ЖУРНАЛИСТИКА■
УДК 070 ББК 76.00
DOI: 10.31862/1819-463X-2021-1-22-28
КОЛУМНИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
И. Б. Игнатова
Аннотация. Статья посвящена анализу колумнистики в современном массмедий-ном дискурсе. Особое внимание уделяется публицистическому дискурсу. Рассматриваются подходы к определению понятия «авторская колонка». В понимании феномена колумнистики и колонки как основной ее разновидности ученые сходятся в одном: основные особенности подобных текстов - диалогичность и ярко выраженное авторское начало. Это привлекает аудиторию, поскольку современный читатель, уставший от постоянного информационного шума, обилия новостей, все больше тяготеет к так называемой журналистике мнения, противопоставленной журналистике факта. Наиболее репрезентативной формой подобного типа медиатекстов является колумнистика. Будучи явлением традиционной печатной журналистики, колумнистика получила свое второе рождение в новых медиа. Тем самым она приобрела не только новые формы выражения, но и новую аудиторию.
Ключевые слова: колумнистика, публицистический дискурс, авторская колонка, журналистика мнения, новые медиа.
AUTHOR'S COLUMN IN MODERN OPINION JOURNALISM DISCOURSE
I. B. Ignatova
Abstract. The article is dedicated to the study of columns in modern mass media discourse, opinion journalism discourse in particular. Approaches to the definition of the notion of "column" by various researchers are presented, and its meaning for the modern journalism is also mentioned. The main features of such texts are dialogism and the author's opinion. Moreover, columns attract the readership because the modern audience is tired of information noise and news overload. The readers are interested in opinion journalism as opposed to factual reporting. The column is the most representative form of opinion journalism. It is specially noted that as a phenomenon of traditional print journalism,
© Игнатова И. Б., 2021
■©-S-
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
a column has been reborn in the new media. Consequently, it has acquired not only new forms of expression, but also a new audience.
Keywords: column, opinion-based journalism, opinion journalism discourse, new media.
Современное медиапространство существует в условиях непрерывных изменений, связанных в том числе с новой цифровой реальностью. В частности, это касается трансформации жанров журналистики.
В динамике жанровой парадигмы современной журналистики особую роль играет публицистика. Интересно, что Е. Г. Малышева говорит об исчезновении художественно-публицистических жанров [1]. Позволим себе с ней категорически не согласиться. В современных реалиях они, наоборот, получили новый вектор развития, выходящий за рамки привычной нам системы жанров журналистики.
В последнее десятилетие, в связи с активным развитием цифрового пространства и включением в него журналистики, мы много говорим о конкуренции за читателя, легкой доступности информации и скорости как ее доставки, так и потребления, обилием так называемого агрессивного, треш-контента, ориентации на кликабельность материалов. Однако у данного процесса есть оборотная сторона - усталость аудитории от чрезмерного количества информации, перенасыщение новостным потоком. Все это порождает у определенной категории реципиентов потребность в контенте иного рода, таком, который дает материал для анализа, развития, осмысления действительности и ее познания. И в подобных условиях выявляется тенденция тяготения современной журналистики к форме непринужденного разговора автора с читателем. И данная тенденция открывает перед нами перспективные направления для научного осмысления. На наш взгляд, подобная форма журналистики возвращает ей несколько ключевых функций - культуроформирую-щую, просветительскую и образовательную.
Помимо этого, «журналистика факта» ввиду обилия фейковых новостей и фактоидов
влечет за собой потерю вотума доверия к СМИ. И здесь на арену выходит «журналистика мнения». Сегодня, находясь в тесной связи, они формируют точку зрения аудитории. Острота факта порождает остроту мнения.
Однако для колумнистики ключевую роль играет не столько сам текст, сколько контекст, так или иначе с ним связанный. Традиционно коммуникация всегда осуществляется в рамках того или иного дискурса.
Отношения «автор - реципиент» в рамках современного медиадискурса тяготеют в сторону диалога, обмена мнениями (даже и мысленного), полемики.
По утверждению М. Бахтина, публицистический текст - всегда дискурс, который находится в системе контекстных отношений с реальной действительностью [2, с. 9].
Вслед за П. В. Беляниным мы рассматриваем дискурс как «сложное коммуникативное явление, включающее, кроме текста, экстралингвистические факторы - знания о мире, мнения, установки, цели адресанта, необходимые для понимания текста» [3, с. 193]. Иными словами, мы говорим о двух составляющих дискурса: текст и контекст.
