Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ДЛЯ АРТИЛЛЕРИИ И ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.'

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ДЛЯ АРТИЛЛЕРИИ И ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

75
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вторая половина XIX в. / русская армия / офицерские кадры / система военного образования / артиллерийское военное училище / артиллерийская академия / реорганизация. / second half of the XIX century / Russian army / officer cadres / military education system / artillery military school / artillery Academy / reorganization

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бенда Владимир Николаевич

В данной статье рассматривается проблема функционирования системы подготовки офицерских кадров для специальных войск русской армии в начале второй половины XIX в. Особое внимание уделено анализу причин, вследствие которых в рассматриваемый период возникла необходимость реорганизации организационной структуры специальных военных училищ и академий и изменений в организации в них учебного процесса. В статье выяснены особенности комплектования воспитанниками и слушателями военных училищ и академий и определены главные цели деятельности тех или иных военно-учебных заведений. Сделан вывод о том, что реформа военных учебных заведений в полной мере не решила вопроса о полном удовлетворении потребностей армии в офицерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NEED TO REORGANIZE THE SYSTEM OF TRAINING OFFICERS FOR ARTILLERY AND ENGINEERING TROOPS IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

This article deals with the problem of the functioning of the system of training officers for special forces of the Russian army at the beginning of the second half of the XIX century. Special attention is paid to the analysis of the reasons why during the period under review there was a need to reorganize the organizational structure of special military schools and academies and changes in the organization of the educational process in them. The article explains the features of recruiting students and students of military schools and academies and defines the main goals of various military educational institutions. It is concluded that the reform of military educational institutions has not fully resolved the issue of fully meeting the needs of the army in officers.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ДЛЯ АРТИЛЛЕРИИ И ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.»

Инновационные аспекты развития науки и техники УДК 94(47).081

Бенда Владимир Николаевич Benda Vladimir Nikolaevich

Доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории.

Doctor of historical Sciences, associate Professor, Professor of the Department of history.

Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина Leningrad state University named after A. S. Pushkin

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ДЛЯ АРТИЛЛЕРИИ И ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

ON THE NEED TO REORGANIZE THE SYSTEM OF TRAINING OFFICERS FOR ARTILLERY AND ENGINEERING TROOPS IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема функционирования системы подготовки офицерских кадров для специальных войск русской армии в начале второй половины XIX в. Особое внимание уделено анализу причин, вследствие которых в рассматриваемый период возникла необходимость реорганизации организационной структуры специальных военных училищ и академий и изменений в организации в них учебного процесса. В статье выяснены особенности комплектования воспитанниками и слушателями военных училищ и академий и определены главные цели деятельности тех или иных военно-учебных заведений. Сделан вывод о том, что реформа военных учебных заведений в полной мере не решила вопроса о полном удовлетворении потребностей армии в офицерах.

Abstract: This article deals with the problem of the functioning of the system of training officers for special forces of the Russian army at the beginning of the second half of the XIX century. Special attention is paid to the analysis of the reasons why during the period under review there was a need to reorganize the organizational structure of special military schools and academies and changes in the organization of the educational process in them. The article explains the features of recruiting students and students of military schools and academies and defines the main goals of

Международная научно-практическая конференция various military educational institutions. It is concluded that the reform of military educational institutions has not fully resolved the issue of fully meeting the needs of the army in officers.

Ключевые слова, вторая половина XIX в., русская армия, офицерские кадры, система военного образования, артиллерийское военное училище, артиллерийская академия, реорганизация.

Keywords: second half of the XIX century, Russian army, officer cadres, military education system, artillery military school, artillery Academy, reorganization.

