Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ВОЖАТЫХ К РАБОТЕ В ОНЛАЙН-ЛАГЕРЯХ: ОТ ИДЕИ К ВОПЛОЩЕНИЮ'

ПОДГОТОВКА ВОЖАТЫХ К РАБОТЕ В ОНЛАЙН-ЛАГЕРЯХ: ОТ ИДЕИ К ВОПЛОЩЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ / ВОЖАТЫЙ / ВОЖАТЫЙ-ОНЛАЙН / КАНИКУЛЯРНЫЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Анна Юрьевна, Петрищев Игорь Олегович, Солнцева Оксана Владимировна

Поиск эффективных форм воспитания в новых социальных и экономических условиях возвращает наших современников к исследованию и переосмыслению опыта одного из самых массовых движений Советского Союза - движению студенческих отрядов и педагогических отрядов. Подход к организации деятельности педагогических отрядов неоднократно менялся, но работа в качестве вожатого в летнем оздоровительном лагере признана профессиональным сообществом как одно из самых эффективных средств погружения студента в будущую учительскую профессию. Серьезным вызовом как для системы летнего отдыха и оздоровления, так и для учреждений, занимающихся подготовкой вожатых, и для самих вожатых стала адаптация собственной деятельности в условиях пандемии. В условиях невозможности полноценно начать летнюю оздоровительную кампанию необходимым стало пересмотреть традиционные подходы к каникулам, внедрить различные формы онлайн-образования, разнообразные способы, методы и средства стимулирования и мотивации детей к получению знаний и организации досуга на расстоянии. Очевидно, что для внедрения новых форм онлайн-каникул необходимо пересмотреть компетенции вожатого и создать условия для их получения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонова Анна Юрьевна, Петрищев Игорь Олегович, Солнцева Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING COUNSELORS TO WORK IN ONLINE CAMPS: FROM IDEA TO IMPLEMENTATION

The search for effective forms of education in the new social and economic conditions brings our contemporaries back to the study and reinterpretation of the experience of one of the most popular movements of the Soviet Union - the movement of student teams and pedagogical teams. The approach to organizing the activities of teaching teams has changed several times but working as a counselor in a summer health camp is recognized by the professional community as one of the most effective means of immersing a student in the future teaching profession. Adapting their own activities in the context of the pandemic has become a serious challenge for both the summer recreation and recreation system, as well as for the institutions involved in the training of counselors, and for the counselors themselves. In the context of the inability to fully start the summer health promotion campaign, it became necessary to revise traditional approaches to holidays, introduce various forms of online education, several ways, methods and means of stimulating and motivating children to acquire knowledge and organize leisure activities at a distance. It is obvious that for the introduction of new forms of online holidays, it is necessary to review the competence of a counselor and create conditions for their gaining.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ВОЖАТЫХ К РАБОТЕ В ОНЛАЙН-ЛАГЕРЯХ: ОТ ИДЕИ К ВОПЛОЩЕНИЮ»

УДК 371.217.3:004.771

А. Ю. Тихонова, И. О. Петрищев, О. В. Солнцева Подготовка вожатых к работе в онлайн-лагерях: от идеи к воплощению

Поиск эффективных форм воспитания в новых социальных и экономических условиях возвращает наших современников к исследованию и переосмыслению опыта одного из самых массовых движений Советского Союза - движению студенческих отрядов и педагогических отрядов. Подход к организации деятельности педагогических отрядов неоднократно менялся, но работа в качестве вожатого в летнем оздоровительном лагере признана профессиональным сообществом как одно из самых эффективных средств погружения студента в будущую учительскую профессию. Серьезным вызовом как для системы летнего отдыха и оздоровления, так и для учреждений, занимающихся подготовкой вожатых, и для самих вожатых стала адаптация собственной деятельности в условиях пандемии. В условиях невозможности полноценно начать летнюю оздоровительную кампанию необходимым стало пересмотреть традиционные подходы к каникулам, внедрить различные формы онлайн-образования, разнообразные способы, методы и средства стимулирования и мотивации детей к получению знаний и организации досуга на расстоянии. Очевидно, что для внедрения новых форм онлайн-каникул необходимо пересмотреть компетенции вожатого и создать условия для их получения.