Среди основных характеристик публицистического дискурса мы можем выделить такие, как диалогичность, интерактивность, интертекстуальность, динамичность, доку-ментализм, полемичность, связь с общественно-политической действительностью.
Из всех указанных характеристик нас больше всего интересует диалогичность как наиболее успешный формат для публицистических жанров. Об этом же говорит В. А. Славина, рассуждая о философских аспектах современной журналистики [4, с. 11].
Как отмечает Е. В. Выровцева, установка на разговорную речь, спонтанность коммуникации, лексически выраженный формат
диалога проникают буквально во все жанры. Так, объявленная постмодернистами «смерть автора» обернулась усилением роли «Я» в журналистском тексте, о чем свидетельствуют и такие явления, как ко-лумнистика, развитие блогосферы, и формирование новых жанровых форм - авторских жанров [5, с. 109].
Мы можем отметить, что сегодня происходит деконструкция публицистического дискурса. В условиях гибридизации жанров, их диффузии и размытости жанровых границ крайне важно понимать, насколько активно развивающийся сегмент публицистического дискурса представляет собой колумнистика. Однако и понимание того, что представляет собой колумнистика и ее основная форма -авторская колонка, разнится.
Определение понятия «колумнистика» и обзор ее основных характеристик встречается у многих исследователей. Одни называют ее публицистикой нового типа в постсоветской России и отмечают сильное личностное начало, краткость, остроумие, смелость высказываемых мыслей [6, с. 15]. Другие считают, что понятие «колумнистика» смежно с такими понятиями, как журналистика мнений, кабинетная журналистика, авторская журналистика [7, с. 137].
За колумнистикой признают информационность, аналитичность, способность предвидеть будущее [8, с. 19]. Кто-то атрибутирует колумнистику как широко распространенный жанр авторских выступлений, как правило, по злободневным темам [9, с. 42].
Отмечают также, что колумнистика призвана играть крайне важную роль в организации и поддержании общественного диалога, привлекая внимание аудитории к неоднозначным социальным явлениям и мнениям, побуждая к размышлениям и проверке различных суждений [10, с. 83].
Популярности колумнистики, по мнению ряда исследователей, способствует сочетание остроумия с прагматичной аналитикой и ностальгическими настроениями, которое порождает тот особый колорит «стоического оптимизма», иронической веселости в сочетании с злободневностью [6, с. 27].
Также отмечается, что одним из глубинных свойств публицистики, ее родовой чертой является оценочность, заимствованная колумнистикой и органично привитая [6, с. 26].
Но все исследователи сходятся в одном - колумнистика представляет собой совокупность текстов, в которых сильно авторское начало. Усиление авторского начала в современных журналистских текстах исследователи называют по-разному: персонификация [11, с. 127], эссеизация [12], субъективизация [13].
По мнению Г. Я. Солганика, суть и специфика публицистического текста, его природа состоит в том, что в той или иной степени он несет в себе приметы личности автора. Публицистика, по его мнению, носит непосредственно авторский, личностный, субъективный, документальный, подлинный характер [14, с. 78]. У нас нет оснований с ним не согласиться.
«"Персона" журналиста - ключевая в языковой действительности журналистского текста - становится концептуально важной... В современном журналистском процессе закономерным явлением становится персонификация языковой личности журналиста» [15, с. 166].
В условиях трансформации современных медиа мы много и часто говорим о так называемой вовлекающей модели чтения, благодаря которой СМИ формируют свою аудиторию.
Колумнистика удовлетворяет потребности человека в понимании, общении, оценивании, анализе, неторопливом созерцании. Устав от постоянного информационного шума, аудитория хочет получить возможность подумать.
Теоретик медиа А. Мирошниченко говорит о том, что обезличенная информация не даст журналистике ни развиваться, ни зарабатывать, поскольку важность сегодня приобретают ориентиры, и колумнистика в этом смысле - крайне востребованная сфера. Тексты возможно скопировать, а авторство -неотчуждаемо. Сам Мирошниченко с недавних пор ведет колонку в интернет-издании
Colta.ru под названием "The medium и the message", где делится мнением о тенденциях развития современной журналистики.
Уход журналистики от оперативности к литературности и нарративу - тенденция современного медиапроцесса. Обмен мыслями, «со-переживание» ситуации - то, что привлекает читателя в колумнистике. Журналистика вновь обращается лицом к человеку.
