Научная статья на тему 'Колумнистика в современных интернет-СМИ'

Колумнистика в современных интернет-СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1477
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА / ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ / ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ / ФОРМА ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА / АУДИТОРИЯ СМИ / ИНТЕРНЕТ / INTERNATIONAL HERALD TRIBUNE / AUTHOR'S COLUMN / ONLINE EDITIONS / JOURNALISM GENRES / PRESENTATION OF THE MATERIAL / AUDIENCE OF MEDIA / INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Котова Ксения Юрьевна

Рассматриваются авторские колонки, публикуемые в интернет-изданиях, описывается современное состояние колумнистики как одного из востребованных жанров авторской журналистики, рассматриваются особенности текстов в жанре колонки и определяет их основные темы. Цель проанализировать авторские тексты колумнистов различных интернет-СМИ. Практическая значимость работы состоит в своевременном изучении жанровых особенностей на современном этапе развития журналистики в силу необходимости выявления эффективных принципов работы колумнистов современных редакций. Впервые предпринимается попытка изучить срез авторских текстов на современном этапе, обратив внимание на форму и подачу, а также обосновать подходы в создании эффективных и действенных колонок. Исследование, основанное на сравнительно-сопоставительном анализе работ колумнистов интернет-СМИ, показало, что современному состоянию жанра колонки, одному из востребованных жанров журналистики, свойственны, во-первых, усилившийся интерес к личности автора как субъекта высказывания, во-вторых, умение устанавливать контакт с аудиторией самим колумнистом, выбирая уместную форму для повествования. Полученные в ходе исследования результаты могут быть успешно применены как непосредственно для использования на практике современных редакций интернет-СМИ, так и как теоретическая основа для дальнейшего изучения колумнистики как одного из востребованных жанров авторской журналистики в рамках профессиональных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLUMNISTICS IN MODERN ONLINE MEDIA

The article discusses the author's columns, published in modern online media. The author describes the current state of the columnistics as one of demanded genres of authorial journalism, examines the peculiarities of texts in the column genre and defines their main subjects. The purpose of this research is to analyze author's texts of columnists in various online media. The practical importance of work lies in timely studying genre features at the present stage of development of journalism in order to identify the effective principles of work of columnists of modern editions. For the first time at the present stage, an attempt is undertaken to study a number of author's texts, focusing attention on a form and presentation, as well as to justify approaches in creation of effective columns. As a result, the author arrives at a conclusion that the current state of the column genre, one of the popular genres of journalism, is characterized, firstly, by increased interest in the author’s personality as a subject of the statement, and secondly, by a masterful ability to establish contacts with the audience by the columnist himself, choosing the appropriate form for the narration. The results obtained during the research can be successfully applied both directly in practice of modern editions of Internet mass-media and as a theoretical basis for further studying the columnistics as one of demanded genres of author's journalism within professional disciplines.

Текст научной работы на тему «Колумнистика в современных интернет-СМИ»

УДК 070:004 ББК 76.0 К 73

Котова К. Ю.

Аспирант кафедры истории и правового регулирования массовых коммуникаций факультета журналистики Кубанского государственного университета, e-mail: ksykot@inbox.ru

Колумнистика в современных интернет-СМИ

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматриваются авторские колонки, публикуемые в интернет-изданиях, описывается современное состояние колумнистики как одного из востребованных жанров авторской журналистики, рассматриваются особенности текстов в жанре колонки и определяет их основные темы. Цель - проанализировать авторские тексты колумнистов различных интернет-СМИ. Практическая значимость работы состоит в своевременном изучении жанровых особенностей на современном этапе развития журналистики в силу необходимости выявления эффективных принципов работы колумнистов современных редакций. Впервые предпринимается попытка изучить срез авторских текстов на современном этапе, обратив внимание на форму и подачу, а также обосновать подходы в создании эффективных и действенных колонок. Исследование, основанное на сравнительно-сопоставительном анализе работ колумнистов интернет-СМИ, показало, что современному состоянию жанра колонки, одному из востребованных жанров журналистики, свойственны, во-первых, усилившийся интерес к личности автора как субъекта высказывания, во-вторых, умение устанавливать контакт с аудиторией самим колумнистом, выбирая уместную форму для повествования. Полученные в ходе исследования результаты могут быть успешно применены как непосредственно для использования на практике современных редакций интернет-СМИ, так и как теоретическая основа для дальнейшего изучения ко-лумнистики как одного из востребованных жанров авторской журналистики в рамках профессиональных дисциплин. Ключевые слова:

