Научная статья на тему 'Коллективный педагогический субъект: сущностные характеристики понятия'

Коллективный педагогический субъект: сущностные характеристики понятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ / СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СВОЙСТВА / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА / ПРОДУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COLLECTIVE PEDAGOGICAL SUBJECT / ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF THE CONCEPT / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / PROPERTIES / CRITERIA AND INDICATORS OF TEACHING STAFF FORMATION / PRODUCTIVE INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балакирева Екатерина Игоревна, Лексакова Надежда Владимировна

В статье предпринята попытка определения сущностных характеристик понятия коллективный педагогический субъект. Авторами представлены различные подходы к определению коллективного педагогического субъекта; доказывается мысль, что создание коллективного педагогического субъекта (педагогического коллектива) является важнейшей целью управления образовательной системой. На примере дошкольной образовательной организации анализируются свойства, при которых коллективный педагогический субъект способен продуктивно взаимодействовать: взаимосвязанность и взаимозависимость в процессе реализации педагогической деятельности, совместные формы активности, коллективная рефлексия, целостное ценностно-смысловое поле. Дано авторское определение коллективного педагогического субъекта. Представлены критерии (межличностное взаимодействие, совместная активность, ценностно-смысловое единство, открытость, ресурсность) и показатели (взаимосвязь и взаимозависимость; проявление активности, поддержка на разных этапах деятельности; отношение к деятельности, к другим, к себе, наличие рефлексии; готовность принимать новых членов; умение учитывать индивидуальные способности и личностные качества участников; наличие рефлексии) уровня сформированности педагогического коллектива дошкольной образовательной организации как коллективного педагогического субъекта через включение в деятельность. Показано, что становление коллективности, предполагает возрастание субъектности исполнителей; корпоративности идентификации с определенным социумом, рефлексии своей принадлежности к нему, стремления к поддержанию статуса и имиджа своей образовательной организации, выработку и освоение форм коллективного мышления со специфическим стилем и подходом к проблемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балакирева Екатерина Игоревна, Лексакова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTIVE PEDAGOGICAL SUBJECT: ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF THE CONCEPT

The article gives the essential characteristics of the concept of the collective pedagogical subject. The authors present various approaches to define the collective pedagogical subject; they also prove the idea of creation of the collective pedagogical subject (teaching staff) to be the most important goal of the educational system management. The article analyzes, in terms of pre-school educational organization, the conditions under which the collective pedagogical subject is able to interact productively: the mutual connectivity and interdependence in the process of implementation of educational activities, collective forms of activity, collective reflection, and entire value-semantic field. The authors of the article consider the meaning of the collective pedagogical subject, the criteria (interpersonal interaction, collaborative activity, value semantic unity, openness, resourcing) and indicators (mutual connectivity and interdependence; activity, support at various stages of activities; the relation to activities, to others, to themselves, reflection ability; the willingness to accept new members; ability to take into account individual abilities and personal features of the participants; the level of teaching staff formation in pre-school educational organizations as a collective pedagogical subject through the involvement in activities. The article shows that staff formation implies the increase in subjectivity of performers; corporativity formation implies the increase in identification with a certain society, the reflection of their belonging to it, the desire to maintain the status and image of the educational organization, the development of instruments for collective thinking with a specific style and approach to problems.

Текст научной работы на тему «Коллективный педагогический субъект: сущностные характеристики понятия»

педагогические науки

Балакирева Екатерина Игоревна, Лексакова Надежда Владимировна КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ ...

