Бондаренко Даниил Климентьевич
Bondarenko Daniil Kliment’evich Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg Аспирант кафедры химического и экологического образования PhD student of Department of Chemistry and Environmental Training
E-Mail: [email protected]
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (химия)
История методики обучения химии в средних военных учебных заведениях
History of chemistry teaching methods in military schools
Аннотация: В статье раскрывается история методики обучения химии в средних военных учебных заведениях, применявшиеся ранее теоретические и методологические основы обучения химии и возможности их использования в современных подобных учебных заведениях.
The Abstract: In the article we consider the history of methods of chemistry teaching in military schools, theoretical and methodological bases of chemistry teaching were used earlier and the possibility of using these bases in modern military schools.
Ключевые слова: Среднее военное учебное заведение, обучение химии, теоретикометодологические основы обучения химии, принципы, подходы, средства обучения химии.
Keywords: Military school, chemistry teaching, theoretical and methodological bases of chemistry teaching, principles, approaches, instruments of teaching chemistry.
***
На протяжении последних лет средние военные учебные заведения (СВУЗ) -суворовские военные училища (СВУ), нахимовское военно-морское училище (НВМУ) и кадетские корпуса (КК) - переживают череду беспрецедентных реформ, связанных с реализацией «Нового облика» вооруженных сил, выражающуюся в комплексном техническом переоснащении войск, модернизации форм и методов управления воинскими коллективами, и требующей коренного пересмотра образовательного процесса в подобных учебных заведениях.
Наше исследование посвящено разработке методики обучения химии в средних военных учебных заведениях, изучению теоретико-методологических основ обучения химии, а также вопросов содержания обучения химии в условиях данных учебных заведений. Решение поставленных задач потребовало проведения анализа истории преподавания химии в военных учебных заведениях. Целью данного исследования было выяснение принципов, подходов, методов, содержания обучения, использовавшихся в разные исторические периоды, оценка их эффективности и возможности использования дидактического опыта прошлых лет в современных СВУЗах.
Зарождение военного образования в России неразрывно связано с именем Петра I. В 1712 г. Первым русским Императором была учреждена школа при артиллерийском полке, где в программу обучения входило пороховое дело и предполагалось обязательное проведение
практических занятий в лабораториях. Уже с того времени химические знания, приёмы и методы применялись в военных учебных заведениях в силу уровня развития вооружений. Ведущим принципом обучения, на наш взгляд, являлся принцип профессиональной направленности, а в качестве теоретико-методологического подхода к обучению можно выделить деятельностный.
Дело военного образования в России было продолжено Императрицей Анной Иоанновной. Во время её правления с целью подготовки офицерских кадров было принято решение об учреждении первого в стране Шляхетного кадетского корпуса, о чём 29 июля 1731 г. вышел Высочайший указ. Открытие корпуса состоялось годом позже. Предмет химии в программе обучения не фигурировал.
Изучение химии в военных учебных заведениях России начинается с середины XVIII века. В 1758 г. графом П.И. Шуваловым был представлен Императрице Екатерине II проект «об учреждении Корпуса для Артиллерии и Инженерства» - второго отечественного кадетского корпуса (принятое сокращение - АИШКК), в учебный курс которого входил предмет химии. Необходимость преподавания химии именно в этом корпусе была продиктована тем, что офицеру артиллеристу и инженеру были необходимы химические знания прежде всего для проверки качества, распределения, хранения взрывоопасных смесей или пороха, а также для подробного рассмотрения устройства и типов артиллерийского вооружения. Доклад Сената «О учреждении при Артиллерии и Инженерном корпусе училища для дворянских детей» с учебными планами был Высочайше утверждён 25 октября 1762 г. Екатериной II [3]. Можно сказать, что ведущим принципом при составлении планов предметного обучения являлся принцип профессиональной направленности. Наше исследование показало, что именно в 1762 году химия впервые в истории России была выведена в отдельный предмет.
