Научная статья на тему 'О чем пишут колумнисты?'

О чем пишут колумнисты? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1353
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ МАТРИЦА / ЖУРНАЛИСТИКА / КОЛУМНИСТИКА / МЕДИАТЕКСТ / МЕДИАФОРМАТ / КОНВЕРГЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE MATRIX / JOURNALISM / COLUMNISTIKA / MEDIATEXT / MEDIAFORMAT / CONVERGENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Виноградский В. С., Куницына Н. В.

Колумнистика печатного медиаформата открывает широкий простор для творческих экспериментов и открытий. Исследование авторской колонки в реальном медиапространстве представляется актуальным и современным. Композиционные возможности колумнистики создают условия для развития синтезированных моделей, когда план авторского «Я» расширяется в медиаконтексте. Коммуникативно-целевая установка соотносится с выбранной журналистом стратегией и тактикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT ABOUT THE COLUMNISTS WRITE?

Columnistika of printed media format opens a wide scope for creative experimentation and discovery. Research of the author column in the real mediaspace seems relevant and modern. Composite opportunities of columnistika create conditions for development of synthesized models, when the plan of the author's "I" expands in the mediacontext. Communicative and target setting corresponds to the chosen strategy and tactics of a journalist.

Текст научной работы на тему «О чем пишут колумнисты?»

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №4, том 2, 2016

УДК: 070

ББК: 76.0

Виноградский В.С., Куницына Н.В.

О ЧЕМ ПИШУТ КОЛУМНИСТЫ?

Vinogradskiy V.S., Kunicina N. V.

WHAT ABOUT THE COLUMNISTS WRITE?

Ключевые слова: коммуникативная матрица, журналистика, колумнистика, медиатекст, ме-диаформат, конвергентность.

Keywords: communicative matrix, journalism, columnistika, mediatext, mediaformat, convergence.

Аннотация: колумнистика печатного медиаформата открывает широкий простор для творческих экспериментов и открытий. Исследование авторской колонки в реальном медиапростран-стве представляется актуальным и современным. Композиционные возможности колумнистики создают условия для развития синтезированных моделей, когда план авторского «Я» расширяется в медиаконтексте. Коммуникативно-целевая установка соотносится с выбранной журналистом стратегией и тактикой.

Abstract: columnistika of printed media format opens a wide scope for creative experimentation and discovery. Research of the author column in the real mediaspace seems relevant and modern. Composite opportunities of columnistika create conditions for development of synthesized models, when the plan of the author's "I" expands in the mediacontext. Communicative and target setting corresponds to the chosen strategy and tactics of a journalist.

Далеким прошлым кажется то время, когда соблюдение границ газетно-публицистических жанров считалось образцом журналистского стиля. Конвергентность и интерактивность как неотъемлемая часть мышления современного человека активно реализуются в журналистике. Колумнистика печатного медиаформата - одно из важных явлений публицистической «картины мира», авторская колонка открывает широкие возможности для презентации оценочного контекста, кроме того, создается необходимое пространство для диалога с читателем. Утверждение М. Бахтина о том, что «слово рождается в диалоге», а «понимание созревает лишь в ответе»1, не потеряло своей актуальности. Интернет-общение позволяет свободно соотносить разные формы информирования, а также активизировать разговорно-диалогичную парадигму общения. Эта тенденция, несомненно, оказывает влияние на развитие печатных СМИ, и журналисты, которые осваивают жанровые особенности авторской колонки, понимают специфику целевой аудитории.

В интерактивном современном медиамире журналистика претерпевает некоторые изменения: расширяются жанровые границы, создаются условия для развития конвергентных форм повествования. «Журналистика не сводится к

1 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - С. 106-107.

организации коммуникаций в обществе, хотя выполняет в его представлении коммуникативные функции. Она не сводится к литературному творчеству, хотя литературная работа и составляет ее существенный компонент. Она не есть синоним публицистики, хотя журналист может выступать и в качестве публициста, обнародовав свое аргументированное мнение по тому или иному поводу. Но принципиально у нее -особое назначение и особый продукт»2. Речь идет прежде всего о создании журналистского произведения - «журналистского текста».

