Научная статья на тему 'КОЛОНКА РЕДАКТОРА: ЗАДАЧА ЭКОПОЭЗИСА'

КОЛОНКА РЕДАКТОРА: ЗАДАЧА ЭКОПОЭЗИСА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОЛОНКА РЕДАКТОРА: ЗАДАЧА ЭКОПОЭЗИСА»

КОЛОНКА РЕДАКТОРА:

DOI: 10.24412/2713-1831-2022-1-3-4

ЗАДАЧА ЭКОПОЭЗИСА

Основная причина, побудившая нас создать журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика», заключается в том, что мы находимся в эпицентре экологического кризиса. Сами того не желая, мы превращаем среду нашего обитания в пустыню. Изменения климата является лишь одним из проявлений этой трансформации. Помимо пожаров и наводнений, вызванных повышением температуры, мы видим спровоцированное человеческой деятельностью уничтожение бесчисленного множества видов живых существ и загрязнение всего и вся: воды, которую мы пьем, воздуха, которым дышим, земли, на которой мы стоим. Наблюдая все это, нельзя не согласиться с мнением Майкла Мар-дера, который в своем интервью нашему журналу говорит о том, что мы превратили Землю в свалку. Неудивительно, что экологическое горе — это то, что все мы в той или иной мере испытываем.

Являются ли люди по своей сути деструктивным видом? Заложено ли в нашей природе то, что мы действуем таким образом, что Земля воспринимается нами лишь как объект для удовлетворения наших собственных потребностей? Мы можем признать, что далеко не всем человеческим сообществам свойственно такое деструктивное поведение. Коренные культуры характеризуются преимущественно более гармоничными отношениями людей с окружающим миром. Более того, в мире есть много мест, где люди стараются строить свои отношения с жизненной средой на взаимовыгодной основе. Природосберегающие подходы к ведению хозяйства, пермакультура и другие практики направлены на предупреждение разрушительных эффектов человеческой деятельности. Человечество осознает остроту экологических проблем и предпринимает шаги по их решению, хотя его усилия, связанные с их решением, пока явно недостаточны и кажутся запоздалыми.

Разрушительные последствия человеческой деятельности на окружающую среду не означают, что существование человека на планете само по себе является проблемой. Проблемными являются лишь такие отношения

людей к своей жизненной среде, которые являются следствием определенных социальных и исторических процессов. Сложившиеся формы властных отношений, основанных на доминировании одних над другими, колониализм и патриархат являются частью этих процессов. И все же было бы ошибкой прибегнуть к тотальной переоценке ценностей и пытаться вернуться к состоянию первозданной чистоты и невинности, которое могло бы сулить полное равенство и гармонию как в отношениях между людьми, так и людьми и иными формами жизни. Утопии, связанные с построением такой реальности, где природа не была бы затронута человеческой деятельностью, вряд ли осуществимы. Люди — культурные существа. В отличие от других видов, они не приспособлены к жизни в естественной природной среде. В интересах своего выживания человек трансформирует мир вокруг себя. Это является и бременем, и даром: бременем, потому что от людей требуются постоянные усилия, чтобы превратить природу в свою жизненную среду; подарок, потому что это означает, что мы можем адаптироваться к изменяющимся условиям и творчески реагировать на изменения.

Каким же может быть наш творческий ответ на происходящее сегодня разрушение окружающей среды? Члены редакционно-изда-тельского совета и авторы журнала «Экопо-эзис: экогуманитарные теория и практика» работают на платформе экогуманистики, используют различные художественные, образовательные и терапевтические практики. Как в терапии, так и в образовании, и в художественно-творческой деятельности есть то, что противостоит характерным для нашей эпохи тенденциям доминирования и насилия. Общим знаменателем экогумани-стики в разных областях и формах ее практического воплощения является ро1в$1$. Сам термин взят из греческого языка и использовался для обозначения созидательных, творческих начал в природе и в человеке. И производство, и потребление могут быть актами поэзиса, так же как поэтическими могут быть технологии. Хайдеггер указывает,

© Экопоэзис, 2022

Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2022, Том 3, № 1. ISSN 2713-1831

3

что techne и ро1в$1$ изначально были взаимосвязаны. Однако, когда технология отделяется от поэтического акта, она становится формой господства над другими.

Если мы посмотрим на психотерапевтические отношения, мы увидим, что положительные изменения происходят не тогда, когда у психотерапевта есть повестка дня, которую он навязывает клиенту, а когда он поддерживает те психологические механизмы, которые характерны для личности клиента. Это предполагает реализацию психотерапевтом позиции «отпускания», аналогичной хайдег-геровскому чувству Бет1а$$гп (отпускания) как альтернативы технологическому господству. Точно так же художник не может диктовать произведению свои условия, поскольку одним из условий для творчества является позиция открытости — восприимчивости к внешнему и внутреннему миру, позволяющая скрытым потенциалам явить себя и обрести собственную форму.

Восприимчивость важна как для искусства, так и для терапии, но она должна быть дополнена активными отношениями. Мы могли бы назвать эти два режима «удержанием» и «формированием». Формирование — это

человеческая творческая реакция на то, что возникает внутри человеческого существа и окружающем мире для того, чтобы помочь зарождающимся явлениям обрести свою собственную форму. Эстетическая ответственность арт-терапевта состоит в том, чтобы создать условия чтобы клиенты нашли свой собственный ответ на то, что возникает в их жизненной ситуации. Эстетическая реакция — это реакция, в которой клиенты, так, впрочем, и любой индивид, оказываются творчески окрыленными тем, что они делают. Эстетическая реакция позволяет почувствовать и создать нечто красивое, но не в смысле формы, которую можно беспристрастно созерцать со стороны, а в смысле особого телесного, эмоционального и наполненного смыслом переживания, сопровождающего диалог, сотворчество человека с миром или другим субъектом.

Гельдерлин писал: «Поэзией живет на свете человек». Задача экопоэзиса — восстановить этот поэтический образ жизни. Мы надеемся, что журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» внесет свой вклад в решение этой задачи.

Стивен К. Левин

4

Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2022, Том 3, № 1. ISSN 2713-1831

© Экопоэзис, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.