В начале второй половины XIX столетия, одним из слабых звеньев русской армии было состояние офицерского корпуса. До военных реформ офицерский корпус комплектовался выпускниками кадетских корпусов, юнкерами, поступающими в армию вольноопределяющимися, и унтер-офицерами, призванными в армию по набору и отслужившими срок действительной службы не менее 10-12 лет. Однако, выпуски кадетских корпусов были незначительными. Поэтому главным источником пополнения офицерского корпуса было производство в офицеры юнкеров, которые хотя и сдавали экзамены на офицерский чин, но в военных учебных заведениях не учились [5, с.33]. Эта система производства офицеров привела к тому, что в 1861 г. до 54% офицерского состава было без военного образования и с низким общим образованием [3, с.138]. Среди офицеров не было стремления к овладению общеобразовательными и военными знаниями. Бесспорным являлось то, что с таким командным составом нельзя было приступать к созданию массовой армии. Для органов государственного и военного управления был очевиден тот факт, что боеспособность современной армии в значительной степени будет зависеть от состава и образования офицеров, от их умения обучать войска и управлять ими в бою.

Недостатком военных училищ было то, что они, готовя офицеров для строевой службы до командира полка в течение всего двух лет, были слишком перегружены учебным материалом и не давали воспитанникам глубоких военных знаний. Однако, военные училища готовили ежегодно не более 600 офицеров, т.е. 20-30% общей потребности армии. Поэтому для покрытия

Инновационные аспекты развития науки и техники недостатка в офицерах на базе 4-классных прогимназий и 4-класнных начальных школ были открыты юнкерские училища, которые являлись главным источником пополнения офицерского корпуса. В связи с расширением сети юнкерских училищ, присвоение офицерских званий лицам, не получившим военного образования, было прекращено [5, с.34].

Соотношение выпусков из военных и юнкерских училищ представлено в таблице 1 (см. таблицу 1).

Таблица 1. Выпуск офицеров в период с 1865 по 1877 г. [5, с.34]

Наименование учебных заведений Годы Военные училища Юнкерские училища Всего

1865 466 566 1032

1866 503 974 1477

1867 552 748 1300

1868 580 797 1377

1869 566 877 1443

1870 539 938 1477

1871 525 1182 1707

1872 521 1355 1876

1873 506 1050 1559

1874 503 1404 1907

1875 518 1133 1651

1876 559 2395 2954

1877 610 2564 3174

Итого 6951 15983 22934

Поэтому для улучшения качества подготовки офицерского состава и увеличения его численности была проведена реформа военно-учебных заведений. В 1865 г. кадетские корпуса были реорганизованы в семиклассные военные гимназии. В этих гимназиях воспитанники получали общеобразовательную подготовку. Для непосредственной же подготовки офицеров на базе военных гимназий были созданы 2-годичные военные училища.

Что касается условий приёма в военные училища, предназначенные для подготовки офицеров в пехотные подразделения (1 -е Павловское, 2-е

Международная научно-практическая конференция Константиновское в Санкт-Петербурге и 3-е Александровское в Москве - В.Б.) комплектовались воспитанниками военных гимназий и молодыми людьми не моложе 16 лет, принадлежащими к определённым сословиям и с определёнными сведениями, или лицами всех сословий, окончившими курс в высших учебных заведениях. Право на поступление в военное училище давала степень образования и происхождение. Молодые люди всех сословий, окончившие полный курс в высших учебных заведениях гражданского и духовного ведомств, принимались в училища без экзаменов. Без экзаменов в военные училища также принимались: воспитанники военных гимназий, успешно окончившие полный курс обучения в этих заведениях, и молодые люди, принадлежащие к сословию дворян или пользующиеся правами вольноопределяющихся первого разряда при поступлении на военную службу, успешно кончившие курс средних учебных заведений. Правами вольноопределяющихся 1 -го разряда пользовались дети дворян, дети священников и дьяконов православного исповедования, академики и ученики, обучавшиеся в воспитательном при академии художеств училище, дети купцов 1-й и 2-й гильдий и советников коммерции и других [2, с.205-206]. Те юноши, которые не смогли пройти полный курс обучения и не получили аттестата по результатам своего обучения, при поступлении в военное училище сдавали вступительные экзамены.

