Научная статья на тему 'ВИТАЛЬНЫЙ ИСХОД'

ВИТАЛЬНЫЙ ИСХОД Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

49
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВИТАЛЬНЫЙ ИСХОД»

ВИТАЛЬНЫЙ ИСХОД

АЛАЛУ Джудит

несколько лет занималась изобразительным искусством. Обучившись терапии экспрессивными искусствами, стала работать с детьми, подростками и взрослыми. Является соучредителем Центра экспрессивных искусств* в Лиме (Перу), содиректором Центра экспрессивных искусств в Барселоне. Имеет степень доктора философии, защитив диссертацию на базе Папского университета католики дель Перу. Также получила ученую степень в области экспрессивных искусств в Европейской высшей школе в Швейцарии

ALALÚ Judith

For several years Judith has been experimenting with painting and has created three exhibitions. She is an expressive arts therapist and has been working with children, adolescents and adults from 1998. In addition, she is co-founder and director of TAE Peru*, and a teacher on the Expressive Arts Training Program that this institution has offered for fourteen years. She holds a degree in Psychology from the Pontificia Universidad Católica del Perú and is currently a PhD candidate in Expressive Arts at the European Graduate School in Switzerland.

ВЕЛЕЗ Одетта Амаранта

занимается искусством, практиками оздоровления и духовного развития. Является автором двух стихотворных сборников и соавтором нескольких книг по образованию. Работает, сопровождая процессы обучения, творчества и исцеления посредством экспрессивных искусств. Преподает экспрессивные искусства на базе Центра экспрессивных искусств в г. Лиме (Перу), а также в Университете Перуана де Сьенсиас Апликадас и в Международном центре образования Баха. Получила психологическое образование, закончив Папский университет католики дель Перу и пройдя специализацию по методу Баха. Получила ученую степень, закончив программу «Образование и демократия» в Университете Барселоны. В настоящее время заканчивает докторантуру в области экспрессивных искусств в Европейской высшей школе в Швейцарии.

VÉLEZ Odette A.

enjoys exploring the fields of art, health and spirituality. She is the author of two books of poetry and co-author of several books on education. She facilitates learning, creation and healing processes through the expressive arts. She teaches on the Expressive Arts Training Program of Tae Peru, in the Universidad Peruana de Ciencias Aplicadas and on the Bach International Education Program. She is a psychologist with a degree from the Pontificia Universidad Católica del Perú and a consultant in Bach Flower remedies, registered by the Bach Center of England. She obtained a Diploma of

Центр экспрессивных искусств в г. Лиме (Перу) предлагает учебную программу изучения экспрессивных искусств, ориентированную на Перу и другие страны Латинской Америки. Начиная с 2004 года, благодаря инициативам Центра, связанным с оказанием терапевтической поддержки населению, проведением образовательных и тренинговых программ, в Перу распространяется теория и практика экспрессивных искусств, используемых с целью лечения, образования, организационных и социальных изменений. Центр аккредитован Европейской высшей школой (Швейцария) как ведущее учреждение в области преподавания и развития экспрессивных искусств. Информация о Центре экспрессивных искусств в Лиме (Перу) представлена на портале www.taeperu.org

*

Advanced Studies from the Doctorate Program "Education and Democracy" of the Universidad de Barcelona. She is currently completing doctoral studies in Expressive Arts at the European Graduate School in Switzerland

THE VITAL EXODUS ÉXODO VITAL

Аннотация. Эта проект родился в результате объединения картин Джудит Алалу с поэзией Одетты Велез. Вдохновленная интермодальными возможностями экспрессивных искусств, связанных с разнообразием художественных языков, Джудит пригласила Одетту познакомиться с ее картинами и создать на их основе стихи. Так появилась серия визуальных и поэтических образов под названием «Витальный исход». Она призывает нас остановиться, дистанцируясь от привычного уклада жизни, сделать паузу в привычной череде действий, чтобы научиться чувствовать, мыслить и дышать по-другому, снова танцевать под ритм живой Вселенной, к которой мы принадлежим.