Колумнист А. Мельман ведет рубрику «Теленеделя» в газете «Московский комсомолец». Нужно отметить авторский стиль подачи информационного материала. Юмор, порой скарказм, открытая оценочность, интенцио-нальность журналистского текста воспринимается в общем контексте газеты как нечто особенное. Кроме того, А. Мельман нередко направляет свою сатиру в адрес известных ме-диаперсон: такая критика никого не обижает, но заставляет не остаться равнодушным к тому, что сейчас происходит в медиамире. Например, в одной из своих колонок3 он рассказывает о том, как «Первый канал» хочет отнять «хлеб» у канала «Культура». Речь идет о включении в

2 Лазутина Г.В. Журналистика в жизни общества - пером теоретика и практика. - М.: Ф-т журн. МГУ, 2016. - С. 69-70.

3 «Московский комсомолец». - 22 янв., 2016.

контекст «Первого канала» передач, посвященных литературе и искусству (литературные вечера, художественные фильмы). Мельман не скрывает своего мнения по этому поводу: стоит сохранять свой статус в медиапространстве -«Первый канал» ориентирован прежде всего на новости в разных сферах жизни, на аналитику и комментарии специалистов, а канал «Культура» сконцентрирован на темах культуры, искусства, образования.

Свою авторскую позицию А. Мельман выражает не прямо, а косвенно, привлекая весь арсенал сатиры и юмора. Поэтому информация не кажется скучной и неактуальной. Читатель сможет понять и оценить иронию и сатирический подтекст, если доверяет автору. И действительно, диалогическая форма повествования особенно удается Мельману: «Это я о "Первом канале". Наверное, они общаются: но как же мы, такие все крутые, по жизни первые, а тут филиал "Культуры"... Да эта "Культура" ваша даже в десятку по рейтингам не входит». К кому обращены эти слова? Ко всем нам, и к хозяевам медиаиндустрии в частности.

Колонка А. Мельмана - «пестрая», под стать нашей современной жизни. Рядом с событиями на российском телевидении сосуществуют фрагменты из социума. «Девочки, ногами избившие свою подругу» в общежитии техникума в Ульяновской области, стали героинями московского ток-шоу "Прямой эфир" ("Россия 1"). Это огромный успех отечественной журналистики!». В таком небольшом вступлении уже сделаны авторские акценты, далее А. Мельман не щадит «сознание массового обывателя -главного надсмотрщика данного формата. Они не виноваты, просто их такими ТВ воспитало. Повозмущаются, посплетничают, посмотрят на чужую жизнь сквозь телевизионную замочную скважину и будут счастливы. Где добро, где зло - не важно. Важно увидеть это! Такие ток-шоу никогда не умрут». Конечно, вывод далеко не оптимистичный, но хочется верить, что журналиста услышат его коллеги, по воле которых жанр ток-шоу становится разменным товаром на рынке медиаиндустрии.

Такое понятие, как «медиаперсона», стало знаковым в системе современных ценностей. Л. Якубович, В. Познер, Н. Сванидзе, В. Соловьев, А. Малахов и многие другие. Этих людей называют «звездами» телеэкрана. Портретная галерея «звезд» широко представлена в колонках А. Мельмана. Автор вводит в статусе «звездности» много оттенков и граней. Например, никто не отрицает престижа и авторитета В. Познера: образ светского человека, дэнди привлекает многих зрителей. Но все эти каче-

ства как бы отступают на задний план, когда речь идет о Л. Аркус, которая была приглашена на ток-шоу Познера1. Мы узнаем о том, как творчество и жизнь становятся неразрывны в судьбе кинокритика, режиссера и просто душевного человека. «Она создала группу совсем маленьких детей. Там нет разделения на "больных" и "здоровых". Там все полноценны и нет ущербных, тех, кто нуждается в жалости. Ведь их не нужно жалеть, а всего лишь понимать. Они абсолютно такие же, как мы, не хуже и не лучше. Равноценные. Вот об этом Любовь Ар-кус и рассказала Владимиру Познеру». Человеческий фактор - важная составляющая такого жанра, как ток-шоу: увидеть в собеседниках прежде всего не знаменитостей, а людей, близких каждому из нас, - именно эти простые истины помогают завоевывать целевую аудиторию.