Спустя четыре года, в 1766 г., при пересмотре процесса обучения в Сухопутном Шля-хетном кадетском корпусе (СШКК, первом кадетском корпусе Российской Империи, открытом в 1732 г.) начальником корпуса И.И. Бецким химия, физика и география были выведены в отдельные учебные дисциплины. Общеобразовательные предметы признаются необходимым элементом офицерской подготовки, так как «к произведению войны со славою надлежит быть весьма искусну и в прочих знаниях» [5, с. 52].
В 1784 г. программы обучения во всех кадетских корпусах были изменены. Курсы физики и химии объединились, и в плане стал фигурировать предмет «Физика», в рамках которого и проводилось преподавание химии [7].
Видно, что вплоть до начала XIX в. изучение химии было направлено на обретение знаний, которые имеют отношение именно к военному делу, в частности к артиллерии и к входившей тогда в её состав инженерии. Ведущим принципом в обучении химии остался принцип профессиональной направленности.
В 1826 г. Николай I повелел «Сличить и уравнить все уставы учебных заведений Империи, а также подробно определить будущее время и курсы учений означив и сочинения, по коим они должны впредь быть преподаваемы» [4, с. 45]. В целях исполнения Императорского указа в 1836 г. был утверждён единый учебный план для кадетских корпусов, а пять лет спустя, в 1841 г., Н.Т. Щегловым для военно-учебных заведений был составлен учебник «Краткая химия», в предисловии к которому указывается, что «...Курс Химии... заключает в себе собственно Химию тел неорганических. ... Обращено особое внимание на продукты, доставляющие полезные технические применения, и некоторые из них описаны подробно» [11, с. 10]. Темы, связанные с военным делом (производством, применением, проверкой качества тех или иных продуктов), были раскрыты очень широко. Присутствовала как гуманитарная состав-
ляющая (подробное описание истории получения с персоналиями, подчас в контексте мировой истории), так и естественнонаучная (с интеграцией физики, биологии, военного дела).
В 1848 г. химия была снова выведена в отдельный учебный предмет [4]. Программа обучения химии увидела свет в 1852 г., одним из её авторов-составителей был «дедушка русских химиков» профессор А.А. Воскресенский, некоторое время преподававший химию в Пажеском корпусе [9]. Программа соответствовала материалу, предложенному
Н.Т. Щегловым, но в неё входила и органическая химия.
В 50-х годах в целях повышения качества обучения химии в кадетских корпусах были открыты химические лаборатории для повышения эффективности практических занятий [5], одна из которых начала свою работу в 1861 году во 2-м кадетском корпусе (бывшем АИТТТКК) благодаря усилиям молодого преподавателя Д. И. Менделеева. Такая заинтересованность в открытии химических лабораторий может объясняться тем, что химический эксперимент признаётся необходимым средством обучения химии. Благодаря проведению демонстрационных опытов и лабораторных работ была предпринята попытка к реализации деятельностного подхода при изучении химии и интеграции предмета артиллерии в предмет химии (ряд лабораторных работ был посвящён проверке качества пороха).
К середине XIX в. методика обучения химии в кадетских корпусах окончательно сформировалась. Содержательная компонента программы полностью отвечала уже сложившимся теоретическим основам обучения химии - принципу профессиональной направленности и интегративному подходу, а благодаря широкому применению химического эксперимента в качестве средства обучения теперь выделялся и деятельностный подход.
С ростом научных знаний, усложнением видов вооружения и изменением тактики ведения боя выпускники кадетских корпусов уже не отвечали требованиям к офицеру. По этой причине в декабре 1862 г. было принято решение о преобразовании кадетских корпусов в военные гимназии. Выпускники гимназий уже являлись не офицерами, а кандидатами к поступлению в военные училища; в официальных документах военные гимназии стали относить к средним военным учебным заведениям (СВУЗ). Вследствие этого учебная программа претерпела ряд изменений - спектр учебных предметов в военных гимназиях сузился; химия не была выведена из программы, но оказалась снова интегрирована в предмет физики и изучалась в течение первого года курса физики, при этом рассматривались лишь начала неорганической химии [5]. Военного образования в прежнем объёме воспитанники также не получали.
