Научная статья на тему 'П. И. Шувалов и подготовка преподавательского состава для военно-учебных заведений России во второй половине XVIII века'

П. И. Шувалов и подготовка преподавательского состава для военно-учебных заведений России во второй половине XVIII века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОЙСКА / SPECIAL TROOPS / ВОЕННО-УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ГУМАНИТАРНЫЕ ПРЕДМЕТЫ / ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / TRAINING PROGRAM / УЧИТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / INSTRUCTIONAL STAFF / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ACADEMIC ACTIVITY / HUMANITARIAN SUBJECTS / EDUCATIONAL MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русиков В. А.

В статье на основе анализа архивных и научных источников П.И. Шувалов показан, как организатор подготовки преподавательского состава военно-учебных заведений России во второй половине XVIII века. Установлено, что направления, формы и методы его работы имеют в наши дни практическое значение, что делает материал статьи полезным для подготовки военно-педагогических кадров в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

P.I. SHUVALOV AND INSTRUCTIONAL STAFF PREPARATION FOR MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIAIN THE SECOND HALF OF THE XVIII CENTURY

In the article P.I. Shuvalov is shown as the organizer of the training of the teaching staff of military schools in Russia in the second half of the 18th century based on an analysis of archival and scientific sources. It is established that the directions, forms and methods of its work are of practical importance today, which makes the material of the article useful for the training of military pedagogical cadres in modern conditions.

Текст научной работы на тему «П. И. Шувалов и подготовка преподавательского состава для военно-учебных заведений России во второй половине XVIII века»

№ . St к А

УДК 355. 235.12"17"

ГРНТИ 78.21.14

П.И. ШУВАЛОВ И ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ДЛЯ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

В.А. РУСИКОВ, доцент

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В статье на основе анализа архивных и научных источников П.И. Шувалов показан, как организатор подготовки преподавательского состава военно-учебных заведений России во второй половине XVIII века. Установлено, что направления, формы и методы его работы имеют в наши дни практическое значение, что делает материал статьи полезным для подготовки военно-педагогических кадров в современных условиях.

Ключевые слова: специальные войска; военно-учебное заведение; учебный процесс; гуманитарные предметы; программа обучения; учительский состав; воспитательные средства.

P.I. SHUVALOV AND INSTRUCTIONAL STAFF PREPARATION

FOR MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIA

IN THE SECOND HALF OF THE XVIII CENTURY

V.А. RUSIKOV, Assistant Professor

MESC AF "N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy" (Voronezh)

In the article P.I. Shuvalov is shown as the organizer of the training of the teaching staff of military schools in Russia in the second half of the 18th century based on an analysis of archival and scientific sources. It is established that the directions, forms and methods of its work are of practical importance today, which makes the material of the article useful for the training of military pedagogical cadres in modern conditions.

Keywords: special troops; military educational institution; Academic activity; humanitarian subjects; training program; instructional staff; educational means.

Введение. Неудовлетворительное состояние специальных войск (артиллерия и инженерные войска) российской армии во второй половине XVIII века послужило причиной проведения преобразований как в области артиллерийского и инженерного дела, так и в системе подготовки артиллерийских и инженерных кадров. Эти преобразования начал осуществлять П.И. Шувалов, который, в конечном итоге, был вынужден обратить своё внимание на проблему подготовки преподавательского состава для военно-учебных заведений.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью совершенствования подготовки педагогических кадров в ходе преобразований, имевших место в современном российском военном образовании. Сегодня настал тот момент, когда военное образование уже недостаточно рассматривать как систему подготовки офицеров, но и как основу поддержания духовно-нравственного уровня российского общества.

Цель работы - оценка конкретного вклада П.И. Шувалова в подготовку преподавательского состава для военно-учебных заведений России во второй половине XVIII века. Объект - деятельность Шувалова, связанная с решением задач по подготовке преподавательского состава военно-учебных заведений, предмет - закономерности, проявившиеся в ходе этой деятельности.