С легкой иронией А. Мальман рассуждает о том, как в России с почтением относятся к своей истории, отмечают праздники, переносят даты. Но порой забывают о главном - о своей культуре2. «Хотели, чтобы народ историю свою вспомнил, корни свои, подноготную. Гордился собой. Но народ почему-то не проникся. Да, сказали ему: празднуй, друг, 4-го, а не 7-го, какая разница. Он и празднует. Одно слово, выходной». Формальность становится какой-то национальной чертой отечественной психологии, может быть, кто-то и задумается о том, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

«Но я-то смотрю телевизор. А там "Служебный роман" 1977 года выпуска. Так вот это и есть, по-моему, наша национальная гордость и наше единство. Поляки далеко, Кремль - за красной стеной, а "Служебный роман" - вот он, здесь, рядом. Всегда актуальный (во всех смыслах!), всегда живой (круче, чем Ленин!), включил - и уже не оторвешься. Тут даже двух мнений быть не может. А поляки пусть подождут.»

Авторские акценты сделаны профессионально, в расчете на целевую аудиторию, на тех людей, кто слушает и слышит, кто может понять оценочный подтекст. Журналист работает в разных жанрах, его колонки - это обзоры, портреты, «собранье пестрых глав». Общая стилистическая тональность - разговорность и монологичность - воспринимается в контексте сегодняшнего дня. Рядом с сатирическими зарисовками сосуществуют портретные очерки. «Людмила Максакова - это звучит гордо. Нет это звучит нежно, ласково». «Смесь гремучей

1 «Московский комсомолец». - 30 окт., 2015.

2 «Московский комсомолец». - 6 нояб., 2015.

змеи с колокольчиком - Фаина Раневская сказала так не про нее, а про Ию Савину. Интересно, а что бы она сказала про Максакову»1. Вопрос, поставленный в подзаголовке, настраивает читателя на размышления о творческой судьбе актрисы. Автор не уходит в описание биографии, не делает акцента на рейтинге популярности. Он выбирает форму свободного авторского повествования: много риторических вопросов или высказываний, обращенных к подготовленной целевой аудитории, к людям, которые знакомы с театральной школой. «.Это и есть Максакова. Та, которая была любимицей Рубена Симонова. В Вахтанговском театре он просто "ставил" на нее, тогда еще совсем девочку. Теперь вы понимаете, какая это школа?!»

Прослеживается тенденция разговорности, диалогичности: простота изложения придает повествованию особенный стилистический шарм. «Говорят о тяжелом характере. О недоступности, неподступности. Вранье! Да, не сразу пустит в свой мир, и не каждого. Но если вдруг вам так повезет и вы окажетесь рядом.» Мельман деликатно соблюдает дистанцию между участниками «действия» - автор - герой -читатель, умело (по-журналистски) создает некую интригу по законам жанра. Может быть, читателю захочется домыслить, додумать. Именно в этом «захочется» скрыта авторская стратегия и тактика: действует классический принцип газетно-публицистического стиля -экспрессия-стандарт. «Благодаря взаимодействию информативной и воздействующей функций, а также в результате условий создания газетного текста (оперативность) последнему свойственно сочетание экспрессии и стандар-та»2. Разработанные теоретиками языка законы построения журналистского текста развиваются в контексте современной медийной ситуации.

Интерактивность и мобильность как критерии медийного мышления оказывают большое влияние на журналистику. Границы «экспрессии-стандарта» подвижны, важно не попасть под влияние массовых стереотипов, не потерять индивидуальность. Газетная авторская колонка открывает широкие возможности для поиска новых способов самовыражения. А. Мельман нашел свою стилевую нишу в газетной публицистике. Но как не просто сохранить авторское «Я», не раствориться в атмосфере модных событий, когда рейтинг медиаперсон порой превышает границы публичности и из-

1 МК. 26 сент. 2015.

2 Костомаров В. Г. Русский язык на газетной

полосе. - М., 1971. - С. 125.

вестности.

Узнаваемый стиль колумниста - показатель его мастерства. В интервью «Веселый пророк» А. Мельман рассказывает о В. Войновиче. В небольшом вступлении проявляется авторская позиция - подчеркнуть особенности личности так, чтобы социальный оценочный план оказался лишь подтверждением уникальной судьбы писателя. «Владимир Войнович - живой классик, что там говорить. Только это определение никак к нему не подходит, не для него оно. С таким чувством юмора - и на свободе! Не сидел, слава Богу, но в брежневские благословенные времена был исключен ото всюду, откуда только можно исключить, и уехал. Да, Германия его пригрела. Но распалась тоталитарная система, и Войнович вернулся. Живет рядом тут, в Новой Москве. Только руку протяни, позвони. и встретишься с живым классиком. С таким чувством юмора! И на свободе»3.