Abstract. This multi-arts project arose from the encounter between the painting of Judith and the poetry of Odette. Inspired by the intermodal aspect of the expressive arts, which promotes the practice of diverse artistic languages, Judith invited Odette to get to know her paintings and explore the possibility of creating poems in response to them. The verses arrived and this is how Vital Exodus came about, a meeting of visual and poetic images.

Введение

.................................О

Городская жизнь сегодня, особенно в латиноамериканских городах, таких как Лима (Перу), немного похожа на жизнь, затерянную среди мертвых. Доминируют денатурированные, загрязненные и бездушные пейзажи. Жестокие сцены, ускоренный ритм, хаос, головокружение, водоворот, резкость, переполненность, психоделия и пандемия (как та, которую мы сейчас наблюдаем по всей планете) — это то, что характеризует реальность вокруг нас. В этом сценарии пандемии (или «пустыне современности», как называет это Хиллман [2, Р. 41]) мы живем: люди, животные, растения, насекомые и тысячи не поддающихся классификации существ и артефактов. Там, подвергаясь бесконечным испытаниям, мы пытаемся приспособиться и найти смысл жизни. Иногда нам удается его найти, но иногда нет.

Мы устаем, заболеваем, чувствуем себя ошеломленными, пойманными в ловушку, едва выживающими в ужасных городах. Мы сожалеем, мы задаемся вопросом: Что мы здесь делаем? Мы хотим другой жизни, мы требуем другого места, мы просим о перемене и, наконец, мы кричим изо всех сил: «Хватит!» Пора двигаться, уходить и искать выход. Надоело, мы отправляемся куда-то еще, мы бежим в космическую пустоту. Настало время обратиться к природным ресурсам, памяти предков, творческим способностям, экопоэзису, надежде и возможности сопротивления. Мы возвращаемся к воде, к морю, чтобы соединиться с телом, природой и источниками

жизни. И тогда наполненная жизнью и созерцанием тишина начинает проникать в нас и воцаряться вокруг нас. Мы живы. Мы все еще плаваем.

Эту историю мы стремимся рассказать вам языком поэзии и изобразительного искусства. Изображения, которые кричат как единственная возможность ответить на непереносимые условия существования эстетически. В нашем творчестве мы бунтуем, восклицаем, потому что «красота должна быть разгневана или возмущена жизнью» [2, Р. 42].

Мы, как и многие другие люди и представители флоры и фауны, — существа, затронутые загрязненной жизнью в городах и за их пределами. Существа, которые запутались и вынуждены были покинуть свои естественные места обитания, превратившиеся в непригодные для жизни. Существа, которые инициируют исход, миграцию, ищут другие места для жизни. Мы находимся в поиске нового планетарного, чувственного сознания, которое питает душу мира и которое стремится вернуть человеческие и природные смыслы в технократическую среду.

Наш проект объединяет живопись и поэзию и является выражением нашего сопротивления тому миру, в котором попраны ценность и красота природы и человека. Мы реализуем свой проект как способ существования в мире, потому что искусство позволяет людям соединяться с их творческими способностями, восстанавливать их способность к поэзису как фундаментальной человеческой способности творчески реагировать на трудности и

вызовы [3]. Искусство в древней шаманской традиции является способом восстановления души: «Когда болезнь связана с потерей души, искусство самопроизвольно становится лекарством, лекарством для души» [4, Р. 1].

Искусство — это способ создания души, то есть способ восстановления страсти, жизненной силы и чувства существования [2]. «Витальный исход» — это книга, написанная языком поэтических и живописных образов, ярких штрихов, цвета и игры, а также наполненная голосами героев, полных боли и отчаяния. Возможность преобразования отчаяния и бессилия в надежду и силу проистекает из образов, жестов и поэтического слога. Они напитаны энергией, трансформирующей наш опыт и переносящей нас в фантастические миры красоты и надежды, способные стать реальностью.