В рассматриваемый период подготовку офицерских кадров для артиллерии и инженерных войск вели военные училища, а также специальные артиллерийские и инженерные военные училища и артиллерийские и инженерные академии. Такими военно-учебными заведениями являлись Николаевское инженерное и Михайловское артиллерийское училища, Николаевская инженерная и Михайловская артиллерийская академии. Именно они по своему первостепенному предназначению являлись главным источником офицерских кадров для комплектования специальных войск (артиллерия, сапёры (инженерные войска) - В.Б.). И только те представители молодого поколения, прошедшие и успешно окончившие в них курс обучения, были в состоянии удовлетворять требованиям, предъявляемым к офицерам артиллерийских и

Инновационные аспекты развития науки и техники инженерных войск. Только специальным военным училищам и военным академиям предоставлялось право присваивать первый офицерский чин и назначать их для дальнейшего прохождения военной службы в артиллерию и сапёры [1, с.40]. 6 мая 1820 г. генерал-фельдцейхмейстер Михаил Павлович представил своему брату - Александру I доклад «О образовании артиллерийского училища», который и положил начало создания артиллерийского училища [8, с.198-204]. 25 ноября 1820 г. Михайловское артиллерийское училище было открыто «... для образования в нем искусных артиллерийских офицеров из поступающих в него молодых людей, несколько уже приготовленных к артиллерийской службе» (из обучавшихся в учебных гвардейских ротах, из вольноопределяющихся, из юнкеров и фейерверкеров - по представлению их начальства). Училище состояло из двух отделений: высшего или офицерского и нижнего или юнкерского. Офицерское отделение, преобразованное в последующем в академию, состояло из двух классов, а юнкерское - из трёх классов [6,с.69-70].

Приблизительно в 20-е гг. XIX в., были также учреждены следующие учебные заведении, в которых велась начальная подготовка специалистов для артиллерийского ведомства: 1) учебная артиллерийская бригада для подготовки фейерверкеров; 2)дивизионные, бригадные (для казачьих конно-артиллерийских батарей) и батарейные школы; 3) окружные гарнизонные школы для обучения нижних чинов «грамоте и всем предметам артиллерийского дела»; 4) техническая школа при Санкт-Петербургском Арсенале; 5) пороховая школа при Охтенском пороховом заводе; 6) коновальная школа «для распространения сведений о сбережении лошадей» [6,с.70].

Условия для зачисления Михайловское артиллерийское училище были следующие: возраст кандидата от 14 до 18 лет, успешная сдача вступительных экзаменов в артиллерийском отделении военно-учёного комитета и происхождение одного из сословий, имевших право быть зачисленными в артиллерию фейерверкерами и юнкерами на правах вольноопределяющихся [4,с.34]. Помимо этого, Михайловское артиллерийское училище

Международная научно-практическая конференция комплектовалось тогда юнкерами, окончившими курс обучения в пехотных военных училищах. Они поступали в Михайловское артиллерийское училище на один год и затем выпускались офицерами для дальнейшего прохождения службы в артиллерии. Такая организация деятельности артиллерийского училища имела определённые неудобства и недостатки. К 1865 г. назрела необходимость реформирования организации деятельности, как в артиллерийском училище, так и в академии [7, с.88-89]. Необходимость реформы артиллерийского училища определялась следующими обстоятельствами: во-первых, после преобразования кадетских корпусов число желавших поступать для продолжения дальнейшего обучения в артиллерийское училище, постепенно уменьшалось; во-вторых, было нецелесообразно готовить будущих артиллеристов сначала в военных гимназиях, затем обучать их в течении двух лет в пехотном училище и только после этого уже переводить их в артиллерийское училище для прохождения годичного курса подготовки. Можно полагать, что качество теоретической и практической подготовки будущих офицеров-артиллеристов было бы лучшим, если бы их обучали в артиллерийской обстановке в течение всех трёх лет. Именно эта идея и была положена в основание новой организации артиллерийского училища. Заметим, что был сохранен и прежний принцип комплектования училища юнкерами, переходивших из пехотных военных училищ - Павловского, Константиновского и Александровского [7, с.89].