Ключевые слова: студенческие отряды, педагогические отряды, вожатый, вожатый-онлайн, каникулярный отдых детей и подростков

Anna Yu. Tihonova, Igor O. Petrishhev, Oksana V. Solntseva Training counselors to work in online camps: from idea to implementation

The search for effective forms of education in the new social and economic conditions brings our contemporaries back to the study and reinterpretation of the experience of one of the most popular movements of the Soviet Union - the movement of student teams and pedagogical teams. The approach to organizing the activities of teaching teams has changed several times but working as a counselor in a summer health camp is recognized by the professional community as one of the most effective means of immersing a student in the future teaching profession. Adapting their own activities in the context of the pandemic has become a serious challenge for both the summer recreation and recreation system, as well as for the institutions involved in the training of counselors, and for the counselors themselves. In the context of the inability to fully start the summer health promotion campaign, it became necessary to revise traditional approaches to holidays, introduce various forms of online education, several ways, methods and means of stimulating and motivating children to acquire knowledge and organize leisure activities at a distance. It is obvious that for the introduction of new forms of online holidays, it is necessary to review the competence of a counselor and create conditions for their gaining.

Keywords: student teams, pedagogical teams, counselor, online counselor, organization of vacation holidays for children and adolescents DOI 10.30725/2619-0303-2021-3-94-99

Эпидемиологическая обстановка потребовала от учебно-воспитательных заведений аккумуляции ресурсов для срочного введения онлайн-обучения. Однако в настоящее время отсутствует актуальная методика онлайн-обу-чения, разработке которой посвящается достаточно большое внимание в научной литературе. Большей частью научные изыскания касаются электронной образовательной среды учебных заведений (высших, средних) и онлайн-курсов, доступных в сети Интернет. Отсутствию исследований, посвященных подготовке специалистов для внешкольной и досуговой онлайн-работы, служит подтверждение актуальности настоящего исследования. Для решения данной про-

блемы предлагается проанализировать опыт советской системы образования, которая по праву признана образцом в организации внешкольного времени учащихся. Более того, переосмысление советского опыта может помочь в поиске эффективных форм работы с молодежью.

С советских времен движение студенческих отрядов рассматривается и как социально-значимая деятельность студентов, и как одна из самых ярких и эффективных форм воспитания молодежи. Движение, изначально зародившееся как студенческая инициатива помощи в хозяйственных задачах государству, в дальнейшем приобрела множество «побочных эффектов», таких как создание условий для: эффективной

социализации, развития лидерских качеств, отработки навыков работы в коллективе, получения первого управленческого опыта, эффективной практики будущих специалистов, профилактики антисоциального поведения детей и подростков. А. Д. Веселова в своей работе характеризует движение студенческих строительных отрядов как эффективную форму взаимодействия подрастающего поколения и общества в целом, обеспечивающую реализацию потребностей обеих сторон в сложном процессе социализации [1]. Движение студенческих отрядов исследовали Е. Ф. Артемьев, С. А. Шлыкова, В. А. Приступко, К. Г. Емелин, А. Ю. Хов-рин, А. Д. Веселова, А. Б. Гуркин, А. Ибрагимов, Ж. К. Момбеков, О. А. Яновский, Л. Д. Квициани, Т. А. Молокова, И. Ф. Эсмонтович, В. А. Труевцев, Н. А. Камынин, Т. В. Конюхова, Т. В. Павленко, В. С. Перепелицин, Е. В. Чеберяк, В. Е. Черноску-тов, А. И. Благодарева, Т. В. Вавилина, Н. С. Назарова, А. Н. Стоян, А. И. Клепико, С. В. Лукья-ненко, Л. А. Марченко, М. Амаков, Н. Т. Галушко, В. А. Атрошенко, В. Зайниддинов, В. А. Приступко и др. Наибольшее количество научных работ, связанных с движением студенческих отрядов, опубликовано с 1980 по 1984 г. Данные исследования в основном охватывают период с середины 1960-х до конца 1980-х гг. Преобладание исследований в данный период, вероятнее всего, связано с тем, что движение к этому времени стало носить системный и массовый характер, приобрело традиции, охватило все регионы Советского государства. Это позволило исследователям рассмотреть движение в различных ракурсах, таких как: эффективная форма оказания помощи народному хозяйству страны, производственная деятельность студентов, форма идейного, трудового и патриотического воспитания, деятельность по укреплению межнационального согласия, «школа» для формирования лидерских качеств, площадка для личностного развития и др. Е. Ф. Артемьев в своей монографии [2] рассказывает о движении студенческих отрядов, как о патриотическом движении и подчеркивает роль КПСС в создании движения и его развитии. Различные аспекты партийного руководства деятельности студенческих отрядов рассматривают в своих диссертациях А. Ибрагимов, Ж. К. Момбеков, О. А. Яновский, Т. А. Молокова, И. Ф. Эсмонтович. Деятельность студенческих отрядов как форму оказания помощи народному хозяйству страны и форму повышения общественно-политической активности молодежи изучали Н. А. Камынин, Т. В. Конюхова, Т. В. Павленко, В. С. Перепелицин, Е. В. Чеберяк, В. Е. Черноскутов. Вопросы идейного воспитания через движение студенческих отрядов проана-