В каком-то смысле колумнистика выполняет социально-значимую функцию - просвещения. А современная образованная аудитория традиционно тяготеет к качественной журналистике с ее просветительскими и образовательными механизмами. Для нас данный пример показателен в качестве иллюстрации важности роли колум-нистики в современном публицистическом дискурсе.
Когда мы говорим о природе текста, особенно публицистического, где сильно авторское начало, мы всегда учитываем то, какое воздействие текст оказывает на своего читателя и насколько оно обусловлено его функцией. Согласно классификации В. В. Виноградова, выделяется три основных функции текста: общения (коммуникативная), сообщения (газетная) и воздействия (собственно-публицистическая) [16, с. 254]. Все эти функции в полной мере применимы к текстам колумнистов.
Важным кажется разобраться, о чем же пишут сегодняшние колумнисты, какими паттернами характеризуется дискурс ко-лумнистики.
Русская публицистика в целом и журналистика в частности традиционно были полем не только политической борьбы, но и борьбы духовных идеалов, что особенно значимо для нашей страны, пережившей не одно крушение духовных ценностей. В русской традиции можно проследить органическую взаимосвязь художественной литературы и публицистики, критики, журналистики, их взаимовлияние и отражение в них важнейших проблем эпохи. И в этом смысле колумнистика и авторская колонка как одно из ее воплощений представляются наиболее репрезентативной формой.
Конечно, колумнистика в ее самых ярких формах всегда была представлена в печатных СМИ. Традиционно (в первую очередь, для западной журналистики) авторитетными колумнистами считались ведущие ученые, общественные деятели и пр. Подобная практика характерна и для отечественных медиа. Сегодня среди самых популярных колумнистов мы можем назвать Ирину Петровскую («Новая газета»), Александра Мель-мана («Московский комсомолец»), Дмитрия Быкова («Известия»), Марину Королеву («Российская газета») и др.
Однако в современных условиях трансформации медиасистемы колумнистика получила новый вектор развития, будучи полноценно представленной в пространстве новых медиа. Публицистический тип дискурса мы рассматриваем как воздействующий на аудиторию. Изменения социокультурной роли информации порождают иные потребности аудитории, ориентированной сегодня на контент, дающий так называемую пищу для размышлений.
В качестве эмпирического материала мы выбрали колумнистику российского интернет-издания «Сноб», представленную обширным списком тем.
Рассуждения о дискурсе современной политики и взаимовлиянии политической и общественной жизни можно встретить в колонках российского политолога и журналиста Георгия Бовта, публициста и обозревателя Константина Эггерта, проблемам современной экономической жизни в мире посвящены материалы Максима Бланта.
Крайне интересными представляются колонки кинокритика Юрия Богомолова. В частности, его материал «Интернет все помнит. Публичный образ Лукашенко по системе Станиславского» [17], посвященный президенту Республики Беларусь Александру Лукашенко. Здесь Богомолов рассуждает о психофизике Лукашенко и трансформациях, произошедших с ним. В актерско-ре-жиссерской среде под психофизикой подразумевают те трансформации, которые происходят с актером по мере его «вхождения» в роль, когда меняется его характер,
отношение к действительности, так называемое «чувство правды». Изучая публичный образ Лукашенко, его манеру общения, то, как это вписывается в современный политический дискурс, Богомолов использует сравнения с киношными и книжными героями. В частности, обращается к Глебу Капустину - герою рассказа «Срезал» В. Шукшина с его «философствованием». Попытка рассмотреть образ Лукашенко сквозь призму культурных паттернов обнажает перед читателем проблемы не только конкретно взятой страны, но в целом саму суть власти в различных ее проявлениях.
Рассуждения Ю. Богомолова о современном телевидении и медийном образе его ведущих также являются интересным материалом для изучения. В частности, в статье «Медийные лица и русская классика» [18] он рассуждает о деградации и деформации образов современных телеведущих. Автор использует сравнения с героями М. Е. Салтыкова-Щедрина («Иудушка» из романа «Господа Головлевы» с его вкрадчиво-ласковой интонацией), Ф. М. Достоевского (Порфирий Петрович из романа «Преступление и наказание» с его бесконечными рассуждениями), А. П. Чехова («Унтер Пришибеев»).