Какова тема интервью? Жизнь, политика, творчество - все это неразрывно в едином контексте. Беседа протекает плавно, такое ощущение, что журналист хорошо продумал сценарий, а может быть, умело подчинил свое авторское «Я» нравственным законам, требующим внимания к собеседнику, не нарушающим логику рассуждений. Интервью разделено на 4 части, каждая начинается цитатой из прямой речи интервьюируемого. Такое структурирование придает журналистскому тексту некую экспрессивность и динамичность, что помогает читателю ощутить атмосферу реальной ситуации, окружающей участников диалога.

- «Говорят, тебя преследуют, а у тебя курточка замшевая»;

- «Кто ты такой, чтобы на Солженицына нападать?!»;

- «Папа, сколько ты убил немцев?»;

- «После Путина будет попытка новой перестройки, неизбежно».

Такие разговорные экспрессемы подтверждают мысль о том, что интервью - это полуфункциональный жанр. Диалогичность и спонтанность и в то же время композиционная завершенность и целостность являются стилеоб-разующими. Кроме того, ориентация на монологичность отнюдь не противоречит драматургии беседы. Речевой план интервьюируемого, создающий основную текстовую тональность, расширяется в зависимости от целевой установки журналиста - сделать акцент на проблеме или судьбе героя.

Газетный медиаформат, в отличие от журнального, в какой-то мере ограничивает

3 МК. 11 марта. 2016.

творческие возможности журналиста, но опыт работы с медиатестом помогает А. Мельману быть конкурентоспособным в профессиональной сфере. Конвергентность и интерактивность как основные критерии современного мышления обусловливают рождение новых форм самовыражения. «С развитием конвергентных редакций газет и журналов в значительной степени меняется содержание работы и профессиональные компетенции стов»1. А. Мельман остается верен стилю колумниста, при этом совершенствуя свое мастерство в других аналитических и художественно-публицис-тических жанрах.

В журнальной периодике колумнистика представлена в широком медиаформате. Например, в журнале «Русский репортер» рубрика «7 событий» включает авторские колонки разных обозревателей - специалистов в области культуры и искусства. В литературном иллюстрированном журнале «Пионер» колумнисты -известные личности - преподают своеобразные уроки мастерства. GQ - глянцевое издание, рассчитанное на элитную аудиторию, - предлагает постоянную рубрику «Клуб GQ»: читатель может прочитать интересные, полемические эссе писателей, политиков, философов.

Стоит подробно остановиться на анализе колумнистики в «Русском репортере». Прежде всего хочется отметить, что медиаформат авторской колонки удачно соотносится с основным контекстом журнала демократической направленности. Эффективный механизм «обратной связи», разговорно-диалогическая форма повествования являются важной частью общей стратегии и тактики издания. Вступительное слово, или письмо к читателю, моделируются по принципу авторской колонки, что характерно для всех печатных СМИ. Но в «РР» есть некое своеобразие - к читателю может обратиться не только главный редактор, но и другие редакторы отделов, корреспонденты и обозреватели. Выбор автора зависит от основной темы номера, кто более компетентен, тот получит право пера. Создается непринужденный, доверительный стиль беседы, которая вовлекает предполагаемого собеседника в журнальный контекст. В рубрике «7 событий», помещенной в конце журнала и разделенной на разделы (музыка, фильмы, сериалы, книги, театр), выдерживается тот же принцип в подборе колумнистов: выбор авторов может варьироваться.

1 Смирнова О. В., Свитич А. Г., Шкондин М.В. Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. «Информаци-

онный потенциал общества и ресурсы медиасисте-

мы». - М., 2015.

В разделе «Книги» читателя не может не заинтересовать стиль К. Мильчина, литературного обозревателя «РР». Автор выбирает из культурных актуальных событий самые важные и преподносит информацию как человек, неравнодушный к происходящему. Речь идет о PR-акции, рассчитанной на стимулирование читательского спроса. В упаковочный дизайн книги включен небольшой текст - как правило, какое-то смешное высказывание, заставляющее покупателя «не пройти мимо». Внутри такой упаковки - томик Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». «А рядом еще целый шкаф завернутых в бумагу книг...»2. На самом деле это далеко не абсурдная акция, а продуманная рекламная кампания, позаимствованная Т. Ларионовой, заведующей сектором рекламы Научной библиотеки Байкальского государственного университета, у одного американского магазина. Об этой акции рассказали в социальных сетях, что получило соответствующий читательский отклик. Конечно, колумнист К. Мильчин поддерживает идею просвещения. «В общем, мораль у этой истории очень простая: пропаганда чтения может быть вполне успешной. Нужно просто иметь желание и воображение». Посоветовать, правильно ориентировать без особого пафоса и «нажима» - именно таков оценочный контекст литературного обозрения.