лизированы А. И. Благодаревой, Т. В. Вавилиной, Н. С. Назаровой, А. Н. Стояном, А. И. Клепиковым, С. В. Лукьяненко. Различные аспекты деятельности студенческих отрядов в союзных республиках изучены в работах Л. А. Марченко, М. Амако-ва, Н. Т. Галушко, А. Ибрагимова, В. А. Атрошенко, В. Зайниддинова и др. В основном эти исследования носили региональный характер. Одним из исключений является исследование В. А. Приступко, где автор анализирует развитие студенческих отрядов не только на всем историческом отрезке его существования, но и во всесоюзном масштабе, рассматривая позитивный и негативный опыт вне политического контекста [3].

Период с 1990-х по 2000-е гг. отмечен снижением внимания ученых к данной теме. Небольшое количество исследований связано отчасти и с тем, что движение утрачивает свою массовость и активность. Работы более позднего периода, начиная с 2000 г. и далее, представляют собой, в основном, переосмысление опыта работы с молодежью советского периода. Авторы О. А. Бурахина, С. С. Бойко, В. Ю. Климов, не идеализируя движение, изучают его эффективность в работе с молодежью, рассуждают о предпосылках прекращения деятельности, размышляют о его возрождении и существовании в новых идеологических, правовых и экономических реалиях. Среди работ этого периода стоит отметить работу А. Ю. Ховрина, в которой автор рассматривает студенческие отряды как субъект реализации молодежной политики в нашей стране и комплексно изучает это движение [4].

Стоит отметить, что движение студенческих отрядов Ульяновской области изучалось лишь в укрупненном региональном аспекте в работах Т. В. Вавилиной «Партийное руководство деятельностью студенческих отрядов Среднего Поволжья. 1965-1980 гг. (на материалах Куйбышевской, Пензенской, Ульяновской областей)» [5] и Г. Е. Козловской «Деятельность партийных организаций Среднего Поволжья по идейно-политическому воспитанию студенческой молодежи в условиях развитого социализма. 1971-1975 годы (на материалах Куйбышевской, Пензенской и Ульяновской областей)» [6].

Одним из массовых направлений деятельности студенческих отрядов являются педагогические отряды. Педагогические отряды - «изобретение» советского периода в жизни страны, поэтому большинство исследовательских работ, посвященных их изучению, написано в период с 1980 по 1985 г. В работе Н. А. Воробьевой сделан акцент на значимость привлечения студентов к общественно-трудовой деятельности летом для подготовки их к будущей педагогической деятельности.

Л. К. Веретенникова, исследуя проблему подготовки будущих учителей начальных классов к организаторской деятельности, считает летнюю практику в пионерских лагерях необходимым звеном в подготовке будущего учителя. Т. С. Га-мина рассматривает вопросы подготовки вожатых из числа рабочей молодежи и технической интеллигенции, которые «являются для юных ленинцев примером принципиальности, глубокой идейности, высокой ответственности за порученное дело» [7]. С. Б. Расланене, отмечая факт больших затруднений, с которыми сталкивается учитель при решении воспитательных задач на практике, исследует содержание педагогических знаний, умений и навыков, необходимых студентам, выполняющим обязанности воспитателей пионерских коллективов и пути их осуществления в учебно-воспитательном процессе педвуза [8].