Следует отметить, что особенностью многих колонок Богомолова является использование образов классической литературы. В статье «Джокер и коронавирус. Как пандемия отражается в зеркале российского ТВ» [19] он обращается к персонажам Ф. М. Достоевского (Смердяков), М. Ю. Лермонтова (Грушницкий и Печорин). Фильм «Джокер» автор рассматривает как метафору того, каким образом современные медиа описывают ситуацию с пандемией. В образе Артура Флека он видит беллетристический предпо-сыл, утверждая, что герой, равно как и
Смердяков («средина и бездарность», по мысли Достоевского), будучи посредственностью, уверен в своей исключительности. В этом же ключе Богомолов связывает героя с Грушницким. Для Богомолова важно сказать о том, что сегодня экран заполонило исключительное мнение посредственных журналистов, возомнивших себя значительной силой, показать ужас того, что аудитория безоговорочно верит им.
В данном случае для нас интересным представляется то, что сама авторская колонка как элемент публицистического дискурса вписывается в дискурс литературный. Таким образом, журналистика включается в контекст литературы, причем даже и не современной. Здесь нужно отметить, что современная колумнистика часто имеет опору в традиционном литературном художественно-публицистическом дискурсе. Важно обратить внимание на то, что благодаря подобным приемам автор-колумнист обращается к заведомо подготовленной аудитории. Без знания культурного контекста невозможно понять смысл, заложенный в колонках Богомолова. И здесь логично вернуться к понятию дискурса, о котором мы говорим выше, когда важны и сам текст, и контекст, в который он вписан.
Таким образом, колумнистика играет сегодня важную роль в современной журналистике. Она приглашает читателя к размышлению, к диалогу как с автором, так и с самим собой, расширяет его кругозор. Важно понимать, что колонка - голос автора, его точка зрения, с которой могут быть не согласны ни редакция, ни аудитория. Автор из ретранслятора информации становится ее интерпретатором. И тем интереснее становится роль колумнистики в современном массмедийном дискурсе, полном политических и культурных противостояний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Малышева Е. Г. «Гибридный» публицистический текст в региональных печатных СМИ (на материале публикаций С. Шкаева) // Медиаскоп. 2014. № 3. URL: http://www.mediascope.ru/ node/1552 (дата обращения: 09.01.2021).
2. Бахтин М. М. Проблема автора // Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб. 2000. С. 9-12.
3. Белянин В. П. Психолингвистика / Московский психосоциальный ин-т. М.: Флинта, 2009. 414 с.
4. Славина В. А. Актуальные вопросы журналистики: философский аспект // Журналистика в контексте времени: монография / под ред. Т. Н. Владимировой, В. А. Славиной, Н. В. Кодола. М.: МПГУ, 2020. С. 10-33.
5. Выровцева Е. В. Трансформация традиционных публицистических жанров в современных массмедиа // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2015. № 5. Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 207-213.
6. Тепляшина А. Н. Творческая природа комического: жанровая парадигма современной журналистики: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.10. СПб., 2007. 373 с.
7. Гордеев Ю. А. Колумнистика в печатных и интернет-изданиях жанровый аспект // Вестн. Воронежского гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. 2015. № 3. С. 136-139.
8. Щипицына А. А. Дескриптивные и оценочные прилагательные в политическом медиа-дискурсе: на материале современной британской периодической печати: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. Уфа, 2006. 169 с.
9. Арсланова А. А. Сообщества в сети интернет: формирование и развитие: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Уфа, 2014. 148 с.
10. Короченский А. П. Медиакритика в теории и практике журналистики: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.10. Санкт-Петербург, 2003. 467 с.
11. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000. С. 125-167.
12. ШостакМ. Репортер: профессионализм и этика. М.: РИПхолдинг, 2001.
13. КимМ. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001.
14. Солганик Г. Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестник Московского ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2001. № 3. С. 74-83.
15. Самусевич О. М. Индивидуализация текстовой деятельности журналиста // СМИ в современном мире: Петербургские чтения: тез. межвуз. науч.-практ. конф. СПб., 2009. С. 166-167.
16. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: АН СССР. 1963. 259 с.
17. БогомоловЮ. Интернет все помнит. Публичный образ Лукашенко по системе Станиславского. URL: https://snob.ru/entry/197246/ (дата обращения: 09.01.2021).
18. БогомоловЮ. Медийные лица и русская классика. URL: https://snob.ru/entry/195839/ (дата обращения: 09.01.2021).
19. Богомолов Ю. Джокер и коронавирус. Как пандемия отражается в зеркале российского ТВ. URL: https://snob.ru/entry/192247/ (дата обращения: 09.01.2021).