Колонка-мнение кинообозревателя В. Ко-рецкого (отдел «Фильмы») строится по классическому принципу рецензии - от частного к общему. Сначала вводится аннотация к одному или двум популярным фильмам недели, далее -хроника с небольшими комментариями. Важно отметить профессионализм автора и его компетентность в сфере киноискусства. Рассказывая о новой работе Гуазаньино - ремейке французского «Бассейна» 1969 года с Аленом Делоном и Роми Шнайдер - Корецкий отмечает, что режиссер «работает в невозмутимо беллетристической манере, но теперь в ней меньше отчаяния Антониони и больше сатиры Феллини, больше фатализма и злого гротес-ка»3. Колумнист выдерживает баланс триединства «описание-повествова-ние-рассуждение», при этом не забывает о том, что описание не должно быть скучным и затермило-гизированным. Авторская оценочность умело встраивается в контекст. «В общем, уже очевидно, что Гуазаньино уничтожает монополию столь любимого у нас (и в мире) Паоло Соррен-тино на звание главного итальянского бытопи-

2 «РР». № 13, июнь 2016.

3 «РР». № 13, июнь 2016.

сателя современности».

Стиль рецензии как аналитического жанра, несомненно, отражается в подаче информационного материала. Но автор-рецензент уступает место автору-колумнисту, который стремиться быть кратким, точным, немногословным и в то же время «услышанным». Для читателя-любителя важно то, что сделан акцент на занимательном сюжете, а для читателя, разбирающегося в киноискусства, большое значение имеет сопоставление традиций и школ. В. Корецкий максимально использует структуру «колонки». Если журналист выбирает один абзац, то делается акцент на рассуждении без пауз, когда тема воспринимается статично и поступательно (№ 13, июнь 2016). Разделение колонки на два или несколько абзацев соотносится с актуализацией содержательных частей заявленной темы. Например, в рассказе о фильме «Приходит дракон» режиссера Мани Хагичи (события в Иране 1960-х годов) сначала делается акцент на историческом сюжете с элементами мистики. Далее, во втором абзаце, подчеркивается реальность происходящего. «Самое невероятное, что эта история основана на достоверных фактах»1. Создается некое драматургическое напряжение: «как бы то ни было, реконструированная Хагичи история отлично работает и как метафора, и как увлекательный экскурс в дореволюционную и малоизвестную для нас историю Ирана». В небольшой, но четко структурированной колонке обозревателя уживаются фактологичность и оценочность как важные компоненты журналистского текста.

Заголовки колонок, включенных в общую рубрику «7 событий», удачно концентрируют внимание читателя, например, «Продукт советской эпохи» или «Русский блюз» (раздел музыки). Важно, что эти разделы ведут музыканты, в повествовании прежде всего проявляется авторское «Я». Колумнист - непосредственный участник событий. «Меня советская музыка пропитала с детства, она - часть моей органики. И когда пишу песни, автоматически проскальзывают приемы, интервалы оттуда. Иногда мои музыканты выруливают из моей же мелодии в какой-то советский хит. А я только потом понимаю, откуда ноги выросли. Так что я - продукт советской эпохи», -признается С. Сурганова - вокалист и лидер группы «Сурганова и оркестр»2. И действительно, нельзя не поверить автору, когда речь идет о том, что сегодня в музыке не хватает «духовности и мелодичности».

Колонку «Русский блюз» ведет композитор, гитарист Ю. Наумов. «Порой мне удается коснуться сокровенных струн в других людях,

1 «РР». № 13, июнь 2016.

2 «РР». № 13, июнь 2016.

но в основном это обращение к самому себе». Такое признание подготавливает исповедальный характер повествования, стиль авторской колонки приближен к жанру эссе. Ассоциативный план рассуждений музыкантов объединяет такие понятия, как «русская душа», «состояние острой грусти». В то же время нет ощущения пафоса субъективности в раскрытии темы. Речь идет также о жанровых традициях развития блюза и в Америке, и в России. Типологические особенности эссе: свободная трактовка темы, ярко выраженное авторское «Я» - расширяют рамки журналистского текста.