В более поздних исследованиях педагогических отрядов, начиная с 2000 г., педагогические отряды рассматривается авторами уже как объединения работников детского оздоровительного лагеря или молодежные общественно-педагогические сообщества, которые организуют программы для детей в каникулярный период. Большой вклад в изучение подобных отрядов внес Б. В. Куприянов. В его работах раскрыты многозначность понятия «педагогический отряд», представлены различные сферы его существования. Автор характеризует педагогический отряд как живой социально-педагогический организм. В деятельности педагогического отряда Б. В. Куприянов видит уникальность ситуации, которая состоит в том, что «когда мало что умеющим юношам и девушкам за короткий срок удается существенно повлиять на подростков, заронить в их души и сердца зерна добра, справедливости, дружбы и товарищества» [9]. Тему педагогических отрядов и вожатых затрагивали в своих исследованиях Н. Ю. Антипова, Е. М. Лепешкина, Н. В. Апажихова, Г. В. Заярская, Е. А. Цирульникова, А. Г. Мурашова, Н. С. Чагина, Е. М. Шпоркина, С. С. Кузьмин, Г. Ю. Ярославова, Г. Р. Линкер, Е. Ю. Дмитриева, О. В. Майорова, Е. М. Харланова и др. В той или иной степени, деятельность педагогических отрядов как во-жатских коллективов рассматривается в контексте организации занятости детей и подростков в каникулярный период. Среди основных аспектов, влияющих на организацию деятельности детей и подростков в организациях отдыха и оздоровления, авторы отмечают подготовку педагогических кадров, в том числе вожатых. Именно компетентность вожатых во многом определяет качество совместной деятельности детей и подростков в период отдыха.

Большим вызовом для компетенций вожатого стал период пандемии. Ограничения, связанные с пандемией, внесли коррективы во многие сферы жизнедеятельности человека. Не стал исключением вопрос организации деятельности детей и подростков в каникулярный период. В условиях невозможности полноценно начать летнюю оздоровительную кампанию необходимым стало пересмотреть традиционные подходы к каникулам, внедрить различные формы онлайн-образования, разнообразные способы, методы и средства стимулирования и мотивации детей к получению знаний и организации досуга на расстоянии. Среди родительской общественности появляется запрос на организацию онлайн-лагерей. Рост популярности подобных лагерей становится очевиден по увеличению количества программ, представленных в данном направлении в открытых интернет-источниках. Негосударственные организации, как более гибкие, первыми отреагировали на рыночный запрос по организации досуга детей в период самоизоляции. Примерами онлайн-смен, информация о которых была размещена в общем доступе, могут служить Палаточный лагерь для детей «Камчатка», онлайн-лагерь «Атмосфера ГА».

Палаточный лагерь для детей и взрослых «Камчатка» [10] предлагает онлайн-смены для совместного отдыха детей и родителей. В течение смена предполагаются ежедневные творческие задания, встречи с интересными людьми и мастер классы от лучших актеров, музыкантов, режиссеров и художников. Одной из интересных особенностей смен является то, что каждая посвящена выдающемуся человеку или явлению, выбранному с помощью кнопки «случайная статья» в Википедии. Например, в ноябре 2020 г. лагерь «Камчатка» предложил Пятую онлайн-смену имени Спиральной галактики NGG 7090 в cсозвездии Индеец. В лагере не более 100 мест, смена длится одну неделю, существуют взрослые и детские смены. Для организации деятельности лагерь использует канал в телеграмме, zoom, инстаграм. К каждому заданию прилагается отдельный хештег, и итогом каждого дня становится проект, который участник выкладывает в инстаграме. На смене работает система поощрения и стимулирования: за успешное выполнение задания участник может получить в подарок имиджевую продукцию лагеря, а пять лучших участников награждаются приглашением бесплатно принять участие в дальнейших проектах лагеря.