Авторская колонка, интернет-издания, жанры журналистики, форма подачи материала, аудитория СМИ, Интернет, International Herald Tribune.

Kotova K. Yu.

Post-graduate student of Department of the History and Legal Regulation of Mass Communications, Faculty of Journalism, Kuban State University, e-mail: ksykot@inbox.ru

Columnistics in modern online media

Abstract:

The article discusses the author's columns, published in modern online media. The author describes the current state of the columnistics as one of demanded genres of authorial journalism, examines the peculiarities of texts in the column genre and defines their main subjects. The purpose of this research is to analyze author's texts

of columnists in various online media. The practical importance of work lies in timely studying genre features at the present stage of development of journalism in order to identify the effective principles of work of columnists of modern editions. For the first time at the present stage, an attempt is undertaken to study a number of author's texts, focusing attention on a form and presentation, as well as to justify approaches in creation of effective columns. As a result, the author arrives at a conclusion that the current state of the column genre, one of the popular genres of journalism, is characterized, firstly, by increased interest in the author's personality as a subject of the statement, and secondly, by a masterful ability to establish contacts with the audience by the columnist himself, choosing the appropriate form for the narration.

The results obtained during the research can be successfully applied both directly in practice of modern editions of Internet mass-media and as a theoretical basis for further studying the columnistics as one of demanded genres of author's journalism within professional disciplines.

Keywords:

Author's column, online editions, journalism genres, presentation of the material, audience of media, Internet, International Herald Tribune.

В связи с тем, что колумнисти-ка как жанровое явление появилась в отечественной журналистике относительно недавно, проблема жанровой идентификации колонки представляется актуальной на сегодняшний день.

Возникла колумнистика еще в XIX веке в США. В 1920-1930-х годах, именно в США колонка была одним из самых распространенных жанров, невероятным новшеством североамериканской прессы того времени. В 1926 году в США была издана книга «Колонка», в которой подробно были описаны особенности этого ремесла.

С течением времени этот жанр широко распространился в мировой журналистике, где появились свои классики и мастера. К примеру, известный писатель Умберто Эко большую часть своей творческой жизни был колумнистом итальянской газеты «Эспрессо».

К концу 1980-х гг. отечественная журналистика приобретает авторский характер звучания. Правда в том, что все лучшие эссе и колонки впервые увидели свет на страницах печатной прессы. В этом жанре работали М. Кольцов, В. Катаев, М. Булгаков, И. Ильф и Е. Петров. Отметим, однако, что у современной отечественной колонки в 1920-е гг.

был предшественник - фельетон-комментарий.

Рубеж ХХ-ХХ1 вв. входит в историю как эпоха эссеизации публицистики: от персонификации повествования до перевода субъекта высказывания в действующее лицо исторического процесса. Колумни-стика с момента своего появления обладала силой влияния и убеждения. Но почему же именно сегодня авторское мнение востребовано как никогда? В настоящий момент колумнисты вещают не только на страницах бумажных изданий, но и на радио, на телевидении, в интернет-изданиях [1].

Мы живем в период расцвета клиповой культуры. Это время ознаменовано чтением по диагонали, невовлеченностью в лонгриды, когда 140 символов в строке и одна секунда на то, чтобы принять решение -читать текст или идти дальше.