УДК 37

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ

© 2018

Балакирева Екатерина Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики Лексакова Надежда Владимировна, аспирант кафедры педагогики Саратовский национальный исследовательский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье предпринята попытка определения сущностных характеристик понятия коллективный педагогический субъект. Авторами представлены различные подходы к определению коллективного педагогического субъекта; доказывается мысль, что создание коллективного педагогического субъекта (педагогического коллектива) является важнейшей целью управления образовательной системой. На примере дошкольной образовательной организации анализируются свойства, при которых коллективный педагогический субъект способен продуктивно взаимодействовать: взаимосвязанность и взаимозависимость в процессе реализации педагогической деятельности, совместные формы активности, коллективная рефлексия, целостное ценностно-смысловое поле. Дано авторское определение коллективного педагогического субъекта. Представлены критерии (межличностное взаимодействие, совместная активность, ценностно-смысловое единство, открытость, ресурсность) и показатели (взаимосвязь и взаимозависимость; проявление активности, поддержка на разных этапах деятельности; отношение к деятельности, к другим, к себе, наличие рефлексии; готовность принимать новых членов; умение учитывать индивидуальные способности и личностные качества участников; наличие рефлексии) уровня сформированности педагогического коллектива дошкольной образовательной организации как коллективного педагогического субъекта через включение в деятельность. Показано, что становление коллективности, предполагает возрастание субъектности исполнителей; корпоративности - идентификации с определенным социумом, рефлексии своей принадлежности к нему, стремления к поддержанию статуса и имиджа своей образовательной организации, выработку и освоение форм коллективного мышления со специфическим стилем и подходом к проблемам.

Ключевые слова: коллективный педагогический субъект, сущностные характеристики понятия, дошкольная образовательная организация, свойства, критерии и показатели сформированности педагогического коллектива, продуктивное взаимодействие.

COLLECTIVE PEDAGOGICAL SUBJECT: ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF THE CONCEPT

© 2018

Balakireva Ekaterina Igorevna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the Department of Education, Head of the Department Leksakova Nadezhda Vladimirovna, post-graduate student of the Department of Education

Saratov National Research State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya street, 83, e-mail: [email protected])

Abstract. The article gives the essential characteristics of the concept of the collective pedagogical subject. The authors present various approaches to define the collective pedagogical subject; they also prove the idea of creation of the collective pedagogical subject (teaching staff) to be the most important goal of the educational system management. The article analyzes, in terms of pre-school educational organization, the conditions under which the collective pedagogical subject is able to interact productively: the mutual connectivity and interdependence in the process of implementation of educational activities, collective forms of activity, collective reflection, and entire value-semantic field. The authors of the article consider the meaning of the collective pedagogical subject, the criteria (interpersonal interaction, collaborative activity, value - semantic unity, openness, resourcing) and indicators (mutual connectivity and interdependence; activity, support at various stages of activities; the relation to activities, to others, to themselves, reflection ability; the willingness to accept new members; ability to take into account individual abilities and personal features of the participants; the level of teaching staff formation in preschool educational organizations as a collective pedagogical subject through the involvement in activities. The article shows that staff formation implies the increase in subjectivity of performers; corporativity formation implies the increase in identification with a certain society, the reflection of their belonging to it, the desire to maintain the status and image of the educational organization, the development of instruments for collective thinking with a specific style and approach to problems.

Keywords: collective pedagogical subject, essential characteristics of the concept, pre-school educational organization, properties, criteria and indicators of teaching staff formation, productive interaction.

Для сегодняшнего времени обращение к проблеме работы во взрослом коллективе достаточно неоднозначно. С одной стороны, уже классикой (историей) являются теория коллектива А.С.Макаренко, опирающаяся во многом на советскую идеологию, но, безусловно имеющая огромный успех в XX веке и реальное применение и в современных практиках; с другой стороны, введение нового профессионального стандарта и соответственно задач, которые предлагаются педагогам, работающим в образовательных организациях, задают очень высокий уровень соответствия, нужны профессионалы, умеющие работать в команде, осознающие свою личную и коллективную ответственность за результаты деятельности.

У руководителей возникают вопросы, как организовать работу сотрудников в образовательных организациях, на что опираться?

Одной из основных целей управления образовательной системой с учетом новых государственных задач является, на наш взгляд, создание действующего педаго-

гического коллектива (коллективного педагогического субъекта), способного выполнять новые виды деятельности, которые сложно, почти нереально выполнять сотрудникам самостоятельно.

Существуют различные подходы к определению коллективного педагогического субъекта. Впервые категория субъект в психологии начала рассматриваться С.Л. Рубинштейном еще в 1920-30-е годы [1].

