Научная статья на тему 'КОЛЫБЕЛЬ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА'

КОЛЫБЕЛЬ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ А. Ф. МОЖАЙСКОГО / ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА / ВТОРОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС / ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никулин Юрий Анатольевич, Попова Виктория Владимировна

В статье рассматривается 300-летняя история развития военно-инженерного образования в России на примере Военно-космической академии и её предшественников, выделены ключевые и поворотные моменты. Особое внимание уделено роли высшего образования в формировании российского офицера. Отдельно рассмотрен вопрос о месте Военно-космической академии в системе высшего военного образования сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRADLE OF MILITARY ENGINEERING EDUCATION THE ROLE OF HIGHER EDUCATION IN THE FORMATION OF THE RUSSIAN OFFICER

The article examines the three-hundred-year history of the development of military engineering education in Russia using the example of the Military Space Academy and its predecessors, highlights the key and turning points. Particular attention is paid to the role of higher education in the formation of a Russian officer. The issue of the place of the Military Space Academy in the system of higher military education today is considered separately.

Текст научной работы на тему «КОЛЫБЕЛЬ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА»

Ю.А. НИКУЛИН, В.В. ПОПОВА

YU.A. NIKULIN, V.V. POPOVA

КОЛЫБЕЛЬ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE CRADLE OF MILITARY ENGINEERING EDUCATION

РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА THE ROLE OF HIGHER EDUCATION IN THE FORMATION OF THE RUSSIAN OFFICER

Сведения об авторах: Никулин Юрий Анатольевич - профессор кафедры истории и философии Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского, кандидат исторических наук, доцент, почётный работник высшего профессионального образования РФ (г. Санкт-Петербург);

Попова Виктория Владимировна - преподаватель кафедры истории и философии Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского, кандидат исторических наук (г. Санкт-Петербург).

Аннотация. В статье рассматривается 300-летняя история развития военно-инженерного образования в России на примере Военно-космической академии и её предшественников, выделены ключевые и поворотные моменты. Особое внимание уделено роли высшего образования в формировании российского офицера. Отдельно рассмотрен вопрос о месте Военно-космической академии в системе высшего военного образования сегодня.

Ключевые слова: Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Инженерная школа, Второй кадетский корпус, военно-инженерное образование.

Information about the authors: Yuri Nikulin - Professor of the Department of History and Philosophy of the Military Space Academy named after A. F. Mozhaiskiy, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation (St. Petersburg);

Popova Victoria - Lecturer of the Department of History and Philosophy of the Military Space Academy named after A. F. Mozhaiskiy, Candidate of Historical Sciences (St. Petersburg).

Summary. The article examines the three-hundred-year history of the development of military engineering education in Russia using the example of the Military Space Academy and its predecessors, highlights the key and turning points. Particular attention is paid to the role of higher education in the formation of a Russian officer. The issue of the place of the Military Space Academy in the system of higher military education today is considered separately.

Keywords: Military Space Academy named after A. F. Mozhaisky, Engineering School, Second Cadet Corps, military engineering education.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 1994 г. дата 16 января 1712 г. была определена днём создания Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского (ВКА имени А. Ф. Можайского). В январе 2022 г. исполнилось 310 лет со дня

её основания. Академия дислоцируется там, где с 1733 г. располагалась Инженерная школа, созданная указом Петра I в 1712 г., возможность правопреемственности от которой была установлена учёными-историками академии.

Первой военной российской школой принято считать школу, созданную Петром I в конце 1698 г. в бомбардирской роте Преображенского полка, в селе Преображенском под Москвой. Перед школой стояла задача подготовки специалистов в области артиллерии и ин-

женерного дела. Пётр I принимал непосредственное участие в подготовке учебной программы. Именно эта школа и её учебные программы послужили в дальнейшем своего рода образцом, эталоном для всех учебных заведений России первой четверти ХУШ в., в первую очередь для школ артиллерийского и инженерного профиля.

Слово «инженер» в русский язык ввёл, видимо, Феофан Проко-пович. Оно происходит от латинского слова «^ешит» - способность изобретать или остроумное изобретение.

После поражения Русской армии под Нарвой осенью 1700 г. Пётр I осознал острую необходимость создания боеспособной армии, в том числе, а может быть, в первую очередь, артиллерии и инженерных подразделений с высококвалифицированными офицерскими кадрами. Указ о создании первого в России военно-учебного заведения был подписан Петром I 21 (10) января 1701 г.