Шувалов Пётр Иванович

Шувалов Пётр Иванович (1710-4.01.1762) - государственный и военный деятель, конференц-министр, генерал-фельдмаршал (1761). В 1750-х направлял внутреннюю политику России, разрабатывал программу деятельности правительства. Участвовал в работе по улучшению организационной структуры армии и системы её управления [1].

№ . к А

В силу сложившихся обстоятельств граф Пётр Иванович Шувалов, добродетелью которого современники педагогический дар не называли, был также вынужден заниматься ещё и педагогическими проблемами. Это случилось потому, что назначенный 31 мая 1756 года императрицей Елизаветой на должность генерал-фельдцейхмейстера (главного начальника артиллерии), он получил в подчинение действовавшие в Санкт-Петербурге Артиллерийскую и Инженерную школы.

Изучив состояние специальных войск и качество подготовки артиллерийских и инженерных кадров, П.И. Шувалов пришёл к выводу, что специальные войска находятся «в сожалительном состоянии» [2. С. 35], а подготовка артиллерийских и инженерных кадров в существовавших школах не может удовлетворять возросшие потребности специальных войск в офицерах.

Первопричиной этого Шувалов посчитал отсутствие в них единой учебной программы, нехватку подготовленных преподавателей, незначительность отпускаемых денежных средств для создания и поддержания в последующем соответствующей учебно-материальной базы. А так же организация самих военно-специальных школ, где учебный процесс не соответствовал требованиям как самого Шувалова, так и уровня развития тактики, и военного искусства того времени [3. С. 35].

Поэтому, став старшим начальником для обоих учебных заведений, граф Шувалов в интересах подготовки преподавательского состава, во-первых, на первое место среди задач школ поставил подготовку артиллеристов, тем самым поднимая, и в учебном процессе тоже, значение русской артиллерии; во-вторых, рекомендовал включить в программу обучения такие гуманитарные предметы, как география и история, ибо считал, что «история больше в сердце молодого человека добродетелей вливает, нежели наистрожайшее нравоучение, а сколько подаёт военнослужащему пользы, того и описать не можно»; в-третьих, потребовал от преподавательского состава коренного улучшения нравственного воспитания учеников школ, без чего, как он говорил «может быть гибельно самое блестящее образование» [4. С. 70].

После этого граф изменил саму систему обучения будущих офицеров и предложил императрице объединить Артиллерийскую и Инженерную школы. По его мнению данный шаг был необходим для того, чтобы в стенах одного заведения будущим артиллеристам стали преподавать фортификацию, то есть понятия об укреплениях, которые они должны посредством артиллерийских орудий разрушать, а инженеров научили бы артиллерийскому делу, то есть тому, как разрушаются крепости.

12 мая 1758 года Елизавета Петровна подписала указ о создании Соединенной Артиллерийской и Инженерной дворянской школы (САИДШ). Начальником нового учебного заведения был утвержден инженер-капитан Михаил Иванович Мордвинов. Программа обучения, что очень возможно, была составлена не без участия М.В. Ломоносова, с которым Шувалов был хорошо знаком. Петру Ивановичу оставалось лишь укомплектовать педагогический состав лучшими знатоками своего дела.

На должность учителя математики и механики граф пригласил ученика М.В. Ломоносова, выпускника университета при Академии наук подпоручика Я.П. Козельского [5. С. 20], потому что из всех дисциплин главными считал математические и военные науки, постоянно добиваясь их высокопрофессионального преподавания. Педагогов специальных дисциплин он отбирал из наиболее способных выпускников самой школы и лично утверждал их в должности [4. С. 20]. С каждым соискателем учительского звания П.И. Шувалов беседовал персонально и обязательно посещал все занятия, которые тому поручали перед назначением. Лично визировал Пётр Иванович и все документы по организации учебного процесса.

Пользуясь таким подходом Шувалов также сумел включить в штат САИДШ лучших специалистов и для преподавания истории, географии, русского, немецкого и

№ . к А

французского языков, арифметики, геометрии и алгебры, математической географии, механики, гидравлики, гражданской архитектуры, химии, основ экспериментальной физики, натуральной истории, военной экзерциции (тактических и строевых мероприятий по обучению войск) и, наконец, танцев. Будучи максималистом, он, судя по набору учебных дисциплин, явно имел замысел превратить Соединённую школу в учебное заведение элитарного типа.