В психологической литературе выделено несколько значений понятия «коллективный субъект» (А.Л. Журавлев, 2002):

1.«Коллективный субъект» и «коллектив как субъект» используется в одном и том же смысле в контексте гносеологического противопоставления субъекта и объекта (А.Л. Журавлев, А.Г. Ковалев, В.Ф. Рубахин, A.A. Русалинова, A.B. Филиппов и др.).

2. Понятие «Коллективный субъект» противопоставляется «индивидуальному субъекту» или субъекту вообще. Основная идея понятия «коллективного субъекта» в

Balakireva Ekaterina Igorevna, Leksakova Nadezhda Vladimirovna pedagogical

COLLECTIVE PEDAGOGICAL SUBJECT ... sciences

том, что он рассматривается не как индивид, отдельный человек, а с позиции его связи с другими людьми в контексте некоторой общности.

Общность представляется как взаимозависимая, взаимосвязанная, объединенная совместной деятельностью группа людей.

Этот подход позволяет взглянуть на «коллективный субъект» с двух точек зрения: гносеологической и онтологической, что качественно отличает его от предыдущего подхода. В первом случае «коллективный субъект» подразумевает только его гносеологическое значение (А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, Б.Ф. Ломов, H.H. Обозов и др.).

3.«Коллективный субъект» является качественной характеристикой коллектива. Таким образом, признак коллективной субъектности присущ в разной степени любому коллективу. При этом коллективный субъект характеризуется совокупностью качеств. В зависимости от коллектива, может существенно меняться как набор качеств, так и объем совокупности.

4. А.В. Брушлинский предлагает понимание «коллективного субъекта» в наиболее широком смысле. Коллективный субъект есть всякая совместно действующая или ведущая себя группа людей. Коллективный субъект по сути есть каждая совокупность людей, объединяющими признаками которой являются любые формы поведения, отношения, деятельности, общения, взаимодействия. Масштаб понятия субъекта может быть различным, в том числе, как считает А.В. Брушлинский, все человечество. При этом автор не делает различий между «групповым» и «коллективным» субъектом. В настоящее время социальная психология вкладывает в «коллективный субъект» понимание его как «совместности». Важно различать понятия «коллективность», «коллективистические отношения», а также «коллективизм», который понимается А.В. Брушлинским как психологическое качество коллектива или личности в коллективе. [2, с. 14].

Но вариативные позиции объединены общей идеей, она «состоит в том, что действия и деятельность отдельных индивидов, ранее независимые друг от друга, объединяются и образуют новую деятельность, которая не может быть выполнена никем из индивидуумов отдельно» [3, с. 102].

При этом не только появляются новые виды деятельности, качественно улучшаются прежние, но и в соответствии с идеей интеграции, персонализации индивидов друг в друге (по А.В. Петровскому) происходит профессионально - личностное развитие педагогов.

Понятие «коллективный субъект» стало активно использоваться в педагогических исследованиях благодаря работам К.А. Абульхановой-Славской, A.B. Брушлинского, И.В. Вачкова, В.В. Давыдова, А.И. Донцова, А.Л. Журавлева, И.А. Колесниковой, Б.Ф. Ломова, Е.И. Сахарчук, Ю.В. Сенько, Н.К. Сергеева, В.В. Серикова и др.

Значимым признаком коллективного педагогического субъекта является наличие субъект - субъектных отношений, которые в условиях взаимодействия выражаются в активности педагога, обеспечивающей реализацию всех элементов деятельности:

- целенаправленность (осмысление общей цели);

- мотивированность (осознание мотива и активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);

- структурированность (четкое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности, позволяющие проявлять собственную субъективность при выборе средств и способов деятельности);

- результативность (способность производить действия и достигать результата).

- целостность (взаимосвязанность участников деятельности);

- согласованность (согласование действий

ков деятельности, низкий уровень конфликтности).