Сам указ, видимо, не сохранился, но в отчёте Приказа артиллерии за 1701-1705 гг. приведён полный текст этого указа: «В прошлом 1701 году генваря в 10 день по имян-ному великого государя указу, за пометою думного дьяка Андрея Виниюса, велено на новом пушечном дворе построить деревянные школы и в тех учить пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их словесной и письменной грамоте и цыфирю и иным инженерным наукам, и будучи им в тех школах учитца вышеписанным наукам с прилежанием, а выучась без указу с Москвы не съехать такж и выной чин кроме артиллерии не отлучатца и кормить, и поить их в вышеписанных же школах...».

Таким образом школа состояла из трёх классов. Первый класс - «школа словесная», в которой обучали элементарной грамоте. Следующий класс назывался «школа цифирная», где обучали математике, и третий класс - «школа верхняя инженерная», в которой

давали уже углубленные знания именно в сфере военно-инженерного и артиллерийского дела. В указе прописано, что окончившие школу должны служить в артиллерии.

Количество учеников в «верхней инженерной школе» колебалось от 11 человек в 1702 г. до 24 человек в 1711 г.

31 июля 1711 г. Сенат принимает решение «.5 ученикам Лям-кина быть в инженерной науке.». 5 декабря 1711 г. Сенат принимает решение отослать Лямкину в ученики ещё 15 человек и «сделать. у него школу из канцелярии Правительствующего Сената». А Пётр I, осознав в Прутском походе против турецкой армии необходимость совершенствования инженерного обеспечения войск, 16 января 1712 г. издал Указ «Именный в пунктах. 17. Школу инженерную умножить, а именно: сыскать мастера из русских, который бы учил цифири, или на башню (имеется в виду Сухарева башня, в которой размещалась школа математических и навигацких наук) для сего учения посылать, а когда Арифметику окончатъ, учить Геометрию, сколько до Инженерства надлежит; а потом отдавать Инженеру учить Фортификацию и держать всегда полное число 100 человек, или 150 из которых чтоб две трети, или по нужде были из Дворянских детей».

Этот указ завершил процесс создания в России специализированного инженерного военного учебного заведения и юридически его оформил. Все науки преподавал один учитель. Регулярных выпусков не производилось. Выпуск зависел от успехов в обучении. В апреле 1719 г. Школа была перенесена в Санкт-Петербург.

В Инженерную школу ученики зачислялись рядовыми, а потом, после приобретения знаний и по заслугам, получали чины. Офицерский чин выпускники Школы могли получить только после приобретения практических знаний, умений и навыков в войсках. Счи-

талось, что одно лишь образование не может полностью компенсировать отсутствие опыта практической службы.

Несмотря на то, что Пётр I заложил основы военно-инженерного образования, единый государственный подход к управлению военным и, как следствие, военно-инженерным образованием так и не сформировался.

В 1731 г. Б. Х. Миних, один из сподвижников Петра I, основал в Санкт-Петербурге Артиллерийскую школу. Правительство уделяло серьёзное внимание подготовке в этой школе. Императрица Анна Иоанновна видела в ней главное в России военно-учебное заведение. Благодаря этому факту Школа имела в своём распоряжении богатую учебно-материальную базу. Обучение проводилось по двум направлениям: математическое и чертёжное.

В 1733 г. для Инженерной школы и Инженерной команды на Петербургской стороне, на берегу рукава Малой Невы, там, где сейчас находится академия, был построен Инженерный дом. В 1737 г. императрица Анна Иоанновна установила проведение экзаменов в Артиллерийской и Инженерной школах в одно время и по одним программам.

В царствование Елизаветы Петровны, в 1856 г. Артиллерийская и Инженерная школы передаются в управление генерал-фельдцейх-мейстера графа П. И. Шувалова. А в 1758 г. по его представлению школы были объединены в одну под общим названием «Артиллерийская и Инженерная Дворянская школа».

27 апреля 1758 г. П. И. Шувалов представил императрице доклад, в котором обосновывал создание объединённого кадетского корпуса. Предполагалось утвердить штат в составе 272 воспитанников, разделённых по 4 ротам. Курс был рассчитан на 5 лет. В учебной программе, под влиянием М. В. Ломоносова, значительно расширился

блок общеобразовательных дисциплин.

При жизни П.И. Шувалову не удалось воплотить свою идею о создании нового кадетского корпуса. Однако его проект в 1762 г. с уставом нового военно-учебного заведения были утверждены Екатериной II, а корпусу «повелено было именоваться Артиллерийским и Инженерным Шляхетным Кадетским корпусом» (АИШКК).