Колумнистика журнального медиаформа-та в рубрике «7 событий» моделируется в двух направлениях: автор приближается к жанру эссе или обозрения-рецензии. Задача колумниста, в отличие от журналистов, работающих в этих жанрах, в некоторой степени прагматическая -как можно убедительнее рассказать читателю о лучших культурных событиях недели. Очевиден диалогических дискурс, в который включены участники общего медиасобытия. Авторской колонке всегда соответствует хроника в стиле дайджест: визуальное и вербальное создают единый контекст. Кроме того, используют игровые элементы рекламного стиля. Каждое изображение (фильм, книга, спектакль, концерт) сопровождаются небольшим символическим знаком: очки - это чтение для интеллектуалов, стрела - для любителей острых ощущений, солнце - для романтиков, условная фигура одного человека - для массовой аудитории, две фигуры (маленькая и большая) - для детей.

Таким образом, страница журнала структурируется по принципу коллажного дизайна: хроника-дайджест, в которой большое значение имеют краткие комментарии, дополняет и продолжает контекст основной колонки. Информационно-познавательный потенциал рубрики «7 событий» несомненный, такая подача фактологического материала может в какой-то степени конкурировать с активным интернет-общением.

В глянцевом журнале GQ колумнистика предполагает широкий медиаформат. Рубрика «Клуб GQ» занимает, как правило, более шести страниц. Колумнисты инсценируют своеобразный «круглый стол», который объединяет разных знаменитостей: писателей, философов, политиков. Колумнистика приближается к печатному формату так-шоу3, когда журнал выступает как предполагаемый ведущий, приглаша-

3 Куницына Н. В. Синтез медиажанров. О некоторых тенденциях развития. - Научный рецензируемый журнал «Научные ведомости» Белгородского ун-та. - Белгород, 2015.

ющий гостей и задающий тон беседы. Задача -расширить жанровые границы полумнистики в интегрированном повествовании ток-шоу - заслуживает особого внимания. Но, к сожалению, содержание авторских колонок уводит читателя в специфический мир ассоциации и размышлений рассказчика. Колумнистика явно не соответствует своей первоочередной задаче - заинтересовать читателя в предложенной теме. Авторы будто разговаривают сами с собой, увлекаясь своей медиаперсоной. Может быть, кому-то важны философские изыскания тех или иных современных писателей и политиков, арт-деятелей и знатоков «высокой кухни»... Но настолько ли это целесообразно в рубрике «Клуб GQ», которая должна создавать условия для развития интересной дискуссии или беседы! Конечно, наше мнение не может быть абсолютным. Разные точки зрения о колумнистике как новом жанре лишь подтверждают исследовательский характер в подходе к этому вопросу.

Важно и первостепенно, на наш взгляд, сохранять лучшие журналистики традиции, когда автор не старается догнать или перегнать моду на имена и бренды. Литературный иллюстрированный журнал «Русский Пионер», так же как и GQ, создает некую публичную медиа-платформу и приглашает знаменитых людей. Основная тема определяется в небольшом вступлении главного редактора. «Я очень надеялся, что наши колумнисты смогут отличить грядущее от будущего. И я не ошибся. Более того, для кого-то черта оказалась роковой. Найдите этих людей сами. И еще вот что по итогам сделанного и прочитанного номера. Говоря о будущем, не думайте о прошедшем. Да, трудно. Да, почти никак. Но ведь пока вы думали о прошедшем, грядущее им стало. А в этом ничего обнадеживающего нет. И не будет»1.

Действительно, философская тема «времени» никогда не потеряет своей актуальности. На первый взгляд кажется, что приглашенные авторы-колумнисты могут увлечь читателя своими интерпретациями и аргументами. 26 авторских колонок формируют философский контекст, журнал стремится создать атмосферу светской беседы, включая юмор, не пренебрегая редкой оценночности. Наверное, редактор преследовал цель - собрать как можно больше людей разных профессий: президента Пушкинского музея Ирину Антонову, актера Максима Галкина, который, оказывается, «профессиональный лингвист», генерального директора Агентства стратегических инициатив Андрея Никитина, историка Константина Михайлова и

1 «Русский Пионер», март, 2016.