Расширить состав педагогов и улучшить качество их подготовки призван был нереализованный, к сожалению, проект «Об учреждении при шляхетном кадетском корпусе военного департамента для обучения офицеров военному искусству», 16 октября 1755 года поданный графом Шуваловым на имя императрицы Елизаветы Петровны. В соответствии с этим документом предполагалось иметь в качестве преподавателей СА-ИДШ 18 профессоров и офицеров, а на их содержание испрашивалась сумма в 120 000 рублей в год [3. С. 35].

Повышать квалификацию учителей Пётр Иванович предлагал через привлечение их к активному участию в совершенствовании учебно-материальной базы, использование возможностей созданной в новом учебном заведении богатой библиотеки, составленной из лучших книг русских и иностранных авторов. А чтобы учителя и воспитанники школы находились в курсе современных событий, для них выписывались российские и иностранные газеты и было взято за правило регулярно читать кадетами их вслух во время трапезы в столовой [5. С. 20]. Для печатания учебных пособий в школе была устроена своя типография и первыми учебниками, изданными в С АИДТТТ, стали руководство по преподаванию арифметики, подготовленное Козельским, и «Практическая геометрия» Назарова. Качество и эффективность результатов обучения граф Шувалов проверял в ходе экзаменов, которые проходили в САИДТТТ публично.

Влиять на качество подготовки преподавательского состава П.И. Шувалов стремился также путём привлечения учителей к воспитательной работе с обучаемыми. Так, в ходе внеклассной работы он обязал учителей следить за чтением обучаемыми полезных книг нравственно-научного содержания, считая этот процесс одним из сильнейших воспитательных средств. Священнику, состоявшему при школе, он вменил в особую обязанность кроме преподавания закона Божьего читать ученикам правила нравственного учения. От остальных представителей учительства он требовал «соблюдать меру» при наказании нерадивых учеников и для контроля исполнительности в данном вопросе он заставил учителей вести специальный журнал, где учитывались все проступки учеников с указанием применяемых к ним мер наказания. Один раз в неделю граф его просматривал, анализируя объективность каждого из преподавателей при назначении наказаний.

Проверку эффективности воспитательного воздействия Шувалов также осуществлял с помощью, так называемых «штрафных книг», куда вносились сведения о том, кто, когда и за что был «оштрафован». На основании этого корпусное начальство еженедельно представляло графу Шувалову сведения о состоянии внутренней жизни школы.

Пётр Иванович Шувалов также стремился к расширению возможностей САИДШ и, естественно, её преподавательского состава. Другими словами - работал на перспективу. Поэтому ещё в 1758 году он представил Елизавете Петровне проект «учреждения корпуса для артиллерии и инженерства», основная цель которого заключалась в предоставлении будущим офицерам основательного общего образования, а также теоретических и практических знаний по военной специальности. Предполагалось создать корпус из общих классов с 5-летним курсом обучения и специального офицерского класса с 2-летним курсом обучения. Однако самому П.И. Шувалову не удалось воплотить в жизнь свою идею. В начале 1762 года он скончался, но его труды и замыслы не пропа-

№. к А

ли даром. И 25 октября 1762 года Екатерина II утверждает проект устава Артиллерийского и инженерного шляхетного кадетского корпуса (АИШКК), подготовленный уже М.И. Мордвиновым, который потом АИШКК и возглавил.

Однако фактически функционировать Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус стал только в 1763 году. Дело в том, что для организации учебного процесса не хватало педагогов, хотя прошло тогда уже 30 лет с момента создания Сухопутного кадетского корпуса, многие выпускники которого достигли значимых высот в военной и гражданской областях, а педагоги в России всё еще были в дефиците.