В 1764 г. была сформирована первая кадетская рота. Для обучения в АИШКК привлекались лучшие преподаватели Санкт-Петербурга. Был установлен твёрдый порядок, в соответствии с которым выпуск из корпуса мог состояться не ранее 5 лет обучения, из них 3 года - в кадетских классах и 2 года -в офицерских.

За период обучения в АИШКК воспитанник осваивал как предметы специальные, так и общеобразовательные. С этого времени в системе военного образования реализовался постулат о всесторонней образованности офицера.

В течение первых трёх лет кадеты обучались арифметике, геометрии, родному языку, французскому и немецкому языкам, начальным основам истории, географии, рисованию, фехтованию, танцам.

В старших классах изучались: математика, русский, иностранные языки, история, география. К специальным наукам относились физика, химия, фортификация, артиллерия, гражданская архитектура, тактика, черчение, рисование. В программу входили занятия на плацу и верховая езда.

За результатами обучения кадет устанавливался жёсткий контроль. Годовой экзамен проводился специальной комиссией, в которую входили штаб-офицеры, назначенные генерал-фельдцейхмейстером, представители артиллерийского и инженерного генералитета.

Кадет, показавших высокие результаты на экзаменах, производили в унтер-офицеры при корпусе.

Те из кадет, кто не проявил усердие в учёбе, из корпуса исключались Они определялись в артиллерию или Инженерный корпус унтер офицерами или рядовыми.

Таким образом, именно в этом специализированном военно-учеб ном заведении, созданном Петром I в 1712 г., выпускники получали инженерное образование,способны были служить не только в инженерных войсках и артиллерии, но и на производствах артиллерийского и ракетного вооружения.

О качестве инженерного образования, полученного выпускниками корпуса, свидетельствует деятельность его выпускников. Они проектировали и строили крепости, каналы, мосты и дороги. Генерал А. А. Аракчеев руководил созданием артиллерии для Российской армии. Генералы А. Д. Засяд-ко, П. А. Козен стояли у истоков создания отечественной ракетной техники.

Правление Павла I ознаменовалось для военно-инженерного образования рядом преобразований, направленных на усиление строевой выучки кадет и ужесточение воинской дисциплины в корпусе. В 1800 г. АИШКК был переименован во Второй кадетский корпус. Но преобладающая роль учебного заведения в подготовке артиллерийских и инженерных офицерских кадров сохранялась.

В новом столетии, в период царствования Александра I, военно-ин-

женерное образование подверглось значительным преобразованиям. В 1826 г. с учреждением «Особого комитета для рассмотрения учебных курсов кадетских корпусов и других военно-учебных заведений» было положено начало реальному централизованному управлению военным, в том числе военно-инженерным образованием.

Руководство военно-инженерным образованием осуществляли непосредственно императоры и члены императорской фамилии. Так, например, генерал-инспекторами по инженерной части были Великий князь Николай Павлович (1818-1825), Михаил Павлович (1825-1849), Николай Николаевич (1856-1891), Пётр Николаевич (1904-1909).

На протяжении всего XIX в. в корпусе осуществлялась подготовка высококвалифицированных специалистов для артиллерии и инженерных войск Российской армии, а также велись научные ис-

следования по совершенствованию отечественной артиллерии. Причём многие выпускники корпуса в процессе своей служебной деятельности внесли значительный вклад в развитие военной науки в целом.

Революционный 1917 г. стал поворотным в истории страны. Империя рухнула. Вместе с ней развалилась и армия. В ряду первоочередных задач, которые встали перед советской властью, было создание вооружённых сил нового государства - Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В связи с этим остро встал вопрос подготовки командных кадров.

Базой для создания советских военно-учебных заведений явились военные академии и школы старой армии. Были разработаны новые условия приёма, новые учебные планы и программы.

На рубеже 1930-1940-х гг. угроза войны для СССР стала реальной. В связи с этим ЦК ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров (СНК) предприняли титанические усилия для укрепления обороноспособности страны и повышения боевой мощи Красной Армии.

25 февраля 1941 г. СНК и ЦК ВКП(б) приняли Постановление № 368-167сс под грифом «Особой важности. Совершенно секретно» -«О реорганизации авиационных сил Красной Армии». На основе этого постановления были сформированы пять новых авиационных училищ, расширена московская Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского, передан Наркомату обороны Ленинградский институт инженеров Гражданского Воздушного Флота (ЛИИ ГВФ), и на его базе 27 марта 1941 г. была создана Ленинградская военно-воздушная академия Красной Армии (ЛВВА КА).