REFERENCES
1. Malysheva E. G. "Gibridnyy" publitsisticheskiy tekst v regionalnykh pechatnykh SMI (na materiale publikatsiy S. Shkaeva). Mediaskop. 2014, No. 3. Available at: http://www.mediascope.ru/node/1552 (accessed: 9.01.2021).
2. Bakhtin M. M. Problema avtora. In: Avtor i geroy: K filosofskim osnovam gumanitarnykh nauk. St. Petersburg, 2000. Pp. 9-12.
3. Belyanin V. P. Psikholingvistika. Moscow: Flinta, 2009. 414 p.
4. Slavina V. A. Aktualnye voprosy zhurnalistiki: filosofskiy aspect. In: Vladimirova T. N. , Slavina V. A., Kodola N. V. (eds.) Zhurnalistika v kontekste vremeni: monogr. Moscow: MPGU, 2020. Pp. 10-33.
5. Vyrovtseva E. V. Transformatsiya traditsionnykh publitsisticheskikh zhanrov v sovremennykh massmedia. Vestn. Chelyabinskogo gos. un-ta. 2015, No. 5, Filologiya. Iskusstvovedenie, Vol. 94, pp. 207-213.
6. Teplyashina A. N. Tvorcheskaya priroda komicheskogo: zhanrovaya paradigma sovremennoy zhurnalistiki. ScD dissertation (Philology). St. Petersburg: St. Petersburg State University, 2007. 373 p.
7. Gordeev Yu. A. Kolumnistika v pechatnykh i internet-izdaniyakh: zhanrovyy aspect. Vestn. Voronezhskogo gos. un-ta. Ser.: Filologiya. Zhurnalistika. 2015, No. 3, pp. 136-139.
8. Shchipitsyna A. A. Deskriptivnye i otsenochnye prilagatelnye v politicheskom media-diskurse: na materiale sovremennoy britanskoy periodicheskoy pechati. PhD dissertation (Philology). Ufa: Bashkir State University, 2006. 169 p.
9. Arslanova A. A. Soobshhestva v seti internet: formirovanie i razvitie: sotsialno-filosofskiy analiz. PhD dissertation (Philosophy). Ufa: Bashkir State University, 2014. 148 p.
10. Korochensky A. P. Mediakritika v teorii i praktike zhurnalistiki. ScD dissertation (Philology). St. Petersburg: St. Petersburg State University, 2003. 467 p.
11. Kroychik L. E. Sistema zhurnalistskih zhanrov. In: Korkonosenko S. G. (ed.-compl.) Osnovy tvorcheskoy deyatelnosti zhurnalista. St. Petersburg, 2000. Pp. 125-167.
12. Shostak M. Reporter: professionalizm i etika. Moscow: RIPholding, 2001.
13. Kim M. N. Tekhnologiyasozdaniyazhurnalistskogoproizvedeniya. St. Petersburg: Izd-vo Mikhaylova V. A., 2001.
14. Solganik G. Ya. Avtor kak stileobrazuyushchaya kategoriya publitsisticheskogo teksta. Vestn. Moskovskogo un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika. 2001, No. 3, pp. 74-83.
15. Samusevich O. M. Individualizatsiya tekstovoy deyatelnosti zhurnalista. In: SMI v sovremennom mire: Peterburgskie chteniya. Proceedings of International scientific-practical conference. Saint-Petersburg, 2009. Pp. 166-167.
16. Vinogradov V. V. Stilistika. Teoriyapoeticheskoy rechi. Poetika. Moscow: AS USSR,1963. 259 p.
17. Bogomolov Yu. Internet vse pomnit. Publichnyy obraz Lukashenko po sisteme Stanislavskogo. Available at: https://snob.ru/entry/197246/ (accessed: 9.01.2021).
18. Bogomolov Yu. Mediynye litsa i russkaya klassika. Available at: https://snob.ru/entry/195839/ (accessed: 9.01.2021).
19. Bogomolov Yu. Dzhoker i koronavirus. Kak pandemiya otrazhaetsya v zerkale rossiyskogo TV. Available at: https://snob.ru/entry/192247/ (accessed: 9.01.2021).
Игнатова Ирина Борисовна, кандидат филологических наук, доцент Кафедры журналистики и медиакоммуникаций, Московский педагогический государственный университет
e-mail: [email protected]
Ignatova Irina B., PhD in Philology, Assistant Professor, Journalism and media communications Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.01.2021 The article was received on 11.01.2021