Главным предназначением Михайловского артиллерийского училища была подготовка офицеров для службы в строевых артиллерийских частях и кроме того, оно служило подготовительным отделением для Михайловской артиллерийской академии. Училище, получившее новую организацию, было открыто в 1865 г. В этот год в Михайловское артиллерийское училище в первый раз был проведён набор из числа воспитанников, успешно окончивших курс обучения в военных гимназиях. Отбор кандидатов на зачисление в училище из числа воспитанников, изъявивших желание поступить в училище, вёлся по величине среднего балла преимущественно по математическим наукам. Часть вакантных мест для обучения в училище занимали юнкера-выпускники

Инновационные аспекты развития науки и техники пехотных училищ, поступавшими без экзамена в старший класс. Почти все

оставшиеся после этого свободные вакансии замещались воспитанниками

военных гимназий, поступавшими без экзамена в младший класс. И, наконец,

небольшое число оставшихся свободных вакансий замещалось лицами,

поступавшими по результатам экзаменов. Как правило, ежегодно, для

поступления в училище освобождалось около 70 вакансий. В старший класс

поступали из пехотных училищ примерно 20 юнкеров. По результатам экзаменов

поступало в год примерно 10 воспитанников, почти все в младший класс. И

около 40 вакансий ежегодно заполнялось выпускниками военных гимназий [7,

с.90-91].

В 1863 г. Михайловская артиллерийская академия состояла из двух отделений: строевого и технического. Программа строевого отделения(факультета) предусматривала обучение в течении двух лет, а технического - трёх. С изменением организации артиллерийского училища, о котором речь шла выше, возникла необходимость реорганизовать и академию. Очевиден был тот факт, что для большинства офицеров, проходящих службу в строевых артиллерийских подразделениях, вполне достаточен был тот уровень теоретического образования, которое они получали в течение трёхлетнего обучения в артиллерийском училище. Исходя из этого, строевое отделение академии можно было закрыть и определить главной целью академии -подготовка для артиллерии офицеров с высшим специальным образованием.

С конца 50-х гг. XIX в. артиллерийские технические заведения (арсеналы, полевые и осадные артиллерийские парки, подвижная лабораторная мастерская, склады боеприпасов и т.д. - В.Б.), стали усиленно развиваться и совершенствоваться. Для службы в них требовалось большое количество теоретически и технически подготовленных офицеров. Для этого необходимо было, чтобы учебная программа академии, в большей степени соответствовала характеру учебного курса прежнего технического отдела академии. Но, из-за сложностей организации учебного процесса по такой программе, возникла необходимость увеличения сроков обучения офицеров в академии до трёх лет.

Международная научно-практическая конференция Таким образом, воспитанник, который успешно окончил курс военной гимназии и изъявивший желание получить высшее артиллерийское образование, в совокупности обучался артиллерийскому делу шесть лет - три года в училище и три года в академии [7, с.90].

Главной целью Академия новой организации, в которой отсутствовало разделение на факультеты - была подготовка артиллерийских офицеров с высшим специальным образованием. Она была открыта в 1865 г. Устав и штат академии были утверждены в 1867 г. Источником для комплектования академии служило, как правило, Михайловское артиллерийское училище. Выпускников этого училища, поступавших в артиллерийскую академию, условно можно было разделить на две группы: во-первых, офицеров, прошедших трёхгодичный курс обучения в училище, т.е. выпустившихся из математического отделения, и во-вторых - офицеров, прошедших годичный курс обучения в училище, т.е. вышедших из строевого отделения. Опыт показывал, что выпускники математического отделения имели лучшую подготовку для поступления и успешного обучения в академии. Но имелось не мало примеров, когда офицеры, которые прошли курс обучения в строевом отделении артиллерийского училища, блистательно проходили и заканчивали обучение в академии. Ежегодно, как правило, в академию для обучения принималось порядка 30 офицеров, хотя комплект предусматривал обучение на одном курсе до 60 человек. Но в действительности, число офицеров, ежегодно поступающих в академию, никогда не превышало даже цифру 30 человек. Как правило, в академию, в среднем, ежегодно поступало около 15 офицеров, в большинстве своём окончивших математическое отделение артиллерийского училища [7, с.93-94].