Штат ЛВВА КА формировался из работников ЛИИ ГВФ. А ЛИИ ГВФ, в свою очередь, ведёт свою историю от Института Корпуса инженеров путей сообщения, учреждённого в 1809 г. высочайшим манифестом Императора Алексан-

дра I. Институт Корпуса инженеров путей сообщения - одно из первых в мире инженерно-путейских высших учебных заведений.

Надо сказать, что во многом прогресс российского инженерного образования в XIX в. начался под влиянием опыта Франции. Выпускники Политехнической школы, открытой в Париже в 1794 г., пользовались большим спросом в Европе.

После подписания Тильзитского мира в 1807 г. с Наполеоном группа французских инженеров приехала в Санкт-Петербург, чтобы принять участие в организации создаваемого Института инженеров путей сообщения. Институт был закрытым, лекции в нём первоначально читались на французском языке. Учебное заведение готовило инженеров путей сообщений с присвоением им воинских званий поручиков (окончившим по первому разряду) и подпоручиков (окончившим по второму разряду). В 1908 г. по решению совета института здесь были организованы лекции по воздухоплаванию и авиации. Их читали военные специалисты-воздухоплаватели.

Одним из таких специалистов был опытный воздухоплаватель, командир учебного воздухоплавательного парка (с 1910 г. - начальник Офицерской воздухоплавательной школы) генерал А. М. Кованько, который в 1890 г. входил в состав комиссии по осмотру самолёта А.Ф. Можайского. В заключении комиссии было записано: «... вычисления, подтверждающие возможность подъёма аппарата, были рассмотрены и одобрены.» Комиссия также дала высокую оценку и двигателю, сделанному для самолёта А. Ф. Можайского, которым конструктор не успел воспользоваться.

Читал лекции в институте и бывший преподаватель Николаевской инженерной академии профессор В. Ф. Найденов, который с 1890-х гг. серьёзно занимался проблемами воздухоплавания. Он пи-

сал о самолёте А.Ф. Можайского: «В 1884-85 гг. аэроплан был выстроен на военном поле в Красном Селе. При взлёте аэроплан накренился на бок и поломал поддерживающие поверхности».

Уместно вспомнить, что на факультете воздушных сообщений преподавал выпускник 2-го Кадетского корпуса 1886 г., бывший генерал-лейтенант царской армии и начальник Николаевской инженерной академии А. А. Саткевич. В институте функционировал кружок, который посещали студенты и преподаватели, увлечённые воздухоплаванием. Почётным членом кружка и его руководителем стал адъюнкт Н. А. Рынин.

В 1920 г. при формировании в институте факультетской структуры, в значительной степени усилиями профессора (с 1919 г.) Н.А. Рынина, был создан факультет воздушных сообщений. В 1924 г. институт стал именоваться Ленинградским институтом инженеров путей сообщения. Профессор Н. А. Рынин был единогласно избран деканом факультета воздушных сообщений, а с 1929 г. деканом факультета был А. А. Сат-кевич.

Воспитанники факультета воздушных сообщений В. Б. Шавров и И. В. Четвериков стали ведущими авиационными конструкторами, В. С. Семенов и А. П. Соколов - создателями аэрофотоаппаратуры и специальных методик аэрофотосъёмки. В. К. Блинов, М.А. Ку-рышев и Ф.Я. Спасский известны как крупные специалисты в области аэродромного строительства. Позднее И.В. Четвериков, В. С. Семенов, Ф. Я. Спасский, В. К. Блинов и М. А. Курышев преподавали в Ленинградской военно-воздушной академии.

В 1930 г. на базе факультета воздушных сообщений Ленинградского института инженеров путей сообщения был создан Ленинградский институт инженеров Гражданского Воздушного Флота. А.А. Саткевич и Н. А. Рынин воз-

главляли кафедры в ЛИИ ГВФ. В 1941 г., к моменту передачи ЛИИ ГВФ в Наркомат обороны, институт имел в своём составе 4 факультета, 29 кафедр, 2 доцентуры, 25 учебных лабораторий и 15 учебных кабинетов.