На базе детского лагеря GA-KIDS [11], директором которого является Николай Анатольевич Акаемов, реализуется онлайн-лагерь «Атмосфера ГА». В нем представлены лучшие

традиции реального лагеря, творческие задания, общение с друзьями и даже спорт для каждого участника онлайн-лагеря. Общение происходит в чате лагеря в WhatsApp, а выполненные задания участники по желанию выкладывают в социальные сети с хештегом #онлайнлагерьГА. Онлайн-лагерь не предполагает постоянного нахождения за компьютером, задание каждого дня подразумевает оффлайн-активность - танцевальную разминку, фото-кросс, изготовление поделки своими руками, написание статьи или рассказа. В группе лагеря, где проходит смена, каждый день появляются интересные видео-, фото- и музыкальные материалы. Возможности электронных устройств, видеотрансляции, социальные сети и все, что составляет неотъемлемую часть жизни современных детей и подростков, направлены в лагере в русло творчества, на познание нового, на общение в добром, позитивном ключе и активизацию жизненной позиции детей в реальной жизни. Дети учатся сами планировать свое время. В лучших традициях реальных лагерей в 20.00 лагерь собирается на вечерний «Огонек». Одно из важных отличий -задания не носят соревновательного характера, а наоборот направлены на кооперацию, создание команд, обмен мнениями и идеями.

Представители организаций различных форм собственности проходили обучение по организации онлайн-лагерей на частных образовательных онлайн-площадках, таких как Гла-вуч [12] и Тренди [13]. Запуск онлайн-лагерей, как правило, происходил по личной инициативе организаторов и не имел методической или финансовой поддержки местной администрации. Основным запросом от организаторов онлайн-смен стали курсы по обучению вожатых. Очевидно, что работа в онлайн-формате требует новых знаний и навыков даже от опытных вожатых.

В настоящее время выявлена малая изученность возможностей применения дистанционных технологий в организации занятости детей в каникулярный период. Основные источники научной информации - это немногочисленные работы, затрагивающие вопросы применения дистанционных технологий в дополнительном образовании Э. В. Самойленко, Л. Н. Макаровой, Т. К. Голушко, С. А. Корниенко. Следует отметить работу Ю. В. Алеева, в которой он подробно описывает этапы подготовки и реализацию проекта по онлайн-обучению в школе вожатых «Вести за собой!» Алтайского государственного педагогического университета [14].

Частично тема подготовки вожатых в он-лайн-лагерях затрагивается в работе «Современные подходы к образовательным практикам в контексте цифрового пространства» при ана-

лизе образовательных практик современного вуза [15].

Первым из государственных образовательных организаций высшего образования на неформальный запрос о подготовке вожатых для работы в онлайн-лагерях откликнулся ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова» (ФГБОУ ВО УлГПУ им. И. Н Ульянова). В целях подготовки вожатых для проведения онлайн-смен в каникулярный период в условиях самоизоляции и ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции ФГБОУ ВО УлГПУ им. И. Н. Ульянова запустил проект по организации подготовки вожатых для онлайн-смен «Вожатый онлайн». Задачами проекта стало обучение специалистов из числа профессорско-преподавательского состава педагогических вузов методикам подготовки вожатого для работы в онлайн-формате, обеспечение подготовки вожатых, обладающих необходимыми навыками и компетенциями для проведения смен в онлайн-форматах. Целевой аудиторией проекта стали лица, имеющие педагогическое образование (высшее или среднее профессиональное) или прошедшие подготовку по программе профессионального обучения по подготовке вожатых, а также студенты вузов, обучающиеся по УГСН 44.00.00, освоившие в рамках ОПОП ВО модуль (курс, дисциплины) по подготовке вожатых.

В мае 2020 г. был дан старт проекту, и объявлен набор на обучение. Более 1300 заявок на подготовку онлайн-вожатых поступили из разных регионов страны. Партнерами проекта выступили: ФГБОУ ВДЦ «Океан», ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена, ФГБОУ ВО МПГУ, АНО ДО «Региональный культурно-образовательный центр «Смарт». С 20 мая по 30 июня 2020 г. в ФГБОУ ВО УлГПУ им. И. Н. Ульянова была реализована дополнительная образовательная программе «Он-лайн-вожатый» в объеме 36 часов. В программе было представлено 6 разделов: информационные технологии в воспитании и образовании детей, концептуальные особенности организации отдыха детей в дистанционном формате, использование ИКТ-технологий в организации деятельности с детьми разного возраста, технические и программные аспекты реализации информационных процессов в онлайн-смене, информационно-медийное сопровождение во-жатской деятельности в онлайн-смене, цифровые образовательные ресурсы, использование коммуникативных технологий в деятельности «онлайн-вожатого», правовые аспекты использования информационных технологий, вопросы безопасности и защиты информации. Слушатели посещали онлайн-лекции и практикумы по