многих других. Конечно, колумнистика не сможет «прожить» без такого модного писателя, как Виктор Ерофеев! Можно прочитать о том, что «колумнисты «РП» неоднократно в этом номере цитируют строки И. Бродского о грядущем. Но композитор Алексей Журбин цитирует эти строки с особым значением». Можно узнать о том, что президент Курчатовского института Михаил Ковальчук рассказал «не только о своем грядущем». Можно догадаться о том, что библеист Андрей Десницкий будет обращаться к «Апокалипсису», рассуждая о будущем...

В одной из колонок указано: «Заинтересованный читатель не только обнаружит в этой колонке Андрея Бильжо свою фобию (а в колонке представлен набор фобий на любой вкус), но и узнает, что с ним и его фобиями может произойти в грядущем. Есть смысл к предостережению прислушаться. Все-таки автор - профессиональный психиатр». Возникает вопрос: «Кто же указанный "заинтересованный читатель"?». Интеллектуал, который наверняка сам найдет нужную литературу? Рассчитывать на массовую аудиторию не приходится: в нашей стране пофилософствовать любит элита. Журнал, который позиционирует себя как литературный и развивает медиаформат колумнисти-ки, не может не учитывать эффект обратной связи.

Выбрана игровая модель дизайна: журнал делится на пять частей - «Четыре четверти» и «Группу продленного дня». Названия рубрик относит нас в школьные времена: «Урок истории», «Пионервожатый», «Прогул уроков», «Сочинение». Кроме того, к каждой части или разделу дается небольшой подзаголовок. Например, «Четвертая четверть. Урок мужества. Повелитель джойстика. Обозреватель "РП" меняет профессию. Фотоувеличитель. Открытки из будущего». Такая игра «в прятки» может запутать даже суперагентов по интернет-коммуникациям. И философская тема номера журнала кажется какой-то выдуманной и искусственной.

Несомненно, печатные СМИ стремятся быть конкурентоспособными на медиарынке, поэтому ищут новый язык и стиль дизайна, новые контент-стратегии. И колумнистика печатного медиаформата открывает широкий простор для творческих экспериментов и открытий. Наше исследование авторской колонки в реальном медиапространстве позволило нам прийти к следующим выводам:

- традиции развития жанра колумнистики важны для понимания журналистского текста как некой медиаединицы. Выявление стилистических и композиционных особенностей автор-

ской колонки помогает рассмотреть журналистское произведение в медийном дискурсе.

- условия конвергентности предполагают функционирование разных типов журналистского текста: колонки-обозрения, колонки-комментария, колонки-эссе. Авторская колонка - это открытое пространство для жанровых экспериментов.

- печатный формат колумнистики - важный сегмент современной медиаиндустрии. Слово в руках мастера-колумниста обретает особую значимость. Тенденция к разговорности и диалогичности - стилеобразующие в журналистском произведении, ориентированном на целевую аудиторию, которая готова к восприятию авторской рубрики или колонки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - С. 106-107.

2. Жилавская, И.В. Качество журналистики как медиаобразовательная проблема // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - №3, в 2-х томах. Том 1 «Филологические науки». - С. 141 - 147.

3. Костомаров, В.Г. Русский язык на газетной полосе. - М., 1971. - С. 125.

4. Куницына, Н.В. Синтез медиажанров. О некоторых тенденциях развития. - Научный рецензируемый журнал «Научные ведомости» Белгородского ун-та. - Белгород, 2015.

5. Лазутина, Г.В. Журналистика в жизни общества - пером теоретика и практика. - М.: Ф-т журн. МГУ, 2016. - С. 69-70.

6. «Московский комсомолец». - 2016, 22 янв.

7. «Московский комсомолец». - 2015, 30 окт.

8. «Московский комсомолец». - 2015, 6 нояб.

9. «РР». - 2016, № 13, июнь.

10. «Русский Пионер». - 2016, март.

11. МК. - 2016, 11 марта.

12. МК. - 2015, 26 сент.

13. Свитич, Л.Г., Смирнова, О.В., Ширяева, А.А., Шкондин, М.В. Жанры публикаций в городской газете (по итогам контент-аналитического исследования газет средних и малых городов) // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - №4 (19). - С. 44-51.

14. Смирнова, О.В., Свитич А.Г., Шкондин, М.В. Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. «Информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы». - М., 2015.

15. Фролова, Т.И. Лучшие практики в социальной журналистике: содержание и перспективы профессиональных открытий // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - №3, в 2-х томах. Том 1 «Филологические науки». - С. 204 - 215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.