Научная статья на тему 'КОЛОНКА РЕДАКТОРА: ПОТЕНЦИАЛ ЭКОПОЭЗИСА И ПОЭТИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ В ТЕРАПИИ ИСКУССТВОМ'

КОЛОНКА РЕДАКТОРА: ПОТЕНЦИАЛ ЭКОПОЭЗИСА И ПОЭТИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ В ТЕРАПИИ ИСКУССТВОМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

24
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОЛОНКА РЕДАКТОРА: ПОТЕНЦИАЛ ЭКОПОЭЗИСА И ПОЭТИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ В ТЕРАПИИ ИСКУССТВОМ»

КОЛОНКА РЕДАКТОРА:

ПОТЕНЦИАЛ ЭКОПОЭЗИСА И ПОЭТИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ В ТЕРАПИИ ИСКУССТВОМ

Мы рады представить специальный тематический выпуск журнала, посвященный экологической терапии искусством, арт-терапии. В текущий критический период человеческого существования этот выпуск призван стать форумом для новаторских идей и практик, поддерживающих здоровье и благополучие человека и окружающей среды, основанных на поэзисе. Когда население планеты и сама глобальная сеть жизни из-за экологического кризиса с его широкомасштабными социальными, психологическими и экономическими последствиями находятся под угрозой, перед нами стоит задача поиска новой платформы для исцеления человека и мира природы. Эта платформа охватывает гуманитарные науки, искусство и экологию, поддерживает жизнестойкость человека и его способность к жизнеутверждающим творческим инициативам.

В тематическом выпуске показана роль экологической / природоцентрированной терапии искусством, как одной из таких творческих инициатив в соответствии с моделью устойчивого развития. Такая терапия искусством основана на экогуманитарном понимании искусства и подчеркивает его значение для развития экологического сознания, формирования культуры устойчивого развития. Она использует экогуманитарные технологии, охватывающие широкий спектр природо- и че-ловеко-охранных творческих стратегий и их применение в различных сферах жизни.

Хотя за последние несколько лет появился целый ряд публикаций об экологической / при-родоцентрированной терапии искусством [1,3,4,5], настоящий выпуск является новым шагом на пути ее утверждения в качестве приоритетного направления в медицине, образовании и социальной сфере в XXI веке.

Идея этого тематического выпуска возникла из духа естественной и культурной экологии, нашего обновленного понимания роли искусства в жизни человека и планеты, ибо оно развивает способность людей реагировать на трудности и страдания, преодолевать их на основе творчества, поддерживая здоровье,

благополучие и красоту в себе и жизненной среде.

Около полутора лет человечество живет в условиях пандемии: уменьшились или сущност-но изменились социальные взаимоотношения между людьми, их личностные и индивидуальные связи. Усилились виртуальные коммуникации между людьми и, в тоже время, по некоторым оценкам, увеличиваются потребности людей в общении с природой, и они находят свое выражение в массовых выездах на природу, погружении человека в естественный или даже «искусственный» мир (музеи, выставки, фотография и др.) природы. В условиях пандемии контакты с миром природы, очевидно, приобретают выраженный терапевтический и экогуманитарный эффекты. В то же время в условиях пандемии усиливается экологическая, природоцентрированная направленность деятельности специалистов, занимающихся оказанием психологической помощи, в том числе, на основе использования искусства и творческой активности, специалистов в сфере терапии искусством: арт-терапевтов, драматерапевтов, танцевально-двигательных терапевтов, музыкальных терапевтов, специалистов в сфере полимодальной терапии выразительными искусствами.

Концепция экопоэзиса выступает в качестве «путеводной звезды» современной терапии искусством. Она основана на идее поэзиса, связанного с творческой сущностью человека как «экологического» субъекта. Эта концепция позволяет рассматривать человека в его единстве с более чем человеческим миром, глобальной сетью жизни, экосферой, как способного заботиться о своем «земном доме», руководствуясь не только собственными потребностями, но и желанием сохранить биоразнообразие и благополучие окружающей среды.