В заключение отметим, что реорганизация кадетских корпусов в гимназии, то есть отделение общеобразовательной подготовки от военной, имела положительное значение, так как в рамках корпуса при наличии в нем кадетов в возрасте от 10 до 20 лет трудно было сочетать общеобразовательное и военное обучение и ещё труднее было обеспечить военное воспитание. Военные же

Инновационные аспекты развития науки и техники гимназии, занимаясь лишь общеобразовательной подготовкой, обеспечивали военные училища хорошо подготовленным контингентом. А военные училища, в свою очередь, в отличие от кадетских корпусов, выгодно отличались военной организацией, лучшей постановкой преподавания военных дисциплин. Наличие же в них воспитанников одинакового возраста позволило давать им необходимое военное воспитание [5, с.33-34].

В целом реформа военно-учебных введений, с одной стороны должна была поднять общеобразовательную и специальную подготовку офицерского состава до уровня требований военного искусства того времени. Хотя юридически в военные училища был разрешён доступ выходцам из всех сословий, на практике преимущества отдавались представителям дворянского сословия. Офицеров для гвардии по-прежнему готовил Пажеский корпус, комплектуемый исключительно из представителей потомственного дворянства [5, с.35].

Реформа коснулась и организации учебного процесса в военных академиях. Учебному процессу в них был придан практический характер, что значительно улучшало подготовку офицерских кадров высшей квалификации. Однако, выпуски военных академий, по-прежнему, оставались малочисленными. Например, в академии Генерального штаба обучалось лишь 50, а в артиллерийской - 60 слушателей. Это далеко не удовлетворяло нужд армии в офицерах с высшим военным образованием.

Реформа военных учебных заведений в полной мере не решила вопроса о полном удовлетворении потребностей армии в офицерах. Выпуски военных и юнкерских училищ почти полностью шли на укомплектование лишь пехоты и кавалерии. Проблема же укомплектования офицерским составом артиллерии и инженерных войск осталась неразрешённой. В стране не было создано достаточного запаса офицеров для армии, удовлетворяющего потребности военного времени. Поэтому во время русско-турецкой войны пришлось призывать из запаса в действующие войска многих офицеров 1877-1878 гг. преклонного возраста и не имеющих необходимых военных знаний.

Международная научно-практическая конференция Библиографический список:

1. Военный сборник. СПб.: Типография Департамента Уделов, 1865. Т. 42. № 3-4. 676 с. Раздел «Современное обозрение».

2. Военный сборник. СПб.: Типография Департамента Уделов, 1865. Т. 43. № 5-6. 640 с. Раздел «Русское военное обозрение».

3. Военный сборник. 1875. Т. 102. № 5. СПб. : Типография Департамента Уделов, 1875. 340 с.

4. Исторический очерк образования и развития артиллерийского училища. 1820-1870. СПб.: в типографии второго отделения собственной ЕИВ канцелярии,1870. 378 с.

5. История отечественной артиллерии. Т.П. Артиллерия русской армии в эпоху капитализма (60-е гг. XIX в. - 1917 г.). Кн.4. Артиллерия русской армии в период утверждения капитализма (60-е гг. - начало 90-х гг. XIX в.). М.-Л.: 2-я типография военного издательства МО СССР,1966. 596 с.

6. Нилус А.А. История материальной части артиллерии.Т.2: История материальной части полевой артиллерии XIX века. СПб.: типография П.П.Сойкина, 1904. 490 с.

7. Очерк преобразований в артиллерии в период управления генерал-адъютанта Баранцова. 1863-1877. СПб.: в типографии второго отделения собственной ЕИВ канцелярии,1877. 365 с. + 71 с. Приложения.

8. Полное собрание законов Российской империи с 1648 г. 1-е собр. (ПСЗ. 1-е собр.). Т. 37 (1820-11821). СПб.: типография II отделения собственной его императорского величества канцелярии,1830. 981 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.