Коллективный педагогический субъект дошкольной образовательной организации способен продуктивно взаимодействовать при наличии следующих свойств [4]:

- взаимосвязанности и взаимозависимости в процессе реализации педагогической деятельности, что проявляется в интеграции усилий педагогов в формировании различных видов опыта у воспитанников, а также в принятии всеми членами педагогического коллектива основополагающей ценности - ориентации на развитие личности воспитанника;

- способности коллектива проявлять совместные формы активности (интеграция усилий педагогов в выделении образовательных областей и нахождение конструктивного взаимодействия в процессе формирования различных видов социального опыта воспитанников; общение внутри группы и с другими группами, групповые действия, совместная деятельность, по отношению к координации деятельности всех членов педагогического коллектива в реализации новых (нетрадиционных) функций педагогов; способность членов коллектива к профессиональной самоорганизации и саморазвитию);

- способности педагогов к коллективной рефлексии, в результате которой осознаются обобщенные алгоритмы достижения цели, корректируются взаимоотношения и степень активности каждого участника совместной деятельности. Все это способствует формированию в коллективе чувства «Мы».

Развитие личностных и когнитивных качеств воспитанников путем создания индивидуальных педагогических систем педагогов - есть общая цель педагогического коллектива как коллективного педагогического субъекта.

Создание единого ценностно-смыслового поля коллективного педагогического субъекта невозможно без важного условия - «ансамблевости» педагогического состава.

Каждый педагог является носителем собственного субъектного опыта и одномоментно «коллективного разума». Первое позволяет ему выразить в деятельности свою уникальность и неповторимость, второе - дополнять и поддерживать общую идею и логику совместного дела.

Работа в коллективе предполагает и опыт межличностного взаимодействия, где нужно уметь обсуждать, находить компромиссы, подчиняться большинству, действовать согласованно.

В этом случае педагогический коллектив выступает как единое целое.

Коллективный педагогический субъект при этом выступает как источник педагогической деятельности, направленной на личностное развитие.

Таким образом, важнейшим условием успешного выполнения педагогической деятельности педагогическим субъектом является наличие у него организационных и психологических аспектов.

Под организационными аспектами понимают деятельность различных структур управления, организующих взаимодействие педагогов. Психологические аспекты относятся к целям, способам, смыслам и механизмам взаимодействия педагогов.

Все сказанное, позволяет сформулировать определение коллективного педагогического субъекта.

Под коллективным педагогическим субъектом понимаем коллектив педагогов, объединенных общим пониманием ценности своей деятельности - развитие и воспитание ребенка; имеющих единую профессиональную позицию; обладающих индивидуальным личностно -педагогическим опытом, позволяющим проектировать и реализовывать вариативные программы развития детей и создавать уникальную развивающую среду.

Развитие коллективного педагогического субъекта в образовательной организации происходит постепенно. Под этапом профессионального развития педагогиче-

педагогические науки

Балакирева Екатерина Игоревна, Лексакова Надежда Владимировна КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ ...

ского коллектива мы понимаем промежуток времени, который может быть охарактеризован определенным уровнем профессионализма.

Под профессионализмом при этом понимаем характером качественных изменений коллективной профессиональной деятельности, профессионального общения и межличностных отношений.

Выделение этапов становления коллективного педагогического субъекта при этом основывается на сформи-рованности этих характеристик в условиях конкретной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, предлагаем систему критериев и показателей уровня сформированное™ педагогического коллектива ДОО как коллективного педагогического субъекта через их включение в деятельность.

Таблица 1. Критерии сформированности коллективного педагогического субъекта деятельности педагогов ДОО через их включение в деятельность.

Критерии Показатели

1. Межличностное взаимодействие Взаимосвязь и взаимозависимость.

2. Совместная активность Проявление активности, поддержки на разных этапах деятельности: - предлагает, - поддерживает, - планирует, - оформляет, - презентует.

3. Ценностно - смысловое единство Отношение к деятельности, к другим, к себе. Наличие рефлексии.

4. Открытость Готовность принимать новых членов

5. Ресурсность Индивидуальные способности и личностные качества участников

Ресурсный компонент представляет собой человеческие возможности, обладая которыми, педагоги могут успешно решать цели и задачи коллективной педагогической деятельности при профессионально грамотном руководстве.

Открытость, является важным критерием организации коллективного педагогического субъекта, путем вливания новых кадров со своими взглядами, индивидуальными качествами, способностями.

Наличие ценностно-смыслового единства в структуре коллективной педагогической деятельности характеризует ее как высший уровень взаимодействия педагогов. [5, с. 16].

Такого рода коллективность в педагогической деятельности необходима при реализации наиболее сложных образовательных задач, связанных с формированием системы ценностных ориентаций, общекультурных и базовых профессиональных компетенций.