Количество инженеров, выпущенных институтом к 1941 г., составляло 2425 человек. За время существования института научно-педагогический состав получил 6 докторских и 45 кандидатских учёных степеней, подготовил 263 учебника и учебных пособия, изданных в институте, и 15 учебников, изданных в других издательствах, были выполнены и опубликованы 140 научно-исследовательских работ.

Ленинградская военно-воздушная академия, созданная на базе ЛИИ ГВФ, с первых дней своего существования начала формироваться не только как учебное заведение, но и как научный центр. На кафедрах начали разворачиваться научные исследования, осуществлялась подготовка диссертаций. Уже в марте 1941 г. в академии была официально открыта собственная адъюнктура.

24 июля 1941 г., в связи с приближением вражеских войск к Ленинграду, ЛВВА КА была эвакуирована в Йошкар-Олу. Однако учебный процесс по подготовке инженеров для ВВС КА и научная работа не прерывались.

Исследования военного периода были сосредоточены в основном на проблемах: аэродинамики, конструкции и прочности самолётов, технологии их производства, ремонта и эксплуатации, а также электро- и радиооборудования самолётов, строительства и эксплуатации аэродромов.

Тематика многих научных исследований формировалась в результате поездок на фронт, а также в итоге установления тесных контактов с ведущими конструкторскими организациями: самолётными - А.Н. Туполева, А. С. Яковлева, С. А. Лавочкина,

С. В. Ильюшина и моторными -А. А. Микулина, В. А. Климова.

Сразу после окончания Великой Отечественной войны ЛВВА КА перебазировалась из Йошкар-Олы в Ленинград, а в сентябре 1946 г. для академии было установлено новое наименование - Ленинградская Краснознамённая военно-воздушная инженерная академия (ЛКВВИА).

С середины 1950-х гг., отвечая запросам времени, учёные академии сосредоточили свои усилия на новых направлениях развития науки и техники. Шла переориентация научно-исследовательской работы в сторону ракетно-ядерной и космической тематики.

17 декабря 1959 г. ЦК КПСС и Советское правительство приняли решение о создании нового вида Вооружённых Сил - Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В 1960 г. Ленинградская Краснознамённая военно-воздушная инженерная академия имени А. Ф. Можайского была передана из Военно-воздушных сил в состав РВСН, переименована и с января 1963 г. стала называться Ленинградской военной инженерной Краснознамённой академией (ЛВИКА) имени А. Ф. Можайского.

В 1960-1970-е гг. в академии велись передовые научные исследования мирового значения. Учёные академии внесли достойный вклад в становление и развитие РВСН и частей космического назначения и тем самым - в общее дело поддержания Советским Союзом статуса сверхдержавы.

В начале 1960-х гг. в академии была создана военно-научная группа, предназначенная для формирования и развития теоретических основ применения орбитальных и наземных сил и средств. В 19711972 гг. было выполнено оперативно-стратегическое обоснование применения космических средств военного назначения в действиях Вооружённых Сил.

В 1970-1980-е гг. профессиональные требования к подготовке

военно-инженерных кадров стало невозможно выполнять в рамках одного направления подготовки или за счёт открытия новых направлений. Появилась необходимость включения в учебные планы целого ряда новых дисциплин.

В 1985 г., в соответствии с решением коллегии Министерства обороны СССР, главное внимание в обучении курсантов и слушателей были сосредоточены на политической, оперативно-тактической и военно-технической (специальной) подготовке. Коллегия постановила разработать новое положение об учебных планах и программах и перейти на обучение по ним в военных академиях с 1986 г.

Таким образом, в учебных планах и программах содержание образования стали формировать на основании квалификационных характеристик выпускников военных академий. Этим актом была зафиксирована составляющая принципа фундаментальности образования - формирование содержания учебных планов и программ военно-инженерных заведений на основе научного подхода. В качестве исходных были взяты традиционные учебные дисциплины из предшествующих учебных планов, и к ним были предъявлены требования по качественному усвоению материала. В последующем перечень этих уровней был дополнен и определено минимальное учебное время для их выполнения. Важным положением формирования содержания высшего военного инженерного образования стало выделение в учебных планах по каждой специальности профилирующих и обеспечивающих дисциплин по каждому направлению подготовки.

В последнее десятилетие ХХ в. знаменитая «можайка» несколько раз поменяла статус. В 1993 г. институт был преобразован в академию, в 1998 г. - в университет, а в 2002 г. - вновь в академию.