К счастью, с экопоэзной точки зрения даже пустыня не пребывает в запустении и не испытывает недостатка в сердце, потому что она населена ящерицами, змеями и другими существами, и если мы хотим вернуться к чувствительному сердцу, мы должны искать его даже в пустыне, провоцировать и взывать: «Чем больше простирается пустыня, тем больше мы должны бушевать, а ярость есть наша любовь» [2, Р. 42]. Образы ревут, воют, лают, визжат, кричат — они зовут нас и просят нас почувствовать и осознать их присутствие и волю, признать их неотъемлемую ценность, увидеть и услышать мир с точки зрения поэ-зиса. Созерцание и слушание образов требует отказа от нашего эгоцентрического видения и развития экоцентрического восприятия, заинтересованного «в дикой, нерасчлененной стороне красоты» [6, Р. 259]. Выразительные искусства приглашают нас к более исконному и анимистическому восприятию, поскольку анимизм — «это не суеверие или поклонение природе. Это почтение к сотворенному царству, ко всей жизни, это чувство принадлежности к обширному и разнообразному ландшафту. Это признание того, что все вещи имеют дух или душу, что все живы и осведомлены» [5, Р. 56].

Столкновение с анестезирующими механизмами нынешнего времени требует рева, чтобы активировать наши чувства и повысить нашу сенсорную способность, нашу волю реализовать политические и творческие действия и нашу способность эстетически

реагировать на мир. Наша работа проистекает из желания обрести и утвердить новый способ существования — такой способ бытия в мире, который был бы солидарен с тайной мироздания и внимал голосу более чем человеческой реальности, постигал душу мира, занимая критическую позицию по отношению к нашему обычному инструментальному и технологическому отношению миру вокруг и друг другу. Лишь обретая это, мы позволяем «...себе и своему телу постигать речь вещей и земли, восстанавливать в себе витальность и дикость, влекущие нас к тайне, непредсказуемости, голосам земли, голоса более чем человеческого мира вокруг нас, которые слишком долго молчали» [6, С. 260].

Речь идет о восстановлении художественно-поэтического восприятия мира, которое мы потеряли из-за господства современного научного знания и его восприятия жизненной среды, природы как разделенной на субъектов и объекты, разум и тело, я и мир, природу и культуру. Настало время спасти видение мира как сакральной живой вселенной, как anima mundi, где все является взаимосвязанными частями единого сообщества. Задача изменения мира в XXI веке заключается в восстановлении утраченной связи с космосом, мифического и поэтического измерения бытия. Мы не осуждаем современную научную мысль и не идеализируем доиндустриальный образ жизни и анимистическое мировоззрение исконных народов. Однако мы должны переосмыслить наши отношения с природой, восстановить творческую и деликатную связь с ней, в которой современные технологии и инструментальный разум могут занимать законное, но не доминирующее место. Это связано с необходимостью решения задачи формирования новой картины реальности — картины взаимозависимости, взаимности и сотрудничества, в которой мы относимся к другим и к природе иначе, чем относимся к ним сегодня.

Искусство находится в авангарде этого процесса и предвосхищает развитие научной мысли. Художественный язык всегда находится в тесном контакте с жизнью мира благодаря выразительности и чувственности его визуальных, аудиальных, кинестетических и иных языков: «Искусство — это не просто универсальный язык для людей — это космологический язык формы, чувственной

сферы, из которой мы строим наши мысли» [5, Р. 58].

Творческий проект «Витальный исход» возник за несколько лет до пандемии, и сегодня его распространение более чем когда-либо имеет смысл и соответствует духу экопоэзиса. Его образы призывают не впадать в спячку, что мы делаем сейчас из-за режима самоизоляции. Однако спячка — это возможный способ инициировать витальный исход экопоэзиса. Нам необходимо остановиться, дистанцируясь от привычного уклада жизни, сделать паузу в привычной череде действий, чтобы научиться чувствовать, мыслить и дышать по-другому, снова танцевать под ритм живой Вселенной, к которой мы принадлежим.