С возникновением новейших технологий и Интернета объем информации в глобальной Сети начинает стремительно расти. Прирост информации порождает дефицит внимания. А внимание современного читателя завязано на большом количестве инфоповодов, большинство из которых их не касаются. Такое лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в нашем обществе получило название

«информационный взрыв». Информационный взрыв — постоянное увеличение скорости и объёмов публикаций (объёма информации) в масштабах планеты. Причины этого

- развитие новых технологий. Если раньше это были десктопы или ноутбуки, то сейчас все зависит от смартфона, который, по сути, формирует информационную повестку.

В силу интерактивности, как одного из главных достоинств интернет-среды, происходит перераспределение - дефрагментация аудитории по каналам потребления контента. Для получения новой целевой аудитории необходимо понимать, насколько информационные посылы, каналы распределения контента и коммуникации адаптированы под каждое устройство.

Тренд потребления контента напрямую связан с Интернетом. К слову, на сегодняшний момент, телевидение остается основным медиа по охвату, но Интернет - главный канал для молодежи. В реалиях глобального информационного общества Интернет занимает одно из ведущих мест среди средств массовой информации [3]. Сейчас мир переживает эпоху «шести экранов» потребления,

- когда создатели контента должны быть четко уверены в том, что адаптивность верстки их сайта позволяет охватить сразу шесть экранов. Это экраны десктопных версий, экраны мобильных телефонов или планшетов, это смарт-телевидение и возможность интеграции через такие сервисы, как Гугл Хром, это так называемый «носимый контент». Такие компании, как Apple и Samsung, выпускают множество гаджетов, которые пользователи носят не только с собой, но и на себе, и там тоже есть экран, который требует вовлечения целевой аудитории. Также популярными представляются и автомобили с встроенными экранами. Создавая контент, необходимо учитывать, насколько контент отвечает требованиям современного мира и «шести экранам».

Разговор об особенностях формата современных колонок вызывает большой интерес у исследователей жанровой системы в силу того, что колумнистика получила большое распространение в сети Интернет также в виде блогов. Авторские колонки современных интернет-СМИ позволяют читателям мгновенно получать живой отклик на происходящие события в жизни.

Именно колумнист решает и отбирает, что сегодня прочтет его аудитория. Делает за читателя его работу и предлагает ему уже отобранную информацию. Если колумнист затронул именно эту тему и уделил ей внимание, например написал авторский текст объемом в 2000 знаков,

- значит она действительно заслуживает должного внимания [2]. Современная аудитория желает видеть не просто информацию, а размышления, критику, анализ явления самим автором. На стыке новости и мнения появляется информация, которая «должна подаваться в краткой и доступной форме без отвлечения на быт, сплетни или абстрактные рассуждения по поводу или без [3]. В силу этих обстоятельств создатели колонок могут не бояться, что их обвинят в субъективизме. Будет ли материал пропитан лирикой или драмой, решать автору. Роль колумниста - свидетельствовать и провоцировать мысль [2]. Поэтому текст должен быть стилистически, логически, содержательно законченным. Минимальный объем для удобного восприятия текста при чтении в Интернете равен 3-4,5 тыс. печ. знаков,

- 5 абзацев. Объем текста компенсирует обратная связь с читателями (комментарии). При этом автор одновременно может быть колумнистом какого-либо издания и параллельно вести блог.

Структура классического блога предполагает получение обратной связи от читателей в виде комментариев. Нередко материалы, которые публикуются в газете, представляют сокращенный вариант блога или

наоборот. Большинство изданий дублирует такие материалы на своих сайтах [1].

В числе профессиональных интересов журналиста Малькольма Гиб-сона, ведущего свой авторский блог, помимо написания колонок и редактуры, присутствует аспект анализа работы афро-американских военных корреспондентов во Второй мировой войне. Малькольм Гибсон считает нужным сказать своим читателям несколько разумных слов в своем блоге ежедневно: «Невозможно научить кого-либо быть журналистом, потому что большинство навыков, необходимых для хорошего журналиста, — ненасытное любопытство, упорство к истине и любовь к словам — должны развиваться внутри. Те из нас, кто решил преподавать журналистику, на самом деле не преподают; мы просто освещаем путь». При прочтении его колонок возникает ощущение, будто бы вы разговариваете со старым другом.