Почему мы используем слово «экопоэзис»? В свое время термин «поэзис» был использован для описания сущности терапии выразительными искусствами, чтобы подчеркнуть ее связь не только с психологией, но и философией человеческого существования [2]. Этот

© Экопоэзис, 2021

Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2021, Том 2, №2. ISSN 2713-1831

3

термин в его современном понимании был заимствован у Мартина Хайдеггера, который сформулировал свое понимание человеческого существования в терминах поэтического (поэз-ного), творческого отношения к миру. По словам поэта Гёльдерлина, цитируемого Хайдегге-ром, «Поэзией живет на свете человек».

Люди в основе своей экологичны в том смысле, что их существование неотделимо от жизненной среды. Это тем более очевидно в эпоху антропоцена, когда человеческая деятельность изменила мир. Однако наше существование вовсе не обязательно должно предполагать инструментальное отношение к миру, эксплуатацию и насилие, при котором мы навязываем ему свою волю. Вместо этого мы можем взаимодействовать с жизненной средой, уважая и выявляя ее природу. Проявляя бережное, уважительное отношение к жизненной среде, искренне любя, ценя ее дары, мы можем видеть и поддерживать ее красоту в качестве сущностного экологического качества.

Подобная фундаментальная установка, связанная с поэзисом, как основой для построения отношений человека с его жизненной средой, миром природы, имеет огромное значение для терапии искусством, психотерапии в целом. Работая психотерапевтически, педагогически, мы не навязываем свою волю другому человеку и не пытаемся заставить его быть тем, кем, по нашему мнению, он должен быть. Скорее занимаем поддерживающую позицию, основанную на эмпатии, помогая клиентам, ученикам увидеть свои собственные возможности для исцеления и развития. Такое отношение обычно связывают с функцией «удержания», первоначально описанной Дональдом Винникоттом для обозначения отношения матери к ребенку или психотерапевта к клиенту. Если строить отношения с ребенком в соответствии с его собственными потребностями, внутренней природой,

Литература

а не потребностями матери, он обретает надежную основу для взаимодействия с миром, доверяя ему и своей природе. Для Винникотта ребенок раскрывает свою природу через игру. Точно также удерживающая функция психотерапевта создает такую среду, в которой клиенты могут раскрыть свою внутреннюю природу, вернуть себе способность доверять миру и играть с ним.

Более того, Винникотт понимал игру как основу для творчества. В творческом процессе художник играет с миром, с природой вокруг себя и в себе самом, помогая ей обрести новую форму. Любой творческий процесс может быть «формированием», но это формирование происходит не через навязывание человеческой воли и эксплуатацию, а через поддержку и раскрытие потенциалов, «позволение» любому существу, жизненной среде, себе самому явить свою сущность, свое неповторимое качество. Это позволение вещам и существам быть тем, кем они призваны быть по своей сути, и есть то, что Хайдеггер называл «поэзисом».

Для терапии искусством поэтическая установка принципиально важна. Мы используем наши навыки, чтобы направлять клиентов к реализации их собственных возможностей. Таким образом, терапия искусством кажется особенно подходящей в качестве примера эко-поэтического отношения к миру, помогая в эпоху антропоцена преобразовать разрушительные действия человека в отношениях с миром природы в жизнеутверждающую творческую инициативу, позволяющую нашей планете раскрыть свою красоту. Мы действительно можем наконец начать «поэтически жить» на Земле, поддерживая человека в единстве с его земным домом, глобальной сетью жизни.

А.И. Копытин С.К. Левин С.В. Алексеев

1. Atkins S. S., and M. A. Snyder. Nature-based expressive arts therapy: integrating the expressive arts and ecotherapy. — London and Philadelphia, Jessica Kingsley Publishers, 2018.

2. Levine S.K. Poiesis: The language of psychology and the speech of the soul. - London & Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 1997.

3. Heginworth I.S., Nash G. (Eds.). Environmental arts therapy the wild frontiers of the heart. — New York: Routledge, 2019.

4. Kopytin A., Rugh M. Green studio: nature and the arts in therapy. - Hauppauge, NY: Nova Science Publishers, 2016.

5. Kopytin A., Rugh M. Environmental expressive therapies: nature-assisted theory and practice. — New York: Routledge/ Taylor&Francis, 2017.

4

Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2021, Том 2, №2. ISSN 2713-1831

© Экопоэзис, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.