Их становление определяется не организационными усилиями педагогов, а созданием ситуации развития коллективного педагогического субъекта, развивающей образовательной среды, деятельности, которая востребует от педагогов проявления совместной позиции, избирательного принятия ценностей, а также реализации других личностных функций в процессе проектирования действий и способов.

Рефлексия помогает увидеть личностный смысл деятельности, осознать значимость каждого, осмыслить результат с точки зрения будущей жизни.

Ранее было показано, что совместная активность является критерием сформированности коллективной субъектности в педагогической деятельности.

Этот критерий выражается в стремлении членов коллектива к разнообразной деятельности, направленной на позитивное преобразование окружающей действительности, других людей и себя.

При этом взаимодействие педагогов ориентировано на взаимную поддержку и не ограничивается только совместными воспитательными мероприятиями.

Каждая личность, будучи частью коллектива, свободна в своих проявлениях и способна совершить поступок, одномоментно она в своей педагогической организации отражает единые педагогические закономерности, а поэтому выстраивается, подчиняясь единой логике.

По мнению Абульхановой К.А., сотрудничество является проявлением наивысшего уровня согласованности позиций в деятельности [6, с. 21].

Поэтому высшим проявлением критерия межличностного взаимодействия коллективного педагогического субъекта выступает не просто взаимодействие педагогов между собой, но «их взаимосодействие, направленное на достижение конечной задачи» [6].

Охарактеризованные критерии позволяют не только продиагностировать наличие коллективного педагогического субъекта деятельности образовательной организации, но и оценить его уровень на различных этапах становления.

В качестве показателей становления коллективности, по аналогии с другими формами социализации, могут выступать несколько факторов.

Во-первых, это возрастание субъектности исполнителей.

Во-вторых, идентификация индивида с определенным социумом, ощущение принадлежности к нему и гордости за него, ощущение личной ответственности за его статус и имидж.

В-третьих, наличие внутри коллектива специфического стиля мышления, выработка общего подхода к решению проблем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Славская А.Н. Основы психологии С.Л. Рубинштейна [Электронный ресурс]: философское обоснование развития. /А.Н. Славская. Электрон. текстовые данные. М.: Институт психологии РАН, 2015. 344 с. 9785-9270-0302-0. Режим доступа: http://www.iprbookshop. т/51935.Ыт1.

2. Брушлинский А.В. Субъект, мышление, учение, воображение. М.: Воронеж, 1996. 392 с.

3. Брушлинский А.В. Психология субъекта / отв. ред. проф. В.В. Знаков. М.: Ин-т психологии РАН; СПб.: Алетейя. 2003. 272 с.

4. Журавлев А.Л. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1993. № 4. Т. 14. 5 с.

5. Шевелев Е.А. Управление процессом становления коллективного педагогического субъекта в образовательном учреждении // Современная образовательная среда: материалы региональной научно-методической конференции. 2010. С.249 - 252.

6. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. 187 с.

7. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. 144 с.

8. Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия: теоретические и прикладные проблемы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 476 с.

9. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. М.: ПЕРСЕ, 2006. 382 с.

10. Ильин В.А. Социально-психологические основы командообразования: методология и базовые техники. М.: Моск. псих.-соц. институт, 2005. 168 с.

11. Немов Р.С. Путь к коллективу. М.: Педагогика, 1988. 250 с.

12. Нестеров В.В. Педагогическая компетентность: учебное пособие. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. 188 с.

13. Петровский В.А. Феномен субъективности в развитии личности. Самара: Изд-во СГУ, 1997. 102 с.

14. Сериков В.В. Общая педагогика. Избранные лекции. Волгоград: Перемена, 2004.278 с.

15. Трудовой коллектив как объект и субъект управления /отв. ред. А.С. Пашков. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 86 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Balakireva Ekaterina Igorevna, Leksakova Nadezhda Vladimirovna COLLECTIVE PEDAGOGICAL SUBJECT ...

pedagogical sciences

16. Янг С. Системное управление организацией. М.: Просвещение, 1972. 250 с.

Статья поступила в редакцию 21.07.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.