Фигурирующий сострадательный взгляд на окружающий мир в авторском блоге американской журналистки Аманды Бим привлекает читательскую аудиторию тем, что она будто бы пишет смеясь, при этом характеризует себя как независимого журналиста, внимательного и умеренного. Автор затрагивает темы от женского здоровья, психологии до национальной кухни и злоупотребления социальными сетями.

В последнее время получили популярность видео-колонки. Они представлены в форме авторских видеороликов на сайтах. Американская писательница, журналистка Ребекка Ренье ведет авторский видео-блог, известный на весь мир. Проницательный юмор и остроумная оценка окружающей действительности обеспечивает прирост аудитории блога ежедневно.

В современной отечественной и зарубежной прессе авторские выступления затрагивают множество злободневных тем: экономику, политику, кино- и театральную критику,

модные тенденции и юмор. Например большой интерес у читателей вызывают колонки на политические темы. Так, журналисты из International Herald Tribune, чьи авторские колонки чаще затрагивают тему политики и международных отношений, готовят тексты объемом 5-5,5 тыс. печ. знаков. Сразу под публикацией расположена площадка для обсуждения. International Herald Tribune входит в медиа-холдинг The New York Times Company. Она была основана в Париже в 1887 году. Издание имеет широкий пласт авторского контента, тиражируемого в постоянной рубрике «Opinion»: Today's Opinion, Op-Ed Columnists, Editorials, Op-Ed Contributors, Letters, Sunday Review, Video: Opinion.

Авторы Николас Кристоф, Джон Ли Андерсон, Кевин Бейкер, Джудит Шулевиц и другие зарубежные колумнисты, пишущие для раздела «Sunday Review», уделяют внимание различным проблемам.

Николас Кристоф является обозревателем «Таймс» с 2001 года. Прежде он был корреспондентом «The New York Times». Автор говорит на китайском, японском и других языках. Его колонки появляются каждое воскресенье и четверг. Он получил две Пулитцеровские премии за освещение проблем Китая и геноцида в Дарфуре. С автором можно связаться по e-mail, в Facebook и Instagram.

Джон Ли Андерсон, журналист, который много писал о Кубе, является штатным сотрудником «The New Yorker» и автором книги «Че Гевара: революционная жизнь». Его авторский профиль также есть в социальных сетях Facebook, Twitter и Instagram.

Журналист Кевин Бейкер позиционирует себя как писатель и историк, освещает проблемы современной американской демократии.

Писатель и колумнист Джудит Шулевиц уделяет достаточно внимания в своих колонках вопросам психологии и писательской морали.

Она так же, как и ее коллеги, активно поддерживает обратную связь с читателями на просторах социальных сетей.

Сегодня все чаще колумнисты могут не являться штатными сотрудниками редакций, при этом они могут вести персональную рубрику. Такой подход в своей журналистской деятельности использует колумнист Нил Дж. Янг, который пишет о политике, религии и культуре для множества изданий, включая «New York Times», «Atlantic», «Vox», «Politico» и «Los Angeles Times». Кроме того, читатели имеют возможность изучить его исторический блог «Прошлое. Настоящее». Историк, автор, общественный спикер, он часто вносит исторический анализ в публикации «New York Times», «Slate» и «Huffington Post». Он может выступать автором или комментировать любые аспекты религии и политики в США. В числе его опубликованных работ фигурируют вопросы религии, выборов, истории религиозного права, республиканских партий, религиозной свободы, культуры.

Авторские колонки буквально преграждают путь новостям, провоцируя читателя задуматься и осмыслить весь полученный багаж информации. Отношение колумниста к периодической работе, которую он выполняет, создавая одну колонку за другой, подтверждает, что если человек регулярно пишет в одном месте для одной группы читателей (ведь почти все эссеисты являются постоянными авторами изданий), появляется в одном и том же периодическом издании через определенные промежутки времени, он склонен терять некую языковую скованность, формальность. Это можно сравнить с написанием автором в одиночку целой книги.