В андском мире каждый цветок, каждая звезда, каждый камень, паук, пчела, каждая капля росы, каждый человек ... — это Вселенная-Пача, совершенная совокупность, которая, в свою очередь, дополняется еще одной Пача,

еще большей и совершенной, и этот процесс никогда не заканчивается.

Тот же самый ритм и поток порождающей энергии

и в живой клетке, и в галактике ... творит бесконечные проявления любви и гармонии

Поэтому... если я касаюсь цветка, я касаюсь звезды [7].

Литература

1. Hillman J. Re-visioningpsychology. — New York: Harper & Row, 1975.

2. Hillman J. The thought of the heart. — Dallas, Texas: Spring Publications, 1981.

3. Levine S. K. Poiesis. The language of psychology and the speech of the soul. — London: Jessica Kingsley Publishers, 1995.

4. McNiff S. Art as medicine. Creating a therapy of the imagination. — Boston: Shambhala, 1992.

5. Rugh M. M. Sitting on the edge of wonder. Art and animism in the service of person and planet healing // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. — 2020. — Vol.1, №1. — URL: http://ecopoiesis.ru

6. Stoknes P. Why eco-philosophy and expressive arts? In Levine, S. K and Levine, E. G. (Eds.), New developments in expressive arts therapy. The play of poiesis, pp. 258-260. // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. — 2020. — Vol.1, №1. -URL: http://ecopoiesis.ruLondon: Jessica Kingsley Publishers, 2017.

7. Vera A. Kintu: ofrenda de flores sagradas a la divinidad, símbolo de unidad, 2014. Recuperado de http:// ludoterapiaautocreadoragestalt.blogspot.com/2011/06/kintu-ofrenda-de-flores-sagradas-la.html

Вот я здесь потеряна среди мертвых

они толкают меня: извините, дайте пройти, берегитесь

я по-прежнему —

мои кости

мои руки

в этом городе психоделическом и аморфном

летающаярыбаплавающаяптица в разгар эпидемии

я иду среди запутавшись в проводах я танцую на цементе

здесь я играю рисую

и живу

между головокружением и вихрем

каждая из моих пор стала ухом, но я глуха и мой скелет без кожи

было бы лучше вернуться и попробовать себя в море

мои руки взывают уже хватит может быть, мне придется оставить их в этом апокалипсисе

но где-то в глубине рыба продолжает плавать

ориентироваться на асфальте ей сложно и двери этих зданий ей не легко открыть

может быть, было бы лучше попробовать делать это под водой?

в этом мегаполисе у нас новые головы покрытые шипами

мои волосы колют меня

руки протягиваются в пространство выражая намерение продолжать жить

среди ошеломленных попавших в ловушку

выживших в этом ужасном городе

вернемся ли мы?

сытые по горло, чтобы отправиться куда-то еще мы сбежим в космическую пустоту

беглецы, расколовшиеся на тысячу осколков

акулы-утки-звезды, недоумевающие куда ушло море, ибо мы не можем его найти

возможно, кто-то ищет свои холмы где идет дождь небесно-голубой но и там дни подобны ночам

а цунами запустения все стремительно накрывает здесь нет больше места для красоты вместо нее происходят хаотичные мутации и вторжение в человеческий генофонд

дерево упало

будем ли мы способны и дальше плавать в этом техногенном отравленном шуме?

может быть пришло время впасть в спячку?

я размываю

смешиваю

разбавляю

разбрызгиваю себя

тысячей цветов

Я все еще я

я переполнена, я резвлюсь я смотрю внутрь там мой дом и там я все еще могу остаться и кормить моих детенышей бороться и снова бороться

плавать или умереть

тишина начинает проявляться во мне и над бездной и тогда я слышу, что мы все еще живы мы все еще плаваем

Ссылка для цитирования

.........................................................................о

Алалу Дж., Велес О. Витальный исход // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. — 2020. — T. 1, № 2. [Электронный ресурс]. — URL: http:// ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен

Alalu J., Velez O. Vital exodus // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. — 2020. — Vol.1, №2. — URL: http:// en.ecopoiesis.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.