работы.

Работа вожатого детского лагеря психологически сложна, сопровождается напряжением. Психологическая готовность к вожатской деятельности - это совокупность профессионально важных качеств, важнейшим из которых является стрессоустойчивость. Стресс на рабочем месте - типичное явление среди вожатых лагеря. Конфликтные ситуации, моббинг, личные обиды и т. д. могут оказать серьезное влияние на психологическое состояние вожатого. Эффективность работника в такой ситуации падает, его КПД снижается. Стресс является следствием и причиной конфликтов, его можно избежать, если вовремя и правильно оказать психологическую поддержку вожатому, обеспечить перерывы на отдых. Для того чтобы работа вожатого сопровождалась наименьшим количеством конфликтов и стрессов, необходимо выстроить дружеские отношения с напарником и со всем педагогическим коллективом [5].

Необходимость интегративности (целостности) вожатых как субъектов педагогической деятельности не вызывает сомнений. По определению Е.А. Цирульниковой, «... интегративность - это качество, характеризующее единство вожатых в мотивационно-ценностной, организационной и инструментальной сферах совместной педагогической деятельности ...» [8, с. 9]. Она достижима при ориентированности всех работников на цели и ценности совместной педагогической деятельности; подготовленности вожатых и педагогов к предметно-направленному взаимодействию в процессе совместной деятельности; сформированной способности упорядочивать совместные действия по достижению цели.

В практике работы детских лагерей накоплен опыт успешного формирования интегративности вожатского отряда и педагогического

коллектива в целом. Основными средствами формирования интегративности педагогов являются: научно-методические конференции, посвященные проблемам деятельности детских оздоровительных центров; организационно -деятельностные игры; продуктивно-творческие занятия; практикумы (мастер -классы), инструктивно-методические сборы вожатых; создание системы кураторства «методисты лагеря - вожатые»; групповая рефлексия и другие.

Организованность - это свойство коллектива, выражающее способность жить и действовать собранно, четко, сплоченно, по плану, ответственно; функция, используемая для достижения общих целей организации детского отдыха и оздоровления. В отношении вожатых отсутствие организованности чаще всего выражается в снижении качества организации их бытового обустройства и условий труда.

В целях улучшения условий труда вожатых руководителю организации рекомендуется принять следующие меры:

- грамотный, достаточно рациональный подбор кадров;

- оптимизация режима труда и отдыха;

- грамотный подбор отрядных вожатых-напарников по принципу взаимодополняемости;

- сочетание различных возрастных и образовательно-квалификационных пар (вожатый + педагог) способствует сокращению сроков адаптации вожатых -стажеров и обмену опытом;

- каждый сотрудник должен четко знать свои должностные обязанности;

- поддержание авторитета руководителя балансом стилей руководства по отношению к своим подчиненным в различных ситуациях, а именно строгость и требовательность в рабочие моменты, и понимание в личных ситуациях;

- повышение качества оборудования рабочих мест, заработной платы, поощрительные выплаты.

Таким образом, в современных условиях основным ресурсом эффективной деятельности организации отдыха детей и их оздоровления является ее кадровый потенциал. Перспективы развития организации зависят от

квалификации персонала, способности работников достигать социально значимых результатов. В дополнение к личному потенциалу, значительным фактором эффективности деятельности становятся коллективный потенциал, потенциал командной работы и взаимодействия в достижении коллективных целей [10, с. 3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2006. - 860 с.

2. Кондратьева Л.Н. Студенческий педагогический отряд как организационно-педагогическая система: генезис, функции / Л.Н. Кондратьева, К.А. Козарезенко // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 59-1. - С. 183-185.

3. Круглов В.В. Теоретические основы подготовки студентов педагогических вузов для работы вожатыми / В.В. Круглов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 77-81.

4. Лазаренко Л.А. Влияние социально-психологического климата в коллективе на эффективность деятельности организации / Л.А. Лазаренко, Т.Е. Хорольская // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. -№ 28 (2). - С. 150-156.

5. Модуль 4. «Конфликтология». Тема 4.2 «Стрессоустойчивость вожатого» // Школа вожатского мастерства «Капитаны счастливого детства» [Электронный ресурс]. - URL: https://cosmos.68edu.ru/wp-content/uploads/2022/03/4.2-Стрессоустойчивость_compressed.pdf.

6. Назарова А.С. Психологическая готовность вожатых к работе в детском оздоровительном лагере / А.С. Назарова, Д.В. Иванов // Бюллетень науки и практики. - 2019. - Т. 5. - № 11. - С. 352-359.

7. Трудовое право России: учебник / Н.А. Бриллиантова [и др.] // под ред. О.В. Смирнова. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - 560 c.

8. Цирульникова Е.А. Организационно-педагогические условия

формирования интегративности педагогов - субъектов воспитательного процесса детского оздоровительного центра: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Цирульникова Елена Александровна. - Кострома, 2002. - 18 с.

9. Чегаева Л.В. Ретроспективная трансформация понятия «трудовой коллектив» / Л.В. Чегаева // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2020. - № 3 (35). - С. 111-116.

10. Шпоркина Е.М. Формирование педагогического отряда учреждения отдыха и оздоровления детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.М. Шпоркина. - Ульяновск, 2010. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.