Осмысление авторского текста читателями происходит по схеме: колумнист-читатель-вовлечение-согласие/не согласие. Для аудитории, в первую очередь, интерес

представляет тема и мнение, высказанное по данному поводу автором. И это мнение не обладает истиной в последней инстанции и не пребывает в непоколебимом статусе. Журналистика мнения=журналистика мысли. Это открытый диалог. По мнению Лизы Смит Молинари, президента Национального сообщества газетных колумнистов (National Society of Newspaper Columnists), своими колонками журналист должен открывать разговор, буквально провоцировать читателя на диалог [2]. Оппоненты парируют мнение колумниста и тем самым разжигают дискуссию. А дискуссия усиливает внимание к теме. Однако, если же будут затронуты чьи-то интересы, на колумниста может обрушиться критика: субъективность и личность автора (слабые места формата) выступят объектами претензии. Критика является неотъемлемым компонентом реакции читателей. Колумнист может этого избежать. Например, если опубликует добротную статью с фактами, примерами, опросами и мнением сторон и приложит скриншоты. Факты обезоруживают оппонентов. В колонке излишняя субъективность (какие бы факты не приводил автор в тексте) априори вынесена на первый план. В силу небольшого объема текста, свести авторское мнение к минимуму не представляется возможным. Ведь если проиллюстрировать точки зрения всех сторон, проанализировать показатель эффективности и провести т.н. расследование, то получится полноценная статья и уникальность жанра колонки будет утрачена, так как утрачены будут его жанрообра-зующие признаки [4].

Говоря о современных тенденциях развития авторской журналистики в контексте интернет-пространства, отметим, что жанр колонки отличается оперативностью подачи информации. Опытные обозреватели могут написать колонку за несколько часов. В то время как на полноценную статью могут уйти

несколько дней. Задача колонки — привлечь внимание к проблеме используя нетривиальный подход к освещению темы. Результатом выступит общественная дискуссия, в процессе которой в идеале родится решение. Статьи работают по другому принципу.

Хорошо написанная колонка не оставит читателя равнодушным. Инициировав обсуждение, этот жанр порождает дискуссию, в процессе которой может появиться решение проблемы. Несогласные с позицией автора читатели могут высказаться, согласные, наоборот, - поддержать озвученную точку зрения.

Поэтому, подводя итоги сказанному, следует заключить, что роль авторской журналистики сегодня трудно переоценить, ведь одни из самых читаемых текстов средств массовой информации - авторские колонки.

Сбором обычной информации может заниматься искусственный интеллект, но ее анализом - только сам человек. Перед молодыми журналистами такое положение дел на рынке информации открывает новые перспективы в формировании оригинального авторского стиля. А для журналистов зрелых — возможность делиться опытом.

Примечания:

1. Гордеев Ю.А. Колумнистика в печатных и интернет-изданиях: жанровый аспект // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Филология. Журналистика. Воронеж, 2015. Вып. 3. С. 136-139.

2. Котова К.Ю. Колумнистика в условиях современных медиа // Вестник Пятигорского государственного университета. Сер. Журналистика и проблемы исследования медиатекста. Пятигорск, 2018. № 2. С. 87-91.

3. Лучинский Ю.В., Осташевский А.В. Медийные инновации Генри Люса // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2018. Вып. 1 (212). С. 176-181.

4. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. М.: Аспект пресс, 2014. 352 с.

References:

1. Gordeev Yu.A. Author's columns in print and online publications: a genre aspect // Bulletin of Voronezh State University. Philology. Journalism, 2015. Iss.3. P. 136-139.

2. Kotova K.Yu. Author's columns in the conditions of modern media // Bulletin of Pyatigorsk State University. Ser. Journalism and problems of media text research. Pyatigorsk, 2018. No. 2. P. 87-91.

3. Luchinsky Yu.V., Ostashevsky A.V. Media Innovations of Henry Luce // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2018. Iss.1 (212). P. 176-181.

4. Tertychny A.A. Genres of the periodical press: a manual. M.: Aspect Press. 2014. 352 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.