темам образовательной программы. Для получения сертификата, подтверждающего прохождение дополнительной образовательной программы «Вожатый онлайн», необходимо было пройти итоговую аттестацию. Итоговая аттестация проходила в заочной форме, по итогам выставлялся Зачет/Незачет.

Задания представляли собой:

1) реферат (по одной из предложенных тем);

2) видео-самопрезентация: «Я - онлайн-во-жатый»;

3) разработанный авторский мастер-класс или мероприятие, приспособленное к условиям онлайн-смены.

Анализ проверки зачетных работ показал, что большая часть слушателей усвоила программу успешно, освоила те площадки и ресурсы, которые были рекомендованы спикерами. Зачетные работы, в частности мастер-классы и мероприятия, доказали, что слушатели готовы к проведению онлайн-смены и имеют компетенции для разработки авторских форм проведения детского досуга в рамках смены. Результатом работы стала не только подготовка слушателей, готовых к работе в онлайн-формате, но и сформированная база данных, где накоплены обручающие материалы, включающие в себя записи занятий, итоговые творческие работы студентов и пр. Это стало своеобразной методической копилкой проекта, которая пополняется новыми материалами.

Таким образом, через реализацию данного проекта университетом были отработаны новые технологии в подготовке вожатых для организации отдыха детей с использованием дистанционных технологий, удовлетворены потребности организаторов онлайн-лагерей в подготовленных к новому формату смен, вожатых, а через реализацию онлайн-смен были удовлетворены потребности родителей в организации занятости детей в каникулярный период. Благодаря онлайн-сменам школьники были вовлечены в совместный развивающий досуг.

Проект «Вожатый онлайн» - проект по подготовки вожатого нового поколения, способного адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, обладающего универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, которые позволяют работать с подрастающим поколением в ситуации неопределенности, в частности в онлайн-режиме в цифровой среде при реализации дистанционного образования и в традиционном офлайн-формате.

Появление нового формата онлайн-смен не следует воспринимать как вынужденную временную меру. Эта форма организации дея-

тельности детских оздоровительных смен будет востребована и в дальнейшем в силу следующих обстоятельств:

Во-первых, проведение онлайн-смен во время осенних, зимних и весенних каникул будет актуально для учреждений сезонного типа, которые в силу особенностей своей материально-технической базы не способны проводить выездные смены в течение года. Во-вторых, проведение онлайн-смен дает возможность организации смен для детей из разных регионов страны без затрат (финансовых и временных) на проезд к месту проведения смены.

В-третьих, проведение онлайн-смен дает возможность участия детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, детям, проходящих длительное лечение в учреждениях здравоохранения.

Список литературы

1. Веселова А. Д. Основные принципы формирования студенческих строительных отрядов (на материалах Саратовской области) // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 2. С. 199-201.

2. Артемьев Е. Ф. Комсомол - активный помощник партии по трудовому воспитанию молодежи в студенческих строительных отрядах. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1975. 207 с.

3. Приступко В. А. Студенческие отряды: исторический опыт 1959-1990 годов. Москва: Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2008. 294 с.

4. Ховрин А. Ю. Студенческие отряды как субъект реализации государственной молодежной политики: социально управленческий анализ: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. Москва, 2003. 205 с.

5. Вавилина Т. В. Партийное руководство деятельностью студенческих отрядов Среднего Поволжья. 1965-1980 гг. (на материалах Куйбышевской, Пензенской, Ульяновской областей): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.01. Куйбышев, 1984. 224 с.

6. Козловская Г. Е. Деятельность партийных организаций Среднего Поволжья по идейно-политическому воспитанию студенческой молодежи в условиях развитого социализма. 1971-1975 годы (на материалах Куйбышевской, Пензенской и Ульяновской областей): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.01. Куйбышев, 1984. 232 с.