Ошибки проведённой реформы стали проявляться уже спустя два десятилетия. Будучи непривычными к строгости и суровости военного распорядка и не имея необходимых знаний, выпускники военных гимназий не соответствовали в полной мере требованиям ни гражданской, ни военной службы и не были готовы к переходу в военные училища в профессионально-психологическом плане.
Император Александр III, понимавший огромную роль воинского уклада жизни в военном образовании и воспитании юношества, Приказом по Военному ведомству № 226 от 15 июня 1882 г. вернул военным гимназиям статус кадетских корпусов. Восстановленные кадетские корпуса остались средними военными учебными заведениями, но уже имели военную организацию и строгие нормы поведения кадетов, во многом определявшие формирование личности будущего офицера российской армии. Обучение химии не претерпело изменений.
Вследствие бурного развития в начале XX в. вооружений, техники и медицины химия была снова выведена в отдельный предмет приказом по военному ведомству № 408 от 29 июля 1907 г. Указывалось, что «Преподавание химии преследует общеобразовательную цель. . Вместе с тем оно должно дать подготовку для понимания целого ряда химических явлений, . имеющих отношение к общетехническому и специально военному делу». Преподавателям
химии в кадетских корпусах вменялось в обязанность в процессе преподавания проводить демонстрацию различных опытов. По указанию Главного управления военно-учебных заведений на постановку химического эксперимента было обращено серьёзное внимание. В 1909 г. увидело свет специальное учебное пособие по химии для кадетских корпусов - учебник «Краткий курс химии (по программе кадетских корпусов)», написанный В.Н. Ипатьевым и
A.В. Сапожниковым.
Видно, что принцип профессиональной направленности снова стал ведущим, интегративный и деятельностный подходы также вернулись, а химический эксперимент стал основным методом обучения химии. Можно сказать, методика обучения химии вернулась к теоретико-методологическим основам обучения середины XIX в., благодаря чему, по отзывам педагогов начала XX в., «.преподавание. дало прекрасные результаты» [8, с. 55], что говорит об эффективности применявшихся принципов, подходов, методов и средств обучения.
После Октябрьской революции 1917 года началось расформирование кадетских корпусов. Однако организационная форма средних военных учебных заведений была необходима для обучения и воспитания будущих офицеров Красной армии, что видно из письма, отправленного 17 апреля 1943 г. генерал-майором А.А. Игнатьевым в Кремль И.В. Сталину: «. Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет, а недостаток дисциплинированности детей в домашней школьной обстановке вызывает необходимость создать специальные военные средние школы для подготовки нравственно воспитанных и физически развитых будущих командиров Красной армии».
Руководство страны прислушалось к письму А.А. Игнатьева и 21 августа 1943 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР в Постановлении № 901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» предписали НКО в период с 1 октября по 1 декабря 1943 года сформировать 9 суворовских военных училищ (СВУ). В суворовских военных и нахимовских военно-морских училищах с момента их учреждения в 40-х годах XX в. использовались программы по химии для средней общеобразовательной школы.