В 1980-1990-е гг. в академии решался ряд задач, связанных с развитием летательных аппара-

тов и средств связи. Во второй половине 1990-х - начале 2000-х гг. сразу несколько кафедр академии приняли активное участие в проводимых приоритетных разработках и научных исследованиях в области создания и применения малых космических аппаратов. Были разработаны эскизный проект учебного спутника «Можаец» и его технологический образец. Через некоторое время состоялся запуск «Можайца-1», а затем ещё трёх аппаратов. Академия стала первым вузом России, имеющим свою группировку в космосе.

Научные разработки учёных на всех этапах истории позволяли не только совершенствовать военную технику и вооружение, но и формировать практическую направленность учебного процесса в академии. Убедительным подтверждением этого являются разносторонняя деятельность и высокие достижения выпускников Военно-космической академии и её исторических предшественников. Полученные в учебном заведении знания, умения и навыки многие из выпускников блестяще реализовали в ходе военной, инженерной и научно-конструкторской деятельности как в армии, так и в гражданских сферах. Истоки этих успехов в том, что научные достижения становились неотъемлемой частью учебного процесса и находили своё отражение в учебниках, учебных пособиях и курсах лекций.

Сегодня в академии ведётся обучение как по программам среднего профессионального образования, так и более чем по 40 различным специальностям высшего образования. И все они самого различного профиля - это механика и электрика, электроника и информационные технологии, гидрометеорология, геодезия, картография и ряд других направлений подготовки и научных исследований. В академии осуществляется единый фундаментальный подход вне зависимости от получаемой специальности, что даёт возможность готовить не

только инженера, но и специалиста с компетенциями будущего общего профиля.

Научно-педагогический потенциал вуза в настоящее время составляет: 131 доктора наук, 878 кандидатов наук, 94 профессора, 395 доцентов. 75 учёных академии стали заслуженными деятелями науки и техники РСФСР и заслуженными деятелями науки Российской Федерации. Свыше 260 работникам академии присвоены почётные звания Минобрнауки России. Научно-педагогический потенциал академии ежегодно растёт.

Научной деятельностью в академии занимаются все структурные подразделения, а непосредственно научные подразделения сосредоточены в военном институте (научно-исследовательском), который был создан в академии в 2011 г.

Академия организует и принимает активное участие в научных мероприятиях и выставках различного масштаба. На своей базе мы проводим Всероссийские открытые выставки «Научно-техническое творчество и инновации», на которых ежегодно представляются более 350 проектов. В 2021 г., несмотря на ограничительные мероприятия, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, было организовано шесть всеармейских научных конференций. Академия приняла активное участие в Международном военно-техническом форуме «Ар-мия-2021» как в статической экспозиции, так и в его научно-деловой программе.

По итогам участия в выставках академия стала обладательницей грамот, дипломов международного жюри за инновационные разработки, золотых, серебряных, бронзовых медалей, а также награждена кубком «Лучший стенд военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации».

В 2021 г. сотрудники и обучающиеся академии также приняли

участие и стали победителями в 17 конкурсах, организованных Ми-нобрнауки России, Минобороны России и правительством Санкт-Петербурга. За последние пять лет академия участвовала более чем в 20 выставках, 3200 конференциях, мы получили более 90 патентов на изобретения.

Наработанный тремя веками опыт военно-инженерного образования превратил академию в системообразующий политехнический вуз Министерства обороны России, ведущий учебный, научный и методический центр в области военно-космической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акты о передаче Ленинградского института инженеров гражданского воздушного флота в систему Н.К.О. / Н.К.О.; Ленинградская Военно-воздушная академия Красной Армии, 1941. № 1. Л. 5-6.

2. Александр Фёдорович Можайский - создатель первого в мире самолёта: сб. докум. / под ред. Б. Н. Юрьева, А. М. Самарина, И. В. Кузнецова; АН СССР, Институт истории естествознания и техники, Главное архивное управление. - М.: АН СССР, 1955. 176 с.

3. Бардахчиев, Ю. Наука и обороноспособность в России. Военные инженеры // Суть времени, 2013. № 53. С. 7.

4. Бенда, В. Н. Создание и развитие системы подготовки военных кадров в России в конце XVII -первой половине XVIII вв. - СПб., 2008. 205 с.

5. Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского: история научно-исследовательской и конструкторской деятельности: монография / рук. проекта: М. М. Пеньков, Ю. В. Кулешов; автор проекта и рук. авт. коллектива Ю. А. Никулин; Ю.А. Никулин, А. Н. Щерба, В. А. Лапатин и др. - СПб.: Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского, 2018. 307 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.