7. Гамина Т. С. Общественно-политическая подготовка вожатых-производственников к воспитательной работе с пионерами: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Киев, 1984. 225 с.

8. Расланене С. Б. Содержание практической подготовки студентов - будущих учителей к работе с пионерами: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Вильнюс, 1984. 223 с.

9. Куприянов Б. В. Педагогический отряд как социальный организм (метафорическая репрезентация понятия) //

Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 1 (9). URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2731 (дата обращения: 04.04.2021).

10. Камчатка: офиц. сайт. URL: https://kamchatka.camp/ online (дата обращения: 04.04.2021).

11. Детский лагерь «Гольф Академия GA-KIDS»: офиц. сайт. URL: https://ga-kids.ru (дата обращения: 04.04.2021).

12. ГлавУч: офиц. сайт. URL: https://glavuch.ru/ (дата обращения: 04.04.2021).

13. Trendy English: офиц. сайт. URL: http://trendyenglish. ru/ (дата обращения: 04.04.2021).

14. Алеева Ю. В. Подготовка профессионального вожатого в парадигме современного стандарта специалиста // Мир науки, культуры и образования. 2020. № 2 (81). C. 205-207.

15. Фортова Л. К., Юдина А. М., Романова Е. Н. Современные подходы к образовательным практикам в контексте цифрового пространства // Мир науки, культуры и образования. 2020. № 2 (81). С. 203-205.

References

1. Veselova A. D. Basic principles of organizing student construction teams (based on an example of the Saratov region). Bulletin of Saratov State Social and Economic University. 2011. 2, 199-201 (in Russ.).

2. Artemyev E. F. Komsomol as active aid for youth education party in student construction teams. Kazan: Kazan Univ., 1975. 207 (in Russ.).

3. Pristupko V. A. Student teams: historical experience of 1959-1990. Moscow: Moscow Univ. for the Humanities, 2008. 294 (in Russ.).

4. Khovrin A. Yu. Student teams as a subject of implementation of state youth policy: social and management analysis: dis. on competition of sci. degree PhD in sociology: 22.00.08. Moscow, 2003. 205 (in Russ.).

5. Vavilina T. P. Party leadership of student team activities in Middle Volga. 1965-1980 (Kuibyshev, Penza, Ulyanovsk regions): dis. on competition of sci. degree PhD in history: 07.00.01. Kuibyshev, 1984. 224 (in Russ.).

6. Kozlovskaya G. E. Activity of Middle Volga party organizations on ideological and political up-bringing of students in the conditions of advanced socialism. 1971-1975 (Kuibyshev, Penza, Ulyanovsk regions): dis. on competition of sci. degree PhD in history: 07.00.01. Kuibyshev, 1984. 232 (in Russ.).

7. Gamina T. S. Social and political preparation of counselor practitioners for educational work with pioneers: dis. on competition of sci. degree PhD in pedagogy: 13.00.01. Kiev, 1984. 225 (in Russ.).

8. Raslanene S. B. Practical training of students - future teachers to the work with pioneers: dis. on competition of sci. degree PhD in pedagogy: 13.00.01. Vilnius, 1984. 223 (in Russ.).

9. Kupriyanov B. V. Pedagogical team as a social organism (metaphoric representation of the concept). Continuous Education: XXI century. 2015. 1 (19). URL: https://lll21.petrsu.ru/ journal/article.php?id=2731 (accessed: Apr. 4. 2021) (in Russ.).

10. Kamchatka: website. URL: https://kamchatka.camp/ online (accessed: Apr. 4. 2021) (in Russ.).

11. Children's camp: website. URL: https://ga-kids.ru (accessed: Apr. 4.2021).

12. GlavUch: website. URL: https://glavuch.ru/ (accessed: Apr. 4.2021) (in Russ.).

13. Trendy English: website. URL: http://trendyenglish. ru/ (accessed: Apr. 4.2021) (in Russ.).

14. Aleeva Yu. V. Training of a professional advisor in the paradigm of the modern standard of a specialist. World of science, culture and education. 2020. 2 (81), 205-207 (in Russ.).

15. Fortova L. K., Yudina A. M., Romanova E. N. Modern approaches to educational training in the context of digital space. World of science, culture and education. 2020. 2 (81), 203-205 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.