Анализ развития методики обучения химии в средних военных учебных заведениях показал, что сложившиеся в середине XIX в. теоретико-методологические основы успешно применялись и в XX столетии. Так, в 1951 г. преподавателем Ленинградского (Кутаисского) СВУ подполковником А. С. Вираховским была написана кандидатская диссертация на тему «Преподавание химии в суворовском военном училище», где было уделено большое внимание военным игровым задачам, техническим средствам обучения, химическому эксперименту и экспериментальным задачам. В том же году в журнале «Военно-педагогический сборник» выходит статья капитана вооружённых сил СССР П. А. Мацюка, посвящённая военным вопросам в курсе химии. В статье приводятся примеры дополнения материала знаниями «полезными для военного человека» и говорится, каким образом и в каких темах можно показывать связь химической науки с военным делом [6]. В 1974 г. увидело свет методическое пособие «Обучение и воспитание суворовцев», где преподаватель Московского СВУ майор
B.У. Евдокимов тоже указывает на необходимость в ознакомлении суворовцев с применением и ролью химии в военном деле, обращая внимание на значение химии для освоения профессии военного [2]. В настоящее время преподаватели химии средних военных учебных заведений также обращают внимание на содержание материала, раскрывая связь химической науки с военным делом. Так, преподаватель химии Екатеринбургского СВУ А.Х. Ахмирова предлагает на уроке, посвящённом повторению и обобщению знаний об углеводородах, рассматривать возможности применения ряда веществ в военном деле [1].
Анализ истории развития методики обучения химии в средних военных учебных заведениях показал, что ведущим принципом на протяжении всей истории развития СВУЗов являлся принцип профессиональной направленности, который на занятиях по химии реализовы-
вался за счёт военно-химической составляющей содержания. Показали свою эффективность интегративный и деятельностный подходы к обучению химии, а также химический эксперимент и расчётные задачи в качестве средств обучения.
В настоящее время деятельность СВУЗов регулируется Типовым положением о президентских кадетских, суворовских военных, нахимовских военно-морских, военномузыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства РФ 4 мая 2012 года № 434 [10], предусматривающим ряд образовательных задач, выполнение которых ложится на плечи преподавателей и офицеров-воспитателей. Изучение истории развития образования может помочь педагогам средних военных учебных заведений при определении образовательных целей, формулировании теоретикометодологических основ, формировании содержания обучения, выборе предпочтительных методов и средств обучения.
1. Ахмирова А.Х. Углеводороды в военном деле / А.Х. Ахмирова // Химия в школе. -2006. - № 3. - С. 41-44
2. Евдокимов В.У. Обучение и воспитание суворовцев: методическое пособие / В.У.Евдокимов. - М.: 1974. - 160 с.
3. Жерве Н.П., Строев В.К. Исторический очерк 2-го Кадетского корпуса. 1712-1912. Т. 1 / Н.П. Жерве, В.К. Строев; под общ. ред. А.К. Линдеберга. - СПб: Типография Тренке и Фюсно, 1912. - Текст 464 с., прил. 174 с.
4. Крылов В.М., Семичев В.В. Званье скромное и гордое кадет / В.М. Крылов,
В.В. Семичев. - СПб: Петербург - XXI век, 2004. - 160 с.
5. Лалаев М.С. Исторический очерк Военных учебных заведений, подведомственных Главному их Управлению. 1700-1880 / М.С. Лалаев. - СПб: Типография М.М. Стасюлевича, 1880. - 465 с.
6. Мацюк П.А. Военные вопросы в курсе химии / П.А. Мацюк // Военнопедагогический сборник, Воениздат Военного министерства СССР. - 1951. - № 11. - С. 112-
7. Рождественский С.В. Очерки по истории систем народнаго просвещения в России в XVIII-XIX веках. Т. 1. / С.В. Рождественский. - СПб: Типография М. А. Александрова, 1912. -Текст 680 с., прил. 48 с.
8. Телешов С.В. От истоков до устья, часть 3, отдел 1. / С.В. Телешов. - СПб: 2004. - 99
9. Телешов С.В. От истоков до устья. (Материалы для истории методики обучения химии в России (1774-1939 гг.), часть 3, отдел 2. / С.В. Телешов. - Спб: 2006. - 411 с.
10. Типовое положение о президентских кадетских, суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, утверждённое постановлением Правительства РФ 4 мая 2012 года № 434
11. Щеглов Н.Т. Краткая химия. / Н.Т. Щеглов. - СПб: 1841. - 479 с.
Рецензент: Пак Мария Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры химического и экологического образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Г ерцена, г. Санкт-Петербург
ЛИТЕРАТУРА
124
с.