Выводы. Таким образом, несмотря на то, что с точки зрения современной педагогики многое в учебно-воспитательном процессе САИДТТТ нельзя было назвать удовлетворительным, однако весь учебный процесс был подчинен государственной задаче. Такой подход к обучению, а также все меры по подготовке преподавательского состава с подачи Петра Ивановича Шувалова, становясь достоянием других военно-учебных заведений, рассматривалась в качестве важнейшего средства совершенствования российской военной школы. При этом военное образование Шувалов воспринимал как основу поддержания духовно-нравственного уровня российского общества, а не только как систему подготовки офицеров.

Имея такой высокий ориентир в деле развития военного образования граф Шувалов П.И. по праву считается одним из первых, кто своё просвещенное внимание обратил на нищенское денежное содержание военных школ, взятых под «собственную дирекцию» (так, до него на Инженерную школу выделялось всего 855 рублей в год). Такое финансирование он называл главной причиной отсутствия хороших учителей, что было недопустимо ещё и потому, что задачей учителей, как и военных школ, по его убеждению, было не только обучение, но и нравственное воспитание обучаемых.

Совместно с М.В. Ломоносовым Шувалов также внёс огромный вклад и в развитие всего российского просвещения. В результате появился тип учёных-исследователей, которые своей деятельностью убедительно показали, что наука должна быть поставлена на службу Отечеству и народу. Как известно, именно заботам графа Шувалова (не Ломоносова) Россия обязана учреждением 12 (25) января 1755 года первого в России университета для «дворян и разночинцев» в Москве и созданием в Петербурге «Академии художеств» [6. С. 26-30].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шувалов Пётр Иванович - биография [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.BankGorodov.m>famous-person...petrivanovich (дата обращения: 1.02.2018).

2. Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению: от основания в России военных школ до исхода первого двадцатипятилетнего благополучного царствования государя императора Александра Николаевича: 1700-1880. СПб.: Типографиям. Стасюлевича, 1880-1892. Ч. 1-3. 305 с.

3. Бенда В.Н. Причины учреждения, создание и начало деятельности артиллерийского и инженерного шляхетного кадетского корпуса (АИШКК) // Грамота. 2012. № 6 (20): в 2-х ч.Ч. 1С. 34-40. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gramota.net (дата обращения: 3.11.2017).

4. Мелентьев В.Д. Кутузов в Петербурге. Л.: Лениздат, 1986. 203 с.

5. Томсинов В.А. Временщик: (А.А. Аракчеев). М.: ТОО «ТЕИС», 1996. 271 с.

6. Дарков С.К. Кадетские корпуса. Суворовские военные училища. Продолжение традиций? М.: ЕВСТИ, 2011. 174 с.

№. к А

REFERENCES

1. SHuvalov Pyotr Ivanovich - biografiya [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.BankGorodov.ru>famous-person...petrivanovich (data obrashheniya: 1.02.2018).

2. Lalaev M.S. Istoricheskij ocherk voenno-uchebnykh zavedenij, podvedomstvennykh Glavnomu ikh upravleniyu: ot osnovaniya v Rossii voennykh shkol do iskhoda pervogo dvadtsatipyatiletnego blagopoluchnogo tsarstvovaniya gosudarya imperatora Aleksandra Nikolaevicha: 1700-1880. SPb.: Tipografiya M. Stasyulevicha, 1880-1892. CH. 1-3. 305 s.

3. Benda V.N. Prichiny uchrezhdeniya, sozdanie i nachalo deyatel'nosti artillerijskogo i inzhe-nernogo shlyakhetnogo kadetskogo korpusa (AISHKK) // Gramota. 2012. № 6 (20): v 2-kh ch.CH. I.C. 34-40. [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.gramota.net (data obrashheniya: 3.11.2017).

4. Melent'ev V.D. Kutuzov v Peterburge. L.: Lenizdat, 1986. 203 s.

5. Tomsinov V.A. Vremenshhik: (A.A. Arakcheev). M.: TOO «TEIS», 1996. 271 s.

6. Darkov S.K. Kadetskie korpusa. Suvorovskie voennye uchilishha. Prodolzhenie traditsij? M.: EVSTI, 2011. 174 s.

© Русиков B.A., 2018

Русиков Владимир Aлексеевич, доцент, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и ЮА. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54A, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.